Автомобиль представляет собой сложную систему, совокупность совместно действующих элементов и агрегатов механизма, обеспечивающих выполнение ее функций. По результатам многочисленных исследований годовая производительность автомобилей к концу срока их службы снижается в 1,5 — 2 раза по сравнению с первоначальной, снижается также безопасность их конструкции. За срок службы автомобиля расходы на его техническое обслуживание и ремонт превосходят первоначальную стоимость в 5 — 7 раз. Поэтому важным направлением, как при проектировании, так и при эксплуатации автомобилей является точная и достоверная прогнозная оценка основных показателей надежности их деталей.
При рассмотрении перспектив совершенствования системы ТО и ремонта необходимо учитывать плановость развития экономики, обеспечивающего разработку и реализацию долгосрочных требований к надежности автомобилей и развитию технической эксплуатации, основанных на интересах народного хозяйства в целом.
Места технологических воздействий при ТО могут располагаться сбоку, снизу автомобиля, внутри салона и т.д. Это выдвигает требования к расположению исполнителей, последовательности операций, которые необходимо выполнить при минимальных перемещениях объекта. Взаимосвязь перечисленных и ряда других факторов характеризует совершенство технологического процесса. Некоторые виды работ по технологии и мерам производственной безопасности несовместимы и должны выполняться на разных производственных участках. Для некоторых видов работ требуются узкопрофильные специалисты.
Данный курсовой проект ставит своей целью:
- закрепление и расширение теоретических и практических знаний по организации и технологии ТО автомобилей;
- развитие у навыков самостоятельной работы со специальной нормативной и научно-технической литературой при разработке технологических процессов ТО, ремонта и оценке надежности автомобилей в условиях АТП.
Темой данного курсового проекта является разработка технологического процесса ТО-1 автомобиля Лада Гранта. В первой части проекта рассматривается краткая техническая характеристика автомобиля Лада Гранта. Вторая часть посвящена собственно разработке технологического процесса ТО-1 данного автомобиля.
1. КРАТКАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И УСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЯ ЛАДА ГРАНТА
Основой для создания новой Лада Гранта стал седан из семейства Калины. Новое семейство Гранты начнется также с седана. Кузов хэтчбек у авто появится позже. Производитель обещает предоставить его в 2013 году.
Технологические процессы технического обслуживания и ремонта автомобилей
2 Система технического обслуживания и ремонта автомобилей, принятая на автотранспорте В процессе эксплуатации автомобиля вследствие изнашивания деталей происходит постепенное ухудшение технологического состояния автомобиля, что приводит к снижению его производительности и повышению себестоимости перевозок. Для того ...
Lada Granta будет выпускаться в трех вариантах комплектации. Это самый простой – «Стандарт», средний – «Норма», и полное оснащение – «Люкс». К каждой комплектации автопроизводитель закрепил собственный вид двигателя объемом 1,6 литра. На первых двух это 8-ми клапанный агрегат с мощностью соответственно 80 и 90 л.с., а на топовой комплектации – 16-клапанный мотор, развивающий мощность 98 л.с. Все двигатели агрегатированы с 5-ступенчатой механической коробкой передач, привод на передние колеса.
