Разработка информационной системы для средней школы

Дипломная работа

В области электронной обработки данных одним из базовых понятий является «информация». Информация нами используется в повседневной жизни, хранится в нашей памяти. Мы получаем ее из самых различных источников, например книг, газет, каталогов, проспектов, радио, слухов и т.п. Иногда в рамках выполняемой работы используется информация большого объема, отдельные «порции» которой похожи друг на друга по структуре, различаясь по содержанию. При работе с большими объемами информации очень важна скорость поиска информации (или вообще доступа к ней).

Кроме того, поиск адреса в рассортированном по алфавиту списке адресов можно выполнить быстрее, чем тот же поиск в ящике не рассортированными карточками. Рост объемов обрабатываемых данных выдвигает на передний план проблему эффективности средств организации обрабатываемых данных и доступа к ним. Всё это включают в себя базы данных.

Так как школу, несмотря на определенную специфику, можно рассматривать как предприятие, то для нее, как и для любого предприятия актуальны проблемы большого количества информации. Поэтому в настоящее время особое внимание уделяется внедрению новых информационных технологий в управлении школой, образовательным процессом.

Внедрение новых информационных технологий в организацию учебного процесса позволяет улучшить работу администрации школы в учете успеваемости учащихся, работе педагогических кадров.

Очевидно, что в работе любой организации есть много рутинной работы, в том числе и в школе. Хранение документов в электронном виде на диске, безусловно, более целесообразно, чем хранение их в виде бумаг. Проблемы по поиску нужной информации занимают много времени и сил, что может уменьшать быстроту и качество производимой работы. Именно для этого было создано данное приложение.

Целью разработки программного продукта является создание информационной системы «Школьник», позволяющей: хранить и обрабатывать данные, производить быстрый поиск и отбор по вводимым критериям, создавать всевозможные отчеты. При этом приложение базы данных должно уметь передавать данные по локальной сети. Поэтому программа будет очень большим помощником в получении точной и быстрой информации об учениках, родителях и об учителях школы.

Реализация данной задачи будет проводиться на языке программирования Java, располагающей широкими возможностями по созданию веб-приложений, баз данных, необходимым набором драйверов для доступа к самым известным форматам баз данных, удобными и развитыми средствами для доступа информации, расположенной как на локальном диске, так и на удаленном сервере. Среда разработки Eclipse — свободнаяинтегрированная среда разработкимодульных кроссплатформенных приложений. Все данные хранятся в MySQL — свободнаясистема управления базами данных (СУБД).

12 стр., 5549 слов

Технология защиты документной информации

... защиты и доступа к конфиденциальной информации, а также правила ее использования определяются руководителем. Руководитель может привлечь для проведения этой работы ... технологии, направления модернизации известных технологий, процессов и оборудования; программное обеспечение ПВЭМ. Деловая информация включает: ... объемы реализации продукции (планы маркетинга, данные о характере и объеме торговых операций, ...

MySQL является собственностью компании Sun Microsystems, осуществляющей разработку и поддержку приложения.

Дипломная работа включает в себя 5 разделов.

Раздел «Технико-экономическое обоснование дипломного проекта» содержит сведения об организационной структуре предприятия и объекта управления, а также информацию о предметной области, разрабатываемого программного обеспечения.

В разделе «Основная часть» описывается основания для разработки программного обеспечения для средней школы №3.

В разделе «Специальная часть» представлена характеристика разрабатываемого программного обеспечения (ПО), дано описание разработки информационного обеспечения (инфологическая и даталогическая модель), инструкция пользователя и анализ средств автоматизации.

В разделе «Охрана труда и техника безопасности» производится расчет освещенности, проектирование рабочего места директора школы и завуча и определяет соответствие полученных параметров требуемым по технике безопасности.

В разделе «Расчет экономической эффективности» осуществляется оценка экономической эффективности от внедрения, разработанного программного обеспечения для школы, с учетом ставки оператора, программиста.

В заключении сделаны выводы по дипломной работе, определены пути внедрения разработанного ПО на объекте управления и направления его дальнейшего совершенствования.

1ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА

1.1 Организационная структура и объект управления

В современном мире заметно возрастает значение качества образования, как важного фактора предоставляющего рост экономического, специального, нравственного и духовного потенциала общества.

Сфера образования как социальное явление все время находится в динамике. На современном этапе новые технологии в производстве, новые возможности использования и передачи информации, совершенствование отношений в деловой жизни относятся к ряду глобальных явлений в развитии человечества и отражаются на мировоззрениях личности.

Объективная необходимость реагирования образовательной системы на эти тенденции обуславливает изменения внутри самой системы образования, которые затем и предопределяют изменения в обществе.

Школа и органы управления должны выполнить государственный заказ на новое качество образования; однако отсутствует достаточно ясная педагогическая интерпретация, слабо разработаны механизмы отслеживания реализации этого заказа. Образование- единство обучения и воспитания, призванное обеспечить построение учеником живого знания, знания личностно значимого.

Система образования — деятельность, предполагающая взаимодействие педагогов и тех, кто получает образование.

Не лишним будет заметить, что понятие «качество образования» в литературе и в жизни сопряжено с понятием «образованность», которое понимается как важнейшая итоговая характеристика грамотного управления образовательным процессом. Одновременно образованность является и обобщенной характеристикой выпускника, отражает степень развитости его личности в широком понимании этого слова.

9 стр., 4306 слов

Метрологическое обеспечение качества продукции. «Метрологическое ...

... 2. Основы метрологического обеспечения Достижение высокого качества продукции и обеспечение точности и взаимозаменяемости деталей или сборочных единиц невозможно без метрологического обеспечения производства. Под метрологическим обеспечением (МО) ... параметров и оптимальных норм точности измерений при контроле качества продукции и управлении процессами; технико-экономическое обоснование и выбор СИ, ...

Качество — нормативный уровень, которому должен соответствовать продукт образования. Принято считать, что в этой категории воплощается социальный заказ общества к учебно-воспитательной деятельности образовательного учреждения. Качество образования — это не только результат, но и условие, и процесс. Качество образования обеспечивает система, состоящая из 4х подсистем:

1) качество целей;

2) качество условий;

3) качество образовательного процесса;

4) качество конечных результатов;

  • Качество функционирования каждой из них обеспечивает качество управления и их целостность.

Таким образом, школы должны не только заявлять о результатах своей работы, но и отслеживать качество составляющих этот результат.

Управление качеством образования осуществляется на двух уровнях:

  • внешнем — государственном;
  • внутреннем — внутришкольном.

