Влияние супружеской совместимости на проявление конструктивного общения между супругами

Дипломная работа

2) Подобрать банк психодиагностического инструментария;

3)Провести исследование и интерпретировать полученные результаты.

Методы исследования:

Для решения поставленных задач использовался комплекс методов: теоретический анализ литературных источников по обозначенной проблеме, опрос, тестирование, методы математической статистики (коэффициент ранговой корреляции Спирмена, U критерий Манна Уитни).

Математическая обработка полученных данных проводилась с использованием компьютерной программы SPSS. Statistika 6.0.

В дипломной работе применялись следующие методики: для определения уровня совместимости использовался тест на супружескую совместимость, составленный А. Добровичем; методика выявления особенностей общения между супругами Ю. А. Алёшиной и Л. Я. Гозманом; тест на выявление уровни удовлетворённости браком, разработанный Ю. Е. Алешиной, Л. Я. Гозманом, О. О. Еремеевичем.

Обоснованность выводов обеспечивалась комплексным анализом общей проблемы исследования, опорой на фундаментальные теоретические концепции при определении исходных научно-методологических позиций использованием статистических критериев проверки и достоверности эмпирических данных.

База исследования:

В данном исследовании принимали участие двадцать супружеских пар. Ограничений по возрасту, семейному стажу, социальному положению в нашей дипломной работе не введено. Поэтому в группу испытуемых попали люди (пары) разновозрастные, имеющие разное образование и семейный опыт (Приложение 1).

Опрос и тестирование испытуемых проводился среди друзей и знакомых супругов.

Практическая значимость:

  • результаты дипломного исследования могут быть использованы в семейном консультировании, в исследовательских программах изучения психологии семьи, работе по диагностике и коррекции супружеских взаимоотношений.
  • настоящая дипломная работа состоит изведения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения и списка литературы.

В дипломной работе имеется три таблицы, один график и семь приложений.

В первой главе мы рассмотрели, психологическую сущность конструктивного общения в супружеской диаде. Раскрыли понятия семьи, её функций, структуры общения; взаимодействие супругов посредством коммуникаций; модели конструктивного и деструктивного общения между супругами. Во второй отследили роль супружеской совместимости на проявление конструктивного общения между супругами, где необходимо было выяснить природу супружеской совместимости; факторы, влияющие на супружескую совместимость; влияние супружеской совместимости на проявление конструктивного общения между супругами. Третья глава посвящена экспериментальному исследованию по выявленной роли супружеских отношений, влияющих на конструктивное общение между супругами. В этом разделе описаны методы и организация, анализ и интерпретация исследования.

10 стр., 4792 слов

Методика научной работы студента 1 курс, 2 сем Структура курсового ...

... в курсовой работе ... степеней / Г. И. Андреев, С. А. Смирнов, В. А. Тихомиров. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 272 с. 4. Ануфриев, А. Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы ... общения, полемического и ораторского мастерства / В. И. Андреев. – Казань: Изд-во КГУ, 1993. – 252 с. 3. Андреев, Г. И. В помощь написания диссертации и рефератов: основы научной работы ...

1.1 Понятие семьи, её функции, структура общения между супругами

Семья — ячейка общества (малая социальная группа), важнейшая форма личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях — отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, родственниками, живущими вместе и ведущими совместное хозяйство.[40,45] По данным социологических опросов, основными причина создания семьи в нашей стране являются следующие желания:

  • иметь детей, продолжить род (66 % опрошенных);
  • быть с человеком, способным понять и оказать поддержку (45 %);
  • потребность быть нужным другому человеку (37 %);
  • выполнять моральную обязанность человека по образованию семьи (27 %);
  • бежать одиночества (26 %);
  • иметь устроенную жизнь (24 %);
  • расставаться с любимым человеком (19 %);
  • иметь постоянного сексуального партнера (7 %).

По мнению С. И. Голода, в настоящее время одновременно функционируют три модели семьи: патриархальная, детоцентристская и супружеская, которые в реальности взаимно переплетаются (Голод С, И., 1998).

Патриархальная семья — наиболее архаичная. Ведущим в ней является кровнородственное отношение: зависимость жены от мужа, детей от родителей, в связи с чем происходит жесткое закрепление семейных ролей. Брак внешне устойчив, семья состоит их нескольких поколений: прародителей, родителей и детей. Приветствуется многодетность. Главным считается муж: в его руках сосредоточены все экономические ресурсы семьи, ему принадлежит принятие основных решений. Жена берет фамилию мужа, подчиняется ему и уважительно к нему относится. Ее основные функции — рожать и воспитывать детей, вести домашнее хозяйство. Для такой семьи характерна родительская власть и авторитарная система воспитания.

Детоцентристская семья возвышает роль частной жизни, интимности и ценности детей. Отношения между мужем и женой более или менее равноправны, сексуальность, практикуемая в браке, не сводится только к деторождению. Супруги регулируют сроки и частоту зачатия и совместно принимают решение о количестве детей. Социализация приобретает иной смысл, поскольку в семье может не быть брата или сестры, мало кузенов, контакты с которыми порой сведены до минимума. Ребенок превращается в объект особой родительской заботы и стойкой привязанности, ему стараются дать максимально возможное образование. Родительство является главной функцией семьи. Стили воспитания разнообразны: от авторитарного до изнеживающего.[15,45]. В целом дети пользуются большим числом материальных и духовных благ, чем их родители, и могут выступать как главный смысл семьи. В отсутствие закрепленных семейных ожиданий и ролей возрастает значимость взаимной адаптации супругов (психологической, бытовой, сексуальной, духовной и пр.).

15 стр., 7025 слов

Социальная работа с детьми из неблагополучных семей

... называемых «семей социального риска», приобретают статус неблагополучных, становясь основными объектами социальной работы. Нежелание или невозможность выполнения семьей функций наносит огромный урон обществу. Возрастает преступность, бродяжничество, наркомания и алкоголизм среди детей и подростков. ...

