Особенности организации проектной работы учащихся по технологии

Дипломная работа
Содержание скрыть

Современные тенденции социально-экономического развития общества, связанные интенсивным внедрением новых технологий, предъявляют и новые требования к образованию. Быстрорастущий поток информации, развитие техники и производственных технологий потребовало смены образовательной парадигмы: не образование на всю жизнь, а образование через всю жизнь. Главной задачей школы является подготовка творческой, образованной личности, способной к непрерывному самообразованию и саморазвитию.

В современном образовании акцент переносится с «усвоения знаний» учащимися на формирование у них компетентности. Среди множества современных инновационных педагогических подходов, отличающихся от «классического формирования знаний, умений и навыков», особое место занимает организация проектной деятельности, которая дает больше возможностей для реализации развивающего и личностно-ориентированного подходов. Метод проектов является одним из важных методов обучения, развивающих креативность и включающих исследовательский компонент не только на эвристическом, но и на изобретательном уровне 1 . Он требует от обучающихся проявления самостоятельности, изучение литературы, применение технологических знаний на практике, анализ и синтеза полученной информации.

В основе проектной деятельности лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.

Несмотря на наличие имеющейся в распоряжении учителей-предметников методической литературы, где отражены общеизвестные положения и алгоритм проектной деятельности, при использовании этого метода на практике возникает ряд вопросов, которые необходимо учитывать: возрастные особенности обучающихся, содержание и уровень подготовки ю к выполнению работ, виды и тематика проектов, характер координации, степень самостоятельности обучающихся, методика проверки знаний и умений на различных этапах выполнения проекта и др.

В нашей дипломной работе сделана попытка анализа возможностей и условий организации проектной деятельности в средних классах общеобразовательной школы уроках технологии.

Объект исследования: проектная деятельность в общеобразовательной школе.

Предмет исследования: возможности и условия организации проектной деятельности на уроках технологии (обслуживающего труда) в средних классах общеобразовательной школы.

Цель исследования: проанализировать теоретико-педагогические основы, возможности, содержательные и организационные условия реализации проектной деятельности на уроках технологии в средних классах общеобразовательной школы.

52 стр., 25604 слов

«Проектная деятельность в начальной школе как средство развития ...

... проектной деятельности учащихся позволяет сделать вывод о том, что современная школа не в полной мере реализует педагогический потенциал метода проектов как личностно-ориентированной технологии ... интеграция знаний. Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная ...

Задачи исследования:

  • Выявить теоретико-педагогические основы организации проектной деятельности школьников.

  • Охарактеризовать специфику организации проектной деятельности на уроках технологии в средних классах общеобразовательной школы.

  • Проанализировать классификации проектов и способы организации проектной деятельности на уроках технологии.

  • Выявить возможности и условия практической организации проектной деятельности подростков на уроках технологии.

  • Методы исследования: анализ литературы по проблеме, обобщение и систематизация выводов и результатов исследования, наблюдение, анализ результатов деятельности обучающихся.

Практическая значимость: результаты работы могут быть использованы при организации проектной деятельности в средних классах общеобразовательной школы.

Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы.

Глава I. Теоретико-педагогические основы организации проектной деятельности на уроках технологии

В статье «Проектная деятельность школьников», Н.М. Конышева отмечает, что слово «проект» в последнее время приходится все чаще слышать: почти каждый день нам представляют новые проекты на телевидении, в образовании, медицине, организации разных сторон жизни и быта. Что касается школы и образования, то понятие «проектная деятельность» наиболее активно внедряется с конца 90-х годов XX в. в научно-практический обиход образовательной области «Технология».

Обратимся к сущности понятия «проектная деятельность».

В.Ф. Сидоренко отмечает, что «проектная деятельность представляет сложную организованную систему взаимодействия различных специалистов, функционально связанную с системами управления, планирования и производства и, в свою очередь, являющуюся особого рода производством проектной документации, в языке которой предвосхищается желаемый и предназначенный к осуществлению образ будущего проекта – вещи, предметной среды, системы деятельности, образа жизни» 2 .

По мнению С.Н. Бабиной проектная деятельность – это мыслительно-трудовая деятельность, направленная на создание теоретической модели объекта проектирования и материальной реализации ее в виде макета, модели, прототипа, готового изделия 3 .

Проектная деятельность обучающихся и профессиональная проектная деятельность специалистов существенно отличаются друг от друга.

Главное отличие учебных проектов от профессиональных состоит в том, что они должны быть сугубо дидактическими, т.е. их разрешение должно детерминироваться целями формирования определенной системы знаний, умений и навыков. Причем заметим, речь идет не о специальных проектных знаниях и умениях, а об углублении общеобразовательной подготовки и развитии творческих способностей учащихся. Проектная деятельность в школе не может рассматриваться как самоцель (направленность на подготовку специалистов-проектировщиков).

12 стр., 5510 слов

Управление инновационной деятельностью педагогов дошкольной организации. Часть

... На вопрос о том, к кому бы обратились воспитатели за помощью при совместной разработке инновационного проекта, ... технологии, проектная деятельность, художественно-эстетическая деятельность. Менее востребованными оказались технологии экологического воспитания, игровой деятельности, обучения ... помощью схемы наблюдения на основе реальных действий воспитателя при организации конкретной работы с детьми, ...

