4.1 Обоснование необходимости разработки конструкции …………………….
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
4.2 Патентный поиск……………………………………………………………….4.3 Описание конструкции и принцип работы установки ………………………. 4.4 Расчет привода компрессора и масляного насоса для консервации машин… 4.5 Расчет выходного вала ………………………………………………………… 5 Безопасность жизнедеятельности на производстве…………………………… 5.1 Общие положения охраны труда ……………………………………………… 5.2 Анализ состояния охраны труда ………………………………………………. 5.3 Характеристика пожарной безопасности ……………….……………………. 5.4 Расчет пожарного водоснабжения ……………………………………………. 5.5 План мероприятий по улучшению условий труда …………………………… 7. Технико-экономическая оценка проекта . ……………………….……………. 7.1 Определение эксплуатационных затрат, связанных с использованием проектного решения …………………………………………………………………… 7.2 Экономическая эффективность внедрения проектного решения …………… 7.3 Срок окупаемости капитальных затрат ……………………………………….. Приложения………………………………………………………………………… |
1. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Общая характеристика предприятия
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
Разработал |
Т. контр. |
Н. контр. |
Утв. |
Анализ производственной деятельности предприятия |
Лит. |
Листов |
ОАО «Автосельмаш» расположено в Заводском районе города Орла по адресу: улица Линейная, 141.
Сегодняшнее предприятие ОАО «Автосельмаш» начало работать сразу после освобождения г.Орла в 1943 г. 5 августа.
Оно было основано на месте небольшой фабрики по переработке пеньки. Первое название было предприятие п/я 395 и занималось ремонтом бронетанков, техники. Одним из первых руководителей завода был Зальцман.
После окончания войны завод начал изготовлять запасные части для сельхоз машин. В дальнейшем к ним присоединились детали для автомобилей.
После образования в 60-х годах совнаркомов завод получил название «ТЗЧ» — завод тракторных запасных частей. В это же время он стал основным производителем деталей для сборочных конвееров больших тракторных заводов Челябинского, Волгоградского, Ростовского.
Основными видами деятельности предприятия являются следующие:
- ремонт двигателей различных марок (КамАЗ, ЯМЗ, ЗиЛ, ЗМЗ, СМД и другие);
- ремонт тракторов, атомобилей, сельскохозяйственных машин и их техническое обслуживание;
- изготовление и восстановление деталей и узлов машин;
- В 2003 году;
- ч / год.
- номинальный фонд времени рабочего места и оборудования:
- номинальный фонд времени рабочего:
- действительный фонд времени рабочего:
- действительный фонд времени оборудования:
- номинальный фонд времени оборудования, ч.
- номинальный фонд времени рабочего за планируемый период, ч.;
- Давление сжатого воздуха, МПа;
- Мощность электродвигателя, кВт;
- Габаритные размеры, мм;
- Давление смазки, МПа;
- Подача насоса, л/мин;
- Габаритные размеры, мм;
- Производительность, г/мин;
- Емкость бака, л;
- Мощность электродвигателя, кВт;
- Габаритные размеры, мм;
- Производительность насоса, л/мин;
- Рабочее давление материала при выходе из насоса, МПа;
- Установленная мощность, кВт;
- Габаритные размеры, мм;
- Максимальное давление, МПа;
- Мощность электродвигателя, кВт;
- Мощность электрического нагревателя, кВт;
- Емкость бака, л;
- Продолжительность промывки системы смазки, ч;
- Габаритные размеры, мм;
- Вместимость бока для промывки втулочно-роликовых цепей, л;
- Время промывки цепей, мин;
- Время проварки цепей, мин;
- Время промывки ремней, мин;
- Установленная мощность, кВт;
- Габаритные размеры, мм;
- Габаритные размеры, мм;
- Габаритные размеры, мм;
- Габаритные размеры, мм;
- 793.8
- (0.5+0.2)
- (17-(-5.2))=55066350 ккал.
- Прием и подготовка машин к хранению;
- Техническое обслуживание машин при подготовке их к хранению;
- Техническое обслуживание машин в период хранения;
- Техническое обслуживание машин при вводе их в эксплуатацию после хранения;
- Прием, сборку, опробование, обкатку и предварительную регулировку машин, поступивших в хозяйство;
- Технологическую наладку и регулировку машин;
- Комплектования машин в агрегаты;
- Ремонт прицепных и навесных машин;
- Выдачу тракторов, комбайнов автомобилей и других сельскохозяйственных машин заказчикам;
- Разборку и дефектовку списанных автомобилей тракторов и другого оборудования;
- Изготовление не стандартизированного технологического оборудования, оснастки, приспособлений, необходимых для хранения машин.
- аккумуляторные батареи;
- генератор;
- фары;
- реле регулятор;
- цепи;
- клиновые ремни;
- электронные блоки;
- ремень генератора.
- стартер;
- дизель в целом;
- горловины;
- выхлопная труба;
- воздухоочиститель;
- сапун;
- кабина в целом;
- маслопроводы;
- блок бачков;
- фильтр ГСТ.
- гибкие шланги гидросистемы;
- электрогидрокоммуникации;
- штоки гидроцилиндров, гидрораспределителей переключения передач;
- звездочки;
- резьбовые соединения;
- шкивы;
- места с разрушенным лакокрасочным покрытием;
- поверхности, не подлежащие окраски;
- поверхности, подвергающие в процессе работы и механическому износу;
- шины;
- топливный бак;
- дизель;
- узлы трения;
- подшипники (согласно схемы смазки);
- пусковой двигатель.
- частота вращения вала насоса n 2 =1420 мин-1 ;
- потребляемая мощность Р=4,5 Вт;
- передаточное число редуктора i 1 =0,27;
- передаточное число ременной передачи i 1 =1,22;
- эффективные коэффициенты концентрации напряжений при изгибе и кручении.
- нормативно-законодательный режим труда и отдыха;
- производственную санитарию и гигиену труда, а также создание безопасных условий работы.
- где Q – расход воды в литрах , л/час;
- n – число единиц продукции и пр.
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
Высшим органом управления предприятия является собрание акционеров, насчитывающее 89 человек. Собрания проводятся ежегодно. В период между собраниями обществом руководит совет директоров в составе пяти человек. Исполнительным органом общества является генеральный директор, избираемый сроком на пять лет. Генеральный директор имеет заместителя — по производству и экономике, по снабжению и сбыту. Службы возглавляют главный инженер, главный механик, главный энергетик, начальник технического отдела и другие специалисты.
Структурная схема управления предприятия ОАО «Автосельмаш» представлена на рисунке 1.
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
Рисунок 1 – Структурная схема управления в ОАО «Автосельмаш»
1.2 Анализ технико-экономических показателей предприятия
Исходные данные для анализа представлены в виде таблицы 1.1.
Таблица 1.1 – Технико-экономические показатели развития ОАО «Автосельмаш»
Наименование показателей |
Ед. Измер. |
2003 |
2004 |
2005 |
2005 2003 в% |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Объем валовой |
тыс. |
26102 |
30491,2 |
32512,4 |
+24,56 |
продукции |
руб |
||||
Объем товарной |
тыс. |
20124,4 |
25321,9 |
27437,3 |
+36,34 |
продукции |
руб |
||||
Стоимость |
тыс. |
11751 |
11978 |
11982 |
+1,97 |
основных |
руб |
||||
производственны |
|||||
х фондов |
|||||
Стоимость |
Тыс. |
2114 |
2206 |
2224 |
+5,20 |
станков, машин и |
руб |
||||
оборудования |
|||||
Производственна |
м 2 |
1872 |
1872 |
1872 |
— |
я площадь |
|||||
Программа |
шт |
50 |
74 |
108 |
+116 |
ремонта передней |
|||||
балки ГАЗ-327050 |
|||||
Среднее число |
чел. |
154 |
167 |
168 |
+9,09 |
работающих |
|||||
В том числе |
чел. |
100 |
113 |
114 |
+14,0 |
производственны |
|||||
х рабочих |
|||||
Общая |
тыс. |
14665,4 |
21010,3 |
21040,7 |
+43.47 |
себестоимость |
руб |
||||
выпускаемой |
|||||
продукции |
Окончание таблицы 1.1
1.2.1 Анализ показателей объемов производства
Все показатели, входящие в эту группу, являются исходными данными и представлены в таблице 1. Если рассматривать объемы валовой и товарной продукции, то можно заметить их стабильный рост в денежном выражении. Однако это связано не с развитием предприятия, а с ростом цен из-за инфляции и падения курса рубля. Остающиеся неизмененные производственные площади также являются сдерживающим фактором в развитии производства.
В рассмотренном периоде годовая программа ремонта изменялась неоднозначно. В целом произошел ее рост — на 116 %. В настоящее время наблюдается тенденция перехода на агрегатный метод ремонта, то можно предположить, что объем заказов на ремонт агрегатов возрастет.
1.2.2 Анализ показателей оснащенности предприятия фондами и их использования
Удельный вес машин и оборудования (ОПФа) в стоимости всех ОПФ (Уа):
В 2003 году:
За остальные периоды рассчитываем аналогично, данные расчетов сводим в таблицу 2.
Стоимость активной части производственных фондов (ОПФа) на 1 м
2
производственной площади (Рп)’.
