Высшего образования южно уральский государственный

Дипломная работа

Актуальность использования информационных технологий в современном дошкольном образовании диктуется стремительным развитием информационного общества, широким распространением технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, позволяющих использовать информационные технологии в качестве средства обучения, общения, воспитания, интеграции в мировое пространство.

Современный педагог должен владеть информационными технологиями и уметь применять их в образовательном процессе. Для того чтобы сформировать необходимые интегративные качества ребенка – дошкольника и обеспечить полноценный переход на следующий уровень системы образования, педагогу ДОО необходимо гармонично сочетать в своей работе традиционные методы обучения с современными информационными технологиями.

В век информационных технологий, когда компьютер является необходимым атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей, вопрос об использовании информационнокоммуникативных технологий в образовательном процессе в рамках введения ФГОС ДОО является очень актуальным. ИКТ часто используют как средство обмена информацией и как средство создания чего-то нового.

Теорией и практикой использования компьютерных технологий в обучении занимались такие ученые как: М. Ю. Бухаркина, Д. Ш. Матрос, А. А. Кузнецов, В. М. Монахов, О. К. Тихомиров, А. П. Ершов, С. А. Христочевский и др. Влияние новых информационных технологий на повышение эффективности процесса обучения отмечено в исследованиях Ю. К. Бабанского, Е. А. Барахсановой, Т. В. Габай, А. М. Короткова. Главной мыслью в этих работах отмечено то, что компьютерную технику можно рассматривать как средство психического развития человека.

Методологические аспекты развития образования в эпоху новых информационных технологий рассматриваются в работах Т.А. Владимировой, Т. П. Ворониной, Т. С. Георгиевой, О. П. Молчановой, Т. В. Сергеевой и др. Информатизация рассматривается ими как основной путь преодоления кризиса образования за счет развития новых моделей образования, внедрения новых технологий и теорий обучения.

Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования информационных технологий в работе педагога с детьми старшего дошкольного возраста.

Объект исследования – процесс использования ИТ.

10 стр., 4907 слов

Современные компьютерные технологии в обучении

... компьютерных методов обучения, использование в педагогической работе современных информационных технологий. 2. Современное состояние практической компьютеризации процесса обучения. ... современности. Поэтому на рубеже тысячелетий образование превращается в один из источников ... обучения, его использование в системах с использованием ПК бессмысленно. Репродуктивный метод обучения с применением средств ...

Предмет исследования – педагогические условия эффективного использования информационных технологий в работе педагога с детьми старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: использование информационных технологий в работе педагога с детьми старшего дошкольного возраста будет эффективней, если:

  •  определены роль и место ИТ в учебно-воспитательном процессе ДОО;
  •  сформирована ИКТ-компетентность педагога;
  •  обеспечена готовность детей к использованию информационных средств.

Задачи предоставленной работы:

1) выявить методологическую и теоретическую основу

использования ИТ в дошкольном образовании;

2) изучить современные образовательные технологии в работе с

детьми старшего дошкольного возраста в дошкольном

образовательном учреждении;

3) экспериментально проверить условия эффективности

использования ИТ в работе с детьми старшего дошкольного

возраста;

4) проверить условия эффективности использования ИКТ у детей

старшего дошкольного возраста по средствам информационных

технологий.

База и этапы исследования: исследование проводилось на базе Муниципального Бюджетного Дошкольного Образовательного Учреждения «Детский сад № 404 г. Челябинска», всего принимало участие 20 детей старшего дошкольного возраста. Исследование проводилось поэтапно, при этом на каждом этапе, в зависимости от его задач, применялись соответствующие методы исследования: теоретические методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы; эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, эксперимент.

I этап (сентябрь 2016) подготовительный:

  • Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
  • Определение целей, рабочей гипотезы и задач исследования;
  • Подбор групп, равных по составу для проведения формирующего эксперимента;

II этап (октябрь 2016 – февраль 2017) основной:

  • Внедрение педагогических условий и проведения итогового эксперимента.

III этап (март – апрель 2017) заключительный:

  • Систематизация и обобщение результатов исследования, формулирование выводов, анализ экспертных данных, оформление квалификационной работы.

Практическая значимость работы заключается в том, что теоретически обоснованные и экспериментальным путем проверенные организационно-педагогические условия использования информационных технологий в ДОО могут быть успешно реализованы в деятельности других дошкольных образовательных учреждений.

Структура и объем работы: квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы использования

информационных технологий в работе педагога с детьми старшего

дошкольного возраста

1.1 Состояние проблемы использования информационных технологий в работе педагога с детьми

В ходе информатизации образование стремительно движется вперёд, и у дошкольных учреждений нет иного выхода, кроме как отвечать условиям развития информационного века. Использование компьютеров во всех сферах деятельности человека, развитие сетевых технологий, порождает современные проблемы и дает импульс к развитию новых областей исследования. Поиск эффективных методов применения информационных технологий в образовании, изучение психологических и педагогических аспектов взаимодействия человека и компьютера приобретают особую значимость в настоящее время.

4 стр., 1876 слов

Принципы и технологии информационной поддержки жизненного цикла ...

... важнейших задач стандартизации в рассматриваемой сфере -- обеспечение информационной совместимости различных автоматизированных систем. К настоящему времени CALS-технологии образуют самостоятельное направление в области ИТ. За рубежом ... вообще не может быть адекватно представлена на бумаге. С другой стороны, по мере усложнения изделий происходит резкий рост объемов технической документации. Сегодня ...

