Нормативные ссылки, В данной выпускной квалификационной работе использовались ссылки на нормативные документы:
1. ГОСТ 19.101-77- Виды программ и программных документов.
2. ГОСТ 19.104-78- Основные надписи.
3. ГОСТ 19.105-78- Общие требования к программным документам.
4. ГОСТ 19.106-78- Требования к программным документам, выполненным печатным способом. Настоящий стандарт устанавливает правила выполнения программных документов для вычислительных машин, комплексов и систем независимо от их назначения и области применения и предусмотренных стандартами Единой системы программной документации (ЕСПД) для печатного способа выполнения;
5. ГОСТ 19.201-78-Техническое задание. Требования к содержанию и оформлению
6. ГОСТ 19.202-78-Спецификация. Требования к содержанию и оформлению.
7. ГОСТ 19.301-79-Программа и методика испытаний. Требования к содержанию и оформлению.
8. ГОСТ 19.401-78-Текст программы. Требования к содержанию и оформлению.
9. ГОСТ 19.402-78-Описание программы.
10. ГОСТ 19.402-78- Документация на АСУ. Общие к выполнению текстовых документов.
11. ГОСТ 19.504-79-Руководство программиста. Требования к содержанию и оформлению.
Термины и определения
В данной выпускной квалификационной работе применены термины с соответствующими определениями и сокращениями, установленные как нормативными документами, так и данными методических разработок.
Данные — это информация, представленная в определенном виде, позволяющем автоматизировать ее сбор, хранение и дальнейшую обработку человеком или информационным средством. Для компьютерных технологий данные — это информация в дискретном, фиксированном виде, удобная для хранения, обработки на ЭВМ, а также для передачи по каналам связи.
База данных, Система управления базами данных
SQL является, прежде всего, информационно-логическим языком, предназначенным для описания хранимых данных, для извлечения хранимых данных и для модификации данных. SQL не является языком программирования. (Вместе с тем стандарт языка спецификацией SQL/PSM предусматривает возможность его процедурных расширений).
Изначально, SQL был основным способом работы пользователя с базой данных и представлял собой небольшую совокупность команд (операторов) допускающих создание таблиц, добавление в таблицы новых записей, извлечение записей из таблиц (в соответствии с заданным условием), удаление записей и изменение структур таблиц. В связи с усложнением язык SQL стал более прикладным языком программирования, а пользователи получили возможность использовать визуальные построители запросов.
Доклад по госту 2020, образец
... требованиям ГОСТ должно происходить поэтапно по плану работы (содержание). К правилам оформления реферата относятся такие предметы работы, как оформление ... помощи программы Ворд, кликнув на «Вставить таблицу». Таблицу можно рисовать вручную курсором или взять ... РЕФЕРАТ»; ниже указывается дисциплина и тема работы; с выравниванием направо пишутся данные студента (ФИО и группа); после указываются данные ...
HTML (от англ. HyperText Markup Language — «язык разметки гипертекста») — стандартный язык разметки документов во Всемирной паутине. Большинство веб-страниц создаются при помощи языка HTML (или XHTML).
Язык HTML интерпретируется браузером и отображается в виде документа, в удобной для человека форме.
XML — текстовый формат, предназначенный для хранения структурированных данных (взамен существующих файлов баз данных), для обмена информацией между программами, а также для создания на его основе более специализированных языков разметки (например, XHTML).
XML является упрощённым подмножеством языка SGML.
- NET Framework
PHP (англ. PHP: Hypertext Preprocessor — «PHP: препроцессор гипертекста», англ. Personal Home Page Tools (устар.) — «Инструменты для создания персональных веб-страниц») — скриптовый язык программирования общего назначения, интенсивно применяемый для разработки веб-приложений. В настоящее время поддерживается подавляющим большинством хостинг-провайдеров и является одним из лидеров среди языков программирования, применяющихся для создания динамических веб-сайтов.
CSS (англ. Cascading Style Sheets — каскадные таблицы стилей) — язык описания внешнего вида документа, написанного с использованием языка разметки. Преимущественно используется как средство оформления веб-страниц в формате HTML и XHTML, но может применяться к любым XML-документам, например, к SVG или XUL.
Visual Basic.NET
UML (англ. Unified Modeling Language — унифицированный язык моделирования) — язык графического описания для объектного моделирования в области разработки программного обеспечения. UML является языком широкого профиля, это открытый стандарт, использующий графические обозначения для создания абстрактной модели системы, называемой UML-моделью.111
Определения и сокращения
В настоящем документе применяются термины с соответствующими определениями, приведенными в ГОСТ Р 50922-96, ГОСТ Р 51170, ГОСТ Р 50739-95, ГОСТ Р 51624-2000.
В настоящем документе применены следующие сокращения:
- ПК — персональный компьютер;
- ЭВМ — электронно-вычислительная машина;
- ПО — программное обеспечение;
- АС — автоматизированная система;
- ИС — информационная система;
- БД — база данных;
- ЭМП — электромагнитное поле;
- ЧС — чрезвычайная ситуация.
Введение
Мы живем в Информационном веке. На самом деле, уже не один десяток лет миром правит информация. Её объёмы растут постоянно, и также постоянно растёт их влияние на нас. Информация везде торговля, производство, транспорт, наука, финансовая деятельность и, в конце концов, наша жизнь, жизнь простых обывателей.
Для специалистов некоторых областей эти потоки уже достигли просто гигантских размеров! Чего стоит только один день какой-нибудь биржи: сотни людей ежеминутно обрабатывают горы свежей информации, различных сводок и только для того, чтобы предсказать развитие событий на ближайшие минуты или хотя бы часы. Здесь информация — их хлеб.
