В последние годы выживание автотранспортного предприятия в современных условиях жесткой конкуренции выдвигает особые требования к организации управления, поскольку менеджмент организации ежедневно сталкивается все с большим разнообразием ситуаций при принятии решений.
В условиях бурно развивающихся информационных технологий важно не отстать от конкурентов, стремящихся обеспечить поддержку образования, опыта, интеллекта, профессиональной интуиции своих сотрудников средствами специализированных информационных систем. Информационная система — это система, организующая, хранящая и преобразующая информацию, то есть система, основным предметом и продуктом труда которой является информация. Эти системы способствуют эффективной организации производства (коммерческой и технической эксплуатации автотранспорта).
Внедрение информационной системы на автотранспортном предприятии является не самоцелью, а способом повысить эффективность работы транспортной компании, улучшить управляемость, облегчить условия работы персонала. Именно поэтому существует необходимость в ее создании.
Темой данного дипломного проекта является «Проектирование информационной подсистемы «Автобазы №2».
Разработка и проектирование информационной системы является важным моментом в работе организации либо отдельно взятого отдела, так как всегда и везде в настоящее время информации отводится одно из главных мест. Для каждой конкретной организации существует множество особенностей разработки и проектирования информационной системы, зависящих от спецификации (предметной области) выполняемых работ.
Автоматизация рабочего места представляет собой организацию места пользователя — специалиста той или иной профессии, оборудование средствами, необходимыми для выполнения им определенных функций. Такими средствами, как правило, является ПК, дополняемый по мере необходимости другими вспомогательными электронными устройствами (дисковыми накопителями, печатающими устройствами, оптическими читающими устройствами или считывателями штрихового кода, устройствами графики, средствами).
Целью проекта является повышение эффективности и оптимизация работы диспетчера.
Основной задачей работы дипломного проекта является разработка программного решения для автоматизации работ диспетчера по учету движения автотранспорта.
Практическое значение настоящей работы состоит в создании информационной системы эксплуатационной службы ОАО «Автобаза №2».
Техническое обеспечение автоматизированных информационных систем
... 1.2 Структура и организация технического обеспечения АИС Техническое обеспечение — это комплекс технических средств, предназначенных для работы информационной системы, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы. Комплекс технических средств составляют: компьютеры любых моделей; устройства сбора, накопления, ...
Объектом дипломного исследования является работа диспетчера эксплуатационной службы.
При разработке теоретических вопросов использовались методические, инструктивные и нормативные материалы ОАО «Автобаза №2», а также справочная литература по темам: Проектирование экономических информационных систем, Компьютерные сети, Базы данных, Информационные системы и другие.
Дипломный проект состоит из трех глав.
В первой части данного дипломного проекта проведён анализ предметной области и специфики работы ОАО «Автобазы №2».
Во второй главе описана функциональная модель разрабатываемой подсистемы, входная, выходная информация, и технология работы созданного проекта, приведены экранные формы и отчеты.
В третьей главе описан выбор метода и расчет показателей экономической эффективности проекта.
проектирование информационная подсистема
Глава 1. Аналитическая часть
1.1 Технико-экономическая характеристика предметной области
1.1.1 Характеристика и организационная структура ОАО «Автобаза №2»
Открытое акционерное общество «Автобаза №2», в дальнейшем именуемое Общество, действует на основании ГК РФ, ФЗ «Об акционерных обществах» и других нормативных актов, а также на основании настоящего Устава. Общество создано без ограничения срока его деятельности.
Полное фирменное наименование — открытое акционерное общество «Автобаза №2». Сокращенное наименование — ОАО «Автобаза №2». Местонахождение Общества — РФ,150044 г. Ярославль, 1-ый Промышленный проезд, д. 9.
ОАО «Автобаза №»2 была создана в январе 1958 года. С тех пор произошли значительные изменения в деятельности и планировании предприятия. Общество является ОАО, созданным путем преобразования из товарищества с ограниченной ответственностью «Автобаза №2». Общество является правопреемником ТОО «Автобаза №2».
Основная деятельность Общества направлена на удовлетворение общественных потребностей в производстве и реализации продукции (оказании услуг) производственно-технического назначения и получения максимальной прибыли в интересах акционеров путем осуществления хозяйственной и производственной деятельности в области внутригосударственных связей.
Основными видами хозяйственной деятельности Общества являются:
- транспортирование грузов на всех видах транспорта, том числе и по международным перевозкам, как на собственных, так и на привлеченных транспортных средствах;
- строительные, монтажные, пуско-наладочные и отделочные работы.
Другими видами деятельности Общества являются:
- оптовая, розничная и комиссионная торговля;
- организация работы предприятий общественного питания;
- экспедиторские услуги, транспортировка грузов, услуги по складированию и хранению товаров, погрузо-разгрузочные работы, грузовые перевозки;
- услуги автосервиса, организация работы автозаправок и автостоянок;
- организация перевозок железнодорожным транспортом;
- общестроительные работы, ремонтные и ремонтно-восстановительные работы;
- лесозаготовка и лесопереработка, реализация деловой древесины;
- развитие отечественного и международного туризма, оказание связанных с туризмом услуг;
- посреднические услуги по реализации товаров народного потребления;
- издательская деятельность, оказание услуг в области дизайна, художественные разработки;
- оказание услуг складского хозяйства;
- оказание платных услуг населению;
- иные виды деятельности, не запрещенные законом.
