Разработка целевой программы развития ГБОУ детского сада №

Дипломная работа

В современной системе дошкольного образования остро обозначилась проблема кардинального изменения его содержания, форм и методов организации. Такое положение привело к необходимости создания программы развития дошкольного учреждения. Происходящие трансформации в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в адекватном общественном развитии и развитии образовательной системы, что отражается в осознании педагогической общественностью необходимости существенных изменений прежнего хода функционирования учреждения. Основным механизмом оптимизации развития системы дошкольного образования является поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), что выражается в переходе учреждений в режим развития.

На сегодняшний день можно с уверенностью констатировать факт формального или содержательного перехода большинства дошкольных образовательных учреждений в режим поиска. Данный режим является переходным на пути к качественным изменениям и переводу ДОУ в режим развития. Другой аспект связан с качественными признаками данного перехода: насколько инновации, реализуемые в ДОУ, соответствуют насущным потребностям и возможностям его развития, удовлетворяют интересы и потребности детей, родителей, педагогов, способствуют достижению устойчивых высоких показателей развития. Поэтому вопрос определения актуальных проблем в развитии ДОУ становится наиболее важным.

Актуальность программы обусловлена потребностью дошкольных учреждений в разработке программы развития и основной образовательной программы как документов, регламентирующих образовательную деятельность. Учитывая новизну данных задач и недостаточную разработанность рекомендаций по составлению указанных документов, программа будет представлять интерес для старших воспитателей, руководителей ДОУ и всех участников образовательного процесса, задействованных в разработке программы развития и образовательной программы.

Данному исследованию посвятили свои фундаментальные труды: А.А.Майер, К.Ю.Белая, Л.С.Маркова, Т.И. Шамова, Ю.А. Конаржевский, В.И.Зверева, В.С. Лазарев, М.М. Поташник, П.И. Третьяков и др.

Многие программы развития составляются вполне качественно, грамотно, но результаты работы детских садов по реализации этих программ оставляют желать лучшего.

7 стр., 3441 слов

Игры со строительным материалом как средство развития детей дошкольного возраста

... к строительным играм. У каждого вида игр со строительным материалом есть свои достоинства, поэтому их нужно в образовательной работе с детьми сочетать. Таким образом, игры со строительным материалом детей дошкольного возраста способствуют развитию ...

Прежде чем составить программу развития ДОУ нужно увидеть образ образовательного учреждения. На первый взгляд их может быть бесконечное множество, однако в силу слабой структурированности имеющихся представлений создание образа будущего ДОУ может быть долгим и неэффективным.

Исходя из актуальности темы нашего исследования, мы поставили перед собой следующую цель — разработать целевую программу развития образовательного учреждения ГБОУ детский сад №348.

Для достижения цели нами будут решаться следующие задачи:

Изучить литературу по проблеме.

[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/diplomnaya/razrabotka-programmyi-razvitiya-dou/

Раскрыть понятие и структуру программы развития образовательного учреждения;

  • Рассмотреть структуру программы развития;
  • Объект нашего исследования — Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад №348.

Предмет нашего исследования — процесс разработки целевой программы развития образовательного учреждения ГБОУ детский сад №348.

Работа состоит из введения, основной части, состоящей из трех глав, заключения и библиографического списка.

Глава 1. Теоретические аспекты процесса развития образовательного

учреждения

1.1 Понятие и сущность программы развития образовательного учреждения

Под образованием в Законе Российской Федерации «Об образовании» понимается «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)» (см. преамбулу Закона РФ «Об образовании»).

[1]

Если «переводить» с древнегреческого, то программа — это «краткое изложение того, что должно быть выполнено», от глагола prographo — «публиковать, объявлять, предписывать» (приставка pro — в значении «вперед» и gramma — «письменный знак» — от глагола grapho «пишу»).

Таким образом, программа — это, во-первых, изложение основ мировоззрения и целей деятельности; во-вторых, ее содержание и план; в-третьих, краткое изложение содержания образовательного процесса. Тем самым, программу развития общеобразовательного учреждения в самом общем виде можно определить как: изложение целей и принципов воспитания и обучения в интересах личности, общества, государства с последующей поэтапной характеристикой шагов, ведущих к достижению гражданином (обучающимся) определенных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

[1]

Программа развития может рассматриваться как особая разновидность плана работы. Как и другие планы, программа развития в обязательном порядке должна содержать такие составляющие, как аналитическое обоснование, постановку конкретных целей и задач, выбор средств достижения целей, планирование важнейших действий, акций, мероприятий, событий, обеспечивающих достижение цели в установленные сроки, определенность и последовательность этих действий, ответственных исполнителей.

Как и другие документы, связанные с планированием, программа развития способствует преодолению неопределенности и упорядочению совместной деятельности. В то же время программа развития достаточно существенно отличается от традиционного плана работы образовательного учреждения. Эти отличия связаны, прежде всего [6]:

28 стр., 13619 слов

Образовательная программа школы: назначение, содержание, участие ...

... Для решения столь насущной проблемы необходима консолидация школы и Вуза, совместные разработки и реализации образовательных программ, выявление качества уровня содержания образования и, если есть необходимость, его ... и не исключено, особенно в старших классах, использование учителя в роли информатора. Работа педагогического коллектива должна быть направлена на формирование прочных знаний, умений и ...

1) со стратегическим характером программы развития, ее преимущественной направленностью на решение наиболее важных, судьбоносных, предопределяющих общие направления жизнедеятельности детского сада и решение стратегических задач. Следует помнить, что программы развития, при всей желательной детализации предполагаемых действий, акцентируют внимание именно на вопросах стратегического значения и на выработке общей стратегии их решения;

2) с ярко выраженной инновационной направленностью программы развития. В то время как обычный план основное внимание уделяет вопросам обеспечения стабильности текущего функционирования ДОУ, программа развития есть стратегический план осуществления основных нововведений в образовательном учреждении;

3) с ориентацией на будущее, на реализацию не только актуальных, но и перспективных, ожидаемых, прогнозируемых образовательных потребностей, социального заказа на образование;

4) с опорой на идеологию системного, программно-целевого подхода в управлении;

5) с использованием при разработке этого документа специальной и достаточно жестко структурированной технологии.

