Разработка автоматизированного электропривода подачи металлорежущего станка

Курсовой проект

Комплекс механизмов с источником движения, служащий для приведения в действие с заданной характеристикой скорости и точности исполнительного органа станка, называют приводом. Металлорежущие станки оснащают индивидуальным приводом; на многих станках главное движение, движение подачи, вспомогательные движения осуществляются от отдельных источников — электродвигателей и гидравлических устройств. Изменение скорости может быть бесступенчатым и ступенчатым. В качестве приводов металлорежущих станков используют электродвигатели постоянного и переменного тока, гидродвигатели и пневмодвигатели. Наибольшее распространение в качестве приводов станков получили электродвигатели. Там, где не требуется бесступенчатое регулирование частоты вращения вала, применяются асинхронные двигатели переменного тока, как наиболее дешевые и простые. Для бесступенчатого регулирования частоты вращения, особенно в механизмах подач, все большее применение находят электродвигатели постоянного тока с тиристорным регулированием.

К преимуществу применения электродвигателя в качестве привода относят: высокую скорость вращения, возможность автоматического и дистанционного управления, а также то, что работа их не зависит от температуры окружающей среды. Среди передач от привода к рабочим органам станка наибольшее распространение получили механические передачи. По способу передачи движения от ведущего элемента к ведомому механические передачи подразделяются следующим образом: передачи трением с непосредственным касанием (фрикционные) или гибкой связью (ременные), передачи зацеплением с непосредственным контактом (зубчатые, червячные, храповые, кулачковые) или с гибкой связью (цепные).

Зубчатая передача — самый распространенный тип передач, так как обеспечивает высокую стабильность скоростей вращения. Она способна передавать большие мощности и имеет относительно малые габариты. Зубчатые передачи применяют для передачи вращения между валами (параллельными, пересекающимися, перекрещивающимися), а также для преобразования вращательного движения в поступательное (или наоборот).

Движение от одного вала к другому передается взаимным зацеплением зубчатых колес, образующих кинематическую пару. Зубья этих колес имеют особую форму. Чаще всего встречается зубчатое зацепление, в котором профиль зубьев очерчен по кривой, называемой эвольвентой окружности или просто эвольвентой, а само зацепление называется эвольвентным. Привод с коробками зубчатых колес является наиболее распространенным типом приводов главного движения и движения подач в металлорежущих станках, он называется, соответственно, коробкой скоростей и коробкой подач. Коробки скоростей различают по компоновке и по способу переключения скоростей. Компоновку коробки скоростей определяет назначение станка и его типоразмер. Коробки скоростей со сменными колесами используют в станках при сравнительно редкой настройке привода. Коробку характеризует простота конструкции, малые габаритные размеры.

4 стр., 1804 слов

Регулирование скорости вращения асинхронных двигателей

... регулирования от величины нагрузки. В частности, регулирование скорости на холостом ходу практически невозможно. Регулирование скорости вращения посредством введения добавочной э. д. с. во вторичную цепь двигателя. Регулирование скорости вращения асинхронного двигателя ... 28-14, а показана схема каскада фазного асинхронного двигателя АД, приводящего в движение некоторую рабочую машину РМ, с машиной ...

Недостатки этих коробок — в необходимости выключения привода перед переключением передач; возможности аварии при нарушении блокировки и одновременном включении между смежными валами двух передач одной группы; относительно большие размеры в осевом направлении. Коробки скоростей с кулачковыми муфтами характеризуются малыми осевыми перемещениями муфт при переключениях, возможностью применения косозубых и шевронных колес, малыми силами переключения. Недостатки — в необходимости выключения и притормаживания привода при переключении скоростей. Коробки скоростей с фрикционными муфтами в отличие от коробок с кулачковыми муфтами обеспечивают плавное переключение передач на ходу. Кроме недостатков, присущих коробкам с кулачковыми муфтами, они характеризуются также ограниченным передаваемым крутящим моментом, большими габаритными размерами, пониженным КПД и др. Несмотря на это, коробки применяют в станках токарной, сверлильной и фрезерной групп. Коробки скоростей с электромагнитными и другими муфтами, позволяющими применять дистанционное управление, используют в различных автоматах и полуавтоматах, в том числе станках с ЧПУ. Для унификации привода главного движения таких станков отечественное станкостроение выпускает унифицированные автоматические коробки скоростей (АКС) семи габаритных размеров, рассчитанные на мощность 1,5 — 55 кВт; число ступеней скорости 4-18. Коробки подач различают по видам используемых механизмов с зубчатыми передачами, служащих для настройки подач: со сменными колесами при постоянном расстоянии между осями валов; с передвижными блоками колес; со встроенными ступенчатыми конусами (наборами) колес и вытяжными шпонками; нортоновские (с накидной шестерней); с гитарами сменных колес. Для получения коробок подач с заданными характеристиками их часто конструируют, используя одновременно несколько перечисленных механизмов.