На сегодняшний день в центре внимания находятся дети и их интересы. Ребенку необходимо стремительно включаться в процесс обучения и перестать быть объектом влияния. Большие возможности с целью реализации данной задачи заложены в использовании ИКТ в ДОУ [6].

Внедрение ИКТ в работу педагога ДОО способствует повышению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности ребенка, ориентирующейся в информационном пространстве.

Применение информационных технологий в ходе учебного процесса ДОО позволяет его модернизировать и повысить эффективность обучения, повысить мотивацию обучения детей старшего дошкольного возраста, а также развить интеллектуальные творческие способности детей.

Проблема широкого использования современных информационных технологий в воспитании и образовании за последнее десятилетие вызывает заинтересованность многих авторов в отечественной педагогической науке. Большой вклад в решение проблемы современной информационной технологии обучения внесли российские и зарубежные ученые: Г.Р. Громов, В.И. Гриценко, В.Ф. Шолохович, О.И. Агапова, О.А. Кривошеев, С. Пейперт, Г. Клейман, Б. Сендов, Б. Хантер и др.

Различные дидактические проблемы компьютеризации обучения в нашей стране нашли отражение в работах А.П. Ершова, А.А. Кузнецова, Т.А. Сергеевой, И.В. Роберт; методические — Б.С. Гершунского, Е.И. Машбица, Н.Ф.Талызиной; психологические — В.В. Рубцова, В.В. Тихомирова и др. Стратегическое значение ИКТ компетентности педагога в развитии дошкольного образования, в повышении его качества подчеркивается в нормативных актах федерального уровня: − «Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года»; − Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» − «Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года»; − «Концепция информатизации сферы образования в России».

В соответствии с профессиональным стандартом взаимодействия педагога с детьми должны работать педагоги, которые хорошо владеют техникой и знают технические возможности компьютера, ориентируются в компьютерных программах, разработанных непосредственно для детей дошкольного возраста, владеют методикой приобщения детей к новым технологиям. Ознакомление детей дошкольного возраста с ИКТ может происходить по-разному, тем не менее, в первую очередь, педагог сам должен владеть основным набором знаний, умений и навыков для того, чтобы данное ознакомление смогло состояться [26].

Теоретические основы информационных и коммуникационных технологий в образовании заложены в работах Уварова А.Ю., Красильниковой В.А., Киселева Г.М., Пешковой В.Е., Бочковой Р.В. и др. Формированием информационно-коммуникационных технологий занимались такие ученые как: Акулова О.В., Зайцева О.Б., Пекшева А.Г., Тришина С.В. и др. Информатизацией образования занимались Данильчук Е. В., Иванова Л. Ф. и др.

17 стр., 8237 слов

Обучение детей старшего дошкольного возраста элементарным представлениям ...

... самыми старшими среди других детей в детском саду. [2] Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение. Он поддерживает в детях ощущение «взрослости» и на его основе вызывает у ... нашей работы является изучение применения системы методов и приемов по обучению детей старшего дошкольного возраста элементарным представлениям о свойствах воздуха и воды. Гипотеза исследования: применение ...

Проблемы определения сущности информационной компетентности педагога и ее содержания исследованы в работах Аскерко Ю.И., Бурькова Е.В., Быкова С.А., Голубина Д.В., Горячева М.В., Гоферберг A.B., Кисель Н.В., Кулунтаевой И.А.

Среди научных исследований особую значимость представляют труды, в которых рассмотрены содержание понятия «ИКТ компетентность» (Басурматорова Л.А., Хуснутдинова Л.С.).

Поиск и анализ оптимальных путей и способов внедрения информационных и коммуникационных технологий в педагогику и сферу образования осуществляют не только ученые: психологи, педагоги, методисты, специалисты в области информатики и вычислительной техники, но и работники системы образования, ориентируемые на практику (Б.С. Гершунский, В.Г. Житомирский, Ю.А. Кузнецов, М.П. Лапчик, Г.В. Рубина, Ю.А. Первин и др.).

Вопросу изучения психолого-педагогических основ использования ИКТ в учебном процессе посвящено не меньшее количество исследований (Р. Вильямс, К. Клейман, С. Пейперт, В.В. Давыдов, В.В. Рубцов, Т.В. Минькович, И.В. Левченко, Г.Л. Луканин, И.В. Роберт и др.).

В то же время анализ современных исследований показал, что проблеме внедрения ИКТ в процесс обучения в ДОУ не уделяется должного внимания, вследствие чего возникают проблемы психологопедагогического характера при обучении на основе ИКТ, исследованием которых в настоящее время занимаются А.А. Андреев, В.И. Солдаткин, А.В. Соловьев, С.А. Илюшин, Б.Л. Собкин и др. [20].

Потребность использования ИКТ в ДОО может рассматриваться через призму психологических особенностей детей, развития их познавательных процессов, без которых невозможна человеческая деятельность. Дети старшего дошкольного возраста отличаются остротой и свежестью восприятия, активно и с любопытством воспринимают окружающую среду и все новое. В этом возрасте сформировано непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным и устойчивым, в случае преобладания наглядностей на занятии, вызывающем яркость эмоционального отношения [9].