Задачи ОАО «Автобаза №2»:
организация и осуществление перевозок в соответствии с заключенными договорами;
- хранение, тех. обслуживание и ремонт автомобилей, прицепов и полуприцепов;
- организация труда и заработной платы;
- обеспечение высокорентабельной работы автомобильного парка;
- неуклонное снижение себестоимости перевозок и получение сверхплановых накоплений;
- материально-техническое снабжение топливом, смазочными материалами, шинами, агрегатами, деталями, различными эксплуатационными и ремонтными материалами, гарантирующее бесперебойную работу подвижного состава;
- планирование, статистический и бухгалтерский учет.
Характерной особенностью ОАО «Автобаза №2» является то, что основной производственный процесс — перевозка грузов — осуществляется вне его территории, а на территории — лишь вспомогательные процессы, связанные с обеспечением готовности подвижного состава к перевозочной работе. При этом разрабатывается план перевозок грузов. При составлении ставят задачу освоения намеченного объема перевозок минимальным количеством подвижного состава при наибольшей его производительности и наименьших затратах. На данный момент план перевозок грузов определяется количеством долгосрочных заключенных договоров и составляет на 2005 год 200 000 тонн груза.
Основными видами перевозимого груза являются:
- железобетонные панели (23,3%),
- песок речной (23%),
- бетонные и железобетонные изделия (13,5%),
- асфальт (14,2%),
- глина (12,4%) и прочие: кирпич, металлические трубы, грунт, щебень.
Основными заказчиками для перевозки вышеуказанных грузов являются: ОАО «ЯХПС» (доля выручки 22,8%), ОАО «Ивановская ДСК» (20,5%), ЗАО «Сергиево-Посадский Автодор (12,1%), МУП «ДСК» (4%), ООО «Вымпел плюс» (3,2%), ОАО «КСМ» (2,2%) и другие.
Парк грузовых автомобилей Автобазы №2 составляет 40 автомобилей марки МАЗ, КАМАЗ, ТАТРА, ЗИЛ, КРАЗ, ГАЗ и позволяет не только обслуживать собственные потребности в перевозках, но и предоставлять различные виды транспортных услуг сторонним клиентам.
Для осуществления перевозок потребный автомобильный парк рассчитывается на основе обоснованных норм. Применительно к намеченному парку автомобилей и прицепов и условий их эксплуатации устанавливается объем технического обслуживания и ремонта, а также технические средства, необходимые для их осуществления. Коэффициент технической готовности, характеризующий исправность подвижного состава на 2005 год составляет 0,75 и соответствует норме.
Организационная структура Автобазы №2 включает функциональные подразделения и службы, каждая из которых имеет определенные права и обязанности.
1.1.2 Краткая характеристика основных отделов ОАО «Автобаза №2»
В состав предприятия входит отдел перевозок, плановый отдел, отдел труда и заработной платы, отдел кадров, бухгалтерия, коммерческий отдел, производственный отдел.
ОАО «Автобаза №2» состоит из 2-х основных производственных служб: эксплуатационной и технической, также входит аппарат управления, который руководит всеми сторонами деятельности (рис.1).
ОАО «Автобаза №2» |
|
Эксплуатационная служба: Отдел перевозок |
|
Рис.1. Структура ОАО «Автобазы №2»
В задачи эксплуатационной службы входит организация и осуществление перевозок грузов в соответствии с установленным планом и заключенными договорами. Работа эксплуатационной службы построена таким образом, чтобы обеспечить полное удовлетворение потребности заказчика в перевозках при максимальном использовании подвижного состава и минимальной себестоимости его эксплуатации.
Задачами службы эксплуатации являются:
- заключение договоров с клиентурой;
- прием заявок;
- суточное планирование перевозок с выявлением всех условий (время перевозки, ее характер, количество груза, состояние погрузочно-разгрузочных пунктов и подъездных путей, обеспеченность грузчиками).
Техническая служба включает 2 производственных звена: авторемонтные мастерские (АРМ) и гараж (рис.2).
В задачи технической службы входят поддержание подвижного состава в технически исправном состоянии, содержание и развитие производственной базы, материально-технического снабжения.
В функции гаража входят: хранение, выпуск на линию и прием с линии подвижного состава.
Мастерские выполняют весь комплекс работ по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава. В мастерские входят: зона ежедневного (ЕО) и первого технического обслуживания (ТО-1); зона второго технического обслуживания (ТО-2) и текущего ремонта (ТР).
Участок текущего ремонта включает:
- бригаду слесарей по текущему ремонту;
- механический участок: токари, шлифовщик;
- участок по ремонту двигателей: слесари;
- участок по ремонту электрооборудования;
- участок по ремонту топливной аппаратуры;
- малярный участок;
- автопогрузчик.
Участок ТО и сопутствующего ремонта включает:
- зону технического обслуживания: автослесари (клепка накладок, смазка, сопутствующий ремонт);
- шиноремонтный участок;
- аккумуляторный участок;
- сварочный участок;
- паяльный участок;
- участок по ремонту агрегатов;
- участок мойки автомашин;
- промежуточный склад;
- склад оборотных агрегатов.
В состав аппарата управления предприятием входят:
Первым заместителем Генерального директора является исполнительный директор, который возглавляет функциональную структуру и координирует работу подчиненных ему подразделений(рис.4).
Исполнительный директор осуществляет руководство работами по выполнению договорных обязательств по перевозкам грузов, принимает меры по расширению прямых и длительных хозяйственных связей и по своевременному обеспечению полноты поступления доходов от перевозок, недопущению дебиторской задолженности, укреплению финансовой дисциплины, снижению себестоимости перевозок.
Диспетчерская группа (старший диспетчер и диспетчер) осуществляет оперативное планирование и регулирование работы автомобилей на линии с момента выпуска их из гаража до возвращения, выдает путевые листы, переключает автомобили в случае необходимости с одних маршрутов и объектов на другие, обеспечивает загрузку автомобилей.
