Настоящая исследовательская работа последовательно раскрывает тему, касающуюся « Методики обучения технико-тактическим действиям юных футболистов 10-12 лет ».
Выбор темы определен важностью и актуальностью исследуемого явления.
Основная цель игры в футбол – забить наибольшее количество мячей в ворота противника. Каждая из играющих команд, стараясь забить мяч в ворота противника, в то же время всячески оказывает сопротивление команде соперника, стремящейся достигнуть тех же результатов.
Из-за этого происходит борьба между играющими командами. Для того, чтобы в ходе этой борьбы преодолеть сопротивление противника и добиться победы своей команды, игроки обеих команд применяют разнообразные технические приемы, двигательные действия и тактические комбинации.
В зависимости от совершенства владения техникой двигательных навыков и правильного осуществления технико-тактических действий в игре, одна из играющих команд получает преимущество над противником, т.е. преодолевает его сопротивление и добивается победы.
Научная новизна. В теории вопроса начального обучения технике и тактике футбола отсутствует единое мнение по проблеме последовательности обучения отдельным техническим приёмам в тренировочной деятельности.
В исследовании получены новые данные о технико-тактической подготовке футболистов 10-12 лет, на основании которых установлены возрастные закономерности ее структуры.
Впервые, в возрастном аспекте, изучено влияние количественных и качественных параметров отдельных технико-тактических действий (ТТД) на результат матча. Установлен характер взаимосвязей ТТД в игре футболистов 10-12 лет.
Научно обоснована и показана целесообразность начала обучения технике футбола преимущественно с элементов, связанных с контролем над мячом посредством многократных касаний в движении с различным изменением его параметров.
Экспериментально обосновано перераспределение учебных часов, отводимых на техническую подготовку поурочными программами для ДЮСШ и СДЮШОР, базирующихся на установленных возрастных особенностях соревновательной деятельности юных футболистов.
Теоретическая значимость. Результаты исследования дополняют теорию обучения технике и тактике игры в футбол. Так, показана необходимость учета возрастных особенностей структуры соревновательной деятельности юных футболистов и характера взаимосвязей ее компонентов при построении технической и тактической подготовки, особенно на этапе начального обучения.
Техническая подготовка футболистов
... поставлены изучить структуру технической подготовки футболистов, а именно спортивную технику, техническую подготовленность и направления технической подготовки. рассмотреть сущность и основные теоретико-методические положения футбольной техники. провести исследование на тему "Техническая подготовка футболистов" среди любительской лиги ...
Практическая значимость. Установленные количественные и качественные параметры технико-тактической деятельности юных футболистов разного возраста позволяют корректировать содержание технико-тактической подготовки спортсменов путем подбора соответствующих специфике соревновательной деятельности специализированных средств тренировки.
Актуальность. Современные исследования в области детско-юношеского спорта характеризуются концентрацией внимания ученых на проблемах совершенствования содержания основных разделов программно-методических документов (Ю.Д. Железняк, 1983; М.Я. Набатникова, 1984; В.Г. Никитушкин, 1993; В.К. Бальсевич, 1995).
Отмечаемое специалистами, отставание в технике владения мячом отечественных футболистов от лучших зарубежных, требует внедрения в практику новых, научно-обоснованных подходов к построению тренировки игроков, начиная с начальных этапов многолетней подготовки (Г.Д. Качалин, 1974; Г.С. Зонин, 1974; В.И. Колосков, 1980; К.Ч. Джанузаков, 1982; Н.М. Люкшинов, 1982; В.Л. Решитько, 1994).
Однако до настоящего времени проблема возрастных особенностей соревновательной деятельности (СД) юных футболистов остается практически неизученной. Подобное положение нашедшее, к сожалению, отражение в действующих учебных программах для ДЮСШ и СДЮШОР, не способствует расширению путей поиска дальнейших возможностей в плане повышения эффективности технической и тактической подготовки юных футболистов.
Отсутствие научных данных о возрастной динамике структуры соревновательной деятельности юных футболистов особенно сказывается на этапе начального обучения технике владения мячом. Вследствие этого, в методике начального обучения продолжает оставаться открытым целый ряд вопросов, в частности — о последовательности изучения отдельных элементов техники игры, не изученность которых может стать в дальнейшем фактором, лимитирующим, в определённой степени, уровень технического мастерства в целом. В этой связи достаточно актуальной представляется проблема поиска новых методических подходов к техническому и тактическому совершенствованию футболистов.
Обучение двигательным действиям и технико-тактическим приемам необходимо в любой деятельности. Однако только в сфере физического воспитания изучение их является ядром обучения, поскольку здесь эти приемы и действия выступает и как объект, и как средство, и как цель совершенствования.
Гипотеза. Если повысить эффективность процесса технической подготовки юных футболистов на начальном этапе, то можно предположить что предлагаемые варианты обучения техническим элементам заметно улучшат показатели подготовленности игроков.
Глава 1.Обзор литературных источников.
[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/diplomnaya/na-temu-tehnicheskaya-podgotovka-yunyih-futbolistov/
1.1. Проблема технико-тактической подготовки.
Для того, чтобы ясно представить себе, как осуществляется методика обучения технико-тактическим действиям юных футболистов, я проанализировал доступные мне литературные источники, посвященные этой проблеме, пытаясь выбрать наиболее приемлемые методы, которые помогли бы нам в дальнейшей работе.
«ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ВОЛЕЙБОЛЕ»
... технической подготовки спортсменов в волейболе; 3. Выявить основные методы и средства по технической подготовке волейболистов; Техника волейбола - это средство ведения игры с решением конкретных технических задач. Овладение спортивной техникой в процессе обучения ... подбрасыванием мяча, вес тела переносится на правую ногу, нога сгибается в колене, туловище отклоняется назад; замах выполняется правой ...
Анализ литературы позволил нам разобраться в некоторых способах методически грамотного обучения технико-тактическим действиям юных футболистов, в которых указаны необходимые упражнения и приемы , улучшающие технику юных футболистов.
1. Упражнения для каждого игрока.
— развивать ловкость и координацию, жонглируя мячом левой и правой ногами , головой, грудью, коленями;
— подкидывать мяч одной ногой, не давая ему упасть на землю. Посылать мяч вперед внутренней стороной стопы, потом – внешней;
— подбрасывать мяч и принимать его на грудь. Снова посылать его вперед внутренней стороной стопы, затем – внешней.
- повторить предыдущее упражнение, принимая мяч на голову;
- вести мяч вперед попеременно правой и левой ногой, внутренней и внешней стороной стопы.
2.
Группы из двоих игроков ( один мяч на двоих ).
— для развития ловкости не давать мячу упасть и подбивать его то левой, то правой ногой, потом головой, грудью и коленями. Варианты: жонглировать мячом стоя на месте и в движении;
— два игрока стоят на расстоянии 15 м друг от друга. Игрок А посылает мяч игроку Б, тот обрабатывает мяч и возвращает его партнеру. Пасы проводятся левой ногой, правой ногой и подъемом ноги;
- исходная позиция та же, что и в предыдущем упражнении.
— два игрока стоят на расстоянии примерно 10 м друг от друга. А передает мяч на бегу Б то правой, то левой ногой. Б возвращает мяч А, стараясь бить подъемом ноги;
— расстояние между игроками 20-25 м. А несет на груди мяч в сторону Б, который принимает его тоже на грудь и отбивает А;
- А и Б передают мяч друг другу, находясь на расстоянии примерно 10 м, периодически замедляя бег.
Также мы обращаем внимание внимание на следующую деталь – расписание тренировок на неделю для юных футболистов. Здесь стоит отметить вот что: в среду, в четверг и в пятницу основной уклон делается на технико-тактическую подготовку. Вот примерное расписание этих трех дней в рабочей неделе Э. Сассо:
Среда Тактическая подготовка;, Четверг. Технико-тактическая подготовка;, Пятница. Тактическая подготовка.