Она является исключительным по своей эффективности средством развития у обучающихся способностей к изобретательству, рационализаторству и творческой деятельности.

Итак, отметим, что основной целью профессиональной, трудовой проектной деятельности является производство общественного ценного продукта в виде какого-либо технического проекта, представленного чаще всего в виде чертежа, схемы, иногда в виде макета будущего изделия, объекта проектирования. Основным продуктом профессиональной проектной деятельности является технический проект, а для проектной деятельности обучающихся конечным продуктом является готовое изделие, то есть реальная законченная вещь. В качестве средства обучения проектная деятельность обучающихся позволяет управлять как содержанием проекта, так и уровнем его сложности для ученика. В проектной же деятельности профессионала извне задается в общем случае лишь тема проекта, а его содержание и уровень сложности определяются самим субъектом труда, и зависит от многих внешних факторов. Таким образом, проектная деятельность обучающихся может рассматриваться как самостоятельная психолого-педагогическая категория.

Различие в целях проектной деятельности профессионала и обучающихся определяет и различие в мотивации самой проектной деятельности. Профессионалом руководит совокупность мотивов социального и личностного характера: профессиональный долг и ответственность за свой труд; получение вознаграждения за результаты труда, поддержание и достижение определенного социального статуса в своей профессиональной группе. В проектной деятельности обучающихся социальные мотивы также играют важную роль и они схожи — желание получить положительные отметки за свои знания, соревновательные мотивы самоутверждения в группе сверстников. Но на первое место выходят учебно – познавательные мотивы: стремление к познанию нового, разрешения, возникающие по ходу выполнения проекта проблемных ситуаций до познавательных мотивов самообразования и самосовершенствования.

Проектная деятельность – последовательная совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией результатов.

Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает использование исследовательских, поисковых, проблемных методов, с одной стороны и интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей – с другой 4 .

Проблемы технологического образования в современной школе являются предметом исследований многих теоретиков педагогики и учителей-практиков. Обосновываются новые возможности предмета “Технология” в общеобразовательной школе. Учебный предмет “Технология” обеспечивает формирование культуры труда, технологической культуры, практических знаний и умений, отражающих распространенные методы, средства, процессы, результаты и последствия познания, применения, получения или преобразования объектов природной или социальной среды. Это позволяет обучающимся успешно адаптироваться в современной технологической среде, активно участвовать в ее преобразовании и самореализоваться в окружающем мире 5 .

Так как мы рассматриваем проектную деятельность как педагогическую технологию, то выделим ключевые характеристики педагогической технологии:

  • целевая направленность;
  • теоретические позиции;
  • система действий учителя и ученика;
  • оценки и качественно новый результат.

Задачи реализации проектной технологии таковы:

  1. Повышать уверенность обучающегося в своих силах. Это означает необходимость:

  • позволить каждому обучающемуся увидеть себя как человека способного и компетентного,
  • развивать у обучающихся умение адекватно оценивать себя и свою деятельность.

2. Развивать у обучающихся «командный дух» и «чувство локтя», вдохновлять детей на развитие такого необходимого социального навыка, как коммуникабельность и умение сотрудничать.

3. Обеспечивать механизм развития критического мышления ребенка, умения искать пути решения поставленной задачи.

4. Развивать у обучающихся исследовательские умения (выявлять проблемы, выявлять информацию из литературы), наблюдательность, умение строить гипотезы, обобщать, мыслить аналитически.

Суть проектного обучения состоит в том, что учащиеся в процессе работы над проектом постигают реальные процессы, проживают конкретные ситуации, приобщаются к проникновению вглубь явлений, конструированию новых процессов, объектов и т.д.

Поскольку предметом нашего исследования является организация проектной деятельности подростков-учащихся средних классов, то необходимо выделить педагогические характеристики именно такой проектной деятельности 6 .

Проектная деятельность, организуемая в средних классах (с подростками) опирается на следующие правила и принципы:

  • в команде нет лидеров, все члены команды равны;
  • команды не соревнуются;
  • все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание;
  • каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
  • все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.
  • ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.

Основной принцип метода проектов заключается в такой организации деятельности обучающихся, при которой обеспечивается их максимальная самостоятельность. Метод проектов относится к способам когнитивного инструктирования. Характерными особенностями метода проектов являются проблемность интегрированность и контекстность.

Роль и функции педагога в проекте:

  • энтузиаст – вдохновляющий и мотивирующий учащихся на достижение цели;
  • специалист – обладающий знаниями и умениями в нескольких (не обязательно во всех) областях;
  • консультант – организующий доступ к информационным ресурсам, в том числе к другим специалистам;
  • руководитель – организует процесс проектирования, особенно в вопросах планирования времени;
  • «человек, который задает вопросы» (по Дж.