Пожилые родители не хотят жить в доме детей, состоящих в браке, взрослые дети, в свою очередь, предпочитают самостоятельность. Вместе с тем молодая семья, отделившись от родительской, не утрачивает с ней связь. Родители оказывают материальную и моральную поддержку детям, надеясь, что те, в свою очередь, поступят по отношению к ним так же.[8, 35 с.]

Супружеская семья — для неё характерна симметричность прав и в то же время асимметричность ролей супругов. Сознательное поощрение мужем индивидуальности жены сопряжено с погашением значимости ее личностных характеристик для него самого. Для мужа теперь важна сексуальная экспрессивность жены, а не только ее хозяйственные качества, которые в прошлом определяли выбор супруги. Муж и жена перестают безоговорочно подчинять собственные интересы интересам детей, сексуальность не сводится к деторождению, для супружеских отношений характерен эротизм. Супружеская модель открывает широкие возможности для автономии и самореализации каждого члена семьи: интересы мужа и жены образнее семейных, а потребности и круг общения выходят за рамки брака, при этом основополагающие семейные ценности сначала формируются во взаимоотношениях супругов и лишь затем становятся естественной базой для детско-родительских отношений. Частота регулярных обменов с родственниками постепенно снижается.

Следует подчеркнуть, что во многих странах, начиная с 70-х годов XX в., ряд исследователей настойчиво проводят идею концентрации семейной жизни скорее вокруг брака, чем вокруг детей, акцентируя тем самым рост значимости супружеских отношений. [16, 34]

В качестве примера С. И. Голод приводит следующие результаты опросов: хотя большинство мужчин положительно относятся к профессиональной деятельности женщин вообще, тем не менее все считают, что жена должна оставить службу сразу после рождения ребенка и заниматься предпочтительно домашним хозяйством до тех пор, пока дети не подрастут. Из хозяйственных функций мужчины предпочитают совершать различные виды покупок, и не склонны заниматься стиркой, уборкой квартиры. По мере увеличения размеров семьи и продолжительности брака фиксируется функция к перекладыванию большей части домашних забот на жену. [16, 35]

Например, в ряде Скандинавских стран уход за малолетним ребенком добровольно осуществляется одним из родителей. На работу предпочитает выходить тот из супругов, у кого выше профессиональная квалификация, а второй получает пособие по уходу за ребенком.

Функция — это жизнедеятельность семьи, связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов. Выполнение семьей ее функций имеет значение не только для родственников, но и для общества в целом.

Воспитательная функция семьи удовлетворяет индивидуальные потребности мужчины и женщины в отцовстве и материнстве, в контактах с детьми и в их воспитании, а также в том, что родители могут реализовать себя в детях. Таким образом, обеспечивается социализация детей и подготовка новых членов общества.

Хозяйственно-бытовая функция удовлетворяет материальные потребности членов семьи (в пище, крове и т. д.).

Это способствует сохранению их соматического здоровья, восстановлению затраченных в разных видах деятельности физических сил.

14 стр., 6596 слов

Технология социальной работы с семьей

... курсовой работы является социальные проблемы семьи в современном российском обществе как объект изучения социальной работы. Для достижения заданной цели были поставлены следующие задачи: а) рассмотреть функции семьи; б) изучить технологии социальной работы с семьей ...

Эмоциональная функция семьи удовлетворяет потребности ее членов в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защищенности. Она выступает основой для психического здоровья, эмоциональной и личностной стабилизации.

Функция духовного (культурного) общения удовлетворяет потребность в совместном проведении досуга, способствует духовному обогащению и развитию членов семьи.

Функция первичного социального контроля обеспечивает выполнение членами семьи социальных норм. Особенно это касается тех, кто в силу возрастных или клинических особенностей не способен сам строить свое поведение в соответствии с предписаниями общества. [12, 24]

Сексуально-эротическая функция семьи заключается в удовлетворении сексуально-эротических потребностей. С учетом социальных требований важно, что семья при этом осуществляет регуляцию сексуально-эротического поведения и обеспечивает биологическое воспроизводство членов общества.

Реализуя свои функции, семья, с одной стороны, удовлетворяет важнейшие естественные, биологические потребности человека (прежде всего, в самосохранении и продолжении рода).

С другой стороны, позволяет человеку достигать определенных целей в общении, в личностном и духовном росте. При этом с развитием семьи ее цели закономерно меняются: одни утрачиваются, другие появляются в соответствии с новыми социальными условиями.

Наиболее важной особенностью семейных функций является их комплексность, основанная на взаимодействии родственников (Навайтис Г., 1995).

Каждая потребность, удовлетворяемая семьей, может быть реализована и без ее участия. Однако только в семье эти потребности могут быть удовлетворены комплексно и, значит, оптимально. В других случаях их надо распределять между самыми разными людьми и социальными институтами.

Основываясь на данном понятии, мы выделяем два основных типа семей: нормально функционирующие и дисфункциональные.

В основе нарушения функций семьи могут лежать самые разные факторы: дисгармония в интимных отношениях, психологическая несовместимость супругов, отсутствие навыков и низкая культура общения, условия жизни и пр. Например, причиной нарушения воспитательной функции может стать отсутствие у родителей соответствующих знаний и навыков и, как следствие, их воспитательская неуверенность или конфликты между родителями, ведущие к противоречивому воспитанию ребенка. Не менее весомым является фактор вмешательства в воспитание других членов семьи (бабушек, дедушек и пр.) Еще один пример — причинами крушения функции духовного (культурного) общения могут стать различия в социальном происхождении супругов, несовпадение уровня их образования, расхождение в интересах и ценностных ориентациях или просто низкая коммуникативная компетентность. [40, 17с.]

Структура семьи — это состав ее членов, а также совокупность их взаимоотношений. Анализ данного феномена позволяет понять, как семья реализует свои функции: кто осуществляет руководство и кто является исполнителем, как разделены между близкими права и обязанности. С точки зрения структуры можно выделить семьи, где руководство сосредоточено в руках одного человека, и семьи где явно выражено равное участие всех членов в управлении. Основными характеристиками, которые позволяют ее описать, являются понятия «связь» и «иерархия». (kohasion) — это психологическое расстояние между членами семьи. Если оно близкое (симбиоз) или, напротив, очень далекое (разобщенность) — может привести к семейной дисфункции.