С этим расписанием категорически не соглашается А.М. Якимов (2003).
Он считает, что три дня тактической подготовки юным футболистам.
В настоящее время проблема технической подготовки юных футболистов является одной из наиболее актуальных. Современный футбол предъявляет к технической подготовке самые высокие требования, которые растут неизмеримо быстро, заставляя нас искать более совершенные формы работы. И, как закономерность, возросший уровень футбола требует неуклонного совершенствования методов тренировки, повышения эффективности руководства тренировочным процессом, постоянного повышения тренерской квалификации. Решение проблемы технико-тактической подготовки видится, во-первых, в создании стройного учебного процесса с четкой последовательностью и направленностью; во-вторых, в изменении самого подхода к процессу обучения, внедрении самых современных форм и методов работы с юными футболистами. Достижение высоких спортивных результатов невозможно без четкого и объективного понимания всего процесса подготовки.
Технико-тактическая подготовка в футболе
... игры, б) тактическая подготовка в двусторонней игре. В изолированной от игры тактической подготовке различают индивидуальную и групповую подготовку; последняя проводится с помощью игровых упражнений и разыгрыванием специальных тактических комбинаций. 2.1. Индивидуальная тактическая тренировка в футболе В ...
Всесоюзная учебная программа по подготовке молодых футболистов, разработанная Управлением футбола, дает общее направление многолетней подготовки футболистов и тренер, работающий с детьми, выполняя требования программы, основывается только на личном педагогическом и спортивном опыте, на своем понимании подготовки спортсмена, на тех принципах и методах работы, которые давали его наставники. В настоящее время в футболе нет единых взглядов как на методику обучения, так и на оценку технико-тактического мастерства юных футболистов, т.е. нет объективных критериев его совершенства по годам обучения, пользуясь которыми можно проследить ход тренировочного процесса и ввести коррективы, необходимые для его изменения. И, самое главное, не видно поиска новых направлений и форм работы, нет даже обобщения , анализа того передового практического опыта, который появляется в методике детского футбола. Методика технико-тактической подготовки юных футболистов разработана поверхностно, имеющаяся литература отмечает важность затрагиваемоей темы, но предлагает единственную и явно упрощенную классификацию методов обучения, считает Г.В. Монаков(2005).
С ним соглашается , считая, что большинство специалистов, анализируя данную проблему, дружно отмечают ее методическую неразработанность, но не указывают конкретные пути ее решения. По существу, отсутствуют обстоятельные теоретические разработки, позволяющие систематизировать многообразие методов и приемов обучения. И, если учесть, что серьезные методические материалы о футбольной подготовке детей публикуются очень редко, становятся понятными проблемы тренеров, работающих в детском футболе.
1.2.Системный подход и классификация технической подготовки юных футболистов
Системный подход в технической подготовке юных футболистов не случаен. Он продиктован необходимостью, решить назревшую проблему технической подготовки и создания управляемого с помощью определенной методики процесса обучения. Системный подход предполагает увязку и учет всех элементов подготовки в единую динамическую структуру, где каждый элемент обладает системным качеством, что позволяет видеть динамику и уровень совершенства того или иного технического приема. Тренировка в футболе является процессом высокой сложности, поэтому тренеру очень важно разобраться во всем сложном механизме тренировочной системы.
Анализ исследований учебного процесса спортивных игр показал, что разнообразие видов сходных упражнений более эффективно, чем продолжительность одного и того же, и тренировочный эффект урока определяется количеством повторений, необходимых для перевода движений в разряд автоматизма Дункан (1958).Таким числом повторений является 300.
моделирование.
Для того, чтобы обеспечить поступательное повышение подготовки юного футболиста в процессе многолетней тренировки, необходимо правильно определить этапы конкретных промежуточных задач и целей, а также найти средства и приемлемые методические приемы для их осуществления. Процесс усвоения материала должен выполняться в строгой последовательности с использованием упражнений соответствующей сложности, которые способствовали бы планомерному становлению техники. Процесс обучения футбольной технике можно условно разделить на два этапа, которые предопределяют будущую техническую вооруженность. Первый этап – это 1-й, 2-й, 3-й годы обучения, когда с помощью соответствующих упражнений происходит овладение множеством простых и сложных технических элементов, приемов футбола и освоение широкого арсенала двигательных навыков. Начальная стадия обучения характеризуется применением большого количества одноцелевых упражнений, которые выполняются в простых условиях, на месте или на малой скорости, без дефицита времени, с катящимся мячом, без сопротивления и т.д., что поможет сформировать прочные навыки в стабильных условиях. В дальнейшем изучение элементов или приемов происходит с минимальным временем на обработку мяча, добавлением обманных движений, уменьшением площади исполнения, конкретизацией заданного способа обработки, введением дополнительных элементов или сочетания нескольких.
Основные методы и методические приёмы обучения гимнастическим упражнениям
... прыжки, упражнения художественной гимнастики, акробатические. Строевые упражнения(размыкания, смыкания, разные построения, перестроения, передвижения) употребляют для обучения обучения верной выправки ходьбе, бегу, организации занимающихся и их коллективных действий. Общеразвивающие упражнения содействуют подготовке ...
На этом этапе закладывается основа техники футбола, являющейся фундаментом дальнейшей специализации.
Второй этап обучения– это 4-й, 5-й, 6-й годы, отличающийся углубленным обучением технике с применением специальных средств, которые, с учетом специфики футбола, должны быть максимально приближены к реальным условиям игры. Упражнения, применяемые в обучении, характеризуются большим количеством соединений, связок, сопротивлений, быстрой сменой условий и движений, которые преследуют стабилизацию техники в условиях, близких к соревновательным. Физическая подготовка футболистов на этом этапе обучения строится с учетом направленного воздействия на необходимые для футбола качества. К обучению сложным двигательным действиям следует приступать только тогда, когда соответствующие подводящие упражнения в достаточной степени отработаны. Иначе говоря, подводящие упражнения должны переходить в развивающие. К этому времени тренировочный процесс становится более интенсивным и игроки должны действовать не только по заранее обдуманному плану, но и творить во время игры, правильно действовать в самых непредвиденных ситуациях, на фоне больших физических и волевых напряжений. Для групп спортивного совершенствования в тренировочном процессе решающей становится интенсивность , где основным принципом является методическая связь технической подготовки с физической и тактической. Значительно возрастает время, отводимое на групповые и командно-тактические действия, а также последовательное усложнение упражнений: ограничением числа касаний мяча, ограничением игрового пространства, ограничением времени на атакующие и защитные действия, обязательным использованием того или иного технического элемента и т.д.
Г.В.Монаков(2005) предложил различные варианты двусторонних игр, квадратов, упражнений коллективных действий, поскольку в игре вся огромная работа над техникой приобретает новые свойства – технико-тактические, и, несомненно, что только в команде футболист учится взаимопониманию, и только в команде может самореализовываться талант футболиста.
В играх характерно не только последовательное выполнение многих приемов в самых разных комбинациях и условиях, но, что особенно важно, осуществление технических приемов происходит в возможно короткое время. Таким образом, главной задачей коллективных упражнений и игр является совершенствование умения сочетать максимальную скорость исполнения технических приемов со скоростью игры.
Техника и методика обучения гимнастическим упражнениям
... лет рекомендуются следующие упражнения основной гимнастики: ходьба, бег, лазанье по наклонно поставленной скамейке, гимнастической стенке, лестницам, перелезание ... в пространстве (головы, туловища и ног). Начинать обучение следует с постановки головы и плечевого пояса. ... один подход. Поэтому рекомендуется большинство упражнений приближать к играм или проводить в форме игр. Для организации занятий надо ...