Оценка предполагает отслеживание конечных результатов управления и выявление эффективности видов управленческой деятельности: мотивационно- целевой, информационно-аналитической , планово- прогностической, организационно- исполнительской, контрольно-регулировочной и оценочно-результативной деятельности.

На уровне администрации школы — под управлением понимается такое воздействие на процесс, которое выбрано из множеств возможных воздействий с учетом поставленной цели, состояния процесса его характеристик и ведет к приближению цели.

Происходящий сейчас процесс информатизации общества влечет за собой и информатизацию образования, информатика становится одной из основных научных дисциплин в системе среднего, высшего и дополнительного образования. Это означает, что нужны радикальные изменения в стратегии образования: в информационном обществе и школа должна быть информационной. Основополагающим элементом такой школы должна стать информационно-технологическая среда с развивающейся архитектурой учебно-познавательного пространства, т. е. основной упор в ней должен делаться на создание технически оснащенной и включающей в себя большое количество информации обучающей среды, обладающей гибкой и легко адаптируемой организационной структурой, оптимальной в плане эффективного использования учебного пространства и времени, а также на разработку образовательной программы, учитывающей вопрос взаимодействия учащихся, преподавателей и администрации образовательного учреждения с компьютерно-информационной технологией и информационным обществом.

Главная задача школы: создание необходимых условий для получения среднего общего образования, направленного на формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе национальных и общественных ценностей, достижения науки и техники.

Функции школы:

  • обучение и воспитание в соответствии с общеобразовательными (основными и дополнительными) программами на основе соответствующих государственных общеобязательных стандартов, направленных на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессии, специальности;
  • реализация дополнительных образовательных программ в целях всестороннего удовлетворения образовательных и культурных потребностей граждан, общества, государства, государства.

Перечень реализуемых образовательных услуг:

  • обучение и воспитание в соответствии с учебными планами и программами, разработанными на основе государственных общеобразовательных стандартов образования (дополнительно: обучения языкам, маркетингу, основам информатики);
  • оказание оздоровительных, художественно – музыкальных и других видов творческих услуг;
  • организация и проведение тематических курсов, семинаров для учителей и учащихся;
  • предшкольная подготовка пяти (шести)-летних детей в рамках общеобразовательной школы;
  • организация профессиональной практики обучающихся, направленной на закрепление знаний, полученных в процессе обучения, приобретения практических навыков и освоение передового опыта;
  • налаживание контактов и делового сотрудничества с учебными заведениями, реализующими образовательные программы начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;
  • производственно – хозяйственная деятельность в учебных мастерских и в подсобном хозяйстве.

2 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1 Организация учебно-воспитательного процесса

Учебно-воспитательная деятельность школы осуществляется в соответствии с учебными планами и программами, разработанными на основе государственных общеобязательных стандартов образования. Разработку рабочего учебного плана и программ по учебным предметам, входящим в состав вариативной части базисного учебного плана, Школа вправе осуществлять самостоятельно.

Освоение общеобразовательной программы основного общего и среднего образования завершается обязательной итоговой государственной аттестацией выпускников, порядок проведения которой определяется центральным исполнительным органом Республики Казахстан в области образования.

Школа самостоятельна в выборе форм, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся.

Дисциплина в школе поддерживается на основе взаимного уважения человеческого достоинства обучающихся, педагогов. Применение методов физического, морального и психического насилия по отношению к обучающимся не допускается.

Воспитательные программы являются составляющими образовательных программ и направлены на воспитания патриотизма, высокой морали и нравственности, а также разносторонних интересов и способностей обучающихся.

Языком обучения и воспитания являются казахский и русский. Обучение в школе осуществляется на русском языке.

Школа обеспечивает знание и развитие казахского языка как государственного, а также изучение русского языка и одного из иностранных языков в соответствии с государственным общеобразовательным стандартом.

Организация образовательного процесса в школе регламентируется расписанием занятий.

В расписании указываются ежедневное количество, продолжительность и последовательность учебных занятий.

Школа работает в режиме шестидневной рабочей недели с одним выходным днём. Режим занятий: с 8.30 до 18.00 – общеобразовательный процесс.

Продолжительность урока в школах 45 минут (в классах компенсирующего обучения – не более 40 минут).

В целях облегчения процесса адаптации детей к требованиям школы в 1-х классах применяется «ступенчатый» режим учебных занятий с постепенным наращиванием учебной нагрузки: в сентябре – 3 урока 35 – минутной продолжительности; со второй четверти – 4 урока по 35 минут каждый. Продолжительность перерыва между занятиями устанавливается с учетом организации активного отдыха и горячего питания учащихся, но не менее 10 минут.

Форма обучения дневная.

При проведении уроков и лабораторных занятий, при изучении казахского, иностранных языков, информатики производится деление класса на две группы.

Время начала и завершения учебного года, и продолжительность каникул устанавливается Министерством образования и науки Республики Казахстан.

Текущий контроль успеваемости осуществляется по пяти бальной системе.

Обучающимся, достигшим высоких результатов в учебе, проявляющим склонность к творческой и научно – исследовательской деятельности приказам директора выносится поощрения.

Переводные и выпускные экзамены проводятся в соответствии с типовыми инструкциями и приказами Министерства образования и науки Республики Казахстан, областного департамента образования.

Школа выдает обучающимся прошедшим итоговую государственную аттестацию, документы государственного образца. Форма документа государственного образца и порядок их выдачи определяются Правительством Республики Казахстан.

Обучающимся, не завершившим образование, выдается справка соответствующего образца.

Структурная организационная схема объекта автоматизации – средней общеобразовательной школы представлена на рисунке 2.1.

2.2 Организация методической работы школы

Методическая работа – это основной вид образовательной деятельности, представляющей собой совокупность мероприятий, проводимых администрацией школы, учителями и воспитателями в целях овладения методами и приемами учебно-воспитательной работы, творческого применения их на уроках и во внеклассной работе, поиска новых, наиболее рациональных и эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательного процесса.

Цель: оказание действенной помощи учителям и классным руководителям в улучшении организации обучения и воспитания школьников, обобщении и внедрении передового педагогического опыта, повышении теоретического педагогического опыта, повышении теоретического уровня и педагогической квалификации преподавателей и руководства школы.

Структурная схема методической службы общеобразовательной школы №3 представлена на рисунке 2.2.

