Капитальный ремонт пути производится при необходимости сплошной замены рельсов на значительном протяжении главных путей, перегонов и станций сплошными участками.
Одновременно со сменой рельсов при капитальном ремонте осуществляются работы, связанные с ремонтом земляного полотна, регуляционных и искусственных сооружений, увеличением толщины балластного слоя под шпалой, а также замена загрязненного балласта, смена шпал новыми железобетонными или деревянными и др.
Капитальный ремонт выполняют в соответствии с проектом, который составляют на основании натурной съёмки и обследования пути с использованием всех имеющихся данных по его эксплуатации и текущему содержанию.
В зависимости от рода балласта, типа шпал, применяемых машин, капитальный ремонт пути имеет следующие разновидности:
- Капитальный ремонт пути на щебеночном балласте и деревянных шпалах с применением путеукладчиков, щебнеочистительной машины ЩОМ — Д и других машин;
- Капитальный ремонт пути на щебеночном балласте и деревянных шпалах с применением путеукладчиков, щебнеочистительной машины ЩОМ — Д, выправочно-подбивочно-отделочной машины ВПО — 3000;
- Капитальный ремонт пути на щебеночном балласте с укладкой железобетонных шпал и бесстыковых плетей с применением путеукладчиков, щебнеочистительной машины ЩОМ — Д, выправочно — подбивочно — отделочной машины ВПО — 3000;
- Капитальный ремонт пути на деревянных шпалах с постановкой на щебень и укладкой железобетонных шпал и использованием путеукладчиков, выправочно-подбивочно-отделочной машины ВПО — 3000;
- Капитальный ремонт пути с поставкой на щебень и укладкой железобетонных шпал, бесстыковых плетей с применением путеукладчиков и выправочно-подбивочно-отделочной машины ВПО — 3000;
- Капитальный ремонт пути на песчано-гравийном балласте и деревянных шпалах с применением путеукладчиков, электробалластера и других машин;
- Капитальный ремонт бесстыкового пути на железобетонных шпалах с применением путеукладчиков, ЩОМ — Д, выправочно — подбивочно — отделочной машины ВПО — 3000 и других машин.
В зависимости от вида ремонта устанавливается его стоимость.
При капитальном ремонте пути на щебеночном балласте с применением щебнеочистительной машины ЩОМ — Д средняя норма расхода щебня на 1км пути составляет 2650 куб/м. При переходе на новые поперечные профили балластной призмы с откосами крутизной 1:1,5 норма расхода щебня увеличивается.
Капитальный ремонт железнодорожного пути
... пути при следующих критериях для путей класса 2Б3 (Технические условия на работы по реконструкции (модернизации) и ремонту железнодорожного пути ... подготовительные и отделочные работы. Капитальный ремонт железнодорожного пути на новых материалах предназначен ... проведения ремонта пути, которые позволяют реализовать применение нынешней ... но на более производительные машины, обеспечивающие качество на ...
Все работы по капитальному ремонту пути, как и при других видах ремонта, делятся на подготовительные, основные и отделочные.
В связи с применением на замене рельсошпальной решетки путеукладочных кранов, большая часть подготовительных работ перенесена с перегонов на производственные базы. На производственных базах выгружают новые материалы верхнего строения пути, собирают новые и разбирают старые рельсовые звенья, ремонтируют элементы верхнего строения пути.
Основные работы, выполняемые в «окно» в графике движения поездов, являются ведущими работами, так как от принятого способа их производства, от фронта работы в «окно» и частоты предоставления «окон» зависит организация подготовительных и отделочных работ.
2. Определение классности ремонтируемого пути
Все железнодорожные пути в зависимости от грузонапряженности и максимальных скоростей движения пассажирских и грузовых поездов делятся на классы, категории и группы.
По грузонапряженности все пути разделяются на 5 групп. По допускаемым скоростям на 7 категорий. Классы путей представляют собой сочетание групп и категорий и обозначаются цифрами.
По данным курсового проекта:
Грузонапряженность — 24 млн.т.км брутто/км. год.
Максимальная скорость движения поездов: пасс./груз. — 75 / 70 км/час.
Группа пути |
Грузонапряженность млн. т. км. брутто/км. год |
Категория пути — допускаемые скорости движения поездов |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|||
121-140 |
101-120 |
81-100 |
61-80 |
41-60 |
40 и менее |
Станционные, подъездные и пр. пути |
|||
Б |
более 50 |
Главные пути |
5 |
||||||
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
3 |
||||
В |
25-50 |
1 |
1 |
2 |
2 |
3 |
3 |
||
Г |
10-25 |
1 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
||
Д |
5-10 |
2 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
||
Е |
5 и мен. |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
||
Определяем классность ремонтируемого пути: 3Г4 (класс — 3, группа — Г, категория — 4).