18 стр., 8679 слов

Технологии социальной работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов ...

... имеющих детей-инвалидов В связи с этим мы избрали темой исследования – «Технологии социальной работы с семьями, воспитывающими детей- инвалидов (на примере реабилитационного центра для несовершеннолетних)». Цель исследования: раскрыть содержание технологий социальной работы с семьями, воспитывающих детей-инвалидов. Объект исследования – технологии работы с семьями, воспитывающие ребенка-инвалида. ...

Структура семьи может быть различной в зависимости от того, как в ней распределены основные обязанности: поровну или же главная их часть сосредоточена в руках одного человека. В отечественных семьях в большинстве случаев супруги ориентированы на равномерное распределение обязанностей и равноправное участие в решении семейных проблем (Мацковский М. С, Гурко Т. А., 1986).

Однако на практике это осуществляется далеко не всегда. Типичный для российских семей перекос в выполнении хозяйственно-бытовых дел между супругами ведет к перегрузке женщин (особенно работающих) и, как следствие, к неудовлетворению их потребности в восстановлении физических сил, культурном и духовном обогащении. [25, 305с.]

В нашей стране наиболее распространена структура, при которой семья состоит из взрослых (мужа, жены и в ряде случаев бабушки, дедушки) и детей (обычно в семье бывает один или два ребенка).

Как указывает Э. Г. Эйдемиллер, для структуры российской семьи характерны определенные отличительные особенности, которые могут выступать как причины ее дисфункций. [51, 47с.]

1.2 Взаимодействие в семье посредством общения

Коммуникация: процесс передачи и получения информации.

Под «коммуникацией» обычно понимается как вербальное, так и невербальное поведение в социальном контексте. Таким образом, «коммуникация» может означать «интеракцию» или «транзакцию». Коммуникация также включает все те символы и ключи, которые использует человек, посылая или получая сообщение.

В рамках данного подхода коммуникативные техники, используемые людьми, могут быть рассмотрены как надежные показатели успешности межличностного взаимодействия.

Изучение коммуникации может оказаться полезным подспорьем в терапии, помогая свести воедино наши предположения и результаты наблюдения, а также представить доказательства существования связи между паттернами коммуникации и симптоматическим поведением.

Семьи бывают разные: полные и неполные, благополучные и неблагополучные и др. В одних семьях обстановка спокойная и доброжелательная; в других семьях жизнь превращается в поток непрерывных ссор, ссоры становятся частью жизни семьи. Люди изматывают ссорами друг друга, страдают и болеют от них, — тем не менее ссоры повторяются день за днем. [52, 25с.]

Однако если супруги не сделали этого, скорее всего наступит четвертая стадия, на которой присутствие другого вызывает неосознанное раздражение, а сам он начинает рассматриваться уже через призму не достоинств, а недостатков. Возникает и формируется отрицательная установка, появляются придирки и критические замечания, любой поступок рассматривается как проступок, а в нынешнем и прошлом поведении ищется злой умысел.

Все стандарты взаимодействия можно рассматривать как семейные коммуникации, которые включают в себя определенные сообщения, то есть имеют определенный смысл для членов семьи. Коммуникация подразделяется на ряд этапов, обеспечивающих процесс обмена информацией между близкими:

7 стр., 3421 слов

ПО ПСИХОЛОГИИ ДЕЛОЕ ОБЩЕНИЕ. Коммуникации в профессиональной деятельности

... общение Конституирующими признаками делового общения (в отличие от межличностного, светского, обыденного) являются: 1.Содержание делового общения – это обсуждение и решение социально-значимой проблемы; 2.Партнеры в деловом общении – это личности, заинтересованные в совместной деятельности. ... (дистантный), исключающий невербальную коммуникацию. В прямом контакте и непосредственной беседе ...

1) выбор содержания сообщения,

2) его кодировка,

3) передача,

4) декодировка,

5) выбор содержания ответного сообщения.

Послания могут быть одноуровневыми и многоуровневыми. Звук захлопнувшейся двери — одноуровневый, он передается только по слуховому каналу. В непосредственном общении между людьми послания всегда двухуровневые — вербальные и невербальные. Они является конгруэнтными, если их содержание, передаваемое по двум каналам, совпадает. Если муж спрашивает у жены: «Как дела?», а та ему с радостной улыбкой отвечает: «Все хорошо», — это конгруэнтное сообщение, так как невербальная часть соответствует вербальной. Если на вопрос мужа: «Ты меня любишь?» — жена смотрит в сторону и недовольно говорит: «Конечно, люблю, сколько можно об этом спрашивать?» — то сообщение неконгруэнтно, так как между вербальной и невербальной частями имеется противоречие. [52, 36с.]

Стандарты взаимодействия могут охватывать значительное количество видов поведения в семье и быть весьма длительными. Некоторые из них играют важную роль в происхождении нарушений психического и соматического здоровья и тогда называются патогенными стандартами взаимодействия. Многочисленные исследования показывают, что стиль эмоционального общения в семье, в котором доминируют негативные эмоции, постоянная критика, унижение, устрашение партнера, неверие в него, — ведут к снижению самооценки и самоуважения, росту внутреннего напряжения, тревоги, агрессии и, как следствие, к невротическим и психосоматическим расстройствам. Другим примером является взаимодействие но типу «двойной ловушки» (характерное для семей больных шизофренией).

Его иллюстрацией выступает следующий паттерн отношений между супругами: когда жена за ужином начинает задавать мужу вопросы, касающиеся его работы, он раздражается, считая, что она лезет не в свои дела. Если она молчит и вопросов не задает, он сердится, что она им и его делами не интересуется. В результате каждый раз перед ужином у жены возрастает тревога и страх, что она опять сделает что-то не так.

Еще одним патогенным стандартом взаимодействия является полное или частичное сокрытие какой-либо информации (наличие «семейного секрета»), например, муж, который утаивает от жены, что у него есть внебрачный ребенок, или мать, которая категорически скрывает от взрослой дочери информацию об ее отце. [19, 23с.]

