Моторное отделение

Дипломная работа

Автомобильный транспорт представляет собой наиболее гибкий и массовый вид транспорта. У него ряд важных отличий от других транспортных отраслей. Начнем с того, что основная часть автомобильного парка страны эксплуатируется в нетранспортных организациях. При этом сеть автомобильных дорог наряду с парком коммерческих автомобилей используется также автомобилями, находящимися в личном пользовании граждан. Стало быть, проблемы развития автомобильного транспорта носят комплексный характер.

В автомобильном транспорте сконцентрировано свыше 97% от всех лицензируемых субъектов транспортной деятельности. В сфере коммерческих и некоммерческих автомобильных перевозок сейчас занято множество хозяйствующих субъектов. Их деятельность проходит в условиях достаточно высокой внутриотраслевой и межвидовой конкуренции.

Спрос на грузовые перевозки во многом определяется двумя факторами: динамикой и структурой изменения объемов производства в стране, а также платежеспособностью предприятий и организаций всех отраслей экономики. Грузовые перевозки — это один из наиболее «рыночных» секторов экономики. Опыт подтверждает известную закономерность, согласно которой рост рыночной экономики сопровождается, а в определенной мере и обуславливается опережающим развитием автотранспорта. И понятно почему. Грузопотоки, генерируемые развивающимися рынками товаров и услуг, в первую очередь осваиваются наиболее отзывчивым быстрым и гибким видом транспорта: автомобильным.

В отличие от других видов транспорта автотранспорт во всех возрастающих объемах перевозит международные грузы. Это обусловлено его высокой маневренностью, большой скоростью, обеспечением перевозок от двери отправителя до двери получателя в прямых без перегрузочных сообщениях.

1. Характеристика предприятия

1.1 Краткая характеристика автотранспортного предприятия и перспективы его развития

ОАО «Гомсельмаш» основано на государственной форме собственности, входит в состав производственного объединения «Гомсельмаш» и находится в ведении Министерства промышленности Республики Беларусь.

ОАО «Гомсельмаш» является поставщиком зерноуборочных и кормоуборочных машин, рынком сбыта которых являются страны СНГ. Основными потребителями продукции ОАО «Гомсельмаш» — сельскохозяйственные предприятия Беларуси, России, Украины. Компания располагает также заводом в г. Светлогорске (Гомельская область) по производству режущих аппаратов жаток. В Российской Федерации, в городе Брянске, работает совместное белорусско-российское предприятие «Брянсксельмаш», производящее в кооперации с «Гомсельмашем» кормоуборочные и зерноуборочные комбайны. В Аргентине работает филиал компании, в Китае — постоянное представительство компании. В Республике Татарстан (Российская Федерация) и Казахстане созданы совместные производства зерноуборочной техники. В ближайших планах «Гомсельмаша» — создание совместных производств в Украине, в Евросоюзе, а также собственного производства в Латинской Америке.

7 стр., 3205 слов

Особенности функционирования высокотехнологичного предприятия ...

... управления инновационной деятельностью необходим соответствующий организационно-экономический механизм. Этот механизм должен быть адекватен условиям функционирования предприятий высокотехнологичных отраслей национальной экономики. ... возникающих в процессе подготовки производства в традиционной экономической системе. Деятельность высокотехнологичных предприятий охватывает ключевые этапы создания ...

С 1998 г. ОАО «Гомсельмаш» находится на новом этапе технического перевооружения производства. Активно внедряются новые технологии, позволяющие улучшить качество и повысить надежность выпускаемых машин.

Модернизация выпускаемой техники и освоение новых моделей сельхозмашин, создание гибких производственных комплексов, использование малоотходных и экологически чистых технологий, сертификация продукции и реально работающая система управления качеством, направлено на решение главной задачи — выпуск сельхозмашин высокого технического уровня.

ОАО «Гомсельмаш» принимает активное участие в решении жизненно важной проблемы для Республики Беларусь — обеспечение продовольственной безопасности страны путем модернизации и насыщения машинного парка отечественных производителей сельскохозяйственной продукции. Созданные конструкции зерно- и кормоуборочных машин нового поколения позволяют ежегодно систематически проводить обновления основных фондов сельского хозяйства в стране.

Сегодня производство на заводах, входящих в ОАО «Гомсельмаш», представляет собой сложный сбалансированный механизм. Это сборочные конвейеры самоходных машин, зерноуборочных комплексов, навесных и прицепных машин, жаток; ряд цехов основного производства, в которых сосредоточено заготовительное, механосборочное, сварочное, термическое, окрасочное и другие производства, а также вспомогательные цеха и службы.

