Согласно Закону об образовании Донецкой Народной Республики (изменения от 24.09.2020) переход образования Донецкой Народной Республики на российские стандарты в сентябре 2020 года внес ряд серьезных изменений в стандартную практику обучения и воспитания детей: обновление содержания образования; внедрение новых педагогических технологий, обеспечивающих развитие личности[6].
Сложные, порой противоречивые, но неизбежные преобразования отражаются в деятельности учреждений дополнительного образования детей. И если содержание образования в них претерпело существенные изменения, то образовательные технологии обновляются медленно: прочно закрепилась традиционная система, и многие педагоги стараются избежать работы с новыми технологиями. Педагоги часто говорят: «Я учу детей, даю им знания, а значит, развиваю». Но это приводит к отождествлению в сознании педагога процессов обучения и развития. Конечно, даже традиционное обучение способствует развитию. Но при этом процесс развития является стихийным, неуправляемым. Не учитываются задачи развития, которые должны решаться в рамках конкретного возрастного периода. Традиционное обучение «тренирует и закрепляет те психические функции, которые в своей основе возникали и начали развиваться у детей еще в дошкольном возрасте» [4].
Как следствие, возникают пробелы в развитии обучающихся, оно зачастую является неполным, односторонним.
Педагогические технологии дополнительного образования детей ориентированы на решение сложных психолого-педагогических задач: научить ребенка работать самостоятельно, строить диалоги с детьми и взрослыми, прогнозировать и оценивать результаты своей работы, искать причины трудностей и уметь преодолеть их.
Актуальность
Целью работы является теоретический обзор современных педагогических технологий в практике дополнительного образования и их использование в развитии творческих способностей детей.
Задачи исследования :
1. Изучить теоретические основы современных образовательных и педагогических технологий.
2. Рассмотреть виды современных технологий обучения детей и их практическое применение в системе дополнительного образования.
Современные педагогические технологии, как фактор повышения качеств ...
... ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения - выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании ...
3. Изучить использование современных педагогических технологий в развитии творческих способностей детей.
Объект исследования –, Предмет исследования, Методология, Метод исследования, РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
-
Интерпретации концепции педагогической технологии
Слово «технология» происходит от греческих слов techne — искусство, мастерство и logos — обучение. Поэтому термин «педагогическая технология» в дословном переводе означает обучение педагогическому искусству, мастерству.
Различные определения понятия «педагогическая технология» указывают на то, что это качественно новый этап в развитии современной педагогики.
Понятие «педагогическая технология» чаще всего трактуют следующим образом:
1. Педагогическая технология — системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методических средств, используемых для достижения педагогических целей [8].
2. Педагогическая технология — это продуманная модель совместной педагогической деятельности при проектировании, организации и ведении образовательного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для студентов и преподавателей [2].
3. Педагогическая технология — совокупность психолого-педагогических установок, определяющих особый набор и расположение форм, методов, методов, методов обучения, средств обучения; это организационно-методический инструментарий педагогического процесса [14].
4. «Педагогическая технология» — осмысленный прием реализации учебного процесса [1].
6. «Педагогическая технология» — описание процесса достижения запланированных результатов обучения [3].
В России проблемой изучения, создания и использования на практике педагогических технологий как метода управления педагогическим процессом стал П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, Ю.К. Бабанский, П. Эрдиев, В. Беспалько, М. Кларин и др. [2].
Некоторые ученые определяют это понятие очень широко и глобально, сравнивая его с системой и с образованием в целом (Б.Т. Лихачев, Г.К. Селевко).
Таким образом, Б. Лихачев пишет, что педагогическая технология — это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих особый набор и расположение форм, методов, методов, методов обучения, средств обучения; весь организационно-методический инструментарий педагогического процесса [7].
Другие ученые (В.Б. Гузеев, Н.Е. Щуркова, В.А. Сластенин) отмечают узкий круг понятийного функционирования, считая, что технология — это определенная педагогическая система приемов, педагогическая методика. Вот как Н. Щуркова: «Это закономерный набор разнообразных приемов педагогического воздействия как естественное и гармоничное поведение учителя в контексте современной культуры». В.П. Беспалько утверждает, что педагогическая технология является значимым приемом реализации учебного процесса [7].