Огромный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребёнка и его восприятие окружающего мира. Поэтому использование ИКТ в учебной и внеучебной деятельности в ДОО выглядит очень естественным, с точки зрения ребенка, и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона. Наряду с этим следует отметить, что информационнокоммуникационные технологии позволяют повысить продуктивность учебно-воспитательного процесса только в том случае, если педагог хорошо себе представляет и понимает психолого-педагогические аспекты их применения.

Из психологии известно, что зрительные анализаторы обладают более высокой пропускной способностью, в отличие от слуховых. По данным психологических исследований А.Н. Леонтьева, Л.С. Сахарова, А.Н. Соколова, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейна и др., информация, которая воспринимается зрительно, более осмысленна, лучше сохраняется в памяти [16].

29 стр., 14492 слов

Интерактивные технологии обучения сегодня перед учителем начальных ...

Интерактивные технологии – это целеустремленная система, набор приемов, средст организации учебной деятельности, которая охватывает весь процесс обучения от определения цели к получению результатов. Сегодня ... способностей имеет систематичность и последовательность работы. Частная работа, которая не имеет системы, не даст позитивного результата. Каждый ребенок имеет определенные способности. Вовремя ...

Тем не менее в процессе обучения основным источником информации выступает речь педагога, осуществляющая воздействие на слуховые анализаторы. Соответственно, важно расширять перечень зрительных и зрительно-слуховых средств подачи информации. Для педагога посыл к тем органам чувств, которые соответствуют особенностям человеческого восприятия является абсолютно необходимым условием того, чтобы информация была воспринята. Основным средством познания окружающего мира у детей старшего дошкольного возраста является наглядность.

Наглядность, если подразумевать под ней все возможные варианты воздействия на органы чувств обучаемого, обоснована еще Я.А. Каменским, назвавшим ее «золотым правилом дидактики» и требовавшим, чтобы все, что только можно, представлялось для восприятия чувствами [3].

Современные информационные технологии имеют для воплощения этого правила широкие возможности, которые необходимо реализовывать на основе учета психологических особенностей восприятия информации детьми младшего школьного возраста в процессе обучения.

В образовательном взаимодействии педагога и ребенка одной из актуальнейших проблем является привлечение и сохранение внимания на протяжении всего занятия. К.Д. Ушинский считал внимание одним из важнейших факторов, способствующих успешности обучения. Им рекомендованы педагогам несколько средств сохранения внимания: усиление впечатления, прямое требование внимания, меры против рассеянности, занимательность преподавания. Эти средства присущи ИКТ, которые обладают широким диапазоном выразительных, художественных и технических возможностей, поскольку они позволяют легко усилить впечатление от излагаемого материала [6].

Большую роль ИКТ играют в запоминании как логическом завершении процесса усвоения. Они способствуют закреплению полученных знаний, создавая яркие опорные моменты, помогают запечатлеть логическую нить материала, систематизировать изученный материал. Особенно должно учитываться педагогом эмоциональное воздействие информации. Если необходимо сконцентрировать внимание детей на содержании предлагаемого материала, то сила эмоционального воздействия средствами ИКТ вызывает интерес и положительный эмоциональный настрой у детей старшего дошкольного возраста на весь процесс восприятия.

В настоящее время главной задачей образования считается не только получение детьми определённых знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного получения этих знаний. Практика показывает, что у детей старшего дошкольного возраста, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень навыков, умений ориентироваться в мощном потоке информации. Они умеют выделять главное, обобщать, делать выводы. При этом очень важна роль педагога ДОО в раскрытии возможностей новых компьютерных технологий в процессе обучения.

Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.

Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда. На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).

10 стр., 4707 слов

Коррекция психического развития в дошкольном возрасте

... дифференцировать коррекцию нормального развития и коррекцию аномального развития, отягощенного биологическим этиогенезом отклонений в развитии. Особым случаем является коррекция вариантов задержки психического развития, обусловленной социально – психологическими и педагогическими причинами. Особое место в консультативной практике занимает коррекция невротических состояний и неврозов в ...

Информационные технологии обучения – совокупность методов и технических средств сбора, организации, хранения, обработки, передачи, и представления информации, расширяющей знания людей и развивающих их возможности по управлению техническими и социальными процессами.

Е.И. Машбиц и Н.Ф. Талызина рассматривают информационную технологию обучения как некоторую совокупность обучающих программ различных типов: от простейших программ, обеспечивающих контроль знаний, до обучающих систем, базирующихся на искусственном интеллекте [6].

В.Ф. Шолохович предлагает определять ИТО с точки зрения ее содержания как отрасль дидактики, занимающуюся изучением планомерно и сознательно организованного процесса обучения и усвоения знаний, в которых находят применение средства информатизации образования.

Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен).

В этих коммуникациях компьютер занимает свое место.

Он обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации. Соединяя информационные и коммуникационные технологии, проецируя их на образовательную практику необходимо отметить, что основной задачей, которая стоит перед их внедрением является адаптация человека к жизни в информационном обществе.

Загвязинский В.И. под информационно-коммуникационной технологией (ИКТ) понимает процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта) [6].

Таким образом, информационно-коммуникационные технологии должны стать не дополнительным средством в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающим его эффективность и максимально способствующим всестороннему развитию интеллектуальной, эмоциональной и личностной сфер детей старшего дошкольного возраста. Использование на занятиях информационно- коммуникативных технологий, позволяет детям лучше усвоить материал. С помощью наглядности воспитатель объяснения выстраивает логично, научно и понятно для детей. Дети ждут оценки и эмоционально реагируют на нее. У них отмечается положительное отношение к занятию, к компьютеру.