3. Организация работ
Усилено капитальный, капитальный ремонты пути, переводимый с переводом пути на щебеночный балласт, выполняются по проектам, разрабатываемым проектными организациями в соответствии с действующими нормативно-техническими документами. Но эти виды ремонтов разрабатываются также проекты организации работ, в которых совместно с исполнителями работ устанавливаются сроки их выполнения и порядок организации движения поездов во время «окна».
Характеристика пути до ремонта: участок однопутны, электрифицированный, оборудован автоблокировкой, в течении рабочего дня по участку проходит 10 пар грузовых поездов и 4 пары — пассажирских; в плане линия имеет 75% прямых и 25% кривых; рельсы типа Р65 длиной 25 м; накладки 4-х — дырные; промежуточное скрепление костыльное; шпалы деревянные, 1-го типа; противоугоны пружинные в количестве 44 пар на звено; балласт щебеночный, толщина под шпалами 40 см; загрязненность ниже подошвы шпал 20%
Характеристика пути после ремонта: условия эксплуатации и конструкции пути остаются прежними. Изолирующие стыки укладываются клееболтовые, стыковые скрепления 6-ти-дырные.
3.1 Определение суточной производительности ПМС
Суточная производительность ПМС определяется в соответствии с заданными объёмами работ и сроками их выполнения и определяется по формуле:
где: Q — годовой объем работ ПМС, км:
Т — Количество календарных дней рабочего периода для выполнения
В случае ремонта бесстыкового пути с разрезкой старых рельсовых плетей и замена их после укладки инвентарных рельсов, учесть время для замены инвентарных рельсов на плети бесстыкового пути.
где: tпл — число рабочих дней, необходимых для замены инвентарных рельсов на плети бесстыкового пути за одну смену.
Если разрабатываемый технологический процесс ремонта бесстыкового пути с предварительной заменой плетей на инвентарные рельсы, то:
3.2 Определение длины фронта работ в «окно»
Длина фронта работ в «окно» определяется исходя из вычисленной суточной производительности ПМС и периодичности предоставления «окно», принимаемой по типовому технологическому процессу
где: n — периодичность предоставления «окно»
S — суточная производительность
По условиям производства работ необходимо, чтобы фронт работ в «окно» равнялся целому количеству звеньев. Поэтому полученное значение округляем до ближайшего числа, кратного 25м т.е. пог.м
Исходя изданных первой формулы определяем длину фронта работ в » окно» которая равная и периодичность составило n=3.
Выправка пути со сплошной подбивкой шпал производится в » окно» машиной ВПО-3000, а после прохождения машины в местах отступлений от кормы и местах препятствий для работы машиниста- электрошпалоподбойками. Перед открытием перегона, после основных работ, приводиться в состоянии обеспечивающее безопасный пропуск первых однако- двух поездов по месту работ со скоростью 25 км/ч, а последующих- со скоростью 60 км/ч. К концу рабочего дня предупреждения отменяется и восстанавливаться скорость движения.
3.3 Условия производства работ
Объем работ по капитальному ремонту пути в год составляет 62км.
Объем основных работ на километр:
- Очистка балласта от засорителей
- Укладка нового щебня — 2000м 3
Сборку звеньевой новой РШР и разборку старогодней РШР производят на производственной базе ПМС, загруженный балласт очищают от засорителей машиной ЩОМ-Д, а в местах препятствий движению балласт очищают в ручную. Перед работой путиразборочного крана производится закрепление шпал добивкой 50% костылей и добивкой дополнительных костылей 15% шпал. Разборка и укладка РШР производится краном. Снятая РШР, старогодняя и новая транспортируется на 4 основных платформах оборудованных универсальным навесным оборудованием.
Нормальные зазоры в стыках устанавливаются одновременно с укладкой звеньев. Перетяжка пакетов производится при помощи моторных платформ МПД-2. Выгрузка щебня производится из хоппер-дозатора.
Подготовка рубок производится по предварительному расчету. Подъемка пути производится электробалластером ЭЛБ-3. Выправка пути со сплошной подбивкой шпал осуществляется машиной ВПО-3000, а в местах с препятствиями выправляют при помощи ЭШП. Приварка рельсовых соединителей осуществляется во время «окна» вслед за последним хоппером.
Перед открытием перегона после основных работ путь приводится в состояние обеспечивающее безопасный пропуск поездов первых одного или двух со скоростью 25км/час.
3.4 Длина хозяйственного поезда
1. ЩОМ — 4: локомотив — 35м; турный вагон — 17м
2. Разборочный поезд: локомотив- 35м; две платформы (одна платформа=14.6м); укладочный кран-40м; две моторных платформпо 15м; турный выгон -17м
3. Путеукладочный поезд: локомотив- 35м; две платформы (одна платформа=14.6м); укладочный кран-40м; две моторных платформпо 15м; турный выгон -17м
4. Хоппер-дозаторная вертушка (70%): длина хоппер-дозатора 11м; турный вагон-17м; локомотив-35м.