Начальник автоколонны осуществляет общее руководство работы а/к, организует выпуск подвижного состава на линию, осуществляет подбор и расстановку кадров, а также контроль за соблюдением водителями правил технической эксплуатации автотранспортных средств.
Инженер по охране труда и безопасности движения, в подчинении которого находится медицинский работник по предрейсовому осмотру водителей, осуществляет контроль за соблюдения в подразделениях предприятия законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, выполнением работниками правил дорожного движения и технической эксплуатации автомобилей.
Инспектор по кадрам ведет учет личного состава, оформляет документации по кадрам, обеспечивает соблюдение графиков отпусков, осуществляет контроль за состояния трудовой дисциплины и соблюдением работниками правил внутреннего трудового распорядка.
Инженер отдела перевозок участвует в работе по анализу деятельности автотранспорта на линии, выявлении недостатков и разработка мероприятий по их устранению, составление и ведение технической документации, участие в планировании.
1.2 Экономическая сущность задачи
Объектом рассмотрения данного проекта является систематизация учета эксплуатационной службы. Автоматизация рабочего места, обеспечивающего снижение затрат как трудовых, так и временных на составление отчетов, выписку путевых листов, на поиск, хранение информации является основной задачей проекта. Эта служба не имеет на данный момент свою информационную систему, которая бы позволяла выполнять определенные функции. Поэтому работа диспетчеров в данной службе имеет ряд трудностей и недостатков.
Т.к. на предприятии находится в собственности 40 автомобилей, то ежегодно оформляется более тысячи путевых листов. В конце каждого отчетного периода приходится вручную перебирать эти листы для определения пробегов автомобилей, потребления ими топлива, расчета зарплаты водителей. Нередко сданные путевки обрабатываются на нескольких рабочих местах. Один диспетчер занимается таксировкой пройденного километража и расхода топлива, а другой — «разносит» отработанные человеко-часы по табелям учета рабочего времени.
По другим документам, фиксирующим ремонт и техническое обслуживание автомобилей, определяют их простои, расход запасных частей, труда ремонтников. Компьютеры нередко используют как пишущие машинки для распечатки бланков путевых листов или выдачи нарядов на ремонт, складских накладных. Ситуация усугубляется тем, что нередко возникают значительные расхождения между внутренним учетом топлива по путевым листам и учетом, который ведет бухгалтерия по счетам топливозаправочных предприятий. Руководитель автобазы лишен возможности получать оперативную информацию о доходах, затратах, простоях подвижного состава для принятия неотложных мер.
Для этого и необходимо внедрение информационной системы, которая полностью взяла на себя все таксировочные функции.
В данном проекте необходимо заложить возможности, соответствующие следующим требованиям:
- достоверное и оперативное предоставление информации заказчикам автотранспортных услуг по каждой единице подвижного состава;
- организация учета путевых и ремонтных листов;
- быстрый поиск по справочникам;
- расчет зарплаты водителя на основе данных из путевого листа и нормативов;
- накопление информации из путевых листов водителей в разрезе групп автотранспорта, водителей.
Результатом дипломного проекта будет являться программный продукт, который поможет:
- не допустить дублирования работ, проводимых диспетчерами службы;
- минимально снизить затраты на ряд операций в работе каждого сотрудника отдела, что приведет к увеличению работоспособности службы в целом;
- организовать эффективный контроль за своевременным обновлением информации;
- организовать оперативность и качественность работы эксплуатационной службы;
- вести учет путевых листов с помощью справочника водителей и справочника автотранспорт;
- вести учет ремонтов (как внутренних, так и автосервесных) и запчастей и других работ.
Наличие единой базы данных создано для организации эффективного информационного обмена между диспетчерами службы. Вся информация будет сохранена и проанализирована. На большинство запросов руководства смогут отвечать сотрудники отдела, которые напрямую не связаны с выполнением конкретных работ, но имеющих возможность получить данные по запрашиваемой проблеме из общей пополняемой базы данных.
Данный проект будет содержать все необходимые функции для работы отдела. Будет использоваться простой и понятный интерфейс. Система будет проста во внедрении (установка системы, настройка технических средств, обучение работников) и эксплуатации.
Основные функции проекта:
- Информация по каждому водителю;
- Быстрая и достоверная информация по клиентам;
- Изменение и добавление любой информации о водителях, транспорте и клиентах.
Наличие единой базы данных позволит освободить диспетчеров службы от выполнения лишних операций (таких как, постоянный просмотр путевых листов, личных дел водителей, документы по простоям автотранспорта), на которые уходит порой больше времени, чем предоставления нужных данных, и порой по значимости не играют большой роли, но требуют много затраченного времени и сил.
1.3 Обоснование необходимости и цели использования вычислительной техники для решения задачи
Большинство автотранспортных предприятий имеют незначительные возможности влияния даже на свое ближайшее деловое окружение, поэтому на первый план выходит сбор, систематизация и анализ информации о характеристиках коммерческой и технической эксплуатации подвижного состава.
Данные функции реализуются информационной системой. В широком смысле «информационная система» имеется практически на любом предприятии. Спектр конкретных вариантов информационных систем может быть очень широк: от традиционных систем, основанных на ручной технологии обработки информации и бумажном документообороте до сетевой автоматизированной информационной системы. «Автоматизированность» системе обеспечивает сочетание клиент — серверной архитектуры локальной вычислительной сети и технологии реляционных баз данных.