Шпаргалка: Технологии осуществления педагогического процесса
... общим относятся технологии конструирования, например процесса обучения и его осуществления. Частные - это технологии решения таких задач обучения и воспитания, как педагогическое стимулирование деятельности учащихся, контроль и оценка ее результатов. Педагогическая технология в отличие ...
Однако, третья группа исследователей (Ю.П. Азаров, В.М. Шепель) связывает рассматриваемое понятие с его первоначальным значением: techne — слово греческого происхождения, означает умение, искусство, а logos — наука, обучение. Итак, Ю.П. Азаров представляет педагогическую технологию как способность учителя создавать условия для саморазвития личности. В.М. Шепель пишет, что технология — это искусство, мастерство, набор методов изменения государства [7].
Четвертая группа исследователей (М. М. Левина, В. А. Якунин, Н. Ф. Талызина) определяют это понятие, связывая его с управленческой стороной образовательного процесса [7].
На основании всех вышеперечисленных мнений можно с уверенностью сказать, что под педагогической технологией следует понимать систему действий учителя, связанных с решением педагогических задач в сфере обучения и воспитания.
-
Структура педагогической технологии. Классификация технологий обучения
Каждая педагогическая технология имеет свою структуру. Структура педагогической технологии представлена в таблице [20].
«Структура педагогической технологии»
Проанализировав содержание таблицы, можно сделать вывод, что педагогическую технологию можно определить как программный (алгоритмический) педагогический процесс, обеспечивающий достижение намеченных педагогических целей.
Классификация технологий обучения в современной дидактике представлена по разным признакам [12]:
1. На философской основе (материалистической и идеалистической, диалектической и метафизической, гуманистической и бесчеловечной, бесплатного образования и принуждения и т. Д.).
2. По уровню применения (общепедагогический, предметный, модульный (местный)).
3. Согласно научной концепции усвоения опыта (развивающие, ассоциативно-рефлекторные, бихевиористические, гештальт-технологии, интериоризация, развивающие).
4. По ориентации на личностные структуры (информационная — формирование знаний, навыков и умений; оперативная — формирование приемов мыслительных действий; эвристическая — развитие творческих способностей; прикладная — формирование эффективной и практической сферы).
5. По характеру содержания и структуры (учебно-педагогическая, светско-религиозная, общеобразовательная и профессионально-ориентированная, гуманитарно-технократическая, разнопрофильная; монотехнология; комплексная (политехнология)).
6. По характеру модернизации традиционной системы образования (технологии, основанные на дидактической реконструкции учебного материала; технологии, основанные на гуманизации и демократизации отношений между педагогом и обучающимися; технологии активизации и активизации деятельности обучающихся).
Современные технологии социальной и воспитательной работы в системе ...
... практического освоения современных технологий в дополнительном образовании нельзя ... Дополнительное образование детей ориентировано на освоение опыта творческой деятельности в интересующей ребенка области практических действий на пути к мастерству. Проблема работы с одаренными детьми актуальна и перспективна для системы дополнительного образования, ... дела 2 Технологии воспитания классифицируют:, ...
Среди типичных педагогических технологий в области применения в образовании можно выделить [5]:
1) в зависимости от психологических структур выделяют и классифицируют следующие технологии: информационные технологии (формирование ЗУН); оперативный (формирование приемов мысленных действий); эмоциональный, нравственный (формирование сферы эстетических и нравственных отношений); саморазвитие (формирование механизмов саморазвития личности); эвристический (развитие творческих способностей обучающегося);
2) по характеру содержания образования технологии бывают: учебно-воспитательные, светские и религиозные, общеобразовательные и профессиональные, а также профессионально ориентированные, гуманитарные и технократические;
3) классификация педагогических технологий по типу организации и управления познавательной деятельностью студентов: разомкнутый (неконтролируемая, некорректируемая активность обучающегося); циклический (с контролем, взаимным контролем, самоконтролем); рассеянный (фронтальный) или направленный (индивидуальный); ручной или автоматический (с использованием автоматизированных средств обучения);
4) по стилю управления можно выделить следующие педагогические технологии: авторитарные (жесткая организованность, подавление инициативы и самостоятельности обучающихся); дидактоцентрический (приоритет обучения над образованием); личностно-ориентированный (центр обучения — личность обучающегося).