1. Кинематическая схема привода

При выборе кинематической схемы привода надо стремиться к максимальному приближению источника движения к исполнительному органу. В приводе подачи для преобразования вращательного движения в поступательные наиболее часто используется пара «винт-гайка». Ходовой винт может быть соединён с валом двигателя непосредственно соединительной муфтой (СМ) (рис. 1), через механическое передаточное устройство (МПУ) (рис.2).

Конструктивные параметры ходового винта шаг h=6мм, диаметр наружный D H =36мм, диаметр средний DCP =33мм выберем [1] таблице приложения 1. Длина вала выбирается произвольно в пределах 400 — 1000 мм. Размеры рабочей поверхности стола: длина от 630 до 1600 мм, ширина от 200 до 400 мм.

Разработка автоматизированного электропривода подачи металлорежущего станка 1

Рис. 1 Рис. 2

Исходя из заданной максимальной скорости подачи и параметров кинематической схемы определяется максимальная частота вращения двигателя:

n max =Smax i/h=1700∙2,4/6=680 об/мин. (1)

Минимальное значение подачи S min определяется с учётом заданного диапазона регулирования:

S min =Smax /D=1700/70=24мм/мин, (2)

Минимальная частота вращения двигателя

n min =Smin i/h=24∙2,4/6=9,6 об/мин. (3)

Высокомоментные двигатели серии ПБВ, применяемые в приводах подачи, предназначены для эксплуатации с частотой вращения в пределах 0,1-2000 мин’ 1 . Значения nmin и nmax попадают в этот диапазон.

2. Приведение сил и моментов сопротивления

Сила P i ; препятствующая движению подачи и по заданию на проект меняющая свою величину во времени, складывается из сил резания и трения. Эта сила на ходовом винте преобразуется в момент сопротивления:

M i =Pi Dср tg(α+β)/2, (4),

где D ср — средний диаметр ходового винта, м;

α — угол наклона резьбы ходового винта:

α = arctg(h/π/D ср )= arctg(6/π/33)=3,312°.

β — угол трения ходового винта β=arctg(f)= arctg(0,18)=10,204°.

где f- коэффициент трения скольжения, для пары сталь — бронза f=0,18.

Приведённый к валу двигателя момент сопротивления

M ci =Mi/ηп /I (5)

где η п — КПД соответствующего МПУ (ηп =0,95).

Результаты расчётов сведены в таблицу 1

P i , Н

M i , Нм

M сi , Нм

1

1000

4,17

2

4000

15,86

16,70

3

3000

11,90

12,52

На основании рассчитанных значений приведённого момента сопротивления строится нагрузочная диаграмма на рис. 3.

Разработка автоматизированного электропривода подачи металлорежущего станка 2

Рис. 3

3. Выбор электродвигателя

Выбор электродвигателя производится методом эквивалентного момента с использованием нагрузочной диаграммы (рис. 3).

M э =√((M2 c1 t1 + M2 c2 t2 + M2 c3 t3 )/( t1 + t2 + t3 ))=

√((4,17 2 11+ 16,702 34+ 12,522 c 3 8)/(11+ 34+ 8)=13,62 Нм (6)

По [1] таблице приложения 2 выбирается двигатель, у которого номинальный момент больше или равен эквивалентному (М н > Мэ ) — ПБВ 1125.