 организация методической работы школы 1
 организация методической работы школы 2

Рисунок 2.1 – Организационная структура СШ №3

 организация методической работы школы 3
 организация методической работы школы 4

М/О

учителей

начальных

классов

М/О

учителей

математики

М/О

учителей

естественного

цикла

М/О

учителей

русского языка

и

литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/diplomnaya/razrabotka-is-2/

М/О учителей истории

М/О

учителей эстетического

воспитания

М/О

учителей иностранного языка

М/О

учителей физического воспитания

и

ОБЖ

М/О

классных руководителей

Рисунок 2.2 — Структура методической службы средней общеобразовательной школы

2.3 Анализ использования разработки

Приложение базы данных «Школьник» построено таким образом, что его можно использовать практически в любом городе, где есть начальные и средние школы. Для среднетехнических, высших учебных заведений она будет малопригодна, вследствие больших различий в организации учебного процесса. В общем, система ориентирована на использование ее работниками (директором, завучами, преподавателями и учениками) начальных и средних школ.

В современных условиях важной областью стало информационное обеспечение, которое состоит в сборе и переработке информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений. Передача информации о положении и деятельности предприятия на высший уровень управления и взаимный обмен информацией между всеми взаимными подразделениями организации осуществляются на базе современной электронно-вычислительной техники и других технических средств связи.

Информация служит основой для подготовки соответствующих докладов, отчетов, предложений для выработки и принятия соответствующих решений.

Содержание каждой конкретной информации определяется потребностями управленческих звеньев и вырабатываемых управленческих решений. К информации предъявляются определенные требования:

  • по объекту и качеству – краткость и четкость формулировок, своевременность поступления;
  • по целенаправленности – удовлетворение конкретных потребностей;
  • по точности и достоверности – правильный отбор первичных сведений, оптимальность систематизации и непрерывность сбора и обработки сведений.

Внедрение программного обеспечения в школе будет способствовать:

  • уменьшению рутинной работы завуча и директора школы;
  • уменьшению времени на обработку информации, фильтры, поиск, аналитика данных поспособствуют облегчать работу с данными;
  • обеспечению достоверности информации (уменьшение возможности допустимости ошибки);
  • повышению уровня защищенности информации от несанкционированного доступа, потери или искажения;
  • замене бумажных носителей данных на электронные, что приведёт к более рациональной организации переработки информации на компьютере и снижению объемов документов на бумаге.

2.6 Декомпозиция комплекса задач

Декомпозиция комплекса задач директора представлена на рисунке 2.3.

Основными направлениями деятельности директора школы являются:

  • организация методической, научно-исследовательской, экспериментальной и инновационной работы в школе, руководство ей и контроль за развитием этого процесса;
  • работа с персоналом;
  • создание условий для повышения квалификации;
  • обеспечение высокого качества преподавания;
  • осуществление текущего плана учебно-воспитательной работы;
  • учет качества и степени обученности учащихся по классам;
  • составление отчетов по списочному составу классов;
  • контроль за научной работой;
  • методическое руководство педагогическим коллективом;
  • создание кабинетной системы в школе и постоянное её совершенствование;
  • контроль над проблемными подростками;
  • профессиональная подготовка.

На рисунке пунктиром выделены функции директора школы, требующие автоматизированного решения.

2.7 Обоснование выбора задач, входящих в комплекс

На основе рассмотренной декомпозиции был произведен выбор задач, которые были автоматизированы в данном дипломном проекте. А именно: учет учеников и персонала школы, сведения о родителях учеников, составление всевозможных отчетов. В школе на данный момент отсутствует единая система сбора, учета, анализа и хранения информации, необходимой для директора и завучей.

Всю информацию, которую завуч собирает, оформляют в текстовом редакторе MS Word, MS Excel и сдается как отчет по школе в городской отдел образования и спорта на бумаге формата А4 и электронный вариант. Главным недостатком такой работы является:

  • информация редактируется только через текстовый редактор;
  • не происходит автоматических изменений после редактирования данных;
  • каждый вид информации хранится отдельным документом;
  • возникают сложности при просмотре и редактировании различной информации;
  • жесткая привязка работы на операционную систему Windows XP;
  • отсутствие комплексной системы, позволяющей сократить время и качество работы директора и завуча;
  • проблематично анализировать информацию;
  • при отсутствии пакета MS Office работа с документами невозможна;

— возникают сложности при поиске и сортировке информации.

 обоснование выбора задач 1
 обоснование выбора задач 2

Составление отчетов

по национальной принадлежности

учащихся

Составление отчетов

по списочному составу классов

Рисунок 2.3 — Декомпозиция комплекса задач

На данный момент времени существуют формы отчетности, которые создаются для хранения и использования информации в школе, а также для предоставления в районный отдел образования.

2.8 Анализ аналогов и прототипов предлагаемой информационной системы

В качестве аналога была рассмотрена ИС Петрозаводского государственного университета, РЦ НИТ.

В Петрозаводском университете локальная сеть включает автоматизированные рабочие места руководителей и сотрудников учебного комплекса («Абитуриент», «Деканат», «Учебный отдел», «Ректорат»), научно-исследовательского («Научная часть», «Экономист НИСа»), административно-хозяйственного («Канцелярия», «Кадры», «Международный отдел», «Социальный маркетинг»), финансового («Учет и начисление заработной платы», «Почасовик», «Учет финансово — расчетных операций»).

На каждом рабочем месте пользователям кроме функций конкретного АРМ предоставлены возможности, реализуемые сетевым программным обеспечением, с выходом в Российскую образовательную сеть RUNNet и глобальные сети (Internet).

На серверах ЛВС наряду с внутривузовскими базами данных установлена и доступна пользователям база «Законодательство и нормативные документы высшей школы России», которая обеспечивает правовую поддержку принимаемых управленческих решений.

Использование АРМ, работающих в сети, позволило:

  • в определенной степени автоматизировать делопроизводство в университете;
  • обеспечить автоматизацию функций, связанных с учетом и анализом состава контингента абитуриентов, студентов, преподавателей и сотрудников вуза;
  • формировать приказы, распоряжения на зачисление, отчисление, начисление стипендий, переводы студентов, приказы о приеме на работу, увольнении, изменении окладов, переизбрании, предоставлении отпусков преподавателям и сотрудникам и т.д.

Применение в организационной деятельности сетевых технологий создало возможность:

  • для улучшения качества принимаемых решений за счет быстрого согласования работ, выполняемых различными службами, и оперативного обмена информацией с внешними организациями.

Разработанные в Петрозаводском университете АРМ переданы и успешно эксплуатируются в десятках учебных заведений страны, в том числе в Карельском пединституте и учебно-образовательных учреждениях Карелии, занимающихся послевузовской профессиональной подготовкой.

В настоящее время Университетом разработано информационное обеспечение двух уровней управления системой образования Карелии: АРМ «Директор (завуч) школы» и АРМ «Инспектор отдела управления образования».