В 2003 году:
За остальные периоды рассчитываем рассчитываем аналогично, данные расчетов сводим в таблицу 1.2.
Фондовооруженность труда – отношение стоимости основных производственных фондов (ОПФ) к среднегодовому числу производственных рабочих (Рп);
За остальные периоды рассчитываем аналогично, данные расчетов сводим в таблицу 2.
Техническая вооруженность труда — отношение стоимости машин и оборудования (ОПФа) к среднегодовому числу производственных рабочих (Рп);
В 2003 году:
За остальные периоды рассчитываем аналогично, данные расчетов сводим в таблицу 2.
Фондоотдача- выпуск валовой продукции (ВП) в расчете на 1 руб. основных фоизводственных фондов (ОПФ):
В 2003 году:
За остальные периоды рассчитываем аналогично, данные расчетов сводим в таблицу 2.
Фондоотдача активной части ОПФа — выпуск валовой продукции (ВП) в эасчете на 1 руб. стоимости машин и оборудования (ОПФа):
В 2003 году:
За остальные периоды рассчитываем аналогично, данные расчетов сводим в таблицу 2.
Выпуск продукции (ВП) на 1м 2 производственной площади (Рп):
В 2003 году:
Таблица 1.2 – Динамика показателей оснащенности предприятия фондами и их использования
Наименование показателей |
Ед.. измер |
2003 |
2004 |
2005 |
2005/2003 в % |
|
Стоимость |
тыс. |
11751 |
11978 |
11982 |
+1,97 |
|
основных произв. |
руб |
|||||
фондов (ОПФ) |
||||||
Стоимость машин |
тыс. |
2114 |
2206 |
2224 |
+5,20 |
|
и оборудования |
руб |
|||||
(ОПФа) |
||||||
Удельный вес |
% |
17,99 |
18,42 |
18,56 |
+3,17 |
|
ОПФа в ОПФ, |
||||||
(Уа) |
||||||
Стоимость машин и оборудования |
тыс.ру |
1,13 |
1,18 |
1Д9 |
+5,31 |
|
м2 |
||||||
на 1 м 2 произвол. |
||||||
площ., (Сг) |
||||||
Фондовооруженн ость труда, (Фтр) |
тыс.ру б |
117,51 |
106 |
105,1 1 |
-12,4 |
|
чел |
||||||
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
Технич. вооруженность |
тыс.руб |
21,14 |
19,52 |
19,51 |
-8,04 |
|
чел |
||||||
труда, (Фг) |
||||||
Фондоотдача, (Г) |
руб |
2,22 |
2,55 |
2,71 |
+22,07 |
|
руб |
||||||
Фондоотдача ОПФа, (^) |
руб |
12,35 |
13,82 |
14,62 |
+18,38 |
|
руб |
||||||
Выпуск на 1 м 2 производственной |
тыс.руб |
13,94 |
16,29 |
17,37 |
+24,61 |
|
м2 |
||||||
площади |
||||||
Как видно из таблицы 2, в период с 2003 по 2005 годы на ОАО «Автосельмаш» происходил рост производственных фондов, в том числе за счет активной части ОПФ (машин, оборудования и другого ремонтного оборудования).
В целом за 3 года объем ОПФ вырос на 1,97 %, а их активная часть на 5,20 (с учетом роста цен).
В 2004 году на предприятии происходило списание устаревшего оборудования. Таким образом, можно говорить о том, что ОАО «Автосельмаш» обладает высоким производственно-экономическим потенциалом.
Из-за того, что величина производственных площадей в анализируемый период оставалось неизменной выпуск продукции на 1 м
2
площади стабильно рос, за 3 года увеличился на 24,61 %.
Показатели использования имеющихся на предприятии фондов также являются высокими. За 3 года рассматриваемого периода фондоотдача ОПФ и их активной части возросли соответственно на 22,07 и 18,38 %. Лишь в 2001 и 2002 годах произошло небольшое снижение. Высокие темпы обновления ОПФ и их активной части по сравнению с темпами роста объема валовой продукции повлияли на динамику фондоотдачи по активной части (ОПФа).
Однако в целом анализ показывает, что ОАО «Автосельмаш» обладает высоким потенциалом и достаточно эффективно использует его в своей деятельности.
1.2.3. Анализ показателей производительности труда и заработной платы
К этой группе относятся показатели, рассчитываемые по следующим формулам:
Производительность труда – выработка валовой продукции (ВП) в расчете на одного среднегодового производственного рабочего (Рц):
В 2003 году:
За остальные периоды рассчитываем аналогично, данные расчетов сводим в габлицу 1.3.
Темп роста производительности труда — соотношение показателей троизводительности труда в предыдущий (ПгО и последующий (Пт2) годы шализируемо периода:
Среднемесячная заработная плата производственных рабочих — отношение годового фонда заработной платы (ФЗПрп) производственных рабочих к их численности (Рп) в расчете на 1 месяц:
В 2003 году:
За остальные периоды рассчитываем аналогично, данные расчетов сводим в таблицу 3.
Темпы роста среднемесячной заработной платы производственных рабочих:
Таблица 1.3 – Динамика показателей производительности труда и заработной платы
Наименование |
Ед.. |
2003 |
2004 |
2005 |
2005/ 2003 в% |
|
показателей |
измер |
|||||
Производительно |
тыс.руб |
261,02 |
269,83 |
285,20 |
+9,26 |
|
сть труда, Пт |
чел |
|||||
Окончание таблицы 1.3 |
||||||
Средмесячная |
руб. |
7245 |
8182 |
8844 |
+68,53 |
|
заработная плата |
3 |
|||||
рабочих, ЗПр |
||||||
Темпы роста |
% |
— |
+3,38 |
+5,70 |
— |
|
производительное |
||||||
ти труда, Тпт |
||||||
Темпы роста |
% |
— |
+12,93 |
+49,23 |
— |
|
заработной платы |
||||||
рабочих, Тзпр |
В анализируемом периоде на ОАО «Автосельмаш» наблюдается рост производительности труда на 9,26 % и заработной платы на 68,53 %.
Темпы роста производительности труда несколько опережали темпы роста заработной платы, что подтверждает в целом сбалансированное развитие производстваства. Рост заработной платы и производительности труда является следствием высокой фондовооруженности и технической вооруженности труда. Как видно из таблицы 3 заработная плата рабочих в 2003…2005 годах неуклонно увеличивалась (в целом на 68,53 %) и в 2004 году достигла высокой величины – 8844 рублей.
1.2.4. Анализ показателей эффективности производства
Затраты на 1 рубль товарной продукции — отношение обшей себестоимости всей выпущенной продукции (Соб) к ее объему (товарной продукции — ТП):
В 2003 году:
Данные расчетов за остальные годы, рассчитываем аналогично, сводим в таблицу 4., Прибыль общая:
В 2003 году:
Остальные значения рассчитываем аналогично, данные расчетов сводим в таблицу 4.
Рентабельность по:
себестоимости:
по фондам:
В 2003 году:
Данные расчетов за последние годы сводим в таблицу 4.
Рентабельность по себестоимости выпуска специализированной продукции:
Таблица 1.4 – Показатели эффективности производства
Наименование показателей |
Ед. измер |
2003 |
2004 |
2005 |
2005/2003 в % |
Полная себестоимость выпущенной продукции (С об ) |
Тыс. руб |
14665,4 |
21010 |
21040 |
+43,47 |
Затраты на 1 руб. |
руб |
0,729 |
0,830 |
0,767 |
+5,21 |
товарной |
руб |
• |
|||
продукции (3,) |
|||||
Прибыль общая |
тыс. |
5453,7 |
4304,72 |
6392,89 |
+17,92 |
(П) |
руб. |
||||
Рентабельность |
|||||
(общ.) |
|||||
по фондам (Кф) |
% |
46,41 |
35.93 |
53,35 |
+14,98 |
по себестоимости |
% |
37,19 |
20,49 |
30,38 |
-18,28 |
Специализирован |
тыс. |
250,52 |
497,28 |
738,72 |
+194,87 |
ная товарная |
руб. |
||||
продукция (ТПс) |
|||||
Уровень |
% |
1,24 |
1,63 |
2,69 |
+116,94 |
специализации |
|||||
(Ус) |
|||||
Рентабельность |
% |
35 |
43 |
43 |
+22,86 |
специализирован |
|||||
ной продукции по |
|||||
себестоимости |
|||||
(КПП), Кс с |
Проведенный анализ производственной деятельности ОАО «Автосельмаш» позволяет сделать следующие выводы. В рассматриваемом юриоде происходил рост объемов товарной и валовой продукции, увеличилась трограмма ремонта. Однако рост себестоимости ремонта привел к снижению эентабельности. Наблюдался стабильный рост производительности труда и заработной платы.
Сдерживающим фактором роста производства является неизменная производственная площадь, а также переоснащение ремонтного производства, заращивание производственных фондов и их активной части.
