Средства механизации работ в садово-парковом хозяйстве
Тракторы и энергетические средства
-
Средства механизации работ в садово-парковом хозяйстве
С целью интенсификации работ по созданию и содержанию садово-парковых объектов в садово-парковом хозяйстве применяется целый ряд машин и механизмов, значительно увеличивающих производительность труда и снижающих трудоемкость производственных процессов. К настоящему времени парк машин и механизмов постоянно увеличивается и совершенствуется в направлении специализации садово-паркового хозяйства. В садово-парковом хозяйстве находит все большее применение малогабаритная техника, наряду с машинами, применяемыми в дорожном строительстве и сельском хозяйстве. Широко применимы машины для подготовки территорий под озеленение и содержание объектов. Для ведения земляных работ используют бульдозеры, автогрейдеры, экскаваторы. В производство работ внедрены машины для пересадки крупных деревьев, агрегаты для посева семян газона, внесения удобрений, полива насаждений.
Средства механизации применимы для выполнения трудоемких основных работ. Окончательная «отделка» и оформление садово-парковых объектов ведется руками квалифицированных рабочих с применением ручных механизмов.
-
Тракторы и энергетические средства
Тракторы являются основными базовыми машинами, применяемыми при создании садово-парковых объектов. С тракторами агрегатируются (навешиваются или прицепляются) сменные механизмы, машины и орудия для выполнения всех видов садово-парковых работ.
При создании садово-парковых объектов применяются:
- колесные тракторы средней и малой мощности;
- гусеничные тракторы, применяемые как дорожностроительные машины при создании новых объектов, а также в древесно-декоративных питомниках, совхозах декоративного садоводства.
При содержании зеленых насаждений на объектах, небольших по размеру, сложной конфигурации, особенно в жилой застройке, имеет место многообразие и специфичность выполняемых технологических операций. Это обусловливает особые требования к подбору машин. В сложных условиях городской среды можно использовать в основном малогабаритные машины и механизированные инструменты.
Технология и методика обучения работе на швейной машине, как ...
... обучения по разделу «Машиноведение», в частности технология работы на швейной машине в 5-6 классах. О б ъ е ... вая рабочая сила. Заменить ручной тяжелый и малопроизводительный труд машинным – такую задачу стремилась осуществить творческая мысль человека. ... швейных машин; изучить разновидности и приспособления для швейных машин; раскрыть сущность и содержание уроков по машиноведению; внедрить средства и ...
К этим средствам относятся малогабаритные тракторы (рис. 8.1), мотоблоки (рис. 8.2), энергоблоки, мотоорудия (мотокультиваторы, моторыхлители, мотофрезы, мотокосилки и др.).
Рис. 8.1. Общий вид малогабаритного трактора: 1
3 — коробка передач; 4 — рукоятка переключения передач; 5 — рычаг заднего хода;
6 — рулевое управление ;
Заднего моста; 10— дифференциал; 11— вал отбора мощности; 12
Рис. 8.2. Общий вид мотоблока: 1
3 — рычаг газа; 4 — рычаг реверса; 5 — рычаг переключения передач; 6, — рулевая штанга;
рычаг включения вом-а; 8 — бензобак; 9 — воздушный фильтр; 10
11 — колеса; 12 — сцепка вом-а; 13
легкий, средний, тяжелый.
Большинство малогабаритных тракторов имеет аналогичную «большим» тракторам традиционную схему компоновки с задними ведущими колесами большого размера и передними (ведущими и не ведущими) колесами меньшего размера, а также шарнирно-сочлененную конструкцию со всеми ведущими колесами одинакового размера. Отличительной особенностью компоновочных схем мотоблоков и мотоорудий является расположение двигателя.
Выделяются следующие схемы:
- двигатель устанавливается консольно. Коленчатый вал двигателя соосен ведущему валу трансмиссии и перпендикулярен оси ведущих колес. С трансмиссией соединен жестко и является единым агрегатом. Относительно ходовых колес двигатель вынесен вперед или назад — европейская схема компоновки;
- двигатель устанавливается на специальном кронштейне. Связан с трансмиссией клиноременной передачей, выполняющей одновременно роль муфты сцепления, — японская схема компоновки;
тяговым, косилочным, насосными
В табл. 8.1 представлен типаж малогабаритных тракторов и мотоблоков.
