Разработка структурной схемы разборки заданного изделия
Коробки передач разбираются на специальных стендах с применением съёмников и приспособлений. Не рекомендуется разукомплектовывать основные годные детали.
При сборке коробок передач рекомендуется нагревать подшипники до температуры 90…100°С, затем их напрессовывают на валы под прессом или же лёгкими ударами через наставки из латуни. Не допускается передача усилий через тела качения. Зазор буртиком гнезда и торцом наружного кольца запрессованного подшипника не более 0,1мм, а между буртиком вала и торцом внутреннего кольца – 0,05 на дуге 90°.
Порядок разборки коробки перемены передач:
- установить коробку перемены передач на стенд;
- расшплинтовать, выпрессовать палец и снять тягу привода ручного тормоза;
- снять рычаг ручного тормоза;
- вывернуть винт крепления, снять барабан ручного тормоза;
- снять фланец вторичного вала;
- снять щит ручного тормоза с колодками в сборе;
- снять верхнюю крышку коробки передач;
- снять крышку люка отбора мощности коробки передач;
- снять крышку заднего подшипника вторичного вала;
- снять крышку подшипника и выпрессовать первичный вал;
- снять ведущую шестерню привода спидометра, выпрессовать задний подшипник, снять вторичный вал.
Порядок разборки вторичного вала:
- отвернуть стопорную гайку;
- снять синхронизатор;
- снять стопор;
- снять втулку;
- снять шестерню ΙΙΙ передачи;
- снять шайбу шестерни ΙΙ передачи;
- снять шестерни ΙΙ и Ι передач.
Сборка проводится в обратном порядке.
2 Техническая характеристика узла
Вал вторичный (рисунок 1) находиться в коробке перемены передач автомобиля ГАЗ-53. Коробка перемены передач предназначена для изменения передаточных чисел трансмиссии с целью получения требуемых скоростей движения автомобиля.
Вал работает при больших нагрузках. На нём установлены шестерни Ι, ΙΙ, ΙΙΙ передач, а также синхронизатор. Деталь установлена в подшипниках корпуса коробки перемены передач. Подшипники сопряжены с шейками вала по посадкам с натягом.
В процессе работы из-за действия нагрузок происходит ослабление посадок и износ шеек вала, что требует восстановительного ремонта.
Роботозированная коробка
... изысков в управлении. 1. Теоретическая часть 1.1 Назначение роботизированной коробки передач Роботизированная коробка передач (другое наименование - автоматизированная коробка передач, обиходное название - коробка-робот) представляет собой механическую коробку передач, в которой функции выключения сцепления и переключения ...
Из задания на курсовой проект принимаем величину износа шеек равной 0,15 мм.
Шейки диаметром 25 и 35мм и длинной 25 и 25мм соответственно.
Наиболее часто встречающиеся дефекты: износ опорных шеек; износ шлицов; износ шпоночного паза; износ или повреждение резьбы; износ, излом зубьев шестерни; скручивание, изгиб.
Вал сделан из стали марки 20 ХН, затем подвергнут цементации, закалке и низкотемпературному отпуску.
Рисунок 1 – Вал вторичный коробки перемены передач автомобиля ГАЗ-53
3 Обоснование рационального способа восстановления
Выбираем рациональный способ восстановления, руководствуясь тремя критериями:
- технологическим критерием или критерием применимости;
- критерием долговечности;
- технико-экономическим критерием (отношением себестоимости восстановления к коэффициенту долговечности).
Согласно технологическому критерию, по таблице 1 [3] устанавливаем, что дефекты вторичного вала коробки перемены передач грузового автомобиля ГАЗ – 53 могут быть устранены следующими способами: электроконтактной наваркой стальной ленты, электромеханической обработкой, железнением, хромированием;
При выборе рационального метода восстановления по критерию долговечности используем коэффициентом долговечности К Д .
(1)
где К И – коэффициент износостойкости; КВ – коэффициент выносливости; КСЦ – коэффициент сцепляемости.
Определяем К Д по таблице 2 [3] для всех выбранных ранее способов:
Электроконтактная наварка стальной ленты – К Д = f (1,0; 0,8; 0,85) = 0,8.
Электромеханическая обработка – К Д = f (3,0; 1,2; 1,0) = 1,0.
Железнение – К Д = f (1,1; 0,8; 0,7) = 0,7.
Хромирование – К Д = f (1,1; 1,0; 0,6) = 0,6.