В рамках наиболее перспективных личностно-ориентированных технологий выделяются технологии сотрудничества (стремятся к демократии, равенству, партнерству, субъектно-субъектным отношениям); технологии свободного воспитания (они ориентированы на предоставление обучающемуся свободы выбора, самостоятельности в его деятельности).
Таким образом, «педагогическая технология» — это педагогический феномен, концентрирующий в себе способность решать многие задачи в современных образовательных условиях [17].
Подводя итог рассмотрению понятия «педагогическая технология», стоит отметить, что специфика педагогической технологии состоит в том, что построенный на ее основе педагогический процесс должен «гарантировать» (обеспечивать) достижение поставленных целей и результатов. Вторая характерная особенность технологии — структурирование (алгоритмизация) процесса взаимодействия педагога и обучающихся.
РАЗДЕЛ 2. СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРАКТИКЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
1. Современные педагогические технологии в сфере дополнительного образования детей
Согласно исследованиям Кузьмина С.С., Мазуренко Л.Н., Сурковой Н.А., следует отметить, что система дополнительного образования является равноправным партнером общего образования и направлена на всестороннее гармоничное развитие личности. Он имеет ряд очень важных особенностей [15]:
Интерактивные технологии обучения сегодня перед учителем начальных ...
Интерактивные технологии – это целеустремленная система, набор приемов, средст организации учебной деятельности, которая охватывает весь процесс обучения от определения цели к получению результатов. Сегодня ... имеет систематичность и последовательность работы. Частная работа, которая не имеет системы, не даст позитивного результата. Каждый ребенок имеет определенные способности. Вовремя ...
— ранняя профессиональная мотивация;
-развитие потенциальных способностей;
-содействие адаптации детей в обществе;
-организация полноценного досуга;
-внедрение знаний, умений и навыков;
-стимуляция познавательной мотивации.
Все это говорит о том, что дополнительное образование детей — это очень гибкая, мобильная, творческая система, поддерживающая все предметы дополнительного образования. В связи с этим педагог дополнительного образования должен выбрать педагогически целесообразные технологии, которые позволят максимально оптимизировать учебный процесс, сделать его результативным и результативным.
В первую очередь педагог должен руководствоваться концептуальными документами в системе дополнительного образования детей и в системе воспитательной работы в организациях образования. Основным документом является «Концепция развития дополнительного образования детей», утвержденная приказом Минобрнауки Донецкой Народной Республики от 04.04.2016 № 310 [10], а также нельзя не учитывать Методические рекомендации на 2017-2018 годы, разработанные Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики совместно с Департаментом образования и развития творческой личности [15].
Именно в этих рекомендациях описаны многие из тех педагогических технологий, которые в настоящее время используются в дополнительном образовании детей.
Во-вторых, необходимо осознанно выбирать инновационные педагогические технологии, когда учитель вовлечен в деятельность по освоению педагогических технологий. В каждом учреждении дополнительного образования детей должна быть создана эффективная методическая среда [15].
Педагог должен осознавать, что его профессиональная деятельность не шаблонна, не повторяется, он творческий и постоянно совершенствуется. Каждый учитель должен переоценить свою профессиональную деятельность. Также очень важно, чтобы педагог дополнительного образования детей выходил за рамки традиционной исполнительской деятельности, за пределы репродуктивной деятельности и занимался производственной деятельностью, проблемно-поисковой деятельностью, рефлексивно-аналитической деятельностью. Его работа должна быть направлена на современные потребности общества и создавать условия для самосовершенствования.
Использование инновационных педагогических технологий в дополнительном образовании детей служит повышению квалификации педагогов дополнительного образования и выполняет ряд задач:
1. Мотивация учителей к освоению нововведений в образовательном процессе; апробация новых методов обучения и воспитания детей.
2. Предоставление учителям исчерпывающей и актуальной информации о современных технологиях обучения и воспитания детей.
3. Формирование навыков применения конкретной технологии или ее элементов в практической работе.
4. Формирование умения оформлять учебное занятие в соответствии с концепцией освоенной технологии.