2 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ
2.1 Проектирование поста консервации техники
2.1.1 Определение суммарной трудоёмкости консервации техники
Суммарная трудоёмкость консервации техники определяется путём суммирования трудоёмкости по всем видам работ и типам машин
, (2.1)
где – суммарная трудоёмкость консервации техники по тракторам, комбайнам, автомобилям, сельскохозяйственным машинам, чел.-ч;
i, j, z, m
Данные о типах, марок техники, а также о количестве техники и нормативах затрат труда на единицу техники представлен в таблице 2.1. Нормативы затрат труда при консервации техники и хранении даются из условия однократной постановки техники на хранение. При подсчёте объёма работ следует учитывать, что некоторые машины в течение сезона используются несколько раз, следовательно, несколько раз устанавливаются на хранение.
Таблица 2.1 – Нормативы затрат труда на консервацию техники при подготовке её к хранению
Исходя из данных таблицы 2.1, суммарная трудоёмкость консервации техники будет равна:
Тсум. = 5 •18.2 + 10 •6.0 + 16 •7.0 + 3 •14.2 + 4 •7.0 + 8 •6.2 + 9 •7.4 + 4 •8.5 = 1050, чел.
2.1.2 Обоснование режима работы и расчет годовых фондов времени поста консервации техники, рабочих, оборудования
Режим работы поста консервации техники определяется числом рабочих дней в неделю, продолжительностью смены и количеством смен. Продолжительность смены, в соответствии с трудовым законодательством, устанавливается из расчета работы 40 часов в неделю для нормативных условий труда. Количество смен работы отделений устанавливаются в соответствии с программой консервации.
Под фондом времени понимается время в часах, затрачиваемое в течение планируемого периода (года), рабочим местом (постом) консервации техники, рабочим станком или установкой.
Фонд времени подразделяется на номинальный и действительный. Номинальный фонд времени определяется количеством рабочих дней за планируемый период (год) без учёта возможных потерь. Он определяется по следующим формулам:
ч. (2.2)
ч. (2.3)
d K , dB , dП
t – средняя продолжительность рабочей смены, при двух выходных днях в неделю t = 8,0 ч.;
d ПП —
п – количество смен работы.
Тогда номинальный фонд времени рабочего места и оборудования равен:
ч.
Номинальный фонд времени рабочего равен:
ч.
Действительный фонд времени учитывает вынужденные потери времени по различным, уважительным причинам. Он определяется по формулам:
, (2.4)
, (2.5)
d K , dB , dП , do
t – средняя продолжительность рабочей смены, при двух выходных днях в неделю t = 8,0 ч.;
d ПП —
? – коэффициент, учитывающий потери рабочего времени по уважительным причинам, принимается равным 0,95;
? о –
ФНО
Тогда действительный фонд времени рабочего равен:
ч.
Действительный фонд времени оборудования равен:
ч.
2.1.3 Расчёт персонала поста консервации техники
К основным производственным рабочим относятся рабочие основного производства, непосредственно выполняющие технологические операции, связанные с ремонта и техническим обслуживанием техники, а также консервацию техники.
Различают списочный и явочный, а также временный и постоянный составы основных производственных рабочих. Определение списочного состава основных производственных рабочих осуществляется по формуле:
, (2.6)
Р СП
Т о
Ф ДР
К – планируемый коэффициент перевыполнения норм выработки, К=1,05…1,2.
Тогда
чел.
Р СП =
Явочный состав основных производственных рабочих определяются по формуле:
, (2.7)
Р Я –
ФНР
Т О –
К – планируемый коэффициент перевыполнения норм выработки, К=1,05…1,2.
Тогда
чел
Р Я =
Так как затраты труда на консервацию техники неравномерны в течение года, то в более нагруженные дни численность основных производственных рабочих может быть пополнена из числа механизаторов, временно привлекаемых для работы на пост консервации техники.
2.1.4 Подбор технологического оборудования
Состав основного технологического оборудования для поста консервации техники определяют из технологической необходимости выполнения тех или иных операций в соответствии с каталогом на это оборудование.
Таблица 2.2 – Состав технологического оборудования на посту консервации техники
Название и технические характеристики |
Показатели |
1 |
2 |
Компрессор С-416М |
|
Производительность, м 3 /мин; Емкость ресивера, м 3 ; Масса, кг, |
1,0 1,0 0,5 11,0 2100?700?480 480,0 |
Установка смазочно-заправочная С-105 |
|
Давление подводимого воздуха, МПа; Масса, кг, |
0,5-0,8 40 10 2160?1155?625 250 |
Нагнетатель смазки С-321М |
|
Давление на выходе из насоса, МПа; Масса, кг, |
25 150 40 0,55 595?420?825 50 |
Установка для нанесения консервационных материалов АТО-18061 ГОСНИТИ |
|
Расход консервационного материала через сопло, г/мин; Расход сжатого воздуха, м 3 /мин; Масса, кг, |
1300 3,0 12-20 0,15 1,5 1000?600?1000 120 |
Установка для промывки системы смазки ОМ-2871 ГОСНИТИ |
|
Производительность насоса, л/мин; Температура моющей жидкости, О С; Вес, кг, |
35 6,4 3,0 3,7 60 35 0,6-0,7 2225?700?800 140 |
Окончание таблицы 2.2 |
|
Установка для консервации цепей и ремней |
|
Вместимость ванны для промывки ремней, л; Рабочая температура масла, О С; Рабочая температура промывочной жидкости, О С; Эксплуатационная масса, кг, |
120 65 85 15 20 20 40 7,86 1400?1060?950 580 |
Верстак слесарный на одно рабочее место ОРГ-1468-01-060 |
|
Габаритные размеры, мм; Вес, кг, |
1200?800?1012 196 |
Шкаф для хранения одежды ОРГ-1468-07-120 |
|
Габаритные размеры, мм; Вес, кг, |
540?430?2005 53 |
Шкаф для приборов ОРГ-4991 ГОСНОТИ |
|
Габаритные размеры, мм; Вес, кг, |
900?400?1700 65 |
Шкаф для инвентаря ОРГ-1468-05-230А |
|
Габаритные размеры, мм; Вес, кг, |
1400?500?2065 190 |
Тележка для транспортировки агрегатов и узлов ОПТ-683М |
|
Грузоподъёмность, кг; Вес, кг, |
450 1100?620?390 55 |
Емкость для сбора и отстоя отработанного масла С-508 |
|
Емкость бока, л; Масса, кг, |
63 730?550?1080 34 |
Емкость для приготовления рабочих консервационных материалов С-341 |
|
Емкость бока, л; Масса, кг, |
80 730?730?1080 38 |
2.1.5 Расчет площади поста консервации техники
Производственную площадь поста консервации техники определяем по площади, занимаемой, оборудованием и объемом консервации. Так как в нашем случае самым большим по габаритным размерам является комбайн СК-5, то для расчета производственной площади будем использовать его габаритные размеры (11950?5700?3900 мм).
Площадь поста консервации техники рассчитывается по формулам:
, (2.8)
F O
F C
F ОБ
К –
переходной коэффициент, учитывающие рабочие залы, проезды и проходы,
К
= 2,0…3,0.
Тогда м 2 .
Так как существуют разработанные проекты постов консервации и один из них имеет площадь 162 м 2 , то можно его взять за основу.
2.1.6 Расчет отопления
Расчет отопления сводится к определению потребного количества топлива и нагревательных приборов.
Расход тепла на отопление и вентиляцию определяется по формулам:
, (2.9)
где Ф – количество часов в отопительном периоде, ч., (для центральной зоны России Ф = 4464 ч.);
V – объем помещения, м3 ;
q O , qB –
q O = 0,45…0,55
q B =0 ,15…0,25
t B –
t CP –
Q = 4464
Площадь поверхности нагрева отопительных приборов находят по формуле:
, (2.10)
F n
К 3
К ТО –
Ф – количество часов в отопительном периоде, ч. (для центральной зоны России Ф = 4464 ч.);
t Т –
t B –
м 2
Количество нагревательных приборов определяют из условия:
, (2.11)
F n
F O
шт.
К Н
Необходимое количество топлива определяется по формуле:
, (2.11)
С Т
? К –
Q – расход теплоты на отопление и вентиляцию, ккал.
т.
Для отопления участка площадью 162 м
2
необходимо 6 нагревательных приборов по 4 м
2
каждый.
3 СУЩЕСТВУЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ХРАНЕНИЯ МАШИН
В ОАО «Автосельмаш» выполняются следующие виды работ:
Разборку списанной техники осуществляют согласно заданию сдачи металлолома. Сдают технику в очищенном и укомплектованном виде.
Работники предприятия определяют их техническое состояние и объем ремонтных работ. Если машина разукомплектована, то составляют акт с указанием недостающих частей и деталей. Акт передают в бухгалтерию и главному инженеру, третий экземпляр остается у заведующего машинным двором для принятия мер по укомплектованию машин. Техника выдается только в укомплектованном виде. При поступлении новых машин,
заведующий оформляет инвентаризационную карточку, которая хранится до списания техники.
При приемке сложной техники на хранение оформляют акт постановки машин на хранение. Он составляется в двух экземплярах, один из которых остается у заведующего, а другой передается в бухгалтерию. На каждую единицу техники требующей ремонта, составляют дефектную ведомость.
При выдаче или постановке на хранение несложной техники, вносят соответствующие записи в журнал учета постановки машин на хранение и приема их в эксплуатацию.