Максимальная скорость выполнения приемов при масимальной интенсивности предъявляет значительные требования к специальной выносливости. С этой целью, Озолин Н.Г.(«Современная система спортивной тренировки», 2005) привел данные о нагрузке тренировочных средств, что позволит оптимально распределить их в тренировочном процессе. Во время обучения с ростом уровня подготовленности техника изменяется в сторону большей индивидуализации, поскольку настоящее техническое мастерство всегда индивидуально. Поэтому, закладывая школу техники, тренер должен предложить ученику различные варианты выполнения упражнений, из которых впоследствии будут выбираться наиболее рациональные. При совершенствовании мастерства каждого молодого футболиста нужно выявить его сильные стороны и направленно развивать их, чтобы создать яркую индивидуальность.
Высокую степень обученности в футболе добиться очень сложно, и сложность ее заключается прежде всего в специфике игры и разновидности взаимосвязей многих ее компонентов. А результат такой многолетней работы – многообещающий футболист, который должен нас удивить своей техничной и, конечно, нестандартной игрой.
1.3.Методика и планирование технической подготовки юных футболистов
Техническое обучение следует рассматривать как длительный процесс, который разделяется по годам обучения ( причем каждый год циклически повторяет программу, но не качественно более высоком уровне, и поэтому особое место в нем должно занимать планирование ).
Со стороны тренера планирование процесса обучения предусматривает творческий подход в управлении им, а также поиск средств, создающих основу для последующих решений.
Под управлением учебным процессом подразумевается правильное сочетание и дозировка тренировочных средств с учетом конкретных целей и задач, как на текущий год, так и на отдельные этапы подготовки. И от того, правильно ли намечена перспектива роста юного футболиста, рационально ли спланирована подготовка, во многом будут темпы его спортивных достижений.
Естественен вопрос, в чем заключается творчество тренера? А в том, чтобы подобрать необходимые варианты моделей, определяющих направленность урока, составить оптимальное их чередование и правильное сочетание, и добавить свое профессиональное понимание и видение игры.
Одним словом, план должен быть конкретизирован в зависимости от условий и задач, в которых работает тренер.
Эффективность работы тренера, прежде всего, зависит от умения правильно построить практическую часть тренировки, в которой у занимающихся воспитываются технические навыки. Одно занятие по технической подготовке предусматривает применение не более двух моделей, носящих, по возможности, разноплановый характер. Перерыв в 5-10 минут между моделями необходим как для занимающихся, так и для тренера. Занимающихся необходимо отвлечь, переключить их внимание с ранее изучаемого элемента или двигательного действия, дать упражнения на расслабление или, при необходимости, дать подводящие упражнения, способствующие освоению следующей модели. Как один из вариантов можно предложить несколько упражнений на жонглирование с различными задачами. Тренеру необходима пауза для того, чтобы подготовиться к прохождению следующего элемента, подготовить оборудование, произвести разметку и т.д. В одно тренировочное занятие по овладению техникой рекомендуется включать разучивание не более одного элемента или приема.
Методика обучения игры в баскетбол
... 1. Общая физическая подготовка Основные задачи общей физической подготовки (ОФП) - постоянное повышение функциональных возможностей игроков и подведение их к соревновательным нагрузкам. Баскетболисты, особенно центровые, испытывают в игре большую нагрузку и должны быть ...
В футболе, как и в других видах спорта, есть общие методические принципы построения и сочетания занятий по направленности во время одной тренировки и в течение недельного цикла. Однако при работе над техникой они имеют свои особенности, поскольку разные этапы подготовки преследуют свои цели.
Планируя техническую подготовку, следует придерживаться принципа, согласно которому на разных этапах обучения она занимает разное положение среди других видов подготовки. Рассмотрим планирование и построение тренировочных занятий на этапе начального обучения, где техническая подготовка занимает ведущее место.
Сразу заметим, что в моделях не указано число повторений и продолжительность упражнений, поскольку усваиваемость и приспосабливаемость у детей разная и дозировка упражнений должна быть в полной компетенции тренера. Как правило, разучивание нового элемента приходится на начало основной части занятия, первый модельный комплекс упражнений преследует, в основном, разучивание нового материала, второй – закрепление пройденного или развитие физических качеств. Разучивание проходит в облегченных условиях и особое внимание тренер должен уделять устранению ненужных движений и мышечных напряжений, — ведь техника будет эффективна, если движения ее рациональны и целенаправленны.
В подборе упражнений тренер должен следить за их сложностью и доступностью, то есть необходим подбор упражнений, соответствующий уровню подготовленности занимающихся, а по содержанию – обеспечивающий непрерывность учебного процесса. По сложности упражнения должны следовать по нарастающей, но необходимо помнить, что первое упражнение должно быть простым и понятным для всех занимающихся. Тренер должен добиться плотности занятий, чтобы переход от одного упражнения к другому не превышал 5-10 секунд. Каждая применяемая модель занятия должна иметь четкую начальную установку и логическое ее завершение, считает Г.В.Монаков (2003), и мы соглашаемся с ним.
Также, необходимо отметить, что на этапе технического совершенствования необходимо добиться высокой степени надежности применения технических приемов к сложной игровой обстановке. Для этого упражнения наполняются множеством сбивающих факторов, которые не тормозили бы, а помогали стабилизировать техническую подготовку, ведь любая выбранная нами тактика должна быть обеспечена высоким уровнем технической подготовленности.
Если на начальном этапе разучивание и обучение всегда проходило в начале основной части занятия, то на этапе технического совершенствования такая последовательность не обязательна. Закрепление изучаемого элемента или приема можно дать на фоне утомления и использовать нагрузку для повышения устойчивости технических навыков.
Тренер, приступая к планированию, должен видеть четкую перспективу работы по всем разделам воспитания и подготовки. Имея перед собой целевые задачи, составляется график, в котором отображается содержание и последовательность задач тренировок, их взаимодействие между собой. В соревновательный период в графике планируются не только виды подготовки, но и игры, которые можно оценить по сложности и нагрузке, поскольку тренировки в этом возрасте должны быть частично направлены на подготовку к предстоящим играм.
Техника и методика обучения юных горнолыжников
... горнолыжных базах, затем в школах. Методика обучения в таких садах основана в основном на игровом методе. Ребенок 6-8 лет разучивает основные элементы горнолыжной техники ... юными спортсменами, а также педагогических наблюдений, проведенных в процессе исследования, позволили выяснить, что в методике технической подготовки ... как правило, проводятся в виде игр. Чрезвычайно благоприятно влияет на ребенка ...
График должен согласовать все содержание учебно-тренировочного процесса, что даст возможность отчетливо видеть и управлять ходом занятия. Тренировочный процесс может и должен корректироваться, поскольку в системе тренировок процесс всегда отклоняется от оптимального режима.
Чтобы создать целостный цикл изучения материала как в недельном, так и в месячном периодах тренировок, тренеру необходимо обеспечить максимальное воздействие тренировочных занятий разной направленности, поэтому необходимо отметить некоторые особенности составления программ. При планировании тренировок по дням нужно учитывать:
- распределение оптимальной повторяемости моделей по дням;
- влияние каждого тренировочного занятия на последующее.
Одно тренировочное занятие, проведенное на высоком педагогическом уровне, ничего из себя не представляет, и тренировочный эффект будет минимальным, если нет согласованности и последовательности всего процесса обучения.
Такой дифференцированный подход к планированию тренировочных занятий способствует значительному раскрытию технических способностей будущих футболистов. И совершенно очевидно, что, зная принципы многолетней тренировки, следует планировать, что и как делать, а не то, что из этого должно получиться.
Процесс совершенствования технической подготовки является постоянным, он никогда не завершается, и требуется постоянный поиск более эффективных средств для его реализации. Однако это возможно только при условии, что в процессе подготовки будут применяться современные методы обучения и тренировки (Якимов А.М., 2005).