Наибольший коэффициент долговечности у электромеханической обработки, К Д = 1,0. Однако электроконтактная наварка стальной также обеспечивает коэффициент долговечности КД ≥ 0,8. Поэтому для принятия окончательного решения определяем технико-экономический критерий по формуле 3.
, (2)
где – коэффициент долговечности восстановленной поверхности;
- себестоимость восстановления соответствующей поверхности, руб.
При обосновании способов восстановления поверхностей значение себестоимости восстановления , определяется из выражения
(3)
где С у – удельная себестоимость восстановления, руб./дм2 ;
S – площадь восстанавливаемой поверхности, мм 2 .
Находим площадь восстанавливаемой поверхности:
мм 2 , (4)
где С – длина окружности шейки вала, мм;
- D – диаметр шейки вала, мм;
- l – длина шейки вала, мм.
Для электромеханической обработки:
руб.
Для удобства составляем таблицу, куда заносим рассчитанные значения для выбранных способов.
Способ восстановления |
С У |
С В |
|
Электромеханическая обработка |
85 |
23,4 |
23,4 |
Электроконтактная наварка стальной ленты |
80 |
21,9 |
27,4 |
По технико-экономическому критерию окончательно принимаем способ восстановления изношенной шейки вала вторичного коробки передач ГАЗ-53 – электромеханическую обработку.
4 Разработка маршрута восстановления детали
После снятия и разборки вал нужно очистить от остатков смазочных материалов, коррозии и прочих загрязнений. Для этого используются различные моечные установки.
После мойки производится деффектация шейки с помощью микрометра и индикатора часового типа. Определяют отклонения от геометрической формы (конусность, овальность и т.п.) и от заданного размера.
По результатам деффектации назначают механическую обработку – шлифование, с помощью которого восстанавливается правильная геометрическая форма.
После шлифования проводят операцию восстановления с помощью электромеханической обработки. Сначала в один проход производится высадка металла шейки вторичного вала, затем следующим проходом производится сглаживание.
После операции восстановления производится микрометраж восстановленной шейки и делается вывод о годности детали.
Все операции заносим в маршрутную карту, указываем оборудование, приспособления и инструмент (см. приложение)
5 Технологический расчёт операций восстановления
Необходимо восстановить шейку под посадку внутренней обоймы подшипника диаметром 35м и длиной 25мм.
Перед восстановлением деталь должна быть тщательно вымыта в моечной машине, а затем проводится микрометраж и деффектация шейки вала подлежащую восстановлению.
Производим вначале операцию высадки, затем сглаживания.
Расчёт и выбор режимов перехода высадки.
Деталь устанавливают в центрах токарного станка 1К62, на котором смонтирована установка и технологическая оснастка для выполнения операции электромеханического восстановления.
Скорость обработки, величину подачи, число проходов и суммарную величину высадки, усилие высадки, усилие сглаживания и силу тока выбираем по «Рекомендациям упрочнения и восстановления деталей машин электромеханической обработкой».
Примем усилие высадки равной 100…120 кг с, усилие сглаживания – 50…60 кг с.
Скорость перехода высадки закалённых деталей должна находиться в пределах 1,5…2,5 м/мин, выбираем среднюю величину – 2 м/мин.
Определяем требуемую частоту вращения детали, т.е. число оборотов шпинделя станка при высадке:
(5)
где V – скорость, V = 2 м/мин;
D – диаметр первой шейки, D 1 = 25мм.
мин. -1
Принимаем по станку 20 об/мин, величину подачи принимаем равной 1,5 мм/об. Силу тока при высадке принимаем равной 550 А. Число проходов принимаем равным 2.
Определяем машинное время перехода высадки шейки:
(6)
где – расчётная длина обработки, мм;
n – частота вращения, мин -1 ;
- S- величина подачи, мм/об;
- i – число переходов.
мин.
Рассчитываем переход сглаживания.
Скорость сглаживания в пределах 8…10 м/мин., принимаем среднюю величину 9 м/мин.
Средняя величина подачи 0,3 мм/об.
Сила тока 500 А.
Определяем требуемую частоту вращения шпинделя:
мин. -1
Принимаем по паспорту станка 1К62 мин -1 .
Отсюда машинное время сглаживания шейки равно:
мин.