Можно сделать вывод: применение ИКТ-технологий в дошкольном обучении необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности и также всестороннему развитию ребенка. Компьютерные программы формируют у ребенка культурно значимые умения и знания. На сегодняшний день ИКТ-технологии можно считать новым способом получения знаний, которые позволяют ребенку с интересом познавать и изучать окружающий мир.

1.2 Особенности использования информационных технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста

На сегодняшний день стремительно возросла роль информационных технологий в жизни, как взрослых, так и совсем юных людей. Современный мир включился в глобальный процесс, называемый информатизацией.

Этот процесс предоставляет для каждого из нас возможность доступности к источникам информации, проникновение информационных технологий в научные, производственные, общественные сферы, высокий уровень информационного обслуживания. Данные процессы способствуют не только ускорению научно-технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала ребенка.

12 стр., 5770 слов

«Технология развития критического мышления через чтение и письмо»

... что критическое мышление - это отправная точка для развития творческого мышления, более того, и критическое и творческое мышление развиваются в синтезе, взаимообусловлено. Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. ...

Главным направлением процесса информатизации современного общества является информатизация образования, представляющую собой систему методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации с использованием компьютера. Становится ясно, что информатизация накладывает свой отпечаток и непосредственно на деятельность людей, педагогов и детей. Перед ними открываются более широкие перспективы в получении, хранении, обработке, передаче, оформлении самой разнообразной информации [7].

Цель информатизации: развить интеллектуальную деятельность детей за счет использования новых информационных технологий, которые дают возможность грамотно сформировать познавательную деятельность в ходе воспитательного процесса; сделать обучение более эффективным, вовлекая все виды восприятия детей; построить такую систему образования, которая будет способствовать высокому усвоению изучаемого материала; вовлечь в процесс активного обучения разные категории детей; использовать специфические свойства компьютера, позволяющие индивидуализировать воспитательный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам [6].

Нетрудно предположить, что всеобщая информатизация привлечет повышенный интерес исследователей, и будет рассматриваться как главная тенденция трансформации современного общества и, конечно, ребенка. Естественно, что возрастающие возможности информационнокоммуникационных технологий оказывают серьезное воздействие на личность. Одной из приоритетных областей внедрения ИКТ является сфера образования. Новые информационные технологии заняли действительно высокую ступень в учебном процессе в масштабах и высшего, и среднего образования, и даже дошкольного.

Все это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию — первому звену непрерывного образования, одна из главных задач которого – заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Поэтому в систему дошкольного воспитания и обучения необходимо внедрять информационные технологии. Практика показывает, что при этом значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей. Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход. Возможности компьютера позволяют увеличить объём, предлагаемого для ознакомления материала [16].

Современные исследования свидетельствуют о возможности овладения ребенка компьютером только с 5 лет. Это обусловлено сложностью умственных операций, которые приходится реализовывать ребенку в опосредованной компьютером деятельности, и психической зрелостью. Более того, чрезмерно раннее введение компьютера в жизнь ребенка способно затормозить нормальное развитие традиционных форм игры. Игра обеспечивает полноценное личностное и психическое развитие дошкольника [16].

15 стр., 7381 слов

Теоретические и методические основы организации Строительно-конструктивной ...

... строительно-конструктивной игре основным является конструктивное творчество детей и развитие интереса к технике. Воспитателю важно учитывать взаимосвязь игр со строительными материалами с другими видами игр ... учить коллективным играм. У детей среднего дошкольного возраста уже есть ... детьми теме, обучает более сложным приемам работы. Дети способны под руководством воспитателя отражать в строительной игре ...

Наиболее правильно, если дети начнут знакомиться с информационными технологиями с помощью специально разработанных игрушечных компьютеров. С их помощью дети могут получать базовые навыки общения с настоящей информационной техникой.

Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается с

компьютерных игр. Компьютерная игра – это, прежде всего, интерактивная мультипликационная компьютерная программа обучающего или развлекательного характера. Говоря о компьютерах в обучении, прежде всего, рассматриваем обучающие/развивающие компьютерные игры.

Известно, что компьютерные игровые программы могут оказывать влияние на психическое, личностное и психофизиологическое развитие. Вместе с тем, говоря о развивающем потенциале, важно, чтобы содержательное наполнение программ соответствовало основным линиям развития дошкольника. Безусловно, к содержанию игровых программ, к той конкретной информации, которую они несут, должны предъявляться особые требования.

Пластичность ВНД, незавершенность развития основных психических свойств, высокая отзывчивость и податливость воспитательным воздействиям, характеризующие дошкольный возраст, могут стать причиной появления нарушений и различного рода личностных деформаций. С другой стороны, эти же особенности служат и своего рода гарантом эффективности решения возникающих в процессе развития проблем [24].

