|
Глава 14 МЕТРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОТБОРА В СПОРТЕ В практике спорта выделяют следующие основные направления отбора) отбор детей для занятий определенным видом спорта
2) отбор спортсменов для комплектования команды (в гребле, спортивных играх, велосипедном спорте
3) отбор спортсменов в сборные команды.
14.1. ОТБОР ДЕТЕЙ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ОПРЕДЕЛЕННЫМ ВИДОМ СПОРТА
Традиционно отбор понимается так объявляют прием в спортивную школу, и на 100 мест оказывается несколько сотен желающих. Необходимо оценить потенциальные возможности всех претендентов и выбрать из них сто лучших. Описанная ситуация была типичной в е гг., когда возможности выбора у детей были ограничены. Повышение благосостояния советских людей в последующие годы привело к тому, что в каждой семье появились телевизионные и радиоприемники значительно выросла сеть художественных, технических кружков в школах, Дворцах пионеров. Поэтому многие дети стали отдавать предпочтение не занятиям спортом, а другим видам деятельности.
В связи с этим число желающих заниматься в ряде видов спорта оказывается столь незначительным, что проблемы отбора в них (в том виде, как она описана выше) попросту не существует. В этом случае главной является проблема распознавания наиболее одаренных детей. Необходимо из ста пришедших в спортивную школу летних детей найти таких, которые при хорошо организованном тренировочном процессе через 10—15 лет станут выдающимися спортсменами.
Сделать это можно, ответив наследующие вопросы) как осуществить прогноз результатов в соревнованиях и тестах
2) каким должен быть выдающийся спортсмен через 10—15 лет (определение модели спортсмена) ?
3) что нужно сделать для классификации детей по уровню их спортивной одаренности на любых этапах подготовки
4) как влияет на эффективность отбора содержание тренировочного процесса
14.1.1. Прогнозирование в отборе и подготовке
спортсменов
Прогнозирование — один из наиболее важных элементов отбора и подготовки спортсменов. Чаще всего прогнозируют 1) развитие методики тренировки в томили ином виде спорта 2) высшие мировые достижения в них (такой прогноз проводится на один-два олимпийских цикла 3) спортивную одаренность
Для прогнозирования развития методики тренировки проводят экспертизу, пример которой приведен в разделе Высшие мировые достижения прогнозируются обычно в видах спорта с объективно измеряемыми результатами. Для этого используют уравнение регрессии типа, где прогнозируемый результат неслучайная составляющая (временной тренд результатов. Предполагается, что динамика ее значений обусловлена запланированными количественными изменениями в системе подготовки (например, в связи с повышением объема нагрузки, использованием других упражнений случайная составляющая, происхождение которой — качественные изменения в системе подготовки (появление
, покрытий, тренажерной и компьютерной тех- ники).
Так как заранее учесть эту составляющую в уравнении регрессии невозможно, то обычно рассчитывается y(t) от x(t), а затем эксперты корректируют полученные результаты. Пример использования таких расчетов для прогнозирования представлен на рис. При прогнозировании спортивной одаренности исходят из того, что определенное сочетание двигательных и психологических способностей, а также анатомо- физиологических задатков создает потенциальную возможность для достижения высоких спортивных результатов в конкретном виде спорта. Прогноз спортивной одаренности проводится на основе изучения 1) стабильности показателей
2) наследственных влияний на их результаты.
С та бил ь нос т ь показателей характеризуется тем, что дети, показывающие лучшие результаты в раннем возрасте, сохранят это преимущество все последующие периоды жизни. Значение показателя в детские годы называется ювенильным, в конце наблюдаемого периода — дефинитивным.