Количество хоппер-дозаторных вертушек определяется по формуле:
5. Электробалластёр ЭЛБ -1: турный вагон-17м; локомотив-35м; машина-50м.
6. ВПО 3000: локомотив-35м; турный вагон-17м; ВПО — 28м.
7. ВПР 02:
8. ПРБ: турный вагон-17м; локомотив-35м; машина-17м.
9. Мотовоз ЭЧК:
10. Дрезина ДГКУ:
3.5 Определение поправочных коэффициентов
Поправочные коэффициенты определяются по следующей формуле:
где Т- продолжительность рабочего дня в минутах при 8-часовом рабочем дне =480мин.
- время на отдых( 5 минут после каждого часа работы) равно 30 мин;
- время на переходы в рабочей зоне, определяется по формуле:
- где 12- время на переход 1 км. В минутах;
- фронт работ, выраженных км;
- время на пропуск поездов, зависящее от количества проходящих по месту работ за смену поездов.
где м гр ; ппасс ; лм ваг — число поездов грузовых, пассажирских и моторовагон-ных. проходящих по пути, на котором производятся работы;
t rp , tпасс , tм. ваг. — норма времени на пропуск поезда по пути, на котором производятся работы;
- , — число поездов грузовых, пассажирских и моторовагон- ных, проходящих по соседнему пути;
t rp , tпасс , tм ваг — норма времени на пропуск поезда по соседнему пути
1.Определяем коэффициент подготовительных работ :
2.Определяем основные работы в «окно» :
3.Определяем основные работы после «окна» :
4.Определяем отделочные работы :
3.6 Продолжительность «окна»
Продолжительность «окна» определяется по следующей формуле:
- где — время, необходимое для развертывания работ;
Т де1 — время рабо-ты ведущей машины — путеукладчика;
- время, необходимое для свертыва-ния работ и открытия перегона для пропуска графиковых поездов.
Составляем технологическую схему производства основных работ в «окно». Для этого следует использовать «График производства основ-ных работ в «окно» из выбранного для разработки типового технологи-ческого процесса.
где — время на оформление закрытия перегона, пробег первой машины к месту работы и на снятие напряжения с контактной сети;
- время, необходимое для зарядки машины ЩОМ-МФ, ЩОМ-Ч, ЩОМ-ЧМ. Щебнеочистительные машины ЩОМ-МФ, ЩОМ-Ч, ЩОМ-ЧМ, машина УМ вырезают старый балласт со стороны обочины на глубину 0,4 м п ширину 1,1м от торцов шпал, =15 мин;
t 3 — интервал времени между началом работы щебнеочистительной машины и началом работы по разболчиванию стыков оп-ределяется по формуле:
- где — участок, который должна очистить машина, чтобы могла начать работу бригада по разболчиванию стыков с учетом разрыва 50 м по технике безопасности. Он равен 100 м. Так как техническая норма времени работы маши-ны дана на 1 км, то выражаем длину участка в километрах 100 м = 0,1 км;
- Ni — техническая норма времени очистки щебня машиной ЩОМД, ЩОМ-ЧМ = =39,6 мин/км пути;
- а., — поправочный коэффициент для работ, выполняемых в «окно»;
- интервал времени между началом разболчивания стыков на участке пути и разборкой пути, равном длине разборочного поезда плюс 50 м разрыва по технике безопасности:
L 6 поезда — длина путиразборочного поезда.
, интервал времени между началом разработки и началом укладки пути, определяемый временем, необходимым для разборки пути протяженностью до 200 м, что обеспечивает нормальную работу комплекса машин землеройной техники (рыхлителя, двух бульдозеров, двух автогрейдеров) и планировщика и определяется по формуле:
- где: — длина звена при разработке пути;
- N;
- техническая норма време-ни на разборку одного звена; а, — поправочный коэффициент для работ вы-полняемых в «окно».
- время работы ведущей машины (путеукладчика), необходи-мое на укладку звеньев на протяжении всего фронта работ в «окно».
где:
- длина фронта работ в «окно»;
- длина звена при укладке пути;
- техническая норма времени на укладку одного звена.
Время, необходимое на свертывание работ, определяется по следу-ющей формуле:
;
где:
- интервал между началом укладки и началом постановки накладок со сболчиваннем стыков определяется временем, необходимым для того, чтобы до постановки накладок со сболчиванием путеукладчик освободил путь на дли-не 25 м по технике безопасности;
где: -путеукладочного крана,
- количество платформ при путеук-ладчике, груженные звеньями; — техническая норма времени укладки 1 звена,
— интервал между началом постановки накладок со сболчиванием сты-ков и началом рихтовки пути определяется фронтом работ бригады болтовщиков, технологическим разрывом между бригадами по сболчиванию стыков и по рихтовке пути не менее 25 м и фронтом работы бригады по рихтовке пути, равным 25 м. Для освобождения участка, равного длине Uft0J1T +25+25)впереди идущей головной части путеукладчика, потребуется следующее время:
Фронт работы бригады по постановке накладок со сболчиванием стыков опре-деляется по формуле:
- где;
- Q — затраты труда на постановку накладок со сболчиванием стыков;
4 — количество рабочих занятых на сболчивании 1 стыка пути;
- длина укладываемого звена.
