«Возможности использования инновационных подходов на уроке технологии»

Дипломная работа
Содержание скрыть

Федеральный закон «Об образовании» и Федеральный государственный стандарт ставят перед образовательной системой важную задачу: подготовить образованного, творческого человека, умеющего адаптироваться к быстро меняющейся социально-экономической среде, рационально организующего самостоятельную деятельность.

Внедрение в учебный процесс инновационных технологий позволяет решить поставленную задачу, поэтому является определяющей чертой современного образования

«Технология» — это предмет, который в наибольшей степени из всех других школьных учебных дисциплин позволяет активно развивать творческую личность растущего человека, формировать практические умения, необходимые человеку в жизни. Предмет «технология» — это благодатная почва для использования самых новых педагогических технологий, методов и приемов.

Образовательная область «технологии» внесена во все действующие государственные стандарты среднего (полного), общего, профессионального и высшего образования.

В последнее десятилетие, из-за кризиса производственной сферы, наблюдается снижение интереса учащихся средней школы к предмету «Технология», престиж рабочих специальностей резко снизился у молодых людей. Все это в недалеком будущем может привести к дефициту квалифицированных кадров в масштабах всей страны.

Таким образом, необходимо совершенствовать образовательную область «технологии», применяя различные инновационные технологии для повышения интереса учащихся к предмету.

Объектом работы является процесс обучения технологии в средней школе с применением инновационных подходов.

Предметом исследования являются инновационные подходы в организации урока «Технологии» в условиях педагогической системы обучения.

Цель работы: изучить основные пути совершенствования процесса обучения урока «технологии» с помощью инновационных технологий. В экспериментальном исследовании — повышение интереса и уровня знаний к предмету через различные инновационные технологии.

В соответствии с целью исследования были выполнены следующие задачи:

28 стр., 13987 слов

Анализ современных технологий обучения истории

... произвести анализ современных педагогических технологий. Во-вторых, дать определение понятию педагогических технологий. В-третьих, показать роль инновационных технологий в обучении истории. В- ... -педагогические разработки, направленные на преобразование традиционного обучения, технологий работы учителя. Материал охватывает инновационные поиски современной педагогики на разных уровнях обучения, ...

— рассмотрены инновационные технологии, методы и приемы обучения в российском образовании;

— охарактеризованы основные формы и методы, применяемых на уроках «Технологии»;

— выявлены инновационные подходы в организации урока «Технологии»;

— проведена опытно-экспериментальная проверка эффективности инновационной технологии.

Образовательный процесс в инновационных образовательных учреждениях на занятиях технологии будет эффективным, если:

— в основу формирования активной образовательной среды будет положен комплексный подход к факторам организации педагогического процесса в инновационном образовательном учреждении, позволяющий учесть их взаимовлияние и взаимозависимость;

— будет теоретически разработана и внедрена в практику инновационных образовательных учреждений модель формирования активной образовательной среды;

Глава 1.Теоретические основы инновационной деятельности в общеобразовательной школе

1.1 Инновационные педагогические технологии

Термин «инновация» происходит от латинского innovati — нововведение. Существует два подхода к понятию «инновация»: инновация как процесс (А.В Лоренс, М. М. Поташник, В. А. Сластенин, О. Г. Хомерики) и инновация как само новшество (К. Ангеловски, А.Ф., Балакирев, С. Д. Ильенкова) [1].

Инновационные процессы в образовании рассматриваются в трех основных аспектах: социально-экономическом, психолого-педагогическом и организационно-управленческом. От этих аспектов зависит общий климат и условия, в которых инновационные процессы происходят. Имеющиеся условия могут способствовать, либо препятствовать инновационному процессу [1].

Педагогическая инновация — это нововведения в педагогической деятельности, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания. Педагогические инновации направлены на повышение эффективности воспитания и образования: введение в цели, содержание, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

В качестве содержания инновации могут быть: научно-теоретические знания в некой новизне, новые эффективные образовательные технологии, выполненный проект, эффективный и педагогический опыт, готовый к реализации.

Актуальность инновационного обучения состоит в следующем:

— соответствие концепции

— преодоление формализма, авторитарного стиля в системе преподавания;

— использование личностно ориентированного обучения;

— поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика;

— соответствие социокультурной потребности современного общества самостоятельной творческой деятельности.

Основными целями инновационного обучения являются:

— развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся;

14 стр., 6897 слов

Инновационные процессы в образовании

... являются особенно актуальными. Исходя из понимания цели работы, сформулируем задачи исследования: Провести междисциплинарное исследование понятий новшество, инновация, инновационный образовательный процесс, педагогическая инновация, управление образовательным учреждением. - На основе изучения психологической, ...

— формирование личностных качеств учащихся;

— выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества;

— развитие различных типов мышления;

— формирование качественных знаний, умений и навыков.

Данными целями определяются и

— оптимизация учебно-воспитательного процесса;

— создание обстановки сотрудничества ученика и учителя;

— выработка долговременной положительной мотивации к обучению;

— включение учащихся в креативную деятельность;

— тщательный отбор материала и способов его подачи.

Каждая педагогическая эпоха породила свое поколение технологий. Первое поколение образовательных технологий представляло собой традиционные методики; технологиями второго и третьего поколений были модульно-блочные и цельно-блочные системы обучения; к четвертому поколению образовательных технологий относится интегральная технология.

В настоящее время в понимании и употреблении термина «педагогическая технология» существуют несколько различных позиций:

1. Педагогические технологии как разработка и применение средств, инструментария, аппаратуры, учебного оборудования и ТСО для учебного процесса (Б.Т. Лихачёв, С.А. Смирнов, Р. де Киффер, М. Мейер).

2. Педагогическая технология понимается как процесс коммуникации или способ выполнения учебной задачи (В.П. Беспалько, М.А. Чошанов, В.А. Сластенин, В.М. Монахов, А.М. Кушнир, Б. Скиннер, С. Гибсон, Т. Сакамото).

3. Педагогическая технология рассматривается как обширная область знания, занимающаяся конструированием оптимальных обучающих систем и опирающаяся на данные социальных, управленческих и естественных наук (П.И. Пидкасистый, В.В. Гузеев, М. Эраут, Р. Стакенас, Р. Кауфман, Д. Эли, С. Ведемейер).

4. Четвёртая позиция представляет многоаспектный подход и предлагает рассматривать несколько значений педагогической технологии одновременно (М.В. Кларин, В.В. Давыдов, Г.К. Селевко, Д. Финн, К.М. Силбер, П. Митчел, Р. Томас).

Таким образом, педагогическая (образовательная) технология — это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам.

В специальной литературе представлены несколько классификаций педагогических технологий – В.Г. Гульчевской, В.П. Беспалько, В. Т. Фоменко и др. В наиболее обобщенном виде все известные в педагогической науке и практике технологии систематизировал Г. К. Селевко, который предложил классификацию по следующим основаниям:

по уровню применения, по философской основе, по ведущему фактору психического развития, по концепции усвоения, по ориентации на личностные структуры, по характеру содержания и структуры, по организационным формам, по типу управления познавательной деятельности, по подходу к ребенку, по преобладающему (доминирующему) методу, по направлению модернизации существующей традиционной системы, по категории обучающихся [13].