В связи с этим, при выборе компьютерно-игровых программ специалисты (педагоги, психологи, физиологи, программисты) призывают соблюдать ряд требований:

  • а) в компьютерных играх для дошкольников должна отсутствовать текстовая информация о ходе и правилах игры, поскольку дети еще не умеют читать или только знакомятся с буквами;
  • функцию разъяснения должен выполнять взрослый, или должны быть отображены на экране специальные символы (вопросительный знак, стрелочка);
  • изображения на экране должны быть достаточно крупными, обобщенными, без мелких, отвлекающих деталей;
  • б) темп движений и преобразований на экране должен быть не слишком быстрый, а количество решаемых игровых заданий регулироваться самим ребенком (следовательно, у ребенка должен быть развит определенный уровень произвольности);
  • в) время взаимодействия ребенка с компьютером должно быть ограничено 10-15 минутами;
  • то есть игровой сюжет должен быть логически завершенным, достаточно коротким, не выходящим за пределы рекомендованного выше временного интервала, что бы дать возможность ребенку самостоятельно прекратить работу на компьютере, завершив определенный уровень, получив бонус и т.п.

Все эти требования и не только, необходимо учитывать и соблюдать. Более детальный анализ психолого-педагогических и эргономических характеристик представлен в работе А.Ю. Коркиной [24].

В наши дни для детей младшего возраста разрабатывается множество обучающих программ, как за рубежом, так и в России. Чаще всего это программы по обучению чтению, письму, математике, знакомству с окружающим миром.

Компьютерные игры используются с целью амплификации (расширения, усиления) интеллектуального и эмоционального развития ребенка. Такая игра выступает в качестве катализатора развития творческих способностей, поскольку может входить в учебный процесс параллельно с традиционными средствами развития и воспитания учащихся. О возможностях использования компьютерных игр в обучении говорится в статье Л.Ф. Обуховой и С.Б. Ткаченко [7].

59 стр., 29178 слов

Педагогические условия развития мелкой моторики с помощью нетрадиционных ...

... по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития с использованием нетрадиционных художественных техник рисования. Следуя предложенной последовательности работы в тематическом планировании, удаётся сгладить недостатки развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. 4. ...

Авторы анализировали деятельность детей в процессе решения задач конструктивного характера в компьютерной игре и делали следующий вывод: перенос умений, сформированных в компьютерной игре, на другие типы заданий перцептивного моделирования, может выступать в роли показателя обучающего влияния компьютерной игры на развитие перцептивных действий.

Обучающие компьютерные игры содержат научно достоверные сведения, которые ребенок получает в соответствии с такими современными способами научного познания, как наблюдение, эксперимент, сравнение, обобщение, конкретизация, аналогия, индукция и дедукция, анализ и синтез, моделирование.

Однако, работая на компьютере, ребенок подвержен большому количеству рисков для психического и физического развития (в особенности в период с раннего детства и до старшего подросткового возраста).

В обществе резко увеличилось число детей дошкольного возраста с расстройствами поведения и эмоций. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, 30-40% старших дошкольников обнаруживают очевидные расстройства нервно-психической сферы.

Следует отметить, что большая группа обучающих и развивающих игр, специально созданных в образовательных целях, может быть использована и в целях коррекции возможных нарушений (особенностей мышления, внимания, памяти, сенсомоторной координации, эмоционально-волевой сферы).

О коррекции эмоциональных нарушений с помощью компьютерных игр стали говорить в 90-х гг. прошлого столетия. В настоящее время почти нет опыта с прямым воздействием компьютерных игр на эмоциональные нарушения у дошкольников. Практикующие педагоги-психологи в коррекционной работе не используют компьютерные игры [29].

Между тем, в качестве примера можно привести всемирно известную кампанию IBM, разработавшую программу раннего развития KidSmart для детей со специальными образовательными потребностями. Цель программы – предоставить новые возможности развития и раскрыть весь потенциал этих детей. Таким образом, использование компьютерной игры дает непосредственный прямой эффект не только для развития, но и коррекции психических функций, эмоциональных и поведенческих нарушений, способствует гармоничному развитию личности.

Большое значение имеет и диагностический потенциал компьютерной игры. Игра проявляет особенности эмоционально-волевой и мотивационной сферы ребенка как «лакмусовая бумажка». Подобно тесту, игры могут выявлять общую психическую устойчивость (способность противостоять стрессовой ситуации) ребенка, способность справляться с успехом и с неудачей, особенности мотивации достижения, уровень развития механизмов саморегуляции, а также познавательную направленность ребенка [24].

Развивающий и мотивационный потенциал обучающих компьютерных игр довольно велик. Информирование, как известно, является необходимым условием для введения в опыт обучаемого принципиально новых знаний и умений. Обучающие компьютерные игры с этим успешно справляются. Этап информирования может быть представлен в виде текста, рисунков, звукового или видео сопровождения, анимацией и других средств. Все они, несомненно, воздействуют на мыслительную активность и появление интереса. В итоге накапливаются некоторые сведения в памяти ребенка и создается соответствующая ориентировочная основа для дальнейшей познавательной деятельности. Практические действия, заключающиеся в решении задач, головоломок, прохождении препятствий и т.п., – необходимый переходный момент к полному усвоению учебного материала. Также, наличие немедленной обратной связи создает положительную стимуляцию в обучении, ускоряя процесс сознательного приобретения навыков.

Интерпсихические функции, возникающие во взаимодействии ребенка с компьютером, способствуют видоизменению представлений о роли взрослого в формировании «зоны ближайшего развития»: «то, что ребенок не может сделать сам или с помощью взрослого, он может сделать с помощью информационной технологии» [29].