АРМ «Директор школы» предназначен для информационного обеспечения принятия управленческих решений на уровне руководства школы. В постановке задач принимали участие директора школ г. Петрозаводска.

АРМ «Директор школы» позволяет решать задачи:

  • накопления и обработки информации об учащихся, их родителях, учителях и сотрудниках школы;
  • составления учебных планов, составления расписания (в режиме диалога), ведения журналов успеваемости;
  • подготовки текстовых списков и финансовых документов и справок, формирования документов для проведения тарификации и др.

АРМ «Директор школы» сертифицирован Министерством образования России и зарегистрирована в российском фонде компьютерных программ Министерства образования России. В настоящее время АРМ эксплуатируется в ряде школ г. Петрозаводска.

Программное обеспечение АРМ «Инспектор отдела управления образования» разработано для информационной поддержки принятия управленческих решений на уровне городского (районного) управления образования.

АРМ «Инспектор» позволяет:

  • обеспечить автоматизированное ведение паспорта школ;
  • получение интегрированной информации по школам;
  • формирование документов для аттестации и лицензирования школ;
  • выполнение расчета по оплате труда на основе результатов аттестации.

Еще одним из аналогов является информационная система «Школа» ), которая имеет следующий функционал.

Управление контингентом учащихся:

Ведение личных дел (фамилия, имя, отчество, дата рождения, данные об удостоверении личности, контактная информация, сведения о родителях):

  • прием в школу;
  • перевод ученика из класса в класс;

Формирование списков по классам, отчетов по движению учащихся за учебный год:

  • управление учебным процессом;
  • формирование учебных планов на учебный год;
  • формирование классов на учебный год;
  • ведение журнала успеваемости (по предмету, классу, ученику);
  • формирование отчетности по успеваемости.

Управление персоналом:

  • ведение персональной информации о сотрудниках (общая информация, ИНН, страховой номер, документы, удостоверяющие личность, контактная информация, данные об образовании, награды, знание языков, сведения о воинском учете);
  • формирование штатного расписания;
  • распределение нагрузки;
  • формирование месячного фонда оплаты труда с учетом учебной нагрузки, надбавок и доплат;
  • учет событий, связанных со служебной деятельностью сотрудников (аттестация, курсы повышения квалификации, отпуска, больничные);
  • отслеживание взаимного соответствия между кадровым составом школы и штатным расписанием;
  • ведение архива уволенных сотрудников;
  • формирование титульного и тарификационного списков.

Из этого всего следует вывод: рассмотренные программы имеют ряд преимуществ, однако не могут быть использованы с СШ №3 по следующим причинам:

  • высокая стоимость;
  • отсутствие функций, требуемых заказчиком;
  • удаленность от разработчиков (сопровождение в процессе эксплуатации);
  • данные хранятся в файле программы MsAccess, по этой причине необходим установленный MsOffice, который влечет дополнительные расходы на приобретение лицензии;
  • наличие лишних функций, которые не будут применяться в работе;
  • зависимость платформы, обязательно наличие операционной системы Windows.

В связи, с чем было принято решение о разработке программы, которая удовлетворяет требованиям заказчика.

2.9 Внемашинное информационное обеспечение

Внемашинное информационное обеспечение представляет собой информационные потоки входящие и выходящие из объекта автоматизации, т.е. рабочего места директора школы. Внемашинное информационное обеспечение СШ№3 удобно представить в виде DFD-диаграммы (рисунок 2.4).

Данный процесс представляет собой преобразование входных потоков данных в выходные в определенной последовательности в соответствии с определенным алгоритмом. В реальном времени за преобразование входных в выходные могут нести ответственность: завучи, директор школы, выполняя обработку входных документов и выпуск отчетов, программа, аппаратно реализованное логическое устройство и т.д. Накопитель данных представляет собой абстрактное устройство для хранения информации, которую можно в любой момент поместить в накопитель и через некоторое время извлечь, причем способы помещения и извлечения могут быть любыми. На рисунке 2.4 накопители обозначены D1, D2. Создаваемая информационная система вливается в существующую систему документооборота в средней общеобразовательной школе, автоматизируя формирование отчетов разного направления, изменяя данные по персоналу, учащимся с помощью соответствующих расчетов.

Директор отдаёт распоряжения в виде приказов и т.п. завучу школы, который в свою очередь отдаёт указания персонально каждому классному руководителю.

Классные руководители отчитываются о проделанной работе перед завучем. Завуч отчитывается перед директором. Директор передаёт информацию секретарю, который передаёт её вышестоящим организациям.

 внемашинное информационное обеспечение 1
 внемашинное информационное обеспечение 2
Отчет по движению учащихся, составление расписания

Рисунок 2.4 – Диаграмма потоков данных до внедрения информационной системы

3 СПЕЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

3.1 Информационное обеспечение комплекса задач

Информационное обеспечение – совокупность массивов информации, которые записаны на машинные носители, систем кодирования информации первичных и вторичных документов, схем, описаний, технологий обработки данных, инструкций, которые обеспечивают отображение производства и позволяющие принимать управленческое решение.

Информационное обеспечение (ИО) характеризует состояние объекта управления и является основой для принятия управленческих решений.

Основные принципы создания ИО:

  • целостность;
  • контроль;
  • защита от несанкционированного доступа;
  • единство и гибкость;
  • стандартизация и унификация;
  • адаптивность;
  • минимизация ввода и вывода информации.

В основу организации информационного обеспечения положены следующие принципы:

  • совместимость информационных массивов по номенклатуре задач;
  • терминологическая однотипность понятий информационной базы;
  • однообразие способов представления величин (реквизитов) в памяти ЭВМ, включая совместимость по кодам;
  • совместимость по структуре и содержанию информационных массивов в памяти ЭВМ;
  • по программному обеспечению, используемому для формирования и обработки информационных массивов;
  • однократный ввод данных и многократное их использование, агрегация и фильтрация данных, зависимость степени агрегации от уровня принятия решения;
  • единство информационного обеспечения, предполагающего интеграцию данных в общей для всех задач информационной базе, централизацию основных функций управления хранимыми данными.
  • методические инструктивные материалы (совокупность государственных стандартов);
  • система классификации и кодирования информации;
  • информационная база (внешняя — нормативно-справочные документы, информационные сообщения, внутренние — информационные массивы).