Следует также отметить, что в основе любой современной информационной системы лежит тот или иной программный комплекс. Однако программа — это все же не более чем основа информационной системы, она лишь создает предпосылки для повышения производительности управленческого труда и эффективности принимаемых решений. Эти предпосылки могут быть использованы только при грамотной организации множества отношений между структурными подразделениями и отдельными сотрудниками по поводу решения проблем, мешающих достижению целей предприятия.
Автоматизация работы эксплуатационной службы в данном проекте предназначена в первую очередь для повышения эффективности и скорости работы диспетчеров. Поэтому функциональные возможности АРМ должны быть направлены на решение конкретных задач, возникающих в процессе работы.
Преимущества автоматизированной информационной системы перед традиционной информационной системой:
- Автоматизированная информационная система полностью берет на себя все таксировочные функции. Диспетчеру достаточно один раз полностью внести всю путевку в базу данных, в результате чего автоматически будут сформированы разнообразные отчеты по расходу топлива, пробегам за любой произвольный период. Табеля для целого предприятия можно будет распечатать в течение несколько минут. При традиционной системе для формирования табелей требуется труд, по крайней мере, одного сотрудника в течение всего месяца;
- Основная учетная функция диспетчера — заносить в базу данных путевые листы. При ручной технологии обработки информации путевой лист нередко обрабатывается в 3 этапа: на первом — топливо и километраж, на втором — отработанные человеко- и машино-часы;
- на третьем — перевозка грузов по заказчикам. Однако при таком подходе данные, получаемые на каждом этапе, попадают в разные накопители и с трудом могут использоваться совместно. Более того, постоянно происходит повторное обращение к первичным документам, причем делают это самые разные сотрудники. В результате нередки различные трактовки одного и того же документа. В сетевой автоматизированной системе путевой лист вводится целиком за один раз в базу данных диспетчером;
- затем компьютер осуществляет таксировку и накопительный учет эксплуатационных показателей. После этого обработанные данные может использовать в своей деятельности любой сотрудник, которому эти данные необходимы для выполнения своих служебных обязанностей.
1.4 Постановка задачи
1.4.1 Цель и назначение автоматизированного варианта решения задачи
Целью данного дипломного проекта является разработка информационной подсистемы (эксплуатационной службы) ОАО «Автобаза №2». Использование информационной подсистемы позволит улучшить экономические показатели функционирования организации (рентабельность продаж, прибыльность продаж и т.д.).
Данная цель реализуется путем решения следующих задач:
- создание единой базы данных;
- автоматизация учета путевых листов;
- автоматизация учета клиентов;
- автоматизация учета транспорта;
- автоматизация учета объектов;
- автоматизация учета водителей;
- оперативное хранение, обновление и изменение данных в базе;
- информационная защита и физическая безопасность данных;
- составление отчётов и вывод их на печать в удобной для пользователя форме.
Успешное внедрение данной подсистемы приводит к улучшению значений показателей качества обработки информации, а именно:
- повышение степени достоверности обработки информации, степени ее защищенности;
- минимальное время ответа на запросы пользователя;
- повышение технического уровня, качества и объемов вычислительных работ;
- увеличение объемов и сокращение сроков переработки информации;
- своевременное удовлетворение информационной потребности специалиста, ускоренный доступ и поиск обрабатываемой информации.
Назначение состоит в следующем:
- автоматизация ввода, контроля и загрузки данных первичных документов в базу данных с использованием экранных форм;
- ведение справочников с условно-постоянной информацией;
- выполнение расчетов и выдача результатных документов;
- выдача информации по регламентированным и нерегламентированным запросам пользователей.
1.4.2 Общая характеристика организации решения задачи на ЭВМ
Создание информационной системы проходит несколько этапов:
- Обследование предметной области, изучение и формализация требований будущего пользователя;
- Разработка функциональной модели (использование технологии Bpwin.);
- Разработка концептуальной модели (использование технологии Erwin);
- Создание базы данных (использование СУБД Access);
- Написание сопутствующей документации;
- Информацию можно разделить на входную и выходную.
К входной информации можно отнести информацию о клиентах и услугах, которую получаем и заносим в базу данных, с которой непосредственно работаем: храним, обновляем, дополняем и изменяем.
Выходная информация — это информация по составлению отчетов и справок по заданным параметрам, необходимая как самим работникам отдела, так и руководству.
Вся входная информация разбита по определенным видам работ (технология BPwin.).
Полученные виды работ выделены в отдельные таблицы (технология ERwin), определены связи между таблицами. Для обеспечения поиска данных также будут использована экранная форма, позволяющая задавать различные значения (диапазоны значений) интересующей информации, с контролем допустимости значений условий поиска (СУБД Access).
В системе предполагается наличие всех необходимых отчетных форм для формирования отчетов и справок по заданным критериям и печати их. Все отчеты генерируются автоматически, используя выборки информации из базы данных с помощью запросов.
Очень важно организовать целостность данных, их каскадное обновление и, если необходимо, удаление. В базе данных это будет обеспечиваться путем ключевых полей и связями между таблицами.
Как было уже сказано выше, для организации базы данных будет использоваться система управления базой данных (СУБД) Access.
Система управления базами данных (СУБД) — это комплекс языковых и программных средств, предназначенный для создания, ведения и совместного использования базы данных многими пользователями. Обычно СУБД различают по используемой модели данных. Так, СУБД, основанные на использовании реляционной модели данных, называются реляционными СУБД [15].