Инклюзивное обучение детей с ОВЗ как новая образовательная практика
... обучения. Приоритетным направлением деятельности по реализации права детей с ОВЗ на образование ... инклюзивного обучения лежит идея принятия индивидуальности каждого учащегося и, следовательно, обучение должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребёнка». инклюзивное образование ... психологической помощи особым детям, обучающимся в общеобразовательном ...
5. Развитие умений анализировать и оценивать эффективность внедрения новых педагогических технологий.
Педагогические технологии являются существенным фактором дополнительного образования детей, которые можно рассматривать как:
-средство — производство и использование методических средств, аппаратуры, учебного оборудования и ТШО для учебного процесса;
-метод — коммуникативный процесс, основанный на определенном алгоритме, программе, системе взаимодействия участников педагогического процесса;
-научное направление — обширная область знаний, опирающаяся на данные социальных, управленческих и естественных наук;
-многомерное понятие — это многомерный процесс.
Существует ряд критериев технологичности педагогического процесса [22]:
1. Концептуальность: опора на определенную научную концепцию, включая философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование для достижения образовательных целей.
2. Согласованность: владение характеристиками системы (логика процесса, взаимосвязь частей, целостность).
3. Управляемость: возможность диагностического целеполагания, планирования, построения тренировочного процесса, пошаговой диагностики, вариации средств и методов с целью корректировки результатов.
4. Эффективность: эффективность с точки зрения результатов и оптимальность с точки зрения затрат, гарантия достижения определенного стандарта обучения.
5. Воспроизводимость: возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других учебных заведениях.
Какая же разница между методом обучения и технологией обучения в дополнительном образовании детей? Изучив сравнительную таблицу, можно детально рассмотреть понятие «метод» и понятие «технология» [22].
Сравнительная таблица методики и технологии обучения
Таким образом, можно сделать вывод, что педагогические технологии при использовании в дополнительном образовании детей представляют собой совокупность психолого-педагогических установок, определяющих особый набор и расположение форм, методов, методов, приемов обучения, средств обучения, а также организационно-методический инструментарий. педагогический процесс [22].
Для организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей характерны особенности, позволяющие внедрить современные педагогические технологии в практику своей деятельности [23]:
обучающиеся приходят на занятия в свободное от основных занятий время;
- обучение проводится на общественных началах всеми сторонами (детьми, родителями, педагогами);
- психологическая атмосфера неформальная, комфортная, не регулируется обязательствами и стандартами;
- обучающимся предоставляется возможность удовлетворить свои интересы и совмещать различные направления и формы обучения;
- детям разрешено переходить из одной группы в другую (по тематике, возрастной структуре, уровню интеллектуального развития).
Технология развивающего обучения
Технология развивающего обучения — это такое обучение, при котором основной целью является не приобретение знаний, навыков и умений, а создание условий для развития психологических характеристик: способностей, интересов, личностных качеств и взаимоотношений между людьми, в котором учитываются и используются законы развития, уровень и особенности личности.
Дистанционные технологии в образовании
... получить дистанционные образовательные технологии в модернизации школьного образования? С их помощью можно значительно разнообразить направления профильного обучения, давая обучающимся возможность ... профессиональную деятельность обучаемых (особенно для дополнительного профессионального образования). В кейс-технологии могут активно использоваться следующие средства обучения: - программы обучения с ...
Цели развивающей образовательной технологии:
- формировать теоретическое сознание и мышление;
- формировать не столько ЗУНы, сколько способы умственной деятельности — СУДЫ;
- воспроизводить логику научного мышления в учебной деятельности.
Технология проблемного обучения [9]
Под проблемными технологиями понимается такая организация учебного процесса, которая подразумевает создание проблемных противоречивых ситуаций под руководством преподавателя и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.
Основные особенности, лежащие в основе моделирования занятий в режиме проблемной технологии обучения:
- создание проблемных ситуаций;
- обучение обучающихся процессу решения задач;
- сочетание поисковой деятельности и усвоения знаний в готовом виде.
Технология проблемного обучения предполагает систему учебных занятий, основная цель которых — создание условий, в которых обучающиеся открывают новые знания, осваивают новые способы поиска информации и развивают проблемное мышление.
Технология модульного обучения
Суть модульного обучения заключается в том, что обучающийся полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает определенных учебных целей в процессе работы с модулем.