Последователи Л.С. Выготского П. Гриффин и М. Коул называют компьютер «фасилитатором зоны ближайшего развития», тогда как создатели обучающих компьютерных программ для детей пытаются реализовать принцип «зоны ближайшего развития без взрослого». Вместе с тем, компьютер является только средством, помощником педагогу, психологу, родителю, и никак не их заменой. Перекладывая часть обучающих функций на компьютер, взрослый может общаться с ребенком, занимаясь не столько обучением, сколько развитием и воспитанием.

Таким образом, особенности использования информационных технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста заключаются в следующем: начинать знакомство с ИКТ необходимо с игрушечных компьютеров, первые компьютерные игры должны носить обучающий/развивающий характер, содержание программ должно отвечать основным возрастным особенностям. Также необходимо помнить, что ИКТ могут оказывать влияние на психическое, личностное и психофизиологическое развитие, поэтому обучающие программы должны отвечать определенным требованиям.

Информатизация образования открывает педагогам новые пути и средства педагогической работы, а использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребенка старшего дошкольного возраста достаточно простым и эффективным; качественно обновит воспитательно-образовательный процесс в ДОУ, повысит его эффективность, откроет новые возможности образования.

1.3 Организационно-педагогические условия использования информационных технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Совершенно очевидно, что современное образование  это непрерывный процесс. Поэтому, уже в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационных технологий, где в качестве источников информации всё шире используются информационно коммуникативные средства.

Внедрение новых информационных и коммуникационных технологий на базе Internet сегодня является одним из важнейших резервов повышения эффективности непрерывного образования и самообразования педагогических работников. По мнению Митина В. В. сегодня существует лишь условная граница между информационными и информационнокоммуникационными технологиями. Специалисты знают тесную взаимосвязь этих технологий и считают, что когда говорят об информационных технологиях, почти всегда подразумевают информационно-коммуникационные технологии.

Вопрос об использовании информационных технологий в образовательном процессе в рамках введения ФГОС ДО является очень актуальным. ИТ часто используют как средство обмена информацией и как средство создания чего-то нового [2].

ИКТ в ДОО – это совокупность составляющих:

  •  средства сбора, накопления и передачи информации;
  •  люди, обеспечивающие передачу информации и обладающие навыками использования информации в воспитательных процессах, а также те, на кого направлена эта информации и воспитательные процессы;
  •  технологии передачи информации и трансляции ее в воспитательный процесс;
  •  процесс управления ДОО, внешних и внутренних связей для обеспечения жизнедеятельности ДОО.

К задачам, которые должны решить ИКТ в ДОО относятся:

  •  обеспечение максимального качества предоставляемых услуг (обеспечение качества воспитательно-образовательного процесса, обеспечение качества образовательных ресурсов, обеспечения взаимодействия с семьей, обеспечение открытости работы ДОО для вышестоящих организаций и родителей воспитанников, повышение уровня безопасности детей, упрощение оформления документов для родителей);
  •  обеспечение коммуникации, переписка (электронная почта);
  •  возможность самореализации;
  •  возможность самообразования;

—  облегчение труда работников ДОО (облегчение реализации образовательной деятельности за счет интернет-ресурсов, медиатеки, электронных библиотек, конструкторы отчетных форм).

Использование информационных технологий в современном дошкольном образовании не только целесообразно, но и актуально и позволит достичь одной из целей, которую ставит перед педагогами «Концепция модернизации образования» – подготовка разносторонне развитой личности.

На сегодняшний день трудно представить образовательную организацию, в которой не было бы ИТ. Все больше и больше детей знакомятся с компьютером еще до школы, зачастую даже раньше, чем приходят в дошкольные образовательные организации. С 01 января 2014 года вступил в силу приказ Минобрнауки № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». ФГОС ДОО представляет собой совокупность обязательных требований к структуре программе и ее объему, условиям реализации и результатам освоения программы. В данном документе определены и требования к педагогам. В частности, владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста [23].

Анализ литературы и Интернет-ресурсов показывает, что чаще всего ИКТ расшифровывается как «информационно-коммуникативные технологии», а в процессе описания опыта их применения, как правило, речь ведется об использовании компьютерных технологий.

Использование ИКТ в ДОУ позволяет:

  • активизировать познавательную деятельность воспитанников;
  • проводить занятия на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);
  • индивидуально подойти к детям, применяя разноуровневые задания. [29].

Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль воспитателя в информационной культуре – он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, педагогу необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с детьми старшего дошкольного возраста. Таким образом, возникает необходимость организации процесса обучения с использованием современных информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) [5].

О целесообразности использования информационных технологий в обучении детей старшего дошкольного возраста говорят такие их возрастные особенности, как лучшее развитие наглядно-образного мышления по сравнению с вербально-логическим, а также неравномерное и недостаточное развитие анализаторов, с помощью которых дети воспринимают информацию для дальнейшей её переработки.

Информатизация детского сада играет важную роль для достижения современного качества образования и формирования информационной культуры ребёнка XXI века. Отсюда следуют цели использования ИКТ:

  • повысить мотивацию обучения;
  • повысить эффективность процесса обучения;
  • способствовать активизации познавательной сферы детей;
  • совершенствовать методики проведения занятий;
  • своевременно отслеживать результаты обучения и воспитания;
  • планировать и систематизировать свою работу;
  • использовать, как средство самообразования;
  • качественно и быстро подготовить НОД (мероприятие) [10].