Состояние машин, находящихся на хранении периодически проверяют, все выявленные недостатки, и принятые меры по их устранению регистрируют в журнале проверок технического состояния машин в период хранения.
При выдаче сложных машин после хранения составляют акт приемки машин в эксплуатацию. После проведения ремонта техники оформляют акт установленной формы.
В ОАО «Автосельмаш» Государственный стандарт 7751-85 «Техника, используемая в сельском хозяйстве. Правила хранения», при постановке техники на хранение соблюдается не в полной мере.
Как и предписано ГОСТом существуют все три вида хранения: межсменное, кратковременное, длительное. На кратковременное хранение устанавливают машины от 10 дней до 2-х месяцев, а на длительное хранение, если срок хранения машин составляет более 2-х месяцев.
На местах хранения машины разделяются по группам, видам и маркам с соблюдением между ними необходимого интервала для технического обслуживания и осмотра. К кратковременному хранению машины подготавливают после окончания их использования, а к длительному не позднее 10 дней с момента окончания работы. В случае хранения машины свыше месяца на открытой площадке транспортерные ленты снимают, свертывают в рулоны и сдают на склад. Аккумуляторные батареи отключают, проверяют в них уровень и плотность электролита и при необходимости доливают дистиллированную воду и подзаряжают.
При подготовке к длительному хранению сельскохозяйственной техники технология включает следующие операции: очистку, мойку, сушку, внутреннюю консервацию полостей и агрегатов машин; снятие с машин и консервацию узлов, герметизацию отверстий, щелей, полостей; наружную консервацию узлов; установку машин на подставки.
В процессе подготовки машин к хранению их очищают от грязи, пыли, технологических остатков, масляных подтеков, ржавчины, отслаивающейся краски, так как консервационные составы, нанесенные на неочищенные поверхности, не предохраняют металл от коррозии. Однако в нарушение ГОСТа мойку машин проводят на необорудованных площадках, тракторы не очищаются, не устанавливаются на деревянные подставки.
3.1 Нарушения технологии подготовки машин к хранению
Большим недостатком в организации подготовки машин к длительному хранению является несоблюдение требований ГОСТа 7751-85 «Техника, используемая в сельском хозяйстве. Правила хранения». В ОАО «Автосельмаш» консервацию внутренних полостей двигателей не проводят, не удаляется накипь из систем охлаждения. Для предохранения внутренних поверхностей цилиндров от коррозии, используется дизельное масло, которое заливают в полости цилиндров, после чего коленчатый вал проворачивают вручную.
Необходимо освободить от дизельного топлива топливный насос и форсунки, заполнить их дизельным маслом и сдать на склад, но это не делается. В связи с тем, что нет поста консервации, процесс консервации при подготовке и постановке техники на хранение значительно затруднен.
При консервации техники трудоемкость высокая, а качество выполняемых работ низкое. Это в значительной степени влияет на сохранность и долговечность техники.
В обслуживании и ремонте техники как при подготовке к хранению, так и во время хранения недостатком является нехватка простейшего технологического оборудования: отсутствуют технологические установки, для нанесения покрытий, компрессорная установка для обдувки внутренних полостей машин, нет квалифицированных мастеров наладчиков. В напряженный период не хватает слесарей для подготовки машин, в связи с большой трудоемкостью работ.
3.2 Пример подготовки к хранению
После окончания работ технику ставят на хранение. На площадке машины размещают так, чтобы можно было беспрепятственно выехать. Машину очищают от пыли, грязи и моют. После мойки неокрашенные металлические поверхности продувают струей сжатого воздуха, протирают и после высыхания покрывают антикоррозийной смазкой. Места с поврежденной краской – подкрашивают. В полностью заправленный топливный бак добавляют 5 % присадки АКОР-1. Промывают систему смазки двигателя и заполняют свежим маслом. Запускают двигатель и дают ему поработать 10…15 минут. Останавливают двигатель. Сливают воду из системы охлаждения. Машину устанавливают на подставки. Снижают давление в шинах до 0,7 от номинального. Выпускные трубы двигателей, сапуны, маслозаливные горловины герметизируют. С машины снимают аккумуляторы, агрегаты, инструмент и принадлежности, которые должны храниться на складе.
Снимаемые для хранения на складе узлы и детали:
Герметизируемые узлы и детали:
Узлы и детали, покрываемые защитными составами:
После консервации кабина опечатывается. Двигатель укрывается чехлом. В журнале учета машин поступающих на хранение делается соответствующая запись. Указывается марка и хозяйственный номер машины.
Перечисленные детали и узлы сданы на хранение на склад.
3.3 Выбор консервационных материалов для защиты техники
В качестве объектов исследования в соответствии с поставленными задачами выбраны консервационные материалы: ИВВС-706М, ТОМОС, Слакс, РБИ, ИСМ, ЗВВД-13.
Все эти средства наносятся на поверхность металла кистью или распылением, некоторые также могут наноситься и путём опускания детали в защитную среду.
Лабораторные испытания защитных средств консервационных материалов проводились в растворе электролита и в камере влажности Г-4 на образцах Ст. 3 размером 150?70?1 мм и 55?50?30 мм. Камера влажности Г-4 позволяет провести ускоренные испытания образцов, так как способна создать условия более агрессивные, чем окружающая среда, а именно, температура до +40 О С и влажность до 100 %.
По результатам испытания, а также по конкретным численным значениям из журнала наблюдений за испытываемыми образцами был построен график зависимость потери массы из-за коррозии от времени пребывания образцов в камере влажности Г-4.
Анализируя результаты исследования, делаем выводы об эффективности каждого из средств защиты. Наиболее эффективным является средство ИВВС-706М. Которое и будет использоваться для консервации техники.
Ингибированный водно-восковой состав ИВВС-706М (ТУ 38.401-65-81) представляет собой дисперсию воска в виде белого цвета с добавлением поверхностно-активных и ингибиторов коррозии.
Служит для защиты от атмосферной коррозии и старения основных материалов сборочных единиц и деталей машин (металла, резины, резинотекстиля, дерева, пластмассы), лакокрасочных поверхностей. Срок защитного действия до 12 месяцев. Расход 60-80 г/м 2 . Толщина защитного слоя 35-50 мкм. Гарантийный срок хранения 1,5 лет. Поставляется в металлических бочках емкостью 200 дм3 .
3.3.1 Материалы, используемые для защиты металла двигателей и других деталей от коррозии
Для предохранения металлических поверхностей тракторов, автомобилей и сельхозмашин от атмосферной коррозии используют пластические и жидкие консервационные смазки. Краткая характеристика основных из них приведена на рисунке 3.1. Пластичные защитные смазки наносят на металлические поверхности в не нагретом состоянии лопаткой, ветошью, в нагретом (85…115°С) окунанием, кистью и другими способами. Возможно нанесение в виде бензинового раствора с последующим удалением растворителя.
Такую же, а иногда и более надежную защиту от коррозии обеспечивают жидкие смазочные материалы К-17, НГ-203, НГ-204у. Они имеют определенные преимущества: возможно нанесение без подогрева, в том числе в труднодоступные внутренние поверхности, ввод в действие агрегатов без расконсервации и др. При консервации маслом К-17 из агрегатов сливают рабочее масло, после чего прокачивают К-17, излишек сливают. Под свечи или форсунки двигателей заливают 60…80 г масла и прокручивают коленчатый вал двигателя от руки на 5…6 оборотов. Предварительно отключают масляные фильтры.
Одна из важных характеристик защитных смазок – влагоустойчивость: смазки не должны смываться водой, образовывать с ней эмульсии, растворяться водой и изменять защитные свойства при взаимодействии с влагой. Смываемость смазок водой (при 31
О
С) показана на рисунке 3.1.
Рисунок 3.1 – График смываемости смазок водой
1 – смазка 1-13; 2 – ЦИАТИМ-201; 3 – солидол УС-2; 4 – ПВК.
Наиболее легко удаляется смазка 1-13, содержащая водорастворимое натриевое мыло. Из-за низких механически свойств быстро смывается смазка ЦИАТИМ-201. Солидол имеет большую влагостойкость, так как содержит гидрофобные кальциевые мыла. Наиболее стойка защитная смазка ПВК.
На основе продуктов переработки нефти, загустителей, маслорастворимого ингибитора коррозии и растворителей изготавливают защитное пленочное покрытие НГ-216 (масплин) ТУ 38 101427-97. После нанесения на детали (распылением, кистью) растворители испаряются, а на поверхности образуется воскообразная пленка толщиной 100…500 мкм.
Для защиты от коррозии скрытых полостей автомобилей все большее распространение получает автоконсервант «Мовиль». Его характеристики приведены в таблице 3.1. Он представляет собой раствор ингибитора коррозии АКОР-1, окисленного петролатума, церезина, олифы и некоторых присадок в уайт-спирите. Наносят автоконсервант распыливанием под давлением около 0,3 МПа (3 кгс/см
2
Таблица 3.1 – Характеристики автоконсерванта «Мовиль»
Для приготовления рабоче-консервационных моторных, трансмиссионных и других масел, используемых для внутренней и наружной консервации агрегатов тракторов, автомобилей, комбайнов и сельскохозяйственных машин, служит защитная антикоррозионная присадка АКОР-1. Это вязкая жидкость (вязкость при 100°С около 100 сСт), зольность не менее 3,5 %, щелочное число не менее 35 мг/г. Готовят её на основе нитрованных базовых масел с добавлением 10 % технического стеарина. На поверхности металла присадка образует защитную пленку, обладающую высокой водостойкостью. Концентрация присадки зависит от условия хранения машин и вида поверхности, которая должна быть защищена от коррозии (таблица 3.2).