Средства разработки Web-страниц
... Home Pages — препроцессор домашних страниц. Это язык внедряемых в HTML-страницы сценариев, исполняемых на сервере. По ... данных mSQL. С этого момента в разработке стали принимать участие добровольцы. Статистика ... интерпретируемые файлы и компилировать исполняемые приложения (в том числе с поддержкой ... когда-то эта операция выполнялась исключительно средствами Web-сервера для работы с заголовками. ...
С недавним же появлением глобальной сети Интернет (ей всего несколько десятков лет от роду), информационные потоки стали расти просто в геометрической прогрессии (как, впрочем, и количество пользователей в этих сетях).
Интернет становится не просто электронным средством массовой информации, но и своего рода глобальной библиотекой, средой обитания, источником дохода. Уже есть специалисты, работа которых жестко связана именно с развитием этой области: редакторы, корреспонденты, фотографы полностью электронных СМИ (в том числе радио- и телевещания), клерки и курьеры магазинов, не имеющие ничего кроме склада и интернет сайта, голубые воротнички финансовых учреждений без сейфов и дорогостоящих сигнализаций, множество художников, дизайнеров, программистов работающих только над интернет-проектами. Формируется рынок, формируется спрос.
Электронная коммерция и небольшая ее часть Интернет-коммерция все больше входит в нашу жизнь. Она открывает новые возможности ведения бизнеса, и все больше компаний переносят значительную часть делового общения в Интернет. Электронная коммерция появилась намного раньше Интернет-коммерции и включает в себя множество способов проведения бизнес-транзакций с помощью электронных устройств.
Интернет-коммерция включает Интернет-магазины, биржи и посреднические Интернет-аукционы, проведение рекламных кампаний определенных товаров или ресурсов, организацию различных каталогов и средств общения пользователей в Интернете. Коммерческие Интернет-приложения предоставляют пользователям все большее число возможностей и услуг, и их список постоянно пополняется.
Коммерческие приложения, в первую очередь, должны приносить прибыль или снижать затраты на определенные бизнес-процессы. В основном прибыль Интернет-проектов достигается несколькими путями, среди которых можно отметить следующие:
— предоставление рекламных мест;
— прямые продажи товаров, услуг и информации;
— техническая поддержка;
— предоставление инструментов для ведения бизнеса.
Рекламные места предоставляются практически на всех существующих сайтах сети Интернет. Популярность рекламных площадок обусловлена во многих случаях существованием служб обмена баннерами, позволяющих показывать баннеры владельца ресурса в обмен на показы чужих баннеров на своем сайте. В то же время службы обмена баннерами предоставляют возможность покупать баннерные показы и устраивать рекламные кампании. Кроме служб обмена баннерами, рекламные площадки предоставляются отдельными Интернет-ресурсами за определенную плату, зависящую прежде всего от тематики и трафика ресурса.
Интернет-приложения так же, как и не-Интернет-приложения, можно условно разделить на два вида: непосредственно использующие интерфейс с пользователем и не использующие интерфейс с пользователем.
В большинстве Интернет-приложений основу интерфейса, взаимодействующего с пользователем, составляет каталог, основанный на базе данных и/или статическом наборе страниц, в котором реализованы специфичные для приложения функции. Например, для Интернет-магазинов расширением Интернет-каталога является возможность выбирать и заказывать товары в Сети; для сайтов, распространяющих программное обеспечение, расширением Интернет-каталога является возможность скачивать выставленные приложения на компьютер пользователя.
Разработка сайта используя PHP программирование
... PHP, в общем виде представляет из себя набор конструкций. В роли конструкции могут выступать любые элементы, используемые в PHP, ... сайта используя PHP программирование - нести в себе информацию, ... сайтов на «домашней» (локальной) Windows-машине без необходимости выхода в Интернет. Главная особенность Денвера - удобство при удаленной работе сразу над несколькими независимыми проектами и возможность ...
Уже не для кого не секрет, что для того чтобы получить возможность пользоваться всеми преимуществами сети Интернет, главные из которых интерактивность и доступность, вы должны включить свое виртуальное представительство в общие бизнес-процессы фирмы. Это означает, что клиенты, которые общаются с вами при помощи Интернет, должны получать такой же спектр услуг, как если бы они действительно посетили офис или торговый зал вашей фирмы.
Целью выпускной квалификационной работы (ВКР) является приобретение навыков решения задачи проектирования динамического web -сайта организации, обеспечивающего автоматизированный доступ потенциальных покупателей услуг к рекламным и иным материалам заказчика — продавца услуг, размещаемым на хост-сервере сети Интернет средствами и инструментами информационных технологий, умение на современном уровне представить результат проектирования, обеспечивающий возможность его автономной качественной реализации.
1. Мобильный сайт ООО “Посредник” как объект проектирования
1.1 Описание ООО “Посредник”
Компания ООО «Посредник», представляет собой динамично развивающиеся рекламное агентство, которое занимается продвижением продукции крупных торговых сетей. Основной задачей является получение прибыли и удовлетворение потребностей предприятий и организаций в таких услугах, как брендинг, дизайн, творческие и иные разработки и пр. Услуги предоставляются как за счет ресурсов компании, так и с помощью подрядчиков.
Основная цель компании:
- повышение известности, рекламируемой организации;
- информировать покупателей о реализуемых товарах, используя различные медиаканалы: телевидение, пресса, радио, наружная реклама, интернет сеть и др.;
- формирование отношения, корректировка имиджа, увеличение симпатии, предрасположенности;
- повышение знания о качественных характеристиках продукта, услуги, торговой марки;
- увеличение числа покупателей за счет усиления рекламы.