Выделим основные задачи программы развития детского сада:

  • Определение места ДОУ в системе социальных связей и выявление достигнутого уровня его развития. Решение этой задачи предполагает: анализ состояния образовательного учреждения и прогнозирование тенденций изменения социального заказа, адресуемого детскому саду;
  • соотнесение социального заказа, адресуемого детскому саду, с возможностями получения ресурсов извне для его развития;
  • анализ и оценку достижений и проблем дошкольного образования.

Все перечисленное выше находит свое отражение в информационной справке о ДОУ и аналитико-прогностическом обосновании программы развития. [6]

Информационная справка позволяет раскрыть исходное состояние объекта (детского сада), который нуждается в развитии и преобразованиях. Каждый факт, явление, статистические данные, отраженные в информационной справке необходимы для оценки того, чем они являются [9]:

  • благоприятной предпосылкой развития;
  • непреодолимым обстоятельством, с которым, тем не менее, детский сад вынужден вступать в процесс развития, и это будет препятствовать максимально возможным результатам;
  • проблемой, решаемой в ходе реализации программы.

2. Описание образа желаемого будущего состояния ДОУ, его организационной структуры и особенностей функционирования. Решение этой задачи отражается в концепции желаемого будущего состояния ДОУ. [6]

Концепции развития зависят от того, какая сторона деятельности детского сада выбрана руководством в качестве ключевого звена. Могут быть концепции развития и совершенствования образовательного процесса, воспитательной работы, самой системы управления и др. Разработаны и более сложные концепции, включающие в себя все стороны деятельности детского сада и предусматривающие развитие большинства из них. [11]

3. Разработка и описание стратегии и тактики перехода ДОУ из существующего в новое, желаемое состояние; подготовка конкретного плана такого перехода. Решение этой задачи отражается в разделе программы «Стратегия и тактика перехода в новое состояние». [6]

15 стр., 7422 слов

Анализ финансового состояния предприятия ОАО «Улан-удэнский ...

... решений и на разработку стратегии управления финансовым состоянием. Объектом курсовой работы определено предприятие «Улан-Удэнский Авиационный Завод»(ОАО «У-УАЗ»). Целью данной курсовой ... успех его деятельности. Поэтому анализу финансового состояния любого предприятия уделяется много внимания. Актуальность данного вопроса обусловила развитие методик анализа финансового состояния предприятий. Они ...

При всей важности каждой из названных задач программы развития еще большее значение имеет их взаимосвязь. Нерешенность любой из них или отсутствие тесной связи между их решениями не позволяет создать действенную и эффективную программу развития детского сада.

Опыт разработки и реализации программ развития в российских образовательных учреждениях говорит в пользу следующей их структуры: [6]

Краткая аннотация (паспорт) программы.

Информационная справка об образовательном учреждении.

Блок аналитического и прогностического обоснования программы:

  • анализ состояния и прогноз тенденций изменения значимой для ДОУ внешней социальной среды;
  • анализ состояния и прогноз тенденций изменения адресуемых ДОУ образовательных потребностей, социального заказа;
  • анализ состояния и прогноз тенденций изменения ресурсных возможностей внешней среды детского сада в свете нового социального заказа;
  • анализ и оценка достижений, педагогического опыта, конкурентных преимуществ ДОУ за период, предшествовавший нынешнему инновационному циклу развития;
  • проблемно-ориентированный анализ состояния ДОУ, описание ключевых проблем ДОУ и их причин;
  • анализ и оценка инновационной обстановки в ДОУ, инновационного потенциала коллектива, потенциальных точек роста;
  • Концепция (концептуальный проект) желаемого будущего состояния ДОУ как системы.

Стратегия и тактика перехода (перевода) ДОУ в новое состояние:

  • стратегия перехода, основные направления, этапы, задачи осуществления инноваций и достигаемые рубежи;
  • описание конкретных целей ДОУ на первых этапах цикла развития;
  • конкретный (тактический и оперативный) план действий по реализации программы развития ДОУ. [6]

Содержание общего образования в конкретном общеобразовательном учреждении определяется образовательными программами, разрабатываемыми и реализуемыми общеобразовательным учреждением самостоятельно на основе государственных образовательных стандартов и примерных образовательных требований. [13]

1.2 Алгоритмы разработки программы развития ДОУ

Алгоритм процесса разработки и реализации программы развития ДОУ позволяет облегчить организационные затраты на перевод ДОУ в режим развития. Основным пунктом при избрании того или иного алгоритма, является решение вопросов о том, насколько потенциал ДОУ позволяет определиться со стратегией развития и выявить, какие существуют проблемы в ДОУ, затрудняющие его переход на качественно новый уровень жизнедеятельности. В зависимости от имеющихся ответов, например, на первый вопрос, избирается стратегия углубления проблемного анализа под уже определенную перспективу развития. Если же проблемы более или менее определены, а стратегия еще не сформулирована, тогда следует начинать с определения стратегии развития, а затем необходимо уточнить и проанализировать имеющиеся в ДОУ проблемы, затрудняющие достижения обозначенной идеальной цели (см. таблицу 1).

«Таблица 1 -Примерный формат для разработки программы развития»

Предлагаемые основания для анализа деятельности дошкольного образовательного учреждения выступают организационной основой разработки программы развития с использованием приводимых ниже алгоритмов.

12 стр., 5571 слов

Объективных и субъективных условий медиавосприятия и т.д. Цикл ...

... профессий, возрастных и социальных групп, что подтверждает его потенциал в структуре образовательного пространства. Прогресс информационных технологий обусловливает изменения в профессиональной деятельности специалиста, ставит проблему готовности выпускника учреждения СПО к ...