Для дальнейших расчётов потребуются следующие параметры двигателя:

Номинальная мощность Р н =1,1 кВт

Номинальное напряжение U H =44, В

Номинальный ток 1 н =31, А

Номинальный момент М н =1,4, Нм

Индуктивность якоря L д =0,73 мГн

Момент инерции J д =0,035 кгм2

Номинальная скорость ω нд =πn/30=π700/30=73,3 1/с

Коэффициент передачи двигателя К днд /Uн =73,3/44=1,666 1/(Вс)

Электромеханическая постоянная времени Т д =0,013 с

Коэффициент передачи тахогенератора, встроенного в электродвигатель, К тг =1,3 Вс.

4. Приведение моментов инерции и масс

Считая кинематическую цепь привода абсолютно жесткой, принимаем приведенный к валу двигателя момент инерции как сумму моментов инерции и масс элементов кинематической схемы:

J=J д +Jмпу +(mc +mз2 =0,035+0,005+(65+3) 0,0003872 =0,0420 кг-м2 ;

где J д сумма моментов инерции двигателя и элементов кинематической схемы, имеющих ту же скорость, кг-м2 ;

J мпу — приведенный к валу двигателя момент инерции механического передаточного

m c — масса стола ( определяется ориентировочно с учетом выбранных габаритов стола), кг;

m з — масса заготовки (выбирается произвольно), кг;

ρ=S maxнд =1,7/60/73,3=0,000387- радиус приведения:

S max — максимальная скорость подачи, м/с;

ω нд — требуемая максимальная скорость двигателя, 1/с:

5. Функциональная схема электропривода. Выбор схемы преобразователя

Функциональная схема электропривода с двигателем постоянного тока, с тиристорным преобразователем напряжения, обратной связью по скорости и отсечкой по току показана на рис. 4. Использованы следующие обозначения

БТО -блок токовой отсечки,

ВА — защита от перегрузок с датчиками тоа,

А — тиристорный преобразователь,

М — двигатель постоянного тока,

BR — датчик скорости (тахометр),

∑ — суммирующий усилитель.

Разработка автоматизированного электропривода подачи металлорежущего станка 3

Рис. 4

Обоснуем использование элементов функциональной схемы для реализации условий, поставленных в исходных данных к проекту.

Аргументированный выбор схемы преобразователя предполагает обращение к [2]-.[5].

Мощность двигателя 1,1 кВт, поэтому выберем трёхфазных нулевой выпрямитель. Схема (рис, 5), данные выберем из [1] табл. 1 стр. 8.

Разработка автоматизированного электропривода подачи металлорежущего станка 4

Рис. 5

К с =U2 /Eα 0 =0,86 — коэффициент схемы — отношение напряжения вторичной обмотки трансформатора U2 к наибольшей величине выпрямленной ЭДС Еа ; Кп = Uп /Eα =0,52- коэффициент пульсаций, определяется переменной составляющей выпрямленного напряжения Uп ;

K т =I2 /Iα =0,58- коэффициент загрузки тиристоров по току — отношение действующего значения линейного тока вторичной обмотки силового трансформатора I2 к току нагрузки Iα ;

К н = UBmax /Eα 0 =2,09 — коэффициент загрузки тиристоров по напряжению — отношение максимального обратного напряжения на вентиле UBmax к Еа0 ;

K s =Sт/Iαα =1,35-коэффициент использования трансформатора — отношение мощности силового трансформатора St к мощности выпрямленного тока;

  • m=3 — число пар вентелей.

6. Расчёт параметров силового трансформатора и выбор вентилей

Требуемое напряжение вторичной обмотки

U 2 T = UH Kc Kα KR K3 =44∙0,86∙1,2∙ l,05∙1,1= 52,44В (8)

где Кс — коэффициент схемы;

К α — коэффициент запаса, учитывающий принцип управления тиристорными группами. Для реверсивных приводов с совместным управлением Кα =1,2;

K R — коэффициент запаса, учитывающий падение напряжения в вентилях, KR =l,05;

Кз — коэффициент запаса, учитывающий возможное снижение напряжения в сети, Кз=1,1 .

Действующее значение тока вторичной обмотки

I 2 =IH Kт Ki = 31∙0,58∙1,08=19,42 A (9)

где K j — коэффициент, учитывающий отклонение формы тока от прямоугольной, Kj =l,05 -1,1.

Требуемая мощность трансформатора, Вт,

S тт =UH IH K2 3 K2 α Ks KR =44∙31∙1,12 ∙1,22 ∙1,35∙1,05=3368,88Вт~3,4кВт (10)

Тип ТТ-6: номинальной мощности S т =6кВт, U2 =104В.