По величине коэффициентов корреляции, рассчитанных между ювенильными и дефинитивными значениями, можно судить о прогностичности показателей табл. Анализ таблицы показывает, что влет невозможно предсказать, сохранят ли лучшие мальчики свое преимущество над сверстниками в беге нам, но довольно уверенно можно говорить
tt
= 0,8—
0,9) и, следовательно, прогноз может быть достаточно надежен и точен. Рассмотренные выше коэффициенты корреляции принято называть коэффициентами стабильности. Динамика некоторых из них представлена на рис. Видно, что точность прогноза дефинитивных значений длины тела по ювенильным достаточно высока. Этого нельзя сказать о массе тела, значения которой у взрослых трудно определить поданным, полученным в детстве (рис. Для прогноза спортивной одаренности можно использовать темпы прироста результатов в тестах. Их прогностическая информативность определяется из следующих рассуждений. Результат летних мальчиков (рис. 92) в прыжке вверх с места
(x
t+1
=28 см) есть сумма результатов влет см)+при- рост за год Ах 4 см, или. Вспомним, что коэффициент стабильности отражает зависимость между и или с учетом уравнения (29) между их. Из этого следует, что коэффициент стабильности всецело определяется мерой взаимосвязи между исходными данными и приростами. Если она статистически несущественна, то коэффициент корреляции между дефинитивными и ювенильными признаками численно равен отношению их стандартных отклонений
Такие ситуации возникают при равенстве приростов у всех детей (например, все дети прибавили в год по 3 см в прыжке в высоту с места. В этом случае прогностичность ювенильных значений очень высока.
Опыт, однако, показывает, что такие случаи встречаются крайне редко. Чаще всего наибольшие приросты оказываются у слабо- подготовленных детей, если они начинают регулярно заниматься физическими упражнениями. В этом случае ювенильные значения малопрогностичны. Например, мальчик, имеющий низкие результаты в летнем возрасте, должен остаться таким же и через
10 лет (при условии, что ювенильные показатели информативны. Но если у него стабильно высоки темпы приростов, то он вскоре обгонит многих своих сверстников и, следовательно, прогноз по ювенильным показателям будет неверным.
Таким образом, надежность прогноза будет высокой, если он проводится на основе коэффициентов стабильности и темпов прироста. Их нужно регулярно регистрировать в течение 1,5—2 лет, те. входе начального этапа подготовки.
Темпы приростов в тестах зависят от двух причин 1) насколько методически правильно организован тренировочный процесс и
2) какова степень влияния наследственных факторов на тренируемые качества. Результаты исследований показывают, что для некоторых качеств вторая причина весьма существенна. Так, например, многие анатомо-физиологические показатели наследственно обусловлены (длиннотные размеры тела, свойства крови и тканей и т. п.).
Существует несколько способов изучения влияния наследственности на спортивные результаты. Первый — исследование биографий спортивных семей (отец и сын Тер-Ованесяны, братья
Дьячковы, Белоглазовы и т. д. Высокие результаты в спорте родственников обусловливаются, по-видимому, и наследственностью, и спортивным воспитанием в семьях.
Второй метод — расчет коэффициентов корреляции между результатами родителей и детей, показанных водном и том же возрасте. Например, для бега нам он равен 0,49; для прыжка в длину с места — 0,80; для метания мяча и опорного прыжка — 0. Следовательно, качества, проявляемые в двух первых заданиях, в определенной степени генетически обусловлены.
Третий, наиболее эффективный метод — исследование спортивных достижений близнецов. Они бывают монозиготными (или развившимися из одной оплодотворенной яйцеклетки) и дизигот- ными (развившимися из двух оплодотворенных яйцеклеток. У мо- нозиготных близнецов все одинаково внешность, размеры тела, психические и физические особенности. Очень часто они не только болеют одинаковыми болезнями, но ив одно и тоже время. Ди- зиготные близнецы похожи друг на друга как обычные братья сестры
По совпадению (конкордантности) или несовпадению (дискон- дартности) каких-либо признаков у разных близнецов судят о наследственных влияниях. Так, примерно равных спортивных достижений добивались 70% монозиготных близнецов и около 25% дизиготных. Это указывает на значительную их обусловленность наследственными факторами.