5 стр., 2152 слов

Исследования: «ТРИЗ-технология»

... технологий мышления могут быть сформированы в результате специально организованной учебной деятельности. Содержание технологии: методология формирования осознанных и управляемых технологий мыследеятельности; процесс поисковой, изобретательской, творческой деятельности. Форма обучения - учебный диалог на ...

В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:

  1. Технология развивающего обучения

Теория развивающего обучения берет своё начало в работах И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, К.Д. Ушинского, Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, В.В. Давыдова и др.

Развивающее обучение – это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реакцию. Целью данного вида обучения является подготовка учащихся к самостоятельному освоению знаний, поиску истины, а также к независимости в повседневной жизни. То есть оно основано на формировании механизмов мышления, а не на эксплуатации памяти. Учащиеся должны овладеть теми мыслительными операциями, с помощью которых происходит усвоение знаний и оперирование ими. Развивающее обучение – это обучение, содержание, методы и формы организации которого основываются на закономерностях развития ребенка.

  1. Личностно ориентированные технологии

Научную концепцию личностно – ориентированного обучения разработала доктор психологических наук И. С. Якиманская, которая определила в центре всей образовательной системы личность обучающегося, обеспечение бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации природных потенциалов.

Предлагая свою концепцию, Якиманская исходит из следующих положений:

  • Образовательный процесс на всех ступенях (начальные, средние, старшие классы) строится на основании единых принципов, целей и ценностей

  • Ценность школы: создание наиболее благоприятных условия для развития личности ученика как индивидуальности.

  • Школа — это тот социальный институт, где каждый ребёнок должен раскрыться как уникальная неповторимая индивидуальность.

  • Цель обучения при личносто-ориентированном образовании: создать системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на «усреднённого» ученика, а с каждым в отдельности, с учётом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов [25] .

  1. Проблемное обучение

Цель проблемного обучения: развитие интеллекта и творческих способностей учащихся; формирование прочных знаний; повышение мотивации через эмоциональную окраску урока; воспитание активной личности.

28 стр., 13767 слов

Методы обучения технологии

... словесный. Рассмотрим проблему методов обучения на уроках технологии в начальной школе с позиции последней указанной классификации, а также с позиций классификации по уровню познавательной активности учащихся. ... при знакомстве с различными материалами, их свойствами; развитие наблюдательности, создание условий для перехода к абстрактному мышлению. Можно указать следующие приемы наглядного метода: ...

Таким образом, можно отметить, что проблемное обучение — это обучение, при котором учитель, создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки.

Сущность проблемного обучения И. Я. Лернер видит в том, что «учащийся под руководством учителя принимает участие в решении новых для него познавательных и практических проблем в определенно системе, соответствующей образовательно-воспитательным целям школы» [8].

Т. В. Кудрявцев суть процесса проблемного обучения видит в выдвижении перед учащимися дидактических проблем, в их решении и овладении учащимися обобщенными знаниями и принципами проблемных задач. Такое понимание имеется и в работах Ю. К. Бабанского [6].

4. Технология развития критического мышления

Критическое мышление — это тип мышления, который помогает нестандартно относиться к любым утверждениям, помогает справляться с постоянно меняющимся информационным потоком. Другими словами, этот вид мышления позволяет учащимся обрабатывать информацию, систематизировать, быстро и четко выражать свои мысли, а также развивает способность самостоятельно заниматься своим обучением и конструктивно взаимодействовать с другими людьми. Это одна из новых образовательных технологий, которая появилась в середине 90х годов 20 века, ее разработали американские ученые Ч. Темпль, Курт Мередит и Джинни Стил .

В английском языке этот термин означает умение размышлять над тем, каким образом человек получает знания. Критическое мышление позволяет эффективно работать с информацией, а значит важно сначала научить работать с ней. В современный период расширения информационного пространства формирование критического мышления особо актуально [16].

5 . ИКТ -технологии

Компьютерные технологии обучения —

Преимущества компьютерной технологии рассматриваются в работах об интенсификации и активизации обучения (И.В. Алехина, Г.В. Рубина), индивидуализации (В.Ф. Горбенко, Н.В. Карчевская) и гуманизации учебного процесса (Т.В. Габай, М.Е. Калашников, Л.Ф. Плеухова, В.К. Цонева), реализации творческого, развивающего характера обучения (В.А. Андреев, В.Г. Афанасьев, Г.М. Клейман, Т.А. Сергеева и др.).

Применение компьютерных технологий обучения позволяет видоизменять весь процесс преподавания, реализовывать модель личностно-ориентированного обучения, интенсифицировать занятия, а главное — совершенствовать самоподготовку обучающихся.

Основной задачей современных информационных технологий обучения

Информационные технологии, наиболее часто применяемые в учебном процессе, можно разделить на две группы:

1) сетевые технологии, использующие локальные сети и глобальную сеть Internet (электронные вариант , пособий, серверы дистанционного обучения, обеспечивающие интерактивную связь с учащимися через Internet, в том числе в режиме реального времени),

7 стр., 3167 слов

Создание и ведение информационной системы обеспечения градостроительной ...

... по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление сведений из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности на территории муниципального образования Славянский район» осуществление услуги предоставляется по следующими нормативными ... для пользователей – они имеют дело только с утвержденными тем или иным органом власти документами, касающимися определенной территории, а ...

2) технологии, ориентированные на локальные компьютеры (обучающие программы, компьютерные модели реальных процессов, демонстрационные программы, электронные задачники, контролирующие программы, дидактические материалы) [9].

6. Здоровьесберегающие образовательные технологии

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, ее «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.

Важнейшей целью внедрения ЗОТ в образовательный процесс является формирование культуры здоровья.

Выделяют следующие типы технологий:

1. Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания)

2. Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия)

3. Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла)

4. Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности школьников, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.) [2]

7 . Проектная деятельность

Изначально метод проектов появился во второй половине 19 века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях «прагматической педагогики». Основоположник- американский философ –идеалист Д. Дьюи (1859-1952гг), который ввёл понятие — опыта как источника образования (в противовес книжному знанию).

Дьюи считал, что условия успешности обучения зависят от:

  1. проблематизация учебного материала,

  2. активность ребёнка,

  3. связь обучения с жизнью ребёнка, игрой, трудом

Принцип этого метода — обучения посредством делания.

Ведущая идея — всё из жизни, всё для жизни.

Соратник Дьюи- Уильям Херд Килпатрик считал, что проектом является любая деятельность, выполненная «от всего сердца», с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединённых в данный момент общим интерес. Ребёнок любознателен от рождения, ему всё интересно и занимательно, всё хочется потрогать и попробовать. Выполняя проект, школьник должен быть уверен в том, что он пытается решить определённую большую или маленькую проблему, интересующую не только его, но и окружающих людей. И, если в нём не развивать эти исследовательские качества, и желания заниматься проектной деятельностью, то они постепенно угаснут.

33 стр., 16291 слов

Финансирование и совершенствование системы образования Российской Федерации

... профессионального образования; послевузовского профессионального образования. В Российской Федерации образование оказывается в различных формах: очной, очно – заочной, заочной, самообразования, экстерната. Допускается сочетание форм обучения. Образовательным является учреждение, которое осуществляет образовательную деятельность, ...