Питту) – организатор обсуждения различных способов преодоления возникших трудностей (человек, задающий косвенные, наводящие вопросы, помогающий обнаружить ошибки и т.д.);

  • координатор группового процесса – организует групповое взаимообучение;

— эксперт – анализирует результаты выполненного проекта 7 .

Деятельность субъектов процесса проектирования на различных его этапах

Этапы

Задачи

Деятельность учащихся

Деятельность педагога

Начинание

Определение темы, уточнение целей, сходных положений. Выбор рабочей группы.

1.Уточняют информацию. 2. Обсуждают задание.

1. Мотивирует учащихся. 2. Объясняет цели проекта. 3. Наблюдает.

Планирование

Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Ролевое распределение в команде.

1. Формируют задачи. 2. Уточняют информацию (источники).

3. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха.

1. Помогает в анализе и синтезе (по просьбе).

2. Наблюдает.

Принятие решения

Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив («мозговой штурм»).

Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности.

1. Работают с информацией. 2. Проводят анализ и синтез идей. 3. Выполняют исследование.

1. Наблюдает. 2. Консультирует.

Выполнение

Выполнение проекта.

1. Выполняют исследование и работают над проектом. 2. Оформляют проект.

1. Наблюдает. 2. Советует (по просьбе).

Оценка результатов

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого. Анализ достижения поставленной цели.

Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке.

1. Наблюдает. 2. Направляет процесс анализа (если необходимо).

Защита проекта

Подготовка доклада: обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов. Коллективная защита проекта. Оценка.

1. Защищают проект. 2. Участвуют в коллективной оценке результатов проекта.

Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта.

Виды проектов, которые можно использовать на уроках технологии, разнообразны. С. Хейнс выделяет следующие четыре категории проектов:

1.Информационный и исследовательский проект.

2. Обзорный проект.

3. Продукционный проект (наиболее распространенный на уроках технологии).

4. Проекты-инсценировки или организационные проекты.

Проекты могут быть разнообразны по форме. Например, создание технологической карты и изготовление изделия, организация «трудового десанта» с репортажем с места событий и др.

Разнообразны проекты и по объему. Можно выделить 3 вида учебных проектов:

  • Краткосрочные (2-6 часов)
  • Среднесрочные (12-15 часов)
  • Долгосрочные, требующие времени для поиска материала, его анализа и т.д 8 .

Исследовательский проект может быть по содержанию:

Монопредметным (только по обслуживающему труду).

Межпредметным (интегрируется сложная тематика нескольких предметов, например, история и технология; черчение и технология, ИЗО и технология и др.).

Надпредметным (например, «Дом, в котором я хочу жить», который выполняется в ходе факультативов, изучения интегрированных курсов, работы в творческих мастерских).

По включенности в учебные планы проект может быть:

  • Итоговым (когда по результатам его выполнения оценивается освоение учащимися определенного учебного материала).

  • Текущим (в этом случае часть содержания учебного курса выносится на самообразование и проектную деятельность).

Итак, организация проектной деятельности на уроках технологии направлена на формирование активной субъектной позиции учащихся, на интеграцию различных предметных сфер, на реализацию знаний, умений и навыков в конкретной общественно-полезной деятельности. В этом смысле она имеет черты, сближающие ее с технологией коллективного творческого дела. Однако доминирование образовательных задач делает проектную технологию преимущественно технологией обучения, а не воспитания. Технологическая цепочка проектной технологии близка также технологии проблемного обучения. Однако проектная технология не предполагает обязательной ситуации учебного затруднения (проблемной ситуации), моделируемой учителем, зато в гораздо большей степени ориентирована на объективацию результата, его социально-производительный резонанс. Так, на уроке технологии в основе проекта может лежать теоретическое учебное затруднение, но может и практическая задача.

Задача педагога заключается в том, чтобы в процессе выполнения проектов реализовалась логическая цепочка от выбора темы проекта и его формы выполнения (индивидуальная или групповая) на основе сформировавшегося у ученика интереса до рефлексии по поводу полученных результатов. А затем на основе проведенной работы — вновь к заинтересованности в выполнении нового творческого задания (проекта) и снова к выбору.

Глава 2. Методические и практические аспекты организации проектной деятельности на уроках технологии в средних классах общеобразовательной школы

Анализ учебных программ по технологии свидетельствует о широких возможностях использования проектного обучения на уроках технологии 9 . Действительно, тематика курса очень разнообразна. Это позволяет создать достаточно обширную базу тематики выполняемых проектов, предусмотреть значительный перечень объектов труда, которые могут быть изготовлены школьниками в процессе проектной деятельности.

Характеризуя проекты по технологии, можно отметить, что по доминирующему виду деятельности это в основном практико-ориентированные проекты, хотя возможны и другие, например, исследовательские, игровые и т.д.

Основные виды проектов, используемые на уроке технологии:

1.Учебно-познавательный проект — это ограниченное по времени, целенаправленное изменение определенной системы знаний, умений и навыков на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы обучающихся. За определенное время (от одного урока до 2-3 месяцев) учащиеся решают познавательную, исследовательскую, конструктивную либо иную задачу.