1.4. Упражнения программного обучения и контроль технической подготовки юных футболистов
Подготовка юного футболиста связана с рядом специфических трудностей. Помимо сложной и трудной техники футбола, приходится решать большое количество двигательных задач. Постоянная изменчивость ситуации, высокая насыщенность элементами и приемами, большая плотность их выполнения – эти все составляющие игры необходимо перенести в тренировочный процесс. И поэтому на тренера возлагается ответственная задача – кропотливый поиск и подбор упражнений, способствующих развитию вышеуказанных качеств. Ведь для того, чтобы польза от выполнения была высока. Упражнения должны отвечать определенным требованиям, они должны быть доступны, наглядны и последовательны, а исполнение их должно быть качественным, чтобы искусственный характер футбольной техники постепенно становился естественным. Каждое упражнение должно обеспечить максимальную отдачу, последовательно наращивая главное – скоростную динамику выполнения приемов.
Для эффективной работы тренеру-практику необходим банк большого количества специальных упражнений, поскольку к каждому этапу подготовки предъявляются свои конкретные требования, где тренер должен руководствоваться не только логикой усвоения, но и степенью главности группы.
Техническая подготовка вратаря в современном футболе
... и совершенствования техники игры вратаря., Объект исследования - процесс технической тренировки игры вратаря., Предмет исследования – особенности методики обучения и совершенствования техники игры вратаря. 1. ТЕХНИКА ИГРЫ ВРАТАРЯ Вратарь – единственный в команде футболист, которому правилами игры разрешено касаться мяча руками в ...
Задача начальной подготовки – обучить занимающихся обширному кругу двигательных действий, то есть создать хорошую базу для усвоения технических навыков и приемов. Задача этапа специализации – обеспечить развитие специфических качеств футболиста.
Как организационно-методическую форму для групп начальной подготовки можно рассматривать упражнения неспециального характера, например, различные эстафеты, подвижные игры и т.д., которые должны способствовать развитию двигательных навыков, а также физических качеств: быстроты, силы, гибкости, ловкости. Игры наиболее полезны и эффективны для начинающих юных футболистов, поскольку внимание их не сосредотачивается на физической нагрузке, их привлекает двигательная активность и азартность игры. Они часто остаются равнодушны к такой, например, цели, как овладение техникой движения, потому что для них не совсем ясен смысл этой двигательной, кропотливой работы, и здесь необходимо воспользоваться этой предрасположенностью детей, развивать ее и дать возможность проявить себя, свои потенциальные возможности и способности.
На этапе специализации упражнения отличаются конкретностью цели каждого занятия и приобретают все более специфический характер. Круг тренировочных средств по сравнению с предыдущим этапом заметно расширяется за счет большего количества упражнений с мячом. И в этот период от тренера требуется высокое мастерство управления тренировочно — соревновательной деятельностью, чтобы планомерно и качественно готовить игроков.
В большинстве видов спортивных игр методы измерения технической подготовленности еще не определены. Программные контрольные нормативы необходимы, но они не могут в полной мере отразить уровень и качество обучения. Контроль и оценка должны определять, в первую очередь, полноценность осуществления тренировочного процесса определенного года обучения, а также эффективность применяемых методов и средств. Но как проверить, по каким параметрам?
Контрольные оценки начальной технической подготовки отражают уровень выполнения отдельных элементов и футбольных приемов в целом, в которых важны не только правильность формы движений, но и целостность действий, экономичность, стабильность выполнения.
Контроль за технической подготовкой футболистов – обязательная часть процесса тренировки, и его можно проводить несколькими путями. Они должны быть конкретными для каждого года обучения и выражаться, по возможности, в численных показателях, характеризующих достижения. На этапе начального обучении модель можно использовать как контрольный тест, по которому оценивается не только степень усвоения программного материала, но и выясняется, какой материал недостаточно прочно усвоен. Можно повторить тест (модель) через некоторое время, чтобы увидеть уровень устойчивости обученных приемов и действий. На этапе совершенствования для оценки уровня техники используются другие показатели: 1) разнообразие действий в игре;
2) объем техники, или количество действий, которые делает футболист в игре;
3) эффективность и надежность техники и, конечно, ее скоростное выполнение.
Результаты педагогического контроля, полученные визуальным путем, фиксируются в виде таблиц. Это позволяет определить степень усвоения нового приема или элемента. Неважно, по какой балльной системе будет проводиться оценка, важно то, что мы получим объективную информацию о контроле за процессом обучения. Эта информация позволит в значительной степени активизировать занимающихся, а для тренера она будет носить управленческую цель. Без текущего контроля за ходом процесса обучения невозможно выявить типичные недостатки, предупредить ошибочные действия и технические пробелы. Нарушение или отсутствие обратной связи делает систему обучения слабо управляемой или, вообще, не управляемой.
1.5. Тактическая и технико-тактическая подготовка юных футболистов
Обучение тактическим действиям начинается с простых элементов, которые по годам обучения усложняются и объединяются в комплексы тактических комбинаций. Усложнение внешних условий можно проводить, изменяя общее время тренировки, размеры игрового поля, скорость выполнения тактических задач, а также введение активного противника.
Логика изложения материала требует хотя бы краткого рассмотрения взаимосвязи двух компонентов футбола – техники и тактики, поскольку только игрок, хорошо владеющий мячом, может контролировать тактические установки, а также перестроить их во время игры.
Тактическая подготовка – это педагогический процесс, в котором индивидуальная, групповая и командная тактика имеет свои особенности и различия, которые отражают последовательность всего процесса обучения. Формирование тактических способностей осуществляется упражнениями индивидуального характера, которые в дальнейшем усложняются парными и групповыми взаимодействиями. Изучение командной тактики начинается с групповых действий атаки и обороны и командных, где создается организованное передвижение всех игроков и далее дополняется более сложными задачами, с учетом внешних условий, стиля игры команды, индивидуальных способностей партнеров, а также, характерных для команды , игровых ситуаций.
Если рассматривать проблемы технико-тактической подготовки юных футболистов, то можно отметить, что кА техническая подготовка не может быть простым подбором случайных упражнений, так и тактическая подготовка есть кропотливая, целенаправленная учебно-тренировочная работа со своими многоцелевыми задачами. Это подбор специальных упражнений под стиль, цель, под индивидуальные и командные действия, где главным условием является методически верный подбор, обеспечивающий многократное повторение и совершенствование. Даже самое интересное упражнение, расписанное в конспекте, может быть не эффективным в тренировке, если оно не технологично, если оно в исполнении не доступно группе, если в нем нет процесса обучения. А задача тренера – обогатить и усложнить упражнения необходимыми компонентами, показать все возможности взаимодействий, определить систему коллективных действий, то есть создать свою концепцию игры и реализовать в ней технико-тактическую подготовленность игроков.
Игра, как правило, состоит из трех частей или фаз: первая – атака, вторая – оборона, третья – переход в атаку из обороны. Первоначальная стадия атаки имеет неисчислимое количество ходов. Здесь невозможно наиграть определенные игровые ходы, здесь преобладают личное мастерство игроков, их импровизация, и, конечно, талант. И если рассматривать технико-тактическую подготовку игроков середины поля, то заметим, что обучение ведется не только комбинациями, как искусству комбинировать. Здесь подготовка игрока акцентируется на развитие изобретательности, фантазии, способности к нестандартным действиям, ведь основные признаки комбинации – это, в первую очередь, неожиданность первого паса, и острота развития атаки.
Но в заключительной стадии команда обязана иметь несколько основных вариантов атаки, где ситуации будут ожидаемы, учитывая индивидуальные особенности игроков и их манеру игры.
Специализированное направление тренировки дает более высокий тренировочный эффект, но в то же время необходим более тщательный подбор упражнений с определенной направленностью.
