Разработка технологического процесса ТО-1 автомобиля Лада Гранта

Курсовой проект

Автомобиль представляет собой сложную систему, совокупность совместно действующих элементов и агрегатов механизма, обеспечивающих выполнение ее функций. По результатам многочисленных исследований годовая производительность автомобилей к концу срока их службы снижается в 1,5 — 2 раза по сравнению с первоначальной, снижается также безопасность их конструкции. За срок службы автомобиля расходы на его техническое обслуживание и ремонт превосходят первоначальную стоимость в 5 — 7 раз. Поэтому важным направлением, как при проектировании, так и при эксплуатации автомобилей является точная и достоверная прогнозная оценка основных показателей надежности их деталей.

При рассмотрении перспектив совершенствования системы ТО и ремонта необходимо учитывать плановость развития экономики, обеспечивающего разработку и реализацию долгосрочных требований к надежности автомобилей и развитию технической эксплуатации, основанных на интересах народного хозяйства в целом.

Места технологических воздействий при ТО могут располагаться сбоку, снизу автомобиля, внутри салона и т.д. Это выдвигает требования к расположению исполнителей, последовательности операций, которые необходимо выполнить при минимальных перемещениях объекта. Взаимосвязь перечисленных и ряда других факторов характеризует совершенство технологического процесса. Некоторые виды работ по технологии и мерам производственной безопасности несовместимы и должны выполняться на разных производственных участках. Для некоторых видов работ требуются узкопрофильные специалисты.

Данный курсовой проект ставит своей целью:

  • закрепление и расширение теоретических и практических знаний по организации и технологии ТО автомобилей;
  • развитие у навыков самостоятельной работы со специальной нормативной и научно-технической литературой при разработке технологических процессов ТО, ремонта и оценке надежности автомобилей в условиях АТП.

Темой данного курсового проекта является разработка технологического процесса ТО-1 автомобиля Лада Гранта. В первой части проекта рассматривается краткая техническая характеристика автомобиля Лада Гранта. Вторая часть посвящена собственно разработке технологического процесса ТО-1 данного автомобиля.

1. КРАТКАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И УСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЯ ЛАДА ГРАНТА

Основой для создания новой Лада Гранта стал седан из семейства Калины. Новое семейство Гранты начнется также с седана. Кузов хэтчбек у авто появится позже. Производитель обещает предоставить его в 2013 году.

10 стр., 4921 слов

Технологические процессы технического обслуживания и ремонта автомобилей

2 Система технического обслуживания и ремонта автомобилей, принятая на автотранспорте В процессе эксплуатации автомобиля вследствие изнашивания деталей происходит постепенное ухудшение технологического состояния автомобиля, что приводит к снижению его производительности и повышению себестоимости перевозок. Для того ...

Lada Granta будет выпускаться в трех вариантах комплектации. Это самый простой – «Стандарт», средний – «Норма», и полное оснащение – «Люкс». К каждой комплектации автопроизводитель закрепил собственный вид двигателя объемом 1,6 литра. На первых двух это 8-ми клапанный агрегат с мощностью соответственно 80 и 90 л.с., а на топовой комплектации – 16-клапанный мотор, развивающий мощность 98 л.с. Все двигатели агрегатированы с 5-ступенчатой механической коробкой передач, привод на передние колеса.

Двигатель Гранты потребляет от 8,7 — 9,3 литров бензина на 100 километров в городских условиях до 5,8-6,1 литров на трассе. Автомобиль способен двигаться с максимальной скоростью в 168,5 км/час, а до 100 км/час разгоняется за 12 секунд. Параметры автомобиля представлены в таблице:

Параметры

Дв. 1,6 л, 8 кл., 80л.с., исполнение «стандарт»

Дв. 1,6 л, 8 кл., 90 л.с., исполнение «норма»

Дв. 1,6л, 16 кл., 98 л.с., исполнение «люкс»