Межличностная коммуникация в семье отвечает задачам обмена информацией, согласования усилий и выполнения ролей в совместной деятельности, установления и развития межличностных отношений, познания партнера и самопознания [Андреева, 1980; Лисина, 1986; Петровская, 1987]. Особенностью межличностной коммуникации в семье является высокая эмоциональная насыщенность и интенсивность общения.

Структура коммуникативного акта включает следующие звенья:

*возникновение потребности и мотивов общения;

  • определение задач коммуникации (информационно-познавательная, задачи воздействия на поведение и деятельность партнера, подтверждения или изменения характера межличностных отношений, предоставления обратной связи партнеру о его личностных характеристиках и своем отношении к нему, получения обратной связи от партнера о себе и его отношении к себе);
  • передача информации, включая выбор определенного содержания (что хочу сказать) и выбор способа кодирования (как хочу сказать) с учетом задач коммуникации;
  • получение информации партнером, включая процессы декодирования содержания, реконструкции намерений и мотивов партнера по коммуникации;
  • анализ полученной информации и принятие решения о содержании ответного акта коммуникации;
  • передача информации, включая выбор определенного содержания (что хочу сказать) и выбор способа кодирования (как хочу сказать) с учетом задач коммуникации и т.д.

[7, 35с.]

18 стр., 8698 слов

Особенности конфликтного поведения супругов

... конфликтного поведения, супругов предпочитающих общение в социальных сетях. Для достижения цели нужно решить следующие задачи: Анализировать литературу по данной проблеме. Рассмотреть различные аспекты супружеских отношений. Выявить причины, провоцирующие супружеские конфликты. Рассмотреть отношение ...

Процесс межличностной коммуникации опосредуется системой образов, выполняющих важную регулирующую и ориентирующую функцию. Указанная система включает образы: «Я», «Другой моими глазами», «Я глазами другого», «Наши отношения», «Наши отношения для другого» и «Наши отношения для меня глазами другого». Эмоциональная насыщенность Указанных образов приводит к перегрузке коммуникационного канала и возрастанию вероятности нарушений межличностной коммуникации в случае искажения или недостаточной адекватности хотя бы одного из них. [7, 28с.]

1.3 Модели конструктивного и деструктивного общения между супругами

«Общение — это важнейший фактор вашего здоровья и ваших отношений с другими людьми».

Любая семья сталкивается в процессе своей жизнедеятельности с проблемными ситуациями, разрешение которых осуществляется в условиях противоречивости индивидуальных потребностей, мотивов и интересов ее членов. Конфликт определяется как столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений субъектов взаимодействия.

В динамике конфликта выделяются этапы: возникновение объективной предконфликтной ситуации; осознание этой ситуации как конфликтной; инцидент; разрешение (завершение конфликта); послеконфликтная ситуация [Анцупов, Шипилов, 1992 Буртовая]. Можно говорить о позитивной (конструктивной) и негативной (деструктивной) функциях конфликта. Конструктивная функция состоит в объективировании источника разногласий и противоречий и создании условий для устранения конфликта, в профилактике стагнации отношений, стимулировании развития отношений и их оптимизации [Донцов, Полозова, 1980 Анцупов].

В современной психологии принято считать, что важно не столько уметь предотвращать конфликты, сколько эффективно их разрешать. Избегание конфликта не снимает проблемы противоречий в семье, а только усугубляет ее, сохраняя депривацию значимых потребностей членов семьи. Конфликт может быть конструктивным и деструктивным, повышать степень сплоченности, ценностно-смыслового единства и эффективности функционирования семьи либо, напротив, усиливать ее дисфункциональность [Петровская, 1982 Шалин В.В.].

Конструктивный конфликт характеризуется следующими признаками:

* проблема разрешается на основе интеграции, компромисса и учета интересов всех членов семьи;

  • в результате укрепляются отношения между супругами, улучшается взаимопонимание и возрастает способность эффективно разрешать новые конфликты, снижается уровень конфликтности в семье в целом;

— * после наступает улучшение эмоционального климата в семье в целом и эмоционального статуса каждого члена семьи: исчезают тревоги, страхи, напряженность.

22 стр., 10842 слов

Семейные конфликты

... в конфликтные столкновения субъектов общественных отношений. Участниками конфликта могут быть как отдельные ... вашего супруга. Выбор сделан вами. Если вы начали строить свою семью на ... это адресно-направленное стремление получить сексуального партнера для удовлетворения собственных потребностей. Вы ... людей в различных конфликтах, социологи выяснили, что мотивами бытовых столкновений обычно являются ...

Деструктивный конфликт, в отличие от конструктивного, характеризуется тем, что:

* проблема не решается — происходит либо полное подчинение одним участником конфликта другого, силовое навязывание своего варианта решения проблемы, либо решается формально, либо наблюдается уход от проблемы — прерывание конфликта (мнимое перемирие) (СВ. Ковалев);

  • противоречивость потребностей и интересов сохраняется, потребности члена семьи, вышедшего из конфликта «побежденным», остаются неудовлетворенными;
  • в результате возникают эмоциональное отчуждение, дистанцирование, чувство одиночества, тревоги, безысходности (когда конфликты накапливаются);
  • став хронической, такая ситуация может привести к невротизации и депрессии. [12, 27с.]

Таким образом, конструктивный конфликт — это конфликт, где «нет побежденных и победителей», где выигрывают обе стороны, а деструктивный — это «навязывание победителем своей воли побежденному» [Гордон, 1997].

В зависимости от динамики различают конфликты актуальные, т.е. реализуемые в настоящее время и непосредственно связанные с определенной проблемой, и прогрессирующие, в которых масштаб и интенсивность противостояния участников все более нарастает. Выделяют также привычные конфликты, возникающие по любому поводу и характеризующиеся эмоциональной усталостью партнеров, не прилагающих реальных усилий Для их разрешения. За привычными конфликтами, как правило, скрыты глубинные противоречия, подавленные и вытесненные из сознания. [8, 35с.]

По степени выраженности конфликты могут быть открытыми, явно проявляющимися в поведении и неявными, скрытыми. Последние представляют особую опасность, так как приводят к возникновению коммуникационной проблемы, когда истинная причина конфликта не является предметом обсуждения и часто даже не осознается.