Весь производственный механизм работает в едином ритме, обеспечивая бесперебойный выпуск большой номенклатуры сложных сельскохозяйственных машин.

При разработке стратегии развития предприятия учитывается наличие внешних угроз и возможностей, в том числе вероятность возможного вступления РБ во Всемирную торговую организацию (ВТО).

В аналитическом докладе Института экономики Национальной академии наук Республики Беларусь ОАО «Гомсельмаш» отнесен к проблемной группе машиностроительных предприятий, для которых вступление страны в ВТО несет прямую угрозу. «Это означает, что данные предприятия не могут эффективно работать даже в условиях относительно хорошей защищенности от конкурирующего импорта. Поэтому стремиться к установлению для них еще более высокого уровня таможенной защиты на переговорах по вступлению в ВТО нецелесообразно. Данные производства являются первоочередными кандидатами на реструктуризацию и сокращение, а соответствующие позиции конкурирующего импорта могут быть рассмотрены как предмет тарифных уступок при вступлении Беларуси в ВТО».

Отнесение ОАО «Гомсельмаш» к проблемной группе предприятий машиностроения основывается на анализе уровня рентабельности реализованной продукции.

В целом машиностроение Республики Беларусь отнесено к отраслям с низкой чувствительностью к либерализации импорта, а значит, таможенные барьеры на пути западных конкурентов «Гомсельмаша» на наш рынок если и будут снижены, то незначительно. К тому же западные фирмы и «Гомсельмаш» конкурируют в разных ценовых диапазонах (наши сельскохозяйственные машины значительно дешевле импортных).

13 стр., 6487 слов

Особенности технического ремонта переднего моста автомобиля ГАЗ

... возникновения неисправностей, при наличии которых дальнейшая эксплуатация автомобиля невозможна или невыгодна. Работы по текущему ремонту переднего моста автомобиля ГАЗ-31029 будут выполняться на посту ТР, ... крепятся к чашкам пружин. 1. Краткая техническая характеристика и устройство автомобиля ГАЗ-31029 Таблица. Краткая техническая характеристика автомобиля ГАЗ-31029 Параметр Размерность Значение ...

Будущее ОАО «Гомсельмаш» в случае вступления РБ в ВТО в большей степени будет зависеть от развития агропромышленного комплекса страны, от уровня государственной поддержки сельскохозяйственной отрасли в целом. У «Гомсельмаша» неплохие перспективы сохранения сильных позиций на внутреннем рынке сельскохозяйственной техники. На внешних рынках возможности в связи с вероятным вступлением Беларуси в ВТО столь же незначительны.

1.2 Технико-экономическое обоснование дипломного проекта

Автомобильный транспорт, используемый структурными подразделениями ОАО «Гомсельмаш» для перевозки грузов, подразделяется на ведомственный (собственный) и транспорт сторонних организаций.

Ведомственный автомобильный транспорт ОАО «Гомсельмаш» находится в транспортном цехе и в транспортном участке управление технического и сервисного обслуживания продукции (УТиСОП).

Транспортные подразделения ОАО «Гомсельмаш» являются — перевозчиками и осуществляет технологические и хозяйственные перевозки грузов предприятия.

Перевозчик осуществляет международные и междугородные перевозки грузов только при наличии лицензии на эти перевозки.

Грузовой ПС общего назначения эксплуатируется при 253 дневном рабочем цикле в году и односменном графике работы. Подвижной состав состоит из 456 единиц автомобильного транспорта. Из них: автомобили марки КамАЗ — 5511 в количестве 100 единиц, со среднесуточным пробегом в 89 км, прошедшие капитальный ремонт 60%, пробег с начала эксплуатации 546637 км; автомобили марки МАЗ — 54323 — в количестве 356 единиц, со среднесуточным пробегом в 246 км, прошедшие капитальный ремонт 35%, пробег с начала эксплуатации 932073 км.

Задачей дипломного проекта является реконструкция моторного участка транспортного цеха ОАО «Гомсельмаш».

Моторный участок ремонт предназначен для выявления неисправностей и ремонта двигателей автомобилей и различных узлов.

Участок рассчитан на обслуживание 456 автомобилей. Для этого на нем имеется несколько рабочих мест. В рабочем процессе задействованы квалифицированные рабочие, отвечающие за качественное обслуживание.

На участке выполняются следующие виды работ:

  • разборка и сборка двигателей и агрегатов автомобилей;
  • ремонт двигателей и агрегатов автомобилей;
  • Испытание различных узлов автомобилей.

Для выполнения работ участок может оборудован стендом для обкатки двигателей, станком для шлифования клапанов, верстаками, стендом бля разборки и сборки редукторов и т.д.