Типы малогабаритных тракторов и мотоблоков
Тип |
Конструкционная масса, кг |
Номинальная мощность, квт |
Максимальная скорость, км/ч |
Ширина колеи (не более), мм |
|
Рабочая |
Транспортная |
||||
Малогабаритные тракторы (двухосные) |
|||||
Легкий |
До 500 |
До 10 |
6 |
15 |
800 |
Средний |
До 650 |
До 14 |
6 |
25 |
800 |
Тяжелый |
Св. 650 |
Св. 14 до 16 |
6 |
25 |
1200 |
Малогабаритные тракторы одноосные (мотоблоки) |
|||||
Легкий |
До 70 |
Доз |
6 |
15 |
700 с прицепом |
Средний |
До 100 |
До 5 |
6 |
— |
— |
Тяжелый |
Св. 100 |
Св.5 |
6 |
— |
— |
Тема 1. Машины и механизмы для механизации обработки почвы
и работ по уходу за растениями
План лекции
-
Машины и механизмы для планировки территорий
-
Машины и оборудования для обработки и подготовки почв.
При проведении земляных работ при планировке территорий, засыпке рвов, канав, выкопке траншей, посадочных ям под посадку деревьев, котлованов под водоемы, используются специальные землеройно-транспортные и землеройные машины, к которым относятся бульдозеры, скреперы, грейдеры, экскаваторы и другие машины.
Бульдозеры
С помощью бульдозеров осуществляют планировку участка для различных строительных площадок, перемещение и разравнивание грунтов в насыпях, отсыпаемых другими машинами, перемещение экскаваторных и скреперных отвалов в кавальеры, разработку и воспроизведение насыпей при перемещении грунтов из боковых резервов, засыпку ям и оврагов, устройство полотна дорог и проездов , разработку песчаных и гравийных карьеров, перемещение и погрузку сыпучих материалов (песка, гравия, щебня и т.д.) В карьерах и на складах.
По тяговым показателям базовых машин бульдозеры подразделяются на сверхлегкие, легкие, средние, тяжелые и сверхтяжелые.
К сверхлегким относится класс до 9 кн и мощностью 18,5—37,0 квт, к легким — класс 14—40 кн и мощностью 37,0—96,0 квт, к средним — класс 60— 150 кн и мощностью 103— 154 квт и т.д.
Рис. 8.13. Бульдозер: а — на гусеничном ходу; б — на пневмошинах
Основные схемы выполнения работ бульдозерами. К основным схемам выполнения работ бульдозерами относятся прямая и боковая разработка грунта, разработка грунта ступенями, срезка возвышенностей (холмов, бугров), засыпка оврагов, ям, траншей и пазух, планировка площадок, срезка откосов в выемках, возведение насыпей, устройство каналов при поперечном перемещении грунта.
прямой разработке
Эта схема работы бульдозера применяется при разработке траншей, по ширине, равной ширине отвала, при засыпке оврагов и т.п.
боковой разработке
разработке грунта ступенями
Эта схема работы бульдозера наиболее распространена при возведении насыпей.
срезке бугров, холмов и отдельных неровностей,
Засыпка оврагов, ям и траншей
планировочных работ
Скреперы.
В дорожном строительстве принимают скреперы двух типов — прицепные двухосные к двухосным колесным или гусеничным тягачам, включая тракторы (рис. 8.14), и полуприцепные или самоходные одноосные к одноосным колесным тягачам.
вместимости ковша
способу загрузки
Рис. 8.15. Скрепер
способу разгрузки грунта из ковша
Рис. 8.15. Способы разгрузки грунта из ковша скрепера; а
При свободной разгрузке ковш скрепера с откинутой заслонкой опрокидывается вперед или назад по ходу движения машины, при этом грунт под действием собственной тяжести высыпается из ковша. Переувлажненные и липкие грунты при загрузке налипают на стенки и днище ковша, что сказывается на его разгрузке — грунт из ковша выгружается не полностью, а это снижает производительность скрепера. При полупринудительной передней разгрузке днище и задняя стенка ковша, представляющие собой узел (сборочную единицу), опрокидываются вперед по ходу машины. Опрокидывание ковша при этом происходит относительно шарнира, укрепленного в верхней части подвижной плиты ковша. При поднятой заслонке и опрокидывании днища совместно с задней стенкой грунт сначала вытесняется из ковша вперед по ходу машины, а в конце разгрузки по действием собственной тяжести ссыпается с днища. При этом способе разгрузка между днищем и задней стенкой ковша грунт может налипать и оставаться ковше, что отрицательно сказывается на производительности скрепера, хотя и в меньшей степени, чем при свободной разгрузке. При принудительной донной разгрузке днище и задняя стенка, подвешенные на шарнирах к боковой стенке ковша, опрокидываются вперед по ходу движения машины. Когда заслонка поднята, грунт сначала высыпается из передней части ковша, а затем при опрокидывании днища высыпается в проем, который образуется между кромкой днища и подножевой плитой ковша. При этом способе разгрузки незначительная часть грунта все же остается в ковше , в углу стыка днища и задней стенки. Принудительная разгрузка производится, когда поднята заслонка и выдвинута задняя стенка ковша, которая принудительно вытесняет грунт вперед по ходу движения машины. При этом налипший грунт очищается с боковых стенок и днища ковша, вследствие чего ковш скрепера выгружается без остатка даже при разгрузке переувлажненных и липких грунтов. Преимущество свободной разгрузки — простота конструкции, недостаток — неполная разгрузка ковша, особенно при работе на переувлажненных и вязких грунтах. Свободная разгрузка применяется в скреперах с ковшами небольшой вместимости, а принудительная — в скреперах с ковшами средней и большой вместимости.