Существуют определенные универсальные модели общения людей друг с другом. Выделяют четыре типа коммуникаций: заискивающий, обвиняющий, расчетливый и отстраненный.

Давайте повнимательнее рассмотрим четыре типа поведения, к которым прибегают люди, чувствуя угрозу отвержения. Реагируя на эту угрозу, человек, который не хочет обнаружить собственную слабость, пытается как-то скрыть ее. Он может:

1) заискивать, чтобы другой человек не сердился;

2) обвинять, чтобы другой человек считал его сильным;

3) рассчитать все так, чтобы избежать угрозы. Самооценка человека нередко скрыта за высокими словами и абстрактными понятиями;

4) отстраниться настолько, чтобы игнорировать угрозу, вести себя так, будто ее нет.

Важно понять, что каждый раз, когда вы что-то говорите, весь ваш организм тоже участвует в этом. Когда вы произносите слова, ваше лицо, голос, тело, дыхание, мышцы тоже говорят.

Несоответствие между вербальным и невербальным планами общения порождает двусмысленность. В неблагополучных семьях, общение протекает двусмысленно. Двусмысленность возникает в тех случаях, когда человек руководствуется следующими представлениями:

1. У меня низкая самооценка, я уверен, что плохой, потому что чувствую себя таким.

2. Я боюсь задеть чувства другого человека.

3. Я боюсь, что другой человек отомстит мне.

4. Я боюсь разрыва наших отношений.

5. Я не хочу навязываться.

6. Я равнодушен ко всему, кроме самого себя, другой человек взаимоотношения с ним не имеют для меня никакого значения.

Не так уж сложно отказаться от привычных стереотипов поведения и стать уравновешенным. Один из путей для достижения этой цели — понять, что в достижении этого вам мешают некоторые страхи. Чтобы избежать отвержения, которого мы так боимся, мы постоянно пугаем самих себя:

6 стр., 2841 слов

Приёмы и способы эффективной коммуникации с партнером по деловому общению

... коммуникативных техник. Техника управления ситуацией общения посредством мимики и жестов - целенаправленное использование мимических движений, жестов и поз, содержащих информацию для сознания и подсознания партнера по об­щению об отношении ... коммуникации. Предмет исследования: средства и техники вербальной и невербальной систем коммуникаций. Цель данного реферата Задачи: 1. Раскрыть сущность ...

1. Я могу совершить ошибку.

2. Кому-то это может не понравиться.

3. Кто-то может меня раскритиковать.

4. Вдруг подумают, что я — выскочка.

5. Она подумает, что я плохой.

6. Люди могут подумать, что я дефективный.

7. Он может меня бросить. , Если вы сможете разумно отнестись к подобным утверждениям, вы сделаете важный шаг на пути личностного роста.

1. Я уверен, что в любом деле ошибки неизбежны, особенно когда дело новое.

2. Я абсолютно уверен, что всегда найдется кто-то кому не понравится то, что я делаю. На вкус и цвет товарища нет.

3. Да, всегда найдется кто-то, кто будет критиковать меня… Я действительно несовершенен. Но критика полезна.

4. Конечно! Всякий раз я перебиваю кого-то, высовываюсь!

5. Может быть, она и думает, что я не хорош. Могу ли я это пережить? Иногда я, может, не такой бойкий. Иногда кто-нибудь другой может перебежать мне дорогу.

6. Если я буду считать, что мне надо быть безупречным, я никогда не буду полностью собой доволен.

7. Итак, он меня бросает. Может быть, он и уйдет, но я переживу и это.

Подобное отношение к происходящим событиям поможет вам чувствовать себя всегда уверенно. Это будет непросто и, может быть, болезненно. Но если вы сумеете посмеяться над собой, вам станет легче. Результат оправдает все усилия.

Большинство наших страхов и опасений, влияющих на чувство самоценности, оказываются бурей в стакане воды. Это становится совершенно ясно, если отнестись к самим себе с юмором. Другой способ, к которому можно прибегнуть, чтобы справиться со своими, страхами, — это спросить себя: буду ли я по-прежнему жив, если все воображаемые угрозы и страхи осуществятся. Если я могу ответить: «Да», значит, все в порядке.

В уравновешенном типе поведения нет ничего таинственного. Это особый способ реагирования на поведение людей в реальных ситуациях, позволяющий говорить, соглашаться с ним, спокойно реагировать на него, поскольку он не вызывает у вас отрицательной реакции. В уравновешенной позиции вы можете свободно изменить направление вашей жизни не для того, чтобы избежать подвоха, а потому, что вы хотите этого и это кажется вам необходимым. [15, 24с.]

Этот тип реагирования дает вам возможность жить полноценно, реально, согласуясь с доводами разума и сердца. Став уравновешенным, вы обретете внутреннюю гармонию, чувство ответственности, честность, знания, способность к творчеству и умение разрешать любые проблемы реальными путями. Четыре других типа общения связаны с сомнительными ценностями, сделками, обманом, одиночеством, халтурой, забвением традиций, решением надуманных проблем. Чтобы стать уравновешенным, требуется сила воли, смелость, новые убеждения и новые знания. Здесь невозможно притвориться.

Человек может исцелиться, только если станет хозяином своего сердца, чувств, тела и головы, благодаря этому он еще ближе прикоснется к своей душе, а следовательно, к своей сущности. В результате он сможет выразить себя как целостная личность, а это повысит его самооценку, поможет создать гармоничные отношения с другими.

Грубо говоря, оказывается, что мы все — общество обманщиков, скрывающихся от самих себя, играющих в опасные игры друг с другом. Если мы хотим, чтобы наши огромные интеллектуальные ресурсы пропали, чтобы мы стали немыми, глухими и слепыми, мы должны продолжать пользоваться четырьмя уродливыми способами общения.

Игра — хороший показатель того, как члены семьи общаются друг с другом.

Триада-это основа семейного союза (мать, отец и ребенок).

Именно в нем мы осваиваем основные модели общения. Детям должно быть не меньше трех лет, чтобы они могли принять участие в играх.

