Современные тенденции социально-экономического развития общества, связанные интенсивным внедрением новых технологий, предъявляют и новые требования к образованию. Быстрорастущий поток информации, развитие техники и производственных технологий потребовало смены образовательной парадигмы: не образование на всю жизнь, а образование через всю жизнь. Главной задачей школы является подготовка творческой, образованной личности, способной к непрерывному самообразованию и саморазвитию.
В современном образовании акцент переносится с «усвоения знаний» учащимися на формирование у них компетентности. Среди множества современных инновационных педагогических подходов, отличающихся от «классического формирования знаний, умений и навыков», особое место занимает организация проектной деятельности, которая дает больше возможностей для реализации развивающего и личностно-ориентированного подходов. Метод проектов является одним из важных методов обучения, развивающих креативность и включающих исследовательский компонент не только на эвристическом, но и на изобретательном уровне 1 . Он требует от обучающихся проявления самостоятельности, изучение литературы, применение технологических знаний на практике, анализ и синтеза полученной информации.
В основе проектной деятельности лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.
Несмотря на наличие имеющейся в распоряжении учителей-предметников методической литературы, где отражены общеизвестные положения и алгоритм проектной деятельности, при использовании этого метода на практике возникает ряд вопросов, которые необходимо учитывать: возрастные особенности обучающихся, содержание и уровень подготовки ю к выполнению работ, виды и тематика проектов, характер координации, степень самостоятельности обучающихся, методика проверки знаний и умений на различных этапах выполнения проекта и др.
В нашей дипломной работе сделана попытка анализа возможностей и условий организации проектной деятельности в средних классах общеобразовательной школы уроках технологии.
Объект исследования: проектная деятельность в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: возможности и условия организации проектной деятельности на уроках технологии (обслуживающего труда) в средних классах общеобразовательной школы.
Цель исследования: проанализировать теоретико-педагогические основы, возможности, содержательные и организационные условия реализации проектной деятельности на уроках технологии в средних классах общеобразовательной школы.
«Проектная деятельность в начальной школе как средство развития ...
... проектной деятельности учащихся позволяет сделать вывод о том, что современная школа не в полной мере реализует педагогический потенциал метода проектов как личностно-ориентированной технологии ... интеграция знаний. Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная ...
Задачи исследования:
-
Выявить теоретико-педагогические основы организации проектной деятельности школьников.
-
Охарактеризовать специфику организации проектной деятельности на уроках технологии в средних классах общеобразовательной школы.
-
Проанализировать классификации проектов и способы организации проектной деятельности на уроках технологии.
-
Выявить возможности и условия практической организации проектной деятельности подростков на уроках технологии.
-
Методы исследования: анализ литературы по проблеме, обобщение и систематизация выводов и результатов исследования, наблюдение, анализ результатов деятельности обучающихся.
Практическая значимость: результаты работы могут быть использованы при организации проектной деятельности в средних классах общеобразовательной школы.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
Глава I. Теоретико-педагогические основы организации проектной деятельности на уроках технологии
В статье «Проектная деятельность школьников», Н.М. Конышева отмечает, что слово «проект» в последнее время приходится все чаще слышать: почти каждый день нам представляют новые проекты на телевидении, в образовании, медицине, организации разных сторон жизни и быта. Что касается школы и образования, то понятие «проектная деятельность» наиболее активно внедряется с конца 90-х годов XX в. в научно-практический обиход образовательной области «Технология».
Обратимся к сущности понятия «проектная деятельность».
В.Ф. Сидоренко отмечает, что «проектная деятельность представляет сложную организованную систему взаимодействия различных специалистов, функционально связанную с системами управления, планирования и производства и, в свою очередь, являющуюся особого рода производством проектной документации, в языке которой предвосхищается желаемый и предназначенный к осуществлению образ будущего проекта – вещи, предметной среды, системы деятельности, образа жизни» 2 .
По мнению С.Н. Бабиной проектная деятельность – это мыслительно-трудовая деятельность, направленная на создание теоретической модели объекта проектирования и материальной реализации ее в виде макета, модели, прототипа, готового изделия 3 .
Проектная деятельность обучающихся и профессиональная проектная деятельность специалистов существенно отличаются друг от друга.
Главное отличие учебных проектов от профессиональных состоит в том, что они должны быть сугубо дидактическими, т.е. их разрешение должно детерминироваться целями формирования определенной системы знаний, умений и навыков. Причем заметим, речь идет не о специальных проектных знаниях и умениях, а об углублении общеобразовательной подготовки и развитии творческих способностей учащихся. Проектная деятельность в школе не может рассматриваться как самоцель (направленность на подготовку специалистов-проектировщиков).
Управление инновационной деятельностью педагогов дошкольной организации. Часть
... На вопрос о том, к кому бы обратились воспитатели за помощью при совместной разработке инновационного проекта, ... технологии, проектная деятельность, художественно-эстетическая деятельность. Менее востребованными оказались технологии экологического воспитания, игровой деятельности, обучения ... помощью схемы наблюдения на основе реальных действий воспитателя при организации конкретной работы с детьми, ...