Двигатель Гранты потребляет от 8,7 — 9,3 литров бензина на 100 километров в городских условиях до 5,8-6,1 литров на трассе. Автомобиль способен двигаться с максимальной скоростью в 168,5 км/час, а до 100 км/час разгоняется за 12 секунд. Параметры автомобиля представлены в таблице:
Параметры |
Дв. 1,6 л, 8 кл., 80л.с., исполнение «стандарт» |
Дв. 1,6 л, 8 кл., 90 л.с., исполнение «норма» |
Дв. 1,6л, 16 кл., 98 л.с., исполнение «люкс» |
Длина, мм |
4260 |
||
Ширина, мм |
1700 |
||
Высота, мм |
1500 |
||
База, мм |
2470 |
||
Колея передняя, мм |
1430 |
||
Колея задняя, мм |
1410 |
||
Передний свес, мм |
810 |
||
Задний свес, мм |
980 |
||
Минимальный дорожный просвет, мм |
160 |
||
Объем багажного отделения, л |
500 |
||
Масса снаряженная, кг |
1040 |
1080 |
1100 |
Распределение снаряженной массы по передней/задней осям, % |
59/41 |
59/41 |
59/41 |
Полезная нагрузка, кг |
475 |
||
Полная масса, кг |
1515 |
1555 |
1575 |
Распределение полной массы по передней/задней осям, % |
50/50 |
50/50 |
50/50 |
Масса прицепа с тормозами/без тормозов, % |
900/450 |
||
Коэффициент аэродинамического сопротивления |
0,367 |
0,353 |
|
Время разгона от 0 до 100 км/ч |
12,5 |
11,8 |
12 |
Максимальная скорость, км/ч |
164,5 |
167 |
168,5 |
Расход топлива: |
|||
— в городском режиме |
9,3 |
8,5 |
8,7 |
— в загородном режиме |
6,1 |
5,7 |
5,8 |
— в смешанном режиме |
7,3 |
7,2 |
7,3 |
Размеры шин |
175/70 R 13 |
175/65 R 14 |
|
Емкость топливного бака, л |
50 |
В таблице 2 приведены технические характеристики для автомобиля Lada Granta в различных комплектациях (стандарт, норма, люкс).
Оборудование |
Стандарт |
Норма |
Люкс |
Безопасность |
|||
Инерционные ремни безопасности |
+ |
+ |
— |
Инерционные ремни с преднатягом |
— |
— |
+ |
Подушка безопасности водителя |
+ |
+ |
+ |
Подушка безопасности переднего пассажира |
— |
— |
+ |
Подголовники задних сидений |
— |
— |
+ |
Места для крепления детских сидений ISOFIX |
+ |
+ |
+ |
Вентилируемые тормозные диски |
+ |
+ |
+ |
ABS+BAS |
— |
— |
+ |
Экстерьер |
|||
Бамперы не окрашенные |
+ |
— |
— |
Бамперы, окрашенные в цвет кузова |
— |
+ |
+ |
Дневной ходовой огонь в фаре |
+ |
+ |
+ |
Диски колес штампованные 13 |
+ |
— |
— |
Диски колес штампованные 14 |
— |
+ |
— |
Диски колес литые 14 |
— |
— |
+ |
Колпаки колес |
— |
+ |
— |
Молдинги дверей |
— |
— |
+ |
Зеркала наружние, окрашенные в цвет кузова |
— |
— |
+ |
Рамки дверей черные |
— |
— |
+ |
Интерьер |
|||
Ниши для мелких вещей и подстаканники |
+ |
+ |
+ |
Карманы в обивках передних сидений |
+ |
+ |
+ |
Обивки дверей с декоративными вставками |
— |
+ |
+ |
Раскладываемое заднее сиденье |
+ |
+ |
+ |
Раздельное заднее сиденье |
— |
— |
+ |
Дополнительные уплотнители порогов пола |
— |
— |
+ |
Контейнер для очков |
— |
— |
+ |
Комфорт |
|||
Рулевая колонка с регулировкой по высоте |
— |
+ |
+ |
Электроусилитель руля |
— |
+ |
+ |
Передние |
— |
+ |
+ |
Задние электростеклоподъемники |
— |
— |
+ |
Стекла бесцветные |
+ |
+ |
— |
Стекла атермальные |
— |
— |
+ |
Поручни потолочные, 3 шт. |
— |
— |
+ |
Фильтр воздушный салона |
— |
+ |
+ |
Климатическая система с кондиционером |
— |
— |
+ |
Электропривод и обогрев наружных зеркал |
— |
— |
+ |
Обогрев передних сидений |
— |
— |
+ |
Электропривод замка крышки багажника |
— |
— |
+ |
Электроника |
|||
Центральный замок |
— |
+ |
+ |
Бортовой компьютер |
— |
+ |
+ |
Функция охранной сигнализации |
— |
+ |
+ |
Дистанционное управление замками дверей и крышкой багажника |
— |
— |
+ |
Аудиосистема |
— |
— |
+ |
Далее перечислены характеристики трансмиссии, ходовой части, рулевого управления, тормозной системы и электрооборудования автомобиля Лада Гранта.