Длина, мм

4260

Ширина, мм

1700

Высота, мм

1500

База, мм

2470

Колея передняя, мм

1430

Колея задняя, мм

1410

Передний свес, мм

810

Задний свес, мм

980

Минимальный дорожный просвет, мм

160

Объем багажного отделения, л

500

Масса снаряженная, кг

1040

1080

1100

Распределение снаряженной массы по передней/задней осям, %

59/41

59/41

59/41

Полезная нагрузка, кг

475

Полная масса, кг

1515

1555

1575

Распределение полной массы по передней/задней осям, %

50/50

50/50

50/50

Масса прицепа с тормозами/без тормозов, %

900/450

Коэффициент аэродинамического сопротивления

0,367

0,353

Время разгона от 0 до 100 км/ч

12,5

11,8

12

Максимальная скорость, км/ч

164,5

167

168,5

Расход топлива:

— в городском режиме

9,3

8,5

8,7

— в загородном режиме

6,1

5,7

5,8

— в смешанном режиме

7,3

7,2

7,3

Размеры шин

175/70 R 13

175/65 R 14

Емкость топливного бака, л

50

В таблице 2 приведены технические характеристики для автомобиля Lada Granta в различных комплектациях (стандарт, норма, люкс).

Оборудование

Стандарт

Норма

Люкс

Безопасность

Инерционные ремни безопасности

+

+

Инерционные ремни с преднатягом

+

Подушка безопасности водителя

+

+

+

Подушка безопасности переднего пассажира

+

Подголовники задних сидений

+

Места для крепления детских сидений ISOFIX

+

+

+

Вентилируемые тормозные диски

+

+

+

ABS+BAS

+

Экстерьер

Бамперы не окрашенные

+

Бамперы, окрашенные в цвет кузова

+

+

Дневной ходовой огонь в фаре

+

+

+

Диски колес штампованные 13

+

Диски колес штампованные 14

+

Диски колес литые 14

+

Колпаки колес

+

Молдинги дверей

+

Зеркала наружние, окрашенные в цвет кузова

+

Рамки дверей черные

+

Интерьер

Ниши для мелких вещей и подстаканники

+

+

+

Карманы в обивках передних сидений

+

+

+

Обивки дверей с декоративными вставками

+

+

Раскладываемое заднее сиденье

+

+

+

Раздельное заднее сиденье

+

Дополнительные уплотнители порогов пола

+

Контейнер для очков

+

Комфорт

Рулевая колонка с регулировкой по высоте

+

+

Электроусилитель руля

+

+

Передние электростеклоподъемники

+

+

Задние электростеклоподъемники

+

Стекла бесцветные

+

+

Стекла атермальные

+

Поручни потолочные, 3 шт.

+

Фильтр воздушный салона

+

+

Климатическая система с кондиционером

+

Электропривод и обогрев наружных зеркал

+

Обогрев передних сидений

+

Электропривод замка крышки багажника

+

Электроника

Центральный замок

+

+

Бортовой компьютер

+

+

Функция охранной сигнализации

+

+

Дистанционное управление замками дверей и крышкой багажника

+

Аудиосистема

+

Далее перечислены характеристики трансмиссии, ходовой части, рулевого управления, тормозной системы и электрооборудования автомобиля Лада Гранта.

Сцепление: однодисковое сухое

Привод выключения сцепления: тросовый, с механизмом автоматической компенсации износа накладок ведомого диска

Коробка передач: пятиступенчатая с синхронизаторами на всех передачах переднего хода

Передаточные числа коробки передач:

I передача 3,636

II передача 1,95

III передача 1,357

IV передача 0,941

V передача 0,784

передача заднего хода 3,5

Привод передних колес: валы с шарнирами равных угловых скоростей

Передняя подвеска: независимая, с телескопическими амортизаторными свойствами, витыми цилиндрическими пружинами, нижними поперечными рычагами, с растяжками и стабилизатором поперечной устойчивости.

Задняя подвеска: полузависимая, с витыми цилиндрическими пружинами, амортизаторными стойками, продольными рычагами, объединенными в балку задней подвески приварным соединителем и стабилизатором поперечной устойчивости с отрицательным углом развала колес.