За соблюдением правил безопасности труда и противопожарной безопасности на участке имеется ответственное лицо.

2. Расчетно-технологический раздел

2.1 Расчет годовой производственной программы по техническому обслуживанию и текущему ремонту автомобилей

2.1.1 Выбор и корректирование периодичности технического обслуживания и текущего ремонта

Периодичность технического обслуживания зависит от типа подвижного состава, категории условий эксплуатации (К 1 ) и природно-климатических условий (К3 ).

Периодичность ТО-1, L 1 , км, определяется по формуле

L 1 = K1 K3 , (1)

где — нормативная периодичность ТО-1, км;

К 1 — коэффициент, учитывающий условия эксплуатации;

К 3 — коэффициент, учитывающий природно-климатические условия.

КамАЗ-5511 = 4000 км, приложение 5 [1];

К 1 = 0,8 , приложение 15 [1];

К 3 = 1,0 , приложение 15 [1].

МАЗ-54323 = 8000 км, приложение 5 [1];

К 1 = 0,8 , приложение 15 [1];

К 3 = 1,0 , приложение 15 [1].

КамАЗ-5511 L 1 = 4000 0,8 1,0 = 3200 км;

МАЗ-54323 L 1 = 8000 0,8 1,0 = 6400 км

Периодичность ТО-2, L 2 , км, определяем по формуле:

L 2 = К1 К3 , (2)

где — нормативная периодичность ТО-2, км.

КамАЗ-5511 = 12000 км, приложение 5 [1];

  • МАЗ-54323 = 24000 км, приложение 5 [1];
  • КамАЗ-5511 L2 = 12000 0,8 1,0 = 9600 км;
  • МАЗ-54323 L2 = 24000 0,8 1,0 = 19200 км.

Пробег до капитального ремонта зависит от типа автомобиля, условий

эксплуатации, модификации подвижного состава (К 2 ) и климатических условий.

Пробег до капитального ремонта, L кр , км, определяем по формуле

L кр = К1 К2 К3 , (3)

где — нормативный пробег до капитального ремонта, км;

К 2 — коэффициент, учитывающий модификацию подвижного состава.

КамАЗ-5511 = 300000 км, приложение 12 [1];

К 2 = 0,85 , приложение 15 [1];

К 3 = 1,1 , приложение 15 [1].

МАЗ-54323 = 600000 км, приложение 12 [1];

К 2 = 0,95, приложение 15 [1];

К 3 = 1,1 , приложение 15 [1].

КамАЗ-5511 L кр = 300000 0,8 0,85 1,1 = 204000 км;

МАЗ-54323 L кр = 300000 0,8 0,95 1,1 = 456000 км.

Пробег автомобилей прошедших капитальный ремонт уменьшается на 20% до следующего капитального ремонта.

L кр? = 0,8 Lкр , (4)

КамАЗ-5511 L кр? = 0,8 204000 = 163200 км;

МАЗ-54323 L кр? = 0,8 456000 = 364800 км.

Определяем средний межремонтный пробег, Lкр.ср, км, по формуле

, (5)

где А — процент автомобилей не прошедших капитальный ремонт;

  • А? — процент автомобилей прошедших капитальный ремонт.

КамАЗ-5511 км;

  • МАЗ-54323 км.

Так как постановка автомобилей на обслуживание производится с учётом среднесуточного пробега через целое число дней, то пробег до технического обслуживания и капитального ремонта должен быть кратным среднесуточному пробегу Lсс и между собой.

, (6)

, (7)

, (8)

КамАЗ-5511 ; принимаем ; ;

  • , принимаем .

МАЗ-54323 ; принимаем ;;

; принимаем

Результаты расчетов сводим в таблицу 2.1

Таблица 1 — Корректирование пробегов автомобилей

Виды пробега

Обозначение

Марки

автомобилей

Пробеги, км

С учетом

коэфф-та

С учетом

кратности

Принято к расчету

Средне

Суточный

Lсс

КамАЗ-5511 МАЗ-54323

89

246

До

ТО-1

L 1

КамАЗ-5511 МАЗ-54323

3200

6400

89 35

246 26

3115

6396

До ТО-2

L 2

КамАЗ-5511 МАЗ-54323

9600

19200

3115 3

6396 3

9345

19188

До КР

Lкр.ср

КамАЗ-5511 МАЗ-54323

179520

424080

9345 18

19188 22

168240

422136

2.1.2 Выбор и корректирование нормативов трудоёмкости технического обслуживания и текущего ремонта

Трудоёмкость технического обслуживания зависит от типа автомобиля, модификации подвижного состава и количества единиц технологически совместимого подвижного состава (К 5 ).