2. Групповой творческий проект – один из наиболее перспективных. Так как настоящее время дети, особенно в подростковом возрасте, имеют массу проблем межличностного характера. Технологии организации совместной учебной деятельности помогают решить одну из них. Это проблема «публичного одиночества», когда многие школьники в присутствии других чувствуют себя изолированными и одинокими. Такое одиночество вызвано многими причинами: семейными проблемами, социальным дискомфортом, материальным неравенством и т.д. Эти и другие причины порождают замешательство, недоверие, бессилие. Опыт, приобретенный учениками при специально создаваемых условиях в группах, оказывает противодействие отчуждению, помогая решению проблем, возникающих как при изучении знаний, так и при межличностном взаимодействии. В поддерживающей и контролируемой обстановке школьник может обучаться новым умениям, экспериментировать с новыми стилями отношений среди равных партнеров.

Мы предлагаем следующий порядок организации проектной деятельности в группе обучающихся средних классов.

Подобрать задания для работы учащихся в группе (общее для группы и дифференцированные для членов группы).

Заранее разбить группу (например, девочек данного класса) на подгруппы (бригады) и определить функции при выполнении заданий.

Сразу намечать ответственных в подгруппах.

Объяснить ученикам принципы распределения по бригадам в течение учебного года и методику работы в бригадах.

На практике приходится интегрировать проектную деятельность в обычные уроки, творчески подходя к выбору и конструированию вариантов технологий и способов организации работы учащихся в группе в зависимости от дидактических задач и этапа урока.

Основные особенности организации групповой проектной деятельности следующие:

1) взаимозависимость;

2) личная ответственность каждого члена коллектива за собственные успехи и успехи своих товарищей;

3) совместная учебно-познавательная, творческая и прочая деятельность обучающихся;

4) реализация социализирующих функций;

5) общая оценка результатов коллективного проекта, которая складывается из оценки особенностей общения обучающихся и академических результатов.

Один из важных методических аспектов групповой проектной деятельности — это такая организация учебной деятельности, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических (смежных) парах или микрогруппах, когда каждый учит каждого.

Существует несколько основных вариантов организации обучения в сотрудничестве, но специфика предмета «технология» не позволяет использовать многое из предлагаемого методического материала.

Наиболее эффективны формы организации коллективной проектной деятельности обучающихся – «Учимся вместе» и «Исследовательская работа обучающихся в группах».

Коллективный проект по методике «Учимся вместе».

Группа девочек одного класса разбивается на разнородные по уровню обученности (сформированности навыков) группы в 3-5 человек. Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. Внутри группы обучающиеся самостоятельно определяют роли каждого в выполнении общего задания: контролирующую, мониторинга активности каждого члена группы, культуры общения. Таким образом, группа имеет двойную задачу: академическую и социальную. Учитель также контролирует не только успешность выполнения задания, но и характер общения между собой, способ оказания помощи друг другу.

Проектная деятельность по методике «Исследовательская работа обучающихся в группах».

Обучающихся работают либо индивидуально, либо в группах до 6 человек. Группа выбирает подтему общей темы и разбивает на отдельные задания для каждого ученика. На основе дискуссии и обсуждения в группе составляется общий план действий и проектная карта, которые и подлежат презентации на уроке.

Обратимся к условиям организации проектной деятельности на уроках технологии с подростками средних классов.

Обучающиеся делятся на группы для работы над учебным материалом. Основной принцип деления: по направлениям прикладных видов деятельности. Каждый обучающийся (или несколько учеников) имеет одно задание, являющееся подзаданием большой темы, над которой работает вся группа. В роли отдельного задания может выступать один из этапов выполнения проекта. Так, разработкой отдельных моментов технологической карты одновременно могут заниматься несколько обучающихся. Внутри группы обучающиеся самостоятельно определяют роли каждого в выполнении общего задания.

При этом выполнение любого задания объясняется вслух и контролируется всей группой. Затем каждый обучает остальных членов группы всему новому, что узнал сам.

Учитель контролирует не только успешность выполнения задания, но и характер общения между обучающимися, способ оказания помощи друг другу. Отчитываются по всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом. Изделие может выполнятся одно на всех, а может быть у каждого индивидуальным при групповой исследовательской разработке теоретической части творческого проекта.

На основе дискуссии и обсуждения в группе составляется общий доклад, который и подлежит презентации на уроке перед всем классом.

Папка, содержащая творческий отчет при выполнении самостоятельных изделий, может быть у каждого индивидуальной, а может быть и совместной (при выполнении общей практической работы).

Одна из опасностей, которая поджидает педагога, — это превращение проекта по технологии в реферат. Во избежание этого, сложность выполняемого изделия и объем исследовательской работы должны быть прямо пропорциональными количеству участников творческого проекта.

Самое сложное при введении в учебный процесс творческих проектов — организация этой деятельности, а особенно — подготовительный этап. Учителю при планировании на учебный год предстоит выделить ведущую тему или несколько тем, которые будут «вынесены на проектирование». Далее необходимо сформулировать определенное количество как индивидуальных, так и групповых тем, работа по которым потребует усвоения обучающимися необходимых по программе знаний и формирования необходимого опыта.