Технико-тактическая подготовка непосредственно связана с динамикой изменения мышления в зависимости от возраста, контингента занимающихся и игровых условий. Развитие футбола направлено на увеличение скорости ведения игры, когда выбор и принятие решений проходит в доли секунды и поэтому необходимо сориентировать технико-тактическую подготовку на способность совершенствования быстроты решения игровых ситуаций и выбора игровых действий.
В качестве примера я приведу далеко не полный перечень методических приемов различной целевой направленности, искусственного усложнения упражнений, а также приемов, преследующих стабилизацию техники в игровых условиях, разработанный Монаковым Г.В.(2003), для юных футболистов.
1. Ограничение количества касаний в зависимости от амплуа игрока, зоны игровых действий и т.д.(увеличение интенсивности скорости выполнения приемов).
2. Изменение условий реализации голевых моментов – головой, ногой, с передачи, сделанной головой и т.д.(способность к переключению).
3. Ограничение игрового пространства, ограничение зон для удара по воротам и т.д.(оперативное мышление).
4. Ограничение временных условий игры – на атаку ворот, на отбор мяча и т.д.(быстрота принятия решений).
5. Введение специальных задач технического и тактического планов (совершенствование технико-тактического арсенала).
6. Введение специальных задач с изменением тактики игры.
Многочисленность упражнений и методических приемов лишний раз подчеркивает всю сложность подготовки футболистов, и, в первую очередь, необходимость профессионализма самого тренера.
И последнее – тренировочный процесс в футболе чрезвычайно разнообразен, список приоритетов в нем не редко меняется. И как бы не расходились наши личные подходы в общей стратегии подготовки команды, как бы они не были спорны, нам необходимо четкое представление учебного процесса, которое максимально бы соответствовало поставленным целям. Делать выводы, а тем более давать советы и рекомендации относительно совершенствования тактической подготовки юных футболистов всегда трудно, и нет необходимости, но наглядно представить перспективу тактического совершенствования необходимо.
В организации обороны необходимо добиться в действиях игроков и команды:
- отлаженности страховки;
- умения создавать необходимую глубину обороны с быстрым и четким разбором игроков противника;
- быстрого переключения от обороны к атаке.
В средней части поля:
- научиться понимать игру и управлять ею;
- необходимо предвидеть события и находиться в активной игровой позиции;
- умения сохранять мяч под давлением противника.
В организации атаки:
- умения атаковать всей командой, а также контратаковать;
- умения использовать индивидуально сильных нападающих команды;
- умелого сочетания индивидуальной игры с коллективной;
1.6.Теоретико-методические аспекты учета разносторонности технико-тактических действий в подготовке юных футболистов
Разносторонность технической подготовленности спортсмена определяется числом двигательных действий, которыми он владеет. По мнению М.А. Годика (1991), М.С.Полишкиса (2002), у высококвалифицированных футболистов тренировочная разносторонность, как правило, выше соревновательной. Объясняется это тем, что в ответственных встречах с равными по классу соперниками спортсмен использует ограниченное количество наиболее освоенных приемов.
Разносторонность техники характеризуется тем, насколько разнообразны тактические ходы в действиях игрока. В спортивных играх, и в частности в футболе, мастерство игрока характеризуется объемом, разносторонностью, рациональностью и эффективностью техники и тактики. Не случайно при этом специалисты говорят о технико-тактическом (тактико-техническом) мастерстве.
В отечественном футболе проблема разносторонности техники и тактики рассматривалась в единичных исследованиях на примере высококвалифицированных спортсменов. В широком возрастном диапазоне данный вопрос остается малоизученным. Исключением в этом ряду являются работы А.П. Золотарева (1993).
Можно предположить, что дальнейшая разработка возрастных аспектов рассматриваемой проблемы с целью повышения эффективности многолетней технико-тактической подготовки должна осуществляться в следующих основных направлениях:
— выявление мнения специалистов по вопросам дифференцировки содержания подготовки с учетом разносторонности и тактики игры;
— установление параметров разносторонности техники и тактики в условиях тренировки и соревнований, сравнительный их анализ.
Результаты анкетного опроса специалистов, осуществленного с целью выявления мнения по вопросу возможности подготовки юных футболистов на основе учета возрастных закономерностей разносторонности техники и тактики игры, показали неоднородность взглядов на исследуемую проблему.
При систематизации ответов респондентов было отмечено, что абсолютное большинство из них (95,8%) считают необходимым учитывать в многолетней технико-тактической подготовке юных футболистов показатели разносторонности техники и тактики игры (см. рис 1.).
Рис. 1.
Характерно, что это большинство составляют как тренеры профессиональных команд, футбольные функционеры (всего один ответ отрицательный), научно-педагогические работники, так и тренеры, работающие в детско-юношеском футболе. Однако среди последних встречаются ответы, либо отрицающие такую необходимость, либо свидетельствующие о незнании такого понятия, как «разносторонность» технико-тактических действий (5,3 %).
Характерно, что в числе таких респондентов есть как опытные, так и молодые (со стажем до 5 лет) специалисты.
Существенный разброс мнений выявлен при определении количественных параметров разносторонности техники и тактики игры юных футболистов разного возраста, а также соотношения средств тренировки, направленных на совершенствование атакующих и оборонительных действий. 40 из 212 опрошенных специалистов (18,9 %) прямо указали, что затрудняются ответить на данный вопрос.
По нашему мнению, состояние рассматриваемой проблемы в теории и практике подготовки юных футболистов. Вопросы учета разносторонности техники и тактики игры продолжают оставаться вне рамок устаревших учебных программ для ДЮСШ, регламентирующих многолетнюю подготовку спортивного резерва в футболе. Отсюда правомерно предположить, что отсутствие научно обоснованной методики технико-тактической подготовки юных футболистов с учетом возрастных закономерностей разносторонности техники и тактики игры ограничивает возможности дальнейшего совершенствования учебно-тренировочного процесса.
Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования
2.1. Целью наших исследований явилось
2.2.
1. Определить взаимосвязь соревновательной деятельности с содержанием учебно-тренировочного процесса по технической и тактической подготовке для юных футболистов 10-12 лет
2. Определить структуру построения процесса начального обучения техническим элементам у юных футболистов 10-12 лет.
3. Экспериментально обосновать эффективность построения процесса начальной технической и тактической подготовки юных футболистов в ДЮСШ «Факел» (Кириши).
2.3.
Для решения поставленных задач были применены следующие методы научного исследования:
-
Анализ и обобщение литературных источников.
-
Педагогическое наблюдение.
-
Анкетирование.
-
Педагогическое тестирование.
-
Педагогический эксперимент.
— анализ и обобщение литературных источников – нами было проанализировано 33 литературных источника и периодическая печать по вопросам методики обучения технико-тактическим действиям юных футболистов;
— педагогическое наблюдение проводилось во время учебных, контрольных и официальных игр в течении 2004-2007 годов;
— анкетирование – анкетный опрос проводился в период с 2004 по 2007 годы;
— педагогическое тестирование
— В педагогическом эксперименте приняли участие футболисты ДЮСШ «Факел» (Кириши) возраст которых составлял 10-12 лет. Юные футболисты были разбиты на 3 группы по 15 человек. Все три группы были укомплектованы только что набранными детьми без предварительного обучения. Используемым тестом был комплексный тест по методике А.П. Золотарева (2000).
— анкетирование — на вопросы анкеты ответили 17 тренеров, работающих в футбольных командах Ленинградской области. Стаж работы, которых от 1 до 25 лет и более.
2.4. Организация исследования
Анкетный опрос проводился в период с 2004 по 2007 годы. В качестве респондентов выступили 17 тренеров и специалист в области футбола из Санкт-Петербурга. Стаж работы тренеров от 1 до 25 и более лет (см. приложение8, 9; анкеты 2, 3).