Выбор вентилей производится по среднему значению тока через вентиль и максимальному значению обратного напряжения.

Среднее значение тока вентиля

I в =Iн /m=31/3=10,3A (11)

Максимальная величина обратного напряжения, прикладываемого к вентилю,

U Bmax =Eae KH K3 KR Ka =120,9∙2,09∙1,1∙1,05∙1,2 =350,3В (12)

где E ae =U2c =104/0,86=120,93В

Выберем мощный триодный тиристор УПВК-50 с принудительным воздушным охлаждением класс 2,0 (обратное напряжение 600В), прямой ток до 50А. Общее количество — 6 штук.

7. Расчёт индуктивности уравнительных реакторов и параметров якорной цепи

Суммарная индуктивность уравнительных реакторов, необходимых для ограничения уравнительных токов в реверсивных схемах (рис. 5), выбирается по формуле:

L ∑ур =U2 m Kур /(2πfIур )=104∙0,65/(2π∙50∙6,2)= 0,0347 Гн (13)

где U 2 m — амплитудное напряжение вторичной обмотки силового трансформатора, фазное для трёхфазной нулевой схемы (104В);

  • f — частота (50 Гц);

ур =(0,1-0,3)Iн =0,2∙31=6,2A- среднее значение уравнительного тока:

К ур — коэффициент, равный 0,65 для трёхфазной нулевой схемы. Индуктивность каждого уравнительного реактора может быть принята

L y р = (0,5 — 0,7) L∑ур =0,6∙0,0347=0,0208 Гн.

Индуктивность якорной цепи рассчитывается исходя из условия, что величина пульсаций тока не должна превышать 2 — 5 %, т.е. максимальная величина пульсаций

П max =( 0,02-0,05 )IН =0,035∙31=1,085 А.

Для уменьшения пульсаций тока в цепь якоря включается сглаживающий фильтр L (рис. 5).

При этом должно выполняться условие:

К п Еα оя =<Iп max , (14)

Требуемое индуктивное сопротивление якорной цепи определяется по формуле:

Х яп Еα о /Iп max =0,52∙120,93/1,085=57,96ом (15)

Требуемая индуктивность якорной цепи

L яя /(2π∙f∙m)= 57,96/(2π∙50∙3)=0,0615 Гн. (16)

Расчётная индуктивность якорной цепи будет складываться из индуктивностей якоря и уравнительного реактора:

L р = Lд + Lур =0,073+0,0208=0,0973 Гн (17)

Если расчётная индуктивность меньше, чем требуемая, в цепь устанавливается сглаживающий фильтр с индуктивностью

L Ф = Lя — Lр . (18)

Активное сопротивление якорной цепи

R я = Кt Rд + RT + Rур + Rф =1,2∙0,092+0,321+0,0645+0,0645=0,56ом (19)

где R д — сопротивление якоря двигателя:

R д ~=0,5∙Uн (1-ηн )/Iн =0,5∙44(1-0,87)/31=0,092ом.

η Н =0,87;

К t | — коэффициент, учитывающий изменение сопротивления при нагреве,

K t = 1,2;

R т — сопротивление обмоток трансформатора, приведённое к цепи выпрямленного тока: RT = 0,06U2 /I2 =0,06∙104/19,42=0,321 ом.

R ур и Rф — сопротивления уравнительного реактора и фильтра; можно принять ориентировочно, исходя из условия, что падение напряжения на этих элементах при нормальном токе не должно превышать 2 В, т.е. Rур =Rф =2/IH =2/31=0,0645ом.

. Оценка статической ошибки регулирования

Оценка статической ошибки проводится на верхней и нижней границах диапазона регулирования. Она включает в себя определение коэффициентов передачи отдельных звеньев системы и общего коэффициента передачи, вычисление ошибки регулирования в разомкнутом и замкнутом состоянии. По результатам вычислений и допустимому значения ошибки, определённому заданием, задаётся коэффициент передачи усилителя.