Четкость организации коллективной проектной деятельности на уроках технологии определяется четкостью и конкретностью постановки цели, определения планируемых результатов, выяснением исходных данных. Весьма эффективно применение небольших методических рекомендаций или инструкций, где указывается необходимая и дополнительная литература для самообразования, требования педагога к качеству проекта, формы и методы количественной и качественной оценки результатов, алгоритм проектирования.

Необходимо организовывать работу так, чтобы школьники учились:

  • намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;

  • искать пути их решения, выбирая оптимальный путь (может быть, при наличии альтернативы);

  • осуществлять и аргументировать выбор;

  • предусматривать последствия выбора;

  • действовать самостоятельно;

  • сравнивать полученное с требуемым;

  • корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов;

  • объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат проектирования.

Проект — это результат скоординированных совместных действий учителя и обучающихся. Работа над проектом проходит поэтапно. Деятельность участников проектирования на разных этапах, очень кратко можно пояснить с помощью таблицы «План проектной деятельности обучающихся и учителя на разных этапах работы». Приложение 1.

Тематика проектных заданий должна охватывать по возможности более широкий круг вопросов школьной программы по технологии, быть актуальной для практической жизни и требовать привлечения знаний обучающихся из разных областей с целью развития их творческого мышления, исследовательских навыков, умения интегрировать знания.

В тематике проектных заданий следует учитывать вопросы экономики, экологии, современного дизайна, моды. Правильный выбор темы с учетом названных требований, возрастных и личностных интересов обучающихся обеспечивает положительную мотивацию и дифференциации в обучении, активизирует самостоятельную творческую деятельность обучающихся при выполнении проекта.

Зная интересы и потенциальные возможности обучающихся, учитель имеет возможность максимально точно подобрать тему и определить уровень сложности проекта для каждой группы обучающихся. В связи с этим у учителя должен формироваться «банк проектов» – перечень возможных проектных заданий для обучающихся конкретных лет обучения; образцы выполнения проектов, включая изготовленные школьниками изделия; памятка обучающемуся (анализ этапов проектирования); оформление проектного дневника (пояснительной записки); алгоритм самоанализа проектной деятельности; виды презентации проекта; план выступления на защите проекта; критерии оценки проекта.

Таким образом, методика преподавания технологии предлагает нам такие виды проектов, как «Исследовательская работа учащихся в группах» и «Учимся вместе».

Организация проектной деятельности на уроке технологии предполагает осуществление следующих этапов: поискового, конструкторского, технологического, презентационного.

Реализация проектов на уроках технологии предоставляет учащимся возможность совершенствовать свои практические умения и навыки, совершенствовать коммуникативные способности, осуществлять рефлексию по отношению к выполненной деятельности.

2.2 Организация проектной деятельности на уроках обслуживающего труда в 5-7 классах общеобразовательной школы

Примерная последовательность обучения основам

проектирования

5 класс. Понятие о проекте. Виды проектов. Понятие о творческой конструкторско-технологической задаче. Методы и приёмы конструирования (метод проб и ошибок, метод контрольных вопросов).

Основные этапы проектирования, анализ технического задания, установление технических требований, оценка материальных и профессиональных возможностей для разработки и реализации проекта, эскизирование, деталировка, изготовление образца, определение его примерной «цены», защита.

6 класс . Работа с информационными источниками. Формирование банка идей. Методы и приемы конструирования (метод проб и ошибок, метод контрольных вопросов, метод морфологического анализа).

Основные этапы проектирования: анализ технического задания, установление технических требований, оценка своих материальных и профессиональных возможностей в разработке и реализации проекта, эскизирование, деталировка, изготовление чертежей, изготовление образца, расчёт стоимости используемых материалов, защита.

7 класс. Обоснование темы проекта. Работа с информационными источниками. Формирование банка идей. Методы и приёмы конструирования (метод проб и ошибок, метод контрольных вопросов, метод морфологического анализа, метод фокальных объектов).

Основные этапы проектирования: анализ технического задания, установление технических требований, оценка своих материальных и профессиональных возможностей в разработке и реализации проекта, эскизирование, деталировка, изготовление чертежей, составление технологической карты изготовления изделий, расчёт стоимости, реклама проекта, защита.11

Подготовка к проектной деятельности может начинаться с выполнения на уроках технологии мини-проектов, при реализации которых проектная деятельность встраивается в обычных урок технологии. Мини-проект может быть выполнен довольно быстро. Он должен быть оригинальным по содержанию, создавать «ситуацию успеха», и в то же время содержать в себе хотя бы основные характеристики и этапы проектной деятельности.

Мини-проекты должны включаться в различные темы и реализовываться в разных разделах программы.

Примеры мини-проектов для 5 класса:

Раздел программы

Название проекта

Компоненты проектирования

Конечный результат

Примечание

Кулинария

«Витаминный салат»

Постановка задачи, исследование (анализ литературы, анализ пищевой ценности овощей), схема технологии приготовления. Приготовление блюда. Самооценка устно при защите проекта.

Кулинарный конкурс

Групповой проект. Дизайн-папка разрабатывается одна на группу, кулинарное блюдо тоже одно.