База данных будет организована как файл — серверная архитектура. Компоненты информационной системы, выполняемые на РС, взаимодействуют только за счет наличия общего хранилища файлов, которое находится на файл — сервере. Основным достоинством является простота организации. Проектировщики и разработчики находятся в привычных и комфортных условиях среды Windows. Имеются удобные и развитые средства разработки графического пользовательского интерфейса, простые в использовании средства разработки систем баз данных и СУБД. Необходимыми требованиями к базе данных информационной системы являются поддержание её целостного состояния и гарантированная надежность хранения информации. В файл — серверной архитектуре мы имеем «толстого» клиента и очень «тонкий» сервер в том смысле, что вся работа выполняется на стороне клиента, а от сервера требуется лишь достаточная емкость дисковой памяти.
Распределенная обработка данных позволила повысить эффективность удовлетворения изменяющейся информационной потребности работника и, тем самым, обеспечить гибкость принимаемых им решений. Преимущества распределенной обработки данных: большое число взаимодействующих пользователей, выполняющих функции сбора, передачи и выдачи информации; обеспечение доступа работнику к вычислительным ресурсам сети.
1.5 Обоснование проектных решений по видам обеспечения
Структуру информационной системы составляет совокупность отдельных ее частей, называемых подсистем.
Подсистема — это часть системы, выделенная по какому-либо признаку.
Общую структуру информационной системы можно рассматривать как совокупность подсистем независимо от сферы применения. В этом случае говорят о структурном признаке классификации, а подсистемы называют обеспечивающими. Таким образом, структура любой информационной системы может быть представлена совокупностью обеспечивающих подсистем. Среди обеспечивающих подсистем обычно выделяют информационное, техническое, программное обеспечение [8].
1.5.1 По техническому обеспечению
Техническое обеспечение — комплекс технических средств, предназначенных для работы информационной системы, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы [21].
Комплекс технических средств составляют:
- компьютеры любых моделей;
- устройства сбора, накопления, обработки, передачи и вывода информации;
- устройства передачи данных и линий связи;
- средства оргтехники и устройства автоматического съема информации;
- эксплуатационные материалы и др.
Документацией оформляются предварительный выбор технических средств, организация их эксплуатации, технологический процесс обработки данных, технологическое оснащение. Документацию можно условно разделить на три группы:
- общесистемную, включающую государственные и отраслевые стандарты по техническому обеспечению;
- специализированную, содержащую комплекс методик по всем этапам разработки технического обеспечения;
- нормативно — справочную, используемую при выполнении расчетов по техническому обеспечению.
К настоящему времени сложились две основные формы организации технического обеспечения (формы использования технических средств): централизованная и частично или полностью децентрализованная.
Централизованное техническое обеспечение базируется на использовании в информационной системе больших ЭВМ и вычислительных центров.
Децентрализация технических средств предполагает реализацию функциональных подсистем на персональных компьютерах непосредственно на рабочих местах. Перспективным подходом следует считать, по-видимому, частично децентрализованный подход — организацию технического обеспечения на базе распределенных сетей, состоящих из персональных компьютеров и большой ЭВМ для хранения баз данных, общих для любых функциональных подсистем.
На предприятии компьютеры объединены в локальную сеть с выделенным сервером. Локальная сеть обеспечивает: коллективную обработку данных пользователями подключенных в сеть компьютеров и обмен данными между этими пользователями; совместное использование программ, совместное использование принтеров, модемов и других устройств.
Для решения поставленной задачи, прежде всего, необходимо наличие у диспетчера эксплуатационной службы компьютера, принтера. К компьютеру, находящемуся в пользовании специалиста, предъявляются следующие требования:
Рекомендуется процессор: Pentium 3 не менее 500 МГц или аналогичный.
Память: 64 Мб RAM — допустимый минимум (рекомендуется не менее 128 Мб).
Жесткий диск: 150 Мб свободного пространства.
Накопители: Устройство для чтения компакт-дисков или дисков DVD.
Видеоплата и монитор: Super VGA с разрешением не менее 800×600 точек цветов.
Операционная система: Windows 2000.
Внешние устройства: Клавиатура и мышь Microsoft Mouse или совместимое устройство ввода.
Принтер: Для вывода на бумажные носители различных отчетов и т.д.
Критериями выбора технических средств являются:
- надежность функционирования системы;
- функциональная полнота системы;
- быстродействие;
- минимизация затрат на стоимость: аппаратных средств, прикладных систем, сопровождения системы, развития системы.
1.5.2 По информационному обеспечению
Функционирование любой системы управления опирается на информацию. Организация информационного обеспечения в любой системе управления основывается на понятии информационной базы, под которой понимается совокупность упорядоченной информации, используемой при функционировании информационной системы, а также взаимосвязь различных составляющих этой информации. При этом совокупность упорядоченной информации должна соответствовать по составу и содержанию требованиям тех задач, которые решаются на ее основе. Информационная база влияет на эффективность всей системы, возможность решения функциональных задач и т.д.
В состав информационной базы входят:
- массивы постоянной нормативно-справочной информации;
- массивы, содержащие текущие данные о состоянии управляемого объекта;
- массивы, содержащие данные, поступающие из внешней среды;
- массивы, содержащие накапливаемые данные за определенный промежуток времени (архив данных).
Информационное обеспечение — совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков, циркулирующих в организации, а также методология построения баз данных [21].
Информационное обеспечение организации условно можно разделить на внемашинное и внутримашинное. К внемашинному обеспечению относится часть информационного обеспечения, представляющая собой совокупность сообщений, сигналов и документов, используемых при функционировании автоматизированной системы управления в форме, воспринимаемой человеком без применения средств вычислительной техники (это справочники, формы первичных документов, информационные потоки данных).