Предельный срок защиты, обеспечиваемый рабоче-консервационными маслами, достигает трех лет.
Таблица 3.2 – Рекомендуемая концентрация присадки АКОР-1, в %
Для приготовления рабоче-консервационного масла присадку нагревают до 60…70°С и добавляют в рабочее масло при перемешивании. Все агрегаты, законсервированные с использованием присадки АКОР-1, вводят в эксплуатацию без расконсервации и замены масла в картере. Если во время эксплуатации рабоче-консервационное масло не меняли, то при повторной постановке техники на хранение его не сливают, а только доливают до нормального уровня.
4 ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РАСЧЕТ КОНСТРУКЦИИ НАВЕСНОЙ УСТАНОВКИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ МАШИН К ДЛИТЕЛЬНОМУ ХРАНЕНИЮ
4.1 Обоснование необходимости разработки конструкции
Для технического обслуживания агрегатов в период напряженных работ в полевых условиях промышленность России выпускает несколько типов машин и оборудования.
Агрегаты технического обслуживания АТО-4822, АТО-1768, АТО-1500г используются для подготовки машин к хранению для наружной мойки машин и нанесения консервантов.
Все перечисленные машины рассчитаны на применение в крупных предприятиях. Для хозяйства, имеющего небольшое количество машин, приобретение подобных агрегатов экономически не выгодно, ввиду их высокой стоимости.
Предложенная в проекте конструкция навесной установки для технического обслуживания машин при подготовке их к хранению позволяет выполнять следующие технологические операции: смазку агрегатов, подкачку шин, продувку сердцевин радиаторов и воздушных фильтров, обдувку и сушку поверхностей сжатым воздухом, нанесение различных консервационных и лакокрасочных материалов. Установку можно использовать и в полевых условиях для обслуживания агрегатов.
Установка агрегатируется с трактором с помощью навески. Привод компрессора и насоса агрегата осуществляется от вала отбора мощности трактора. Обслуживает установку один человек.
4.2 Патентный поиск
Конструкции для постановки машин на хранение, предложенные рационализаторами.
Патент SU 1155482А.
Государственный комитет по изобретениям и открытиям при ГКНТ России. Авторское свидетельство СССР № 703388. Авторы: А.К. Цимбалюк, В.Н. Сердечный. Устройство для сбора и раздачи рабочей жидкости преимущественно масла при постановке машин на длительное хранение (рисунок 4.1).
Рисунок 4.1 – Общий вид
На рисунке 4.1 изображено предлагаемое устройство для сбора и раздачи рабочей жидкости. Оно состоит из установленных на тележке (на рисунке не показана) резервуаров для свежего 1 и отработанного 2 масел и механизма для перекачки рабочей жидкости, выполненного в виде поршневого насоса двойного действия 3, шланга 4, для откачки и подачи рабочей жидкости с наконечником 5 сжимает и через трубопровод 11 и клапан 12 подается в резервуар 1 со свежим маслом, в котором создается избыточное давление.
Из верхнего положения поршень начинает перемещаться вниз, под давлением масла в поршневой полости гидроцилиндра автоматически закрывается клапан 8 и открывается клапан 10, через который масло по трубопроводу 9 поступает в резервуар 2 для отработанного масла.
Далее цикл работы повторяется до окончания сбора масла из картера двигателя и перекачки его в резервуар 2.
Для осуществления следующих операций, заправки картера свежим маслом, посредством трехходового крана 6 соединяют шланг 4 через трубопровод 7 с резервуаром 1 со свежим маслом. Масло под действием избыточного давления воздуха поступает из резервуара 1 в картер двигателя обслуживаемой машины. При падении давления ниже необходимого значения и снижения скорости подачи масла, вследствие изменения объема свежего масла, открывают кран 18, соединяющий поршневую полость насоса 3 с атмосферой, отключая тем самым из работы обратные гидравлические клапаны 8 и 10, после чего осуществляют привод штока насоса и давление воздуха в резервуаре 1 поднимают до необходимого уровня, тем самым, обеспечивая бесперебойный процесс подачи из резервуара 1 свежего масла в картер двигателя.
Устройство работает следующим образом. Смонтированное на тележке устройство подкатывают к машине, которая готовится к хранению, и начинают осуществлять откачку отработанного масла. Для этого, трехходовой кран 6 устанавливается в положение, соединяющее шланг 4 с поршневой полостью насоса 3. Осуществляют привод насоса 3, при этом во время хода поршня вверх в поршневой полости насоса создается разряжение и отработанное масло из картера двигателя через шланг 4, трехходовой кран 6 и трубопровод 7 поступает в поршневую полость насоса, проходя при этом через открывающийся обратный клапан 8. Одновременно при движении поршня насоса вверх (т.е. в процессе заполнения поршневой полости насоса отработанным маслом) автоматически закрывается обратный пневматический клапан 13.
Предлагаемое устройство при более простой конструкции обеспечивает эффективную закрытую замену рабочих жидкостей при постановке машин на хранение. Установка не может быть использована для других работ по подготовке машин к длительному хранению.
Гидроподъемник для установки машин на хранение (рисунок 4.2).
Сибирским филиалом ЦОКТБ ГОСНИТИ разработан гидроподъемник ОР-6882ГОСНИТИ для подъема машин во время установки их на хранение. Он может применяться на ремонтно-технических предприятиях, в мастерских.
Рисунок 4.2 – Схема гидроподъемника
1 – домкрат; 2 – гидрораспределитель; 3 – плита; 4 – предохранительный клапан; 5 – насос; 6 – электродвигатель; 7 – пульт управления; 8 – бак; 9 – колесо
Гидроподъемник состоит из домкрата 1, который представляет собой двухступенчатый телескопический гидроцилиндр. Он установлен на кронштейнах и может поворачиваться вокруг горизонтальной оси. Электродвигателем 6 управляют с пульта 7. В гидростанцию входят: бак 8, на крышке которого смонтированы гидроплита 3, гидрорспределитель 2, предохранительный клапан 4, насос 5.
В процессе работы в гнездо штока гидроцилиндра устанавливают соответствующую наставку и домкрат подводят под машину таким образом, чтобы зев наставки точно охватывал место подъема. Нажимают соответствующие кнопки на пульте, поднимают или опускают машины. Грузоподъемность гидроцилиндра 5 т.
Рассмотренные конструкции могут быть применены при работе по постановке машин на длительное хранение, однако они не решают вопрос в комплексе. Для выполнения комплекса работ в проекте предлагается конструкция, более отвечающая требованиям технологии постановки машин на хранение.
4.3 Описание конструкции и принцип работы установки
На рисунке 4.3 представлена компоновка предлагаемой конструкции навесной установки для подготовки машин к хранению
Установка состоит из рамы 1, которая одновременно является ресивером. Рама оборудована навесным устройством 7, и опорами 3. Представляет собой сварную конструкцию из труб и уголков. На лонжеронах крепится редуктор привода 5, насос НШ-10 6, механизм переключения 8, пневматический солидолонагнетатель 12, компрессор 9. Для комплектования предлагаемой навесной установки могут использоваться узлы и детали со списанных машин, например, компрессор от агрегата АТО-4822.
Рисунок 4.3 – Схема навесной установки для подготовки машин к хранению
1–рама ресивер; 2–резервуар для масла; 3–опора; 4–фильтр; 5–редуктор привода насоса для компрессора; 6–насос НШ-10; 7–навесное устройство; 8–механизм переключения; 9–компрессор; 10–манометр; 11–ременные передачи; 12–пневматический солидолонагнетатель.
Привод осуществляется от вала отбора мощности трактора через карданную передачу, соединяющую его с валом редуктора. Крутящий момент передается с вала редуктора, через храповую муфту переключения, на шкив и далее через ременную передачу на компрессор и масляный насос.
Механизм переключения состоит из шлицевого вала, на котором на подшипниках установлены шкивы привода компрессора и масляного насоса, имеющих храповой механизм, и двухстороннюю храповую подвижную муфту. Муфта находится в зацеплении с валом. Механизм переключения имеет три положения. Переднее положение – включен масляный насос, заднее положение (по ходу трактора) – включен компрессор, среднее положение – нейтральное.
При работе компрессора воздух поступает в ресивер, и через трехходовой кран может поступать или в солидолонагнетатель, или к крану выдачи воздуха для продувки, покраски и нанесения антикоррозионных покрытий.
При работе установка опускается на опоры, трактор затормаживается и включается вал отбора мощности.
4.4 Расчет привода компрессора и масляного насоса для консервации машин
Исходные данные для расчета привода вала насоса установки для консервации машин:
— частота вращения ВОМ трактора n 1 =1000 мин-1 .
На рисунке 4.4 показана кинематическая схема привода насоса и компрессора.