Лоскутная пластика

«Кухонный набор»

Потребности и проблемы, постановка задачи, исследование цветовой гаммы, материалов. Разработка требований. Составление плана изготовления. Выполнение. Самооценка. Защита проекта.

Выставка работ

Групповой проект. Дизайн-папка разрабатывается одна. Изделий изготавливается столько, сколько человек в группе. Изделия должны иметь стилевое единство.

Моделирование фартука

«Модный фартук»

Потребности и проблемы, постановка задачи, исследование рынка, исследование мнения людей. Первоначальные идеи, выбор лучшей, проработка выбранной идеи. Моделирование. Самооценка. Защита.

Выставка работ

Индивидуальный проект.

В четвертой четверти организуется проектная деятельность, которая занимает несколько уроков. В качестве примера приведем методическую разработку проекта «Лоскутная техника — против загрязнения окружающей среды».

Учащиеся (девочки) разбиваются на группы по три человека. Продолжительность проектной деятельности — 10 уроков.

Цель проекта:, Задачи проекта:

  • формирование представлений о значении сервировки стола на усвояемость пищи, способствующей лучшему пищеварению;
  • разработка и изготовление изделий для сервировки стола;
  • закрепление навыков соблюдения правил техники безопасности при работе иглой, ножницами, крючком, на швейной машине.

Проблема:, Оборудование:

Продукт: изделия в технике тканевой аппликации: скатерть, сервировочные салфетки.

Ход проекта

I этап (поисковый)

1-2. Обсуждение проблемы, формулирование проблемных вопросов:

  • Как можно сократить количество текстильных отходов?
  • Как условия приема пищи влияют на ее усвояемость?

Формирование групп для работы над проблемными вопросами, проведения исследований и определение формы представления результатов.

Учащиеся делятся на группы по 3-4 человека, выбирают вопрос, над которым хотели бы поработать и по которому должны провести исследование, а также выбирают форму представления результатов исследования, заполняют листы планирования своей предстоящей деятельности.

II этап (аналитический)

3-4. 1) Обсуждение с учениками возможных источников информации.

Информацию по заданным вопросам можно найти в книгах из домашней или школьной библиотек, в Интернете или мультимедийной энциклопедии, в средствах массовой информации, в журналах (каких?).

Можно провести интервью (с кем?), организовать опросы (кого?) и т.д.

5-6) Самостоятельная работа групп.

Поиск информации по проблемным вопросам, ее систематизация, оформление полученных данных.

III этап (практический)

7-8. 1) Практическая работа по изготовлению продукта проектной деятельности.

2) подготовка доклада по проблемному вопросу.

IV этап (презентационный)

9-10. 1) Подготовка учащимися презентации о проделанной работе.

Форма презентации любая: доклад с иллюстрациями, выпуск газеты, оформление папки и др.

2) Защита полученных результатов и выводов.

3) Оценивание школьниками и учителем.

Карточки-задания

Группа №1

Как условия приема пищи влияют на ее усвояемость?

Найти ответы на вопросы:

  • Когда появились предметы сервировки? Почему это стало необходимо?
  • Какие виды сервировок стола существуют?

Вывод:__________________

Группа №2.

Как можно сократить количество текстильных отходов?

Найти ответы на вопросы:

  • Какие полезные для дома вещи можно изготовить из лоскута?
  • Составьте технологическую карту на изготовление изделия в технике тканевой аппликации.

Вывод:__________________

Лист планирования

Имя (имена):

Тема:___________________

Основополагающий вопрос:____________________

Проблемный вопрос:__________________________

Этапы работы и виды исследовательской деятельности учащихся:

№ этапа

Название этапа

Вид деятельности учащихся

Форма защиты:__________________

Подготовка к защите (работа всей команды):

  • подготовка устной презентации проекта (слайды, видеофильм);
  • подготовка команды для ответа на вопросы оппонентов;
  • создание папки документов (портфолио), в которой полно и доказательно представлена работа над проектом.

Критерии оценки доклада по выполненной работе

  • Соответствие содержания доклада проделанной работе.
  • Умение объяснить научные основы работы, самостоятельность выполнения.
  • Качество изделия.
  • Практическое использование изделия.
  • Качество записей и наглядный материал.
  • Использование знаний из других учебных предметов.
  • Ответы на вопросы.
  • Полнота знаний по технологии.
  • Оригинальность решения проблемы.
  • Культура речи.

Описанный проект рассчитан на целую четверть. Некоторые проекты могут быть выполнены за 2-6 уроков. Примеры таких проектов: «Моделирование юбки», «Диванные подушки», «Салфетка в лоскутной технике», «Лоскутный мячик» «Платье», и др. В ходе проектирования самым сложным для учителя является выполнение роли независимого консультанта, удерживающегося от подсказки даже в случае, если ученики «идут не туда».

Для ученика же трудностями могут быть: а) постановка ведущих и текущих (промежуточных) целей и задач; б) поиск пути их решения; в) осуществление оптимального выбора при наличии альтернатив; г) аргументация выбора; д) сравнение полученного результата с требуемым; е) корректировка (при необходимости) результата; ж) объективная оценка самой деятельности и другие позиции.