Она является исключительным по своей эффективности средством развития у обучающихся способностей к изобретательству, рационализаторству и творческой деятельности.
Итак, отметим, что основной целью профессиональной, трудовой проектной деятельности является производство общественного ценного продукта в виде какого-либо технического проекта, представленного чаще всего в виде чертежа, схемы, иногда в виде макета будущего изделия, объекта проектирования. Основным продуктом профессиональной проектной деятельности является технический проект, а для проектной деятельности обучающихся конечным продуктом является готовое изделие, то есть реальная законченная вещь. В качестве средства обучения проектная деятельность обучающихся позволяет управлять как содержанием проекта, так и уровнем его сложности для ученика. В проектной же деятельности профессионала извне задается в общем случае лишь тема проекта, а его содержание и уровень сложности определяются самим субъектом труда, и зависит от многих внешних факторов. Таким образом, проектная деятельность обучающихся может рассматриваться как самостоятельная психолого-педагогическая категория.
Различие в целях проектной деятельности профессионала и обучающихся определяет и различие в мотивации самой проектной деятельности. Профессионалом руководит совокупность мотивов социального и личностного характера: профессиональный долг и ответственность за свой труд; получение вознаграждения за результаты труда, поддержание и достижение определенного социального статуса в своей профессиональной группе. В проектной деятельности обучающихся социальные мотивы также играют важную роль и они схожи — желание получить положительные отметки за свои знания, соревновательные мотивы самоутверждения в группе сверстников. Но на первое место выходят учебно – познавательные мотивы: стремление к познанию нового, разрешения, возникающие по ходу выполнения проекта проблемных ситуаций до познавательных мотивов самообразования и самосовершенствования.
Проектная деятельность – последовательная совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией результатов.
Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает использование исследовательских, поисковых, проблемных методов, с одной стороны и интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей – с другой 4 .
Проблемы технологического образования в современной школе являются предметом исследований многих теоретиков педагогики и учителей-практиков. Обосновываются новые возможности предмета “Технология” в общеобразовательной школе. Учебный предмет “Технология” обеспечивает формирование культуры труда, технологической культуры, практических знаний и умений, отражающих распространенные методы, средства, процессы, результаты и последствия познания, применения, получения или преобразования объектов природной или социальной среды. Это позволяет обучающимся успешно адаптироваться в современной технологической среде, активно участвовать в ее преобразовании и самореализоваться в окружающем мире 5 .
Так как мы рассматриваем проектную деятельность как педагогическую технологию, то выделим ключевые характеристики педагогической технологии:
- целевая направленность;
- теоретические позиции;
- система действий учителя и ученика;
- оценки и качественно новый результат.
Задачи реализации проектной технологии таковы:
-
Повышать уверенность обучающегося в своих силах. Это означает необходимость:
- позволить каждому обучающемуся увидеть себя как человека способного и компетентного,
- развивать у обучающихся умение адекватно оценивать себя и свою деятельность.
2. Развивать у обучающихся «командный дух» и «чувство локтя», вдохновлять детей на развитие такого необходимого социального навыка, как коммуникабельность и умение сотрудничать.
3. Обеспечивать механизм развития критического мышления ребенка, умения искать пути решения поставленной задачи.
4. Развивать у обучающихся исследовательские умения (выявлять проблемы, выявлять информацию из литературы), наблюдательность, умение строить гипотезы, обобщать, мыслить аналитически.
Суть проектного обучения состоит в том, что учащиеся в процессе работы над проектом постигают реальные процессы, проживают конкретные ситуации, приобщаются к проникновению вглубь явлений, конструированию новых процессов, объектов и т.д.
Поскольку предметом нашего исследования является организация проектной деятельности подростков-учащихся средних классов, то необходимо выделить педагогические характеристики именно такой проектной деятельности 6 .
Проектная деятельность, организуемая в средних классах (с подростками) опирается на следующие правила и принципы:
- в команде нет лидеров, все члены команды равны;
- команды не соревнуются;
- все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание;
- каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
- все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.
- ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.
Основной принцип метода проектов заключается в такой организации деятельности обучающихся, при которой обеспечивается их максимальная самостоятельность. Метод проектов относится к способам когнитивного инструктирования. Характерными особенностями метода проектов являются проблемность интегрированность и контекстность.
Роль и функции педагога в проекте:
- энтузиаст – вдохновляющий и мотивирующий учащихся на достижение цели;
- специалист – обладающий знаниями и умениями в нескольких (не обязательно во всех) областях;
- консультант – организующий доступ к информационным ресурсам, в том числе к другим специалистам;
- руководитель – организует процесс проектирования, особенно в вопросах планирования времени;
- «человек, который задает вопросы» (по Дж.
Питту) – организатор обсуждения различных способов преодоления возникших трудностей (человек, задающий косвенные, наводящие вопросы, помогающий обнаружить ошибки и т.д.);
- координатор группового процесса – организует групповое взаимообучение;
— эксперт – анализирует результаты выполненного проекта 7 .