Трудоёмкость ЕО, t ео , чел.-ч,:

, (9)

где — нормативная трудоёмкость ЕО, чел.-ч.,

КамАЗ-5511 = 0,75 чел.-ч., приложение 5 [1];

  • МАЗ-54323 = 0,4 чел.-ч., приложение 5 [1];
  • КамАЗ-5511 = 0,75 1,15 = 0,86 чел.-ч.;
  • МАЗ-54323 = 0,75 1,1 = 0,44 чел.-ч.

Трудоёмкость ТО-1, t 1 , чел.-ч,

, (10)

где — нормативная трудоёмкость ТО-1, чел.-ч.;

К 5 — коэффициент, учитывающий количества единиц технологически совместимого подвижного состава, К5 = 0,85 , таблица 2.11 [1].

КамАЗ-5511 = 1,91 чел.-ч., приложение 5 [1];

  • МАЗ-54323 = 4,8 чел.-ч., приложение 5 [1];
  • КамАЗ-5511 = 1,91 1,15 0,85 = 1,87 чел.-ч.;
  • МАЗ-54323 = 4,8 1,1 1,0 = 4,48 чел.-ч.

Трудоёмкость ТО-2, t 2 , чел.-ч, определяем по формуле

, (11)

где — нормативная трудоёмкость ТО-2, чел.-ч.

КамАЗ-5511 = 8,73 чел.-ч., приложение 5 [1];

  • МАЗ-54323 = 11,3 чел.-ч., приложение 5 [1];
  • КамАЗ-5511 = 8,73 1,15 0,85 = 8,53 чел.-ч.;
  • МАЗ-54323 = 11,3 1,1 0,85 = 10,56 чел.-ч.

Трудоёмкость ТР на 1000 км зависит от типа автомобиля, категорий

условий эксплуатации, модификации подвижного состава, природно-климатических условий, пробега с начала эксплуатации (К 4 ) и количества единиц технологически совместимого подвижного состава.

Трудоёмкость текущего ремонта, , , определяем по формуле

, (12)

где -нормативная трудоёмкость ТР, , приложение 5 [1];

К 4 — коэффициент, учитывающий пробег с начала эксплуатации.

КамАЗ-5511 = 6,7 , приложение 5 [1];

K 4 = 1,9 , приложение 15 [1].

МАЗ-54323 = 5,0 , приложение 5 [1];

K 4 = 2,3 , приложение 15 [1].

КамАЗ-5511 = 6,7 1,2 1,15 1,0 1,9 0,85 = 17,5 чел.-ч.;

  • МАЗ-54323 = 5,0 1,2 1,1 1,0 2,3 0,85 = 12,9 чел.-ч.

2.1.3 Определение коэффициента технической готовности

Коэффициент технической готовности, , определяем по формуле:

, (13)

где d то,тр — продолжительность простоя автомобиля в ТО и ремонте;

К 4 ? — коэффициент корректирования продолжительности простоя в

ТО и ремонте в зависимости от пробега с начала эксплуатации;

Д кр — продолжительность простоя автомобиля в КР;

КамАЗ-5511 d то,тр = 0,65 , приложение 15 [1];

Д кр = 22 , приложение 15 [1];

К 4 ? = 1,3 , приложение 15 [1].

МАЗ-54323 d то,тр = 0,6 , приложение 15 [1];

Д кр = 22 , приложение 15 [1];

К 4 ? = 1,4 , приложение 15 [1].

КамАЗ-5511 ;

  • МАЗ-54323 .

2.1.4 Определение коэффициента использования автомобилей и годового пробега автомобилей парка

Коэффициент использования автомобиля, б и , определяем по формуле

, (14)

где Д рг — число рабочих дней в году; Дрг = 253

Д кг — число календарных дней в году; Дкг = 365

К и — коэффициент, учитывающий задержку автомобилей при выезде на линию по организационным причинам, Ки = 0,93-0,97.

КамАЗ-5511 ;

  • МАЗ-54323 .

Годовой пробег автомобилей парка, , определяется по формуле

= А и Lсс би Дрг , (15)

где А и — списочное количество автомобилей парка, КамАЗ-5511 Аи = 100; МАЗ-54323 Аи = 356.

КамАЗ-5511 = 100 89 0,61 253 = 1373537 км;

  • МАЗ-54323 = 356 246 0,55 253 = 12186201 км.

2.1.5 Определение числа обслуживаний за год

Определив годовой пробег автомобилей парка, рассчитывают число капитальных ремонтов и годовую производственную программу по видам ТО: , , .

