Псковский государственный университет
Кафедра теории механизмов и машин
Курсовой проект
Прикладная механика
Привод механизма передвижения мостового крана
Исходные данные№5Сопротивление движения моста F, Кн2Скорость моста v, м/с2Диаметр колеса D, мм500Срок службы привода Lh, тыс.ч20
1. Срок службы приводного устройства
h, ч, определяем по формуле:
Lh=365LrKrtcLcKc;
Где Lr- срок службы привода, лет; Kr-коэффициент годового использования,
Kr= ;
tc- продолжительность смены, ч; Lc- число смен; Kc- коэффициент сменного использования,
Kc= ;
;
=;
h, чХарактер нагрузкиРежим работыОАО «УфаГидромаш»3111С малым колебаниямиРеверсивный
2. Выбор двигателя. Кинематический расчет. Расчет привода
.1 Определение номинальной мощности и номинальной частоты вращения двигателя
. Определяем требуемую мощность рабочей машины Pрм, кВт;
Pрм=FJ;
Pрм= ;
- Определяем общий коэффициент полезного действия (КПД) привода:
;
;
- определяем требуемую мощность двигателя Pдв, кВт:
;
;
- Определяем номинальную мощность двигателя Pном, кВт.
; ;
. Выбираем тип двигателя:
4AM132S4У3
; Pном=7,5 кВт;
.2 Определение передаточного числа привода и его ступеней
. Определяем частоту вращения приводного вала рабочей машины nрм, мин -1
, отсюда ;
скорость тягового органа, м/с; D- диаметр колеса, мм;
;
- Определяем передаточное число привода при заданной номинальной мощности Pном принимая Uзп=4,5;
; ;
, мин-1;
;
, мин -1:
;
В данной выпускной квалификационной работе спроектирован асинхронный ...
... V16. 4 2 Введение В настоящем дипломном проекте необходимо спроектировать асинхронный двигатель с тормозным устройством. Развитие индивидуального привода и программа оснащения всей промышленности ... поверхностей. - Электродвигатель должен иметь достаточный тормозной момент для заданных условий работы. - Конструкция тормозного устройства должна отличаться простотой и малой стоимостью изготовления, ...
- Определить фактическое передаточное число привода UФ:
;
- уточним передаточные числа закрытой и открытой передач в соответствии с выбранным вариантом разбивки передаточного числа привода:
При этом предпочтительнее уточнить Uоп оставив неизменным значение Uзп.
Таким образом, выбираем двигатель 4AM132S4У3 nном=1455 мин -1, Pном=7,5 кВт, передаточные числа, привода U=21, редуктора Uзп=4,5, открытой передачи Uоп=4,6.
2.3 Определение силовых и кинематических параметров привода
3. Выбор материала зубчатых передач
Определение допускаемых напряжений.
Выбор твердости, термообработки и материала колес.
ПараметрШестерняКолесоМатериалСталь 40ХНСталь 40ХНТермообработкаУлучшениеУлучшениеТвердость269…302 HB235…262 HBДопускаемое напряжение при числе циклов перемены напряжений NHO; NFO; H/мм2 1,8HBср+67=1,8HBср+67=1,03HBср=1,03HBср=
Определение допускаемых контактных напряжений
а) Определить коэффициент долговечности для зубьев шестерни KHL1 и колеса KHL2:
; KHL2= ;
Где NНО- число циклов перемены напряжений, соответствующее пределу выносливости; N- число циклов перемены напряжений за весь срок службы (наработка), N=573 Lh. Здесь — угловая скорость соответствующего вала, с-1; Lh- срок службы привода (ресурс), ч.
; HBср2= ;
; N2=;
KHL1= ;
KHL2= ;
и колеса :
=; =.
= =;
Определение допускаемых напряжений изгиба , H/мм2.
а) Коэффициент долговечности для зубьев шестерни KFL1 и колеса KFL2.
KFL1=
KFL2= ;
б) Допускаемое напряжение изгиба для зубьев шестерни колеса
; ;
;
уменьшают на 25%:
;
Табличный ответ к задаче 3:
Элемент передачиМарка сталиD предТермообработкаHB1cpSпредHB2cpН/мм2Шестерня40ХН315Улучшение 285,580063038096,135200Колесо40ХН200Улучшение248,57003001468,5107,475125
Расчет зубчатых передач редукторов
Расчет закрытой цилиндрической зубчатой передачи.
Проектный расчет
Определить главный параметр- межосевое расстояние aw, мм:
;
а — вспомогательный коэффициент, для косозубых передач Ка=43.
Модернизация раздаточной коробки передач автомобиля ВАЗ
... начального конуса шестерни, мм. 2.3 Выбор параметров зубчатых колес Главным размерным параметром раздаточной коробки передач является межосевое расстояние. где коэффициент R a ... существующих конструкций раздаточных коробок передач Раздаточная коробка передач автомобиля ВАЗ-2121 «Нива» (рис.1) двухступенчатая с двумя рычагами управления. Рисунок №1 Раздаточная коробка: 1 - ведомая шестерня; 2 - ...