Деятельность субъектов процесса проектирования на различных его этапах
Этапы |
Задачи |
Деятельность учащихся |
Деятельность педагога |
Начинание |
Определение темы, уточнение целей, сходных положений. Выбор рабочей группы. |
1.Уточняют информацию. 2. Обсуждают задание. |
1. Мотивирует учащихся. 2. Объясняет цели проекта. 3. Наблюдает. |
Планирование |
Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Ролевое распределение в команде. |
1. Формируют задачи. 2. Уточняют информацию (источники). 3. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха. |
1. Помогает в анализе и синтезе (по просьбе). 2. Наблюдает. |
Принятие решения |
Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив («мозговой штурм»). Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности. |
1. Работают с информацией. 2. Проводят анализ и синтез идей. 3. Выполняют исследование. |
1. Наблюдает. 2. Консультирует. |
Выполнение |
Выполнение проекта. |
1. Выполняют исследование и работают над проектом. 2. Оформляют проект. |
1. Наблюдает. 2. Советует (по просьбе).
|
Оценка результатов |
Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого. Анализ достижения поставленной цели. |
Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке. |
1. Наблюдает. 2. Направляет процесс анализа (если необходимо).
|
Защита проекта |
Подготовка доклада: обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов. Коллективная защита проекта. Оценка. |
1. Защищают проект. 2. Участвуют в коллективной оценке результатов проекта. |
Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта. |
Виды проектов, которые можно использовать на уроках технологии, разнообразны. С. Хейнс выделяет следующие четыре категории проектов:
1.Информационный и исследовательский проект.
2. Обзорный проект.
3. Продукционный проект (наиболее распространенный на уроках технологии).
4. Проекты-инсценировки или организационные проекты.
Проекты могут быть разнообразны по форме. Например, создание технологической карты и изготовление изделия, организация «трудового десанта» с репортажем с места событий и др.
Разнообразны проекты и по объему. Можно выделить 3 вида учебных проектов:
- Краткосрочные (2-6 часов)
- Среднесрочные (12-15 часов)
- Долгосрочные, требующие времени для поиска материала, его анализа и т.д 8 .
Исследовательский проект может быть по содержанию:
Монопредметным (только по обслуживающему труду).
Межпредметным (интегрируется сложная тематика нескольких предметов, например, история и технология; черчение и технология, ИЗО и технология и др.).
Надпредметным (например, «Дом, в котором я хочу жить», который выполняется в ходе факультативов, изучения интегрированных курсов, работы в творческих мастерских).
По включенности в учебные планы проект может быть:
- Итоговым (когда по результатам его выполнения оценивается освоение учащимися определенного учебного материала).
- Текущим (в этом случае часть содержания учебного курса выносится на самообразование и проектную деятельность).
Итак, организация проектной деятельности на уроках технологии направлена на формирование активной субъектной позиции учащихся, на интеграцию различных предметных сфер, на реализацию знаний, умений и навыков в конкретной общественно-полезной деятельности. В этом смысле она имеет черты, сближающие ее с технологией коллективного творческого дела. Однако доминирование образовательных задач делает проектную технологию преимущественно технологией обучения, а не воспитания. Технологическая цепочка проектной технологии близка также технологии проблемного обучения. Однако проектная технология не предполагает обязательной ситуации учебного затруднения (проблемной ситуации), моделируемой учителем, зато в гораздо большей степени ориентирована на объективацию результата, его социально-производительный резонанс. Так, на уроке технологии в основе проекта может лежать теоретическое учебное затруднение, но может и практическая задача.
Задача педагога заключается в том, чтобы в процессе выполнения проектов реализовалась логическая цепочка от выбора темы проекта и его формы выполнения (индивидуальная или групповая) на основе сформировавшегося у ученика интереса до рефлексии по поводу полученных результатов. А затем на основе проведенной работы — вновь к заинтересованности в выполнении нового творческого задания (проекта) и снова к выбору.
Глава 2. Методические и практические аспекты организации проектной деятельности на уроках технологии в средних классах общеобразовательной школы
Анализ учебных программ по технологии свидетельствует о широких возможностях использования проектного обучения на уроках технологии 9 . Действительно, тематика курса очень разнообразна. Это позволяет создать достаточно обширную базу тематики выполняемых проектов, предусмотреть значительный перечень объектов труда, которые могут быть изготовлены школьниками в процессе проектной деятельности.
Характеризуя проекты по технологии, можно отметить, что по доминирующему виду деятельности это в основном практико-ориентированные проекты, хотя возможны и другие, например, исследовательские, игровые и т.д.
Основные виды проектов, используемые на уроке технологии:
1.Учебно-познавательный проект — это ограниченное по времени, целенаправленное изменение определенной системы знаний, умений и навыков на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы обучающихся. За определенное время (от одного урока до 2-3 месяцев) учащиеся решают познавательную, исследовательскую, конструктивную либо иную задачу.