В России педагог-экспериментатор С.Т. Шацкий в сотрудничестве с группой педагогов-преподавателей с 1905 года внедрял проектный метод в практику обучения: были разработаны методы педагогического исследования, социально- педагогического эксперимента, наблюдения, опроса [4 ] .

В 20-х годах ХХ века этот метод широко использовался А. С. Макаренко .

1.2 Место предмета технологии в системе основного общего образования

Предметная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования всех школьников, предоставляя им возможность применять на практике знания основ наук. Это фактически единственный школьный учебный курс, отражающий в своем содержании общие принципы преобразующей деятельности человека и все аспекты материальной культуры. Он направлен на овладение учащимися навыками конкретной предметно-преобразующей (а не виртуальной) деятельности, создание новых ценностей, что, несомненно, соответствует потребностям развития общества. В рамках «Технологии» происходит знакомство с миром профессий и ориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства. Тем самым обеспечивается преемственность перехода учащихся от общего к профессиональному образованию и трудовой деятельности [12 ] . .

Программа предмета «Технология» обеспечивает формирование у школьников технологического мышления. Схема технологического мышления (потребность – цель– способ – результат) позволяет наиболее органично решать задачи установления связей между образовательным и жизненным пространством, образовательными результатами, полученными при изучении различных предметных областей, а также собственными образовательными результатами (знаниями, умениями, универсальными учебными действиями и т. д.) и жизненными задачами. Кроме того, схема технологического мышления позволяет вводить в образовательный процесс ситуации, дающие опыт принятия прагматичных решений на основе собственных образовательных результатов, начиная от решения бытовых вопросов и заканчивая решением о направлениях продолжения образования, построением карьерных и жизненных планов. Таким образом, предметная область «Технология» позволяет формировать у обучающихся ресурс практических умений и опыта, необходимых для разумной организации собственной жизни, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Обучение в основной школе является второй ступенью пропедевтического технологического образования. Одной из важнейших задач этой ступени является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. В результате учащиеся должны научиться самостоятельно формулировать цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.

93 стр., 46281 слов

Проектные технологии в образовании

... формирования проектной деятельности учащихся, в том числе при изучении информатики, позволяет сделать вывод о том, что современная школа не в полной мере реализует педагогический потенциал метода проектов как личностно ориентированной технологии ...

С целью учета интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательных учреждений и местных социально-экономических условий содержание основных образовательных программ по технологии в 5-9 классах изучается в рамках одного из трех направлений: «Индустриальные технологии», «Технологии ведения дома» и «Сельскохозяйственные технологии».

Предметные результаты изучения

В соответствии с требованиями ФГОС, предметная область «Технология» в старшей школе является дополнительным учебным предметом по выбору учащихся. Также на всех ступенях общего образования предусмотрены учебные предметы и курсы по выбору обучающихся, изучение которых (в том числе курсов технологической направленности) должно отвечать индивидуальным образовательным запросам школьников.

Цели изучения учебного предмета «Технология» в системе основного общего образования:

  1. Обеспечение понимания обучающимися сущности современных материальных, информационных и гуманитарных технологий и перспектив их развития.

  2. Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся.

  3. Формирование информационной основы и персонального опыта, необходимых для определения обучающимся направлений своего дальнейшего образования в контексте построения жизненных планов, в первую очередь, касающихся сферы и содержания будущей профессиональной деятельности.

  4. Подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в современном информационном обществе; развитие и воспитание широко образованной, культурной, творческой и инициативной личности. Формирование технологической культуры в первую очередь подразумевает овладение учащимися общетрудовыми и жизненноважными умениями и навыками, так необходимыми в семье, коллективе современном обществе.

Задачи изучения учебного предмета «Технология» в системе основного общего образования:

— формирование представлений о составляющих техносферы, современном производстве и распространённых в нём технологиях;

— освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности;

— формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающего поколения на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;

— овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми (безопасными) приёмами ручного и механизированного труда с использованием распространённых инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами бытовой техники;

— овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства;

— развитие у обучающихся познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

4 стр., 1726 слов

Применение тренинговых технологий при формировании навыка принятия ...

... Урок – тренинг это урок активной мыслительно-речевой деятельности учащихся. Задача преподавателя на этом уроке переключать и концентрировать внимание каждого учащегося. Эффективность уроков с применением тренинговых технологий ... ситуациях. Цель работы:, Задачи работы, Глава 1. Тренинговые технологии Понятие « ... Урок – тренинг – это такая форма учебной деятельности, которая способствует формированию ...

— формирование у обучающихся опыта самостоятельной проектно-исследовательской деятельности;

— воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; воспитание гражданских и патриотических качеств личности;

— профессиональное самоопределение школьников в условиях рынка труда, формирование гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций [12 ] . .

Основную часть содержания программы составляет деятельность обучающихся, направленная на создание и преобразование как материальных, так и информационных объектов. Важнейшую группу образовательных результатов составляет полученный и осмысленный обучающимися опыт практической деятельности. В урочное время деятельность обучающихся организуется как в индивидуальном, так и в групповом формате. Сопровождение со стороны педагога принимает форму прямого руководства, консультационного сопровождения или сводится к педагогическому наблюдению за деятельностью с последующей организацией анализа (рефлексии).

Подразумевается и значительная внеурочная активность обучающихся. Такое решение обусловлено задачами формирования учебной самостоятельности, высокой степенью ориентации на индивидуальные запросы и интересы обучающегося, ориентацией на особенность возраста как периода разнообразных «безответственных» проб. В рамках внеурочной деятельности активность обучающихся связана:

— с выполнением заданий на самостоятельную работу с информацией (формируется навык самостоятельной учебной работы, для обучающегося оказывается открыта большая номенклатура информационных ресурсов, чем это возможно на уроке, задания индивидуализируются по содержанию в рамках одного способа работы с информацией и общего тематического поля);

— с проектной деятельностью (индивидуальные решения приводят к тому, что обучающиеся работают в разном темпе – они сами составляют планы, нуждаются в различном оборудовании, материалах, информации – в зависимости от выбранного способа деятельности, запланированного продукта, поставленной цели);

— с реализационной частью образовательного путешествия (логистика школьного дня не позволит уложить это мероприятие в урок или в два последовательно стоящих в расписании урока);

— с выполнением практических заданий, требующих наблюдения за окружающей действительностью или ее преобразования (на уроке обучающийся может получить лишь модель действительности).

Таким образом, формы внеурочной деятельности в рамках предметной области «Технология» – это проектная деятельность обучающихся, экскурсии, домашние задания и краткосрочные курсы дополнительного образования (или мастер-классы, не более 17 часов), позволяющие освоить конкретную материальную или информационную технологию, необходимую для изготовления продукта в проекте обучающегося, актуального на момент прохождения курса [ 23]. .

1.3 Современные проблемы технологического образования в школе

Войдя в третье тысячелетие, система образования столкнулась с проблемой необходимости подготовки нового поколения людей, которое может решать новые задачи, жить в новых условиях. Новый технологический этап устанавливает приоритет способа над результатом деятельности. Поэтому каждому человеку необходимо комплексно подходить к выбору способов своей деятельности, к оценке ее результатов. Этому и призвана научить образовательная область «Технология», введенная в базисный учебный план общеобразовательных учебных заведений в 1993 году.