Первая триада может быть такой: муж, жена и старший ребенок. Чтобы глубже понять, как складывается ваше общение в семье, нужно по очереди поиграть со всеми возможными триадами в вашей семье. [6, 153с.]

Существует много хорошо известных моделей, которые рассматриваются в кабинете терапевта. К наиболее распространенным моделям относятся:

  • (1) взаимный уход коммуникация характеризуется подавленной ненавистью и разобщением;
  • (2) взаимные обвинения — коммуникация характеризуется повторяющимися спорами с эскалацией конфликта, когда супруги высказывают в адрес друг друга обвинения и пренебрежение;

— пары, в которых один предъявляет требования, а другой совершает уходы — коммуникация характеризуется тем, что один из партнеров постоянно прибегает к открытым действиям, чтобы разрешить какой-то вопрос или выразить свое раздражение, гнев и разочарование, в то время как другой партнер просто старается избежать обсуждения этого вопроса Во многих дисфункциональных моделях общения есть общие черты. Во-первых, в основе наиболее дисфункциональных моделей взаимодействия лежит убеждение, что тот же самый старый спор действительно представляет собой борьбу за «истину». Если муж всегда шутит, а жена все воспринимает слишком серьезно, муж должен продолжать прибегать к своим шуткам, подтверждая истину, что «жизнь следует воспринимать легко». А у жены есть мотивация продолжать ко всему относиться чрезмерно серьезно, подтверждая всякий раз свою истину, что «жизнь нужно воспринимать серьезно». Терапевтам необходимо обосновать переживания каждого партнера и рассеять иллюзию о том, что существует абсолютная истина. И лишь когда супруги смогут понять, что их точки зрения представляют собой реалии, связанные между собой, только тогда, возможно, они перестанут вести эти битвы и будут стремиться разрешить конфликт. [6, 125с.]

Структура отношений определяется тем, как распределяется власть. В рамках супружеских отношений власть относится к способности оказывать влияние на эмоции, поведение и стили принятия решений в паре. Это влияние расширяется главным образом посредством коммуникативного стиля супругов. Слова, которые они используют, а также определенные моменты, когда они к ним прибегают, оказывают влияние на их функционирование. Хейли (На1еу, 1984 Витакер) лаконично увязал власть супругов с их общением, когда говорил о том, что «основные конфликты в браке центрированы на проблеме, кто и кому должен сказать, что необходимо делать и при каких обстоятельствах».

2.1 Природа супружеской совместимости

Психобиологическая совместимость. Речь идет о «неопределимой внутренней симпатии», в основе которой могут быть такие ясные причины, как восхищение талантом, достигнутым успехом. общественным положением или внешним эстетическим идеалом. Брак без спонтанного влечения обычно не гарантирует удачного супружества.

Гармоничный брак предполагает социальную зрелость супругов, подготовленность к активному участию в жизни общества, способность материально обеспечить свою семью, долг и ответственность, самообладание и гибкость. Наиболее удачны браки тех людей, которые ценят в своем партнере надежность, верность, любовь к семье и твердый характер. В «идеальном браке» супруги чаше всего обладают такими чертами личности, как выдержанность, трудолюбие, заботливость, самоотверженность и гибкость поведения. [2, 147с.]

Факторы, оказывающие косвенное воздействие на благополучие супружеской жизни. Важно знать, какими были супружеские отношения родителей избранника, каков семейный уклад, материальный уровень семьи, какие негативные явления наблюдаются в семье и в характере родителей. Даже небольшая семейная травма часто оставляет глубокий след, формируя у ребенка отрицательные взгляды и позиции. Подчас непреодолимые конфликты неизбежны там, где партнеры диаметрально отличаются по своему мировоззрению.

Образование. Высшее образование не всегда повышает уровень стабильности семейных отношений. Даже в браке, заключенном между двумя молодыми людьми, окончившими высшие учебные заведения, могут возникнуть конфликты, которые, если их своевременно не решить, дадут повод к разводу. Однако интеллектуальный уровень и характеры партнеров не должны чрезмерно отличаться.

Трудовая стабильность. Люди, часто меняющие место работы, отличаются неустойчивостью, чрезмерной неудовлетворенностью, неспособностью налаживать длительные отношения.

Возраст определяет общественную зрелость партнеров, подготовленность к выполнению супружеских и родительских обязанностей. Наиболее оптимальным считается возраст 20—24 года. Наиболее естественная разница в возрасте супругов 1—4 года. Устойчивость так называемых неравных браков во многом зависит не только от характера обоих партнеров, от их взаимного чувства, но и от подготовленности к возрастным особенностям, от умения противостоять «злословию» окружающих и т.д. [2, 235с.]

Продолжительность знакомства. За период знакомства важно хорошо узнать друг друга не только в оптимальных условиях, но и в трудных ситуациях, когда ярко проявляются личные качества и слабости характера партнера. Возможно, как это принято сейчас, пожить вместе какое-то время, чтобы освоиться, привыкнуть к особенностям друг друга.

Все эти факторы создают предпосылки возникновения супружеской совместимости и несовместимости.

Психологическая несовместимость — это невозможность в критических ситуациях понять друг друга. В браке каждый из супругов может выступать как «психотравмирующий фактор» [4, 35с.], например, когда один из супругов является препятствием в удовлетворении потребностей другого. Психологическая совместимость определяется как взаимное принятие партнеров по общению и совместной деятельности, основанное на оптимально» сочетании — сходстве или взаимодополнительности — ценностных ориентации, личностных и психофизиологических особенностей. Психологическая совместимость субъектов — явление многоуровневое и многоаспектное. В семейном взаимодействии она включает в себя психофизиологическую совместимость’, личностную совместимость, в том числе когнитивную (осмысление представлений о себе, других людях и мире в целом), эмоциональную (переживание происходящего во внешнем и внутреннем мире человека).

поведенческую (внешнее выражение представлений и переживаний); совместимость ценностей, или духовную совместимость.