Мера этой обусловленности определяется коэффициентом наследственности, величина которого изменяется от 0 (наследственного влияния нет) до 1 (качество находится под полным генетическим контролем
щихся достижений добивались спортсмены с длиной тела от 154 до 192 см.
Различают консервативные и не консервативные модельные характеристики. Первые из них обусловлены генетическими (врожденными) факторами повысить в них результаты можно только до предела , ограниченного индивидуальными возможностями спортсмена. Например, к консервативным показателям относят длиннотные размеры тела, максимальную скорость бега, максимальное потребление кислорода. Необходимо помнить, однако, что индивидуальный предел в них определить практически невозможно и поэтому низкие приросты значений МПК в течение ряда лет могут свидетельствовать не только о слабых возможностях спортсмена, но и о том, что его плохо тренируют.
Консервативные показатели являются основными, и на их результатах должен прежде всего строиться отбор.
Каждый из рассмотренных выше модельных показателей может быть компенсируемыми некомпенсируемым.
Компенсируемыми называются модельные характеристики, низкий уровень которых компенсируется высоким уровнем других характеристик. Например, недостаточно высокая точность технико-тактических действий футболистов компенсируется большим их объемом.
Низкий уровень некомпенсируемых показателей невосполним например, даже очень высокий уровень двигательных качеств не позволит стать выдающимся гребцом-академистом летнему юноше, рост которого 160 см и вес 65—70 кг.
Большинство модельных показателей относятся к частично компенсируемым. Например, МПК выдающихся бегунов на средние дистанции варьирует от 70 до 84 мл/кг·мин. Отметим, что и наименьшее его значение в целом является высоким однако для данного вида спорта такой уровень МПК должен быть компенсирован более эффективной техникой или лучшими скоростными качествами.
Модельные характеристики и их значения необходимо рассматривать как ориентиры, которых должны достичь детина разных этапах подготовки. Классификация по уровню спортивной
одаренности
По результатам отбора дети классифицируются на способных показать в будущем высокие достижения в конкретном виде спорта и тех, кому лучше попробовать себя в другом виде спорта (или вообще в другой деятельности. Это делается так после зачисления детей в спортивную школу проводится первое обследование, входе которого оценивается их подготовленность. Как было сказано выше, впервые полтора-два года такой контроль осуществляется периодически, и каждый раз по его результатам дети классифицируются на две группы
Оценить, насколько правильно удалось распознать одаренность детей, можно, составив следующий график (рис. 93).
На оси абсцисс откладываются значения ювенильных показателей (в частном случае — результаты любого предшествующего контроля на оси ординат — значения дефинитивных показателей (в частном случае — результаты последующего обследования или соревнований. Такие графики составляются периодически, и каждый раз образуются четыре группы детей — дети, одаренность которых была определена правильно — дети, способности которых не удалось распознать и они ошибочно были отнесены к бесперспективным в данном виде спорта;
- III—дети, правильно отнесенные к неспособным в этом виде спорта — дети, которых ошибочно расценили как одаренных.
Исходная эффективность распознавания одаренности (отбора) определяется последующей формуле:
(31)
где S — эффективность отбора п — общее количество детей. Если можно сопоставить ювенильные и дефинитивные значения показателей , то формула (31) принимает следующий вид:
(32)
Можно использовать еще один показатель — коэффициент выбора, который численно равен отношению количества детей, оцененных перспективными, к их общему количеству:
(33)
Для оценки эффективности отбора (S
t
применяются номограммы, с которыми можно работать, если известны коэффициент информативности теста, ирис. Видно, что если коэффициент информативности теста равен 0,60,
S
o
= 0,10 и ρ = 0,10, то S
t
— 0,40. Следовательно, конечная эффективность распознавания одаренности и отбора в четыре раза выше исходной. Организация отбора Как уже говорилось выше, темпы прироста спортивных достижений зависят от одаренности детей и оттого, как они тренируются. Может оказаться так, что у двигательно одаренного ребенка результаты будут расти медленнее, вследствие того что он упражняется меньше своих сверстников. Поэтому на начальном этапе отбора целесообразно использовать стандартные тренировочные программы. В это время должны быть одинаковыми для врех детей количество занятий, состав тренировочных упражнений, интенсивность и последовательность их выполнения, методы обучения
Оценка темпов приростов должна проводиться с учетом объема и интенсивности нагрузки, выполненной каждым ребенком. ОТБОР СПОРТСМЕНОВ ДЛЯ КОМПЛЕКТОВАНИЯ
КОМАНД
В ряде видов спорта результаты выступлений зависят от слаженности действий нескольких спортсменов. Например, можно посадить в одну лодку четырех выдающихся одиночников и не получить столь же хорошо подготовленную команду.