«Технология» утратила перспективы занять системообразующие позиции в базовой подготовке учащихся основной школы и профильном обучении старшеклассников, которые она могла обеспечивать в качестве многоплановой практико-ориентированной основы системы общего образования. Это объясняется в определенной степени противоборством интересов различных предметов базисного учебного плана, которое особенно обострилось в связи с введением ЕГЭ.

В современном обществе постоянно меняются ценностные ориентиры в социальной жизни, целевые установки в обучении и воспитании учащихся, а отсюда и смена приоритетов, вообще, и в трудовом обучении и воспитании в частности.

Образовательная область «Технология» должна сыграть ключевую роль в модернизации общего среднего образования. Усиление его практической направленности – цель системы.

Экономический кризис и другие факторы негативно сказываются на организации процесса трудового обучения, на его материальной базе. Школьные мастерские практически разрушены. Пополнение материальной базы учебным оборудованием, инструментом, материалами происходит неравномерно или практически не осуществляется.

Прежде всего, требуется разработка новой методологии подготовки учащихся общеобразовательных учреждений с позиций придания развивающей, политехнической, технологической и информационной направленности содержанию образования по всем предметам.

Одна из задач, стоящих перед школой, – усиление прикладных аспектов изучения законов, правил, условий, форм, средств, результатов современного технологического преобразования объектов природной, искусственной и социальной среды, методов и средств обработки информации, вопросов профориентации.

1.4 Роль инновационных технологий и методов в технологическом образовании

В методике трудового обучения различают четыре группы методов:

1.Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, лекция, устный и письменные инструктажи.

2.Наглядные методы: демонстрирование изучаемых объектов и их изображений (моделей, таблиц, схем, кинофильмов, компьютерных графиков и др.), трудового процесса и его компонентов.

3.Методы самостоятельной работы школьников: упражнения,

4.Методы проверки знаний, навыков и умений: устный и письменный опрос, выполнение практических заданий и квалификационных пробных работ (в профильных и профессиональных классах).

5. Метод инструктажа

Лично показывая приемы работы, учитель требует от учащихся строгого выполнения всех технических требований, предъявляемых к изделиям, соблюдения правил , объясняет, как надо пользоваться чертежами и технической документацией, приучает связывать практическую работу с теоретическими знаниями, указывает на наиболее часто встречающиеся ошибки и предупреждает их появление.

Во всех случаях, проводя вводный инструктаж, учитель должен стремиться создавать проблемные ситуации, побуждающие учащихся к творческому мышлению и активным практическим действиям.

Знание многообразия методов и приемов помогают учителю трудового обучения применять их в правильном сочетании, с учетом конкретных задач обучения, условий его проведения и индивидуальных особенностей школьников.

Инновационные подходы, используемые на уроках технологии :

  • Личностно — ориентированное обучение

  • Здоровьесберегающие технологии

  • ИКТ технологии

  • имитационные игровые занятия (обучающие игры, игровое проектирование)

  • интегрированные уроки

  • проектный метод

Выводы:

Образовательная отрасль образования «Технология» единственная практико-ориентированная отрасль, осуществляющая подготовку молодежи к самостоятельной жизни и труду в стенах общеобразовательной школы. Технологическое образование существенно отличается от традиционных подходов к трудовому обучению в школе. Здесь прослеживается прямая связь с необходимостью гуманизации образования. Ключевым вопросом трудовой, а в дальнейшем и профессиональной, подготовки является вопрос о том, какую личность мы хотим получить в конечном итоге, какими качествами должен обладать человек, находящийся на пороге, или уже вступающий в мир труда и профессий? Используя инновационные подходы в обучении предмета «технология», в первую очередь такие как личностно – ориентированное обучение , ИКТ технологии, проектное обучение, можно ожидать, что, выпускник будет обладать высоким уровнем образования и профессиональной квалификации, обеспечивающим конкурентоспособность на рынке труда, а также стремлением к самореализации, инициативностью , самостоятельностью суждений, уверенностью в себе.

ГЛАВА 2. Методические и практические аспекты организации инновационной деятельности на уроках технологии в средних классах общеобразовательной школы.

2.1 Личностно – ориентированный подход на уроках технологии в условиях освоения ФГОС

Современный урок «Технологии»

На первый план в современных технологиях урока выходит личностно-ориентированный подход. Благодаря ему возможно проведение более полноценного урока по теме программы учебной дисциплины.

Федеральные государственные образовательные стандарты в качестве цели развивающего образования предполагают создание условий для обеспечения личностного роста субъектов образовательного процесса –учащихся и их родителей, учителей. В новых условиях необходимо сохранить и усовершенствовать личностно-ориентированный подход в обучении, т.к. образование является уникальной и единственной формой взаимодействия гражданского общества и формирующегося как личность человека .

Учитель технологии, использующий личностно-ориентированный подход в обучении, уделяет внимание целостной личности ребёнка, заботясь о развитии его интеллекта, эмоционально-волевой сферы, чувства гражданской ответственности, духовной составляющей личности, эстетических и творческих способностей.

Создавая условия для познавательной активности учеников, учитель технологии учитывает возрастные и индивидуально-психологические особенности своих учеников, уровень их интеллектуальной подготовки, собственный профессиональный опыт и креативные способности. Для достижения поставленной цели учитель самостоятельно продумывает и отбирает средства, методы и приёмы, необходимые для эффективной организации учебной деятельности школьников.

Содержание обучения на уроках технологии при реализации личностно-ориентированного подхода строится следующим образом. В целях развития свободной активной личности используется деятельностный компонент обучения. Это предполагает практическую направленность знаний, их активное применение и формирование практико-ориентированных компетенций, как, например, в проектной деятельности.

На уроках технологии я рекомендую применять различные способы организации учебной деятельности, отвечающие принципам личностно-ориентированного подхода: работа в малых группах (это улучшает психологический климат, даёт возможность активизировать всех учащихся); метод проектов; работа с учебником; рецензирование и взаимопроверка; использование видео и аудиоматериалов с последующим обсуждением. Использование личностно-ориентированного подхода в условиях перехода на ФГОС означает, что каждый школьник может максимально реализовать свой личностный и интеллектуальный потенциал, выбрав из многих заданий то, что подходит ему лично. Этому способствуют задания различной степени сложности, контроль знаний учащихся в различных формах, самооценка выполненных работ.

ФГОС требует от современной школы воспитания личности нового типа, а именно: творческой, социально-активной, толерантной, самостоятельной и мотивированной к трудовой деятельности. Такую личность можно воспитать, если в полной мере раскрыть её яркие природные задатки и склонности, помочь определиться с потребностями и целями в жизни. Именно учителю технологии, использующему личностно-ориентированный подход, представляется широкое поле для деятельности по развитию внутреннего потенциала личности [24].

Структура современного урока технологии в системе личностно – ориентированного обучения

Основные компоненты современного урока:

1. Организационный – организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина.

2. Целевой – постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы.

3. Мотивационный — определение значимости изучаемого материала, как в данной теме, так и во всем курсе.

4. Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п.

5. Технологический – выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного класса и т.п.

6. Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.

7. Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока [3] .

Современный урок, благодаря своему разнообразию, гибкости, динамичности способен решать любые задачи, выдвигаемые обществом, всесторонне развивать личность учащихся.