Затраты труда по сболчиванию стыков определяются по формуле:
где : — интервал между окончанием рихтовки пути и окончанием выгрузки щебня из хоппер-дозатора обусловлен длиной хоппер-дозаторного поезда, ско-ростью выгрузки щебня (3-5 км/час) и разрывом во времени между приходом хоппер-дозаторного поезда и окончанием рихтовки пути не менее 2 минут и определяется по формуле:
где: — интервал между окончанием выгрузки щебня и окончанием выправки пути,
Общая продолжительность «окна» составит:
- =14+6+11+2+4+2+10+8+10+5+5=77 мин;
3.7 Потребность материалов на 1км ремонтируемого пути и на фронт работ
Потребность материалов ВСП для капитального ремонта пути устанавливается в зависимости от класса пути, плана линии и других эксплуатационных факторов. Расчет потребности материалов выполняется в табличной форме:
Потребность материалов на фронт работ
Наименование |
Ед. изм. |
Количество |
||
На 1 км |
На фронт |
|||
1. Шпалы а) в прямых б) в кривых |
шт. |
1640 |
3104 2278 826 |
|
2. Костыли а) в прямых б) в кривых |
шт. |
13903 |
26484 18224 8260 |
|
3. Подкладки |
шт. |
3296 |
6208 |
|
4. Рельсы |
шт. |
80 |
132 |
|
5. Стыки |
шт. |
82 |
134 |
|
6. Накладки |
164 |
536 |
||
7. Болты, шыйбы |
шт. |
488 |
1608 |
|
8. Противоугоны |
шт. |
3520 |
5808 |
|
9. Щебень |
1200 |
2000 |
||
3.11 Состав и структура ПМС
Путевую машинную станцию ПМС возглавляет начальник, который несет ответственность за выполнение плана ремонтов пути, действующего законодательства, приказов и распоряжений ОАО РЖД, управления и отделения дороги. Начальник ПМС имеет двух заместителей (главный инженер и заместитель по кадрам и быту).
В соответствии со структурой ПМС в производственный состав входят: колонна подготовительных, основных и отделочных работ; механизированная колонна производственной базы; цех или бригада по лечению земляного полотна; цех по обслуживанию машин и механизмов основного производства; командный и обслуживающий персонал.
ПМС выполняют капитальный и средний ремонты пути, сплошную смену рельсов и частично — подъемочный ремонт пути.
ПМС является подрядным предприятием, имеет самостоятельный баланс, определенную организационную структуру и осуществляет свою деятельность на основе хозрасчета. Производственный состав ПМС устанавливается в соответствии с заданным объемом работ и принятыми технологическими процессами.
ПМС оснащен высокопроизводительными машинами и механизмами, такими как электробалластер со щебнеочистительным устройством, подбивочно-выправочно-отделочная машина ВПО-3000, струг — снегоочиститель, хоппер — дозаторы, путеукладчики, электростанции и др. имея в наличии такие машины, ПМС в состоянии выполнять более 100 км капитального пути в год.
Рисунок 1: Состав и структура ПМС.
4. Технология работ
4.1 Организация работ по капитальному ремонту пути
Производиться капитальный ремонт из следующих этапов и состоящих в них работы:
1)подготовительные работы:
Опробование смазки стыковых болтов, работу выполняют 7 монтёров пути.
Демонтаж теложей по километровому запасу, работу выполняют 2 монтёра пути.
Удаление с пути предметы ВСП для работ путевых машин, выполняют 2 монтёра пути.
Снятие путевых знаков, подготовка мест для съезда и заезда зем. машин, работу выполняют 7 монтёров пути.
Закрепление РШР, зашивка дополнительных костылей, забивка костылей, выполняют работы 20 монтёров пути.
2)Основные работы:
Зарядка машины ЩОМ 4 и его работы , составило 4 машиниста.
Снятие рельсовых заземлений, составило 11 монтёров пути.
Разбалчивание стыков, работу выполняют 11 монтёров пути.
Разборка пути путеразборочным краном УК 25/9-18, выполняют работу 13 монтёров пути и 4 машиниста.
Укладка пути, выполняют работу 21 монтёров пути и 4 машиниста.
Установка клемных стыковых зазоров, регулировка РШР в плане гидравлическими приборами, поправка шпал по меткам, выполняют работу 43 монтёра пути.
Выгрузка щебня хоппером- дозатором, выполняют работу 2 монтёра пути и 2 машиниста.
Работа машины ЭЛБ, выполняют работу 3 машиниста.