Важным методическим аспектом практической деятельности является организация оценивания проектных работ. Выработка системы оценки проектных работ требует предварительного ответа на следующие вопросы:

  • Предполагается ли включение самооценки участников проекта в общую оценку проекта?
  • Предполагается ли присуждение мест (I, II, III) или номинаций (за лучшее исследование, за лучшую презентацию и т.д.)?

Критерии оценки должны быть выбраны исходя из принципов оптимальности по числу (не более 7-10) и доступности для учащихся.

Критерии должны быть известны всем проектантам задолго до защиты.

Приведем возможные перечни критериев оценки проектных работ:

Вариант 1.

  • самостоятельность работы над проектом;

  • актуальность и значимость темы;

  • полнота раскрытия темы;

  • оригинальность решения проблемы;

  • презентация содержания проекта;

  • использование средств наглядности, технических средств;

  • ответы на вопросы.

Вариант 2.

  • важность темы проекта;

  • глубина исследования проблемы;

  • оригинальность предложенных решений;

  • качество выполнения продукта;

  • убедительность презентации.

Экспертный лист для оценки проектов

1. Название проекта______________________________________

3. Система оценки

Соответствие каждому критерию выражено в следующих баллах.

1.Наиболее полно соответствует данному критерию — 3

балла.

2. Достаточно полно соответствует данному критерию — 2 балла.

3. Частично соответствует данному критерию -1 балл.

4. Не соответствует данному критерию — 0 баллов.

Приложение 2. (Экспертиза проекта).

Заключение

Цели и задачи технологической подготовки школьников на современном этапе определяются необходимостью развития экономики страны, подготовки квалифицированных рабочих и инженерно-технических кадров. Образовательная область «Технология» — основная практикоориентированная образовательная область в школе, которая помогает решить задачу огромной социальной важности: подготовку молодежи к деятельного участию в материальном и духовном общественном производстве. Трудовая подготовка и технологическое образование способствуют самореализации личности и ее гражданскому становлению. И в наибольшей степени соответствуют решению целей и задач технологического образования – проектные технологии.

Необходимость использования технологии проектного обучения в образовательном процессе современной школы очевидна. В исследовании мы высказали предположение о том, что организация проектной деятельности школьников на уроках технологии позволит повысить заинтересованность школьников к изучению данного учебного предмета и результативность его изучения, знания будут более глубокими и прочными. А самым главным становится приобретение учащимися проектировочных и коммуникативных умений, что поможет учащимся в дальнейшем обучении.

Условиями успешного осуществления проектной деятельности служат: хорошо оборудованная мастерская (материальная база); выбор проблем и объектов труда, вызывающих наибольший интеллектуальный интерес и отклик; возможность индивидуальной и коллективной работы; посильность и привлекательность проекта; использование нетрадиционных форм и методов.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/diplomnaya/tehnologi-2/

  1. Молева Г.А., Богданова И.А. Применение принципов развивающего обучения на уроках технологии/ Г.А. Молева, И.А. Богданова// Актуальные проблемы педагогики. Вып.7. — Владимир: ВГПУ, 2005. — С.46-58.

  2. Метод проектов в образовательном пространстве школы и вуза: метод. рекомендации / сост. С.Н. Бабина. – Челябинск: ЧГПУ, 1999. – 28 с.

  3. Организация проектной деятельности обучающихся: Учебно-методическое пособие /Авт.-сост. А.М. Уколова – Курган: ИПК, 2005. С. 108.

  4. Пасынков И.А. Методика обучения учащихся творческой деятельности (Методические указания) // И.А. Пасынков. — Владимир: ВГПУ, 2002.Сидоров О. В., Смирнов С. А. Об организации проектной деятельности учащихся на уроках технологии // Молодой ученый. — 2016. — №6.2. — С. 93-97.

  5. Поливанова, К.Н. Проектная деятельность школьников / К.Н. Поливанова // М.: Просвещение, 2010. — 192 с.

  6. Программы общеобразовательных учреждений «Технология. Трудовое обучение». 1-4, 5-11 классы. М.: Просвещение . 2009.

  7. Романовская М.Б. Метод проектов в контексте профильного обучения в старших классах: современные подходы: Научно-методическое пособие для повышения квалификации работников образования. // Романовская М.Б.

  8. Самородский П.С. Основы разработки творческих проектов: книга для учителей технологии и предпринимательства/ П.С. Самородский.- Брянск: БГПУ, 1995.

  9. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС / О. Б. Даутова, Е. В. Иваньшина, О. А. Ивашедкина, и др. – СПб.: КАРО, 2014. – С. 30.

  10. Сидоренко, В.Ф. Генезис проектной культуры // Вопросы философии. – 1984. – № 10. – С. 87-99.

  11. Технология. Творческие проекты: организация работы / авт.-сост.: Жадаева А. В., Пяткова А. В. – Волгоград: Учитель, 2012. 88с.

  12. Тихонов А.С. Творческий потенциал учебного проектирования// А.С. Тихонов — М.: Сфера, 1995.

