Разработка программного продукта

Курсовой проект

Тестирование — это стандартизированный метод оценки знаний, умений, навыков учащихся, который помогает выявить и сформировать индивидуальный темп обучения, пробелы в текущей итоговой подготовке. [1]

Данный курсовой проект разработан в среде программирования delphi и предназначен для проверки знаний по типам химических связей.

Для того чтобы начать работу пользователь вводит свои данные, после чего проходит тест из 10 вопросов в каждом из которых по 2- 4 варианта ответа. За каждый правильный ответ начисляется один балл. После того как пользователь даст ответ на все вопросы на экран выводится суммарный набранный балл.

Программа содержит в себе информацию о программисте и пояснение к тесту.

Цель данного курсового проекта заключается в том, чтобы разработать программный продукт и закрепить навыки программирования на языке Delphi, полученные на занятиях

1. Среда программирования Delphi

Базовым языком для создания языка программирования Delphi служил язык Object Pascal, ориентированный на графику. Delphi имеет интегрированную оболочку, визуальную среду и обладает такими возможностями, как:

  • а) разработка собственных компонентов, форм, функций, библиотек;
  • б) возможность работы с базами данных и разработка баз данных;
  • в) создание мультимедийных приложений;
  • г) создание систем помощи;
  • д) создание браузеров;
  • е) создание связей с Microsoft Word, Microsoft Exel. [2]

Разработка программы идет поэтапно:

а) Определение требований к программе: описание исходных данных, требование к результату, разработка диалоговых окон.

б) Разработка алгоритма — определение последовательности действий, которые надо выполнить для получения результата.

в) Кодирование — запись программы на языке программирования.

г) Отладка — процесс поиска и устранения ошибок во время компеляции.

д) Тестирование — проверка программы с разными входными данными. [3]

2. Обзор используемых компонентов

Интерфейс программы содержит в себе главную форму, стандартные диалоговые окна OkBottonDlg и MessageDlg, а также другие элементы, такие как Label, Edit, ComboBox, Image, Memo.

6 стр., 2630 слов

Разработка программы в среде Delphi

... Сокращение сроков создания и освоения новых ПИ: за счет сокращения трудоемкости алгоритмизации, программирования и отладки программ; Время разработки программы = 15*15000=225000 3) Снижение затрат на материалы 1 ... ориентированного подхода, используемого в SQL-серверах баз данных. Кроме BDE, Delphi позволяет осуществлять доступ к базам данных, используя технологию (и, соответственно, драйверы) Open ...

Всего я использовала 12 диалоговых окон OkBottonDlg: 10 для вывода вопросов теста, 1 для показа справки о программе и 1 для окна регистрации пользователя. Для создания кнопки «Об авторе» я использовала окно MessageDlg.

Компонент Button использовался в качестве кнопок главного меню программы и вопросов, всего 14. 10 кнопок вопросов сгруппированы в GroupBox. 2 компонента Edit использованы для ввода данных пользователя. Компоненты Label использованы для вывода вопросов теста, данных пользователя и результатов тестирования. Варианты ответов выведены с помощью компонента ComboBox. Компонент Memo я использовала для вывода справки, а компонент Image — для создания фонового рисунка на главной форме.

d-элементы

Способность химического элемента образовывать комплексы является одним из его важнейших свойств и определяется в основном строением электронной оболочки, т.е. положением элемента в Периодической системе Д.И. Менделеева. Под способностью элемента к комплексообразованию можно понимать как устойчивость образуемых ими комплексов, так и разнообразие их типов.

Для качественной сравнительной характеристики комплексообразующей способности элементов целесообразнее использовать способность элементов давать наибольшее количество комплексных соединений основных типов. Элементы, образующие лишь отдельные типы комплексных соединений, будем называть нетипичными комплексообразователями.

d -элементы

Характерной особенностью d -элементов является их способность образовывать прочные комплексы не только с анионными лигандами, но и с нейтральными, например, с молекулами CO, NH3 , H2 O, NO, ненасыщенными углеводородами и т.д.

Во многих комплексных соединениях d -элементы находятся в низшей степени окисления (часто — нулевой).

Пониженная степень окисления элемента-комплексообразователя стабилизируется наличием d () — p () — связи с участием заполненных электронами орбиталей комплексообразователя и вакантных орбиталей лигандов.