— коэффициент ширины венца колеса, равный 0,28…0,36- для шестерни расположенной симметрично относительно опор в проектируемых нестандартных одноступенчатых редукторах;
U- передаточное число редуктора;
T 2— вращающий момент на тихоходном валу при расчете редуктора или на приводном валу рабочей машины, ;
— допускаемое контактное напряжение с менее прочным зубом или среднее допускаемое контактное напряжение, ;
- коэффициент неравномерности нагрузки по длине зуба, для прирабатывающихся зубьев =1;
;
до ближайшего табличного, =120 мм.
Определяем модуль зацепления m, мм;
;
Округляем значение m=2,33 до ближайшего табличного значения m=3мм;
Определяем угол наклона зубьев для косозубых передач:
;
Определяем суммарное число зубьев шестерни и колеса:
; ;
Уточним действительную величину угла наклона зубьев для косозубых передач:
; ;
Определить число зубьев шестерни:
; ;
Определяем число зубьев колеса:
; ;
Определить фактическое передаточное число и проверить его отклонение от заданного:
;
Определяем фактическое межосевое расстояние:
; ;
10. Определяем фактические основные геометрические параметры передачи, мм:
Параметр ШестерняКолесо ДиаметрДелительный 51,96187,2Вершин зубьев 56,96 193,2Впадин зубьев 44,76 180Ширина венца=4137
5. Расчет открытых передач
привод двигатель редуктор передача
Расчет открытой цилиндрической зубчатой передачи.
Определить главный параметр- межосевое расстояние aw, мм:
;
а — вспомогательный коэффициент, для косозубых передач Ка=43.
— коэффициент ширины венца колеса, равный 0,28…0,36- для шестерни расположенной симметрично относительно опор в проектируемых нестандартных одноступенчатых редукторах;
U- передаточное число редуктора;
T 2— вращающий момент на тихоходном валу при расчете редуктора или на приводном валу рабочей машины, ;
— допускаемое контактное напряжение с менее прочным зубом или среднее допускаемое контактное напряжение, ;
- коэффициент неравномерности нагрузки по длине зуба, для прирабатывающихся зубьев =1;
;
до ближайшего табличного, =190 мм.
Определяем модуль зацепления m, мм;
;
Коленчатый вал двигателя
... скольжения коленчатого вала дизеля Д100. дипломная работа, добавлен 08.12.2012 Описание возможных дефектов работы коленчатого вала. Особенности ... Вал коленчатый верхний (рис.10) Вал коленчатый верхний** Характеристика работ при техническом обслуживания и текущих ремонтах коленчатых валов Коленчатый вал в паре с блоком цилиндров являются основными базовыми деталями, определяющими срок службы дизеля. ...
Определяем суммарное число зубьев шестерни и колеса:
; ;
Определить число зубьев шестерни:
; ;
Определяем число зубьев колеса:
; ;
Определить фактическое передаточное число и проверить его отклонение от заданного:
;
Определяем фактическое межосевое расстояние:
; ;
10. Определяем фактические основные геометрические параметры передачи, мм:
Параметр ШестерняКолесо ДиаметрДелительный 65315Вершин зубьев75325Впадин зубьев53303Ширина венца=5653
6. Расчет нагрузки валов
6.1 Силы в зацеплении закрытой передачи
2 Силы в зацеплении открытой передачи
Консольные силы.
7. Разработка чертежа общего вида редуктора
1 Определение размеров ступеней валов одноступенчатых редукторов
Ступень вала и ее размеры d; l Вал-шестерня цилиндрическая Вал колеса1-я под элемент открытой передачи или полумуфтуd 1l12-я под уплотнение крышки с отверстием и подшипникd2l23-я под шестерню, колесоd3l3l3 определить графически на эскизной компоновке4-я под подшипникd4l45-я упорная или под резьбуd5 Не конструируютl5Определить графически
2 Предварительный выбор подшипников
ПередачаВалТип подшипникаСерияСхема установкиЦилиндрическая косозубаяБ№207 35х72х17 ЛегкаяВраспорТ№209 45х85х19
;
;
;
;
8. Разработка чертежа общего вида привода
Конструирование зубчатых колес.
Колеса зубчатые цилиндрические.
Элемент колесаРазмерСпособ получения заготовкиШтамповка ОбодДиаметрd a=315ТолщинаШирина СтупицаДиаметр внутреннийДиаметр наружныйТолщинаДлина ДискТолщина Радиусы закруглений и уклон; Отверстия-
Выбор соединения колеса с валом.
Для соединения вала с колесом применим соединение с натягом. Эти соединения имеют упрощенную технологию изготовления за счет отсутствия шпонки и двух пазов в сопрягаемых деталях; они не чувствительны к реверсивным нагрузкам, хорошо воспринимают динамические нагрузки. Обеспечивают хорошее базирование, исключают ослабление вала шпоночным пазом. Недостаток этих соединений- трудоемкость сборки, сложность контроля качества соединения.