Число КР за год, , определяем по формуле

, (16)

КамАЗ-5511 , принимаем ;

  • МАЗ-54323 , принимаем .

Число ТО-2 за год, , определяем по формуле

, (17)

КамАЗ-5511 , принимаем ;

  • МАЗ-54323 , принимаем .

Число ТО-1 за год, , определяем по формуле

, (18)

КамАЗ-5511 , принимаем ;

  • МАЗ-54323 , принимаем.

Число ЕО за год, , определяем по формуле

, (19)

КамАЗ-5511 , принимаем ;

  • МАЗ-54323 , принимаем .

2.1.7 Определение годового объёма работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту

Годовой объём работ по ТО-2, Т 2 , чел.-ч, определяем по формуле

Т 2 = t2 , (20)

КамАЗ-5511 Т 2 = 8,53 139 = 1185,67 чел.-ч.;

МАЗ-54323 Т 2 = 10,56 606 = 6399,36 чел.-ч.

Годовой объём работ по ТО-1, Т 1 , чел.-ч, определяем по формуле

Т 1 = t1 , (21)

КамАЗ-5511 Т 1 = 1,87 294 = 549,7 чел.-ч.;

МАЗ-54323 Т 1 = 4,48 1270 = 5689,6 чел.-ч.

Годовой объём работ по ЕО, Т ео , чел.-ч., определяем по формуле

Т ео = tео , (22)

КамАЗ-5320 Т ео = 0,86 15433 = 13272,38 чел.-ч.;

МАЗ-54323 Т ео = 0,44 49537,4 = 21796, чел.-ч.

Годовую трудоемкость ТР, , чел.-ч, определяем по формуле

, (23)

КамАЗ-5511 чел.-ч.;

  • МАЗ-54323 чел.-ч.

Поскольку расчет ведется по двум маркам автомобилей, находим суммарную трудоёмкость ? Т ЕО ,?ТТО-1 , ?ТТО-2 , и ?ТТР для них. (24)

? = 13272,38 + 21796,4 = 35068,78 чел.-ч.;

  • ? = 536,69 + 5689,6 = 6239,38 чел.-ч.;
  • ? = 1151,55 + 6399,36 = 7584,36 чел.-ч.;
  • ? = 24036,8 + 157201,9 = 181238,79 чел.-ч.

автотранспортный технический ремонт рабочий

2.2 Определение численности производственных рабочих

К производственным рабочим относятся рабочие зон и участков, непосредственно выполняющие работы по ТО и ремонту подвижного состава.

При расчетах различают технологически необходимое (явочное) Р т и штатное (списочное) Рш число рабочих.

Технологически необходимое число рабочих, Р т , определяем по формуле

, (25)

где — годовой объем работ участка, чел.-ч;

Ф т — годовой фонд времени явочного рабочего, ч.

Годовой объем работ составляет 18% от ? и равен = 16311 чел.-ч.

Годовой фонд времени явочного рабочего при односменной работе и 5-ти дневной рабочей неделе

Ф т = Тсмкг — Дв — Дп ) — tск nnn , (26)

где Т см — продолжительность смены, ч;

n nn — число предпраздничных дней в году.

Ф т = 8,0 (365 — 103 — 9) — 9 = 2015 ч;

Р т = чел., принимаем Рт = 8 чел.

Штатное число рабочих определяем по формуле

, (27)

где Ф ш — годовой фонд времени «штатного» рабочего, ч.

Годовой фонд времени штатного рабочего определяет время, практически отработанное исполнителем на рабочем месте. Он меньше фонда явочного рабочего на величину продолжительности предоставляемых рабочим отпусков и невыходов на работу по уважительным причинам (болезнь и др.)

(28)

где Д о — продолжительность отпуска рабочего, дней;

Д у.п — число дней невыхода на работу по уважительным причинам.

Ф ш = 2015 — (24 + 5) 8 — 91= 1792 ч.

чел., принимаем Р ш =8 чел.

2.3 Подбор количества основного и производственного оборудования

К технологическому оборудованию относят стационарные, передвижные и переносные стенды, станки, всевозможные приборы и приспособления, производственный инвентарь (верстаки, стеллажи, шкафы, столы), необходимые для выполнения работ по ТО, ремонту и диагностированию подвижного состава.