Выправка пути с сплошной подбивкой шпал, рихтовка балластной призмы, работу выполняют работу 7 машинистов.
Выправка пути машиной ВПР, выполняют работу 3 машиниста.
Работа машины ПРБ, выполняют работу 4 машиниста.
Работа машины ДГКУ , выполняют работу 2 монтёра пути и 3 машиниста.
Временное открытие перегона.
3) Основные работы после » окна»:
Выправка пути в местах по уровню, выполняют работы 10 монтёров пути.
Рихтовка пути, выполняют работу 6 монтёров пути.
Протяжка ослабленных болтов, выполняют работу 6 монтёров пути.
Частичная заливка шпальных ящиков, выполняют работу 14 монтёров пути.
Снятие и сборка инвентарных против вагонов, выполняют работу 2 монтёра пути.
4) Отделочные работы:
Выправка пути по расчёту, работу выполняют 7 монтёров пути.
Очистка кюветов, выполняют работу 3 монтёра пути.
Отделка балластной призмы, выполняют работу 4 монтёра пути.
Перевозка контейнеров с против вагонами , выполняют работу 7 монтёров пути.
Установка и снятие путевых знаков, выполняют работу 7 монтёров пути.
;
- К1=92;
- К2=37чел;
- К3=23чел;
- К4=16 чел;
- =92+37+23+16=168 чел;
- К1- производственный состав путевой колоны;
- К2- 40% от состава путевой колонны;
- К3-работа вспомогательных цехов, строителей, охранников 25% от состава путевой колонны;
- К4-15%-17% от состава путевой колонны;
4.2 Перечень путевых машин и инструмента
1. Путеукладочный кран УК-23/9-18 -2 шт.
2. Моторные платформы — 2 шт.
3. Четырехосные платформы, оборудованные роликовыми транспортера-ми — 24 шт.
4. ВПО-3000 — 1 шт.
5. Хопперы — 50шт.
6. Локомотивы Т-3 — 7 шт.
7. Бульдозер на базе трактора Т-150 -1 шт.
8. Планировщик на базе К-700 -1 шт.
9. Электростанция передвижная — 4 шт.
10. ЭШП-9- 16 шт.
11. Электрогаячный ключ для стыковых болтов — 4 шт.
12. Рельсорезный станок — 2 шт.
13. Отрезной диск — 6 шт.
14. Рельсосверлийный станок — 2 шт.
15. Рихтовочногидравлический приборы — 8 шт.
16. Разгоногидравлические приборы — 8 шт.
17. Домкрат гидравлический — 12 шт.
18. Путевые инструменты:
а) Ломы лапчатые -12 шт.
б) Ломы остроконечные -12шт.
в) ключи гаечные путевые — 10шт.
4.3 Производственные базы
Дистанции пути и ПМС имеют производственные базы, являющиеся основой механизированного способа работ, выполняемых этими предприятиями.
Дистанции пути имеют мастерские, где производится техническое обслуживание и ремонт средств механизации, изготовляется и ремонтируется путевой инструмент, материалы верхнего строения пути. В мастерских имеются гаражи для автотранспорта, помещения для отстоя и ремонта снегоуборочной техники и путевых машин. Кроме того, гаражи для автотранспорта, дрезин, шпалоподбивочных машин, ранения другой техники строятся на участках и околотках. Для ремонта и обслуживания дефектоскопных и путеизмерительных средств также отводятся специальные помещения. Для выгрузки, хранения и комплектации материалов верхнего строения пути, кроме балласта, имеются механизированные дистанционные или участковые баз, которые оснащаются кранами грузоподъемностью 5 т. За базой закрепляются средства для транспортировки материалов к месту работ и вывозки оттуда старогодних. Для хранения горючесмазочных материалов (ГСМ) на дистанции оборудуются специальные пункты.
На производственных базах ПМС выполняется большой комплекс работ: разгрузка и хранение материалов, сборка и разборка путевой решетки, ремонт шпал, средств механизации, формирование укладочных и разборочных поездов. В настоящее время базы оснащаются полуавтоматическими линиями для сборки новой и старогодней путевой решетки, разборки снятых с пути звеньев.
Рисунок 2. Структура производственного процесса ремонта путевой решётки на путевой производственной базе.
5. Технико-экономические показатели технологических процессов
5.1 Производительность труда
Выработка на одного производственного рабочего определяется по формуле:
где
5.2 Продолжительность нахождения километра в ремонте
где
;
5.3 Суммарная длительность «окон» на 1 км
;
где
5.4 Затраты труда на ремонт 1 км
где — затраты труда чел./мин.
- фронт работ в «окно», км.