Для создания информационного обеспечения необходимо:
- ясное понимание целей, задач, функций всей системы управления организацией;
- выявление движения информации от момента возникновения и до ее использования на различных уровнях управления, представленной для анализа в виде схем информационных потоков;
- совершенствование системы документооборота;
- наличие и использование системы классификации и кодирования;
- владение методологией создания концептуальных информационно-логических моделей, отражающих взаимосвязь информации;
- создание массивов информации на электронных носителях, что требует наличия современного технического обеспечения.
Справочник — это БД, которая содержит общие данные, разделяемые другими компонентами. Такие базы служат для хранения информации, изменение которой в одном месте, должно немедленно отразиться на всех других, где она используется. Достигается это путем ссылок на справочник. Такая гибкость при внесении изменений не допускает действий с изменением порядка следования записей в справочнике, а также удаление из него записей.
Для решения поставленной в данном проекте задачи необходимо наличие следующих справочников:
Справочник «Клиенты» — предназначен для хранения и быстрого поиска ФИО и номера телефона каждого клиента автобазы.
Справочник «Водители» — предназначен для хранения и поиска нужной информации по каждому водителю.
Справочник «Маршрут» — предназначен для поиска выбранного маршрута.
Справочник «Транспорт» — предназначен для хранения информации по каждому виду подвижного состава.
Справочник «Объекты» — предназначен для хранения и быстрого поиска объекта, к которому необходимо доставить определенный груз или выполнить перевозку пассажиров.
1.5.3 По программному обеспечению
Программное обеспечение — совокупность комплекса различных по функциям взаимосвязанных программ, участвующих в решении задач управления, и программных документов, необходимых для эксплуатации их программ [7].
Программное обеспечение является важнейшей компонентой информационных систем. Определяющую роль в судьбе разрабатываемой информационной системы служит обоснованный и удачный выбор системного и прикладного программного обеспечения.
Обычно на программное обеспечение АРМ оператора накладывается ряд требований: максимальная автоматизация всех рутинных операций; рабочий компьютер Windows 2000, как зарекомендовавший себя как более устойчивая система [24].
При создании сложных АСУ велико значение разработки программного обеспечения, т.к. именно программные средства создают интеллект компьютера, решающий сложные научные задачи, управляющий сложнейшими технологическими процессами. В настоящее время при создании подобных систем значительно возрастает роль человеческого фактора, а, следовательно, эргономического обеспечения системы. Основной задачей эргономического обеспечения является оптимизация взаимодействия между человеком и машиной не только в период эксплуатации, но и при изготовлении, и при утилизации технических компонентов.
Для систематизации подхода проектирования интерфейса пользователя, был использован продукт Microsoft Access. Эта программа является реляционной СУБД. База данных — основной компонент проекта приложения Access и может включать в свой состав таблицы, формы, запросы и отчеты.
1.5.4 По технологическому обеспечению
Под Технологическими Процессами Обработки Данных (ТПОД) понимается определённый комплекс последовательных операций с использованием определенных методов обработки и инструментальных средств, охватывающих все этапы обработки данных, начиная с регистрации первичных данных до выдачи результата.
В настоящее время формирование путевых листов происходит ручным способом, что занимает большое количество сил и времени. Такая работа очень трудоемкая и требует достаточно немалое количество времени, к тому же велика вероятность ошибок при заполнении вручную.
Реализовав данный проект, планируется тем самым облегчить работу диспетчера эксплуатационной службы, сделать её более качественной и оперативной.
Глава 2. Проектная часть
2.1 Информационное обеспечение задачи
Основой функционирования любой организации является информация, которая накапливается или является промежуточной в процессе хозяйственной деятельности. Организация информационного обеспечения в любой системе управления основывается на понятии информационной базы, под которой понимают совокупность упорядоченной информации, к которой конкретный пользователь имеет доступ с целью отбора, передачи или изменения. Информационная база может иметь вид реляционной базы данных или просто набора различных файлов (например, файлы Microsoft Office).
В нашем случае информация храниться в базе данных.
Информационная система обслуживает некую сферу деятельности, называемую предметной областью.
Информационное обеспечение АРМ предусматривает организацию его информационной базы, регламентирует информационные связи и предопределяет состав и содержание всей системы информационного отображения.
В состав информационного обеспечения включаются два комплекса: компоненты внемашинного информационного обеспечения (классификаторы технико-экономической информации и документы) и внутримашинного обеспечения (макеты/экранные формы для ввода первичных данных в ЭВМ или вывода результатной информации, структура информационной базы: входных, выходных файлов, базы данных) [19].
Применительно к «АРМ диспетчера эксплуатационной службы», входящего в состав автоматизированной транспортной системы, первоочередной задачей при его разработке является организация внутримашинной информационной модели, которая представляет собой совокупность специальным образом организованных на машинных носителях массивов (файлов), баз данных и их информационных связей.
2.1.1 Информационная модель и ее описание
В настоящее время можно считать доказанным, что главная задача проектирования интерфейса пользователя заключается не в том, чтобы рационально «вписать» человека в контур управления, а в том, чтобы, исходя из задач управления объектом, разработать систему взаимодействия двух равноправных партнеров (человек-оператор и аппаратно-программный комплекс АСУ), рационально управляющих объектом управления.
Работа проектировщиков базы данных в значительной степени зависит от качества информационной модели. Информационная модель не должна содержать никаких непонятных конструкций, которые нельзя реализовать в рамках выбранной СУБД. Следует отметить, что информационная модель создается для того, чтобы на ее основе можно было построить модель данных, то есть должна учитывать особенности реализации выбранной СУБД.