Таблица 2 — Перечень оборудования моторного участка до реконструкции

Наименование

Тип

(модель)

Кол-во

Площадь, м 2

1 Силовой шкаф , 500х400

РУ-1

1

2

2 Шкаф для инструмента , 1000х500

СИ

1

0,5

3 Станок для шлифования клапанов, N=0,37 кВт; 530х430

3М9390А

1

2,3

4 Стеллаж . 700х400

СИ

1

2,8

5 Стенд для разборки сборки клапанов, 6000х500

М-407

1

3

6 Верстак с тисками, 1000х600

СВ-1Т.03.00

4

2,4

7 Стенд для обкатки гидравлических систем, 1000х500

ГС — 1

1

0,5

8 Моечная установка. 2500х3000

М-200

1

7,5

Итого

23

Таблица 3 — Перечень оборудования моторного участка после реконструкции

Наименование

Тип

(модель)

Кол-во

Площадь, м 2

1 Силовой шкаф , 500х400

РУ-1

1

2

2 Шкаф для инструмента ,1000х500

СИ

1

0,5

3 Станок для шлифования клапанов. N=0,37 кВт; 530х430

3М9390А

1

2,3

4 Стеллаж , 700х400

СИ

1

2,8

5 Стенд для разборки сборки клапанов. 6000х500

М-407

1

3

6 Верстак с тисками , 1000х600

СВ-1Т.03.00

4

2,4

7 Стенд для обкатки гидравлических систем, 1000х500

ГС — 1

1

0,5

8 Моечная установка, 2500х3000

М-200

1

7,5

9 Стенд для обкатки двигателей. 2500х1010

КС276

1

2,52

Итого

23,52

2.4 Расчет площади моторного участка

Площадь участка, Fу., мІ, определятся по формуле

Fу = Кпл Fоб (30)

где Кпл — коэффициент плотности расстановки оборудования;

  • Кпл = 4,5;
  • страница 60 [3];

Fоб- суммарная площадь оборудования в плане, м 2 .

Fу = 4,5 23 = 104,02 м 2 .

3. Организационный раздел

3.1 Организация технологического процесса на участке

На рисунке 1 приведена схема технологического процесса на моторном участке.

Рисунок 1 — Технологический процесс на моторном участке

Поступившие агрегаты принимает бригадир моторного участка и регистрирует в журнале, поступившие на ремонт агрегаты. После чего агрегаты отправляются в мойку и сушку. После сушки агрегаты отправляются на демонтаж, либо на хранение (ожидание) если моторный цех занят другой работой. После демонтажа, бригадир моторного участка осматривает корпусные детали и принимает решение о их дальнейшей судьбе т.е. отправить на ремонт, если корпусная деталь ремонтируемая, либо отправить в утиль. Если корпусные детали в нормальном состоянии бригадир участка производит осмотр деталей агрегата и выносит решение — ремонт, восстановление, если это возможно, либо утиль. После того, как все ремонтно-пригодные детали будут отремонтированы, либо восстановлены, двигатель собирается и проходит испытание. После испытания бригадир участка делает отметку в журнале о выполненной работе и передает агрегат в зону ТР для монтажа на автомобиль, либо транспортирует агрегат на хранение в стеллажи.

3.2 Выбор и обоснование труда и отдыха производственного персонала

Моторный участок транспортного цеха ОАО «Гомсельмаш» работает в одну смену. Режим работы 7.00-15.30, обед 11.00-11.30, также на участке предусмотрены технологические перерывы 8.50-9.00 и 14.00-14.10. Выходные дни — суббота и воскресенье.

В транспортном цехе имеются все необходимые условия для работы и отдыха, в частности, комната отдыха, умывальники, душевые, в непосредственной близости от участка заводская столовая.

4. Конструкторский раздел

4.1 Описание внедряемого приспособления, назначение и принцип его работы

Рисунок 2 — Стенд обкатки двигателей КС276

карбюраторных и инжекторных

Технические характеристики:

Тип — стационарный.

Привод — электромеханический в составе:

  • Электродвигатель — 30 кВт;
  • Муфта — соединительная.

Напряжение/частота (В/Гц) — 380/50.

Габаритные размеры 2510х800х1400 мм

Масса установки — 1230 кг.

Принцип работы данного стенда заключается в следующем:

После того как произведены все работы по капитальному ремонту, двигатель поступает на пост обкатки. Двигатель (без КПП) монтируется на ложемент стенда и жестко фиксируется четырьмя прижимами. После чего присоединяются к пульту управления датчики температуры и давления масла обкатываемого двигателя, а также датчик оборотов коленчатого вала. После проделанных операций к маховику двигателя монтируем карданную муфту стенда, которая в свою очередь жестко соединена с электродвигателем мощностью 20 кВт.

Обкатку производим на двух режимах: 700 и 1000 об/мин.

Первый режим проводим в течении 3 ч, за это время должна осуществится притирка рабочих поверхностей колец и цилиндра.

