Привод технологической машины

Курсовая работа

В данной курсовой работе проектируется косозубый цилиндрический горизонтальный одноступенчатый редуктор.

Редуктором называют особый механизм, состоящий из зубчатых или червячных передач, выполненный в виде отдельного агрегата. Он служит для передачи вращения от вала двигателя к валу исполнительного механизма. Редуктор предназначен для понижения угловой скорости и соответственно повышения вращающего момента ведомого вала по сравнению с ведущим. Редуктор состоит из корпуса (литого, чугунного или сварного стального), в котором размещены элементы передачи: подшипники, валы, зубчатые колёса.

Требуемая мощность электродвигателя

Где P — Мощность на ведомом валу;

  • ?0 — Общий КПД привода.

?0 = ?зп

  • ?рп·?2пп·?м

где ?зп — КПД зубчатой передачи;

  • ?рп — КПД ременной передачи;
  • ?пп — КПД одной пары подшипников.
  • КПД муфты.

0 = 0.98

  • 0.96
  • 0.992 0,99 =0.913

По требуемой мощности выбираем электродвигатель. Электродвигатель подбирается с ближайшей большей мощностью, а так же учитывая, что отношение синхронной частоты вращения электродвигателя к частоте вращения на ведомом валу не должна превышать 16.

Принимаю двигатель 132М6, мощностью 7.5 кВт и частотой вращения 1000 об/мин и коэффициентом скольжением S=3,2%.

Частота вращения вала электродвигателя(ведущий вал).

n1 = nс

  • (1 -)=1000
  • (1 — )= 968 об/мин

1.1 Расчет общего передаточного числа привода, распределение его по передачам

Передаточное число зубчатой передачи рекомендуется выбирать из диапазона 2,5<u<4. ГОСТ 2185-66 .

Принимаю передаточное число зубчатой передачи u =4 (номинальное передаточное число).

Тогда Передаточное число ременной передачи

Общее передаточное число привода: uоб = =

Частоты вращения валов (отсчет валов начинается с электродвигателя).

n1 = 968 об/мин

n2 = n1/ = 968/3.72=260.22 об/мин

n3 = n2/ = 260.22/4=65.05 об/мин

Мощности, передаваемые валами.

Р1 = Ртр = 7.12кВт

Р2 = Р1

  • ?рп
  • ?пп = 7.12
  • 0.96
  • 0,99 = 6.77кВт

Р3 = Р2

  • ?рп
  • ?пп·?м = 6.77
  • 0,98
  • 0,99·0,99 = 6.5 кВт

Моменты на валах

Тi = 9550·

28 стр., 13517 слов

Привод звена промышленного робота (колона)

... управляющего устройства. Передаточное устройство содержит механические передачи и соединительные муфты, необходимые для передачи вырабатываемой двигателем механической энергии исполнительному механизму. привод промышленный робот Преобразовательное устройство ... 13, удерживают шарниры плеча в любом положении без вращения роторов электродвигателей. Эти шарниры смонтированы на стойке 14, приваренной к ...

Номер вала №

Частота вращения, об\мин

Мощность,кВт

Крутящий момент ,Нм

1

n1=968

Р1=7.12

T1=70.24

2

n2=260.22

Р2=6.77

=248.46

3

n3=65.05

Р3=6.5

=954.27

2.1 Подбор материала

Для выбора материала необходимо определить наружный диаметр заготовки Dm и характерный размер заготовки для насадного зубчатого колесаSm . При передаточном числе зубчатой передачи .Для этого воспользуемся формулами

Dm = Km ·

где Т2 — крутящий момент на шестерне Н*м;

  • U — передаточное число зубчатой передачи;
  • km — коэффициент, учитывающий вид передачи (для косозубой передачи km = 20).