Колеса: дисковые, штампованные или литые

Шины: радиальные, низкопрофильные бескамерные

Тип рулевого управления: травмобезопасное, с регулируемым наклоном рулевой рейки

Рулевой механизм: шестерня-рейка с постоянным или переменным передаточным отношением в зависимости от комплектации

Рулевой привод: две тяги с резино-металлическим шарниром со стороны рулевого механизма и шаровыми шарнирами со стороны поворотных рычагов

Рабочая тормозная система: с гидравлическим приводом, двухконтурная, диагональная, с вакуумным усилителем

Передний тормозной механизм: дисковый, с подвижной скобой и автоматической регулировкой зазора между диском и колодками

Задний тормозной механизм: барабанный, с самоустанавливающимися колодками и автоматической регулировкой зазоров между колодками и барабаном

Стояночный тормоз: ручной, с тросовым приводом на колодки тормозных механизмов задних колес

Схема электрооборудования: однопроводная, отрицательный полюс источника тока соединен с «массой»

Номинальное напряжение: 12 В

Аккумуляторная батарея: 6-СТ55А, номинальная емкость 55 А*ч

Генератор: переменного тока, трехфазный, со встроенным выпрямительным блоком и регулятором напряжения; максимальная сила тока отдачи 55 А при 14 В и 6000 мин.

Стартер: дистанционного управления, с электромагнитным включением и муфтой свободного хода

Тип кузова: седан, цельнометаллический, несущий с энергопоглощающими бамперами.

2. ИССЛЕДОВАНИЕ СРОКОВ И СОСТАВА РАБОТ ПО ТО-1 АВТОМОБИЛЯ ЛАДА ГРАНТА

Чтобы обеспечить работоспособность автомобиля в течение всего периода эксплуатации, необходимо периодически поддерживать его техническое состояние комплексом технических воздействий, которые в зависимости от назначения и характера можно разделить на две группы: воздействия, направленные на поддержание агрегатов, механизмов и узлов автомобиля в работоспособном состоянии в течение наибольшего периода эксплуатации; воздействия, направленные на восстановление утраченной работоспособности агрегатов, механизмов и узлов автомобиля комплекс мероприятий первой группы составляет систему технического обслуживания и носит профилактический характер, а второй — систему восстановления (ремонта).

ТО – это комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности автомобиля при использовании по назначению, при стоянке, хранении или транспортировании [1, стр. 17]. ТО является профилактическим мероприятием и проводится принудительно в плановом порядке, через строго определенные периоды эксплуатации автомобиля.

При ТО – 1 обеспечивается:

  • надлежащий внешний вид, чистота картеров, корпусов;
  • БДД;
  • защита окружающей среды = экологическая безопасность автомобиля;
  • топливная экономичность, ресурс шин;
  • безотказность работы автомобиля на линии.

Сущностные направления ТО – 1:

  • уменьшение интенсивности изнашивания;
  • предупреждение отказов и неисправностей, выявление их с целью своевременного

Это профилактическое мероприятие, проводимое принудительно в плановом порядке (процесс эксплуатации изделия – управляемый), как правило – без разборки и снятия с автомобиля агрегатов, узлов, деталей. Со снятием – если определить техническое состояние узла можно только в цехе (ТНВД, стартер, генератор, …).

Типичные работы ТО – 1:

  • контрольно-диагностические, крепежные, регулировочные, смазочно-заправочные;
  • шинные, электротехнические, по системе питания (выделяются особо);
  • очистные, моечные, уборочные (не только для красоты, но и для обеспечения нормального теплового режима, предупреждения замыканий, заеданий, коррозии).

Задачей ТО-1 является снижение интенсивности параметров технического состояния механизмов и агрегатов автомобиля, выявление и предупреждение неисправностей, обеспечение экономичности работы, безопасности движения, защиты окружающей среды путём своевременного выполнения контрольных, смазочных, крепежных, регулировочных и других работ. ТО должно обеспечивать безотказную работу агрегатов, узлов и систем автомобиля в пределах установленных периодичностей по тем воздействиям, которые включены в перечень операций