Алгоритм 1 (управленческий)

Процесс разработки программы развития может быть представлен в логике управленческих функций.

Анализ (аналитико-диагностическая): диагностика исходной ситуации (фиксация проблем в состоянии ДОУ), поиск направлений и идей развития (идеальная модель ДОУ), построение программы по переводу ДОУ в режим развития. Организационная работа направлена на определение основных методических подходов к планированию и реализации программы развития; систематизация и обобщение внутреннего опыта деятельности ДОУ, согласование программы развития с органами управления образованием.

Планирование (планово-прогностическая): определение идеальной модели будущей системы и алгоритма по переводу ДОУ в желаемое состояние — определение наличных и дополнительных ресурсов по переводу ДОУ в режим развития, разработка показателей мониторинга перевода ДОУ в режим развития; создание интегративной основы деятельности всех специалистов в рамках экспериментальных программ.

Организация (организационно-исполнительская): создание условий, обеспечивающих эффективность и результативность работы всех участников эксперимента, установление сотрудничества с заинтересованными организациями, обеспечение научно-консультативной поддержки эксперимента: реализация экспериментальных программ; вовлечение родителей, специалистов социальных институтов детства, педагогов ДОУ и детей в единую творческую продуктивную деятельность.

Контроль (контрольно-регулировочная): организация текущего и итогового контроля (мониторинг хода и результатов эксперимента); проведение своевременной коррекции и регуляции хода эксперимента на основании полученных данных; сбор, обработка и интерпретация данных; организация рефлексивной деятельности участников эксперимента.

Обобщение результатов эксперимента, их верификация: обоснование достоверности и надежности. Подготовка управленческого решения о ходе эксперимента, рецензирование работы, методические рекомендации педагогам, работающим в режиме инноваций, рекомендации по распространению опыта. Распространение опыта в рамках новых проектов и программ в ДОУ. Перевод ДОУ в статус методического центра по заявленной проблеме работы с детьми из социально неблагополучных семей.

Алгоритм 2 (содержательный)

Вся работа по подготовке программы развития представлена 6 блоками:

1. Аналитический блок: подготовка информационной справки о состоянии ДОУ с целью проведения всестороннего анализа его деятельности.

Структура и примерное содержание справки:

  • а) общие сведения об учреждении (нормативно-правовая база, учредители;
  • характеристика постройки, количество групп-комплектов;
  • б) анализ социальной ситуации развития (сведения о микрорайоне, инфраструктуре, внешних связях);
  • в) сведения о коллективе воспитанников (количество, половозрастные характеристики, наполняемость групп);
  • г) сведения о коллективе педагогов (стаж, квалификация, половозрастные характеристики, особые заслуги);
  • д) анализ базовых пространств ДОУ и результатов деятельности за отчетный период, определение перспектив и проблем развития;
  • е) дополнительные сведения (заслуги, традиции коллектива).

2. Целевой блок: формирование совокупности идей и приоритетов развития, определение целей и задач развития. Как правило, целевые ориентиры развития избираются на основе определения миссии ДОУ (его философии), а также базовых ценностей на основе анализа социального заказа и конкретизации запросов родителей на образовательные услуги ДОУ.

9 стр., 4442 слов

Современные образовательные технологии дошкольного образовательного учреждения

... дошкольного учреждения, от продолжительности пребывания в нем детей, от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий ДОУ, профессиональной компетентности педагога, показателей здоровья детей. 1.2 Классификация образовательных технологий здоровьесберегающих технологий: ... достижения педагогических целей. 2. Технологии проектной деятельности Цель: Развитие и обогащение социально- ...

3. Содержательный блок: связан с разработкой направлений и содержания инновационной деятельности. Реализация поставленной цели и решение выделенных в предыдущем блоке задач связывается с конкретным содержанием деятельности (что осваивается, какие происходят изменения за счет введения новшеств и т.д.).

4. Технологический блок: определяется объем работы, конкретизируются методы, формы, средства деятельности в рамках управляющей и исполняющей программ, подробно обозначаются исполнители, время, место деятельности и технологии их работы.

5. Результативный блок фиксирует ожидаемый результат на уровне измеряемых показателей целедостижения. Определяются критерии эффективности деятельности по переводу ДОУ в режим развития, описываются качественные показатели нового состояния.

6. Экспертный блок: в заключение предложенный проект проходит экспертизу со стороны экспертов — как правило, внешних специалистов, компетентных в разрабатываемой проблеме. Результаты анализа могут оформляться в виде рецензии на программу или аналитической записки, содержащей заключение о целесообразности, актуальности и новизне, а также реальности предлагаемого к реализации проекта.

Таким образом, программа развития является важнейшим документом в ДОУ. Программа развития является документом прогностической информации о развитии ДОУ, способным эффективно понижать неопределенность будущего развития для различных субъектов образовательного процесса. Программа рассматривается как инструмент органа управления, необходимый для привлечения ресурсов для решения значимой проблемы. С управленческой точки зрения программа является основой принятия оперативных управленческих решений в повседневной деятельности образовательного учреждения.

1.3 Режимы жизнедеятельности дошкольного образовательного учреждения

Существует два основных режима деятельности дошкольного образовательного учреждения. Ниже приводятся основные характеристики каждого типа и их отличительные особенности.

Деятельность ДОУ в режиме развития — целенаправленный, закономерный, непрерывный и необратимый процесс перехода учреждения в качественно новое состояние, характеризующийся разноуровневой организацией, культурно-творческой направленностью и использованием постоянно расширяющегося потенциала развития.

Деятельность ДОУ в режиме функционирования — процесс жизнедеятельности ДОУ, направленный на стабильное поддержание какого-либо определенного состояния, характеризующийся цикличным повторением, воспроизводством накопленного опыта и использованием наработанного потенциала.