Sm = 1.2

  • (1 + U) ·

Dm = 20

  • мм

Sm = 1.2

  • (1+4)

— = 23.76мм

Ориентировочный диаметр заготовки зубчатого колеса:

Выбор стали изготовления для зубчатой передачи шестерни и колеса. , Сталь 45, термообработка — улучшение , Твердость поверхности зубьев: , Шестерня 269-302 HB , Колесо 235-262 HB , Определение средних значений твердости поверхности зуба

2.2 Расчет допускаемых напряжений

Допускаемые контактные напряжения: для их определения воспользуемся зависимостью. J=1-вал-шестерня,J=2- вал колесо.

?РНi =

Где ?Hlimj — предел контактной выносливости для j вала;

  • KHLj — коэффициент долговечности;
  • SHj — коэффициент безопасности.

?Hlim1 = 2НВ1+ 70 = 641 МПа

?Hlim2 = 2НВ2+70= 567 МПа

Коэффициенты определим из таблицы 2.1. для термообработки улучшение, нормализация они будут иметь значения:

Коэффициент долговечности определяется по формуле:

  • Где NHO — базовое число циклов напряжений;
  • NHE — эквивалентное число циклов напряжений.

Базовые числа циклов при действии контактных напряжений.Базовое число циклов напряжений известно из характеристик материала NHO1 = 23.5·106, NHO2 = 16.8·106 (табл. 1.1) . Эквивалентное число циклов можно определить по формуле:

NHEi = µh

  • N?

Где µh — коэффициент эквивалентности определяемый по режиму работы из таблицы 3.1 (для легкого µh = 0.125);

  • N? — суммарное число циклов напряжений за весь срок службы.

N?i = 60

  • n
  • c
  • th

Где n — частота вращения;

  • с — число зацеплений за один оборот колеса.с=1;
  • th — суммарное время работы передачи в часах.

th = 365

  • L
  • 24
  • Кс
  • ПВ

где ПВ = 0.01ПВ% = 0.01

  • 15 = 0.15 -относительная продолжительность включения.

L — срок службы 10 лет;

  • Кг — Коэффициент использования привода в течение года. Кг =0,8

Кс-Коэффициент использования привода в течение суток. Кс=0,5

th = 365

  • 10
  • 24
  • 0.8
  • 0.5
  • 0.15 = 5256 ч

N?1 = 60

  • 968
  • 1
  • 5256 = 3.05*

NHE1 = 0.125

  • = 38.13

NHE2= 0.125

  • 7.62= 9.53

Поскольку

Примем

определим допускаемые напряжения для шестерни и колеса:

?НРmin=?HP2= 520.61МПа

Допускаемые контактные напряжения для косозубой передачи:

?HP = 0.45·(?НР1 + ?НР2)=496.5?НРmin

Где ?HP| = 1,23 ·1,23·520.61=640.35 МПа

2.3 Расчет допускаемых напряжений на изгиб

где ?Flim — предел изгибной выносливости зуба;

  • SF- коэффициент безопасности;
  • KFC — коэффициент, учитывающий влияние двухстороннего приложения нагрузки;
  • KFL — коэффициент долговечности.

Предел изгибной выносливости зубьев:

Коэффициент безопасности при изгибе:

Коэффициент, учитывающий влияние двухстороннего приложения нагрузки для реверсивного привода: коэффициент долговечности при изгибе:

  • Где q — показатель степени кривой усталости табл. 3.1 (для термообработки нормализация улучшение q = 6);
  • NFO — базовое число циклов при изгибе 4*106;
  • NFE — эквивалентное число циклов напряжений при изгибе.

Базовое число циклов при изгибе

Эквивалентное число циклов напряжения при изгибе , Поскольку , Определим допускаемые напряжения изгиба

2.4 Проектный расчет передачи

Расчет межосевого расстояния

Где Kа = 410 для косозубых передач;

  • T2 — крутящий момент на шестерне Н*м;
  • KН=1,2 — коэффициент контактной нагрузки;
  • ?ba=0,4- коэффициент ширины зубчатого венца по межосевому расстоянию примем по ГОСТ 2185-66.

Принимаю межосевое расстояние по ГОСТ 2185-66 =180 мм.