Требования к информационному обеспечению:

  • должно быть достаточным для выполнения всех функций, которые автоматизируются;
  • для кодирования информации должны использоваться классификаторы, которые есть у заказчика;
  • для кодирования входной информации, которая используется на высшем уровне, должны быть использованы классификаторы этого уровня;
  • должна быть совмещена с ИО, которое взаимодействует с ним;
  • формы документам должны отвечать требованиям стандартов унифицированной системы документации, или нормативным документам заказчика;
  • форма документов и видео кадров согласованы с соответствующими характеристиками терминалов;
  • формы представления выходной информации согласованы с разработчиком;
  • сроки и сокращение информационных сообщений общеприняты в этой предметной области и согласованы с заказчиком;
  • в информационной системе должны быть. предусмотрены необходимые средства по контролю и обновлению данных в информационных массивах, контроля идентичности информации в БД.

Внешняя машинная информационная база — часть информационной базы, которая представляет собой совокупность сообщений, сигналов и документов, которые предназначены для непосредственного восприятия человека.

Внутренняя машинная информационная база — часть информационной базы, которая есть совокупностью информации, которая используется в информационной системе на машинных носителях данных.

Информационная модель представляет собой схему движения входных, промежуточных и результативных потоков и функций предметной области. Она объясняет, на основе каких входных документов и какой нормативно-справочной информации происходит выполнение функций по обработке данных и формирование конкретных выходных документов.

В результате внедрения разрабатываемой ИС, предлагается заменить в существующей системе обмена информацией накопитель информации в виде реляционной базы данных, доступ к которой должен осуществляться с помощью серверного и клиентского приложений. Диаграмма потоков данных в результате внедрения разрабатываемой информационной системы представлена на рисунке 3.1.

Информационное обеспечение разрабатываемой системы включает перечень управляющих, распорядительных, отчетных и др. документов, циркулирующих как внутри школы, так и между школой и отделом образования. На рисунке 3.1 представлена существующая система документооборота в школе. Данный процесс представляет собой преобразование входных потоков данных в выходные в определенной последовательности в соответствии с определенным алгоритмом. В реальном времени за преобразование входных в выходные могут нести ответственность: завучи, директор школы, выполняя обработку входных документов и выпуск отчетов, программа, аппаратно реализованное логическое устройство и т.д. Накопитель данных представляет собой абстрактное устройство для хранения информации, которую можно в любой момент поместить в накопитель и через некоторое время извлечь, причем способы помещения и извлечения могут быть любыми. На рисунке 3.1 накопитель обозначен D1. Создаваемая информационная система вливается в существующую систему документооборота в средней общеобразовательной школе, автоматизируя формирование отчетов разного направления с помощью соответствующих расчетов.

 специальная часть 1
 специальная часть 2

Рисунок 3.1 – Диаграмма потоков данных внутри СШ №3 после внедрения

3.2 Разработка структуры ИС

Цель инфологического моделирования — обеспечение наиболее естественных для человека способов сбора и представления той информации, которую предполагается хранить в создаваемой базе данных. Поэтому инфологическую модель данных пытаются строить по аналогии с естественным языком. Основными конструктивными элементами инфологических моделей являются сущности, связи между ними и их свойства (атрибуты).

Модель Сущность-Связь (ER-модель) (англ. entity-relationship model (ERM) или англ. entity-relationship diagram (ERD)) — модель данных, позволяющая описывать концептуальные схемы. Предоставляет собой графическую нотацию, основанную на блоках и соединяющих их линиях, с помощью которых можно описывать объекты и отношения между ними какой-либо другой модели данных. В этом смысле ER-модель является мета-моделью данных, то есть средством описания моделей данных.

ER-модель удобна при прототипировании (проектировании) информационных систем, баз данных, архитектур компьютерных приложений, и других систем (далее, моделей).

С её помощью можно выделить ключевые сущности, присутствующие в модели, и обозначить отношения, которые могут устанавливаться между этими сущностями.

ER-модель является одной из самых простых визуальных моделей данных (графических нотаций).

Она позволяет обозначить структуру «крупными мазками», в общих чертах. Это общее описание структуры называется ER-диаграммой или онтологией выбранной предметной области (area of interest).

На этапе перехода к реализации данной ER-диаграммы в виде реальной информационной системы или программы, происходит отображение ER-модели в более детальную модель данных реляционной (объектной, сетевой, логической, или др.) базы данных, которая называется физической моделью данных по отношению к исходной ER-диаграмме.

На рисунке 3.2 приведена схема инфологической модели базы данных. На рисунке 3.3 показана схема даталогической модели базы данных.

 разработка структуры ис 1  разработка структуры ис 2

Рисунок 3.2 – Инфологическая модель «ИС Школьник»

 разработка структуры ис 3 разработка структуры ис 4

Рисунок 3.3 – Даталогичекая модель «ИС Школьник»

 разработка структуры ис 5

Справочник Типы курсов повышения квалификации

*Порядковый номер

Типы курсов повыш-ия квалиф-ии

Справочник Виды наград

*Порядковый номер

Наименование вида наград

Справочник специальностей

*Порядковый номер

Наимен-ие специальности

Признак пед. специальности

Справочник Ученых степеней

*Порядковый номер

Наим-ие ученой степени

Справочник Виды работ

*Порядковый номер

Наимен-ие вида работ

Справочник Учебных заведений

*Порядковый номер

Наименование учеб. заведения

Сокращенное наимен. учеб. зав.

Признак ВУЗа

Связь между таблицами осуществляется через уникальные поля – ключи.

Данные хранится в СУБД MySQL 5.1, схема данных выполнена с помощью программы MS Access.

В результате построения инфологической модели были разработаны таблицы, отвечающие требованиям нормальных форм и объединенные в единую схему данных. В таблицах 3.1-3.18 показаны таблицы БД.

Таблица 3.1 – Таблица «Auth»

№ п/п Наименование Тип данных Назначение
1 ID Int(11)auto_inc первичный ключ
2 login Varchar(255) логин
3 pass Varchar(255) пароль

Таблица 3.2 – Таблица «Street»

№ п/п Наименование Тип данных Назначение
1 ID Int(11)auto_inc первичный ключ
2 street Varchar(255) улица

Таблица 3.3 – Таблица «Nation»

№ п/п Наименование Тип данных Назначение
1 ID Int(11)auto_inc первичный ключ
2 nation Varchar(255) национальность

Таблица 3.4 – Таблица «Day»

№ п/п Наименование Тип данных Назначение
1 ID Int(11)auto_inc первичный ключ
2 day Varchar(255) день недели

Таблица 3.5 – Таблица «JobTitle»

№ п/п Наименование Тип данных Назначение
1 ID Int(11)auto_inc первичный ключ
2 jobTitle Varchar(255) должность

Таблица 3.6 – Таблица «Lesson»

№ п/п Наименование Тип данных Назначение
1 ID Int(11)auto_inc первичный ключ
2 lesson Varchar(255) урок

Таблица 3.7 – Таблица «Organization»