Самоходные полуприцепные скреперы, базовыми машинами для которых служат одноосные автотягачи повышенной мощности, в 2…2,5 раза производительнее, чем прицепные скреперы, работающие в сцепе с гусеничными тракторами. Самоходные скреперы предназначены для разработки грунтов i, ii и iii групп и транспортирования их на расстояние 300-3 000 м. Если скорость транспортирования грунта прицепными скреперами составляет 8… 12 км/ч, то скорости транспортирования самоходными скреперами могут достигать 40…50 км/ч. Рабочий план самоходных скреперов, в зависимости от расстояния транспортирования грунта, составляет от 5 до 30 мин. При этом время, требуемое на наполнение ковша, не превышает 1…2 мин, а остальное время расходуется на транспортирование грунта и обратное следование машины к забою.
При строительстве дорог и производстве земляных работах в городских парках используют модели самоходных скреперов с ковшами вместимостью от 8 до 16м 3 : дз — 11п, дз — 13аи дз — 115 и др. На базе автомобильных тягачей.
Грейдеры и автогрейдеры.
1) планирования дорожных оснований при сооружении дорожного полотна:
2) возведения земляного полотна из боковых резервов в равнинной и слабопересеченной местности (при высоте насыпи до 0,5…0,75 м);
3) послойного разравнивания грунта в насыпи при работе землеройных машин;
4) устройства водоотводных канав;
5) планировки откосов, обочин, выемок и насыпей;
6) перемещения грунта и дорожно-строительных материалов;
7) ремонта и содержания грунтовых и гравийных дорог;
8) при железнодорожном, мелиоративном, ирригационном и гидротехническом строительстве, а также для очистки дорог и площадей от снега.
Для грейдеров и автогрейдеров рабочий режим характерен низкими скоростями (3…4,5 км/ч).
Холостой пробег выполняется при скорости 15 км/ч, а транспортные скорости достигают 30…45 км/ч. Грейдеры и автогрейдеры, как правило, работают на захвате длиной 1 …2 км (определяется фронтом работ).
Автогрейдеры классифицируются по мощности двигателя и массе (табл. 8.3), по системе управления рабочим органом (механическая, гидравлическая, комбинированная или пневмоэлектрическая), по системе ходового оборудования (двумя- или тремяколесными осями), по длине отвала (2,5…3,5 м — легкие, 3,5…4,5 м — тяжелые).
К легким автогрейдерам относятся грейдеры дз-40, дз-40а, б, дз-61 и др., к средним и тяжелым — дз-31, дз-69, дз-98 и др.
Классификация автогрейдеров по мощности двигателя и массе
Тип автогрейдера |
Мощность двигателя, квт |
Масса машины, т |
Легкий Средний Тяжелый Особо тяжелый |
40-55 60-91 110-147 176 и выше |
7-9 10-12 13-15 17-23 |
Основным рабочим органом грейдера (автогрейдера) является отвал, который может быть полноповоротным в плане или неполноповоротным. С помощью ряда механизмов его можно перемещать вверх, заглублять в грунт, устанавливать в плане на требуемый угол, выдвигать относительно рамы в обе стороны, изменять его угол зарезания, а также выносить нож в сторону вместе с тяговой рамой и устанавливать под различными поперечными углами, что необходимо при разработке косогоров и кюветов.