Второй режим -1ч, притирка рабочих поверхностей с учетом теплового расширения. Переход между режимами осуществляется при помощи частотного преобразователя электродвигателя.

5. Охрана труда и окружающей среды

Охрана труда — это система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, психофизиологические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно — профилактические мероприятия и средства.

5.1 Производственная санитария

Производственная санитария — это система организационных мероприятий и технических средств, предотвращающих или уменьшающих воздействие на работающих вредных производственных факторов. Производственное помещение моторного участка необходимо содержать в чистоте. В нем должна регулярно проводиться влажная уборка, очистка полов от следов масел, грязи и воды. Пролитое на пол масло необходимо немедленно убрать, используя для этого поглощающие материалы, такие как опилки, песок. Помещение должно быть оборудовано приточно-вытяжной вентиляцией. С целью защиты работающих от шума. Помещение испытательное должно быть снабжено местным отсосом отработанных газов. Помещение моторного участка рекомендуется окрашивать в желтовато-белые цвета.

Для санитарно-бытового обеспечения работ устраиваются — гардеробные, душевые, умывальные, уборные, устройства питьевого водоснабжения, помещения для обогрева или охлаждения, обработки, хранения и выдачи спецодежды и др. Обеспечение работников санитарно-бытовыми помещениями и санитарно-бытовыми устройствами осуществляется в соответствии действующими санитарными нормами и правилами.

5.2 Безопасность труда

Для обеспечения безопасности труда необходимо обеспечить безопасность производственного оборудования и технологических процессов. Для этого имеющийся инструмент, технологическое оборудование должны соответствовать требованиям стандартов системы безопасности труда (ССБТ), норм и правил по охране труда и санитарным нормам. С целью обеспечения электробезопасности все технологическое оборудование с электроприводом должно быть надежно заземлено. Сопротивление заземления должно быть не более 4 Ом. Проверка сопротивления заземления и изоляции производится с периодичностью один раз в год.

При работе на асфальтобетонном полу у верстака для предупреждения простудных заболеваний и защиты от поражения электрическим током у верстака располагают деревянную решетку. Устанавливать верстаки вплотную у стен можно лишь в том случае, если там не размещаются радиаторы отопления, трубопроводы и прочее оборудование. Стулья должны быть с регулируемыми по высоте сидениями и желательно с регулируемыми спинками. Верстаки для выполнения разборочно-сборочных работ, чтобы было удобно работать, подгоняют по росту работающего с помощью подставок под верстак или подставок под ноги. Рабочую поверхность верстака покрывают листовым металлом или линолеумом, в зависимости от видов выполняемых работ. На участке при использовании многоместных верстаков или размещении их друг против друга для предупреждения травмирования работающих рядом отлетающими предметами обрабатываемого материала устанавливают сетчатую металлическую разделительную перегородку. Высота перегородки должна быть не менее 750 мм, а размер ячеек не более 3 мм

Все рабочие места должны содержаться в чистоте, не загромождаться деталями, оборудованием, инструментом, приспособлениями, материалами. Детали и узлы, снимаемые с двигателя при ремонте, должны аккуратно укладываться на специальные стеллажи или на пол.

Ручной инструмент должен быть в исправном состоянии, чистым и сухим. Его выбраковка, как и выбраковка приспособлений, должна производиться не реже одного раза в месяц. Инструмент должен быть надежно насажен на рукоятку и расклинен заершенными клиньями из мягкой стали. Ось рукоятки должна быть перпендикулярна продольной оси инструмента. Длину рукоятки выбирают в зависимости от массы инструмента: для молотка 300 — 400 мм; для кувалды 450 — 500 мм. Рукоятки ножовок, напильников, отверток, шаберов должны быть стянуты бандажными кольцами.

5.3 Пожарная безопасность

Моторный участок относится к категории Д по взрывопожарной и пожарной безопасности, в котором находятся или обращаются негорючие вещества и материалы в холодном состоянии. В цехе имеется один пожарный щит, расположенный у входных дверей.

Нормы первичных средств пожаротушения в моторном цехе на 100 кв.м. огнетушители:

ОХП-10 или ОВП-10 2 шт.

ОП-5 2 шт.

Ящик с песком вместимостью 1 м куб. 1шт.

На случай возникновения пожара должна быть обеспечена возможность безопасной эвакуации людей. Число эвакуационных выходов следует иметь не менее двух. Допускается иметь одну дверь, ведущую к эвакуационным выходам из помещений.