5.4.1. Для подготовительных работ:
5.4.2. Для основных работ в «окно»:
5.4.3. Для основных работ после «окна»:
5.4.4. Для отделочных работ :
5.5. Выработка на 1 ч «окна»
где
5.6. Длительность предупреждений об ограничении скорости на 1 км ремонта
где
6. Безопасность движения и техника безопасности
6.1 Безопасность движения поездов
Все работы по ремонту и содержанию пути, сооружений и устройств путевого хозяйства выполняются в соответствии с утвержденными проектами, технологическими процессами, техническими условиями, Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, Инструкцией по сигнализации на железных дорогах и Инструкцией по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ.
При ремонте пути, сооружений и устройств должна обеспечиваться безопасность движения и, как правило, не должен нарушаться график движения поездов. Большие по объему работы, выполняемые с применением тяжелых машин, производятся в период специальных «окон», предусматриваемых в графике движения поездов, как правило в светлое время суток. Ответственность за обеспечение безопасности движения поездов при производстве работ на пути и искусственных сооружений несет руководитель работ.
К работам, выполняемым в «окна», относятся: основные работы при усиленной капитальном, капитальном, усиленном среднем, среднем и подъёмочном ремонтах пути; замена стрелочных переводов; сплошная смена рельсов; разрядка температурных напряжений в плетях бесстыкового пути; замена пролетных строений мостов или установка временных; укладка безбалластных железобетонных плит на мостах; ремонт гидроизоляции балластных корыт на пролетных строениях и устоях; ремонт тоннелей с устройством подмостей; все работы связанные с нарушением габарита приближения строений.
Закрытие перегона для производства работ на однопутном участке, а на двух- или многопутном участке одного или нескольких путей производится с разрешения начальника отделения железной дороги и по согласованию с начальником службы перевозок, если оно не вызывает изменения установленных размеров движения с соседними дорогами. Если такое закрытие вызывает изменения установленных размеров движения поездов на соседние железные дороги, оно может быть разрешено начальником дороги по согласованию с Департаментом управления перевозками.
О предстоящем закрытии перегона на однопутном участке, на двух- и многопутных участке одного или нескольких путей начальник отделения не позже чем за сутки уведомляет соответствующих руководителей работ.
В разрешении начальника отделения на производство работ с закрытием перегона должны быть указаны время, на которое согласовано закрытие перегона или отдельного пути, и фамилии лица, осуществляющее единое руководство этими работами.
Фамилия и должность руководителя работ поездной диспетчер обязан сообщить дежурным по стациям, ограничивающим перегон. При наличии соответствующего разрешения закрытия и открытия перегона до начала работ и после их окончания оформляются приказом поездного диспетчера.
Отмена предоставленного «окна» для производства ремонтно-путевых работ и сокращение его продолжительности могут быть допущены только в исключительных случаях и лицом, по распоряжению которого разрешено «окно». Уведомление об этом руководителю работ должно быть дано не позднее, чем за 12 часов до начала «окна».
На время производства работ, вызывающих перерыв движения, дистанция сигнализации и связи по заявке дистанции пути совместно с руководителем работ обязаны установить постоянную связь.
Перед закрытием перегона руководить работ обязан дать дежурному по станции, ограничивающей перегон и поездному диспетчеру заявку о последовательности отправления на закрытый перегон хозяйственных поездов, машин и агрегатов с указанием для каждого поезда и машины километра первоначальной остановки на закрытом перегоне и станции куда они должны возвращаться.
Запрещается приступать к работам до получения руководителем работ приказа поездного диспетчера (письменного, по телефону или радиосвязи) и до ограждения места работ сигналами остановки.
Отправление рабочих поездов, машин и агрегатов на перегон, закрытый для ремонта пути, сооружений и устройств, производится по разрешению на бланке белого цвета с красной полосой по диагонали. В соответствии с заявкой руководителя работ в разрешении указывается место (километр) первоначальной остановки каждого поезда и машины на перегоне.
На закрытом перегоне (пути) может одновременно работать несколько рабочих поездов и путевых машин.
Ко времени окончания установленного перерыва в движении поездов для производства работ последние должны быть полностью закончены, путь, сооружения и устройства приведены в состояние, обеспечивающее безопасное движение поездов, сигналы остановки сняты с оставлением, если необходимо, сигналов уменьшения скорости и соответствующих сигнальных знаков.
По окончании работы поездов, машин и агрегатов руководитель работ обязан лично или через подчиненных работников осмотреть путь и другие ремонтируемые устройства на всем протяжении участка работы, обеспечить немедленное устранение обнаруженных недостатков, препятствующих нормальному движению, а также проверить, не нарушают ли установленных габаритов находящегося на участке материалы и механизмы.
Отправление рабочих поездов (дрезин), машин и агрегатов с перегона производиться по указанию руководителя работ, согласованному предварительно с поездным диспетчером.
Открытие перегона производится приказом поездного диспетчера только после получения уведомления (письменного, по телефону или радиосзязи) от начальника дистанции пути или уполномоченного им работника об окончании путевых работ или работ на искусственных сооружениях, об отсутствии на перегоне рабочих поездов, машин и агрегатов или об отправлении по правильному пути двухпутного перегона, а также об отсутствии других препятствий для безопасного движения поездов независимо от того какая организация выполняла работы.