Типы современных уроков

  • по преобладающему на уроке источнику знаний (по ведущему методу): урок-лекция, просмотр фильма, урок-объяснение и т. д.;

  • по характеру организации мыслительной деятельности учащихся: проблемный урок, репродуктивный урок, урок творческой деятельности и т. д.;

  • по ведущим видам учебной деятельности: лабораторный урок, урок-семинар, урок-игра, урок-путешествие, урок-зачёт и т.д.; урок с использованием компьютера [3] .

Характерная особенность современного урока технологии — активная (самостоятельная) учебная деятельность учащихся . Одним из способов активации познавательной активности учащихся является обучение их приёмам мыслительной деятельности: анализу, синтезу, сравнению, обобщению и др.

На мой взгляд, наиболее эффективными уроками технологии являются уроки творческой деятельности и уроки с использованием компьютера. Примером такого урока является урок по теме: «Интерьер жилого дома» (Приложение 1)

2.2 Организация проектной деятельности на уроках технологии в рамках личностно – ориентированного подхода

Проектная деятельность школьников – одно из направлений личностно – ориентированного обучения.

Предмет «Технология» является базой, на которой может быть сформировано проектное мышление обучающихся.

Проектно-технологическое мышление может развиваться только с опорой на универсальные способы деятельности в сферах самоуправления и разрешения проблем, работы с информацией и коммуникации. Поэтому предмет «Технология» принимает на себя значительную долю деятельности образовательной организации по формированию универсальных учебных действий в той их части, в которой они описывают присвоенные способы деятельности, в равной мере применимые в учебных и жизненных ситуациях.

Целью проектной деятельности на уроках технологии является понимание и применение учащимися полученных технологических знаний, умений и навыков в самостоятельной практической деятельности; освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности; развитие интеллектуального потенциала и профессионального самоопределения учащихся [10].

Задачи проектной деятельности на уроках технологии:

Образовательные:

  • формирование политехнических знаний и экологической культуры , основ культуры созидательного труда,;

  • знакомство, освоение и исследование наиболее перспективных и распространенных технологий преобразования материалов, энергии и информации в сферах домашнего и народного хозяйства;

  • формирование умения работать аккуратно;

  • формирование навыков сбора информации из различных источников и работы со специальной литературой;

  • Формирование умения составлять план работы, письменный отчет и презентации готовой работы, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии;

  • приобретение графических умений и навыков, графической культуры;

  • формирование умения выбирать инструменты и приспособления для работы;

  • овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда;

  • обучение основам композиции, цветоведения, дизайна, оформительской работы и художественного проектирования;

  • формирование представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в проектную деятельность и создание личностно или общественно значимых изделий;

  • Овладение рациональной организации трудовой деятельности.

  • Обучение планированию — постановке цели своей проектной деятельности, описанию основных этапов по достижению поставленной цели;

  • Формирование умения анализировать, развивать креативность и критическое мышление.

  • Воспитательные:

  • воспитание положительной мотивации к трудовой деятельности ;

  • воспитание трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца,

  • воспитание экономичного отношения к используемым материалам;

  • воспитание нравственных качеств личности: взаимопомощи, и чувства сотрудничества ответственности, сопереживания, человечности, милосердия, честности, порядочности, патриотизма.

  • формирование технологической культуры и культуры труда:

  • формирование уважительного и бережного отношения к себе и к людям различных профессий и результатам их труда;

  • формирование бережного отношения к окружающей природе с учетом экономических и экологических знаний и социальных последствий;

  • формирование творческого отношения в преобразовании окружающей действительности;

  • Формирование позитивного отношения к работе — проявлению инициативы, энтузиазма, старания выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы;

  • воспитание коллективизма, культуры поведения и бесконфликтного общения.

  • Развивающие:

  • развитие добросовестного отношения к труду;

  • развитие у детей творческого и логического мышления;

  • развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие, изобретательские и исследовательские задачи;

  • развитие способности к самостоятельному поиску и использованию информации для выполнения проектной работы;

  • развитие внимания и наблюдательности;

  • развитие познавательных интересов, пространственного воображения, технического мышления, творческой инициативы и эстетического вкуса ;

  • развитие способностей к анализу трудового процесса в ходе выполнения и исследования объектов проектирования;

  • развитие организаторских способностей и коммуникативных навыков, способностей к деловому сотрудничеству в процессе коллективной деятельности.

Заниматься проектной деятельностью на уроках технологии школьники начинают с 5 класса. Начиная с доступных творческих заданий, к 11 классу учащиеся выполняют довольно сложные, интересные, социально значимые исследовательские проекты, поэтому при организации проектной деятельности на уроках технологии необходимо учитывать возрастные, психологические, физиологические и гигиенические особенности школьников.

Организация проектной работы учащихся на уроке технологии

Организуя групповую работу детей над проектом, следует учитывать, что только личная заинтересованность ученика в получении результата, положительная мотивация решения проблемы проекта могут поддержать его самостоятельность.

Расширение способов работы с источниками информации, повышение самостоятельной роли учащихся в проектной деятельности формирует ключевые, базовые компетентности: создание, поиск, сбор, анализ, представление, передачу информации, моделирование (в том числе компьютерное), проектирование, совместную деятельность, рефлексию, самообучение.

Проектная деятельность позволяет педагогу организовать работу с различными группами учащихся, что в определённой степени обозначает пути продвижения каждого ученика от более низкого к более высокому уровню обучения – от репродуктивного к творческому.

При руководстве проектной деятельностью школьников дополнительной трудностью для педагога является то, что нет одинакового рецепта, позволяющего сразу дать однозначное решение различных проблем. Консультирование в процессе работы над проектами требует от учителя широкой эрудиции и высокого педагогического мастерства, т.к. темы проектов варьируются в широком диапазоне различных областей знаний.

Профессионализм учителя выражается в том, насколько уверенно может он спланировать работу учащихся над проектом, обеспечить удивление и мотивацию к труду, чтобы задание было не чрезмерно лёгким, не чрезмерно трудным и находилось в зоне ближайшего развития каждого ученика. Ремесло педагога состоит в том, чтобы уметь контролировать лишь ключевые моменты (этапы) выполнения проекта, работая по методу убывающих подсказок, делегируя право принятия решений учащемуся [4].

Типы проектов, используемых на уроках технологии

  1. Творческие. Этот тип проектов предполагает четкое планирование конечных результатов и формы их представления. Структура проекта только намечается и развивается далее в ходе работы, подчиняясь жанру конечного результата и интересам участников, но уже в самом начале оговаривается, что будет представлять собой проект.

Это может быть изготовление предметов быта из дерева и металла, элементов декора, деталей и конструкций, целого изделия.

Темы творческих проектов в рамках уроков технологии основной общеобразовательной школы представлены в приложении 2.

  1. Практико-ориентированный проект (решение практических задач, проведение исследований);

  2. Учебный проект (воспроизведение каких-либо этапов исследования технологических объектов)

  3. Ознакомительно-ориентировочные (информационные). Предполагается ознакомление участников проекта с конкретной информацией, ее анализ и обобщение уже для широкой аудитории. Такие проекты связаны с применением ИКТ технологий, созданием мультимедийных презентаций и фильмов (темы в приложении 2).