В современной педагогике эта технология определяется как организация учебного процесса, при которой учебная информация разбивается на модули.
Целью модульной технологии является развитие у обучающихся самостоятельности, ориентированная на раскрытие творческого потенциала каждого ученика, его талантов.
Игровые педагогические технологии [
Игровые педагогические технологии — это технологии, основанные на педагогической игре как виде деятельности в определенных ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение социального опыта.
Создание и ведение информационной системы обеспечения градостроительной ...
... по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление сведений из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности на территории муниципального образования Славянский район» осуществление услуги предоставляется по следующими нормативными ... для пользователей – они имеют дело только с утвержденными тем или иным органом власти документами, касающимися определенной территории, а ...
Используются познавательные, развлекательные, театральные, игровые, имитационные, компьютерные, игровой дизайн, индивидуальное обучение, решение практических ситуаций и задач. В ходе игры, благодаря гибкости игровой технологии, ребенок сталкивается с ситуациями выбора, в которых он проявляет свою индивидуальность. Идея вариативности, свободы выбора задач и организационных форм деятельности — одна из ведущих идей современной педагогики — получает в игровой технологии возможности для своего воплощения. Особенность игровой техники в том, что ее разработка и применение требует высочайшей творческой активности педагога и обучающихся. Активность педагога проявляется также в том, что он хорошо знает психологические и личностные особенности своих обучающихся и на этой основе вносит индивидуальные коррективы в ход технологических процессов.
Информационно-коммуникативные
Компьютерные технологии — это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством реализации которых является компьютер.
Цели информационной технологии: формирование навыков работы с информацией; развитие коммуникативных навыков; обучение личности «информационного общества»; формирование исследовательских навыков, умения принимать оптимальные решения.
Информатизация образования требует от учителей компьютерной грамотности, которую можно рассматривать как особую часть содержания компьютерных технологий.
В этой технологии компьютер может выступать как:
а) уровень начальной подготовки обучающихся;
б) содержание обучения, виды и методы осваиваемых действий.
Технология коллективной творческой деятельности (КТД) [
Технология коллективной творческой деятельности является основой детских общественных объединений, так как представляет собой особый творческий и организационно-значимый алгоритм.
Содержание КТД предполагает реализацию одного или нескольких положений в процессе их использования в практике:
- создание условий для творческого развития личности ребенка;
- развитие личной мотивации к знаниям и творчеству;
- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
- приобщение детей и подростков к общечеловеческим ценностям;
- создание условий для личного и профессионального самоопределения;
- профилактика асоциального поведения.
Цель технологии КТД – объединение коллективных усилий в совместном творчестве.
Разработка системы организации обучения персонала
... результаты деятельности предприятия. В курсовой работе поставлены следующие задачи: Определение сущности обучения персонала; Изучение принципов положенных в основу обучения; Определение методов и характеристик обучения; Выявление эффективности методов обучения персонала; Разработка путей повышения эффективности обучения персонала. Данная ...
Результатом является положительная активность обучающихся, сопровождаемая чувством коллективного авторства, связанная с пониманием и необходимостью позитивных изменений обучающихся детских объединений.
Технология коллективного взаимообучения (КСО) [
Эта технология
- в результате регулярно повторяемых упражнений улучшаются навыки логического мышления и понимания;
- в процессе речи развиваются навыки мышления, включается работа памяти, происходит мобилизация и актуализация предыдущего опыта и знаний;
каждый чувствует себя расслабленным, работает в индивидуальном темпе;
- повышается ответственность не только за собственные успехи, но и за результаты коллективной работы;
- нет необходимости сдерживать темп продвижения одних и подталкивать других обучающихся, что положительно сказывается на микроклимате в коллективе;
- формируется адекватная самооценка ребенка своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений;
- обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает количество ассоциативных связей, а, следовательно, обеспечивает более сильную ассимиляцию.
Технология проектного обучения
Метод проектов основан на идее направленности учебно-познавательной деятельности обучающегося на результат, который достигается путем решения той или иной практически или теоретически значимой для обучающегося задачи. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат — опыт работы — станет бесценным активом обучающегося, сочетающим в себе знания и навыки, компетенции и ценности.