Рабочие после принятия на работу прошли противопожарный инструктаж которой включает в себя ознакомление работников организаций с:

  • правилами содержания территории, зданий (сооружений) и помещений, в том числе эвакуационных путей, наружного и внутреннего водопровода, систем оповещения о пожаре и управления процессом эвакуации людей;
  • требованиями пожарной безопасности, исходя из специфики пожарной опасности технологических процессов, производств и объектов;
  • мероприятиями по обеспечению пожарной безопасности при эксплуатации зданий (сооружений), оборудования, производстве пожароопасных работ;
  • правилами применения открытого огня и проведения огневых работ;
  • обязанностями и действиями работников при пожаре, правилами вызова пожарной охраны, правилами применения средств пожаротушения и установок пожарной автоматики.

5.4 Охрана окружающей среды

Многогранность и сложность структуры предприятия, выполняемых работ, использования технологического оборудования предопределяет многообразие форм и направлений окружающей среды.

Основные виды загрязнений: химическое, механическое, физическое. Выбросы вредных веществ оказывают воздействие на все подсистемы окружающей среды, включая атмосферу, почву, флору и фауну.

В сточных водах содержатся нефтепродукты, охлаждающие растворы щелочей и кислот. Поэтому сточные воды проходят очистку на специальных сооружениях, где они. сначала отстаиваются, а затем проходят очистку. Моторный участок содержится в частоте. Воздух на участке чистый, для этого применяют вентиляцию. Мусор, производственные отходы регулярно убираются.

Эффективным средством обеспечения чистоты и допустимых параметров воздуха рабочей зоны является вентиляция, предназначенная для удаления из помещений загрязнённого и нагретого воздуха, и подачи в него свежего воздуха. По способу перемещения воздуха вентиляцию делят на естественную (проветривание), механическую и комбинированную.

Выделяют два основных направления по обеспечению чистоты атмосферы от загрязнений: ограничение количество выбросов вредных веществ и их обезвреживание.

Первое направление включает применение прогрессивных технологических схем, второе — использование методов с утилизацией извлекаемых компонентов, а в отдельных случаях — их сжиганием. Очистка сточных вод от механических примесей осуществляется процеживанием, отстаиванием, фильтрованием, отделением механических частей в поле действия центробежных сил; от маслосодержащих примесей — отстаиванием, флотацией, фильтрованием.

Важная роль охраны окружающей среды — рациональная планировка городской застройки, которая обеспечивала бы оптимальные экологические условия для человека и растений.

Заключение

В результате выполнения дипломного проекта была произведена реконструкция моторного участка транспортного цеха ОАО «Гомсельмаш». В результате расчетов были скорректированы нормы пробега автомобилей парка, их трудоемкости, рассчитано число рабочих на участке, а также рассмотрен вопрос о переоборудовании участка более новым и менее энергоемким оборудованием.

В работе произведены все необходимые экономические расчеты, которые доказывают эффективность реконструкции.

Рассмотрен вопрос организации технологического процесса на участке.

В полном объеме раскрыт вопрос охраны труда, пожарной и безопасности и производственной санитарии.

Так по расчетам на участке работает 10 человек, которые выполняют весь спектр работ по ремонту двигателей и агрегатов, участок оборудован всем необходимым оборудованием. Площадь участка составила 104,5 м 2 . В результате внедрения Стенда для обкатки двигателей, я планирую снизить трудоемкость на 15%, без убытка для производства,

В результате реконструкции при вложении 250880 тыс. руб. годовая экономия составила 336087,49 тыс. руб., со сроком окупаемости 0,68 лет и снижением себестоимости на 11,1 %.

Список используемой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/diplomnaya/mashinnyie-otdeleniya/

1. Технический кодекс установившейся практики. Техническое обслуживание и ремонт автомобильных транспортных средств. Нормы и правила проведения: ТКП 248-2010. — Минск: Министерство транспорта и коммуникаций Республика Беларусь. — 2010. — 42 с.

2. Болбас, М.М. Проектирование предприятий автомобильного транспорта: учеб. для студентов специальности «Техническая эксплуатация автомобилей» учреждений, обеспеч. получен. высш. образования / М.М. Болбас и др., под ред. М.М. Болбаса. — Минск: Адукацыя i выхаванне, 2004. — 528 с.

3. Борисов В.Н. Экономика, организация и планирование автомобильного транспорта. Пособие по курсовому проектированию. — М.: Транспорт, 1987.

4. В.М.Власов, С.В.Жанказиев, С.М.Круглов и др.; Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Учебник для студ. учреждений сред. проф. Образования. Под ред. В.М.Власова. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2004, — 480 с.

5. Хрипач В.Я. Экономика предприятия. — Мн.: Экономпроцесс, 2000.