Порядок движения поездов по остающемуся пути на двух и многопутных перегонах в период закрытия для ремонтных работ одного из путей с учетом осуществления необходимых мер по лучшему использованию пропускной способности устанавливается начальником железной дороги.
Если машины производят на перегоне двухпутной линии работы, связанные с выходом частей машины за пределы габарита подвижного состава со стороны междупутья, или из полувагонов через люки выгружается балласт, то участок работы по соседнему пути ограждается с обеих сторон сигналами остановки. Всем поездам, следующим по соседнему пути, выдаются предупреждения. Заявка на них составляется по форме 6.
Работники дистанции пути проверяют правильность ограждения места работ, своевременно уведомляют начальника дистанции пути о даче заявок на выдачу предупреждений, а также систематически проверяют качество выполнения работ.
Места производства работ с нарушением целостности и устойчивости пути и сооружений, а также препятствия на пути и около него в переделах габаритов приближения строений ограждают переносными сигналами с выдачей в необходимых случаях предупреждений на поезда. От путевых бригад и работников, руководящих передвижением транспортных средств на пути, а также от локомотивных и поездных бригад требуется в этих случаях проявления особой бдительности.
Переносные сигналы и сигнальные знаки применяются типовые: они имеют установленную окраску и приспособления для укрепления.
Для установки и охраны переносных сигнальных знаков на пути руководитель работ выделяет сигналистов из числа работников бригады, выдержавших необходимое испытание.
Ограждение места работ на перегонах.
В зависимости от сложности и характера выполняемых работ их ограждают сигналами, остановки, уменьшения скорости или сигнальными знаками о подаче свистка. Перечень работ, ограждаемых различными сигналами и сигнальными знаками, устанавливается Инструкцией по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ.
Нельзя приступать к работам до ограждения мест их производства сигналами, а также снимать эти сигналы до проверки соблюдения габарита и полного приведения пути в состояния, обеспечивающее безопасность движения поездов.
Места производства работ, требующие остановки поездов, ограждают переносными красными сигналами с обеих сторон как на однопутных, так и на двухпутных и многопутных участках дорог независимо от того, ожидается поезд или нет. Схема ограждения зависит от протяжения фронта работ.
Рисунок 3. Схема ограждения места работ на двухпутном участке длиной фронта работ
6.2 Техника безопасности при производстве путевых работ
При осмотре и проверке пути и сооружений, при работах по содержанию и ремонту пути должна быть обеспечена безопасность самых работающих и охрана их здоровья. Улучшение условий труда, предупреждение несчастных случаев при производстве работ является прямой обязанностью каждого путейца, особенно руководителя.
Перед работой руководитель инструктирует рабочих о безопасности приемах ее выполнения, о порядке схода с пути в случае приближения поезда, о внимании к приближающимся поездам, отдельным локомотивом и вагонам. В процессе работы руководитель следит за выполнением работающими правил по технике безопасности. На пути можно находиться только при его осмотрах и при производстве работ, а по их окончании или при перерывах необходимо сходить с пути за пределы габарита.
При производстве работ связанных с шумом (например от работающих шпалоподбоек), а также в глубоких выемках на кривых и в других случаях, когда затруднительно своевременно увидеть приближающийся поезд, руководитель работ ставит дополнительных сигналистов для наблюдения за подходящими к месту работы поездами, если работа не ограждается сигналами остановки.
Перед началом работ во всех стесненных местах руководитель выделяет сигналиста для наблюдения за приближением поездов к месту работ и для своевременного оповещения рабочих. Кроме того, на руководителя или специально выделенное ответственное лицо дополнительно возлагается обязанности: правильно расставить рабочих по фронту работ и указать место, куда они должны уходить на время прохода поезда; следить чтобы в зоне производства работ не находились посторонние лица.
Помимо этого, руководитель работ следит, чтобы рабочие не садились на рельсы, концы шпал и балластную призму.
При подходе поезда не ближе чем на 400м монтеры пути должны сходить с пути на обочину или широкое междупутье на расстояние не менее 2м от крайнего рельса.
Путевые бригады, работающие с ограждением места работ сигналами остановки, на участках скоростного движения должны иметь переносные телефоны или аппаратуру радиосвязи.
На электрифицированных участках нельзя приближаться самому или каким-либо предметам на расстоянии менее 2м к находящимся под напряжением и не огражденным проводам или частям контактной сети. Если есть необходимость приблизиться к проводам на расстояние менее 2м по условиям производства работ (при ремонте или покраске искусственных сооружений и т.п), то соответствующий участок контактной сети должен быть обеспечен.
Особое значение следует придавать технике безопасности при работе с путевыми машинами.