Определить характер жизнедеятельности конкретного учреждения с опорой на основные показатели режимов развития и функционирования, следующие условия:

Основные характеристики режимов жизнедеятельности ДОУ

инновационный потенциал и климат коллектива, а также баланс интересов всех участников инновационной деятельности;

  • характеристика результатов: эффективность, продуктивность, оптимальность;
  • показатели инновационного развития: устойчивость, воспроизводимость;
  • качественная трансформация системы управления, всех компонентов целостного педагогического процесса и условий его реализации в ДОУ.

Условия развития ДОУ и источники идей развития:

12 стр., 5510 слов

Управление инновационной деятельностью педагогов дошкольной организации. Часть

... в команде. На вопрос о том, к кому бы обратились воспитатели за помощью при совместной разработке инновационного проекта, 28 % из них отметили методиста дошкольного образовательного учреждения, 20 % ... дошкольного образования в соответствии с ФГТ строится на взаимодействии психолога с педагогами ДОУ на глубоком анализе качества профессиональной деятельности педагога с детьми и мониторинге их развития. ...

[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/diplomnaya/razrabotka-programmyi-razvitiya-dou/

  • четкая формулировка цели на основе всестороннего проблемного анализа;
  • наличие концепции развития;
  • наличие кадрового обеспечения, материально-технической базы, научно-методического сопровождения, ресурсов для предстоящей работы;
  • благоприятный социально-психологический климат в коллективе, готовность педагогов к реализации программы развития, удовлетворенность субъектов текущими результатами работы, сбалансированность интересов всех участников инновационного процесса;
  • предоставление свободы выбора в решении поставленных задач;
  • выбор педагогически целесообразных, оптимальных технологий инновационной деятельности;
  • использование образовательного потенциала социума;
  • расширение внешних связей, открытость ДОУ;
  • организация целесообразного управления, оптимальное сочетание видов управления;
  • изучение и использование позитивного опыта других ДОУ, создание банка инноваций.

Логика перевода ДОУ в режим развития связывается с реализацией основных функций управления анализа, планирования, организации, контроля и регулирования процесса трансформации [25].

Развернутый анализ деятельности дошкольного образовательного учреждения по выделенным показателям позволяет представить совокупность взаимосвязанных критериев оценки актуального и потенциального уровня его развития. В их основе лежит понимание того, что выделенные этапы и уровни развития учреждения в целом и его отдельных пространств детерминированы единой логикой развития субъектов.

«Таблица 2 — Система взаимосвязанных критериев оценки актуального и потенциального уровня развития дошкольного образовательного учреждения»

«Таблица 3-Ориентиры для оценивания»

Следует обратить внимание на возможность фиксации актуального и потенциального развития учреждения с опорой на предложенные критерии. Логика определения выделенных уровней развития укладывается в схему описания фактического и идеального состояния ДОУ, а также системы шагов по переводу учреждения в желаемое состояние путем определения достижимого уровня развития ДОУ на имеющейся базе, с привлечением внешних ресурсов модернизации.

Использование подобного алгоритма позволяет выявлять проблемные поля в функционировании и развитии дошкольного образовательного учреждения, планировать систему действий и организовывать работу по преодолению выявленных противоречий, определять промежуточные и итоговые результаты подобной деятельности, своевременно корректировать недостатки, а также прогнозировать дальнейшие линии развития ДОУ.

Существенное условие для эффективной реализации формата заключается в максимальном привлечении или делегировании инициативы педагогическому коллективу. По сути, консультантом или руководителем проекта вырабатывается максимальное количество идей на основе той информации о состоянии дошкольного учреждения, которая была собрана на аналитико-диагностическом этапе деятельности.

12 стр., 5974 слов

Стратегическое планирование дошкольного образовательного учреждения ...

... управленческой деятельности в системе дошкольного образования руководителю крайне необходимы знания особенностей управления дошкольным образовательным учреждением. В работах Л.М.Денякиной, Т.Н.Дороновой, Т.С. ... участников образовательного процесса. В современных условиях реформирования системы образования особую значимость приобретает проблема планирования деятельности образовательного учреждения. ...

1.4 Программирование развития дошкольного образовательного учреждения

Программа развития ДОУ — нормативная модель совместной деятельности группы или множества групп людей, определяющая:

  • а) исходное состояние (режим) дошкольного образовательного учреждения;
  • б) образ желаемого будущего (качественно новое состояние системы);
  • в) состав и структуру действий по преобразованию — переводу ДОУ в качественно новое состояние [18].

Программа развития является нормативным документом, регламентирующим процесс перевода ДОУ из фактического состояния на качественно новый уровень развития.

Компоненты программы развития фиксируют цель и задачи, проблемный анализ с обоснованием актуальности, новизны и практической значимости предлагаемого проекта, исходные научно-теоретические предпосылки, показатели, характеризующие успешность достижения цели, сроки и этапы реализации программы, исполнители, ресурсное и информационное обеспечение, контроль над ходом реализации программы, анализ и коррекция результатов.

Основные требования к программе развития позволяют смоделировать действительно жизнеспособный проект:

1. Актуальность и проблемность.

2. Прогностичность (учет сегодняшних и завтрашних условий).

3. Рациональность (взаимосоответствие цели, задач, содержания, технологий и результата).

4. Реалистичность.

5. Целостность.

6. Чувствительность к сбоям.

7. Личностная, социальная, нравственная направленность.

8. Эвристический, экспериментальный, инновационный подход.

Алгоритм проблемного анализа

1. Фиксируется исходное состояние ДОУ: в первую очередь оцениваются результаты деятельности учреждения за отчетный период и проводится экспертиза полученных продуктов с целью определить соответствие достигнутого поставленным целям и задачам. Определяются проблемные поля на уровне результатов деятельности.

2. Подробно анализируются содержание и ход образовательного процесса.

3. Анализу подвергаются условия функционирования ДОУ [18].