Комплектование команды в каждом виде спорта должно проводиться с учетом его специфики, и прежде всего факторов, определяющих в нем результат. Так, например, в гребном спорте при комплектовании экипажей следует отдавать предпочтение спортсменам, способным выполнить тест , моделирующий греблю. Пример такого задания приведен в табл. 18. Из нее видно, что из 8 гребцов лишь один не смог удержать задаваемую мощность (400 Вт) в течение 6 мин. В этом же виде спорта при одинаковой для всех механической работе следует предпочесть спортсменов, выполнивших эту работу за счет более высокого темпа.
В спортивных же играх критерий равенства показателей, характеризующих подготовленность спортсменов, имеет гораздо меньшее значение при комплектовании команды. Так, после тестирования кандидатов необходимо отбирать из них лучших по критериям технико-тактического мастерства. При этом стиль игры у некоторых спортсменов может различаться. Показатели же физической работоспособности должны быть по возможности одинаковыми только тогда можно эффективно осуществлять коллективные атакующие и оборонительные действия
14.3. ОТБОР СПОРТСМЕНОВ В СБОРНЫЕ КОМАНДЫ
Существует несколько методов отбора спортсменов в сборные команды. Первый — это проведение серии контрольных соревнований перед основным, к которому и комплектуется сборная команда. Время, в течение которого они проводятся, не должно превышать трех месяцев этот срок для большинства спортсменов является пределом, в течение которого они могут показывать высокие результаты (или, как еще говорят в теории спорта, удерживать спортивную форму. Любая другая форма контроля рассматривается при этом как дополнительная (проведение различного рода обследований).
Положительная сторона такого подхода — постоянная проверка готовности спортсменов демонстрировать высокие результаты в разных условиях соревнований, во встречах с различными соперниками. Недостатком является то, что некоторые спортсмены не выдерживают такой длительной и систематической проверки и к основным соревнованиям, уже будучи отобранными в команду, оказываются неготовыми к стартам.
В основе другого способа отбора лежит анализ динамики результатов обследований, проводимых через определенные интервалы времени. Информативность тестов при использовании этого метода определяется входе сопоставления данных спортсменов, попавших и не попавших в сборную команду. Рассмотрим это положение наследующем примере.
Необходимо было отобрать спортсменов в команду по скоростному бегуна коньках для участия в олимпийских играх (Игры должны были проводиться в феврале. В связи с этим провели три тестирования (табл. Примечание. О — спортсмены, попавшие в команду и участвовавшие в олимпийских играх, Н — спортсмены, не попавшие в команду
Анализируя данные этой таблицы,
необходимо учитывать
, что все спортсмены находились в равных условиях. Кроме этих тестов использовались и специфические результаты бега на коньках, измерение силы на информационно-тренажерных устройствах, контроль техники с помощью киновидеометодов, контрольные соревнования. Предварительного деления на основных участников и запасных не было.