Рисунок 4.4 – Кинематическая схема привода насоса и компрессора
1–насос НШ-10; 2–одноступенчатый редуктор; 3–компрессор; 4–ременные передачи
Определяем общее передаточное число i привода насоса агрегата для консервации.
(4.1)
где i ред – передаточное число редуктора, iред =0,27;
i п.р. – передаточное число ременной передачи, iр.п. =1,22
Определяем фактическое передаточное число:
(4.2)
Данный привод обеспечит необходимую частоту вращения насоса для агрегата консервации.
Определяем общий КПД привода:
(4.3)
где ? подш =0,99 – КПД одной пары подшипников качения;
? з.п. =0,96 – КПД зубчатой передачи;
? р.п. =0,95 – КПД ременной передачи;
? общ =0,992 ?0,96?0,95=0,902
Определяем мощность на входном валу привода:
(4.4)
Определяем крутящий момент на входном Т 1 и выходном Т2 валах привода:
(4.5)
где Т 1 – крутящий момент на выходном валу.
(4.6)
Клиноременная передача обеспечивает передачу крутящего момента через редуктор к компрессору и приводу насоса НШ-10.
Суммарная передаваемая мощность Р=4,5 кВт, передаточное отношение i=1,22.
1. Выбираем сечение ремня. По номограмме (рисунок 8 [12]) для заданных условий выбираем ремни сечения Б. Технические данные указаны в таблице 9.4 [12]: l р =14 мм, W=17 мм, То =10,5 мм, А=1,38 см2 , расчетная длина в интервале Lp =800–6300 мм; минимальный диаметр меньшего шкива dmin =125 мм, ?L1 =Lp -Lвн =40 мм.
2. Определяем диаметры шкивов. Для повышения ресурса работы передачи рекомендуется устанавливать меньший шкив с расчетным диаметром d 1 >dmin . Из стандартного ряда принимаем диаметр ведущего шкива d1 =200 мм. Диаметр ведомого шкива d2 =I?d1 =1,22?200=244 мм. Ближайшее значение из стандартного ряда d2 =250 мм.
3. Уточняем передаточное отношение с учетом относительного скольжения S=0,01 [12]
(4.7)
4. Определяем возможное минимальное межосевое расстояние а min :
(4.8)
Максимальное межосевое расстояние а max :
(4.9)
Принимаем а max =420 мм.
5. Определяем расчетную длину ремней по формуле:
(4.10)
Ближайшее стандартное значение L р по таблице [12.Т.4.1]
Уточняем межосевое расстояние по формуле:
(4.11)
где W=0,5?(d 1 +d2 )=0,5?3,14(200+250)=706,5 мм (12)
6. Определяем угол обхвата ремнями малого шкива d 1 [14.ф.12.5]
7.Определяем расчетную мощность Р
р
, передаваемую одним ремнем [14.ф.12.2]
(4.12)
где С ? – коэффициент угла обхвата при а=174°, С? =0,98;
С L – коэффициент длины ремня; СL =0,94;
С j – коэффициент передаточного отношения по номограмме [14.рис.12.28] Сj =1,2
С р – коэффициент режима нагрузки.
При спокойной нагрузке С р =1…1,2
Принимаем С р =1,1
По номограмме для спокойной нагрузки Р о – номинальная мощность для одного ремня сечением Б с расчетной длиной 1700 мм, при d1 =200 мм по номограмме [14.12.26]
8. Определяем число ремней
(4.13)
где С – коэффициент числа ремней при Р р от 4…6 кВт, СЯ =0,9
Принимаем Z=2
9. Определяем натяжение каждой ветви ремня по формуле [12]
, (4.14)
где V – окружная скорость ремней м/с.
10. Определяем:
(4.15)
где Q – коэффициент относительного удлинения ремня, Q=0,27 [14]
Тогда:
11. Определяем силу, действующую на валы [14]
(4.16)
Аналогично рассчитываем клиноременную передачу привода компрессора. Количество ремней Z=2.
Сила F р2 =239,7 Н.
4.5 Расчет выходного вала
Для предварительного расчета диаметра вала выполняем ориентировочный расчет на кручение по допускаемому напряжению [?] без учета влияния изгиба:
(4.17)
где Т – крутящий момент, Нм;
(4.18)
Определяем диаметр вала
Принимаем больший стандартный диаметр d 1 =20 мм.
Определяем окружную силу в зацеплении [14]
(4.19)
Основная сила F а равна:
(4.20)
Определяем радиальную силу [14]
(4.21)
Представляем расчетную схему нагружения вала и определяем реакции опор, используя уравнение равновесия вращающих моментов относительно опор А и В в вертикальной и горизонтальной плоскостях (рисунок 4.5).
Определяем реакции в опорах, используя уравнение равновесия вращающих моментов относительно опор А и В.
Полные реакции в опорах равны:
Проводим проверочный расчет вала. При решении этой задачи определяем величины внутренних изгибающих моментов в точках приложения внешних нагрузок и опорных реакций.
Вертикальная плоскость.
Рисунок 4.5 – Схема нагружения вала
Рассмотрим действие моментов горизонтальной плоскости.
Определяем полные реакции в опорах:
Выполним проверочный расчет вала:
Определим величины внутренних изгибающих моментов в точках приложения внешних нагрузок и опорных реакций:
В горизонтальной плоскости:
На основании анализа полученных эпюр изгибающих и крутящих моментов определяем опасное сечение вала и коэффициент запаса прочности в этом сечении.
Определим суммарный изгибающий момент в опасных сечениях: [12]
Общий коэффициент запаса прочности определяем по формуле [14ф15.3стр.319].
Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям (запас сопротивления усталости по изгибу) и коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям (запас сопротивления усталости по кручению) определим по формулам [14ф15.3стр.319]
;
где ? а и ?а – амплитуды переменных сопротивляющих циклов напряжений, МПа;
? т и ?т – постоянные сопротивляющие.
При расчете валов:
где ? ? и ?? – коэффициенты, корректирующие влияние постоянной составляющей цикла напряжений на сопротивление усталости; они зависят от механических характеристик материала.
Для стали 40Х принимаем [14] по ГОСТ 25.504-82
? -1 и ?-1 – пределы выносливости
[14ф15.7]
[14ф15.7]
К d и КF – масштабный фактор и фактор шероховатости, при изгибе KF =1; Kd =0,72.
К
?
, К
?
Принимаем К ? =1,7 и К? =1,4 [14.табл.15.3]
Определяем коэффициенты запаса прочности по нормальным и касательным напряжениям:
Определяем общий коэффициент запаса прочности:
Расчет показал, что запас прочности соблюдается.
5 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРОИЗВОДСТВЕ
5.1 Общие положения охраны труда
Охрана труда – это система мероприятий, направленных на облегчение и оздоровление условий труда и па устранение опасностей связанных с процессами труда.
Система мероприятий по охране труда включает в себя:
Охрана здоровья трудящихся, обеспечение безопасных условий труда, профилактика и ликвидация профессиональных заболеваний и производственного травматизма – одна из главнейших задач охраны труда и нашего общества.
Важнейшей задачей подъема народного благосостояния является дальнейшее оздоровление и облегчение условий труда. В этой связи поставлена задача – создать принципиально новую, безопасную, безвредную для человека технику и технологию, сократить, а затем и полностью ликвидировать тяжелый физический труд.
Обучение и аттестация руководителей по охране труда проводится согласно типовому положению о порядке обучения и проверке знаний по охране труда (Приложение к постановлению Министерства труда РФ от 12.10.1994 №65).
Проверка знаний по охране груда поступивших на работу руководителей и специалистов проводится не позднее одного месяца после назначения на должность, для работающих на предприятии периодичность проверок не реже одного раза в три года.
Обучение, аттестацию руководителей специалистов организовывает «Управление труда» Администрации Орловской области.
Поступившие на предприятие руководители проходят вводный инструктаж. Вводный инструктаж проводит инженер по охране труда или лицо, его заменяющее. Инструктаж проводится в кабинете по охране труда, согласно санитарным нормам и правилам, ГОСТам и особенностям данного предприятия. Проводится данный инструктаж со всеми вновь поступившими на предприятие не зависимо от оборудования, квалификации, стажа работы и должности, а также с командированными лицами, студентами и учащимися, прибывшими для прохождения практики. Регистрируется в журнале вводного инструктажа или в личной карточке инструктируемого.
Исполнители после прохождения вводного инструктажа проходят первичный инструктаж на рабочем месте. Его проводит руководитель работ непосредственно на рабочем месте. Он знакомит с практическими способами безопасной работы те же категории рабочих, что и при вводном инструктаже, но с учетом образования, квалификации и стажа рабочего. От 2 до 14 смен руководитель работ находится рядом с инструктируемым, и только после проверки знаний делается запись в журнале инструктажа.
Также на предприятии проводится повторный, внеплановый и целевой инструктажи, которые регистрируются в журналах инструктажа.
Ответственность по организации работ по охране труда и обеспечению безопасности возлагается на главного инженера и инженера по охране труда, возглавляющих работу по охране труда. Они составляют план мероприятий по охране труда, определяют сроки проведения мероприятий.
Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится аккредитованным лабораториями. Аттестации подлежат все рабочие места общества.