Основными рекламодателями агентства являются крупные торговые сети. Организационная структуры компании выглядят следующим образом и представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 — Организационная структура рекламного агентства ООО «Посредник»
Управление агентством осуществляет генеральный директор, в его подчинении находятся все остальные подразделения организации. Директор занимается кадрами, заключает договоры с рекламодателями и производственными рекламными агентствами. Заместитель главного директора, выполняет те же функции в его отсутствие
Исполнительный директор контролирует деятельность менеджеров, художника-дизайнера, психолога.
Бухгалтерский и налоговый учет в организации осуществляется структурным подразделением — бухгалтерией в лице главного бухгалтера. Структура бухгалтерской службы и ее деятельность регламентируется “Положением о бухгалтерской службе”, должностными инструкциями работников бухгалтерии и внутренним распорядком, действующим в организации. Обязанностью главного бухгалтера является разработка и управление учетной политики организации, утверждаемой генеральным директором.
Проектирование и разработка информационно-рекламного сайта компании, ...
... частности применение гипертекстового языка html и css. Цель курсовой работы заключается в проектировании и разработки информационно-рекламного сайта компании, занимающейся продажей мобильных телефонов. Задачи 1. Изучить ... папки загружаются с помощью специальных программ на сервер хостинг-провайдера, компании, предоставляющей место для ресурса в интернете, копия сайта хранится на компьютере. Для ...
Психолог определяет целевую группу на рынке, потребляющую рекламируемый товар, их потребности и делает выводы о том, как рекламируемый товар удовлетворяет эти потребности.
Художник-дизайнер на основе данных полученных психологом, разрабатывает сценарий рекламной компании. Учитывая интересы потребителей.
Менеджер ответственный за проект, контролирует деятельность психолога и художника-дизайнера, связывается с производственными рекламными агентствами, промоутерами, администрацией заведения, где проводятся презентации. Менеджер ответственен за обеспечение акций всем необходимым рекламным материалом, проводит тренинги с промоутерами, координирует их деятельность до окончания рекламной компании.
1.2 Основные цели разработки Web-сайта
Руководство ООО «Посредник» намерено расширить круг потенциальных покупателей за счет создания динамического Web-сайта. Динамический web-сайт компании «Посредник» рассматривается как совокупность программ и организованных данных, размещенных на сервере, именованных 1Gb, которые по замыслу руководства позволят покупателю дистанционно выбрать товар из каталога и забронировать его в магазине. Предполагается, что данный web-сайт будет служить рекламным щитом организации путем размещения на нем краткой информации о предлагаемых услугах и товарах, что должно привлечь новых клиентов.
Предполагается, что сайт будет использоваться администратором системы, менеджером по продажам и интернет пользователями (клиентами).
Практика показывает, что создание и разработка сайта включает:
- утверждение первоначального технического задания на разработку сайта;
- определение структурной схемы сайта — расположение разделов, контента и навигации;
- веб-дизайн — создание графических элементов макета сайта, стилей и элементов навигации;
- разработка программного кода, модулей, базы данных и других элементов сайта необходимых в проекте;
— Задачей дипломного проектирования является создание динамического web-сайта коммерческой организации, что потребует выполнение последовательности, рассмотренной выше.
2. Разработка технического задания динамического Web-сайта коммерческой организации
В соответствии с ГОСТ 34.601 техническое задание представляет собой документ, содержащий основные технические требования необходимые для разработки проекта, а именно:
- основания для разработки;
- назначение разработки;
- требования к программе или программному изделию;
- требования к программной документации;
- технико-экономические показатели;
- стадии и этапы разработки;
- порядок контроля и приемки.
2.1 Назначение системы
Web-сайт предназначен, для просмотра товара, заказа и получение скидки на его приобретения. Содержит следующие данные.
- наименование товаров и услуг
- информация о магазинах (контактный телефон, адрес, время работы);
- информация о наличии товара в магазинах;
- информация о стоимости товаров и услуг;
- информация о заказах (время заказа, количество, магазин, цена);
- информация о скидке на приобретение товара.
Программа предоставляет собой динамический Веб-сайт с каталогом поставщиков и продукции.
Разработка программы BTL-коммуникации для бренда ‘Медвежонок ...
... работы использовались следующие методологические основы. Для изучения теоретических основ BTL-инструментов, методов их использования ... BTL-программами продвижения: ·#"justify">·#"justify">·#"justify">·https://барни.рф официальный сайт бренда «Барни». Глава 1. BTL ... проводимых BTL акций не ... BTL-активность бренда «Медвежонок Барни». Главной целью выпускной квалифицированной работы разработка ...
2.2 Требования к программе
Данная программа должна выполнять следующие требования:
1 Требования к функциональным характеристикам. Программа должна обеспечивать возможность выполнения перечисленных ниже функций:
- регистрация пользователей;
- возможность поиска по каталогу продукции, информации по названиям товара;
- возможность поиска по каталогу продукции, информации по типу товара;
- возможность поиска по каталогу продукции информации о наличии товара в магазинах;
- возможность поиска по каталогу продукции информации о цене товара;
- для администраторов возможность добавления нового товара, информации о товаре и поставщиках.
Надежное функционирование программы должно быть обеспечено выполнением Заказчиком совокупности организационно-технических мероприятий, перечень которых приведен ниже:
- а) организацией бесперебойного питания технических средств;
- б) использованием лицензионного программного обеспечения;
- в) регулярным выполнением рекомендаций Министерства труда и социального развития РФ, изложенных в Постановлении от 23 июля 1998 г. Об утверждении межотраслевых типовых норм времени на работы по сервисному обслуживанию ПЭВМ и оргтехники и сопровождению программных средств»;
- г) регулярным выполнением требований ГОСТ 51188-98. Защита информации. Испытания программных средств на наличие компьютерных вирусов
Время восстановления после отказа, вызванного неисправностью технических средств, фатальным сбоем (крахом) операционной системы, не должно превышать времени, требуемого на устранение неисправностей технических средств и переустановки программных средств.