Подбор посадки с натягом проводится в следующем порядке:
Определяем среднее контактное напряжение , H/мм2, на посадочной поверхности:
;
Где K- коэффициент запаса сцепления деталей, принимаем K=3,5 т.к. на конце вала установлена шестерня.
f- коэффициент трения, принимаем f=0,08;
- d и l-соответственно диаметр и длина посадочной поверхности, принимаем d=63 мм, l=100 мм;
- Т- вращающий момент, принимаем Т=190,1 Hм;
a — осевая сила в зацеплении, принимаем Fa=460,81 H;
Выбор и назначение допусков и посадок гладких цилиндрических соединений
... и допуски стандартизированы и зависят от номинального размера детали. При сопряжении двух деталей взаимное влияние предельных размеров этих деталей определяют тип сопряжения, который называется посадкой. Ряд посадок на различные соединения деталей в машиностроении также стандартизован. Посадка ...
;
Определяем коэффициенты С 1 и С2:
; ;
Где d- посадочный диаметр, принимаем d=63 мм;
d 1— диаметр отверстия охватываемой детали, для сплошного вала принимаем d1=0; d2— диаметр охватывающей детали, принимаем d2=97,65мм;
- коэффициенты Пуассона охватываемой и охватывающей деталей, для стали принимаем =0,3;
; ;
Определить деформацию деталей, мкм;
;
Где E 1 и E2— модули упругости материалов охватываемой и охватывающей детали, принимаем E1= E2=, H/мм2;
;
Определяем поправку на обмятие микронеровностей U, мкм;
;
Где и — среднее арифметическое отклонение профиля микронеровностей посадочных поверхностей отверстия и вала, принимаем и ;
5. Поправку на температурную деформацию , мкм , для зубчатых передач не подсчитывают, принимая =0.
Определяем минимальный требуемый натяг , мкм для передачи вращающего момента;
; ;
7. Определяем максимальное контактное давление, допускаемое прочностью охватывающей детали , Н/мм2 ;
;
- предел текучести охватывающей детали, принимаем ;
8. Определяем максимальную деформацию соединения, допускаемую прочностью охватывающей детали , мкм:
; ;
Определяем допускаемый натяг соединения, гарантирующий прочность охватывающей детали
; ;
По значениям выбираем стандартную посадку: , у которой ., Определяем давление от максимального натяга выбранной посадки , Н/мм2.
; ;
Определяем силу запрессовки детали, FП ,Н:
; ;
Таким образом, для сборки соединения требуется пресс, развивающий силу 200 кН.
Конструирование подшипниковых узлов.
В нашем случае мы применяем такую (см. рисунок 10.3) схему установки подшипников:
Технологический процесс обработки детали Вал. технологический ...
... работы является: разработка технологического процесса обработки детали “Вал” в условиях мелкосерийного производства. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: 1. Проанализировать назначение детали ... детали, установим допуск профиля продольного сечения поверхностей 2 и 16 равным 0,006. Рекомендуемая шероховатость посадочных поверхностей валов при 6 классе точности подшипников ...
Плавающая опора. Внутреннее кольцо подшипника с обеих торцев закреплено на валу. Наружное кольцо в корпусе не закреплено и допускает осевое перемещение вала в обеих направлениях.
Фиксирующая опора. Внутреннее кольцо подшипника с обеих торцев закреплено на валу. Наружное кольцо также с двусторонним закреплением в корпусе ограничивает осевое перемещение вала в обоих направлениях.
Типы подшипников. Радиальные однорядные шариковые и роликовые и двухрядные сферические. Любой из типов подшипников плавающей опоры может быть применен с любым типом подшипника фиксирующей. В проектируемых редукторах приняты радиальные однорядные шарикоподшипники.
Достоинства: А) температурные удлинения вала не вызывают защемления тел качения в подшипниках. Б) не требует точного расположения посадочных мест подшипников по длине вала.
Рисунок 10.3 Осевое фиксирование вала в одной опоре одним подшипником.
Выбор муфт.
В проектируемых приводах применены компенсирующие разъемные муфты нерасцепляемого класса в стандартном исполнении.
Для соединения выходных концов двигателя и быстроходного вала редуктора, установленных, как правило, на общей раме, применены упругие втулочно-пальцевые муфты и муфты со звездочкой.
Для конструируемого редуктора выбираем втулочно-пальцевую муфту.
Применяемая муфта обеспечивает надежную работу привода с минимальными дополнительными нагрузками, компенсируя неточности взаимного расположения валов вследствие неизбежных осевых, радиальных и угловых смещений.
Смазывание.
Смазывание зубчатых и червячных зацеплений и подшипников применяют в целях защиты от коррозии, снижения коэффициента трения уменьшения износа, отвода тепла и продуктов износа от трущихся поверхностей, снижения шума и вибраций. Для редукторов общего назначения применяют непрерывное смазывание жидким маслом картерным непроточным способом (окунанием).
По таблице 10.29 выбираем масло ИГС-46.
Определение количества масла. Для одноступенчатых редукторов при смазывании объем масляной ванны определяют из расчета 0,4…08 л на 1 кВт передаваемой мощности. Исходя из мощности выбранного двигателя, принимаем количество масла 4,5л.
, где m- модуль зацепления, d2-диаметр вершин зубьев колеса. .
Исходя из особенностей конструкции корпуса редуктора, выбираем круглый маслоуказатель.