Рассчитаем общее технологическое время высадки и сглаживания:
мин. (7)
Определяем штучное время на операцию ЭМО детали вторичного вала КПП ГАЗ -53:
мин. (8)
принимается 0,5…0,6 от в зависимости от уровня организации производства.
6 Определение экономической эффективности восстановления деталей
Определим экономическую эффективность восстановления изношенного вала вторичного коробки перемены передач автомобиля ГАЗ–53.
В условиях рыночной экономики как новые, так и восстанавливаемые детали реализуются потребителю по договорной цене. Однако очень важно определить возможные максимальную и минимальную цены на восстановленную деталь, при которых, с одной стороны, потребитель был бы заинтересован приобрести ее вместо новой детали, а с другой стороны, ее восстановление обеспечивало хотя бы нормативную рентабельность.
Определим максимальную цену восстановления детали по формуле 9:
, (9)
где К Д – коэффициент долговечности восстановленной детали, для нашего способа восстановления (электромеханическая обработка) КД =1.
Ц Н – цена новой детали, на данный момент, в среднем стоимость вала вторичного коробки перемены передач ГАЗ-53 составляет 1350 руб.
Соответственно определим максимальную цену восстановленного вала:
руб.
Определяем минимальную цену по формуле 10:
, (10)
где – заводская себестоимость восстановления детали;
- П – планируемая балансовая прибыль, руб.
Заводская себестоимость восстановления вала С 3 :
, (11)
где – себестоимость устранения дефекта без учета затрат на очистку и дефектацию детали, руб., берем рассчитанное значение С В = 23,4 руб. из 3 раздела;
- стоимость дополнительных работ, которые необходимо выполнить при восстановлении детали (очистка, дефектация), руб.;
- затраты на приобретение ремонтного фонда (стоимость изношенной детали), руб.
Стоимость дополнительных работ принимается равным 10% от себестоимости устранения дефекта:
, (12)
руб.
Стоимость изношенной детали:
, (13)
руб.
Заводская себестоимость восстановления вала:
руб.
Прибыль П определяется из выражения 3.5:
, (14)
где – норма прибыли, в процентах, принимаем в курсовом проектировании норму прибыли 25%
руб.
Определяем минимальную цену:
руб.
Таким образом, восстановленный вторичный вал коробки перемены передач ГАЗ-53 целесообразно продавать по цене не выше 1350 и не ниже 201 рублей.
Список использованной литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovoy/tehnologiya-remonta-mashin/
1. Методика определения экономической эффективности технологий и сельскохозяйственной техники / А.В. Шпилько, В И Драгайцев, П.Ф. Тулапин и др – М. Издат. комплекс «Родник», 1998. – 219 с.
2. Надежность и ремонт машин / Под ред. В.В. Курчаткина. – М.: Колос, 2000. – 776 с.
3. Проектирование технологических процессов ремонта и восстановления изношенных деталей: методические рекомендации по выполнению курсового проекта / Новиков B.C., Очковский Н.А. – М: ФГОУ ВПО МГАУ, 2008. – 44 с.
4. Технология ремонта машин / Е.А. Пучин, B.C. Новиков, Н.А. Очковский и др. под ред. R.A. Пучина. – М : КолосС, 2007. – 488 с.