Отказы программы вследствие некорректных действий пользователя при взаимодействии с программой через Веб-интерфейс недопустимы.
К данному Web-сайту предъявлены следующие условия эксплуатации:
1 Климатические условия эксплуатации;
Климатические условия эксплуатации, при которых должны обеспечиваться заданные характеристики, должны удовлетворять требованиям, предъявляемым к техническим средствам в части условий их эксплуатации
2 Требования к составу и параметрам технических средств;
- К комплектации и параметрам компьютера, предъявляются следующие минимальные требования: процессор 800 МГц Intel Pentium III (или эквивалентный) с операционной системой Windows XP, Windows Vista;
- Windows seven, объем ОЗУ — 256 МБ;
- жесткий диск емкостью 80 ГБ;
- видеоадаптер;
- монитор;
- возможность выхода в интернет.
3 Требования к информационной и программной совместимости;
- В разрабатываемом Web-сайте, был использован скриптовый язык программирования PHP, и стандартный язык разметки документов HTML.
4 Требования к запросам пользователей;
- Пользователи и администраторы работают с сайтом через Веб-интерфейс по средством интернет браузеров.
Пользователи системы должны иметь возможность производить поиск по каталогу продукции, просматривать детальную информацию по каждому результату выборки.
Администраторы системы должны иметь полный доступ к информационной системе, в частности, к каталогу продукции.
Разработка программного обеспечения для работы с базой данных ...
... использующему такие фигуры, необходимо лишь передать объекту сообщение “рисовать” (draw). Новая C++ - класс - обеспечивает механизм инкапсуляции для ... компьютере начиная от 80286 и выше. Работа программы не ограничена объемом ОЗУ или жесткого диска, ... типов, определяемых пользователем; сокрытие деталей реализации; повторное использование кода через наследование; разрешение интерпретации вызова функции ...
Требования к защите информации и программ не предъявляются.
5 Специальные требования.
Расчетная нагрузка должна составлять более одной тысячи одновременно находящихся на сайте пользователей.
2.3 Требования к программной документации
Состав программной документации должен включать в себя:
- техническое задание;
- программу и методики испытаний;
- руководство пользователя;
- руководство администратора;
- Экономические преимущества разработки.
2.4 Стадии и этапы разработки
Разработка включает в себя следующие стадии:
1 разработка технического задания;
2 рабочее проектирование;
3 внедрение.
На стадии разработки технического задания должен быть выполнен этап разработки, согласования и утверждения настоящего технического задания.
На стадии рабочего проектирования должны быть выполнены перечисленные ниже этапы работ:
1 разработка программы;
2 разработка программной документации;
3 испытания программы.
На стадии внедрения должен быть выполнен этап разработки подготовка и передача программы.
На этапе разработки технического задания должны быть выполнены перечисленные ниже работы:
1 постановка задачи;
2 определение и уточнение требований к техническим средствам;
3 определение требований к программе;
4 определение стадий, этапов и сроков разработки программы и документации на неё;
5 согласование и утверждение технического задания.
На этапе разработки программы должна быть выполнена работа по программированию (кодированию) и отладке программы.
На этапе разработки программной документации должна быть выполнена разработка программных документов в соответствии с требованиями к составу документации.
На этапе испытаний программы должны быть выполнены перечисленные ниже виды работ:
1 разработка, согласование и утверждение и методики испытаний;
2 проведение приемо-сдаточных испытаний;
3 корректировка программы и программной документации по результатам испытаний.
На этапе подготовки и передачи программы должна быть выполнена работа по подготовке и передаче программы и программной документации в эксплуатацию на объектах Заказчика.
3. Разработка эскизного проекта динамического Web-сайта коммерческой организации
3.1 Разработка диаграмм описания вариантов использования
В соответствии с ГОСТ 2.103 эскизный проект представляет собой совокупность конструкторских документов, которые должны содержать принципиальные конструктивные решения, дающие общие представления о принципе работы и устройстве изделия, а также данные, определяющие назначение, основные параметры и габаритные размеры разрабатываемого изделия.
В соответствии с ГОСТ 2.119-73 на стадии разработки эскизного проекта рассматривают варианты изделия и (или) его составных частей. Эскизный проект может разрабатываться без рассмотрения на этой стадии различных вариантов.
При разработке эскизного проекта выполняют работы, необходимые для обеспечения предъявляемых к изделию требований и позволяющие установить принципиальные решения. Перечень необходимых работ определяется разработчиком в зависимости от характера и назначения изделия и согласовывается с заказчиком.
Вариант использования представляет собой последовательность действий (транзакций), выполняемых системой в ответ на событие, инициируемое некоторым внешним объектом (действующим лицом).
Вариант использования описывает типичное взаимодействие между пользователем и системой.
На диаграмме человеческие фигурки обозначают действующих лиц, овалы — варианты использования, а линии и стрелки — различные связи между действующими лицами и вариантами использования.
На диаграмме вариантов использования показано взаимодействие между вариантами использования и действующими лицами. Она отражает требования к системе с точки зрения пользователя.
Такие диаграммы показывают, какие действующие лица инициируют варианты использования. Из них также видно, когда действующее лицо получает информацию от варианта использования. Все варианты использования, так или иначе, связаны с внешними требованиями к функциональности системы. Варианты использования всегда следует анализировать вместе с действующими лицами системы, определяя при этом реальные задачи пользователей и рассматривая альтернативные способы решения этих задач.
Конкретная цель диаграмм вариантов использования — это документирование вариантов использования (всё, входящее в сферу применения системы), действующих лиц (всё вне этой сферы) и связей между ними.