Реализацию проектов по созданию ИС принято разбивать на стадии анализа (прежде чем создавать ИС, необходимо понять и описать бизнес-логику предметной области), проектирования (необходимо определить модули и архитектуру будущей системы), непосредственного кодирования, тестирования и сопровождения. Известно, что исправление ошибок, допущенных на предыдущей стадии, обходится примерно в 10 раз дороже, чем на текущей, откуда следует, что наиболее критическими являются первые стадии проекта. Поэтому крайне важно иметь эффективные средства автоматизации ранних этапов реализации проекта.
Объект «АРМ диспетчера эксплуатационной службы автобазы » состоит из двух составляющих: базы данной (БД), хранящей всю описанную ранее информацию о путевых листах; Windows-приложения — прикладного ПО, обеспечивающего удобную работу пользователя с БД.
При создании АРМ важным является также обеспечение соответствия информационным потребностям пользователя. Состав функциональных задач АРМ должен полностью обеспечить пользователей информацией, необходимой для выполнения ими своих функций. При этом очень часто надо ограничить доступ с рабочего места к информации, не являющейся необходимой.
Для проведения анализа и реорганизации бизнес — процессов используются CASE-средство верхнего уровня BPwin.
2.1.2 Технология BРwin
BPwin поддерживает методологии:
- IDEF0 (функциональная модель);
- DFD (Dataflow Diagram);
- IDEF3 (Workflow Diagram).
С точки зрения функциональности системы в методологии IDEF0 бизнес-процесс представляется в виде набора элементов-работ, которые взаимодействуют между собой, а также показывается информационные ресурсы, людские и производственные ресурсы, потребляемые каждой работой.
С точки зрения потоков информации (документооборота) в системе диаграммы DFD могут дополнить то, что уже отражено в модели IDEF0, поскольку они описывают потоки данных, позволяя проследить, каким образом происходит обмен информации между бизнес-функциями внутри системы. В тоже время диаграммы DFD оставляют без внимания взаимодействие между бизнес-функциями. Нотация DFD включает такие понятия, как внешняя ссылка и хранилище данных, что делает ее более удобной (по сравнению с IDEF0) для моделирования документооборота.
С точки зрения последовательности выполняемых работ более точную картину можно получить, дополнив модель диаграммами IDEF3. Этот метод привлекает внимание к очередности выполнения событий. В IDEF3 включены элементы логики, что позволяет моделировать и анализировать альтернативные сценарии развития бизнес-процесса [26].
Создание модели в стандарте IDEF0.
Функциональная модель предназначена для описания существующих бизнес — процессов на предприятии (так называемая модель AS-1S) и идеального положения вещей — того, к чему нужно стремиться (модель ТО-ВЕ).
Для новых систем применение IDEF0 имеет своей целью определение требований и указание функций для последующей разработки системы, отвечающей поставленным требованиям и реализующей выделенные функции.
Методология IDEF0 предписывает построение иерархической системы диаграмм — единичных описаний фрагментов системы, текста документации и словарей, связанных друг с другом с помощью перекрестных ссылок. Двумя наиболее важными компонентами, из которых строятся диаграммы IDEF0, являются бизнес-функции или работы (представленные на диаграммах в виде прямоугольников) и данные и объекты (изображаемые в виде стрелок), которые связывают между собой работы (рис.5).
Модель — совокупность иерархически выстроенных диаграмм, каждая является описанием какой-либо работы (activity).
Диаграмма — отдельный узел (блок), представляющий собой отдельный фрагмент описания.
Работа — некая деятельность функционального блока, согласно управлению при помощи механизмов, преобразующая вход в выход.
Стрелки — объекты или данные, связывающие блоки между собой.
Для построения функциональной модели необходимо выполнить ряд действий:
необходимо описать функциональную модель предприятия (системы), такое описание называется контекстной диаграммой. Контекстная диаграмма является вершиной древовидной структуры диаграмм и представляет собой самое общее описание системы и ее взаимодействия с внешней средой.
необходимо определить взаимодействие с внешним (окружающим) миром в терминах входа диаграммы, выхода, управления и механизма.
при создании контекстной диаграммы необходимо определить цель моделирования и область моделирования (описание внешних воздействий и компонентов системы).
необходимо провести функциональную декомпозицию контекстной диаграммы — разбить общую функцию на более мелкие подфункции.
Все работы модели нумеруются. Номер состоит из префикса и числа. Может быть использован префикс любой длины, но обычно используют префикс А. Контекстная (корневая), работа дерева имеет номер АО. Работы декомпозиции А0 имеют номера Al, A2, A3 и т. д. Работы декомпозиции нижнего уровня имеют номер родительской работы и очередной порядковый номер, например работы декомпозиции A3 будут иметь номера А31, А32, АЗЗ, А34 и т.д. Работы образуют иерархию, где каждая работа может иметь одну родительскую и несколько дочерних работ, образуя дерево. Такое дерево называют деревом узлов, а вышеописанную нумерацию — нумерацией по углам [17].
Основу методологии IDEF0 составляет графический язык описания бизнес-процессов.
Модель в IDEF0 представлена совокупностью иерархически упорядоченных и логически связанных диаграмм. Каждая диаграмма располагается на отдельном листе. Можно выделить четыре типа диаграмм:
- контекстную диаграмму А-0 (в каждой модели может быть только одна контекстная диаграмма);
- диаграммы декомпозиции (в том числе диаграмма первого уровня декомпозиции А0, раскрывающая контекстную);
- Контекстная диаграмма является вершиной древовидной структуры диаграмм и представляет собой самое общее описание системы и ее взаимодействия с внешней средой (как правило, здесь описывается основное назначение моделируемого объекта).
Контекстная диаграмма деятельности эксплуатационной службы выполнена в стандарте IDEF0 и имеет несколько входов и выходов (рис.5).