2. Групповой творческий проект – один из наиболее перспективных. Так как настоящее время дети, особенно в подростковом возрасте, имеют массу проблем межличностного характера. Технологии организации совместной учебной деятельности помогают решить одну из них. Это проблема «публичного одиночества», когда многие школьники в присутствии других чувствуют себя изолированными и одинокими. Такое одиночество вызвано многими причинами: семейными проблемами, социальным дискомфортом, материальным неравенством и т.д. Эти и другие причины порождают замешательство, недоверие, бессилие. Опыт, приобретенный учениками при специально создаваемых условиях в группах, оказывает противодействие отчуждению, помогая решению проблем, возникающих как при изучении знаний, так и при межличностном взаимодействии. В поддерживающей и контролируемой обстановке школьник может обучаться новым умениям, экспериментировать с новыми стилями отношений среди равных партнеров.
Мы предлагаем следующий порядок организации проектной деятельности в группе обучающихся средних классов.
Подобрать задания для работы учащихся в группе (общее для группы и дифференцированные для членов группы).
Заранее разбить группу (например, девочек данного класса) на подгруппы (бригады) и определить функции при выполнении заданий.
Сразу намечать ответственных в подгруппах.
Объяснить ученикам принципы распределения по бригадам в течение учебного года и методику работы в бригадах.
На практике приходится интегрировать проектную деятельность в обычные уроки, творчески подходя к выбору и конструированию вариантов технологий и способов организации работы учащихся в группе в зависимости от дидактических задач и этапа урока.
Основные особенности организации групповой проектной деятельности следующие:
1) взаимозависимость;
2) личная ответственность каждого члена коллектива за собственные успехи и успехи своих товарищей;
3) совместная учебно-познавательная, творческая и прочая деятельность обучающихся;
4) реализация социализирующих функций;
5) общая оценка результатов коллективного проекта, которая складывается из оценки особенностей общения обучающихся и академических результатов.
Один из важных методических аспектов групповой проектной деятельности — это такая организация учебной деятельности, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических (смежных) парах или микрогруппах, когда каждый учит каждого.
Существует несколько основных вариантов организации обучения в сотрудничестве, но специфика предмета «технология» не позволяет использовать многое из предлагаемого методического материала.
Наиболее эффективны формы организации коллективной проектной деятельности обучающихся – «Учимся вместе» и «Исследовательская работа обучающихся в группах».
Коллективный проект по методике «Учимся вместе».
Группа девочек одного класса разбивается на разнородные по уровню обученности (сформированности навыков) группы в 3-5 человек. Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. Внутри группы обучающиеся самостоятельно определяют роли каждого в выполнении общего задания: контролирующую, мониторинга активности каждого члена группы, культуры общения. Таким образом, группа имеет двойную задачу: академическую и социальную. Учитель также контролирует не только успешность выполнения задания, но и характер общения между собой, способ оказания помощи друг другу.
Проектная деятельность по методике «Исследовательская работа обучающихся в группах».
Обучающихся работают либо индивидуально, либо в группах до 6 человек. Группа выбирает подтему общей темы и разбивает на отдельные задания для каждого ученика. На основе дискуссии и обсуждения в группе составляется общий план действий и проектная карта, которые и подлежат презентации на уроке.
Обратимся к условиям организации проектной деятельности на уроках технологии с подростками средних классов.
Обучающиеся делятся на группы для работы над учебным материалом. Основной принцип деления: по направлениям прикладных видов деятельности. Каждый обучающийся (или несколько учеников) имеет одно задание, являющееся подзаданием большой темы, над которой работает вся группа. В роли отдельного задания может выступать один из этапов выполнения проекта. Так, разработкой отдельных моментов технологической карты одновременно могут заниматься несколько обучающихся. Внутри группы обучающиеся самостоятельно определяют роли каждого в выполнении общего задания.
При этом выполнение любого задания объясняется вслух и контролируется всей группой. Затем каждый обучает остальных членов группы всему новому, что узнал сам.
Учитель контролирует не только успешность выполнения задания, но и характер общения между обучающимися, способ оказания помощи друг другу. Отчитываются по всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом. Изделие может выполнятся одно на всех, а может быть у каждого индивидуальным при групповой исследовательской разработке теоретической части творческого проекта.
На основе дискуссии и обсуждения в группе составляется общий доклад, который и подлежит презентации на уроке перед всем классом.
Папка, содержащая творческий отчет при выполнении самостоятельных изделий, может быть у каждого индивидуальной, а может быть и совместной (при выполнении общей практической работы).
Одна из опасностей, которая поджидает педагога, — это превращение проекта по технологии в реферат. Во избежание этого, сложность выполняемого изделия и объем исследовательской работы должны быть прямо пропорциональными количеству участников творческого проекта.
Самое сложное при введении в учебный процесс творческих проектов — организация этой деятельности, а особенно — подготовительный этап. Учителю при планировании на учебный год предстоит выделить ведущую тему или несколько тем, которые будут «вынесены на проектирование». Далее необходимо сформулировать определенное количество как индивидуальных, так и групповых тем, работа по которым потребует усвоения обучающимися необходимых по программе знаний и формирования необходимого опыта.
Четкость организации коллективной проектной деятельности на уроках технологии определяется четкостью и конкретностью постановки цели, определения планируемых результатов, выяснением исходных данных. Весьма эффективно применение небольших методических рекомендаций или инструкций, где указывается необходимая и дополнительная литература для самообразования, требования педагога к качеству проекта, формы и методы количественной и качественной оценки результатов, алгоритм проектирования.