Схема1- Логика проведения проблемного анализа

Под каждую из выявленных в процессе анализа проблем строится дерево целей — системы шагов по устранению противоречий в каждом из аспектов деятельности учреждения: условия, процесс, результат (см. таблицу 4).

Таблица 4-Построение дерева целей решения конкретной проблемы

Пояснение к таблице: ц — цели, Вц — ведущая цель (получаю), цА1 — формирование мотивационной готовности (хочу), цА2 — формирование теоретической готовности (могу), цА3 — формирование технологической готовности (делаю).

Одной из форм обучения и актуализации умений педагогов в области конструирования и реализации экспериментальной программы в ДОУ, может выступать деловая игра.

Таким образом, Программа — это не статья в теоретический журнал. Это документ, требования которого, будут выполнять конкретные работники ДОУ. Они вправе видеть перед собой четко сформулированные цели, ясно поставленные задачи, быть вооруженными понятным и применимым в повседневности инструментарием. Важно, чтобы за многостраничностью, многоаспектностью, усложненной структурностью не исчезала базовая идея, концептуальность, чтобы документ своей масштабностью не заслонил смысл — развитие личности ребенка.

26 стр., 12762 слов

РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

... области реализует Федеральную программу строительства новых дошкольных образовательных учреждений. Темой выпускной квалификационной работы является «Разработка системы электроснабжения дошкольного образовательного учреждения». Актуальность темы обусловлена тем, что строительство детских садов включено в Федеральную программу строительства ...

Глава 2. Аналитико — прогностическое обоснование программы развития

2.1 Анализ образовательного процесса

Предпосылками к созданию программы развития дошкольного образовательного учреждения на период 2012-2016гг. послужили изменения в образовательной политике государства — реализация приоритетного национального проекта «Образование», модернизация системы образования на период до 2016 года, утверждение нового типового положения о дошкольном образовательном учреждении и пр. Целевые установки, обозначенные в этих документах, акцентируют внимание на поддержку семьи, материнства и детства, в том числе и на поддержку и развитие сети детских дошкольных учреждений, расширение спектра образовательных услуг, включение в педагогический процесс новых форм дошкольного образования.

Современное образовательное учреждение должно не только соответствовать постоянно изменяющимся условиям внешней среды, поддерживая свою конкурентоспособность, но и взаимодействовать с ней, используя образовательно-оздоровительный потенциал социума, привлекая к мероприятиям ДОУ широкие слои заинтересованного населения.

Детский сад находится в микрорайоне, где дошкольные образовательные услуги очень востребованы. Преемственность дошкольного и начального школьного звена в системе общего образования осуществляется с ГБОУ СОШ № 356.

Качество образовательных услуг, оказываемых в ДОУ, находится на достаточно высоком уровне, о чем свидетельствуют как отзывы родителей воспитанников, так и родителей, чьи дети только готовятся к поступлению в детский сад.

В дошкольном учреждении функционируют 6 групп с 12 часовым пребыванием, 2 группы кратковременного пребывания, 2 Семейных детских сада. Детьми дошкольное учреждение на момент составления программы укомплектовано на 100%.

Образовательный процесс регламентируется образовательной программой дошкольного учреждения, разработанной участниками проектной группы детского сада и утвержденной на педсовете. В образовательную программу ежегодно вносятся необходимые коррективы.

В детском саду с 2013-2014 уч. года планируется функционирование логопункта для детей с фонетико- фонематическими нарушениями речи. Помимо комплексной, планируется реализация программы и технологии коррекционно-образовательной направленности, «Программа коррекционного воспитания и обучения детей с ОНР» (авторы Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина).

Содержание образования в ДОУ дифференцируется по следующим направлениям развития: физкультурно-оздоровительное, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и реализуется в различных формах организации педагогического процесса.

На достаточно высоком уроне находится система оказания дополнительных образовательных услуг. В настоящее время воспитанникам оказываются только бесплатные образовательные услуги, в планах учреждения в 2013 — 2014 учебном году ввести услуги на платной основе. Имеется необходимое нормативно-правовое обеспечение (внесены изменения в Устав, получена лицензия), подготовлено методико-дидактическое, диагностическое обеспечение, выстроена соответствующая предметно-развивающая среда. Качество образовательных услуг, по результатам анкетирования, удовлетворяет как воспитанников, так и их родителей.

? Большинство родителей положительно оценивают качество предоставляемых образовательных и просветительских услуг.

? О достаточно высоком качестве образовательного процесса в детском саду говорят 92% персонала учреждения.

? 97 % родителей готовы получать дополнительные услуги в детском саду, 60% из них готовы их оплачивать; 30% опрошенных высказали желание водить ребенка за дополнительную плату в группу выходного дня (развивающей направленности).

? 95% сотрудников учреждения — готовы оказывать дополнительные образовательные услуги, принимать участие в работе новых форм дошкольного образования.

Детский сад на договорной основе взаимодействует с городскими учреждениями здравоохранения, образования, культуры и спорта. Существующая система взаимодействия с другими учреждениями образования требует совершенствования.

Население микрорайона молодое, наблюдается рост рождаемости, а соответственно рост потребности молодых родителей в местах в дошкольном учреждении, потребности в новых формах дошкольного образования.

Уровень квалификации педагогического персонала учреждения не позволяет качественно спланировать и организовать образовательный процесс, и, в свою очередь, получить максимально возможные образовательные результаты. Педагоги в своей работе в большей мере ориентируются на усредненные нормативы развития, характерные для того или иного возраста, не обращая внимания на индивидуальные особенности воспитанников. Организованные формы работы с детьми занимают более 30% от общего времени, предпочтение отдается групповым формам работы. Педагоги учреждения отдают предпочтение традиционным формам работы с детьми в ущерб развивающим, испытывают затруднения в ведении образовательной работы в условиях дифференциации и индивидуализации образования, ориентируются на усредненные показатели развития группы. Дифференцированной и индивидуальной работе с детьми отводится лишь 10% от времени пребывания ребенка в детском саду.