Группа →

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

↓ Период

4

21 Sc

22 Ti

23 V

24 Cr

25 Mn

26 Fe

27 Co

28 Ni

29 Cu

30 Zn

5

39 Y

40 Zr

41 Nb

42 Mo

43 Tc

44 Ru

45 Rh

46 Pd

47 Ag

48 Cd

6

71 Lu

72 Hf

73 Ta

74 W

76 Os

77 Ir

78 Pt

79 Au

80 Hg

7

103 Lr

104 Rf

105 Db

106 Sg

107 Bh

108 Hs

109 Mt

110 Ds

111 Rg

112 Cn

Химические элементы, входящие в d-блок

3. Тест

Тест разработан на основе лекций по общей и неорганической химии и химической энциклопедии из электронного источника. Он предназначен для проверки знаний по d-элементам и состоит из десяти вопросов. Пользователь должен выбрать лишь один правильный вариант из предложенных.

Тест не содержит сложных вопросов и не требует углубленного изучения темы, достаточно обладать базовыми знаниями по d-элементам.

Полужирным шрифтом выделены правильные варианты ответов:

. Какой электродный потенциал у d-элементов:

) положительный

2) отрицательный

2. Какой металл относится к d-элементам?

1) Cr

) Са

) Mg

. При избытке щелочи с хромом образуется?

1) Na3 [Сг(ОН) 6]

2) Сг(ОН) 3

) NaCl

. какого цвета осадок сульфида меди (II) CuS:

1) черный

2) красный

) зеленый

5. NH4OH, взятый в избытке, образует с солями меди комплексный катион:

1) [Cu(NH3) 4] SO4

2) [Cu(NH3) 4]

6. какого цвета осадок хлорида серебра AgCl:

1) белый

2) черный

) фиолетовый

7. При добавлении какого вещества можно обнаружить Со2+

1) (NH4) 2S

2) CaCl

) NaCl

) Какого цвета осадок сульфида цинка ZnS:

1) белый

2) голубой

) Какому металлу соответствует электронная формула 3d64s2:

1) Fe

2) Ni

) Cu

10) какая высшая степень окисления характерна для Pd?

1) +8

2) +5

) +6

4. Блок-схема



Кнопка «Выход»

5. Листинг программы

Unit1;

, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics, Controls, Forms,, StdCtrls, jpeg, ExtCtrls;

= class(TForm): TButton;: TButton;: TButton;: TButton;: TButton;: TButton;: TButton;: TButton;: TButton;: TButton;: TButton;: TButton;: TButton;: TLabel;: TLabel;: TButton;: TImage;: TLabel;: TLabel;Button3Click (Sender: TObject);Button14Click (Sender: TObject);Button2Click (Sender: TObject);Button5Click (Sender: TObject);FormCreate (Sender: TObject);Button6Click (Sender: TObject);Button7Click (Sender: TObject);Button8Click (Sender: TObject);Button9Click (Sender: TObject);Button10Click (Sender: TObject);Button11Click (Sender: TObject);Button12Click (Sender: TObject);Button13Click (Sender: TObject);Button1Click (Sender: TObject);Button4Click (Sender: TObject);Image1Click (Sender: TObject);

{Private declarations}

{Public declarations};

Unit2, Unit3, Unit4, Unit5, Unit6, Unit7, Unit8, Unit9, Unit10,, Unit12, Unit13;

{$R *.dfm}

TForm1. Button3Click (Sender: TObject);OKRightDlg. ShowModal=mrOk then. Caption:=’Пользователь выбрал ‘+OKRightDlg. ComboBox1. Text;OKRightDlg. ComboBox1. ItemIndex of

0,2,3:

label4. Caption:=’Ответ не верный’;

1: begin. Caption:=’Ответ верный’;:=a+1;;;. Enabled:=false;;;TForm1. Button14Click (Sender: TObject);

;

TForm1. Button2Click (Sender: TObject);. Showmodal;

procedure TForm1. Button5Click (Sender: TObject);OKBottomDlg. ShowModal=mrOk then. Caption:=’Пользователь ответил’+OKBottomDlg. ComboBox1. Text;OKBottomDlg. ComboBox1. Itemindex of

,2,3:. Caption:=’ответ не верный’;

: begin. Caption:=’ответ верный’;:=a+1;;;. Enabled:=false;;TForm1. FormCreate (Sender: TObject);:=0;;

TForm1. Button6Click (Sender: TObject);OKRightDlg1. ShowModal=mrOk then3. Caption:=’Пользователь ответил’+OKRightDlg1. ComboBox1. Text;OKRightDlg1. ComboBox1. Itemindex of

,2,3:. Caption:=’ответ не верный’;

0: begin. Caption:=’ответ верный’;:=a+1;;;. Enabled:=false;;TForm1. Button7Click (Sender: TObject);OKBottomDlg1. ShowModal=mrOk then. Caption:=’Пользователь ответил’+OKBottomDlg1. ComboBox1. Text;OKBottomDlg1. ComboBox1. Itemindex of