Взаимодействие системы с окружающей средой описывается в терминах входа (“Заявки от клиентов” и ”Договор на предоставление услуги”), которые могут изменяться в ходе выполнения работы.
Стрелки выхода — основной результат процесса (“Выполнение услуги” и “Расчет”).
Стрелки управления изображают правила и ограничения, согласно которым выполняется работа (“Правила по оказанию услуг”).
Стрелки механизмов изображают ресурсы, необходимые для выполнения работы, но которые не изменяются во время работы (“Сотрудники”, “Транспорт”).
После описания системы в целом проводится разбиение ее на крупные фрагменты. Этот процесс называется функциональной декомпозицией, а диаграммы, которые описывают каждый фрагмент и взаимодействие фрагментов, называются диаграммами декомпозиции (рис.6).
После декомпозиции контекстной диаграммы (т.е., получения диаграммы А0) проводится декомпозиция каждого блока диаграммы А0 на более мелкие фрагменты и так далее, до достижения нужного уровня подробности описания. После каждого сеанса декомпозиции должны проводиться сеансы экспертизы — то есть эксперты предметной области (сотрудники предприятий) указывают на соответствие (или несоответствие) реальных бизнес-процессов созданным диаграммам. Найденные несоответствия исправляются, и только после прохождения экспертизы без замечаний можно приступать к следующему сеансу декомпозиции. Так достигается соответствие модели реальным бизнес-процессам на любом и каждом уровне модели [17].
Рис. 5. Контекстная диаграмма IDEF0. Деятельность эксплуатационной службы
Рис. 6. Диаграмма декомпозиции IDEF0. Деятельность эксплуатационной службы
Контекстная диаграмма, выполненная в стандарте IDEF0, разбита на три работы (три блока):
1) “Прием заявки” иллюстрирует прием заказов от клиентов с последующим заключением договора на предоставлении необходимой услуги.
2) “Обработка заявки ” представляет собой процесс рассмотрения и обработки заявки диспетчерами автобазы и использования необходимого транспорта.
3) “Выписка путевого листа” — полный расчет и оказание необходимых услуг.
Управление и механизмы у данных работ одинаковые: правила по оказанию услуг и сотрудники эксплуатационной службы.
Создание модели в стандарте DFD.
Для того чтобы документировать механизмы передачи и обработки информации в моделируемой системе, используются диаграммы потоков данных (Data Flow Diagrams) (рис.7).
Подобно IDEF0, DFD представляет модельную систему как сеть связанных между собой работ. Их можно использовать как дополнение к модели IDEF0 для более наглядного отображения текущих операций документооборота в корпоративных системах обработки информации.
DFD описывает:
- функции обработки информации (работы, activities);
- документы (стрелки, arrows), объекты, сотрудников или отделы, которые участвуют в обработке информации;
- внешние ссылки (external references), которые обеспечивают интерфейс с внешними объектами, находящимися за границами моделируемой системы;
- таблицы для хранения документов (хранилище данных, data store).
В отличие от стрелок IDEF0, которые представляют собой жесткие взаимосвязи, стрелки DFD показывают, как объекты (включая данные) двигаются от одной работы к другой. Это представление потоков совместно с хранилищами данных и внешними сущностями делает модели DFD более похожими на физические характеристики системы — движение объектов (data flow), хранение объектов (data stores), поставка и распространение объектов (external entities).
В отличие от IDEF0, где система рассматривается как взаимосвязанные работы. DFD рассматривает систему как совокупность предметов. Контекстная диаграмма часто включает работы и внешние ссылки. Работы обычно именуются по названию системы. Включение внешних ссылок в контекстную диаграмму не отменяет требования методологии четко определить цель, область и единую точку зрения на моделируемую систему.
В DFD работы представляют собой функции системы, преобразующие входы в выходы. Хотя работы изображаются прямоугольниками со скругленными углами, смысл их совпадает со смыслом работ IDEF0. Так же как работы IDEF3, они имеют входы и выходы, но не поддерживают управления и механизмы, как IDEF0 [17].
Внешние сущности изображают входы в систему и/или выходы из нее. Внешние сущности изображаются в виде прямоугольника с тенью и обычно располагаются по краям диаграммы. Одна внешняя сущность может быть использована многократно на одной или нескольких диаграммах. Обычно такой прием используют, чтобы не рисовать слишком длинных и запутанных стрелок.
Стрелки (потоки данных) описывают движение объектов из одной части системы в другую. Поскольку в DFD каждая сторона работы не имеет четкого назначения, как в IDEF0, стрелки могут подходить и выходить из любой грани прямоугольника работы. В DFD также применяются двунаправленные стрелки для описания диалогов типа «команда-ответ» между работами, между работой и внешней сущностью и между внешними сущностями.
Хранилище данных. В отличие от стрелок, описывающих объекты в движении, хранилища данных изображают объекты в покое. В материальных системах хранилища данных изображаются там, где объекты ожидают обработки, например в очереди. В системах обработки информации хранилища данных являются механизмом, который позволяет сохранить данные для последующих процессов.
Слияние и разветвление стрелок. В DFD стрелки могут сливаться и разветвляться, что позволяет описать декомпозицию стрелок. Каждый новый сегмент сливающейся или разветвляющейся стрелки может иметь собственное имя [26].
Диаграмма декомпозиции DFD «Прием заявки», описывает, как происходит механизм приема заявок и их обработка. Она дает четкое представление о том, какие данные используются, и какие функции выполняются системой документооборота.
Прием заявки состоит из 4-х ступеней:
«Принять на обработку»: принимается на обработку заказ клиента о предоставлении определенной услуги.
«Выбрать маршрут»: после того, как заказ прошел обработку, выбирается маршрут.