В дошкольном учреждении разработана образовательная программа, но она нуждается в доработке. Необходимо совершенствование блока «Мониторинг качества образовательного процесса», требуется более полно прописать блоки «Взаимодействие с социумом».

Дополнительные образовательные услуги доступны пока только воспитанникам дошкольного учреждения, хотя мониторинг показал, что степень потребности жителей микрорайона, с детьми 1-7 лет, в дошкольных образовательных услугах достаточно высока. Особенно востребованы: (раннее развитие детей 1-2 лет, предшкольная подготовка, коррекционно-образовательные и коррекционно-оздоровительные услуги.)

Возникает расхождение между потребностями родителей и возрастными индивидуальными особенностями развития ребенка, его способностями, что в свою очередь приводит к возникновению психологического дискомфорта ребенка в ДОУ.

Совершенствование образовательной программы учреждения, расширение спектра дополнительных образовательных услуг, функционирование услуг на платной основе, включение в практику работы новых форм дошкольного образования позволит скоординировать деятельность всех служб детского сада, родителей воспитанников и социума в вопросах повышения качества образовательных услуг, наметить пути интеграции специалистов учреждения, пути преемственности дошкольного и начального школьного образования.

Последствия нестабильной экономической ситуации в стране могут негативно сказаться на кадровом педагогическом составе учреждения: есть вероятность сокращения высококвалифицированных специалистов.

Расширение сети учреждений дополнительного образования дошкольников может спровоцировать отток потребителей дополнительных образовательных услуг в дошкольном учреждении.

2.2 Анализ здоровьесберегающей деятельности ДОУ

Благополучие любого общества во многом зависит от состояния здоровья подрастающего поколения. Формирование здорового поколения — одна из стратегических задач страны. Педагоги детского сада ежегодно при построении образовательного процесса берут в расчет уровень здоровья детей и строят образовательную деятельность с учетом этого фактора. Экологические проблемы, отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания — вот лишь некоторые факторы, агрессивно действующие на здоровье дошкольников.

Особую озабоченность вызывает рост у детей, поступающих в дошкольное учреждение, числа осложненных диагнозов, процента хронических заболеваний внутренних органов.

Положительная динамика укрепления здоровья воспитанников существует, но она недостаточна, для того чтобы говорить об эффективной системе здоровьесбережения в ДОУ, позволяющей спрогнозировать и предупредить детскую заболеваемость.

Анализ эффективности здоровьесберегающей деятельности показал,

что в дошкольном образовательном учреждении разработана программа по приобщению к здоровому образу жизни всех субъектов образовательного процесса. Программа «Здоровье» требует конкретизации и доработки. Разработаны: план поддержания здоровья сотрудников ДОУ, план по формированию культуры здоровья у родителей воспитанников и другого заинтересованного населения микрорайона.

Формирование грамотности в вопросах здоровья осуществляется в трех взаимосвязанных блоках:

Работа с детьми:

Специально организованные тематические, игровые, интегрированные занятия и игры с валеологической направленностью, походы, экскурсии, тематические досуги и развлечения, театрализованная деятельность, художественно-эстетическая деятельность, педагогическое проектирование, оздоровительно-игровые часы, часы движений. Дополнительные образовательные услуги.

Работа с родителями:

Работа семейно — спортивного клуба «Если хочешь быть здоров- закаляйся!», оформление тематических стендов, открытые занятия, недели здорового образа жизни, индивидуальное консультирование по текущим проблемным вопросам, выход на родительские собрания медицинского персонала, совместные мероприятия.

Работа с сотрудниками:

Проектирование, работа с сотрудниками ДОУ в рамках производственных собраний, школы помощника воспитателя, освещение вопросов здорового образа жизни в рамках педсоветов, семинаров, методических объединений воспитателей подготовительных к школе групп и специалистов, психологические тренинги (тренинг повышения самооценки, тренинг профессионального выгорания).

В связи с данной тенденцией возрастает значимость работы медицинского персонала по дифференциации (в зависимости от состояния здоровья) и индивидуализации физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы в детском саду. В рамках здоровьесберегающей деятельности учреждения разрабатываются дифференцированные графики поддержания и укрепления здоровья воспитанников, а также индивидуальные оздоровительные маршруты.

Все чаще в учреждение поступают дети, имеющие помимо предрасположенности к простудным заболеваниям, те или иные функциональные и морфологические отклонения в состоянии здоровья, требующие повышенного внимания, консультаций специалистов.

Рост числа взрослых (как сотрудников, так и родителей воспитанников) с низким уровнем культуры здоровья, проявляющих инертность в ведении здорового образа жизни.

Физкультурно-оздоровительная и лечебно-профилактическая работа учреждения требуют коррекции, блоки: «Мониторинг здоровьесберегающей деятельности ДОУ» и «Взаимодействие с социумом в вопросах поддержания и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса»; необходимо пересмотреть механизм использования индивидуальных маршрутов здоровья, которое носит скорее формальный характер.

Программа «Здоровье» — структурный блок программы развития учреждения на период 2012-2016 гг., предусматривающий расширение сферы деятельности полифункционального центра поддержки и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса, укрепление преемственных связей с учреждениями здравоохранения и спорта, ведение инновационной деятельности учреждения в данном направлении. Это поможет, в конечном счете, добиться стабильной положительной динамики в вопросах поддержания и укрепления здоровья подрастающего поколения, приобщения к здоровому образу жизни заинтересованного взрослого населения. образовательный учреждение здоровьесберегающий

Потенциальные потребители образовательных услуг могут недооценивать значимость физкультурно-оздоровительной работы дошкольников, предпочитая оплачивать дополнительные занятия познавательно-речевого и художественно-эстетического циклов.