Таким образом, гармонию семейно-брачных отношений с точки зрения личных параметров определяют несколько основных элементов:

  • эмоциональная сторона супружеских отношений, степень привязанности;
  • сходство их представлений, видений себя, партнера, социального мира в целом;
  • сходство предпочитаемых каждым из партнеров моделей общения, поведенческие особенности;
  • сексуальная и, шире, психофизиологическая совместимость партнеров;
  • общий культурный уровень, степень психической и социальной зрелости партнеров, совпадение систем ценностей супругов.

Особенно большую значимость в семейно-брачных отношениях имеют ценностная и психофизиологическая совместимость людей. Все остальные виды совместимости или несовместимости подвержены динамическим изменениям и достаточно легко изменяются в процессе взаимной адаптации членов семьи или в ходе психотерапии. Ценностная и психофизиологическая несовместимость не поддается или с большим трудом поддается коррекции. Психофизиологическая, и в частности сексуальная, несовместимость способна привести к распаду брака. А рассогласование ценностей во взаимодействии людей, особенно в повседневных контактах, приводит к почти необратимому разрушению общения и супружеских взаимоотношений. Здесь важно, с одной стороны, насколько различны оценочные критерии супругов, а с другой — насколько индивидуальные критерии соответствуют общепризнанным. Можно говорить о двойной гармонии, когда ценностные установки супругов совпадают между собой и с общепринятой системой ценностей. О совпадении взглядов с общепринятой системой ценностей только одного из супругов: о соответствии ценностных критериев обоих партнеров общепринятым ценностям при одновременной дифференциации их точек зрения; о двойной дифференциации, когда системы ценностей расходятся, а интересы обоих не отождествляются с общепризнанными критериями. [6, 125с.]

При отсутствии какой-нибудь из этих групп предпосылок совместимости не происходит оптимальной адаптации или она происходит медленно, гармония супружеского союза нарушается.

Наиболее распространенными факторами, предопределяющими успех или неудачу в супружестве, являются личные качества супругов и их умение решать всевозможные проблемы, быть в гармонии друг с другом. При отсутствии этих умений нередко возникают конфликтные ситуации как следствия несовместимости каких-либо сил внутри одной личности или между супругами. Важно учитывать и индивидуально-психологические особенности каждого из супругов. Рациональным и комплексным показателем их индивидуальности может служить тип личности: наиболее распространенной причиной супружеских конфликтов, а также разводов является «несходство характеров», несовместимость супругов. [2, 205с.]

Источником трудностей в семейной жизни могут быть особенности личности одного или обоих супругов. Речь идет о чертах, которые вначале соответствовали норме, но не были вполне адекватными личностным качествам партнера или партнер не находил правильного подхода к общению, был не в состоянии справиться с некоторыми особенностями своей собственно психики. Кроме того, это могут быть и патологические свойства личности, которые уже сами по себе представляют проблему в межличностных связях, а тем более в супружеских отношениях, делая их изначально потенциально конфликтными и сложными, требующими для более или менее гармоничного сосуществования членов семьи специальных навыков и установок. Об особенностях характера супругов свидетельствует их отношение к работе, окружающим людям, собственности, к самим себе и родственникам. [6, 36с.]

Важны основные моральные принципы, интересы, кругозор, стиль жизни, психосоциальная зрелость и шкала ценностей. Эти показатели отражают тот факт, что помимо личностных качеств супругов, брачное взаимодействие связано с ожиданиями и опытом их предшествующей жизни. Для того чтобы помочь супругам, имеющим проблемы в браке, необходимо выяснить, на чем базируются некоторые из их ожиданий и каково реальное положение дел в семье. С этой целью обычно рассматриваются брак их родителей, братьев или сестер; динамика развития брачных отношений.

Концепция дублирования родительских свойств предполагает, что человек учится выполнять мужскую или женскую роль в значительной мере от своих родителей и неосознанно использует в своей семье модель отношения родителей. Он обучается супружеской роли на основе отождествления себя с родителем того же пола. Отождествление, идентификация — элементарная психологическая реакция, заключающаяся в том, что индивидуум мысленно приравнивает себя к другому человеку (родителю).

Подчас не замечая, он перенимает способ мышления, идеи и ценности, а самое главное — эмоциональные реакции и внутренние состояния, неосознанно или сознательно старается уподобиться родителю, поэтому одобряет его стандарты поведения и приспосабливается к его оценкам. Личность индивидуума и родителя сливаются. В эту схему включается и роль родителя другого пола: формы родительских отношений становятся эталоном.

В супружестве оба партнера пытаются приспособить свои отношения к внутренним схемам-ожиданиям. Под влиянием влюбленности человек некоторое время может проявлять «уступчивость» или, вернее «близорукость», частично отказываясь от реализации своей программы ради партнера, желая приспособиться к нему. Обычно это вызывает внутреннее противоречие, поэтому появляется стремление вернуться на запрограммированный путь. [6, 95с.]

Социальное наследование личностных свойств и поведенческих шаблонов определяет и сходство супружеских отношений, которые также наследуются, поэтому мы часто повторяем не только выбор партнера, но и многие ошибки и проблемы родителей. Два важнейших измерения родительских взаимоотношений во многом определяют успешность брака ребенка. Сравнение отношений в благополучных и конфликтных супружеских парах показывает, что на уравновешенность отношений существенное влияние оказывают благоприятная модель брака родителей, хорошее отношение отца к матери, счастливое детство. Уравновешенные супруги были спокойными в детстве, их редко наказывали, чаще ласкали.

Если молодые люди вступают в брак в надежде, что со временем характер избранника улучшится, главное — помочь ему исправиться, они рискуют напрасно потерять время. Скорее всего, партнер не станет таким, каким его хотели бы видеть.

Согласованность функционально-ролевых ожиданий. В этом случае значимы представления членов семьи о том, что, как, с кем и в какой последовательности они будут делать для достижения общих задач. Принято считать, что согласованность структуры ролей, понимание и распределение ролей внутри пары обеспечивают стабильность и благополучие семьи.

Ценностно-ориентационное единство. У каждого есть интересы, потребности, цели существования и средства их достижения, которые являются самыми важными в жизни. Если будущий супруг не разделяет приоритетов другого, едва ли брачный союз будет успешным и стабильным, даже если в других областях люди идеально подходят друг другу.