Цель проектного обучения — предоставить детям возможность и потребность мыслить самостоятельно, находить и решать проблемы, вовлекая для этого:
- знания из разных областей;
- умение прогнозировать результаты и возможные последствия;
- способность устанавливать причинно-следственные связи.
Здоровьесберегающие технологии [, Здоровьесберегающая образовательная технология —
Цель данной технологии обучения — формирование опыта сохранения здоровья, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности ребенка, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), формирование самоконтроля. осознанность и активная жизненная позиция на основе воспитания и самообразования, формирование ответственности за собственное здоровье, жизнь и здоровье других людей.
-
Инновационные педагогические технологии как залог успеха при изучении английского языка
Современное дополнительное образование находится в процессе динамических изменений, вызываемых политическими и социально-экономическими реформами, которые расширяют возможности человека, предлагая большую свободу выбора, чтобы каждый мог определять для себя цели и стратегии индивидуального развития. Одной из тенденций в развитии дополнительного образования является переход к инновационной деятельности, позволяющей отвечать требованиям окружающей социальной среды, потребностям детей и их родителей и реализовывать миссию системы дополнительного образования в обществе. Переход к новому качеству дополнительного образования в настоящее время характеризуется, в основном, локальными изменениями, разработкой и внедрением новых методик учебной и воспитательной деятельности по отдельным направлениям [11].
Дополнительное образование в Донецкой Народной Республикой становится с каждым годом популярнее и более востребованное. В городе Горловка появляется большое количество творческих объединений, спортивных школ, детских общественных организаций. Также об этом свидетельствует количество обучающихся в МУДО г. Горловки «Центр Внешкольной Работы», которое с каждым годом пополняется количеством новых обучающихся, открытием новых направлений, новыми молодыми педагогами, инновационными методами и технологиями обучения и воспитания.
Диаграмма по количеству обучающихся по всему МУДО г. Горловки за 2015-2020 учебные года.
Диаграмма количества обучающихся клуба по интересам «Английский язык – окно в мир» за 2015-2020 учебные года
Исходя из статистических данных, следует отметить, что количество обучающихся за последние 5 лет увеличилось в два раза как во всем МУДО «Центр Внешкольной Работы», так и в клубе по интересам «Английский язык – окно в мир».
Чтобы быть конкурентоспособным, успешно развиваться, учреждение дополнительного образования должно активно участвовать в инновационной деятельности. Для этого необходимо грамотно выстроить управление инновационной деятельностью учреждения. Инновационная деятельность прочно вошла в практику «Центра Внешкольной Работы». В нашем Центре очень грамотно построена методическая работа, разработана система образования и воспитания обучающихся в различных направлениях деятельности: гражданско-патриотическая работа, физкультурно-оздоровительная работа, профилактика терроризма и экстремизма, морально-этическая работа, семейный круг, художественно-эстетическая работа. Все эти виды деятельности позволяют педагогу всесторонне развивать личность ребенка. Ежемесячно каждый педагог нашей организации разрабатывает воспитательный план, в котором используются инновационные технологии. Примером служит воспитательный план Комнаты Школьника «Жемчужина» на ноябрь 2020 года:
гражданско-патриотическая работа –
физкультурно-оздоровительная работа –
профилактика терроризма и экстремизма —
морально-этическая работа —
художественно-эстетическая работа —
семейный круг —
На примере воспитательного плана, можно увидеть, что работа педагога в «Центре Внешкольной Работы» многогранна и во всей полноте раскрывает все направления воспитательной деятельности учреждения дополнительного образования.
На своих занятиях клуба по интересам «Английский язык – окно в мир», я стараюсь использовать инновационные педагогические технологии. Самая интересная для детей – это игровая технология. Использование ролевых игр дает широкие возможности для активизации учебного процесса. Ролевая игра может использоваться как на начальном этапе обучения, так и на продвинутом этапе. Игра помогает раскрепостить обучающихся, сделать атмосферу занятий легкой, расслабленной, в то же время даются новые знания, закрепляющиеся практикой. Примером такой деятельности может выступить составление диалогов «В магазине», «В аэропорту», «Визит в больницу», «Посещение театра, музея, кинотеатра», где обучающиеся могут «примерить» роль разных персонажей., закрепить лексические единицы по теме.