Анализ ответов специалистов на вопрос, какими способами ведения мяча должен овладеть начинающий футболист позволил установить следующее:
а) ведение мяча носком — 0%
б) ведение мяча внутренней стороной стопы — 72%
в) ведение мяча внутренней частью подъема — 80%
г) ведение мяча средней частью подъема — 60%
д) ведение мяча внешней частью подъема — 95%
Данное распределение процентов отводимых на обучение данного технического элемента характеризуется необходимостью овладеть всеми способами ведения мяча кроме ведения носком
По другому вопросу анкеты респонденты расставили способы по условной «значимости»:
1) ведение мяча внешней частью подъема — 86%
2) ведение мяча внутренней частью подъема — 72%
3) ведение мяча внутренней стороной стопы — 64%
4) ведение мяча средней частью подъема — 53%
Такое распределение процентов показывает, что тренеры-практики отмечают необходимость в обучении всеми способами ведения мяча.
Педагогические наблюдения, целью которых явилось определение количественных и качественных параметров ТТД в ходе матчей юных футболистов 10-12 лет ДЮСШ «Факел» (Кириши), проводились во время учебных, контрольных и официальных игр в течение 2004 — 2007 годов. Всего было зарегистрировано 51 игра.
Одновременно фиксировались и тренировочные занятия по обучению и совершенствованию техники и тактики игры в данной возрастной группе. Количество зарегистрированных учебно-тренировочных занятий равняется 120. Тренировочная и соревновательная деятельность регистрировалась по общепринятой методике (Н.М. Люкшинов, 1970; Ю.М. Арестов, М.А. Годик, 1980; Е.В. Скоморохов, 1983; М.М. Шестаков, 1993).
Эксперимент осуществлялся с целью проверки эффективности предложенной программы для ДЮСШ «Факел» (Кириши).
Продолжительность эксперимента — с сентября 2006 года по май 2007 года. Общее количество обследуемых составило 45 человек.
До и после педагогического эксперимента юные футболисты команды «Факел» (Кириши) тестировались в полевых условиях, что позволило судить об эффективности предлагаемого подхода в процессе оптимизации технической подготовки юных спортсменов. Используемым тестом был комплексный тест по методике А.П. Золотарева (2000).
Тест проводился на твердом покрытии (гаревое), что обеспечило постоянство условий тестирования и облегчило разметку направления бега в тесте. После стандартной разминки испытуемый выполняет сначала обычный бег («гладкий») по прямой 30 м.
Затем в 10 м от линии старта через каждые 3,33 м устанавливается 6 стоек высотой не менее 1,5 м каждая. Расстояние от последней стойки до линии финиша приблизительно – 3,35м.
Испытуемый после «гладкого» бега выполняет последовательно «слаломный» бег между стоек, затем ведение мяча с обводкой стоек. В каждом случае фиксируется время выполнения упражнения без учета реакции старта. При выполнении ведения мяча с обводкой мяч в исходном положении устанавливается на линии старта, до первой стойки необходимо выполнить не менее двух касаний мяча, не считая стартового («взять» мяч под контроль).
Критерием ловкости (КЛ) будет разница времени «слаломного» бега с «гладким», критерием техники (КТ) – разница времени ведения мяча с обводкой со «слаломным» бегом. Обязательным условием выполнения «гладкого» и «слаломного» бега должна быть установка на максимальную быстроту.
Результаты «гладкого» бега на 30 м по прямой ниже программных нормативных значений не могут рассматриваться при тестировании как исходные для оценки ловкости.
Комплексный показатель быстроты, ловкости и техники (КПБЛТ) складывается из суммы времени бега на скорость 30 м (ВР30 ) и рассчитываемых по приведенной выше методике критерия ловкости (КЛ) и нормативных показателях критерия техники (КТ): КПБЛТ = ВР30 + КЛ + КТ.
С целью проверки наиболее эффективного распределения объема часов для обучения различным способам ведения мяча был проведен 9-месячный эксперимент.
Глава 3. Анализ и обсуждение полученных результатов исследования.
3.1. Анализ теоретических аспектов проблемы взаимосвязи структуры соревновательной деятельности с содержанием учебно-тренировочного процесса по технической и тактической подготовке для юных футболистов 10-12 лет.
На обоснованность анализа соревновательной деятельности, и, на этой основе внесения коррекции в учебно-тренировочный процесс у высококвалифицированных футболистов, указывают как отечественные, так и зарубежные специалисты. К сожалению, данный подход не нашёл должного применения в практике подготовки юных спортсменов. Следствием чего и явилось отсутствие данного аспекта в действующих учебных программах для ДЮСШ.
Подобное мнение ещё раз подтверждает отсутствие до настоящего времени единого методического подхода в данном вопросе (возможно, это не следует считать негативным моментом) и указывает на необходимость дальнейших поисков. К тому же, более опытные тренеры, как правило, с годами вырабатывают свой индивидуальный «почерк» работы с детьми и юношами.
Мнения специалистов по вопросу о взаимосвязи структуры соревновательной деятельности юных футболистов с содержанием учебно-тренировочного процесса разделились следующим образом: 55% опрошенных считают, что такая взаимосвязь должна быть; 45% — дают отрицательный ответ.
Таким образом, можно отметить, что в деятельности специалистов, работающих с юными футболистами, отсутствует единое мнение о последовательности обучения технико-тактическим приёмам и о том, как и в какой степени, соревновательная деятельность взаимосвязана с содержанием учебного процесса и наоборот.
Подобное положение, а также отсутствие описания структуры соревновательной деятельности юных футболистов в возрастном аспекте, указывает на необходимость более детального рассмотрения данной проблемы.
Согласно данным анкетного опроса, практически все футбольные специалисты, а именно 99,4%, признают необходимость усовершенствования системы технико-тактической подготовки юных футболистов. В качестве соответствующих компонентов улучшения системы были обособленно выделены управленческий фактор и состояние материально-технической базы, что в сумме дает 28%, а компоненты (методика тренировки и подготовка тренерских кадров) оказались самыми важными и был указан у 31,9% и 20,3% соответственно от общего числа респондентов (рис. 2).
Анализ оценки состояния подготовки футбольного резерва также позволил определить, что такие факторы, как материально-техническая база (12,1%), научно-методическое обеспечение (12,5%) и деятельность, связанная с управлением (15,9%), находятся на низком уровне. (см. приложение 7, анкета 1)
Рис. 2. Состав компонентов (%) перспективного совершенствования системы технико-тактической подготовки юных футболистов (по данным анкетного опроса специалистов).
Результаты педагогического наблюдения (рис. 3.) показали, что футболисты 1-ой группы (10 лет) выполняют в среднем за игру 155 ± 68,8 технико-тактических действий (ТТД), брак при этом составляет 36,5 ± 0,1%. В возрасте 11 лет футболисты 2-ой группы осуществляют 189 ± 30,4 ТТД с браком 35,8 ± 0,1. У юных футболистов 3-ей группы (12 лет) в среднем за игру наблюдается 258 ± 30,4 ТТД при браке 36,4 ± 0,1%.
Сравнительный анализ структуры ТТД показал, что при ведении игры юные футболисты 1 и 2 групп используют, в основном, простые технические приёмы, не связанные с длительным контролем над мячом. Результаты сравнительного анализа разносторонности техники и тактики игры свидетельствуют о значительном превосходстве футболистов 3-ей возрастной группы, за исключением тактики оборонительных действий.
А (ТТД объем)
(Брак %)
Б
Рис. 3. Возрастная динамика количественных (А) и качественных (Б) показателей соревновательной деятельности юных футболистов возрастных групп 10, 11, 12 лет.
3.2.Особенности структуры соревновательной деятельности юных футболистов
Педагогические наблюдения за СД юных футболистов позволили определить структуру основных ТТД для каждой возрастной группы от 10 до 112 лет (см. приложение, таблица 1).