При аттестации рабочих мест создается комиссия по проведению работы по аттестации рабочих мест. Далее выделяется перечень постоянных рабочих мест и график их аттестации, формируется нормативная документация. Производится приборное измерение параметров условий труда на рабочем месте с заполнением бланков по результатам измерения. В конце формируется банк данных результатов аттестации и ознакомление с результатами работников общества.
Согласно «Типовым отраслевым нормам бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты», работников обеспечивают необходимой специальной одеждой. Список этих работников вносится в коллективный договор.
Территория предприятия оборудована гидрантами, пожарными щитами огнетушителями и другими средствами первичного пожаротушения. Ответственность за сохранность и исправное состояние лежит на заведующих цехами.
Согласно установленным нормам производственные цеха оборудованы санитарными узлами, бытовыми помещениями, душевыми.
5.2 Анализ состояния охраны труда
Анализ показателей охраны труда выполнен в виде таблицы 5.1.
Таблица 5.1 – Анализ производственного травматизма
ПОКАЗАТЕЛИ |
ГОДЫ |
||
2003 |
2004 |
2005 |
|
1.Среднесписачное количество работающих (Р) |
180 |
210 |
220 |
2.Количество дней нетрудоспособности (Д) |
8 |
44 |
18 |
3.Количество несчастных случаев, N |
1 |
2 |
1 |
4.Исход несчастных случаев |
|||
— временная нетрудоспособность |
1 |
2 |
|
— смертельный исход (N см ) |
|||
Коэффициент частоты травматизма, К ч =(N/Р)*1000 |
5,6 |
9,5 |
4,5 |
Коэффициент тяжести травматизма, К т =Д/(N-Nсм ) |
8 |
22 |
18 |
5. Пострадавшие по профессиям |
|||
— слесарь |
1 |
||
— водитель |
2 |
1 |
|
Окончание таблицы 5.1 |
|||
6. Пострадавшие при выполнении работ |
|||
— слесарно-монтажных |
1 |
||
— дорожно-транспортных происшествий |
2 |
1 |
|
7. Основные причины несчастных случаев |
|||
— нарушение правил охраны труда |
2 |
||
— низкая механизация работ |
1 |
||
— нарушение правил дорожного движения |
2 |
1 |
|
8. Материальный ущерб от несчастных случаев, руб. |
980 |
28590 |
1580 |
9. Средства на охрану труда, руб. |
|||
— запланированные |
1252 |
3040 |
3330 |
— израсходованные |
1259 |
2520 |
2010 |
10. Выполнение соглашений по охране труда, выполн./запланир.100% |
95,3 |
89,4 |
97,2 |
При анализе охраны труда на данном предприятии были выявлены следующие недостатки:
1. В цехе ремонта тракторов отсутствует питьевая вода;
2. Пожарные щиты на СТОЛ разукомплектованы;
3. Краны не имеют таблиц с отметками о сроках испытания;
4. На участке мойки плохая вентиляция.
В целом территория специализированной мастерской благоустроена, санитарно-гигиенические условия производственных и вспомогательных помещений соответствуют нормам предусмотренных для этих помещений. Окраска помещений соответствует системе светового оформления. Оборудование окрашено также в соответствующий цвет.
На одного работающего в ремонтной мастерской приходится 31 м площади при норме 15 м. Однако вместе с этим положение дел по охране труда на предприятии требует некоторого улучшения. В связи с этим предусмотрено провести следующие мероприятия.
5.3 Характеристика пожарной безопасности
Ответственность за противопожарную безопасность в мастерской возлагается на начальника цеха и руководителей участков. Конструкция несгораемая, предел огнестойкости несущих стен, колонн 2,5…2,0 часа. Состояние пожарной безопасности на предприятии имеет некоторые недостатки, которые следует устранить. Так некоторые пожарные щиты разукомплектованы, лакокрасочные материалы хранятся вместе с другим имуществом. Для устранения таких недостатков следует доукомплектовать пожарные щиты и следить за ними, лакокрасочные материалы следует хранить в отдельном складе. Для тушения пожара имеются огнетушители, ящики с песком, противопожарный инвентарь, на водопроводных линиях через каждые 100 – 150 м расположены гидранты.
В строительных конструкциях сделаны противопожарные преграды, которые разделяют производственные и складские помещении на секции. Помещения имеют эвакуационные выходы, расположенные на кратчайшем расстоянии от рабочих мест.
5.4 Расчет пожарного водоснабжения
Продолжительность подачи воды на наружное пожаротушение обычно принимают 3 ч. Противопожарные водопроводы наружного пожаротушения бывают высокого и низкого давления. Водопроводы высокого давления устраивают таким образом, чтобы давление в них было достаточным при непосредственной подаче воды от гидрантов или стационарных лафетных стволов к месту пожара. Для этого требуется, чтобы свободный напор в водопроводной сети (при расчетном расходе), отнесенный к уровню земли в месте расположения расчетного гидранта, был не менее 10 м (в отдельных наиболее неблагоприятных точках – не менее 7 м).
Из водопроводов низкого давления передвижные пожарные автонасосы или мотопомпы забирают воду через пожарные гидранты и подают ее под необходимым давлением к месту пожара.
Необходимое количество воды на один пожар рассчитывается по формуле:
g н , gвн – водопроводы наружного высокого и низкого давления, принимаем соответственно 10 и 5 м;
— t – время тушения пожара, равное 3 ч.
5.5 План мероприятий по улучшению условий труда
Для улучшения условий труда и уменьшения травматизма необходимо разработать ряд организационных мероприятий. Разработанные мероприятия отражают данные таблицы 5.2.
Таблица 5.2 – Организационные мероприятия для улучшения работы по охране труда
Наименование |
Ответственный |
Срок проведения |
Утверждает, контролирует |
Провести инвентаризацию правил, положений, инструкций, форм, журналов, удостоверений, технических паспортов предприятия |
Главные специалисты, инженер по охране труда, начальник отдела кадров |
Ноябрь |
Работодатель |
Доукомплектовать нормативную документацию предприятия, переработать устаревшие конструкции. Оформить журнал учета выдачи инструкций по охране труда на основе Перечня нормативных актов по охране труда |
Главные специалисты, инженер по охране труда |
Декабрь |
Работодатель |
Обновить приказ об организации работы по охране труда и обеспечению безопасности |
Инженер по охране труда или лицо с возложенными на него обязанностями инженера по охране труда |
Январь |
Работодатель |
Сформировать и организовать совместную комиссию по охране труда |
Инженер по охране труда, представительные органы трудового коллектива |
Январь |
Работодатель, председатель представительного органа |
Окончание таблицы 5.2 |
|||
Издать приказ об организации и производстве работ повышенной опасности |
Инженер по охране труда |
Январь |
Работодатель |
Ознакомиться с передовым опытом работы по охране труда в Орловской области |
Инженер по охране труда |
Перед обучением |
Работодатель |
Провести анализ состояния безопасности, обсудить задачи и состояние готовности к проведению очередного обучения по охране труда |
Специалисты, руководители подразделений, инженер по охране труда |
Перед обучением за две недели |
Работодатель |
Предлагаемые мероприятия помогут улучшить работу по охране труда, а также привести в соответствие нормативно-правовую базу организации.
7 ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРОЕКТА
Для определения капитальных вложений для изготовления навесной установки для технического обслуживания и ремонта техники в дипломном проекте необходимо цену приобретения (Ц) увеличить на сумму затрат на монтаж и наладку (М Н )=(0,2-0,25)?Ц затраты на доставку (ТС )=(0,1-0,2)?Ц.
Расчет ведется по формуле:
, руб.
Для расчета суммы капитальных вложений на техническое оборудование нужно исходить из того, что часть приобретается на стороне, часть оборудования используется по остаточной стоимости имеющегося на предприятии оборудования:
7.1 Определение эксплуатационных затрат, связанных с использованием проектного решения
Расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования являются комплексной статьей затрат в себестоимости продукции.
1. Эксплуатационные затраты определяются по базовому и проектному вариантам по формулам:
где З зп1 и Ззп2 – затраты на заработную плату (с начислениями) соответственно в проектном и базовом вариантах, состоящих из основной и дополнительной оплаты, руб.;
А м1 и Ам0 – амортизационные отчисления соответственно в проектном и базовом вариантах, руб.;
Т р1 и Тр0 – затраты на текущий ремонт и техническое обслуживание соответственно в проектном и базовом вариантах, руб.;
З гсм1 и Згсм0 – затраты на горюче-смазочные материалы соответственно в проектном и базовом вариантах, руб.;
П р1 и Пр0 – прочие затраты соответственно в проектном и базовом вариантах, руб. (5 % от суммы всех затрат).
2. Затраты на заработную плату устанавливают по операционным картам согласно «Положения по оплате труда и материального стимулирования» предприятия, на базе которого рассчитывается дипломный проект.
, руб.
где n – численность работников, чел.;
Ч т.с. – часовая тарифная ставка, руб.;
Т з – годовая занятость работника, час.
Налоги на заработную плату:
Итого затраты на заработную плату с отчислениями на социальные нужды:
3. Амортизационные отчисления рассчитываются по формулам:
где А м – амортизационные отчисления на машины, руб.;
Б с – балансовая стоимость машин, руб.