Рекомендуемый диапазон выбора модуля:

m = (0.01…0.02)?w= (0.01…0.02)180= 1.8…3.6.

Из полученного диапазона принимаю стандартный модуль ГОСТ 9563-60 m=2мм

Суммарное число зубьев для косозубых передач определяется по формуле:

Делительный угол наклона зуба определяется по формуле:

Число зубьев шестерни определяют по формуле:

Число зубьев колеса:

Фактическое передаточное число определяется:

Значение uф не должен отличаться от номинального более чем на 2.5%. Проверим это: =

Ширина венца колеса определяется по формуле:

Принимаю bw2 = 75мм, а bw1 = bw2 +5= 78 мм. (ГОСТ 6636-69)

Диаметр делительных окружностей косозубых колес определяется:

Диаметры окружностей вершин и впадин зубьев колес.

Т.к. число зубьев шестерни то коэффициент смещения ==0

Окружная скорость в зацеплении определяется по формуле:

Назначим степень точности передачи по ГОСТ 1643-81 nст = 8.

2.5 Проверочный расчет передачи

Проверка контактной прочности зубьев

  • для косозубой передачи.

Коэффициент контактной нагрузки

Коэффициент неравномерности распределения нагрузки между зубьями

Где — коэффициент учитывающий переработку зубьев

=0,002=0,208

=1+0,15(8-5)0,208=1,093

Для определения (коэффициента неравномерности распределения нагрузки в начальный период работы) вычислим коэффициент ширины венца по диаметру.

По значению определим методом линейной интерполяции

Динамический коэффициент определим методом линейной интерполяции

=1.093

Выполним расчет перегрузки

Проверка изгибной прочности зубьев

Напряжение изгиба в зубе шестерни

Коэффициент формы зуба при xj=0

Коэффициент, учитывающий влияние угла наклона зуба на его прочность

Коэффициент торцевого перекрытия

Коэффициент, учитывающий перекрытие зубьев

Коэффициент нагрузки при изгибе

В результате получим

Тогда

Напряжение изгиба в зубьях колеса

2.6 Силы зацепления

  • окружная сила
  • распорная сила
  • осевая сила

3. Конструирование зубчатого редуктора

3.1 Расчет тихоходного вала (ведомый)

Расчет вала начинают с определения диаметра выходного конца, на который крепится механизм передающий крутящий момент исполнительному механизму.

Расчет выходного вала определяется по формуле.

d1 =

где T1 — крутящий момент на тихоходном валу;

  • [?] — пониженные допускаемые напряжения на кручение, [?] = 22 МПа для вала из стали 45.

d1 = мм

d2 = d1 +5 = 60 +5 = 65мм

d3= d2 +5 = 65 +5 =70 мм

d4 = d3 + 5 = 70+5 = 75 мм

d5 = d4 +5 =75 +5 =80 мм

Для тихоходного вала подберем подшипник из легкой серии : №214 с параметрами d = 70 мм, D = 125 мм, B = 24 мм, r = 2.5 мм,C0 =45кН, С=60.5 кН

Длину выходного конца вала примем :L=2d=260=120мм

3.2 Расчет быстроходного вала( ведущий)

Расчет выходного конца вала определяется по формуле.

d1 =

где T2 — крутящий момент на быстроходном валу;

  • [?] — пониженные допускаемые напряжения на кручение, [?] = 22 МПа для вала из стали 45.

d1 = мм

d2 = d1 +5 = 40 + 5 = 45 мм

d3 =d2 +5= 50 мм

d4 = d5 +5 = 55 мм

d5 = d4 +5= 60мм

Для быстроходного вала подберем подшипник из легкой серии №210 с параметрами d=50 D =90 мм, В = 20мм, C0 =23.2кН, С=35.1 кН

Длина выходного конца вала рассчитывается по формуле:

L=2d=235=80 мм

Построение эпюр изгибающих моментов

На вал-шестерню: Fр=50…100=50=0.8 кН ;m=50.83 Нм

На вал-колес0 :Fм =50…100 =50=1.54кН ;m=53.25 Н

Тихоходный вал

Плоскость H-горизонтальная:

Проверка:FH=

Плоскость V-вертикальная:

Проверка:FV=-6.62-1.54+6.07-2.09=0

Построение эпюр:

MAH=0

MBH=0

MCслева=RBH

Mcсправа=RDH =0.9487.42 кН

MVB= — Fм

MVC= -FмBV

4. Быстроходный вал

Плоскость H-горизонтальная:

Проверка:FH=-2.46+0.91-1.55=0

Плоскость V- вертикальная:

=0

0

Проверка:FV ==-0.8+4.92-6.62+2.5=0

5. Расчет подшипников на долговечность по динамической грузоподъемности

5.1 Расчет подшипников на долговечность на вал-шестерне

Суммарные реакции:

R1=

R2=

Эквивалентная динамическая нагрузка для радиальных и радиально-упорных подшипников.

P= KбKТ (XVR+YPа )

R-суммарная реакция.

Pа ==1.42 кН

V — коэффициент вращения, V=1 при вращении внутреннего кольца подшипника.

Kб = 1,3 — коэффициент безопасности (табл.1,6)

KТ=1-температурный коэффициент.

X=0,56 -коэффициент радиальной нагрузки для шарикового радиального однорядного подшипника. При е-параметр осевого нагружения.

е=0,()0,24 ?0,19 е=0,()0,24 ?0,19

0,26?0,19 -выполняется

При выполнении этого условия e ?0,19 ,Y-коэффициент осевой нагрузки рассчитывается по формуле

Y===1,69

Отношение:

=0.28

> e -осевая сила оказывает влияние на долговечность.

выбираем максимальное значение R=5,16кН

Теперь находим Эквивалентную динамическую нагрузку :

P= KбKТ (XVR+YPа )=1,31(10,565.16+1,691.42)=6.88кН

C=35.1кН — статическая грузоподъемность подшипника.

Долговечность подшипника при максимальной нагрузке в часах:

Lh==8504.8 ч

Эквивалентная долговечность подшипника Lэкв ==68038.4 ч > 12500 ч.

5.2 Расчет подшипников на долговечность на вал-колесе

Суммарные реакции:

R3=

R4=

Эквивалентная динамическая нагрузка для радиальных и радиально-упорных подшипников.

P= KбKТ (XVR+YPа )

R-суммарная реакция.

Pа ==1.42 кН

V — коэффициент вращения, V=1 при вращении внутреннего кольца подшипника.

Kб = 1,3 — коэффициент безопасности (табл.1,6)

KТ=1-температурный коэффициент.

X=0,56 — коэффициент радиальной нагрузки для шарикового радиального однорядного подшипника. При е-параметр осевого нагружения.

е=0,()0,24 ?0,19 е=0,()0,24 =0.226 ?0,19

0,226?0,19 -выполняется

При выполнении этого условия e?0,19 , Y-коэффициент осевой нагрузки рассчитывается по формуле

Y= ==1.91

Отношение:

=0.233

>e -осевая сила оказывает влияние на долговечность.

Выбираем максимальное значение R=6.26Кн

Теперь находим Эквивалентную динамическую нагрузку :

P= KбKТ (XVR+YPа )=1,3(0,566.26+1.911.42)=8.08кН

Долговечность подшипников в оборотах:

C=60.5кН — статическая грузоподъемность подшипника.

Долговечность подшипника при максимальной нагрузке в часах:

Lh==107638.45 ч

Эквивалентная долговечность подшипника

Lэкв ==861107.6 ч > 12500 ч.

6. Расчет шпонки

6.1 Шпонка на колесе

Шпонки призматические ГОСТ 23360-78, (табл. 1.8)

Диаметр участка вала d= 75 мм,

b = 22 мм, h = 14 мм — сечения шпонки

Длина шпонки l = 70 мм,

Крутящий момент на валу Т3= 988.46 Нм,

Рабочая длина шпонки lр=l-b= 70-22=48 мм,

Глубина шпоночного паза на валу t1= 7.5 мм,

Проверочный расчет шпонки: сигма смятия

см=?[см]

где Т — крутящий момент на участке вала со шпоночным пазом, Н

  • м;
  • h — высота шпонки;
  • tl — глубина паза на валу;
  • lр- рабочая длина шпонки.