Автогрейдер (рис. 8.16) состоит из следующих основных узлов: двигателя, коробки отбора мощности, муфты сцепления, соединительных валов, коробки передач, заднего моста, балансира, ходовых колес, гидравлического управления, электрогидравлического распределителя, основного рабочего органа, системы автоматического устройства (профиль), основной рамы, передней оси, бульдозерного отвала, механизма поворота колес, рулевого механизма с гидроусилителем, карданной передачи, кабины, рулевого колеса. В кабине находятся все рычаги управления как силовой установкой , так и рабочими органами. Основная рама служит для закрепления узлов и механизмов автогрейдера и состоит из хребтовой балки, подмоторной рамы с инструментальным ящиком. Кабина и силовой агрегат устанавливаются на подмоторной раме. Кронштейны служат для закрепления заднего моста. Трансмиссия — силовая передача, предназначен передачи мощности и изменения величины и направления крутящего момента передаваемого от двигателя к ведущим колесам.
Рис. 8.16. Автогрейдер: 1 — двигатель; 2 — коробка отбора мощности; 3 — муфта сцепления; 4 — задний мост; 5,6 — соединительные валы; 7— балнсир;8 — коробка передач; 9 — ходовые колеса; 10 —гидравлика; 11 — распределитель; 12 — рабочий орган; 13 —система автоматического устройства; 14 — рама; 16— бульдозерный отвал; 17—механизм поворота колес; 18 — рулевой механизм; 19 — карданная передача; 20 — кабина; 21 — рулевое колесо
Ходовая часть
Отвал автогрейдера выполнен из листовой стали, согнутой по радиусу, и установлен на тяговой раме. В нижней части укреплен на болтах нижний нож, а по бокам отвала — боковые ножи. Отвал может перемещаться в направляющих с помощью гидроцилиндра, который крепится к одному из двух шаровых пальцев в зависимости, от того, в какую сторону необходимо выносить отвал. Для энергоемкости зарезания грунта и производительности автогрейдера важное значение имеют углы установки отвала.
Угол захвата, Угол захвата, Угол зарезания, Дополнительными рабочими органами
Рыхлитель-кирковщик может устанавливаться в задней части отвала или в передней части автогрейдера и управляться с помощью специальных гидроцилиндров. Аналогичным образом на переднем кронштейне хребтовой балки основной рамы устанавливается рабочее оборудование бульдозера и снегоочистителя. Наибольший экономический эффект дает использование грейдеров и автогрейдеров на возведении насыпей по 0,6—0,7 м. Работа этих машин сводится к выполнению трех основных операций: зарезания, перемещения и разравнивания грунта, причем перемещение грунта из резерва является одной из основных операций и составляет 65—75% от общего числа его проходов. Возведение насыпи производится послойно и с постепенным наращиванием ее высоты (рис. 8.17).
Рис. 8.17. Схемы возведения насыпи: а — вприжим без зазора; б
Если темп потока по возведению земляного полотна намного выше темпа потока по строительству дорожной одежды и уплотнять каждый отсыпанный слой грунта не требуется, валики в насыпи укладывают вприжим без зазора (рис. 8.17, а), а насыпь уплотняется при естественной осадке грунта. При уплотнении насыпи валикитрунта укладываются вполуприжим с последующим разравниванием (рис. 8.17, б) и вразбежку (рис. 8.17, в).
Валики первого слоя грунта укладывают наращиванием от края насыпи к ее оси, при этом первый валик перемещают к краю насыпи и частично разравнивают, второй перемещают через первый, третий — через второй и т.д. (рис. 8.17, г), с частичным разравниванием каждого валика. Во втором слое валики укладывают вполуприжим, начиная от оси насыпи к обочине, а последние валики по ширине земляного полотна укладывают вприжим, от разрушающего действия поверхностных и грунтовых вод устраивают водоотводные канавы по бокам дороги. При профилировании грунтовых дорог из боковых канав вырезают грунт и перемещают его к оси дороги с разравниванием и приданием профилей заданного поперечного уклона. Эти операции может выполнять и один грейдер или автогрейдер, но лучше, когда работают бригадами по четыре единицы.
Экскаваторы., Одноковшовым универсальным экскаватором
Рис. 8.18. Одноковшовый самоходный экскаватор: 1
В городском садово-парковом строительстве применяются экскаваторы с небольшой емкостью ковша на пневмоколесном ходу. Они обладают большой подвижностью и маневренностью. При работе на слабых грунтах чаще применяют с уширенное или (удлиненное) гусеничное оборудование, наличие которого уменьшает удельное давление на грунт и улучшает проходимость экскаватора. Поворотная платформа опирается на раму ходового устройства. Платформа поворачивается в горизонтальной плоскости относительно ходовой части. Угол поворота устройства в горизонтальной плоскости определяет возможность экскаватора быть полноповоротным или неполноповоротным. Поворотная часть палноповоротного экскаватора может вращаться вокруг своей оси на 360°. У этих машин на поворотной платформе смонтированы все силовые агрегаты, пульт управления, рабочие механизмы и крепится рабочее оборудование. Рабочее оборудование включает комплекс узлов экскаватора со сменным рабочим органом (ковш, крюк, грейфер и др.).