Необходимо организовывать работу так, чтобы школьники учились:
-
намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;
-
искать пути их решения, выбирая оптимальный путь (может быть, при наличии альтернативы);
-
осуществлять и аргументировать выбор;
-
предусматривать последствия выбора;
-
действовать самостоятельно;
-
сравнивать полученное с требуемым;
-
корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов;
-
объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат проектирования.
Проект — это результат скоординированных совместных действий учителя и обучающихся. Работа над проектом проходит поэтапно. Деятельность участников проектирования на разных этапах, очень кратко можно пояснить с помощью таблицы «План проектной деятельности обучающихся и учителя на разных этапах работы». Приложение 1.
Тематика проектных заданий должна охватывать по возможности более широкий круг вопросов школьной программы по технологии, быть актуальной для практической жизни и требовать привлечения знаний обучающихся из разных областей с целью развития их творческого мышления, исследовательских навыков, умения интегрировать знания.
В тематике проектных заданий следует учитывать вопросы экономики, экологии, современного дизайна, моды. Правильный выбор темы с учетом названных требований, возрастных и личностных интересов обучающихся обеспечивает положительную мотивацию и дифференциации в обучении, активизирует самостоятельную творческую деятельность обучающихся при выполнении проекта.
Зная интересы и потенциальные возможности обучающихся, учитель имеет возможность максимально точно подобрать тему и определить уровень сложности проекта для каждой группы обучающихся. В связи с этим у учителя должен формироваться «банк проектов» – перечень возможных проектных заданий для обучающихся конкретных лет обучения; образцы выполнения проектов, включая изготовленные школьниками изделия; памятка обучающемуся (анализ этапов проектирования); оформление проектного дневника (пояснительной записки); алгоритм самоанализа проектной деятельности; виды презентации проекта; план выступления на защите проекта; критерии оценки проекта.
Таким образом, методика преподавания технологии предлагает нам такие виды проектов, как «Исследовательская работа учащихся в группах» и «Учимся вместе».
Организация проектной деятельности на уроке технологии предполагает осуществление следующих этапов: поискового, конструкторского, технологического, презентационного.
Реализация проектов на уроках технологии предоставляет учащимся возможность совершенствовать свои практические умения и навыки, совершенствовать коммуникативные способности, осуществлять рефлексию по отношению к выполненной деятельности.
2.2 Организация проектной деятельности на уроках обслуживающего труда в 5-7 классах общеобразовательной школы
Примерная последовательность обучения основам
проектирования
5 класс. Понятие о проекте. Виды проектов. Понятие о творческой конструкторско-технологической задаче. Методы и приёмы конструирования (метод проб и ошибок, метод контрольных вопросов).
Основные этапы проектирования, анализ технического задания, установление технических требований, оценка материальных и профессиональных возможностей для разработки и реализации проекта, эскизирование, деталировка, изготовление образца, определение его примерной «цены», защита.
6 класс . Работа с информационными источниками. Формирование банка идей. Методы и приемы конструирования (метод проб и ошибок, метод контрольных вопросов, метод морфологического анализа).
Основные этапы проектирования: анализ технического задания, установление технических требований, оценка своих материальных и профессиональных возможностей в разработке и реализации проекта, эскизирование, деталировка, изготовление чертежей, изготовление образца, расчёт стоимости используемых материалов, защита.
7 класс. Обоснование темы проекта. Работа с информационными источниками. Формирование банка идей. Методы и приёмы конструирования (метод проб и ошибок, метод контрольных вопросов, метод морфологического анализа, метод фокальных объектов).
Основные этапы проектирования: анализ технического задания, установление технических требований, оценка своих материальных и профессиональных возможностей в разработке и реализации проекта, эскизирование, деталировка, изготовление чертежей, составление технологической карты изготовления изделий, расчёт стоимости, реклама проекта, защита.11
Подготовка к проектной деятельности может начинаться с выполнения на уроках технологии мини-проектов, при реализации которых проектная деятельность встраивается в обычных урок технологии. Мини-проект может быть выполнен довольно быстро. Он должен быть оригинальным по содержанию, создавать «ситуацию успеха», и в то же время содержать в себе хотя бы основные характеристики и этапы проектной деятельности.
Мини-проекты должны включаться в различные темы и реализовываться в разных разделах программы.