Также, достойна внимания, проектная технология. Со своими обучающимися мы делаем проекты «Моя семья», «Любимый фрукт/овощ», «Внешность моего друга», «Достопримечательности моего города». Составление проектов – очень кропотливая работа, требующая большого количества времени, поисковой и творческой работы.
В условиях современного образования использование компьютерной технологии занимает очень важное место в системе дополнительного образования. В первую очередь, это — условие обучения детей в дистанционном формате. В таком виде работы, обучающиеся клуба по интересам «Английский язык – окно в мир» были зарегистрированы мной на образовательных платформах «ЯКласс», «Учи. ру», «Инфоурок», где выполняли различные задания. Также, обучающимся клуба, при помощи компьютерной технологии, предоставляется возможность принимать участие в различных онлайн – олимпиадах, конкурсах: международный конкурс «Лисенок», «Я — Лингвист», «Умный Мамонтенок». Ребята с огромным удовольствием выполняют задания таких конкурсов, применяя свои знания и получая сертификаты и дипломы международного образца.
За время работы в МУДО г. Горловки «Центр Внешкольной Работы» каждое занятие в клубе по интересам приносит радость от общения с детьми и их родителями, возможность дать ребенку новое и интересное. Использование инновационных технологий на занятиях английского языка способствует формированию у детей умения приобретать знания, способности сохранять информацию в памяти и умения применять полученные знания, способствует повышению интереса обучающихся к изучение английского языка и качество обучения. А радостные глаза обучающихся и благодарные слова родителей – наивысшая награда для меня.
Выводы
Современные педагогические технологии способны кардинально перестроить процесс обучения. В условиях дополнительного образования ребенок развивается, участвует в игровой, познавательной, трудовой деятельности, поэтому цель внедрения инновационных технологий – позволить обучающимся почувствовать радость работы в учебе, пробудить в их сердцах чувство собственного достоинства, решить социальные проблемы развития способностей каждого ребенка путем включения его в активную деятельность.
Каждый шаг ребенка в дополнительном образовании — это шаг к утверждению его личности. Только при условии всестороннего изучения личности ребенка возможна разработка индивидуальных программ его развития, выбор эффективных форм обучения, создание и использование педагогически обоснованных программ. «Рождение» личности связано с превращением ребенка из относительно пассивного элемента в активного и творческого субъекта взаимоотношений с окружающей действительностью.
Педагогическая технология — это наука о путях и средствах достижения наилучших результатов обучения, воспитания и развития обучающихся.
Педагогическая технология основана на идее полной управляемости образовательного процесса, его построения, возможности анализа посредством пошаговых воспроизведений, точности и предсказуемости результата, понимания способов его достижения. .
Педагогическая технология призвана обеспечить реализацию образовательных целей с максимальной эффективностью и быть доступной любому педагогу в любом образовательном учреждении.
Изучив и проанализировав существующие в педагогической науке и практике подходы к организации обучения и воспитания, можно утверждать, что научно-педагогической основой организации деятельности учреждения дополнительного образования детей являются личностно-ориентированные технологии обучения и воспитания: с их помощью более активно осуществляется процесс создания для обучающегося возможности самореализоваться, развить индивидуально-творческие способности. В дополнительном образовании в силу используемых в нем организационных форм и иной природы мотивации разнообразные личностно-ориентированные технологии стали его отличительной особенностью. Здесь образование и развитие ближе всего подошли к понятиям «самообразование» и «саморазвитие».
Современные технологии в работе учреждений дополнительного образования детей сочетаются со всем ценным, что накоплено в отечественном и зарубежном опыте, в семейной и народной педагогике, они позволяют выбирать наиболее эффективные способы и приемы организации деятельности детей и создавать максимально комфортные условия для их общения, активности и саморазвития
Список использованной литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/diplomnaya/tehnologii-dopolnitelnogo-obrazovaniya/
-
Беспалько, В. П. Программированное обучение. Дидактические основы. — М., 1970. – 300 с.
-
Введение в теорию педагогических технологий: монография / В. М. Монахов; М-во науки и образования РФ, Федер. агентство по образованию, Межвуз. центр дистанц. образования МГОПУ им. М. А. Шолохова, Волгоград. гос. пед. ун-т. — Волгоград: Перемена, 2006 (Волгоград: Перемена).