Руководитель (начальник, главный механик или машинист) отвечает за то, чтобы персонал соблюдал правила по технике безопасности и инструкции.
Перед началом работы он обязан потребовать от персонала, обслуживающего машину, чтобы комбинезоны были стянуты поясами, рукава застегнуты, а волосы убраны под головной убор. Приступать к работе разрешается только при полном составе бригады и после того, как работа всех механизмов машины проверена на холостом ходу.
При выполнении работ с применением выправочно-подбивочно-отделочной машины ВПО-3000 необходимо соблюдать следующие меры безопасности: производить какие либо путевые работы впереди и сзади машины на расстоянии менее 25м от нее запрещается.
Основные положения безопасности выполнения работ с применением балластно-очистительной машины следующие: перед выездом на перегон необходимо осмотреть машину и тракторы и убедиться в исправности ходовых частей и рабочих органов; при следовании машины в нерабочем состоянии к месту работы рабочие органы должны быть приведены в транспортное положение и надежно закреплены; во время работы машины не допускается появление людей в зоне рабочих органов. Подходить к сетке машины перед ее пуском и во время работы запрещается; перед проходом поезда по соседнему пути работы машины заблаговременно должна быть прекращена, а захватные крылья и планировщик убраны из габарита подвижного состава соседнего пути; курение или обращение с открытым огнем в непосредственной близости от силовой установки или баков с горючим маслом запрещается.
При работе с укладочным и разборочным поездами необходимо соблюдать следующие требования: нельзя вести путевые работы впереди разборочного поезда ближе чем 25м от первой движущейся единицы, считая по направлению движения поезда, ближе чем 25м от первой движущейся единицей, считая по направлению движения поезда, и сзади укладочного поезда ближе чем 25м от последней движущейся единицы: запрещается рабочим, обслуживающим путеукладчики, при укладке нового пути и при разборке старого находиться под поднятым звеном и ближе 2м сбоку от поднимаемого, перемещаемого или опускаемого звена.
У места работы выправочно-подбивочной машины циклового действия типа ВПР-1200 выставляется сигналист для оповещения работающих о приближении поезда по соседнему пути. В период работы машины по выправке пути не разрешается находиться ближе 5м впереди или сзади нее.
Все операции при работе путевых машин должны производиться по команде руководителя работ.
При производстве работ на путях, место производства работ ограждаются соответствующими сигналами. В зависимости от вида, объема и степени опасности работ места ограждают сигналами: остановки, уменьшения скорости, сигнальными знакам подачи звукового сигнала «С».
Перед выходом на работу руководитель работ обязан: проверит исправность рабочего инструмента, механизмов, сигнальных принадлежностей, наличие и состояние спецодежды; убедиться в том, что заявка на выдачу предупреждений принята к исполнению.
Кроме того, он обязан провести инструктаж рабочим о безопасном маршруте прохода к месту работы и обратно, по правилам безопасности выполнения работ, о порядке ограждения места работы, необходимости наблюдения за движением поездов и маневровых составов, о своевременном прекращении работы и сходе с пути.
Использованная литература
[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovoy/na-temu-kapitalnyiy-remont-puti-s-zaklyucheniem/
1. B.C. Терешин. Охрана труда в путевом хозяйстве Москва, Транспорт 1999 год. Инструкция по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации ЦРБ- 757, М: Транспорт, 2000 г.
2. Воробьев Э.Ф. Технология, механизация и автоматизация путевых работ, М; Транспорт, 1996 год.
3. Инструкция по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ ЦП- 485 М: Транспорт 1998 год.
4. Положение о системе ведения путевого хозяйства на железных дорогах Российской Федерации М; Транспорт , 2002 год.
5. Инструкция по текущему содержанию железнодорожного пути ЦП- 774 . М. Транспорт, 2002 год.
6. Инструкция по эксплуатации железнодорожных переездов МПС России ЦП — 483 М; Транспорт, 1997 год.
7. Крейнис Э.Л. Техническое обслуживание и ремонт железнодорожного пути М; УМК МПС России , 2001 год.
8. Шабалина JI.A. Организация и технология строительства железных дорог М: УМК МПС России, 2001 год.
9. Федулов В,Ф. Машинизация текущего содержания пути, М; Транспорт, 1990 г.
10. Сухих Р.Д. Путевые механизмы и инструменты М; УМК МПС России 2002 год.
11. Правила и технология выполнения основных работ при текущем содержании пути ЦПТ- 52 М; Транспорт, 1998 год.
12. Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации ЦД- 790 . Транспорт, 2000 г.
13. ПОТ РО- 32-ЦП- 652 — 99. Правила по охране труда при содержании и ремонте железнодорожного пути и сооружений М; Транспорт, 1999 год.
14. Э.В. Воробьев Техническая эксплуатация железных дорог и безопасность движения Москва, 2005 год.
15. Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации ЦРБ- 756 . М: Транспорт 2000.