Диаграмма вариантов использования для конструктора flash lite приложений.
Действующие лица:
1 администратор — добавляет новые элементы товара в каталог;
2 пользователь — выбор товара, просмотр доступного товара, заказ его, а также участие в форумах сайта.
Исходя из потребностей действующих лиц возможны следующие варианты использования:
- внесение в каталог новых товаров;
- выбор интересующего товара;
- просмотр более полной информации;
- заказ товара у посредника;
- просмотр информации о посреднике и поставщиках;
- участие в форумах.
Регистрация на сайте — один из важных элементов, так как регистрация позволяет пользователю заказать товар (при регистрации пользователь получает ID номер), а так же участвовать в форуме.
Рисунок 2 — диаграмма вариантов использования web-приложения «Посредник» конструктора
Диаграммы классов используются при моделировании ПС наиболее часто. Они являются одной из форм статического описания системы с точки зрения ее проектирования, показывая ее структуру. Диаграмма классов не отображает динамическое поведение объектов изображенных на ней классов. На диаграммах классов показываются классы, интерфейсы и отношения между ними.
Класс — это основной строительный блок ПС. Это понятие присутствует и в ОО языках программирования, то есть между классами UML и программными классами есть соответствие, являющееся основой для автоматической генерации программных кодов или для выполнения реинжиниринга. Каждый класс имеет название, атрибуты и операции. Класс на диаграмме показывается в виде прямоугольника, разделенного на 3 области. В верхней содержится название класса, в средней — описание атрибутов (свойств), в нижней — названия операций — услуг, предоставляемых объектами этого класса.
Атрибуты класса определяют состав и структуру данных, хранимых в объектах этого класса. Каждый атрибут имеет имя и тип, определяющий, какие данные он представляет. При реализации объекта в программном коде для атрибутов будет выделена память, необходимая для хранения всех атрибутов, и каждый атрибут будет иметь конкретное значение в любой момент времени работы программы. Объектов одного класса в программе может быть сколь угодно много, все они имеют одинаковый набор атрибутов, описанный в классе, но значения атрибутов у каждого объекта свои и могут изменяться в ходе выполнения программы.
Для каждого атрибута класса можно задать видимость (visibility).
Эта характеристика показывает, доступен ли атрибут для других классов. В UML определены следующие уровни видимости атрибутов:
- Открытый (public)- атрибут виден для любого другого класса (объекта) обозначается знаком «+» ;
- Защищенный (protected) — атрибут виден для потомков данного класса обозначается знаком «#»;
— Закрытый (private) — атрибут не виден внешними классами (объектами) и может использоваться только объектом, его содержащим обозначается знаком «-». Последнее значение позволяет реализовать свойство инкапсуляции данных. Например, объявив все атрибуты класса закрытыми, можно полностью скрыть от внешнего мира его данные, гарантируя отсутствие несанкционированного доступа к ним. Это позволяет сократить число ошибок в программе. При этом любые изменения в составе атрибутов класса никак не скажутся на остальной части ПС.
Класс содержит объявления операций, представляющих собой определения запросов, которые должны выполнять объекты данного класса. Каждая операция имеет сигнатуру, содержащую имя операции, тип возвращаемого значения и список параметров, который может быть пустым. Реализация операции в виде процедуры — это метод, принадлежащий классу.
Для операций, как и для атрибутов класса, определено понятие «видимость». Закрытые операции являются внутренними для объектов класса и недоступны из других объектов. Остальные образуют интерфейсную часть класса и являются средством интеграции класса в ПС.
На рисунке 3 изображена диаграмма классов для Web-сайта.
Рисунок 3 — Диаграмма классов Web-сайта
3.2 Разработка спецификаций разрабатываемого комплекса программного обеспечения — подробные диаграммы, иллюстрирующие все поведение системы и описание баз данных
Диаграмма последовательности — это диаграмма на которой показаны взаимодействия объектов, упорядоченные по времени их проявления. Используется в языке UML.
В языке UML взаимодействие элементов рассматривается в информационном аспекте их коммуникации, т. е. взаимодействующие объекты обмениваются между собой некоторой информацией. При этом информация принимает форму законченных сообщений. Другими словами, хотя сообщение и имеет информационное содержание, оно приобретает дополнительное свойство оказывать направленное влияние на своего получателя. Это полностью согласуется с принципами ООАП, когда любые виды информационного взаимодействия между элементами системы должны быть сведены к отправке и приему сообщений между ними.
Для моделирования взаимодействия объектов в языке UML используются соответствующие диаграммы взаимодействия.
Линия жизни объекта (object lifeline) изображается пунктирной вертикальной линией, ассоциированной с единственным объектом на диаграмме последовательности. Линия жизни служит для обозначения периода времени, в течение которого объект существует в системе и, следовательно, может потенциально участвовать во всех ее взаимодействиях. Если объект существует в системе постоянно, то и его линия жизни должна продолжаться по всей плоскости диаграммы последовательности от самой верхней ее части до самой нижней.
Отдельные объекты, выполнив свою роль в системе, могут быть уничтожены (разрушены), чтобы освободить занимаемые ими ресурсы. Для таких объектов линия жизни обрывается в момент его уничтожения. Для обозначения момента уничтожения объекта в языке UML используется специальный символ в форме латинской буквы «X». Ниже этого символа пунктирная линия не изображается, поскольку соответствующего объекта в системе уже нет, и этот объект должен быть исключен из всех последующих взаимодействий.
Каждое взаимодействие описывается совокупностью сообщений, которыми участвующие в нем объекты обмениваются между собой. В этом смысле сообщение (message) представляет собой законченный фрагмент информации, который отправляется одним объектом другому. При этом прием сообщения инициирует выполнение определенных действий, направленных на решение отдельной задачи тем объектом, которому это сообщение отправлено.