№ п/п Наименование Тип данных Назначение
1 ID Int(11)auto_inc первичный ключ
2 organization Varchar(255) организация

Таблица 3.8 – Таблица «PlacePhone»

№ п/п Наименование Тип данных Назначение
1 ID Int(11)auto_inc первичный ключ
2 placephone Varchar(255) место телефона

Таблица 3.9 – Таблица «Class»

№ п/п Наименование Тип данных Назначение
1 ID Int(11)auto_inc первичный ключ
2 class Varchar(20) класс
3 idSchoolYear Int(11) код учебного года
4 idWorkman Int(11) код классного руководителя

Таблица 3.10 – Таблица «Education»

№ п/п Наименование Тип данных Назначение
1 ID Int(11)auto_inc первичный ключ
2 education Varchar(255) образование

Таблица 3.11 – Таблица «HighSchool»

№ п/п Наименование Тип данных Назначение
1 ID Int(11)auto_inc первичный ключ
2 highSchool Varchar(50) ВУЗ
3 idEducation Int(11) код образования

Таблица 3.12 – Таблица «Phone»

№ п/п Наименование Тип данных Назначение
1 ID Int(11)auto_inc первичный ключ
2 number Varchar(20) номер телефона
3 idMan Int(11) код владельца телефона
4 idPlacePhone Int(11) код места телефона
5 note Varchar(100) примечание
6 owner Varchar(1) владелец

Таблица 3.13 – Таблица «Pupil»

№ п/п Наименование Тип данных Назначение
1 ID Int(11)auto_inc первичный ключ
2 surname Varchar(20) фамилия
3 name Varchar(15) имя
4 fathername Varchar(20) отчество
5 idClass Int(11) код класса
6 birth Date дата рождения
7 sex Varchar(1) пол
8 idStreet Int(11) код улицы
9 house Varchar(7) дом
10 flat Varchar(6) квартира
11 idNation Int(11) код национальности
12 note Longtext примечание
13 owner Varchar(1) владелец

Таблица 3.14 – Таблица «Relative»

№ п/п Наименование Тип данных Назначение
1 ID Int(11)auto_inc первичный ключ
2 idPupil Int(11) код ученика
3 idRelativeDegree Int(11) код степени родства
4 surname Varchar(20) фамилия
5 name Varchar(15) имя
6 fathername Varchar(20) отчество
7 idOrganization Int(11) код организации
8 phone Varchar(50) рабочий телефон

Таблица 3.15 – Таблица «RelativeDegree»

№ п/п Наименование Тип данных Назначение
1 ID Int(11)auto_inc первичный ключ
2 relativedegree Varchar(255) степень родства

Таблица 3.16 – Таблица «SchoolYear»

№ п/п Наименование Тип данных Назначение
1 ID Int(11)auto_inc первичный ключ
2 schoolYear Varchar(255) учебный год
3 currentYear Varchar(255) текущий год

Таблица 3.17 – Таблица «Timetable»

№ п/п Наименование Тип данных Назначение
1 ID Int(11)auto_inc первичный ключ
2 idClass Int(11) код класса
3 time Varchar(15) время
4 idLesson Int(11) код урока
5 classroom Varchar(20) кабинет
6 idDay Int(11) код дня недели
7 idWorkman Int(11) код преподавателя

Таблица 3.18 – Таблица «Workman»

№ п/п Наименование Тип данных Назначение
1 ID Int(11)auto_inc первичный ключ
2 surname Varchar(20) фамилия
3 name Varchar(15) имя
4 fathername Varchar(20) отчество
5 idTitleJob Int(11) код должности
6 birth Date дата рождения
7 owner Varchar(1) владелец
8 idStreet Int(11) код улицы
9 house Varchar(7) дом
10 flat Varchar(6) квартира
11 idNation Int(11) код национальности
12 note Longtext примечание
13 yearEducation Date год выпуска
14 experience Date стаж

3.3 Обоснование выбора средств программирования

В наше время на рынке программных продуктов очень большой выбор средств автоматизации, то есть большое количество разнообразных информационных технологий. К современным информационным системам предъявляются жесткие требования надежности. Никакие отказы и сбои не должны порождать рассогласование данных информационной системы. Информационная система должна автоматически обеспечивать согласованность данных при любых сбоях, а также обеспечивать сохранность данных.

3.3.1 Язык программирования Java

Для индивидуального задания средство автоматизации язык программирования JAVA.

Программы на Java транслируются в байт-код, выполняемый виртуальной машиной Java (JVM) — программой, обрабатывающей байтовый код и передающей инструкции оборудованию как интерпретатор, но с тем отличием, что байтовый код, в отличие от текста, обрабатывается значительно быстрее.

Достоинство подобного способа выполнения программ — в полной независимости байт-кода от операционной системы и оборудования, что позволяет выполнять Java-приложения на любом устройстве, для которого существует соответствующая виртуальная машина. Другой важной особенностью технологии Java является гибкая система безопасности благодаря тому, что исполнение программы полностью контролируется виртуальной машиной. Любые операции, которые превышают установленные полномочия программы (например, попытка несанкционированного доступа к данным или соединения с другим компьютером) вызывают немедленное прерывание.

Часто к недостаткам концепции виртуальной машины относят то, что исполнение байт-кода виртуальной машиной может снижать производительность программ и алгоритмов, реализованных на языке Java. Данное утверждение было справедливо для первых версий виртуальной машины Java, однако в последнее время оно практически потеряло актуальность. Этому способствовал ряд усовершенствований:

  • применение технологии трансляции байт-кода в машинный код непосредственно во время работы программы (JIT-технология) с возможностью сохранения версий класса в машинном коде;
  • широкое использование платформенно-ориентированного кода (native-код) в стандартных библиотеках;
  • аппаратные средства, обеспечивающие ускоренную обработку байт-кода (например, технология Jazelle, поддерживаемая некоторыми процессорами фирмы ARM).

Идеи, заложенные в концепцию и различные реализации среды виртуальной машины Java, вдохновили множество энтузиастов на расширение перечня языков, которые могли бы быть использованы для создания программ, исполняемых на виртуальной машине. Эти идеи нашли также выражение в спецификации общеязыковой инфраструктуры CLI, заложенной в основу платформы .NET компанией Microsoft.

Основные возможности:

  • автоматическое управление памятью;
  • расширенные возможности обработки исключительных ситуаций;
  • богатый набор средств фильтрации ввода/вывода;
  • набор стандартных коллекций, таких как массив, список, стек и т.