  4. Социальные проекты (помощь социально незащищённым членам общества- игрушки для детей сирот и детей инвалидов, поделки, акции по уборке территории, пропаганде здорового образа жизни, помощь часто болеющим одноклассникам) [11]

Этапы проектной деятельности

1-этап

  • Выбор формулировки темы – это начальный и очень серьезный этап любого исследования. Тема должна быть актуальной, т.е. практически полезной и представлять интерес в научном отношении.

  • Начальным этапом любого проекта является обоснование актуальности выбранной темы. Объяснение актуальности должно быть немногословным. Главное показать суть проблемной ситуации, объяснить, для чего проводится исследование.

  • Формулировка цели , т.е. постановка вопроса, на который надо получить ответ. После выделения цели необходимо указать на конкретные задачи , которые предстоит решать.

  • Определение объекта и предмета .

  • Выдвижение гипотезы .

2 — этап

Проведение проектной работы:

  • Сбор экспериментальных данных, сравнение их с литературными данными и предсказаниями теории.

  • После того как выбрана тема, сформулированы вопросы, на которые необходимо получить ответ – нужно попытаться собрать как можно больше информации о предмете изучения.

  • Планирование работы подразумевает необходимость выбрать методику проведения исследования, рассчитать, каким должен быть необходимый объем наблюдений или количество опытов, прикинуть, на какую часть работы, сколько времени у вас уйдет.

  • Выбор методики работы зависит от цели и предмета исследования: наблюдение, сравнение, эксперимент, анализ, синтез и т.д [12] .

3-этап

Оформление полученных результатов работы, представление результатов (в классе, на выставках, конференциях)

Выводы:

Проектная деятельность на уроках технологии в рамках личностно-ориентированного подхода направлена на активизацию познавательных способностей обучающихся, предполагает развитие самостоятельного мышления, умения добывать информацию, прогнозировать, принимать нестандартные решения, глубоко раскрывает их творческих возможности, учитывает персональные интересы и потребности учащихся.

К важным положительным факторам проектной деятельности на уроках технологии относятся:

  • повышение мотивации учащихся при решении поставленных задач;

  • развитие творческих способностей и творческого мышления;

  • формирование чувства ответственности за свои решения и выполняемую работу;

  • Возможность самоутвердиться;

  • создание условий для сотрудничества между учителем и учащимся;

  • возможность показать значимость и индивидуальность своей работы и воспользоваться ее результатами.

  • В ходе учебной проектной деятельности на уроках технологии учащиеся получают возможность развивать универсальные учебные действия.

2.3 Организация проекта «Избушка из дерева» учащихся 5 класса общеобразовательной школы

Подготовительный этап

  1. Обоснование проекта

Удивительно, как много полезных предметов можно создать своими для украшения интерьера. Часто в качестве декоративных элементов используют игрушки как произведения декоративно – прикладного искусства. Их можно изготовить из различных материалов, но наиболее привлекательным является дерево и пиломатериалы, так как работать с ними легко и приятно.

Такие игрушки являются экологически — безопасными не требуют больших материальных затрат.

  1. Цель проекта: изготовить оригинальное, недорогое, аккуратное изделие из фанеры (игрушечный домик).

  2. Задачи проекта:

  • ознакомиться с техникой выпиливания по дереву и фанере;

  • оценить свои возможности в проектной деятельности;

  • применить знания и умения, полученные на уроках трудового обучения;

  • создать эскиз и выбрать технику изготовления;

  • закрепить приемы и навыки работы с ручным лобзиком;

  • оценить проделанную работу.

Возможные затраты: фанера, лобзик по дереву, ножовка по дереву, ручная дрель, линейка, карандаш, шлифовальная бумага, клей ПВА, краски, лак, набор зубочисток, нитки.

Этап планирования (Конструкторский этап):

1. Учащиеся собирают и обрабатывают необходимую для реализации проекта информацию по литературным и другим источникам (история происхождения деревянных игрушек, виды пиломатериалов и их свойства, типы древесины, техника работы с деревом);

2. Изучают технологию изготовления задуманного объекта, проводят расчеты, замеры, решают необходимые задачи;

3. Разрабатывают соответствующую технологическую карту и чертеж (приложение 3), подготавливают необходимые качественные материалы, безопасное оборудование и инструменты, свое рабочее место;

4. Определяют способ представления результатов, т.е. в какой форме будет отчет (презентация, фотографии изделия);

5. Устанавливают критерии оценки конечного результата и процесса работы;

Этап процесса работы (Технологический этап):

(процесс изготовления, создания объекта)

1. Учащиеся проводят саму работу по изготовлению изделия, выполнению технологических операций;

2. Соблюдают правила техники безопасности при работе с оборудованием и инструментами (приложение 4)

Заключительный этап творческого проекта:

1. Учащиеся проводят контроль и испытание изделия;

2. Дают экономико-экологическое обоснование (приложение 5)

3. Оформляют результаты и делают выводы (выполнил ли того, что ставил в целях и задачах);

4. Учащиеся представляют результат работы (приложение 6);

5. Проводят защиту своего творческого проекта, принимают участие в обсуждении;

6. Дают самооценку своей работе и полученному результату. Участвуют в оценке творческого проекта путем коллективного обсуждения.

Выводы:

В рамках эксперимента разработан и реализован проект «

Заключение:

Таким образом, в результате работы с литературными источниками, экспериментальной работы в рамках деятельности учителя технологии, были изучены инновационные подходы и методы, применяемые в процессе обучения предмета «технология» учащихся средней общеобразовательной школы.

Одним из наиболее эффективных современных подходов в обучении предмета «технология» является личностно-ориентированный подход. Благодаря ему возможно проведение полноценного урока технологии, соответствующего современным требованиям ФГОС.

Одним из основных направлений личностно — ориентированного обучения на уроках технологии является метод проектов, который реализует все принципы данной технологии и предполагает использование деятельностного подхода в обучении.

Считаю что, образовательный процесс на занятиях технологии будет эффективным, если применять комплексный подход к использованию различных традиционных и инновационных технологий.

Список используемых источников

[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/diplomnaya/innovatsionnyie-tehnologii-v-obrazovanii/

  1. Бекетова О. А. Инновация в образовании: понятие и сущность // Теория и практика образования в современном мире: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.).

    — СПб.: СатисЪ, 2014. — С. 1-2. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/5986/ (дата обращения: 10.01.2019).

  2. Голобородько Н. В. Здоровьесберегающие технологии в образовании // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.).

    — Уфа: Лето, 2013. — С. 82-85. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4394/ (дата обращения: 10.01.2019).

  3. Зотов Ю.Б. Организация современного урока /– Ю.Б. Зотов – М., 1984. –144 с.

  4. Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. /под ред. А. В. Хуторского. — М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. — 327 с.

  5. Коротов В.М. Общая методика учебно-воспитательного процесса / – М., 1983. (библиотека учителя по общей проблеме теории обучения и воспитания)– 224 с.

  6. Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. — М.: Знание, 1991 г.

  7. Леонтович А.В. “Исследовательская деятельность учащихся” / А.В Леонтович, М., 2003. – 134 с.

  8. Лернер И.Я. Вопросы проблемного обучения на Всесоюзных педагогических чтениях.//Советская педагогика.- 1968 г.-№ 7.