Примеры мини-проектов для 5 класса:
Раздел программы |
Название проекта |
Компоненты проектирования |
Конечный результат |
Примечание |
Кулинария |
«Витаминный салат» |
Постановка задачи, исследование (анализ литературы, анализ пищевой ценности овощей), схема технологии приготовления. Приготовление блюда. Самооценка устно при защите проекта. |
Кулинарный конкурс |
Групповой проект. Дизайн-папка разрабатывается одна на группу, кулинарное блюдо тоже одно. |
Лоскутная пластика |
«Кухонный набор» |
Потребности и проблемы, постановка задачи, исследование цветовой гаммы, материалов. Разработка требований. Составление плана изготовления. Выполнение. Самооценка. Защита проекта. |
Выставка работ |
Групповой проект. Дизайн-папка разрабатывается одна. Изделий изготавливается столько, сколько человек в группе. Изделия должны иметь стилевое единство. |
Моделирование фартука |
«Модный фартук» |
Потребности и проблемы, постановка задачи, исследование рынка, исследование мнения людей. Первоначальные идеи, выбор лучшей, проработка выбранной идеи. Моделирование. Самооценка. Защита. |
Выставка работ |
Индивидуальный проект. |
В четвертой четверти организуется проектная деятельность, которая занимает несколько уроков. В качестве примера приведем методическую разработку проекта «Лоскутная техника — против загрязнения окружающей среды».
Учащиеся (девочки) разбиваются на группы по три человека. Продолжительность проектной деятельности — 10 уроков.
Цель проекта:, Задачи проекта:
- формирование представлений о значении сервировки стола на усвояемость пищи, способствующей лучшему пищеварению;
- разработка и изготовление изделий для сервировки стола;
- закрепление навыков соблюдения правил техники безопасности при работе иглой, ножницами, крючком, на швейной машине.
Проблема:, Оборудование:
Продукт: изделия в технике тканевой аппликации: скатерть, сервировочные салфетки.
Ход проекта
I этап (поисковый)
1-2. Обсуждение проблемы, формулирование проблемных вопросов:
- Как можно сократить количество текстильных отходов?
- Как условия приема пищи влияют на ее усвояемость?
Формирование групп для работы над проблемными вопросами, проведения исследований и определение формы представления результатов.
Учащиеся делятся на группы по 3-4 человека, выбирают вопрос, над которым хотели бы поработать и по которому должны провести исследование, а также выбирают форму представления результатов исследования, заполняют листы планирования своей предстоящей деятельности.
II этап (аналитический)
3-4. 1) Обсуждение с учениками возможных источников информации.
Информацию по заданным вопросам можно найти в книгах из домашней или школьной библиотек, в Интернете или мультимедийной энциклопедии, в средствах массовой информации, в журналах (каких?).
Можно провести интервью (с кем?), организовать опросы (кого?) и т.д.
5-6) Самостоятельная работа групп.
Поиск информации по проблемным вопросам, ее систематизация, оформление полученных данных.
III этап (практический)
7-8. 1) Практическая работа по изготовлению продукта проектной деятельности.
2) подготовка доклада по проблемному вопросу.
IV этап (презентационный)
9-10. 1) Подготовка учащимися презентации о проделанной работе.
Форма презентации любая: доклад с иллюстрациями, выпуск газеты, оформление папки и др.
2) Защита полученных результатов и выводов.
3) Оценивание школьниками и учителем.
Карточки-задания
Группа №1
Как условия приема пищи влияют на ее усвояемость?
Найти ответы на вопросы:
- Когда появились предметы сервировки? Почему это стало необходимо?
- Какие виды сервировок стола существуют?
Вывод:__________________
Группа №2.
Как можно сократить количество текстильных отходов?
Найти ответы на вопросы:
- Какие полезные для дома вещи можно изготовить из лоскута?
- Составьте технологическую карту на изготовление изделия в технике тканевой аппликации.
Вывод:__________________
Лист планирования
Имя (имена):
Тема:___________________
Основополагающий вопрос:____________________
Проблемный вопрос:__________________________
Этапы работы и виды исследовательской деятельности учащихся:
№ этапа |
Название этапа |
Вид деятельности учащихся |
Форма защиты:__________________
Подготовка к защите (работа всей команды):
- подготовка устной презентации проекта (слайды, видеофильм);
- подготовка команды для ответа на вопросы оппонентов;
- создание папки документов (портфолио), в которой полно и доказательно представлена работа над проектом.
Критерии оценки доклада по выполненной работе
- Соответствие содержания доклада проделанной работе.
- Умение объяснить научные основы работы, самостоятельность выполнения.
- Качество изделия.
- Практическое использование изделия.
- Качество записей и наглядный материал.
- Использование знаний из других учебных предметов.
- Ответы на вопросы.
- Полнота знаний по технологии.
- Оригинальность решения проблемы.
- Культура речи.
Описанный проект рассчитан на целую четверть. Некоторые проекты могут быть выполнены за 2-6 уроков. Примеры таких проектов: «Моделирование юбки», «Диванные подушки», «Салфетка в лоскутной технике», «Лоскутный мячик» «Платье», и др. В ходе проектирования самым сложным для учителя является выполнение роли независимого консультанта, удерживающегося от подсказки даже в случае, если ученики «идут не туда».
Для ученика же трудностями могут быть: а) постановка ведущих и текущих (промежуточных) целей и задач; б) поиск пути их решения; в) осуществление оптимального выбора при наличии альтернатив; г) аргументация выбора; д) сравнение полученного результата с требуемым; е) корректировка (при необходимости) результата; ж) объективная оценка самой деятельности и другие позиции.