п.;

  • наличие простых средств создания сетевых приложений (в том числе с использованием протоколаRMI);
  • наличие классов, позволяющих выполнять HTTP-запросы и обрабатывать ответы;
  • встроенные в язык средства создания многопоточных приложений;
  • унифицированный доступ к базам данных:
  • на уровне отдельных SQL-запросов — на основе JDBC, SQLJ;
  • на уровне концепции объектов, обладающих способностью к хранению в базе данных — на основе Java Data Objects (англ.) и Java Persistence API (англ.).

  • поддержка шаблонов (начиная с версии 1.5).

3.3.2 Eclipse

Так как JAVA не имеет собственной среды разработки(IDE), то для для реализации задачи был выбран Eclipse Galileo.

Eclipse – свободная интегрированная среда разработки модульных кроссплатформенных приложений. Развивается и поддерживается Eclipse Foundation.

Наиболее известные приложения на основе Eclipse Platform — различные «Eclipse IDE» для разработки ПО на множестве языков (например, наиболее популярный «Java IDE», поддерживавшийся изначально, не полагается на какие-либо закрытые расширения, использует стандартный открытый API для доступа к Eclipse Platform).

3.3.3 Ajax

Для прозрачной работы с информационной системой и дизайна активно используется JavaScript.

AJAX (от англ. Asynchronous Javascript and XML — «асинхронный JavaScript и XML») – подход к построению интерактивных пользовательских интерфейсов веб-приложений, заключающийся в «фоновом» обмене данными браузера с веб-сервером. В результате, при обновлении данных веб-страница не перезагружается полностью и веб-приложения становятся более быстрыми и удобными.

По-английски AJAX произносится как эй-джэкс, по-русски довольно распространено аякс.

Преимущества:

  • экономия трафика. Использование AJAX позволяет значительно сократить трафик при работе с веб-приложением благодаря тому, что часто вместо загрузки всей страницы достаточно загрузить только изменившуюся часть, часто довольно небольшую;
  • уменьшение нагрузки на сервер.

AJAX позволяет несколько снизить нагрузку на сервер. К примеру, на странице работы с почтой, когда вы отмечаете прочитанные письма, серверу достаточно внести изменения в базу данных и отправить клиентскому скрипту сообщение об успешном выполнении операции без необходимости повторно создавать страницу и передавать её клиенту;

  • ускорение реакции интерфейса. Поскольку нужно загрузить только изменившуюся часть, то пользователь видит результат своих действий быстрее.

Недостатки:

  • отсутствие интеграции со стандартными инструментами браузера. Динамически создаваемые страницы не регистрируются браузером в истории посещения страниц, поэтому не работает кнопка «Назад», предоставляющая пользователям возможность вернуться к просмотренным ранее страницам, но существуют скрипты, которые могут решить эту проблему;

— другой недостаток изменения содержимого страницы при постоянном URL заключается в невозможности сохранения закладки на желаемый материал. Частично решить эти проблемы можно с помощью динамического изменения идентификатора фрагмента, что позволяют многие браузеры.

  • динамически загружаемое содержимое недоступно поисковикам (если не проверять запрос, обычный он или XMLHttpRequest).

    Поисковые машины не могут выполнять JavaScript, поэтому разработчики должны позаботиться об альтернативных способах доступа к содержимому сайта;

  • старые методы учёта статистики сайтов становятся неактуальными.

Многие сервисы статистики ведут учёт просмотров новых страниц сайта. Для сайтов, страницы которых широко используют AJAX, такая статистика теряет актуальность.

В программе используется для:

  • добавления, изменения и удаления данных, т.е.данные асинхронно передаются на сервер без перезагрузки страницы, что позволяет сократить время на обработку операции;
  • реализовано меню программы;
  • реализована авторизация;
  • всплывающие подсказки для интерактивности с пользователем;
  • используется для смены пароля пользователя;
  • перевод учеников в другой класс;
  • применяется в анализе данных для создания вкладок;
  • фильтр данных;
  • поиск;
  • модальное окно программы, в которое вводит данные пользователь.

3.3.4 MySQL

Данные хранятся и обрабатываются в MySQL.

MySQL — свободнаясистема управления базами данных (СУБД).

MySQL является собственностью компании Sun Microsystems, осуществляющей разработку и поддержку приложения. Распространяется под GNU General Public License и под собственной коммерческой лицензией, на выбор. Помимо этого разработчики создают функциональность по заказу лицензионных пользователей, именно благодаря такому заказу почти в самых ранних версиях появился механизм репликации.

MySQL является решением для малых и средних приложений. Входит в LAMP. Обычно MySQL используется в качестве сервера, к которому обращаются локальные или удалённые клиенты, однако в дистрибутив входит библиотека внутреннего сервера, позволяющая включать MySQL в автономные программы.

Гибкость СУБД MySQL обеспечивается поддержкой большого количества типов таблиц: пользователи могут выбрать как таблицы типа MyISAM, поддерживающие полнотекстовый поиск, так и таблицы InnoDB, поддерживающие транзакции на уровне отдельных записей. Более того, СУБД MySQL поставляется со специальным типом таблиц EXAMPLE, демонстрирующим принципы создания новых типов таблиц. Благодаря открытой архитектуре и GPL-лицензированию, в СУБД MySQL постоянно появляются новые типы таблиц.

Одна из главных причин выбора этих средств разработки – кроссплатформенность, т.е. данный программный продукт может работать на любой операционной системе(Windows, Linux, MacOS).

3.3.5 Web 2.0

Web 2.0 – методика проектирования систем, которые путём учета сетевых взаимодействий, становятся тем лучше, чем больше людей ими пользуются. Особенностью веб 2.0. является принцип привлечения пользователей к наполнению и многократной выверке контента.

Понятие Веб 2.0 отразилось в дизайне. Предпочтительными стали округлость, имитация выпуклых поверхностей, имитация отражений на манер глянцевого пластика современных hi-end устройств (к примеру, плееры).

В целом, восприятие внешнего вида на глаз кажется более приятным. Графика таких сайтов занимает больший объём, нежели при использовании аскетичного дизайна. Отчасти эта тенденция связана с совпавшим по времени выходом новых версий операционных систем использующих вышеупомянутые идеи.

Однако однообразие таких сайтов явно и в последнее время считается, графический облик классического дизайна веб 2.0, устаревшим и не креативным. Особенно это отражается в современной тенденции создания информативных сайтов где главную роль играет простота, изящество, графичность и юзабилити. В дизайне не должно быть ограничений, но веб 2.0 их прививает.

3.4 Характеристика входной информации

Входной информацией являются следующие сведения:

1информация об учениках (ФИО, адрес и т.д.);

2информация о преподавателях (ФИО, адрес, должность, образование и тд.);

3информация о родителях (ФИО, место работы, степень родства и тд.);

4телефоны персонала школы и учеников;

5вспомогательные справочные данные (улицы, национальности, образования, организации);

6информация о классах (учебный год, классный руководитель).