Анализ показал, что команды, как правило, строят свою игру на использовании простых, в координационном отношении, и хорошо освоенных технических приёмах. Исключение, пожалуй, составляют юные футболисты 10лет, использующие любые ТТД, которые в полной мере нельзя назвать целесообразными с позиций тактики. Да и в техническом плане выполняемые приёмы несовершенны, так как нет ещё базы элементарных технических действий.
Следствием чего в этом возрасте и является высокий брак при выполнении коротких и средних передач вперёд — 49%, прострелов — 57%, обводки —
38%, отбора — 47%, единоборств внизу — 58% и вверху — 37%, игре головой -51%, ударах в ворота головой — 29% и ногой — 54%.
Низкая эффективность выполнения сложных технических приёмов сохраняется и в последующих возрастах. Так, брак при выполнении длинных передач в 10 лет составляет — 42%, а в 11 лет — 45. Такой технический приём как передачи «на ход» выполняется с браком в 10лет — 39%, в 11- лет — 40%. Сюда можно отнести и прострелы, брак при выполнении которых составляет: в 10-11 лет — 49%, в 11лет — 46%. При выполнении обводки соперника брак составляет: 41% в возрасте 10лет, 37%, в возрасте 11лет.
Малоэффективными являются действия, связанные с игрой вверху. Так, при выполнении юными футболистами единоборств вверху в 10 лет брак составил — 49%, в 11-12лет — 47%. При выполнении ударов головой в ворота брак составляет 24% в 10-11 лет, 24% в 11-12 лет.
Передачи «на ход», длинные передачи мяча, прострелы, ведение, обводка, отбор, перехват, единоборства внизу и вверху, удары головой и ногой в ворота, потери при остановках мяча в большинстве случаев не претерпевают изменений даже по первому порогу доверительной вероятности. Вследствие чего отставание в усвоении игровых приемов на этапе начального обучения отрицательно влияет на дальнейшую подготовку футболистов.
3.2.1. Структура основных компонентов соревновательной деятельности футболистов 10-12 лет по количеству выполненных ТТД за матч
Низкая техническая оснащенность не позволяет большинству юных футболистов увеличить объём применения сложнокоординационных действий (см. приложение, таблица 2) Поэтому в игре они применяют передачи «на ход» всего в диапазоне от
0,2% до 3% от всех ТТД за игру, длинные передачи от 2% до 3%, прострелы от 3% до 4%, единоборства вверху от 1,2% до 2%, игру головой от 2% до 3%, удары в ворота головой от 0,2% до 0,3% и ногой от 3% до 4%. Изучение особенностей СД юных футболистов в широком возрастном диапазоне показало, что в игре 10-летних спортсменов значительно больше, относительно других, используются ТТД, связанные с достаточно продолжительным контролем над мячом посредством его многократных касаний (ведение, обводка).
Практика футбола показывает, что тренеры, не уделяя должного внимания обучению контролю над мячом во время скоростного передвижения на начальном этапе подготовки, по-видимому, не дают возможность в полной мере индивидуально раскрыться юным спортсменам.
Низкая эффективность выполнения некоторых ТТД приводит к тому, что юные футболисты вынуждены выбирать не оптимальное продолжение тактической комбинации (это не относится к игрокам групп начального обучения), а, как правило, то, которое может быть выполнено без потери мяча. Данная закономерность в организации игры отмечалась и ранее у высококвалифицированных футболистов, Голденко Г.А. (1983). Анализ технической подготовленности в специальном тесте показал преимущество экспериментальной группы от контрольной (рис.4).
Рис. 4. Уровень технической подготовленности юных футболистов возрастных групп 10, 11, 12 лет в %.
3.3. Анализ поурочных программ, соревновательной и тренировочной деятельности юных футболистов
Для рассмотрения этой проблемы регистрировалось содержание учебно-тренировочных занятий в каждой возрастной группе. Анализ тренировок позволил выделить структуру основных компонентов техники игры, (см. приложение , таблица 3).
Сравнивая полученные данные со структурой соревновательной деятельности и поурочными программами, можно отметить существенное несоответствие. Так, на удары по мячу ногой в 10 лет отводится 28,8% всех часов программного объёма технической подготовки. В тренировке этот элемент составляет 54%, а в соревновательной деятельности 33,2%.
Для этого же возраста на ведение мяча в программе отводится 9,3%, в тренировке его удельный вес составляет 16%, в игре 19%. На обманные движения (финты) приходится 7% в программе, 4% в тренировке и 12% в игре. Удары по мячу головой в тренировке составляют 4%, в программе — 10,8%, а в соревновательной деятельности — 3,4%. В отбор в игре приходится вступать в зависимости от сложившийся ситуации, хотя в структуре он составляет 13%, а в программе на его изучение отводится только 4,8%, в тренировочной деятельности отбор составляет 9%.
Аналогичные структурные несоответствия отмечены у футболистов и 11 лет. На обучение ударам по мячу ногой отводится в поурочной программе 21,5% учебных часов, в тренировке используется 63%, а в игре -38,4% (см приложение , таблица 3)
Ведение и обводка составляют в программе 8,7% и 8,5% соответственно, в тренировке используют 12% и 2%, в соревновательной деятельности 16% и 9%.
Полученные новые данные однозначно указывают на необходимость дальнейшей дифференцировки содержательных компонентов действующих
учебных программ. Всё это позволило предложить и опробовать ряд новых методических подходов к построению многолетней технической подготовки юных футболистов. Во-первых, необходимость начинать обучение не традиционно с ударов ногой по неподвижному мячу, а с ведения и обводки. Обоснованность этих изменений можно проследить в полученных результатах тестирования контрольной и экспериментальной групп, где обнаружен значительный прирост по всем тестам, характеризующим техническое мастерство и вестибулярную устойчивость у экспериментальной группы в отличие от контрольной.
Во-вторых, необходимость перераспределения часов, отводимых на техническую подготовку согласно данным о структуре СД. Внедрённое и экспериментально обоснованное перераспределение часов повысило уровень технической подготовленности юных футболистов, особенно на начальных этапах подготовки. Внесённые изменения с учётом возрастных особенностей структуры соревновательной деятельности в значительной степени отличаются от традиционного построения технической подготовки (табл. 3).
В-третьих, необходимость обучения технике футбола с помощью «связок». Данный подход рекомендован В. Решитько (1984,1994).
Основой «связок» должно стать ведение мяча как база успешного выполнения основных ТТД в игре. Правомерность данного подхода подтверждается педагогическими наблюдениями, а также результатами эксперимента.
Результаты экспериментальных исследований позволили установить в возрастном развитии приоритеты в становлении технико-тактического мастерства.
С учётом приведённых раннее данных можно выделить характерные особенности преимущественного воздействия в плане технической подготовки в указанные возрастные периоды:
с 10 до 11 лет — ведение и обводка, короткие и средние передачи мяча,
игра головой; с 11 до 12 лет — ведение и обводка, короткие и средние передачи мяча.
3.4. Результаты педагогического эксперимента
Для проверки и выявления оптимального варианта в обучении ведению мяча был осуществлен 9-месячный педагогический эксперимент. В начале и в конце педагогического эксперимента проводились тестирования, позволяющие определить эффективность одного из вариантов. В эксперименте приняли участие 3 группы футболистов ДЮСШ «Факел» (Кириши) в возрасте 10-12 лет. В рассматриваемых показателях подготовленности спортсменов в группах в начале эксперимента по большинству параметров отсутствовали статистически достоверные различия. В педагогическом эксперименте был использован весь объем традиционных средств совершенствования технического мастерства юных футболистов. Этот объем был спланирован таким образом, чтобы сложность их выполнения постоянно увеличивалась по мере достижения определенной эффективности данного типа заданий.
В группе, занимавшейся по первому варианту (таблица 4), достоверность обнаружена по четырем тестам.