Важным методическим аспектом практической деятельности является организация оценивания проектных работ. Выработка системы оценки проектных работ требует предварительного ответа на следующие вопросы:
- Предполагается ли включение самооценки участников проекта в общую оценку проекта?
- Предполагается ли присуждение мест (I, II, III) или номинаций (за лучшее исследование, за лучшую презентацию и т.д.)?
Критерии оценки должны быть выбраны исходя из принципов оптимальности по числу (не более 7-10) и доступности для учащихся.
Критерии должны быть известны всем проектантам задолго до защиты.
Приведем возможные перечни критериев оценки проектных работ:
Вариант 1.
-
самостоятельность работы над проектом;
-
актуальность и значимость темы;
-
полнота раскрытия темы;
-
оригинальность решения проблемы;
-
презентация содержания проекта;
-
использование средств наглядности, технических средств;
-
ответы на вопросы.
Вариант 2.
-
важность темы проекта;
-
глубина исследования проблемы;
-
оригинальность предложенных решений;
-
качество выполнения продукта;
-
убедительность презентации.
Экспертный лист для оценки проектов
1. Название проекта______________________________________
3. Система оценки
Соответствие каждому критерию выражено в следующих баллах.
1.Наиболее полно соответствует данному критерию — 3
балла.
2. Достаточно полно соответствует данному критерию — 2 балла.
3. Частично соответствует данному критерию -1 балл.
4. Не соответствует данному критерию — 0 баллов.
Приложение 2. (Экспертиза проекта).
Заключение
Цели и задачи технологической подготовки школьников на современном этапе определяются необходимостью развития экономики страны, подготовки квалифицированных рабочих и инженерно-технических кадров. Образовательная область «Технология» — основная практикоориентированная образовательная область в школе, которая помогает решить задачу огромной социальной важности: подготовку молодежи к деятельного участию в материальном и духовном общественном производстве. Трудовая подготовка и технологическое образование способствуют самореализации личности и ее гражданскому становлению. И в наибольшей степени соответствуют решению целей и задач технологического образования – проектные технологии.
Необходимость использования технологии проектного обучения в образовательном процессе современной школы очевидна. В исследовании мы высказали предположение о том, что организация проектной деятельности школьников на уроках технологии позволит повысить заинтересованность школьников к изучению данного учебного предмета и результативность его изучения, знания будут более глубокими и прочными. А самым главным становится приобретение учащимися проектировочных и коммуникативных умений, что поможет учащимся в дальнейшем обучении.
Условиями успешного осуществления проектной деятельности служат: хорошо оборудованная мастерская (материальная база); выбор проблем и объектов труда, вызывающих наибольший интеллектуальный интерес и отклик; возможность индивидуальной и коллективной работы; посильность и привлекательность проекта; использование нетрадиционных форм и методов.
Литература
[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/diplomnaya/tehnologi-2/
-
Молева Г.А., Богданова И.А. Применение принципов развивающего обучения на уроках технологии/ Г.А. Молева, И.А. Богданова// Актуальные проблемы педагогики. Вып.7. — Владимир: ВГПУ, 2005. — С.46-58.
-
Метод проектов в образовательном пространстве школы и вуза: метод. рекомендации / сост. С.Н. Бабина. – Челябинск: ЧГПУ, 1999. – 28 с.
-
Организация проектной деятельности обучающихся: Учебно-методическое пособие /Авт.-сост. А.М. Уколова – Курган: ИПК, 2005. С. 108.
-
Пасынков И.А. Методика обучения учащихся творческой деятельности (Методические указания) // И.А. Пасынков. — Владимир: ВГПУ, 2002.Сидоров О. В., Смирнов С. А. Об организации проектной деятельности учащихся на уроках технологии // Молодой ученый. — 2016. — №6.2. — С. 93-97.
-
Поливанова, К.Н. Проектная деятельность школьников / К.Н. Поливанова // М.: Просвещение, 2010. — 192 с.
-
Программы общеобразовательных учреждений «Технология. Трудовое обучение». 1-4, 5-11 классы. М.: Просвещение . 2009.
-
Романовская М.Б. Метод проектов в контексте профильного обучения в старших классах: современные подходы: Научно-методическое пособие для повышения квалификации работников образования. // Романовская М.Б.
-
Самородский П.С. Основы разработки творческих проектов: книга для учителей технологии и предпринимательства/ П.С. Самородский.- Брянск: БГПУ, 1995.
-
Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС / О. Б. Даутова, Е. В. Иваньшина, О. А. Ивашедкина, и др. – СПб.: КАРО, 2014. – С. 30.
-
Сидоренко, В.Ф. Генезис проектной культуры // Вопросы философии. – 1984. – № 10. – С. 87-99.
-
Технология. Творческие проекты: организация работы / авт.-сост.: Жадаева А. В., Пяткова А. В. – Волгоград: Учитель, 2012. 88с.
-
Тихонов А.С. Творческий потенциал учебного проектирования// А.С. Тихонов — М.: Сфера, 1995.
-
Шимко Е.А. Технология профильного обучения как основа образовательного сотрудничества средней и высшей школ /Е.А. Шимко // Профильная школа. — 2007. — №5. — С. 46-51.