Таким образом, сообщения не только передают некоторую информацию, но и требуют или предполагают от принимающего объекта выполнения ожидаемых действий. Сообщения могут инициировать выполнение операций объектом соответствующего класса, а параметры этих операций передаются вместе с сообщением. На диаграмме последовательности все сообщения упорядочены по времени своего возникновения в моделируемой системе.
В таком контексте каждое сообщение имеет направление от объекта, который инициирует и отправляет сообщение, к объекту, который его получает. Иногда отправителя сообщения называют клиентом, а получателя — сервером. При этом сообщение от клиента имеет форму запроса некоторого сервиса, а реакция сервера на запрос после получения сообщения может быть связана с выполнением определенных действий или передачи клиенту необходимой информации тоже в форме сообщения.
В языке UML могут встречаться несколько разновидностей сообщений, каждое из которых имеет свое графическое изображение.
Обычно сообщения изображаются горизонтальными стрелками, соединяющими линии жизни или фокусы управления двух объектов на диаграмме последовательности. При этом неявно предполагается, что время передачи сообщения достаточно мало по сравнению с процессами выполнения действий объектами. Считается также, что за время передачи сообщения с соответствующими объектами не может произойти никаких событий. Другими словами, состояния объектов остаются без изменения. Если же это предположение не может быть признано справедливым, то стрелка сообщения изображается под некоторым наклоном, так чтобы конец стрелки располагался ниже ее начала.
В отдельных случаях объект может посылать сообщения самому себе, инициируя так называемые рефлексивные сообщения. Такие сообщения изображаются прямоугольником со стрелкой, начало и конец которой совпадают. Подобные ситуации возникают, например, при обработке нажатий на клавиши клавиатуры при вводе текста в редактируемый документ, при наборе цифр номера телефона абонента.
Для изображения ветвления рисуются две или более стрелки, выходящие из одной точки фокуса управления объекта. При этом соответствующие условия должны быть явно указаны рядом с каждой из стрелок в форме сторожевого условия. Как нетрудно представить, если условие записано в форме булевского выражения, то ветвление будет содержать только две ветви. В любом случае условия должны взаимно исключать одновременную передачу альтернативных сообщений.
С помощью ветвления можно изобразить и более сложную логику взаимодействия объектов между собой. Если условий более двух, то для каждого из них необходимо предусмотреть ситуацию единственного выполнения.
В языке UML предусмотрены некоторые стандартные действия, выполняемые в ответ на получение соответствующего сообщения. Они могут быть явно указаны на диаграмме последовательности в форме стереотипа рядом с сообщением, к которому они относятся. В этом случае они записываются в кавычках. Используются следующие обозначения для моделирования действий:
- «call» (вызвать) — сообщение, требующее вызова операции или процедуры принимающего объекта. Если сообщение с этим стереотипом рефлексивное, то оно инициирует локальный вызов операции у самого пославшего это сообщение объекта;
- «return» (возвратить) — сообщение, возвращающее значение выполненной операции или процедуры вызвавшему ее объекту. Значение результата может инициировать ветвление потока управления;
- «create» (создать) — сообщение, требующее создания другого объекта для выполнения определенных действий. Созданный объект может получить фокус управления, а может и не получить его;
- «destroy» (уничтожить) — сообщение с явным требованием уничтожить соответствующий объект. Посылается в том случае, когда необходимо прекратить нежелательные действия со стороны существующего в системе объекта, либо когда объект больше не нужен и должен освободить задействованные им системные ресурсы;
— «send» (послать) — обозначает посылку другому объекту некоторого сигнала, который асинхронно инициируется одним объектом и принимается (перехватывается) другим. Отличие сигнала от сообщения заключается в том, что сигнал должен быть явно описан в том классе, объект которого инициирует его передачу.
Кроме стереотипов, сообщения могут иметь собственное обозначение операции, вызов которой они инициируют у принимающего объекта. В этом случае рядом со стрелкой записывается имя операции с круглыми скобками, в которых могут указываться параметры или аргументы соответствующей операции.
В отдельных случаях выполнение тех или иных действий на диаграмме последовательности может потребовать явной спецификации временных ограничений, накладываемых на сам интервал выполнения операций или передачу сообщений. В языке UML для записи временных ограничений используются фигурные скобки. Временные ограничения могут относиться как к выполнению определенных действий объектами, так и к самим сообщениям, явно специфицируя условия их передачи или приема. Важно понимать, что в отличие от условий ветвления, которые должны выполняться альтернативно, временные ограничения имеют обязательный или директивный характер для ассоциированных с ними объектов.
Временные ограничения могут записываться рядом с началом стрелки соответствующего сообщения. Но наиболее часто они записываются слева от этой стрелки на одном уровне с ней. Если временная характеристика относится к конкретному объекту, то имя этого объекта записывается перед именем характеристики и отделяется от нее точкой.
Комментарии или примечания уже рассматривались ранее при изучении других видов диаграмм. Они могут включаться и в диаграммы последовательности, ассоциируясь с отдельными объектами или сообщениями. При этом используется стандартное обозначение для комментария — прямоугольник с «заломленным» правым верхним углом. Внутри этого прямоугольника записывается текст комментария на естественном языке.
Рисунок 4 — диаграмма последовательности 1 web-сайта
Из данной диаграммы видно, что сначала администратор добавляет элементы товаров. Затем пользователю необходимо произвести регистрацию, (вход, если уже зарегистрирован), после этого пользователь может зайти в пункт каталог и уже из этого пункта произвести заказ необходимой продукции. После этого пользователь в пункте корзина может просмотреть заказанную им ранее продукцию, или отказаться от её приобретения. Если отказ от продукции не был произведён, администратор связывается с поставщиком товара и в ближайшее время сообщает пользователю необходимую информацию.