  9. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина и др.; Под ред. Е.С. Полат. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 272 с.; С. 3

  10. Павлова М.Б. и др. Метод проектов в технологическом образовании школьников./ Под ред. И.А. Сасовой. – М.: Вентана-Графф, 2003.

  11. Поливанова К.Н. «Проектная деятельность школьников» Просвещение, 2008

  12. Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа / [С. В. Третьяков, А. В. Иванов, С. Н. Чистякова и др.; авт.-сост. С. В. Третьякова]. — М.: Просвещение, 2013. — 96 с. — (Работаем по новым стандартам).

  13. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП Москва НИИ Школьных технологий 2005 288 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).

  14. Тарасова Т.И.. Журнал «Начальная школа»№ 10, 2012г,

  15. Технология: 6 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (вариант для девочек) / Под редакцией И.А. Сасовой. 2-е издание, переработанное. М.: Вентана-Граф, 2007. 224 с.: ил. Справочник начинающего дизайнера (2-е издание)/ Серия «Стильные штучки». Ростов Н/Д: «Феникс». 2004.

  16. Трубинова Е. А. Технология развития критического мышления в учебно-воспитательном процессе // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 946-948. — URL https://moluch.ru/archive/103/23578/ (дата обращения: 10.01.2019)

  17. Учебник «Технология»: 10-11 класс: базовый уровень: для учащихся общеобразовательных организаций/ В.Д. Симоненко, О.П. Очинин, Н.В. Матяш–2-е изд., перераб. М.: Вентана — Граф .2014.-208 с.ил.

  18. Учебник «Технология»: 5 класс/учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ Н.В. Синицина, П.С. Самородский, В.Д. Симоненко–4-е изд., перераб. М.: Вентана — Граф . 2014.

  19. Учебник «Технология»: 7 класс/учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ Н.В. Синицина, П.С. Самородский, В.Д. Симоненко–3-е изд., перераб. М.: Вентана — Граф, 2015 .

  20. Учебник «Технология»: 8 класс/учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ Н.В. Матяш, А.А. Электов, В.Д. Симоненко–2-е изд., перераб. М.: Вентана — Граф .2014.

  21. Учебник «Технология»: 6 класс/учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ Н.В.Синицина, П.С. Самородский, В.Д. Симоненко–3-е изд., перераб. М.: Вентана — Граф, 2014 .

  22. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;

  23. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. М.: Просвещение, 2012.

  24. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 159с.

  25. Якиманская И.С. Личностно — ориентированное обучение в современной школе. – М., 1996.4.Губарева Т.В. Развитие информационной компетентности практических психологов в процессе профессиональной подготовки в педагогическом вузе//Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. –2013.–№3(7).

    –С. 122–127

Приложение 1, Конспект урока с технологической картой в 6 классе

Тема урока

Цель: формировать умения по оформлению жилого дома.

Задачи: познакомить с видами композиции, материалами для отделки; углубить представление обучающихся о предмете изучения – декоративное оформление интерьера жилого помещения; учить подбирать цветовую гамму для отделки, декоративные детали, самостоятельно выполнять практические задания; развивать наблюдательность, внимание, эстетический вкус, творческое воображение, инициативу; воспитывать интерес к предмету.

Тип урока:

Методы и формы обучения, Технические устройства и дидактические средства обучения, Планируемые образовательные результаты:

Предметные умения: закрепят знания об интерьере жилого дома; расширят представление о композиции в интерьере; узнают о видах композиции, материалах для отделки, правилах цветового решения интерьера, способах декоративного оформления жилых помещений; научатся подбирать декоративные детали, цветовую гамму для оформления интерьера.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): регулятивные – научатся принимать и сохранять учебную задачу; познавательные – научатся находить необходимую информацию в учебных пособиях, наблюдать, анализировать информацию, делать выводы; коммуникативные – научатся рассуждать, формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя; вести небольшой познавательный диалог по теме урока.

Личностные: сориентированы на экологически целесообразное поведение в быту и трудовой деятельности.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формы организации взаимодействия на уроке

Универсальные учебные действия

Промежуточный контроль

Организационный

Приветствует учеников, создает позитивный настрой в классе

Приветствуют учителя

2.

Пов-торе-ние пре-дыду-щей темы

Обобщение полученных сведений на предыдущем уроке.

Проверить готовность обучающихся к уроку

Беседа по предыдущей теме:

— Как называется отдельное здание, состоящее из комнат и вспомогательных помещений, предназначенное для проживания людей?

— Какую роль при создании жилого дома играют функциональные и гигиенические качества?

Заслушивание сообщений на тему «Что такое квартира-студия?»

Отвечают на вопросы

Активизируют имеющиеся знания

Фронтальная

Регулятивные:

принимают и сохраняют учебную задачу.

Познавательные:, Коммуникативные:

Уст-ные ответы

3.Вы-зов (актуализация)

Эмоциональная, психологи-ческая и мотивационная подготовка обучающих-ся.

Продемонстрировать фотографии с различными интерьерами и предложить учащимся сформулировать тему урока.

Организовать беседу по вопросам:

— Для чего мы создаем интерьер?

— Какую квартиру можно назвать комфортной?

Разобрать составляющие интерьера, использовав метод «мозговой атаки». Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают по данной теме.

Предложить обменяться информацией, зафиксировать высказанные предложения на доске и обобщить, записав в центре слово «эстетика».

Формулируют тему урока

Отвечают на вопросы

Активизируют имеющиеся знания

Высказывают свои предложения

Фронтальная

Личностные:, Регулятивные:

принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные:

Уст-ные ответы

4. Изучение нового материала

Словесно-иллюстрированный рассказ с элементами беседы «Компози-ция в интерьере. Виды компози-ции».

Просмотр мультимедийной презентации

Хороший фотограф должен знать, как правильно построить кадр. То же с интерьером: мало найти обои и паркет, купить мебель и светильники — нужно нечто большее, чтобы не превратить комнату в филиал мебельного магазина. Поговорим о том, что такое композиция в интерьере и о правилах ее построения.

Демонстрация презентации.

Предложить учащимся, прослушивая описание видов композиции определить какой композиционный прием применен на лежащих перед ними фотографиях с интерьерами.

Слушают учителя; смотрят презентацию; обсуждают, анализируют информацию.

Фронтальная

Регулятивные:

Принимают и сохраняют учебную задачу.

Познавательные:, Коммуникативные:

Уст-ные ответы

4. Изучение нового материала.

Прак-тическая дея-тель-ность

Практичес-кая работа с текстом учебника «Материалы для отделки жилых помещений» в рабочей тетради. Зад. № 2, п.1. Познава-тельно-информационная беседа.

Просмотр мультимедийной презентации.

Предлагает работу с текстом учебника. Работа в рабочих тетрадях с применением метода «Бортовой журнал». Взаимообмен информацией по вопросам

— Какие отделочные материалы вы знали?

— Что нового вы узнали из текста?

— Какими материалами можно отделать детскую комнату?

Демонстрация презентации «Виды отделочных материалов»

Выполняют задание, обсуждают, анализируют информацию. Слушают учителя.

Смотрят презентацию.

Перед чтением текста учащиеся выбирают и заносят в таблицу рабочей тетради известные им отделочные материалы .