Личностная и социальная зрелость супругов. Для гармоничного брака необходима личностная и социальная зрелость, подготовленность, активность и устойчивость в профессиональной сфере, способность материально обеспечивать свою семью, готовность заботиться о воспитании детей. Психологически зрелых супругов отличает чувство долга, ответственность за свою семью, самообладание, гибкость, выдержанность, трудолюбие, деликатность [6.]

Личностный фактор в любви и семейной жизни как определяющий был впервые провозглашен в гуманистической психологии. В последнее время в отечественной науке в рамках гуманитарного подхода появились новые разработки в рассмотрении личности и новые разработки в рассмотрении межличностных отношений. Так, А. Б. Орлов ставит на центральное место в изучении личности сущность человека и самопринятие, представляющее собой источник и суть нормального личностного развития. В качестве первопричины и одного из проявлений подлинного отношения любви видит безусловное принятие себя.

Описывая существование личности в терминах «самопринятие» и «самонепринятие», имеется в виду принятие или непринятие себя уже как подлинного субъекта жизни, существующего независимо и вне всяких социальных норм, стереотипов, ценностных систем и т. п.

Таким образом, уровень личностной зрелости можно определять как стремление быть самим собой, а также посредством определения степени самопринятия.

Обнаружены некоторые закономерности, которые выражены в законе совместимости: врожденные качества должны быть контрастны, а приобретенные — подобны.

В значительно большей мере проблему совместимости позволяет понять предложенная С. С. Либихом модель, основанная на ролевых свойствах и ожиданиях супругов[6].

Женщину-мать отличает выраженная потребность помогать, защищать, ободрять, поддерживать, спасать и т. д. Она бессознательно предпочитает общение со слабыми, больными, несостоявшимися, потерпевшими неудачу, что нередко определяет и выбор мужа. Слабость мужчины, его потребность в опеке могут иметь значение сексуально положительных раздражителей.

Женщина-дочь испытывает потребность в протекции со стороны мужчины, в общении, с которым могла бы чувствовать себя слабой, «маленькой девочкой», предметом внимания и восхищения. Часто предпочитает партнера старше себя, ценя в нем не столько сексуальную силу, сколько опыт, знания, умения, искушенность в ласках.

Женщина-женщина агрессивного типа насмешлива, иронична, стремится одерживать верх над мужчиной, в поведении и ласках которого ее привлекают зависимость, податливость, подчиненность и приниженная робость. Для женщины-женщины пассивно-подчиненного типа идеал — сильный, властный, овладевающий ею мужчина.

Мужчина-отец склонен к покровительству, нуждаясь при этом со стороны женщины в признании, восхищении, подчиненности и зависимости, «угадывании» его желаний и потребностей.

Мужчина-сын подчиняем, зависим, нередко инфантилен, нуждается в опеке и сочувствии со стороны женщины, часто — неудачник, может быть капризным, ждет всепрощающего понимания своих слабостей.

Мужчина-мужчина агрессивного типа — представитель «силового», наступательно-доминантного поведения. Он безапелляционен, решителен, может быть груб в повседневном общении и ласках.

Мужчина-мужчина пассивно-подчиненного типа испытывает симпатию и влечение к «сильным женщинам», любит внешние проявления этой силы; он часто зависим, принижен, склонен отдавать инициативу женщине, в том числе и в сексуальном общении.

Типы эти не абсолютны, но формируются довольно рано. Каждый из этих типов сам по себе не «хорош» и не «плох», а может быть оценен лишь по соответствию ролевым ожиданиям партнера. Это дает возможность с известной долей вероятности прогнозировать гармоничность или конфликтность партнеров. Степень и адекватность «ролевого знакомства» имеет значение для успешности брака, подчеркивает С. С. Либих.

Более тонко суть психологической совместимости раскрыта А. Кроником. Он подчеркивает, что чаще всего самые близкие (совместимые) люди — это члены одной семьи и друзья, те, кого человек пускает в свое Я. У каждого — свои, неповторимые, непохожие, казалось бы, ни на кого другого. А. Кроником в ходе эмпирического исследования составлены психологические портреты Я, Самого близкого и Недавнего знакомого. Оказалось, что портрет близкого человека весьма похож на Меня, с той лишь разницей, что Я доверчивый, но раздражающийся, а Он — внимательный и любящий. Сразу становится понятным, отчего абсолютная психологическая совместимость — некий идеал. [30, 125с.]

Сходство характеров также не может быть решающим фактором сближения. Незначительная тенденция имеется, но почти столько же случаев противоречит ей. Вероятно, в этих противоречащих случаях проявляется то, что один партнер дополняет другого, что они контрастируют по тем или иным свойствам. [30, 105с.] Однако детальный содержательный анализ характеристик Я, Близкого и Знакомого показывает, что и гипотеза контраста подтверждается лишь у половины опрошенных, а остальные более контрастно видят не близкого человека, а просто знакомого.

Значимость исследования А. Кроника в том, что он, замечая, что корни совместимости не в сходстве или контрасте характеров партнеров, продолжает анализ и поиск дальше.

А. Кроник утверждает, что доверчивость молодых людей и умение внушать доверие, присущее их знакомым, тесно связаны друг с другом как причина и следствие (я — доверчивый, знакомый — внушающий доверие), как цель и средство ее достижения (я доверчив для того, чтобы мой знакомый внушил мне доверие).

Подобные связи, в которых проявление или формирование определенного свойства характера одного человека зависит от проявления какого-либо свойства характера другого человека, он называет характерообразующими связями. Они являются элементарной «клеточкой», единицей анализа значимых отношений. Чем больше таких связей устанавливается между общающимися людьми, тем значимее партнеры должны быть друг для друга, тем выше совместимость. [30, 137с.] Проще говоря: больше связей — сильнее привязанность.

Изучение теоретических аспектов супружеской совместимости (духовной, физиологической, семейно-бытовой, персональной).

Эмпирическое исследование психофизиологической и социально-психологической совместимости супругов. Методика оценки сексуального профиля.

контрольная работа