— 318 с.: ил.; 20 см.; ISBN 5-88234-849-8
-
Волков, И. П. — М.: Педагогика, 1982. — 88 с.
-
Давыдов, В. В. О понятии развивающего обучения [Текст]: сборник статей / В. В. Давыдов. — Томск: Пеленг, 1995. — 142 с. — (Библиотека развивающего обучения; вып. 13).
— Б. ц.
-
Жуков, Г. Н. Общая и профессиональная педагогика: учебник/Г.Н. Жуков, П.Г. Матросов. – М.: Альфа – М: Инфра – М, 2016. – 448с.: ил. – (ПРОФИль). ISBN 978-5-98281-342-8 («Альфа – М»). ISBN 978-5-16-00-6663-9 («ИНФРА — М»).
-
http://donvospitanije.ucoz.net/load/zakony/ob_obrazovanii/8-1-0-94.
-
Игнатова, В. В. Современные педагогические технологии обучения в техническом вузе: монография / В.В. Игнатова, А.В. Андриенко. – Красноярск, Сиб ГТУ, 2008. – 232 с. ISBN 978-5-81-73-0368-4. С. 10 – 19.
-
Кларин, М. В. Педагогическая технология в учебном процессе: Анализ зарубежного опыта. – М.: Знание, 1989
-
Конова, В. В., Маланчик Г. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в образовательном процессе. Методические рекомендации. – Красноярский краевой Дворец пионеров и школьников. Красноярск, 2009.
-
http://donvospitanije.ucoz.net/load/programmy/koncepcija_razvitija_dopolnitelnogo_obrazovanija_detej/4-1-0-32
-
Корзникова, Н. В. Инновационная деятельность как вектор развития учреждения дополнительного образования / Н. В. Корзникова. — Текст: непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2017 г.).
— Казань: Молодой ученый, 2017. — С. 6-9. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/270/12889/ (дата обращения: 11.11.2020).
-
Крившенко, Л. П. Педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата/Л.П. Крившенко, Л.В. Юркина. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 364с. – Серия: Бакалавр. Академический курс. ISBN 978-5-9916-5223-0.
-
Кузьмин, С. С. Дополнительное образование детей: ключевые аспекты 2017-2018 учебного года
-
Лихачев, Б. Т. JI65 Педагогика: курс лекций / Б.Т. Лихачев; под ред. В.А. Сластенина. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2010. — 647 с. — (Педагогическое наследие).
ISBN 978-5-691-01654-7.
-
Мазуренко, Л. Н., Суркова, Н. А., Основные аспекты организации дополнительного образования детей в 2016-2017 учебном году
-
Никишина, И. В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. – Волгоград: Учитель, 2007.
-
Новиков, А. М. Понятие о педагогических технологиях / А.М. Новиков // Специалист. – Б.м. – 2009 — № 10 – с. 2 – 4.
-
Обзор современных педагогических технологий ). Современные педагогические технологии : учебное пособие для студентов-бакалавров, обучающихся по педагогическим направлениям и специальностям / Автор-составитель: О.И. Мезенцева; под. ред. Е.В. Кузнецовой; Куйб. фил. Новосиб. гос. пед. ун-та. – Новосибирск: ООО «Немо Пресс», 2018. – 140 с.
-
Обучающие семинары: методическая поддержка компетентносного обучения / авт.-сост. Т.В. Хуртова. – Волгоград: Учитель, 2007.
-
Педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата/под общ. Ред. Л.С. Подымовой, В.А. Сластенина. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 332с. – Серия: Бакалавр. Академический курс. ISBN 978-5-9916-6770-8.
-
Современные педагогические технологии в дополнительном образовании (нормативно-методическая статья) // Внешкольник. – 1999. — № 7-8. – С. 37.
-
Суркова, Н. А. Современные педагогические технологии в системе
дополнительного образования детей
https://drive.google.com/file/d/1HwUhaPuA9ENSl7lQ7p0LnTTbrNFcwj3a/view?usp=sharing
-
Фришман, И. И. Организация и проведение коллективно-творческого дела в детских общественных объединениях // Внешкольник. – 2007. — № 2. – С. 11.