Рост поступления в дошкольное образовательное учреждение детей с осложненными диагнозами, с подготовительной группой здоровья.

2.3 Анализ управляющей системы

В результате комплексного исследования системы управления дошкольным образовательным учреждением было выявлено, что в детском саду существует достаточно эффективная, профессиональная, компетентная система административного и оперативного управления коллективом. Руководитель в равной и высокой степени ориентирован на задачи и отношения. Подчиненные, как правило, хотят, но не всегда могут нести ответственность.

В детском саду практикуется: материальная и моральная поддержка инициативы работников, регулярное проведение консультаций, детальное обсуждение порядка работы, разработка и внедрение правил и инструкций.

Управленческая деятельность осуществляется посредством административного (заведующая, заместители), общественного (родительские комитеты в каждой группе), коллективного (общее собрание трудового коллектива, педагогический совет) управления.

Сложности перехода к матричной структуре управления, связанные с неготовностью коллектива принять на себя управленческий функционал.

Несовершенство нормативно-правового сопровождения перехода на новую модель управления образовательным учреждением и новую оплату труда работников.

Перестроение системы управления на основе матричной модели — организация и включение в структуру управления ДОУ мобильных объединений педагогов учреждения.

Выбор неверных ориентиров управления инновационной деятельностью учреждения может привести к отсутствию желаемых результатов в процессе реализации программы развития.

2.4 Анализ ресурсных возможностей

В рамках мониторинга ресурсного обеспечения анализу подверглись кадровые, социальные, информационно-коммуникационные, материально-технические, финансово-экономические, нормативно-правовые ресурсы.

При мониторинговом исследовании кадровой обстановки в ДОУ были получены следующие результаты.

Основу педагогического и медицинского персонала в детском саду составляют специалисты с большим стажем работы. В детском саду с педагогами проводится планомерная работа по повышению профессионального уровня, стимулированию инновационной активности. Воспитатели и педагоги — специалисты участвуют в заседаниях педагогического совета ДОУ по актуальным проблемам образовательного процесса, в работе различных объединений на уровне учреждения, округа. Опыт работы педагогов транслируется в ходе конкурсов профессионального мастерства. Ряд педагогов повысил свою квалификацию в рамках прохождения курсов повышения квалификации и тематических курсов. В дошкольном учреждении есть педагоги, способные работать в инновационном режиме, стремящиеся к обобщению и транслированию своего опыта, готовые к повышению квалификационной категории, педагоги в той или иной мере владеют информационно- компьютерными технологиями, готовы использовать их в рамках образовательного процесса.

Не соответствие потребности родителей в высококвалифицированных педагогических кадрах для своих детей и постоянно снижающегося престижа педагогических профессий.

Обостряется проблема профессионального выгорания педагогических кадров.

Инертность, недостаточно высокий уровень аналитико-прогностических и проектировочных умений ряда педагогов не позволяет им достойно представить опыт своей работы.

Часть педагогов имеют потенциал к работе в инновационном режиме, они участвуют в работе объединений педагогов на различных уровнях, участвуют в конкурсах профессионального мастерства, обобщают свой опыт работы, внедряют в образовательный процесс новинки педагогической науки и практики. Именно эти педагоги, готовые к повышению своей компетентности, аттестации на более высокую квалификационную категорию, смогут составить инновационный стержень учреждения и, как следствие, обеспечить максимально возможное качество образовательной услуги.

Изменение штатного расписания в учреждении в сторону сокращения числа высококвалифицированных педагогических кадров.

Отток квалифицированных кадров из-за изменений в системе оплаты труда работников бюджетной сферы, в связи с переходом к новым моделям дошкольного образования.

Социальная работа является неотъемлемой частью образовательного процесса детского сада. Она предполагает организацию работы с разными категориями семей воспитанников и населением микрорайона, участие в разработке и реализации социальных и культурных проектов, а так же налаживание межведомственных связей с учреждениями образования, культуры, здравоохранения и спорта.

Главная задача в социально-профилактической работе с детьми — это система раннего просвещения о социально опасных заболеваниях, о преимуществах здорового образа жизни. Ранняя профилактика ориентируется не на проблему и ее последствия, а на защищающий от возникновения проблем потенциал здоровья, освоение и раскрытие ресурсов психики и личности, поддержку ребенка и помощь ему в реализации собственного жизненного предназначения.

Ежегодно педагогическим коллективом учреждения составляются социальные паспорта групп и учреждения в целом. На основании полученных данных разрабатывается план повышения педагогической и валеологической культуры разных категорий родителей, предполагающий проведение различных информационно-просветительских и досуговых мероприятий как дифференцированно, так и в индивидуальном порядке.

Инертность близлежащих учреждений образования, родителей воспитанников, населения микрорайона. Рост количества взрослых, не интересующихся воспитанием и развитием детей.

Рост числа семей группы риска, детей и подростков с асоциальным поведением.

Отсутствие четкой системы мониторинга качества и эффективности проводимых мероприятий.

Расширение возможностей социального партнерства учреждения (возможность участвовать в конкурсах социальных и культурных проектов разного уровня, с целью привлечения дополнительных средств на совершенствование образовательной среды детского сада).

Связь дошкольного учреждения со средствами массовой информации находится на низком уровне. Недостаточно организована рекламная кампания услуг, предоставляемых детским садом, не часто используются возможности СМИ для транслирования передового педагогического опыта учреждения. Чаще всего реклама ограничивается информацией на родительском собрании или тематических стендах в группах. Из бесед с родителями, детей, поступающих в детский сад, выявлено, что информацию о детском саде они получили в основном от родственников и знакомых, иногда на сайте.

ИКТ (выход в сеть Интернет, получение информации по электронной почте осуществляется не только с компьютеров учреждения, но и с личных компьютеров сотрудников детского сада).

СМИ (деятельность дошкольного учреждения освещалась на телевидении, радио, в печатных средствах массовой информации, но не часто).