Ниже приведена диаграмма последовательности, в случае если пользователь игнорирует пункт Регистрация/Вход. Из данной диаграммы видно, что сначала администратор добавляет элементы в БД. Затем пользователь осуществляет выбор из пунктов меню. Пользователь так же может зайти в пункт каталог товаров, а при нажатии пункта заказ его автоматически переносит на пункт Регистрация/Вход. После того как пользователь произведёт вход или регистрацию, его автоматически перенесёт на пункт заказа, и пользователь соответственно сможет сделать заказ и посмотреть в корзине заказанный им товар либо отказаться от него. Далее если отказ не будет произведён, администратор свяжется с поставщиком, а затем с пользователем и сообщит необходимую информацию по приобретению заказанного им товара по скидке.
Рисунок 5 — диаграмма последовательности Web-сайта при игнорировании пользователем пункта Регистрация/Вход.
При разработке данного сайта использовалась СУБД MS SQL Server 2008. Ниже приведено описание базы данных, используемой в разрабатываемом Web-приложении.
Таблица 1 — Поля таблицы категорий (Categories)
Поле таблицы |
Тип данных |
Описание |
|
Id |
SMALLINT |
Уникальный идентификатор категории |
|
ParentCategory |
SMALLINT |
Категория, по отношению к которой текущая является подкатегорией |
|
Name |
VARCHAR(32) |
Название категории |
|
Таблица 2 — Поля таблицы товар (ITEM)
Поле таблицы |
Тип данных |
Описание |
|
Id |
MEDIUMINT UNSIGNED |
Уникальный идентификатор товара |
|
CategoryID |
SMALLINT UNSIGNED |
Категория, к которой относится данный товар |
|
Name |
VARCHAR(255) |
Название товара |
|
MakerID |
SMALLINT UNSIGNED |
Производитель |
|
ShopID |
SMALLINT UNSIGNED |
Магазин в котором находиться данный товар |
|
Synopsis |
TEXT |
Описание |
|
AppearDate |
DATE |
Время поступления товара в магазин |
|
Count |
INTEGER |
Количество на складе |
|
Price |
DECIMAL(6,2) |
Цена |
|
Таблица 3. Поля таблицы производителей (Maker)
Поле таблицы |
Тип данных |
Описание |
|
Id |
SMALLINT UNSIGNED |
Уникальный идентификатор производителя |
|
Name |
VARCHAR(255) |
Название |
|
Information |
TEXT |
Описание |
|
Таблица 4. Поля таблицы Магазин (Shop)
Поле таблицы |
Тип данных |
Описание |
|
Id |
SMALLINT UNSIGNED |
Уникальный идентификатор магазина |
|
Name |
VARCHAR(255) |
Название магазина |
|
Description |
TEXT |
Краткое описание магазина |
|
Таблица 5. Поля таблицы пользователей (Users)
Поле таблицы |
Тип данных |
Описание |
|
Id |
MEDIUMINT UNSIGNED |
Уникальный идентификатор пользователя |
|
Name |
CHAR (127) |
Имя пользователя |
|
Surname |
CHAR (127) |
Фамилия пользователя |
|
|
VARCHAR(64) |
E-Mail пользователя |
|
Phone |
VARCHAR(20) |
Телефон для подтверждения заказа |
|
IP |
CHAR(14) |
Текущий IP пользователя |
|
SessionKey |
INT UNSIGNED |
Уникальный код для авторизации |
|
Таблица 6. Поля таблицы пользовательской корзинки (Orders)
Поле таблицы |
Тип данных |
Описание |
|
Id |
INT UNSIGNED |
Номер заказа |
|
Amount |
TINYINT |
Число товаров, добавленных в покупательскую корзинку |
|
OrderStatusID |
INTEGER |
Состояние заказа |
|
Date |
DATETIME |
Дата заказа |
|
UserID |
INTEGER |
Пользователь |
|
Amount |
CHAR(10) |
Сумма заказа |
|
Sale |
CHAR(10) |
Скидка |
|
3.3 Разработка архитектуры системы — диаграмм компонентов и развертывания
Диаграмма компонентов, в отличие от ранее рассмотренных диаграмм, описывает особенности физического представления системы. Диаграмма компонентов позволяет определить архитектуру разрабатываемой системы, установив зависимости между программными компонентами, в роли которых может выступать исходный, бинарный и исполняемый код. Во многих средах разработки модуль или компонент соответствует файлу. Пунктирные стрелки, соединяющие модули, показывают отношения взаимозависимости, аналогичные тем, которые имеют место при компиляции исходных текстов программ..Основными графическими элементами диаграммы компонентов являются компоненты, интерфейсы и зависимости между ними.
Диаграмма компонентов разрабатывается для следующих целей:
- визуализации общей структуры исходного кода программной системы;
- спецификации исполнимого варианта программной системы;
- обеспечения многократного использования отдельных фрагментов программного кода;
- представления концептуальной и физической схем баз данных.
В разработке диаграмм компонентов участвуют как системные аналитики и архитекторы, так и программисты. Диаграмма компонентов обеспечивает согласованный переход от логического представления к конкретной реализации проекта в форме программного кода. Одни компоненты могут существовать только на этапе компиляции программного кода, другие — на этапе его исполнения. Диаграмма компонентов отражает общие зависимости между компонентами, рассматривая последние в качестве классификаторов.
Поскольку компонент как элемент физической реализации модели представляет отдельный модуль кода, иногда его комментируют с указанием дополнительных графических символов, иллюстрирующих конкретные особенности его реализации. Строго говоря, эти дополнительные обозначения для примечаний не специфицированы в языке UML. Однако их применение упрощает понимание диаграммы компонентов, существенно повышая наглядность физического представления. Некоторые из таких общепринятых обозначений для компонентов изображены ниже.