Сцепление: однодисковое сухое
Привод выключения сцепления: тросовый, с механизмом автоматической компенсации износа накладок ведомого диска
Коробка передач: пятиступенчатая с синхронизаторами на всех передачах переднего хода
Передаточные числа коробки передач:
I передача 3,636
II передача 1,95
III передача 1,357
IV передача 0,941
V передача 0,784
передача заднего хода 3,5
Привод передних колес: валы с шарнирами равных угловых скоростей
Передняя подвеска: независимая, с телескопическими амортизаторными свойствами, витыми цилиндрическими пружинами, нижними поперечными рычагами, с растяжками и стабилизатором поперечной устойчивости.
Задняя подвеска: полузависимая, с витыми цилиндрическими пружинами, амортизаторными стойками, продольными рычагами, объединенными в балку задней подвески приварным соединителем и стабилизатором поперечной устойчивости с отрицательным углом развала колес.
Колеса: дисковые, штампованные или литые
Шины: радиальные, низкопрофильные бескамерные
Тип рулевого управления: травмобезопасное, с регулируемым наклоном рулевой рейки
Рулевой механизм: шестерня-рейка с постоянным или переменным передаточным отношением в зависимости от комплектации
Рулевой привод: две тяги с резино-металлическим
Рабочая тормозная система: с гидравлическим приводом, двухконтурная, диагональная, с вакуумным усилителем
Передний тормозной механизм: дисковый, с подвижной скобой и автоматической регулировкой зазора между диском и колодками
Задний тормозной механизм: барабанный, с самоустанавливающимися колодками и автоматической регулировкой зазоров между колодками и барабаном
Стояночный тормоз: ручной, с тросовым приводом на колодки тормозных механизмов задних колес
Схема электрооборудования: однопроводная, отрицательный полюс источника тока соединен с «массой»
Номинальное напряжение: 12 В
Аккумуляторная батарея: 6-СТ55А, номинальная емкость 55 А*ч
Генератор: переменного тока, трехфазный, со встроенным выпрямительным блоком и регулятором напряжения; максимальная сила тока отдачи 55 А при 14 В и 6000 мин.
Стартер: дистанционного управления, с электромагнитным включением и муфтой свободного хода
Тип кузова: седан, цельнометаллический, несущий с энергопоглощающими бамперами.
2. ИССЛЕДОВАНИЕ СРОКОВ И СОСТАВА РАБОТ ПО ТО-1 АВТОМОБИЛЯ ЛАДА ГРАНТА
Чтобы обеспечить работоспособность автомобиля в течение всего периода эксплуатации, необходимо периодически поддерживать его техническое состояние комплексом технических воздействий, которые в зависимости от назначения и характера можно разделить на две группы: воздействия, направленные на поддержание агрегатов, механизмов и узлов автомобиля в работоспособном состоянии в течение
ТО – это комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности автомобиля при использовании по назначению, при стоянке, хранении или транспортировании [1, стр. 17]. ТО является профилактическим мероприятием и проводится принудительно в плановом порядке, через строго определенные периоды эксплуатации автомобиля.
При ТО – 1 обеспечивается:
- надлежащий внешний вид, чистота картеров, корпусов;
- БДД;
- защита окружающей среды = экологическая безопасность автомобиля;
- топливная экономичность, ресурс шин;
- безотказность работы автомобиля на линии.
Сущностные направления ТО – 1:
- уменьшение интенсивности изнашивания;
- предупреждение отказов и неисправностей, выявление их с целью своевременного
Это профилактическое мероприятие, проводимое принудительно в плановом порядке (процесс эксплуатации изделия – управляемый), как правило – без разборки и снятия с автомобиля агрегатов, узлов, деталей. Со снятием – если определить техническое состояние узла можно только в цехе (ТНВД, стартер, генератор, …).
Типичные работы ТО – 1:
- контрольно-диагностические, крепежные, регулировочные, смазочно-заправочные;
- шинные, электротехнические, по системе питания (выделяются особо);
- очистные, моечные, уборочные (не только для красоты, но и для обеспечения нормального теплового режима, предупреждения замыканий, заеданий, коррозии).
Задачей ТО-1 является снижение интенсивности параметров технического состояния механизмов и агрегатов автомобиля, выявление и предупреждение неисправностей, обеспечение экономичности