  13. Шимко Е.А. Технология профильного обучения как основа образовательного сотрудничества средней и высшей школ /Е.А. Шимко // Профильная школа. — 2007. — №5. — С. 46-51.

  14. Уколова А.М. Методика преподавания обслуживающего труда: Учебно-методическое пособие. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2013. – 158 с.

План проектной деятельности обучающихся и учителя на разных этапах работы

Учитель

Обучающиеся

1 этап — поисковый (погружение в проект)

Формулирует:

Осуществляют:

1) проблему проекта;

1) личностное присвоение проблемы;

2) сюжетную ситуацию;

2) вживание в ситуацию;

3) цель и задачи

3) принятие, уточнение и конкретизация цели и задач

2 этап — конструкторский (организация деятельности)

Организует деятельность — предлагает:

Осуществляют:

4) организовать группы, распределить амплуа в группах;

4) разбивку на группы, распределение ролей в группе;

5) организовать поиск различных идей и вариантов

5) поиск оптимального решения задачи проекта (рассмотрение различных идей и вариантов);

6) выбрать наилучший вариант (идею)

6) выбор лучшего из них на основе имеющейся материально-технической базы, экономических расчетов, экологической оценки и других факторов;

7) спланировать деятельность по решению задач проекта;

7) планирование работы;

8) подобрать материал и инструменты для решения задачи проекта

8) подбор материалов и инструментов;

9) пути нахождения недостающих знаний;

9) «добывают» недостающие знания;

10) возможные формы презентации результатов.

10) выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов.

3 этап — технологический (осуществление деятельности)

Не участвует, но:

Работают активно и самостоятельно:

11) консультирует учащихся по необходимости;

11) каждый в соответствии со своим амплуа и сообща;

12) ненавязчиво контролирует;

12) консультируется по необходимости;

13) репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов.

13) подготавливают презентацию результатов.

4 этап — заключительный (презентация)

Принимает отчет:

Демонстрируют:

14) обобщает и резюмирует полученные результаты;

14) понимание проблемы, цели и задач;

15) подводит итоги обучения;

15) умение планировать и осуществлять работу;

16) оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение и др.;

16) найденный способ решения проблемы;

17) акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе, на общий результат и др.

17) рефлексию деятельности и результата.

Приложение 2.

Экспертиза текста проекта

Критерии оценки разработанного проекта

Баллы

1. Значимость и актуальность выдвинутой проблемы

2. Необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему и привлечение для её решения знаний из разных областей науки и практики

3. Полнота и содержательность представленного проекта

4. оригинальность решения проблемы

6. Оформление проекта

Общая сумма баллов

Экспертиза процесса реализации проекта

Критерии оценки процесса реализации

Баллы

1. Соответствие реализации задуманному проекту

2. Умение внести коррективы в реализацию проекта

3. Умение взаимодействовать с различными людьми в процессе реализации

4. Активность каждого автора проекта

Общая сумма баллов

Экспертиза защиты проекта

Критерии оценки защиты проекта

Баллы

1. Умение раскрыть сущность реализованного проекта и его основные результаты

2. Форма представления проекта

3. Умение отвечать на вопросы: лаконичность и аргументированность

Общая сумма баллов

1 Сидоров О. В., Смирнов С. А. Об организации проектной деятельности учащихся на уроках технологии // Молодой ученый. — 2016. — №6.2. — С. 93-97.

2 Сидоренко, В.Ф. Генезис проектной культуры // Вопросы философии. – 1984. – № 10. – С. 87-99.

3 Метод проектов в образовательном пространстве школы и вуза: метод. рекомендации / сост. С.Н. Бабина. – Челябинск: ЧГПУ, 1999. – 28 с.

4 Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС / О. Б. Даутова, Е. В. Иваньшина, О. А. Ивашедкина, и др. – СПб.: КАРО, 2014. – С. 30.

5 Молева Г.А., Богданова И.А. Применение принципов развивающего обучения на уроках технологии/ Г.А. Молева, И.А. Богданова// Актуальные проблемы педагогики. Вып.7. — Владимир: ВГПУ, 2005. — С.46-58.

6 Романовская М.Б. Метод проектов в контексте профильного обучения в старших классах: современные подходы: Научно-методическое пособие для повышения квалификации работников образования. // Романовская М.Б.

7 Организация проектной деятельности обучающихся: Учебно-методическое пособие /Авт.-сост. А.М. Уколова – Курган: ИПК, 2005. С. 108.

8 Шимко Е.А. Технология профильного обучения как основа образовательного сотрудничества средней и высшей школ /Е.А. Шимко // Профильная школа. — 2007. — №5. — С. 46-51.

9 Программы общеобразовательных учреждений «Технология. Трудовое обучение». 1-4, 5-11 классы. М.: Просвещение. 2009.

10 Тихонов А.С. Творческий потенциал учебного проектирования// А.С. Тихонов — М.: Сфера, 1995.

11 Уколова А.М. Методика преподавания обслуживающего труда: Учебно-методическое пособие. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2013. –

112 с.