-
Уколова А.М. Методика преподавания обслуживающего труда: Учебно-методическое пособие. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2013. – 158 с.
План проектной деятельности обучающихся и учителя на разных этапах работы
Учитель |
Обучающиеся |
1 этап — поисковый (погружение в проект) |
|
Формулирует: |
Осуществляют: |
1) проблему проекта; |
1) личностное присвоение проблемы; |
2) сюжетную ситуацию; |
2) вживание в ситуацию; |
3) цель и задачи |
3) принятие, уточнение и конкретизация цели и задач |
2 этап — конструкторский (организация деятельности) |
|
Организует деятельность — предлагает: |
Осуществляют: |
4) организовать группы, распределить амплуа в группах; |
4) разбивку на группы, распределение ролей в группе; |
5) организовать поиск различных идей и вариантов |
5) поиск оптимального решения задачи проекта (рассмотрение различных идей и вариантов); |
6) выбрать наилучший вариант (идею) |
6) выбор лучшего из них на основе имеющейся материально-технической базы, экономических расчетов, экологической оценки и других факторов; |
7) спланировать деятельность по решению задач проекта; |
7) планирование работы; |
8) подобрать материал и инструменты для решения задачи проекта |
8) подбор материалов и инструментов; |
9) пути нахождения недостающих знаний; |
9) «добывают» недостающие знания; |
10) возможные формы презентации результатов. |
10) выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов. |
3 этап — технологический (осуществление деятельности) |
|
Не участвует, но: |
Работают активно и самостоятельно: |
11) консультирует учащихся по необходимости; |
11) каждый в соответствии со своим амплуа и сообща; |
12) ненавязчиво контролирует; |
12) консультируется по необходимости; |
13) репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов. |
13) подготавливают презентацию результатов. |
4 этап — заключительный (презентация) |
|
Принимает отчет: |
Демонстрируют: |
14) обобщает и резюмирует полученные результаты; |
14) понимание проблемы, цели и задач; |
15) подводит итоги обучения; |
15) умение планировать и осуществлять работу; |
16) оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение и др.; |
16) найденный способ решения проблемы; |
17) акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе, на общий результат и др. |
17) рефлексию деятельности и результата. |
Приложение 2.
Экспертиза текста проекта
Критерии оценки разработанного проекта |
Баллы |
1. Значимость и актуальность выдвинутой проблемы |
|
2. Необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему и привлечение для её решения знаний из разных областей науки и практики |
|
3. Полнота и содержательность представленного проекта |
|
4. оригинальность решения проблемы |
|
6. Оформление проекта |
|
Общая сумма баллов |
Экспертиза процесса реализации проекта
Критерии оценки процесса реализации |
Баллы |
1. Соответствие реализации задуманному проекту |
|
2. Умение внести коррективы в реализацию проекта |
|
3. Умение взаимодействовать с различными людьми в процессе реализации |
|
4. Активность каждого автора проекта |
|
Общая сумма баллов |
Экспертиза защиты проекта
Критерии оценки защиты проекта |
Баллы |
1. Умение раскрыть сущность реализованного проекта и его основные результаты |
|
2. Форма представления проекта |
|
3. Умение отвечать на вопросы: лаконичность и аргументированность |
|
Общая сумма баллов |
1 Сидоров О. В., Смирнов С. А. Об организации проектной деятельности учащихся на уроках технологии // Молодой ученый. — 2016. — №6.2. — С. 93-97.
2 Сидоренко, В.Ф. Генезис проектной культуры // Вопросы философии. – 1984. – № 10. – С. 87-99.
3 Метод проектов в образовательном пространстве школы и вуза: метод. рекомендации / сост. С.Н. Бабина. – Челябинск: ЧГПУ, 1999. – 28 с.
4 Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС / О. Б. Даутова, Е. В. Иваньшина, О. А. Ивашедкина, и др. – СПб.: КАРО, 2014. – С. 30.
5 Молева Г.А., Богданова И.А. Применение принципов развивающего обучения на уроках технологии/ Г.А. Молева, И.А. Богданова// Актуальные проблемы педагогики. Вып.7. — Владимир: ВГПУ, 2005. — С.46-58.
6 Романовская М.Б. Метод проектов в контексте профильного обучения в старших классах: современные подходы: Научно-методическое пособие для повышения квалификации работников образования. // Романовская М.Б.
7 Организация проектной деятельности обучающихся: Учебно-методическое пособие /Авт.-сост. А.М. Уколова – Курган: ИПК, 2005. С. 108.
8 Шимко Е.А. Технология профильного обучения как основа образовательного сотрудничества средней и высшей школ /Е.А. Шимко // Профильная школа. — 2007. — №5. — С. 46-51.
9 Программы общеобразовательных учреждений «Технология. Трудовое обучение». 1-4, 5-11 классы. М.: Просвещение. 2009.
10 Тихонов А.С. Творческий потенциал учебного проектирования// А.С. Тихонов — М.: Сфера, 1995.
11 Уколова А.М. Методика преподавания обслуживающего труда: Учебно-методическое пособие. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2013. –
112 с.