Индивидуальная, фронтальная

Познавательные:, Коммуникативные:

умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Регулятивные:

умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Выполнение зада-ния, уст-ные ответы

4. Изучение ново-го мате-риала

Познава-тельно-информационная беседа «Декора-тивное оформление интерьера».

Просмотр мультиме-дийной презентации.

Предложить учащимся отгадать о чем сейчас пойдет речь? «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

Рассказ о цвете, его роли в интерьере,

методе, основанном на комбинациях цветов из цветового круга.

Тональное сочетание.

Контрастное сочетание.

— Какие цвета относятся к теплым, а какие к холодным?

Слушают учителя; смотрят презентацию, отвечают на вопросы.

Выбираются цвета в сегментах, расположенных на противоположных сторонах круга

Фронтальная

Регулятивные:

Принимают и сохраняют учебную задачу.

Познавательные:, Коммуникативные:

Уст-ные ответы

4. Изучение нового материала.

Игровой момент.

«Попробуй найти». Учитель выдает карточки с изображениями интерьеров в различных стилях и зачитывает краткое описание стиля. Задача обучающихся быстро найти соответствующее фото и назвать его номер.

Слушают учителя, отгадывают стили.

Фронтальная

Коммуникативные:, Познавательные:

Уст-ные ответы

5. Изучение нового материала.

Прак-тическая дея-тель-ность

Познава-тельно-информационная беседа «Декора-тивное оформление интерьера».

Просмотр мультимедийной презентации.

Практичес-кая работа в рабочей тетради Зад.№2, п.2.

Работа в рабочей тетради (З.2, п.2) с текстом учебника. Установите соответствие: найдите описание каждого вида оформления оконных проемов.

Обсуждают, анализируют информацию. Знакомятся с основными видами декоративного оформления окон; обсуждают варианты их использования. Выполняют практическую работу.

Фронтальная

Познавательные:

ориентируются в задании, осуществляют поиск необходимой информации из учебника.

Регулятивные:

Принимают и сохраняют учебную задачу.

Выполнение зада-ния, уст-ные ответы

6.

Рефлексия.

Обобщение полученных сведений. Практическая работа в рабочей тетради Зад.№2, п.3.

Оценивание результатов работы.

Выполнить задание в рабочей тетради (З.2, п.3) Проверь себя. Верны ли следующие утверждения?

Беседа по вопросам:

— Что нового вы узнали на уроке?

— Полезна ли вам будет в быту полученная на уроке информация?

Выполняют задание.

Инди-видуальная, фронтальная

Личностные:, Регулятивные:, Коммуникативные:

Выполнение зада-ния, уст-ные ответы

7.

Зада-ние на дом

Подготовить сообщение «Декоративная ширма как арт-объект».

Принести цветные карандаши для работы над эскизом «Интерьер детской комнаты»

Слушают учителя

Инди-видуа-льная

Выполнение зада-ния

Приложение 2

Темы проектных работ (вариант для мальчиков)

1.Творческие проекты из древесины и поделочных материалов:

  • предметы обихода и интерьера (табурет, сто лик складной для балкона, банкетка, скалка, шкатулка, стаканчик для ручек и карандашей, толкушка, столик, ваза для конфет и печенья, полочка для ванной комнаты, ваза, чаша, тарелка, сахарница-бочонок, кухонный комплект для измельчения специй, аптечка, полочка-вешалка для детской одежды, рама для зеркала, подсвечник, приспособление для колки орехов),

  • изделия декоративно-прикладного творчества (шахматная доска, мозаичное панно, шкатулка, мозаика с металлическим контуром),

  • инструменты: киянка, угольник, выпиловочный столик,

  • игрушки для детей, наглядные пособия и др.

2.Творческие проекты из металлов и искусственных материалов:

  • предметы обихода и интерьера (подставка для цветов, картина из проволоки, мастерок для ремонтных работ, флюгер, вешалка-крючок, ручки для шкафчиков),

  • изделия декоративно-прикладного творчества (панно, выполненное тиснением по фольге, ажурная скульптура из проволоки, изделия в технике басмы и просечного металла, чеканка),

  • инструменты: струбцина, вороток для нарезания резьбы, отвёртка,

  • фигурки из проволоки, модели автомобилей и кораблей, наглядные пособия, раздаточные материалы для учебных занятий и др.

  • Изготовление деталей и изделий на токарном станке по техническим рисункам, эскизам, чертежам и технологическим картам.

3.Информационные проекты с использованием национально-регионального компонента:

  • Знакомство с творчеством народных умельцев своего края, области, города, села.

  • Национальные предметы быта Донского края.

  • Эстетика приусадебного участка.

Приложение 3.

Технологическая карта домика

Вырезать шаблон

Ножницы

Выбрать заготовку

Фанера, ножовка,

Обвести детали домика на заготовке

Карандаш, шаблон

Выпилить детали домика по контуру

Лобзик и пилки

Склеивание деталей

Клей ПВА

Зачистить и отшлифовать детали

Наждачная бумага

Приклеить домик к подставке

Клей ПВА

Просверлить отверстия в подставке

Ручная дрель

Вставить в отверстия зубочистки

Оформление

краски акриловые на водной основе, кисть

Покрыть лаком изделие

Лак на водной основе

Соединить зубочистки нитью

Шерстяные нитки

Эскиз игрушечного домика

Эскиз игрушечного домика 1

Эскиз игрушечного домика 2

Приложение 4, Организация рабочего места и техника безопасности

  1. Надеть рабочую одежду

  2. Подготовить рабочее место

  3. Подготовить все необходимые инструменты.

  4. Во время работы быть внимательным.

  5. После выполнения работы все инструменты положить на место, убрать мусор.

Правила безопасности при работе с лобзиком

  1. Перед началом работы лобзиком и шилом проверить, надёжно ли закреплены ручки;

  2. Надёжно крепите выпиловочный столик к верстаку;

  3. Надежно закрепляйте пилку в рамке лобзика;

  4. Не делайте резких движений лобзиком при выпиливании,

  5. Не наклоняйтесь низко над заготовкой.

Правила безопасности при работе ручной пилой

  1. При пилении надёжно закрепляйте заготовку, пользуйтесь упорами, стулом и другими приспособлениями;

  2. Пилите только исправной, остро заточённой пилой;

  3. Не делайте резких движений пилой;

  4. Не держите левую руку близко к полотну пилы;

  5. Кладите пилу на верстак зубьями от себя;

  6. Не сдувайте опилки и не сметайте их рукой – пользуйтесь только щёткой.

Правила безопасности при работе ручной дрелью

  1. Надёжно закрепляйте заготовку и подкладную доску;

  2. Надёжно и без перекоса закрепляйте сверло в патроне;

  3. Коловорот или дрель держите крепко и без перекосов, рукоятку вращайте Свободно и без больших усилий;

  4. Коловорот или дрель кладите на верстак сверлом от себя.

Приложение 5

Экономико-экологическое обоснование

В природе много материалов пластмасса, древесина, резина, железо, но древесина — это материал экологически чистый. Резьба по дереву является экологически-чистым производством. При работе с деревом не выделяются вредные вещества для организма человека, нет выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, почву, водоёмы.

Итого: 80 рублей.

Приложение 6

Представление изделия

Приложение  1

Приложение  2