5. Технология ремонта машин. Проектирование технологических процессов восстановления деталей / А.А. Махмутов. – Иркутск: ИрГСХА, 2003. – 99 с.: ил.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Схема сборки и разборки узла
УГСХА Кафедра ТС и РМ |
Карта эскизов |
||||||||||||||||
Разраб |
|||||||||||||||||
Пров |
|||||||||||||||||
Изм |
лист |
№ док. |
подпись |
Лист |
|||||||||||||
УГСХА Кафедра ТС и РМ |
МАРШРУТНАЯ КАРТА |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
литера |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Участка |
Операции |
Наименование и содержание операции |
Оборудование (код, наименование, инвентарный номер) |
Приспособление и инструмент (код, наименование) |
коэф. штучн времени. |
Количество рабочих |
Кол. одн. обр. деталей |
Код тарифной сетки |
Объем производственной нормы |
ТП.З. |
|||||||||||||||||||||||||||||||
професии |
Разряд работы |
Едецица нормир |
Код вида нормы |
ТШТ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
005 |
Моечная |
ОМ – 3360 – КГКБ |
МЛ – 51 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ГОСНИТИ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
010 |
Дефектовочная |
Микрометр МК 50 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
015 |
Шлифования |
ЗА – 433 |
ЭБ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
020 |
Восстановление |
1К62 |
УЭМО-2 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Разраб |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пров |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лист |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УГСХА Кафедра ТС и РМ |
Операционная карта очистки |
||||||||||||||||||||||||||
№ п/п |
содержание операции |
оборудование |
материал |
t0 C |
|||||||||||||||||||||||
Наименование и марка |
код |
Количество, г/л |
|||||||||||||||||||||||||
1 |
ОМ – 3360 – КГКБ |
МЛ – 51 |
25 |
90 |
|||||||||||||||||||||||
ГОСНИТИ |
|||||||||||||||||||||||||||
Разраб |
|||||||||||||||||||||||||||
Пров |
|||||||||||||||||||||||||||
Изм |
лист |
№ док. |
подпись |
Лист |
|||||||||||||||||||||||
УГСХА Кафедра ТС и РМ |
Карта технологического процесса дефектации |
||||||||||||||||||||||||||||||
Наименование, марка, материал |
Обозначение изделия |
Наименование изделия |
|||||||||||||||||||||||||||||
номер |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Участка |
Операции |
Наименование и содержание операции |
Контролируемый параметр |
Приспособление, измерительный инструмент |
Код профессии |
||||||||||||||||||||||||||
Ном. доп. |
Измеренное значение |
||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
Замер шейки |
34,85.0 |
Микрометр МК 50 |
||||||||||||||||||||||||||||
Разраб |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Пров |
Еремеев А.Н. |
||||||||||||||||||||||||||||||
Изм |
лист |
№ док. |
подпись |
Лист |
|||||||||||||||||||||||||||
УГСХА Кафедра ТС и РМ |
Операционная карта механической обработки |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наименование операции |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Номер операции |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наименование и марка материала |
Масса детали |
Профиль и размеры |
твердость |
масса |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сталь 20ХН |
HRC-42 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кол. одновремен. обрабат. деталей |
Оборудование (модель). |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
Круглошлифовальный станок (3А-433) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Приспособление (код и наименование) |
охлаждение |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание перехода |
Инструмент |
Расчетные размеры |
Режим обработки |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
вспомогательный |
режущий |
измерительный |
Ø |
L мм |
i |
V м/с |
S мм/об |
|||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
Установить деталь |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
Шлифовать шейку |
ЭБ |
34,85 |
25 |
1 |
150 |
15 |
|||||||||||||||||||||||||||||||
3 |
Снять деталь |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Разраб |
. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пров |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Изм |
лист |
№ док. |
подпись |
Лист |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
УГСХА Кафедра ТС и РМ |
Операционная карта восстановления |
|||||||||||||||||||||||||||||||
№ |
Оборудование |
Приспособления и инструмент |
||||||||||||||||||||||||||||||
Станок винторезный 1К62 |
Универсальная державка |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Микрометр МК50 |
||||||||||||||||||||||||||||||||
содержание перехода |
Инструмент |
Расчетный размеры |
Режимы обработки |
|||||||||||||||||||||||||||||
Вспомог |
Упрочн |
Измерит |
D, мм |
L, мм |
S, мм/об |
V, м/мин |
n, мин-1 |
I,кA |
I, шт. |
T, мин |
||||||||||||||||||||||
1 |
Установить деталь |
|||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
Высадка |
35 |
25 |
1,5 |
2 |
20 |
0,55 |
2 |
1,67 |
|||||||||||||||||||||||
3 |
Сглаживание |
35 |
25 |
0,3 |
9 |
80 |
0,50 |
1 |
2,08 |
|||||||||||||||||||||||
4 |
Снять деталь |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Разраб |
. |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Пров |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Изм |
лист |
№ док. |
подпись |
Лист |
||||||||||||||||||||||||||||
УГСХА Кафедра ТС и РМ |
Ведомость оборудования |
|||||||||||||||||||
Оборудование и инструмент |
||||||||||||||||||||
1 |
1К62; УЭМО-2 |
|||||||||||||||||||
2 |
3А-433; ЭБ |
|||||||||||||||||||
3 |
ОМ – 3360 – КГКБ ГОСНИТИ; МЛ – 51 |
|||||||||||||||||||
4 |
Микрометр МК50 |
|||||||||||||||||||
Разраб |
||||||||||||||||||||
Пров |
||||||||||||||||||||
Изм |
лист |
№ док. |
подпись |
Лист |
||||||||||||||||