Данные этой таблицы указывают, что) масса тела спортсменов, включенных в сборную команду, была относительно стабильной в течение всего периода. У спортсменов, не попавших в нее, она постоянно возрастала. Причем, как видно из показателей первых трех тестов, это увеличение происходило преимущественно за счет жировой массы. Так, если впервой группе объем жира стабильно уменьшился, то во второй он вначале довольно резко понизился, но затем еще более резко возрос. Динамика тощей массы (масса тела за вычетом массы жира) в обеих группах однонаправленна, но существенно различаются ее величины. Следовательно, три первых показателя, характеризующих состав тема спортсменов, информативны для от- бора.
Различия в уровне МПК (в литрах) таковы впервой группе они несколько выше и более стабильны. Именно это и будет информативно при отборе. Определять МПК на килограмм тощей массы нецелесообразно поэтому показателю значения обеих групп практически одинаковы.
Представляется, что наиболее эффективным будет система отбора в сборные команды, основанная на учете трех групп показателей) результатов контрольных соревнований
2) данных анализа динамики нагрузок в предсоревновательном периоде
3) результатов комплексных тестирований. Критерии, используемые для отбора, подбираются с учетом групповой и индивидуальной информативности.
СЛОВАРЬ ПОНЯТИЙ
Для подтверждения основных положений спортивной метрологии в учебнике используются показатели (тесты, критерии, с которыми студенты первого курса могут быть незнакомы. В первую очередь это относится к медико-био- логическим тестам. Подробно они будут рассмотрены на втором и третьем курсах при прохождении общей и спортивной физиологии, биохимии спорта, спортивной медицины, биомеханики. Здесь же целесообразно кратко остановиться на смысле этих показателей , особенно тех, что используются для контроля физической работоспособности. Максимальное потребление кислорода (МПК) — показатель, характеризующий возможность спортсмена выполнять длительную работу непредельной мощности. Высокий уровень МПК обеспечивает также эффективность восстановительных процессов как вовремя упражнения, таки в паузах отдыха. Величина МПК зависит оттого, насколько мощно, эффективно и экономично
работают сердечно-сосудистая и дыхательная системы, как происходит окисление энергосодержащих веществ в мышцах. Поэтому повышение МПК входе тренировочного процесса рассматривают как положительный фактор. Максимальный кислородный долг (МКД) — характеризует возможность- спортсмена поддерживать максимальную мощность (скорость) упражнения. Любое упражнение максимальной мощности (например, спринтерский бег) требует больших затрат энергии. Энергия в этом случае поступает за счет бескислородного распада энергосодержащего вещества — АТФ (аденозинтрифосфата. Для его восстановления необходим кислородно вовремя мощной кратковременной работы он поступить в работающие мышцы не успевает. Поэтому возникает кислородный долг, величина которого свидетельствует об интенсивности работы.
3. Максимальная концентрация молочной кислоты — характеризует возможности спортсмена работать с предельной и околопредельной интенсивностью в течение нескольких десятков секунд. В этом случае энергия поставляется преимущественно из мышечного гликогена, конечным продуктом распада которого является молочная кислота. Уменьшение концентрации молочной кислоты на стандартную нагрузку на этапах тренировки свидетельствует о повышении тренированности спортсменов.
4. Кислотно-щелочное равновесие оценивается по концентрации водородных ионов в крови (рН).
Оно изменяется вовремя упражнения, и чем больше величина нагрузки, тем больше изменения. Следовательно, показатель рН отражает величину нагрузки упражнения, а его изменения на стандартный тест можно использовать для оценки динамики подготовленности спортсменов.
Подборка по базе: , ЛР9 Метрология.docx , Стандарттау және метрология негіздері 08.02.pdf , Өлшеу құралдарының негізгі метрологиялық сипаттамалар1.docx , ДЗ Метрология. Михайлов А..docx , Практическое задание Метрология3.docx , образец ИПЗ СПОРТИВНАЯ МЕДИЦИНА.docx , Игляков Д.С. Лаб.2 Метрология.doc , Тест Метрология.doc , Контрольная работа Метрология Диваченко ОА.docx 172 |