Разработка диаграммы компонентов предполагает использование информации как о логическом представлении модели системы, так и об особенностях ее физической реализации. До начала разработки необходимо принять решения о выборе вычислительных платформ и операционных систем, на которых предполагается реализовывать систему, а также о выборе конкретных баз данных и языков программирования.
После общей структуризации физического представления системы необходимо дополнить модель интерфейсами и схемами базы данных. При разработке интерфейсов следует обращать внимание на согласование (стыковку) различных частей программной системы. Включение в модель схемы базы данных предполагает спецификацию отдельных таблиц и установление информационных связей между таблицами.
Завершающий этап построения диаграммы компонентов связан с установлением и нанесением на диаграмму взаимосвязей между компонентами, а также отношений реализации. Эти отношения должны иллюстрировать все важнейшие аспекты физической реализации системы, начиная с особенностей компиляции исходных текстов программ и заканчивая исполнением отдельных частей программы на этапе ее выполнения. Для этой цели можно использовать различные виды графического изображения компонентов.
При разработке диаграммы компонентов следует придерживаться общих принципов создания моделей на языке UML. В частности, в первую очередь необходимо использовать уже имеющиеся в языке UML компоненты и стереотипы. Для большинства типовых проектов этого набора элементов может оказаться достаточно для представления компонентов и зависимостей между ними.
Если же проект содержит некоторые физические элементы, описание которых отсутствует в языке UML, то следует воспользоваться механизмом расширения. В частности, использовать дополнительные стереотипы для отдельных нетиповых компонентов или помеченные значения для уточнения их отдельных характеристик.
Рисунок 6 — Диаграмма компонентов Web-сайта
Диаграммы развертывания. Физическое представление программной системы не может быть полным, если отсутствует информация о том, на какой платформе и на каких вычислительных средствах она реализована. Диаграмма развертывания предназначена для визуализации элементов и компонентов программы, существующих лишь на этапе ее исполнения (runtime).
При этом представляются только компоненты-экземпляры программы, являющиеся исполнимыми файлами или динамическими библиотеками. Те компоненты, которые не используются на этапе исполнения, на диаграмме развертывания не показываются. Так, компоненты с исходными текстами программ могут присутствовать только на диаграмме компонентов. На диаграмме развертывания они не указываются. Диаграмма развертывания содержит графические изображения процессоров, устройств, процессов и связей между ними. В отличие от диаграмм логического представления, диаграмма развертывания является единой для системы в целом, поскольку должна всецело отражать особенности ее реализации. Эта диаграмма, по сути, завершает процесс ООАП для конкретной программной системы и ее разработка, как правило, является последним этапом спецификации модели. К основным элементам диаграммы развертывания относятся узлы и соединения. Узел (node) представляет собой некоторый физически существующий элемент системы, обладающий некоторым вычислительным ресурсом. В качестве вычислительного ресурса узла может рассматриваться наличие по меньшей мере некоторого объема электронной или магнитооптической памяти и/или процессора. Понятие узла также может включать в себя и другие механические или электронные устройства, такие как датчики, принтеры, модемы, цифровые камеры, сканеры и манипуляторы. Ниже на рисунке 7 изображена, диаграмма развёртывания Web-сайта посредник.
Рисунок 7 — Диаграмма развертывания web-приложения
- 4. Разработка технического проекта динамического Web-сайта коммерческой организации
4.1 Обоснование выбора технологии программирования
При создании сайта использовался язык PHP, HTML, SQL.
PHP-скрипт
Это скриптовый язык программирования, созданный для генерации HTML-страниц на веб-сервере и работы с базами данных. На данный момент он поддерживается практически всеми представителями хостинга, входит в «стандартный» набор для создания сайтов (LAMP — Linux, Apache, MySQL, PHP).
Благодаря своей простоте, скорости выполнения, богатой функциональности, распространению исходных кодов на основе лицензии PHP, этот язык является чуть ли не самым популярным в области технологий создания сайтов. Отличается наличием ядра и подключаемых модулей, «расширений»: для работы с базами данных, сокетами, динамической графикой, криптографическими библиотеками, документами формата PDF и т.п. Есть возможность разработать, а также подключить дополнительное расширение.
Возможности PHP очень обширны. Главным образом, PHP применяется при написании скриптов, работающих на стороне сервера; таким образом, PHP способен выполнять всё то, что выполняет любая другая программа CGI (например, обрабатывать данных форм, генерировать динамические страницы, отсылать и принимать cookies).
Но PHP дает возможность выполнять также множество других задач.
Существуют три основных области, где используется PHP:
- создание скриптов для выполнения на стороне сервера;
- создание скриптов для выполнения в командной строке;
- создание приложений GUI, выполняющихся на стороне клиента.
Помимо этого PHP:
- доступен для большинства операционных систем, включая Linux, многие модификации Unix (такие, как HP-UX, Solaris и OpenBSD), Microsoft Windows, Mac OS X, RISC OS, и многих других;
- включает поддержку большей части веб-серверов (для большинства серверов PHP поставляется в качестве модуля, для других, поддерживающих стандарт CGI, PHP может функционировать в качестве процессора CGI);
- поддерживает обширный круг баз данных;
- поддерживает DBX для работы на абстрактном уровне (таким образом можно работать с любой базой данных, использующих DBX); ODBC (т.е.
вы можете работать с любой базой данных, поддерживающей этот стандарт);
- поддерживает «общение» с другими сервисами с использованием различных протоколов: LDAP, IMAP, SNMP, NNTP, POP3, HTTP, COM (на платформах Windows), а также многих других;