По следующим данным будет формироваться выходная информация по школе:

1 данные об учениках;

2 данные о педагогических кадрах;

3 данные о родителях;

4 количество персонала;

5 телефоны персонала и учеников;

6 аналитические данные по ученикам и персоналу школы (строятся диаграммы, отображающие информацию более наглядно и интуитивно понятно).

3.5 Работа с приложением

По сколько программа кроссплатформенна, то единственным способом работы с информационной системой будет браузер.

Веб-обозреватель, браузер (от англ. Web browser; вариант броузер — неправильно) — программное обеспечение для просмотра веб-сайтов, то есть для запроса веб-страниц (преимущественно из Сети), их обработки, вывода и перехода от одной страницы к другой.

Большинство браузеров умеют также показывать оглавление FTP-серверов.

Браузеры постоянно развивались со времени зарождения Всемирной паутины и с её ростом становились всё более востребованными программами. Ныне браузер — комплексное приложение для обработки и вывода разных составляющих веб-страницы и для предоставления интерфейса между веб-сайтом и его посетителем. Практически все популярные браузеры распространяются бесплатно или «в комплекте» с другими приложениями: Internet Explorer (совместно с Microsoft Windows), Mozilla Firefox (бесплатно, свободное ПО), Safari (совместно с Mac OS или бесплатно для Windows), Opera (бесплатно, начиная с версии 8.50), Google Chrome (бесплатно, свободное ПО).

Одними из распространенных браузеров являются: Internet Explorer, Mozilla Firefox, Safari, Google Chrome, Opera.

Информационная система «Школьник» является кроссбраузерной, т.е. работает в ранее описанных браузерах. Тестирование ПО проходило в браузереах: Mozilla Firefox, Safari, Google Chrome, Opera.

3.6 Структура главного меню

Основной формой диалога между системой и пользователем является меню, которое облегчает работу с приложением. Законченный проект имеет пользовательское меню, которое содержит команды, предназначенные для выполнения конкретных задач.

На рисунке 3.4 представлена схема главного меню информационной системы «Школьник». Главное меню приведено на рисунке 3.5.

Структура программы разработана таким образом, что любую страницу можно открыть из текущей (рабочей) страницы, все страницы приложения вызываются из главного меню.

 язык программирования  1
 язык программирования  2

Рисунок 3.4 – Структура главного меню ИС «Школьник»

Главное меню содержит следующие пункты:

Справочники:

  • учебные заведения;
  • должности
  • классы;
  • место телефона;
  • национальности;
  • образование;
  • организации;
  • степени родства;
  • улицы;
  • уроки;
  • учебные годы.

Основные данные:

  • персонал;
  • родственники учеников;
  • телефоны;
  • ученики;
  • расписание уроков.

Сервис:

  • анализ данных;
  • фильтр;
  • перевод класса;
  • смена пароля.

Рисунок 3.5 – Меню программы

Каждый пункт меню открывает страницу с информацией. Пункт меню «Справочники» содержит 11 подпунктов.

Должности – список должностей, которые занимают работники школы.

Классы – хранятся все классы, которые есть в школу. Этот справочник отображает классы, классных руководителей и учебные годы.

Место телефона – вспомогательный справочник для «Телефонов».

Национальности – список национальностей, применяется для хранения информации об учениках и персонале школы.

Образование – перечень образований, которые имеют сотрудники школы.

Организации – справочник хранит список организаций, в которых работаю родители учеников.

Степени родства – показывает степени родства опекунов ученика.

Улицы – улицы, на которых проживают ученики и персонал школы.

Уроки – список уроков, которые преподаются в школе, необходим для составления расписания.

Учебные годы – применяется для установки текущего учебного года, хранятся учебные годы.

Учебные заведения – перечень учебных заведений, которые окончили работники школы.

Основные данные – в этом пункте сгруппированы основные подпункты, с которыми работают пользователи системы.

Персонал – хранит данные о персонале школы, а именно ФИО, должность, домашний адрес, образование, учебное заведение, национальность, стаж работы.

Родственники учеников – информация о родственниках учеников, ФИО, степень родства, место работы, рабочий телефон. Предусмотрен поиск ученика или родственника.

Телефоны – телефонный справочник учеников и персонала школы. Возможен поиск по телефону или по фамилии.

Ученики – содержит информацию об учениках, ФИО, класс, домашний адрес, национальность.

Расписание уроков – показывает расписание уроков для учеников. Расписание можно просматривать учителям, ученикам. Не требует авторизации для просмотра.

Сервис – это вспомогательное меню, состоит из: анализа данных, фильтра, перевода класса, смены пароля.

Анализ данных – показывает аналитические данные в виде диаграмм, а также общую информацию по ученикам и персоналу.

Фильтр – предназначен для выборки данных по ученикам и персоналу. Фильтр осуществляется по заданным пользователем параметрам. Отфильтрованную информацию можно экспортировать в MS Excel.

Перевод класса – эта функция позволяет переводить целый класс в следующий учебный год, процесс автоматизирован, что позволяет избавить пользователя от умышленных или случайных ошибок.

Смена пароля – необходима при смене пароля, дабы избежать несанкционированного доступа к системе.

3.7 Инструкция пользователя

Для запуска информационной системы необходимо запустить любой браузер. После чего в строке адреса нужно ввести: http://localhost:18089/school.

При запуске веб-приложения появляется главная страница программы, в которой требуется авторизоваться для входа в систему. Главная страница показана на рисунке 3.6.

Рисунок 3.6 – Главная страница

Таким образом, осуществляется защита данных, находящихся в базе от несанкционированного доступа.

После ввода необходимого имени пользователя и пароля открывается страница с учениками (рисунок 3.7).

В случае неправильного ввода логина и пароля система остается на главной странице, а поля вводе очищаются.

После успешного входа в систему открывается страница «Ученики».

Для дальнейшей работы из выпадающего списка «Класс» необходимо выбирать учебный класс.

После этого отображаются данные обо всех классах за все учебные года.

Для того, чтобы видеть классы только в текущем учебном году необходимо поставить галочку «Текущий год».

Одними из основных данных являются данные о персонале школы. Чтобы посмотреть их достаточно выбрать в Основные данные->Персонал. На рисунке 3.8 показан персонал школы.

Рисунок 3.7 – Страница учеников

Рисунок 3.8 – Страница персонала

Чтобы добавить новую запись в справочники или основные данные достаточно нажать кнопку «Добавить» и внести новую информацию.