В 1999 году в Британии опубликованы результаты научных исследований английских психологов. Их выводы достаточно категоричны: до десяти лет ребенку у компьютера делать нечего! Пристрастие детей до 9-10 лет пусть даже к развивающим и обучающим играм может замедлить их развитие, подавить интерес к обычным детским играм и контактам со сверстниками, не способствует повышению концентрации внимания и развитию воображения. Английские ученые советуют воспитывать детей, ориентируясь на традиционные методы. До 10-11 лет для ребенка гораздо полезнее, как для психического, так и для физического здоровья, читать вместе с родителями книги, рисовать и играть на воздухе в подвижные игры. [13].

Организация учебно-воспитательного процесса в ДОУ, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы детей, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь детям разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а ни в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного – воспитательного процесса, а не основной.

Учитывая психологические особенности детей, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована. Таким образом, применение ИТК на занятиях должно носит щадящий характер. Планируя НОД, педагог должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ.

Какие же возможности ИКТ помогут педагогу создать комфортные условия на занятии и достичь высокого уровня усвоения материала.

Выделим основные:

  • создание и подготовка дидактических материалов;
  • создание презентаций на определённую тему по учебному материалу;
  • использование готовых программных продуктов;
  • поиск и использование Интернет-ресурсов при подготовке НОД, домашнего задания, самообразования;
  • создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;
  • обобщение методического опыта в электронном виде [2].

Таким образом, применение ИКТ позволяет решить ряд проблем в обучении. Во-первых, детям старшего дошкольного возраста трудно ставить перед собой цели, стимулирующие активное участие ребенка в образовательном процессе. Престижная работа, успешная карьера, овладение многовековым опытом человечества для ребенка старшего дошкольного возраст не являются актуальными. В связи с этим, для повышения мотивации использует близкие цели выучить алфавит и научиться счету, не огорчить маму, читать быстрее своего товарища . Трудность в том, что дети становятся все более инфантильными, поэтому и эти цели могут не стать для ребенка стимулирующими. Учитывая, что основным видом деятельности детей является игра, можно предположить, что именно компьютер с его широким спектром возможностей интерактивного взаимодействия поможет решить обозначенную выше проблему [24].

Современные компьютерные системы обучения ставят перед детьми старшего дошкольного возраста реальную, понятную, вполне достижимую цель: решишь верно – откроешь картинку, вставишь правильно все буквы продвинешь ближе к цели сказочного героя. Таким образом, в процессе игры у ребенка возникает положительная мотивация усвоения знаний. Вовторых, обучение — это тот фундамент, на котором будет строиться вся дальнейшая деятельность человека. Перед педагогом стоит ответственная задача — добиться усвоения программного материала в полном объеме каждым ребенком. Учитывая разный уровень подготовки детей, различия в развитии памяти, мышления, внимания, педагог, тем не менее, вынужден ориентироваться на средний уровень готовности детей. В результате, большая часть детей активно работает на занятии. Очевидно, применение компьютера в обучении детей старшего дошкольного возраста представляется целесообразным [29].

Таким образом, информационные технологии, в совокупности с педагогическими технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания. При этом компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения, не менее важны педагогические технологии и инновации в процессе обучения. Которые позволяют привнести в каждого ребенка некий запас знаний и создать условия для проявления его познавательной активности.

Особенностью компьютерного обучения является пошаговая последовательность самостоятельной деятельности учащихся, способствующая активизации учебного процесса, а также наличие оперативной обратной связи, на основе которой возможна индивидуализация и дифференциация обучения [13].

Все мы прекрасно понимаем, что грамотное использование ИКТ в ДОУ:

  • способствует воспитательному процессу стать более современным, разнообразным, насыщенным;
  • значительно расширяет возможности предъявления воспитательной информации;
  • оказывает комплексное воздействие на разные каналы восприятия, на различные виды памяти, обеспечивают оперирование большими объемами информации;
  • обеспечивает наглядность, красоту, эстетику оформления воспитательных мероприятий;
  • делает процесс воспитания более привлекательным для детей, повышают интерес к мероприятиям;
  • способствует адаптации ребенка в современном информационном пространстве и формированию информационной культуры;
  • способствует эффективности воспитательных мероприятий.

Развитие информационных технологий открывают принципиально новые дидактические и психологические возможности для сфер обучения дошкольников. Компьютер естественно вписывается в жизнь детского сада, является еще одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения. Компьютер несет в себе образный тип информации, который еще не умеет читать и писать, с его помощью ребенку предлагается овладеть начальными представлениями о цвете и форме, развить память, мышление и даже речь. Ребенок учится планировать, выстраивая логику элемента конкретных событий, представлений, у него развивается способность к прогнозированию результата действий, он начинает думать прежде, чем делать. Объективно все это означает начало овладения основами теоретического мышления, что является важным моментом при подготовке детей к обучению в школе.

Рассмотрев использование современных информационных технологий в образовательном процессе, мы выявили, что использование информационно-коммуникационных технологий в ДОО дает возможность расширить творческие способности педагога и оказывает положительное влияние на воспитание, обучение и развитие дошкольников [13].

Таким образом, можно выделить следующие наиболее важные условия использования информационных технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста:

1. Обеспечение максимального качества образовательных услуг (наличие и качество образовательных ресурсов, профессионализм и компетентность педагогов).