Налаживание связей со СМИ будет способствовать повышению имиджа учреждения среди заинтересованного населения; обеспечит возможность для транслирования передового педагогического опыта сотрудников в области дошкольного образования.

Анализ материально-технических ресурсов дошкольного образовательного учреждения свидетельствует, что создание предметно-развивающей среды и пополнение материально-технического оснащения в учреждении находится на этапе постоянного развития и совершенствования.

Пространственная среда помещений детского сада пополняется в соответствии с требованиями программ, реализуемых в ДОУ.

Развивающая среда в детском учреждении — это система условий, обеспечивающая всю полноту развития детской деятельности и личности ребенка. Она включает ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей. В детском саду к ним относятся природные объекты, физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая среда. Такая среда должна позволять ребенку активно действовать в ней и творчески ее видоизменять.

В групповых помещениях, в соответствии с современными требованиями к организации предметно-развивающей среды, оборудованы уголки для организации разнообразной детской деятельности (как самостоятельной, так и совместной с воспитателем).

Наряду с этим существует ряд проблем: перечень и количество оборудования не в полной мере соответствуют требованиям СанПиН и положениям образовательной программы, реализуемой в ДОУ. Вследствие чего требуется пополнение среды ДОУ современным развивающим оборудованием; совершенствование материально-технического оснащения.

Снижение объемов бюджетного финансирования для совершенствования предметно-развивающей среды и материально-технической базы учреждения.

Уставом учреждения предусмотрены платные дополнительные образовательные услуги по всем направлениям образовательного процесса, возможности открытия на базе ДОУ новых форм дошкольного образования.

Требует доработки нормативно-правовая база финансово-экономической деятельности учреждения (пополнение нормативно-правового сопровождения финансово-экономической деятельности, подготовка нормативно-правового обеспечения перехода учреждения на новую систему оплаты труда работников бюджетной сферы, разработка локальных актов, форм отчетной документации).

Нет четкой структуры, регламентирующее получение и расходование поступлений от платных дополнительных образовательных услуг.

Нестабильность финансово-экономической системы учреждения в связи с переходом на новую систему оплаты труда работникам бюджетной сферы.

Возможные риски реализации программы развития учреждения

на 2012 — 2016 года:

1. Группа рисков, связанная с неверным выбором приоритетов развития детского сада.

2. Группа рисков, связанная с изменением государственной политики в области образования (прекращение отраслевых проектов и программ, изменение целевых установок).

3. Группа рисков, связанная с недостатками в управлении программой (изменение штатного расписания, изменение политики государства в отношении государственно-общественных форм управления образовательным учреждением)

4. Группа рисков, связанная с формальностью реализации задач программы (неготовность сотрудников к работе в инновационном режиме, недостатки учета результатов мониторинговых исследований, формализм при реализации программных задач, организации мероприятий в рамках программы).

Необходимость разрешения обозначенных проблем позволяет наметить дальнейшие перспективы развития образовательного учреждения и определить целостную концептуальную модель будущего дошкольного учреждения.

В настоящее время одним из наиболее перспективных направлений в системе дошкольного образования является поиск путей, обеспечивающих интеграцию образовательного процесса, ориентированного на развитие личности и предусматривающего в своей основе лично-ориентированную модель образования. Это предполагает существование между взрослыми и детьми отношений сотрудничества и партнерства, нацеливает работников образовательных учреждений на творческое отношение к своей деятельности, формирует у них потребность к постоянному саморазвитию и самостановлению.

В этой связи перед практическими работниками детского сада встала задача создания единой системы образовательно-оздоровительного процесса, построенной на интегративной основе. Должны быть разработаны не только принципы целостного подхода к содержанию образования и оздоровления, но и личностно-ориентированной организации педагогического процесса, направленного на оздоровление и развитие ребенка с проблемами в здоровье.

В детском саду образовательный процесс должен строиться вокруг ребенка, обеспечивая своевременное формирование возрастных новообразований детства, развитие компетентности, самостоятельности, творческой активности, гуманного отношения к окружающим, становление личностной позиции, получение ребенком качественного образования как средства для перехода на последующие возрастные ступени развития, обучения и воспитания.

Ценность здоровья — требует создания в образовательном учреждении условий для сохранения и укрепления здоровья детей (как физического, так и психического), приобщение их к здоровому образу жизни, формирования основ физической культуры и валеологической грамотности.

Ценность развития — направляет внимание на построение развивающего образовательного процесса, в котором актуализируются достижения и жизненный опыт каждого ребенка, обеспечивается развитие индивидуальных способностей и потребностей, формируется в условиях личностного выбора готовность детей к саморазвитию и самообразованию.

Ценность детства — акцентирует внимание на том, что детство — это неповторимый, самоценный и отличающийся от взрослого период жизни, особая культура, характеризующаяся целостным мировосприятием, открытостью миру, чуткостью, эмоциональностью, непосредственностью, готовностью к образованию. Специфика детства требует бережного отношения к особенностям возрастного развития, к внутреннему миру ребенка, а также создания условий для взаимодействия и взаимообогащения детского и взрослого миров.

Ценность сотрудничества — предполагает, что сотрудничество, партнерство, диалог, гуманное отношение рассматриваются как основной фактор образования и источник обновления образовательной системы.

Целевые установки:

  • ? реализация комплексной образовательной программы, обеспечивающей равные стартовые возможности для всех детей раннего и дошкольного возраста, в общеразвивающих группах;
  • ? создание оптимальных условий для дифференциации и индивидуализации образовательного процесса посредством организации комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников и их родителей (комплексный мониторинг, ведение индивидуальных паспортов и маршрутов развития и здоровья ребёнка, ведение портфолио дошкольника);
  • ? максимальное удовлетворение потребностей заинтересованного населения в новых формах дошкольного образования;
  • расширение перечня дополнительных услуг за счет наиболее полного учета оздоровительно-образовательного потенциала социума;