Таблица 4
Данные результатов тестирования в 1-ой группе футболистов 10 лет до и после педагогического эксперимента ( ` Х ± m )
Результат
Прирост
%
Р
начальный
конечный
1. Вбрасывание мяча (м)
5,0 ± 0,3
7,0 ± 0,2
40,0
< 0,001
2. Удар на дальность (м)
10,0 ± 0,2
24,0 ± 1,0
140,0
< 0,001
3.Удар на точность (м)
4,0 ± 0,3
4,0 ± 0,3
0
> 0,05
4. Жонглирование (кол-во)
3,0 ± 0,4
8,0 ± 0,5
166,7
< 0,001
5. Бег 30 м (сек)
5,5 ± 0,09
5,4 ± 0,08
1,8
< 0,05
6. Слалом (сек)
7,1 ± 0,09
7,1 ± 0,08
0
> 0,05
7. Ведение (сек)
12,1 ± 0,21
12,0 ± 0,21
0,8
> 0,05
8.ПЛ (сек)
1,7 ± 0,12
1,6 ± 0,07
5,9
> 0,05
9. ПТ (сек)
4,9 ± 0,26
11,9 ± 0,23
1,7
> 0,05
10. КПБЛТ (сек)
12,1 ± 0,25
11,9 ± 0,23
1,7
> 0,05
Так, результат вбрасывания мяча на дальность увеличился на 40 %. Прирост в тесте удара на дальность составил 140 %. К этой группе тестов относится и жонглирование мяча, прирост, при выполнении которого составил 166,7 %. Так же улучшились в этой группе и моторные качества. Время бега на 30 м после эксперимента уменьшилось, и прирост составит 1,8%.
Прирост обнаружен так же и по другим тестам, кроме удара на точность и выполнения упражнения «слалом». Во всех остальных тестах обнаруженный прирост не достоверен. Из этой группы можно выделить прирост в показателе ловкости 5,9 % по методике А.П. Золотарева (2000) хотя как уже было отмечено, он не достоверен.
Согласно полученным данным результатов исследования во 2-ой группе (таблица 5), прирост обнаружен во всех тестах, кроме «слалом». Однако, достоверен прирост только в результатах вбрасывания мяча (Р < 0,01), удара на дальность (Р < 0,01), удара на точность ( P <0,01), жонглирования мяча (P < 0,001), бега на 30 м (Р < 0,05).
Таблица 5, Данные результатов тестирования во 2-ой группе футболистов 11 лет до и
после педагогического эксперимента (
Результат
Прирост
%
Р
начальный
конечный
1. Вбрасывание мяча (м)
7,0 ± 0,4
8,0 ± 0,4
14,3
< 0,01
2. Удар на дальность (м)
10,0 ± 0,2
24,0 ± 1,0
140,0
< 0,001
3.Удар на точность (м)
4,0 ± 0,3
5,0 ± 0,3
25,0
< 0,01
4. Жонглирование (кол-во)
3,0 ± 0,4
8,0 ± 0,5
166,7
< 0,001
5. Бег 30 м (с)
5,5 ± 0,09
5,4 ± 0,08
1,8
< 0,05
6. Слалом (с)
7,1 ± 0,09
7,1 ± 0,08
0
> 0,05
7. Ведение (с)
12,1 ± 0,21
12,0 ± 0,21
0,8
> 0,05
8.ПЛ (с)
1,7 ± 0,12
1,6 ± 0,07
5,9
> 0,05
9. ПТ (с)
4,9 ± 0,26
4,8 ± 0,27
2,0
> 0,05
10. КПБЛТ (с)
12,1 ± 0,25
11,9 ± 0,23
1,7
> 0,05
По всем другим показателям прирост не достоверен даже по первому порогу доверительной вероятности. Однако необходимо отметить, что, как и впервой, так и во второй группе происходит увеличение прироста в показателе ловкость по методике А.П. Золотарева (1991).
Анализируя полученные результаты (таблица 6) в ходе педагогического эксперимента в группе, занимавшейся по третьему варианту, можно констатировать, что по всем показателям подготовленности результаты выросли. Вбрасывание мяча, жонглирование, показатель ловкости увеличили свои результаты с достоверность (P < 0,001).
Таблица 6
Данные результатов тестирования в 3-ей группе футболистов 12 лет до и после педагогического эксперимента ( ` Х ± m )
Результат
Прирост
%
Р
начальный
конечный
1. Вбрасывание мяча (м)
5,0 ± 0,3
7,0 ± 0,2
40,0
<0,001
2. Удар на дальность (м)
20,0 ± 1,4
25,0 ± 1,3
25,0
<0,01
3.Удар на точность (м)
4,0 ± 0,3
5,0 ± 0,3
25,0
<0,01
4. Жонглирование (кол-во)
5,0 ± 0,9
9,0 ± 0,9
80,0
<0,001
5. Бег 30 м (с)
5,7 ± 0,08
5,6 ± 0,06
1,8
<0,05
6. Слалом (с)
7,3 ± 0,06
6,7 ± 0,08
8,2
<0,05
7. Ведение (с)
11,7 ± 0,13
10,6 ± 0,08
9,4
<0,05
8.ПЛ (с)
1,6 ± 0,03
1,1 ± 0,03
31,9
<0,001
9. ПТ (с)
4,4 ± 0,11
4,1 ± 0,08
6,8
<0,05
10. КПБЛТ (с)
11,7 ± 0,13
10,7 ± 0,14
8,5
<0,05
Результаты прироста при выполнении удара на дальность, удара на точность выросли с достоверностью (Р < 0,01).
Показатели, входящие в комплексный тест по методике А.П. Золотарева (2000) увеличились с достоверностью (P < 0,05).
Необходимо отметить, что во всех трех вариантах, где было уделено время на обучение техническим элементам, не зависимо от приоритетов тому или другому способу произошел наибольший прирост в показателе ловкости комплексного теста по методике А.П. Золотарева (2000).
Следовательно, начало обучения с ведения мяча, а не ударов у юных футболистов вызывает прирост такого качества как ловкость, что, несомненно, скажется на процессе обучения технике футбола. Так, как ловкость является приоритетным качеством футболистов (А.П. Золотарев, 2000).
Таким образом, подводя итог полученным результатам педагогического эксперимента можно сказать, что предлагаемые варианты обучения техническим элементам не ухудшают показатели подготовленности игроков.
Однако необходимо отметить, что достоверность прироста в комплексном тесте по методике А.П. Золотарева (2000) в группе, занимавшейся по программе III варианта педагогического эксперимента, говорит о том, что предлагаемое перераспределение часов, отводимых на обучение различным способам ведения мяча, предпочтительней.
Выводы:
1. Анализ теоретических аспектов проблемы взаимосвязи соревновательной деятельности с содержанием учебно-тренировочного процесса по технической и тактической подготовке для юных футболистов 10-12 лет говорит о нерассмотренности данного вопроса в научных трудах отечественных специалистов. Единичные исследования по данной проблеме (Н.М. Люкшинов, В.Н. Шамардин, 1978; Е.В. Скоморохов, 1982; В.С. Хомутский, 1986) выполнены на юных футболистах только старшего возраста (15-17 лет).
2. Структура процесса обучения на начальном этапе подготовке должна определятся методически обоснованными данными программных документов, соревновательной деятельностью и опытом тренеров-практиков. Однако до настоящего момента единогласия в этом вопросе нет. Начало обучения юных футболистов с ведения мяча не зависимо от способов улучшает показатель ловкости в комплексном тесте по методике А.П. Золотарева, что характеризует возраст 11 лет, как благоприятный для воспитания данного физического качества.
3. Анализ учебной программы для ДЮСШ «Факел» (Кириши) и других программ тренировочной деятельности, а также результата педагогического эксперимента позволяет сделать заключение, что предлагаемые варианты обучения техническим элементам не ухудшают показатели подготовленности игроков.