см= =109.83 МПа <= 120 МПа;

[см]=120 МПа — для стальных ступиц для реверсивного привода

7. Расчет валов

7.1 Расчет тихоходного вала на статическую прочность

Сечение С

Осевой момент сопротивления:

Wx = = =41396.48мм3

Момент сопротивления полярный:

Wp = ==82792.97 мм3

Напряжения изгиба:

?и== ==3.62МПа

Напряжение кручения:

?к===9.84 МПа

Касательные напряжения

[?]== = 375 МПа

где -предел текучести для Сталь 45 S-коэффициент предела прочности

?экв== = 17.14 МПа?[?]=375 МПа

7.2 Расчет на усталостную прочность (сечение под подшипником)

Сечение В

M=0,23кН*м

Т3=957.24Н*м

Fa=1.42 кН

dп=70мм

Wx = ==33656.88мм3

Wp= = = 67313.75мм3

А===3846.5мм2- Площадь сечения под подшипником

?а= ==6.83 МПа

?m== =0.4 МПа

?a= ?m ===7.34 МПа

Пределы выносливости углеродистой стали при симметричном цикле ? -1 =0,43 ?b= 0,43890=382,7 МПа?-1= 0,58 ? -1 =0,58382,7=222 МПа

=4,76 по методу линейной интерполяции

= 0,6 +0,4 =0,64,76+0,4=3,26

KF=1,2 коэффициент влияния шероховатости поверхности

Коэффициенты чувствительности к асимметрии цикла

?? = 0,02 (1+0,01 ?b)=0,02(1+0,01890) = 0,198

??= 0,5 ?b= 0,50,198 = 0,099

Kv=1коэффициент упрочнения

Коэффициенты перехода от пределов выносливости образца к пределам выносливости детали

K?D= (KF-1)/ Kv= (4,76+1,2-1)/1=4,96

K?D=(+ KF-1)/ KF=(3,26+1,2-1)/1=3,46

Коэффициенты запаса прочности

S?===11.25

== =8.5

S===6.78>[S]=2

Усталостная прочность вала в сечении под подшипником обеспечена.

7.3 Расчет вала на усталостную прочность в сечении под колесом. dk=80 мм

Сечение С

dк=75мм

М=0,15кНм

Т3= 954.27Нм

Fa=1.42кН

Осевой момент сопротивления:

Wx = — = 36384.6мм3

Момент сопротивления полярный:

Wp = =77781.09мм3

А = =4859 мм2

?а= ==4.12 МПа

?m== =0.29 МПа

?a= ?m ===6.13 МПа

? -1 =0,43 ?b= 0,43*890=382,7 МПа

?-1= 0,58 ? -1 =0,58*382,7=222 МПа

=2,08

??=1,68/dk0,19= 1,68/800.19=0,73

??=1,63/ dk0,22 =1,63/800,22=0,62

K?/??=2,19/0,73=3

K?/??=2,03/0,62=3,35

KF=1,33

?? = 0,02 (1+0,01 ?b)=0,02(1+0,01890) = 0,198

??= 0,5 ?b= 0,50,198 = 0,099

Kv=1

K?D= (KF-1)/ Kv= (3+1,33-1)/1=3,33

K?D=(+ KF-1)/ KF=(3,35+1,33-1)/1=3,68

S?=== 27.73

== = 9.58

S==9.06> [S]=2

Усталостная прочность вала в сечении под колесом обеспечена.

Заключение

Выполнив данный курсовой проект, я закрепил навыки черчения, ознакомился с основными методиками, справочными данными и примерами расчетов механических передач. Узнал основные узлы одноступенчатого косозубого цилиндрического горизонтального редуктора.

Закрепил умение пользоваться справочной литературой, работу с таблицами.