2. Обеспечение комфортных условий для детей на занятии с применением ИКТ: дидактические пособия, доступная наглядная презентация обучающих и развивающих программ, формирование правильной мотивации обучения, соответствующей возрасту детей.

3. Учет разного уровня подготовки детей, различий в развитии памяти, мышления, внимания.

4. Учет преимущественного развития наглядно-образного мышления, неравномерности и недостаточности развитие анализаторов восприятия информации.

Выводы по первой главе

Применение компьютеров во всех сферах человеческой деятельности, развитие сетевых технологий, порождает новые проблемы и дает импульс к развитию новых областей исследования. Изучение психологических и педагогических аспектов взаимодействия человека и компьютера, а также поиск эффективных методов применения информационных технологий в образовании приобретают особую актуальность и значимость в настоящее время.

Использование информационных технологий в учебном процессе ДОУ позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать детей старшего дошкольного возраста, но и развить интеллектуальные творческие способности детей.

Вопросу изучения психолого-педагогических основ использования ИТ в образовательном процессе посвящено не меньшее количество исследований (Р. Вильямс, К.Клейман, С.Пейперт, В.В. Давыдов, В.В. Рубцов, Т.В. Минькович, И.В. Левченко, Г.Л. Луканин, И.В. Роберт и др.).

Иформатизация образования открывает воспитателям новые пути и средства педагогической работы, а использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребенка старшего дошкольного возраста достаточно простым и эффективным; качественно обновит воспитательно-образовательный процесс в ДОУ, повысит его эффективность, откроет новые возможности образования.

Грамотное использование ИКТ в ДОУ способствует: 1. Воспитательный процесс более современным, разнообразным, насыщенным. 2. Значительно расширяют возможности предъявления воспитательной информации. Оказывают комплексное воздействие на разные каналы восприятия, на различные виды памяти, обеспечивают оперирование большими объемами информации. 3. Обеспечивают наглядность, красоту, эстетику оформления воспитательных мероприятий. 4. Делают процесс воспитания более привлекательным для детей, повышают интерес к мероприятиям. 5. Способствуют адаптации ребенка в современном информационном пространстве и формированию информационной культуры. Развитие информационных технологий открывают принципиально новые дидактические и психологические возможности для сфер обучения дошкольников. Компьютер несет в себе образный тип информации, который еще не умеет читать и писать, с его помощью ребенку предлагается овладеть начальными представлениями о цвете и форме, развить память, мышление и даже речь.

Наиболее важные условия использования информационных технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста – это качество образовательных ресурсов, профессионализм и компетентность педагогов; комфортные условия для детей на занятии с применением ИКТ; учет уровня подготовки и возрастных особенностей развития детей.

Таким образом, изучив понятия современных информационных технологий в образовательном процессе, стало понятно, что использование информационно-коммуникационных технологий в ДОО дает возможность расширить творческие способности педагога и оказывает положительное влияние на воспитание, обучение и развитие дошкольников.

Глава 2. Экспериментальное исследование использования информационных технологий в работе педагога с детьми старшего

дошкольного возраста

2.1 Изучение готовности детей старшего дошкольного возраста к информационным формам взаимодействия

Исходя из теоретического обоснования проблемы использования информационных технологий в работе педагога с детьми старшего дошкольного возраста, можно определить понятие готовности детей старшего дошкольного возраста к информационным формам взаимодействия

Мы выяснили, что целью информатизации является развитие интеллектуальной деятельности детей. Также информационные технологии позволяют грамотно сформировать познавательную деятельность в ходе воспитательного процесса и сделать обучение более эффективным.

Так, готовность детей старшего дошкольного возраста к информационным формам взаимодействия, в первую очередь, определяется уровнем развития таких процессов, как внимание, воображение, память, мышление. Поскольку достаточный уровень развития данных процессов позволяет создать комфортные условия для восприятия детьми необходимой информации.

Таким образом, готовность детей старшего дошкольного возраста к информационным формам взаимодействия – это интеллектуальная готовность к работе с компьютером.

Перед началом экспериментальной работы необходимо определить цель и задачи данного исследования.

Цель исследования: и экспериментально проверить условия эффективности использования информационных технологий в работе педагога с детьми старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: использование информационных технологий в работе педагога с детьми старшего дошкольного возраста будет эффективней, если:

  •  определены роль и место ИТ в учебно-воспитательном процессе ДОО;
  •  сформирована ИКТ-компетентность педагога;
  •  обеспечена готовность детей к использованию информационных средств.

Исходя из вышесказанного, сформулируем задачи экспериментального исследования:

1) определить уровень ИКТ-компетентности педагогов;

2) Определить уровень развития внимания, воображения, памяти, мышления детей старшего дошкольного возраста.

3) Разработать и применить программу интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста с использованием информационных средств.

4) Определить уровень развития внимания, воображения, памяти, мышления детей старшего дошкольного возраста после использования развивающей программы.

5) Проанализировать и обобщить результаты экспериментального исследования.

Первый этап экспериментальной работы (сентябрь 2016) – подготовительный. На данном этапе мы определили цель и задачи исследования, подобрали необходимые методики исследования ИКТкомпетентности педагогов и уровня развития внимания, воображения, памяти, мышления детей старшего дошкольного возраста. Нами были подобраны следующие методики:

1. Тест «ИКТ — компетентность».

2. Тест «Скульптура» — мышление.