В зависимости от вида сменного оборудования применяют жесткую или гибкую подвеску рабочего органа. Характер работы определяет рабочее оборудование: прямую лопату, обратную лопату, драглайн, кран или грейфер.
Прямая лопата
Рис. 8.19. Прямая лопата: 1 — канат подъема стрелы; 2 — подъемный канат; 3
При копании грунта ковшу надо пройти положения i—iv, изображенные на рис. 8.19. Ковш поднимается подъемным канатом, огибающим головные блоки. Ковш прямой лопаты состоит из корпуса, откидного днища с засовом и сменных зубьев. Прямые лопаты в последнее время оснащают ковшами с полукруглой передней стенкой и козырьком в виде ковша без зубьев. Ковш такой конструкции значительно легче и имеет минимальном сопротивление при копании грунта, что, естественно, повышает производительность экскаватора.
Обратная лопата —
Ковш закреплен жестко к рукояти, шарнирно присоединенной к верхнему концу стрелы. При протягивании каната рукоять поворачивается против часовой стрелки, ковш врезается в грунт и при подъеме самонагружается (положение i, ii и iii соответствуют соответственно транспортному положению и выгрузке грунта из ковша).
Рабочий цикл обратной лопаты включает те же операции, что имеют место при работе прямой лопатой. Различием является то, что при копании ковш снизу вверх подтягивается к стреле, а толщина стружки регулируется подъемом и опусканием стрелы.
Драглайн-оборудование
Рис. 8.20. Обратная лопата: 1
На рис. 8.21, a показана схема разработки выемки драглайном с перемещением грунта в отвал и дальнейшего его транспортирования бульдозером в кавальер. Предпочтительнее, когда драглайн может вести проходки с торцевым забоем или боковым забоем, т.е., когда экскаватор находится за пределами разрабатываемой зоны. На рис. 8.21, б представлена схема работы драглайна при строительстве насыпи земляного полотна из резерва. Экскавация грунта ведется на двух захватах; на одном из них очередной слой грунта отсыпается и разравнивается бульдозером, а на другом — свежеотсыпанный грунт, уплотняемый трунтоуплотняющими машинами. Грейферное оборудование служит для выполнения погрузочно-разгрузочных работ.
Рис. 8.21. Схемы разработки грунта драглайном: а — разборка выемки в отвал ; б
Многоковшовые экскаваторы.
Рис. 8.22. Траншейный многоковшовый экскаватор: 1 — боковые шнеки; 2 — цепь с ковшами; 3
На малых площадях сложной конфигурации функции землеройных и землеройно-транспортных машин достаточно эффективно выполняют малогабаритные силовые агрегаты с соответствующим оборудованием. В качестве таких агрегатов сегодня успешно используются отечественные и зарубежные малогабаритные погрузчики. В табл. 8.6 представлены основные характеристики погрузчиков. Для земляных работ погрузчик бобкет (рис. 8.23) оснащен грейдерным и бульдозерным оборудованием, двухчелюстным ковшом, рыхлителем. Миниэкскаваторы бобкет с емкостью ковша от 0,06 до 0,3 м 3 широко используются для рытья котлованов, траншей, посадочных ям, выполнения погрузочно- разгрузочных работ. Сменное оборудование включает прямую и обратную лопаты, гидромолот, гидробур, ковш для отрытия кюветов и траншей, бульдозерный отвал. Конструктивная особенность навесного устройства (возможность перемещения экскаваторного оборудования в горизонтальной плоскости) позволяет успешно работать в стесненных условиях. Аналогичным оборудованием оснащен погрузчик пум-1000. Масса экскаватора 600 кг, вместимость ковша составляет 0,062 м3 . Погрузочными ковшами с зубьями оснащены погрузчики пум-500,600,1000; мксм-500, 800,1000 и др.
Катки. Грунты, отсыпаемые в насыпь и другие сооружения, и материалы дорожных одежд могут уплотняться естественным путем и искусственно при помощи машин и орудий. Естественное уплотнение грунтов — длительный процесс, поэтому при выполнении работ в течение одного сезона приходится прибегать к искусственному уплотнению.