,2,3:. Caption:=’ответ не верный’;

: begin. Caption:=’ответ верный’;:=a+1;;;. Enabled:=false;;TForm1. Button8Click (Sender: TObject);OKBottomDlg2. ShowModal=mrOk then. Caption:=’Пользователь ответил’+OKBottomDlg2. ComboBox1. Text;OKBottomDlg2. ComboBox1. Itemindex of

:. Caption:=’ответ не верный’;

: begin. Caption:=’ответ верный’;:=a+1;;;. Enabled:=false;;TForm1. Button9Click (Sender: TObject);OKBottomDlg3. ShowModal=mrOk then. Caption:=’Пользователь ответил’+OKBottomDlg3. ComboBox1. Text;OKBottomDlg3. ComboBox1. Itemindex of

,2:. Caption:=’ответ не верный’;

: begin. Caption:=’ответ верный’;:=a+1;;;. Enabled:=false;;TForm1. Button10Click (Sender: TObject);OKBottomDlg4. ShowModal=mrOk then. Caption:=’Пользователь ответил’+OKBottomDlg4. ComboBox1. Text;OKBottomDlg4. ComboBox1. Itemindex of

,2:. Caption:=’ответ не верный’;

: begin. Caption:=’ответ верный’;:=a+1;;;. Enabled:=false;;TForm1. Button11Click (Sender: TObject);OKBottomDlg5. ShowModal=mrOk then. Caption:=’Пользователь ответил’+OKBottomDlg5. ComboBox1. Text;OKBottomDlg5. ComboBox1. Itemindex of

,2:. Caption:=’ответ не верный’;

: begin. Caption:=’ответ верный’;:=a+1;;;. Enabled:=false;;TForm1. Button12Click (Sender: TObject);OKBottomDlg6. ShowModal=mrOk then. Caption:=’Пользователь ответил’+OKBottomDlg6. ComboBox1. Text;OKBottomDlg6. ComboBox1. Itemindex of

,2:. Caption:=’ответ не верный’;

: begin. Caption:=’ответ верный’;:=a+1;;;. Enabled:=false;;TForm1. Button13Click (Sender: TObject);OKBottomDlg7. ShowModal=mrOk then. Caption:=’Пользователь ответил’+OKBottomDlg7. ComboBox1. Text;OKBottomDlg7. ComboBox1. Itemindex of

,2:. Caption:=’ответ не верный’;

: begin. Caption:=’ответ верный’;:=a+1;;;. Enabled:=false;;TForm1. Button1Click (Sender: TObject);OKbottomDlg8. ShowModal=mrOK then begin. Caption:=OKbottomDlg8. Edit1. Text+ OKbottomDlg8. Edit2. Text;

(OKbottomDlg8. Edit1. Text=») or (OKbottomDlg8. Edit2. Text=») then. Caption:=’Введите свои данные!’;;;TForm1. Button4Click (Sender: TObject);. Label3. Caption:=inttostr(a);;

TForm1. Image1Click (Sender: TObject);

end;

end.

Заключение

Перед началом работы я поставила цель разработать программу теста для проверки знаний по d-элементам. Попробовав несколько способов решения данной задачи, я достигла поставленной цели.

Мой способ заключается в том, что каждый вопрос выводится в своем диалоговом окне. Для вопросов объявлена накопительная переменная, которой в случае верного ответа присваивается один балл. Итог представлен получившимся значением.

По моему мнению, данная программа удобна тем, что легка в использовании: Все компоненты главного меню находятся непосредственно на главной форме и видны пользователю при входе в программу. Пользователь может отвечать на вопросы в разном порядке и сразу узнает, правильный ли он дал ответ. Если ответ не выбран, можно вернуться к вопросу позже.

В ходе разработки программы я старалась применять полученные в ходе обучения навыки и знания, чтобы воплотить идею о том, как должен выглядеть конечный вариант теста.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovoy/kursovyie-rabotyi-razrabotka-programmnogo-produkta/

1. Программирование на языке Delphi [Электронный ресурс]: Учебное пособие. / А.Н. Вальвачев, К.А. Сурков, Д.А. Сурков, Ю.М. Четырько: 2012.

. Программирование на Delphi [Электронный ресурс]: Уроки программирования / Ю.Ю. Климант 2009.

. Вольнов Ю.К. Общие требования и правила оформления: Методические указания. — Архангельск: Изд-во АГТУ, 2008. — 104 с.