Балансовая стоимость проектного решения берется из таблицы 6.1:
4. Затраты на техническое обслуживание, ремонт определяют по формуле:
где Т р – затраты на текущий ремонт, техническое обслуживание, руб.;
Н тр – норматив затрат на текущий ремонт машин, % от балансовой стоимости.
5. Затраты на ГСМ:
где Ц э – цена на ГСМ, руб/кг;
Q э – количество ГСМ, кг.
где а э – норма расхода ГСМ на единицу работы, кг;
Итого затраты на техническое обслуживание и ремонт техники составляют:
7.2 Экономическая эффективность внедрения проектного решения
Затраты на ремонт и хранение по данным бухгалтерии за предыдущий период в среднем составили 21965 руб., поскольку для этого использовалось 2 трактора МТЗ-80 в течение 210 часов.
Затраты по заработной плате составили на 8545 рублей больше, чем в проектируемом варианте.
Учитывая экономию по статьям выше указанных затрат рассчитываем экономическую эффективность.
Сравнительную экономическую эффективность за счет снижения расхода горючего, электроэнергии, затрат труда и других эксплуатационных расходов при неизменном объеме производства продукции определяется по формуле:
где И 0 и И1 – эксплуатационные затраты соответственно в базовом и проектном вариантах, руб.
В нашем варианте ?И=Э
год
, поэтому Э
год
=16986,01 руб.
7.3 Срок окупаемости капитальных затрат
Срок окупаемости капитальных затрат определили по формуле:
Таблица 7.1 – Экономическая эффективность проектного решения
Таким образом, затраты по совершенствованию технологии хранения машин в ОАО «Автосельмаш» окупятся в течение одного календарного года.
Формат |
Зона |
Позиция |
Обозначение |
Наименование |
Приме-чание |
||||||||||
Документация |
|||||||||||||||
А1 |
Сборочный чертеж |
||||||||||||||
Сборочные единицы |
|||||||||||||||
1 |
Гидробак |
1 |
|||||||||||||
2 |
Фильтр ФВН-10-63 |
1 |
|||||||||||||
3 |
Насос НШ-10 |
1 |
|||||||||||||
4 |
Рычаг переключения |
1 |
|||||||||||||
5 |
Редуктор цилиндрический |
1 |
|||||||||||||
6 |
Компрессор У-43102 |
1 |
|||||||||||||
7 |
Рама-ресивер |
1 |
|||||||||||||
Стандартные изделия |
|||||||||||||||
8 |
Рукав ТУ38.1.-80 |
2 |
|||||||||||||
9 |
Штуцер ГОСТ 3667-80 |
1 |
|||||||||||||
10 |
Рукав высокого давления ТУ 23.1.40-80 |
1 |
|||||||||||||
11 |
Штуцер ГОСТ 3667-80 |
1 |
|||||||||||||
12 |
Ремень клиновой ГОСТ 1284-80 |
2 |
|||||||||||||
13 |
Муфта храповая ГОСТ 14084-79 |
1 |
|||||||||||||
14 |
Ремень клиновой ГОСТ 1284-80 |
2 |
|||||||||||||
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
|||||||||||
Разраб. |
Схема технологического процесса установки |
Лит. |
Лист |
Листов |
|||||||||||
Пров. |
1 |
2 |
|||||||||||||
Н.контр |
|||||||||||||||
Утв. |
|||||||||||||||
Формат |
Зона |
Позиция |
Обозначение |
Наименование |
Приме-чание |
||||||
15 |
Вентиль расхода воздуха ГОСТ 16394-79 |
1 |
|||||||||
16 |
Манометр ГОСТ 9921-81 |
1 |
|||||||||
17 |
Редуктор расхода воздуха ГОСТ 18162-79 |
1 |
|||||||||
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подп. |
Дата |
Лист |
||||||
2 |
|||||||||||
Формат |
Зона |
Позиция |
Обозначение |
Наименование |
Приме-чание |
||||||||||
Документация |
|||||||||||||||
А1 |
Сборочный чертеж |
||||||||||||||
Сборочные единицы |
|||||||||||||||
1 |
Компрессор У-43102 |
1 |
|||||||||||||
2 |
Редуктор цилиндрический |
1 |
|||||||||||||
3 |
Насос НШ-10 |
1 |
|||||||||||||
4 |
Фильтр ФВН-10-63 |
1 |
|||||||||||||
5 |
Гидробак |
1 |
|||||||||||||
6 |
Рама-ресивер |
1 |
|||||||||||||
7 |
Рычаг переключения |
1 |
|||||||||||||
8 |
Направляющая |
1 |
|||||||||||||
9 |
Ящик для инструмента |
1 |
|||||||||||||
10 |
Бак для солидола |
1 |
|||||||||||||
11 |
Крышка бака |
1 |
|||||||||||||
12 |
Рукоятка |
1 |
|||||||||||||
13 |
Рычаг |
1 |
|||||||||||||
Стандартные изделия |
|||||||||||||||
14 |
Редуктор расхода воздуха ГОСТ 18162-79 |
1 |
|||||||||||||
15 |
Манометр ГОСТ 9921-81 |
1 |
|||||||||||||
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
|||||||||||
Разраб. |
Общий вид конструкции установки |
Лит. |
Лист |
Листов |
|||||||||||
Пров. |
1 |
2 |
|||||||||||||
Н.контр |
|||||||||||||||
Утв. |
|||||||||||||||
Формат |
Зона |
Позиция |
Обозначение |
Наименование |
Приме-чание |
||||||
16 |
Вентиль расхода воздуха ГОСТ 16394-79 |
1 |
|||||||||
17 |
Кран регулировки потока жидкости ГОСТ 14896-84 |
1 |
|||||||||
18 |
Муфта храповая ГОСТ 14084-79 |
1 |
|||||||||
19 |
Кран-тройник ГОСТ 18829-84 |
1 |
|||||||||
20 |
Шкив А-2 200 С4-18-36 ГОСТ 29889-75 |
1 |
|||||||||
21 |
Шкив А-2 250 С4-18-36 ГОСТ 29889-75 |
1 |
|||||||||
22 |
Шкив А-2 224 С4-18-36 ГОСТ 26543-79 |
1 |
|||||||||
23 |
Ремень клиновой ГОСТ 1284-80 |
4 |
|||||||||
24 |
Рукав ТУ 38.1.26-80 |
2 |
|||||||||
25 |
Рукав высокого давления ТУ 23.1-40-80 |
6 |
|||||||||
26 |
Рукав ТУ 38.1.26-80 |
3 |
|||||||||
27 |
Хомут ГОСТ 7805-70 |
2 |
|||||||||
28 |
Хомут ГОСТ 7811-70 |
2 |
|||||||||
29 |
Болт М16-6gx20.60.58 ГОСТ 7798-70 |
11 |
|||||||||
30 |
Болт М12-6gx20.60.58 ГОСТ 7798-70 |
6 |
|||||||||
31 |
Болт М12-6gx20.60.58 ГОСТ 7798-70 |
6 |
|||||||||
Гайки ГОСТ 5915-70 |
|||||||||||
32 |
М16-7Н.5.096 |
11 |
|||||||||
33 |
М12-7Н.5.096 |
6 |
|||||||||
34 |
М10-7Н.5.096 |
6 |
|||||||||
Шайбы ГОСТ 11371-80 |
|||||||||||
35 |
16.01.019 |
13 |
|||||||||
36 |
12.01.019 |
6 |
|||||||||
37 |
10.01.019 |
||||||||||
38 |
Шайба 12Т.65Г.019 ГОСТ 6402-80 |
8 |
|||||||||
39 |
Шплинт 5•20 ГОСТ 347-79 |
2 |
|||||||||
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подп. |
Дата |
Лист |
||||||
2 |
|||||||||||
Формат |
Зона |
Позиция |
Обозначение |
Наименование |
Приме-чание |
||||||||||
Документация |
|||||||||||||||
А1 |
Сборочный чертеж |
||||||||||||||
Детали |
|||||||||||||||
1 |
Угловой элемент рамы |
4 |
|||||||||||||
2 |
Элемент рамы |
2 |
|||||||||||||
3 |
Монтажная плита насоса |
1 |
|||||||||||||
4 |
Монтажная плита фильтра |
4 |
|||||||||||||
5 |
Диск опорный |
4 |
|||||||||||||
6 |
Труба телескопическая |
4 |
|||||||||||||
7 |
Фиксатор |
4 |
|||||||||||||
8 |
Стойка ножки |
1 |
|||||||||||||
9 |
Труба распорная |
2 |
|||||||||||||
10 |
Лонжерон сцепного устройства |
2 |
|||||||||||||
11 |
Угольник сцепления |
2 |
|||||||||||||
12 |
Косынка |
11 |
|||||||||||||
Стандартные изделия |
|||||||||||||||
13 |
Уголок №5 ГОСТ 8509-72 |
2 |
|||||||||||||
14 |
Уголок №7,5 ГОСТ 8509-72 |
11 |
|||||||||||||
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
|||||||||||
Разраб. |
Рама ресивер |
Лит. |
Лист |
Листов |
|||||||||||
Пров. |
1 |
1 |
|||||||||||||
Н.контр |
|||||||||||||||
Утв. |
|||||||||||||||