Статическая характеристика систем импульсно-фазового управления (СИФУ), используемых в серийных приводах, показана на рис. 6

Разработка автоматизированного электропривода подачи металлорежущего станка 5

Рис. 6

В режиме непрерывных токов ЭДС тиристорного преобразователя является функцией угла управления α и определяется выражением:

E α =Eα 0 cosα. (20)

На основании этого выражения строится статическая характеристика тиристорного преобразователя, показывающая значение ЭДС при изменении угла а от 0 до 90° (рис. 7).

Разработка автоматизированного электропривода подачи металлорежущего станка 6

Рис. 7

Определяется ЭДС преобразователя на верхней границе диапазона регулирования:

Е α Вmaxд +Iн Rн =71,2/1,666+31∙0,092=45,6 В (21)

По характеристике тиристорного преобразователя определяется угол управления α в =68°, обеспечивающий Еα в =45,6.

Определяется ЭДС преобразователя на нижней границе диапазона регулирования:

Е α Нm штд +Iн Rн =1,02/1,666+31∙0,092=3,5 В (21’)

По характеристике тиристорного преобразователя определяется угол управления α в =88°, обеспечивающий Еα в =3,5.

Определяется ЭДС преобразователя на номинальной скорости регулирования:

Е α НомНомд +Iн Rн =54,78/1,666+31∙0,092=35,8 В (21”)

По характеристике тиристорного преобразователя определяется угол управления α в =72°, обеспечивающий Еα в =35,8.

Коэффициент передачи преобразователя на верхней и нижней границах диапазона регулирования определяется как отношение численных значений (В/град) проекций участка касательной, проведённой в точке, соответствующей Е α в и Еα н (рис. 7):

К В тп = ∆ЕВ α /∆αВ =(45,6-35,8)/(72-68)=2,47 (22)

К Н тп = ∆ЕН α /∆αН =(35,8-3,5)/(88-72)=2,02 (22’)

По характеристике СИФУ (рис. 6) определяется напряжение управления

U y B =4,0, соответствующее αв =68°.

По характеристике СИФУ (рис. 6) определяется напряжение управления

U y Н =3,0, соответствующее αн =88°.

По характеристике СИФУ (рис. 6) определяется напряжение управления

U y Ном =3,5, соответствующее αном =72°.

Коэффициент передачи СИФУ на верхней и нижней границах регулирования определяется аналогично определению К тп :

К В сифу = ∆αВ /∆Uу =(88-72)/(4-3,5)=32 (23)

К Н сифу = ∆αН /∆Uу =(72-68)/(3,5-3)=8 (23’)

Общий коэффициент передачи системы на верхней границе регулирования

Общий коэффициент передачи системы на нижней границе регулирования

К НН СИФУ КН тп КдКтг =8∙2,02∙1,666∙1,3=6,98 (24’)

Наибольший перепад скоростей на верхней границе регулирования в разомкнутом состоянии

∆ω В р =∆ωд +∆UВ c Кд =4,26+4,46∙1,666=11,26, (25)

Наибольший перепад скоростей на нижней границе регулирования в разомкнутом состоянии

∆ω В р =∆ωд +∆UВ c Кд =4,26+0,347∙1,666=4,84 (25’)

где ∆ω д — перепад скорости вращения двигателя при неизменной ЭДС и изменении нагрузки в заданных пределах:

∆ω д =(МС maxС min )/Мн Iн Rя Кд =(16,70-4,17)/14∙31∙0,092∙1,666=4,26

∆U с — наибольшая величина колебаний напряжения преобразователя, вызванная колебаниями напряжения в сети:

∆U с в = 0,1 Еа в =0,1∙45,60=4,46В, ∆Uс н = 0,1 Ео н =0,1∙3,47=0,347В

Статическая ошибка на верхней границе регулирования в разомкнутом остоянии системы

δ В р =∆ωВ рmax 100%=11,26/71,21∙100% =16,66 (26)

Статическая ошибка на нижней границе регулирования в разомкнутом cостоянии системы

δ Н р =∆ωН рmin 100%=4,84/1,01∙100=1,1∙100% =479,2 (26’)

Статическая ошибка на верхней границе регулирования в замкнутом состоянии системы

δ В = δВ р /(1+Кв )=16,66/(1+170,90)=0,097 (27)

Статическая ошибка на нижней границе регулирования в замкнутом состоянии системы

δ Н = δн р /(1+Кн )= 479,2/(1+6,98)=59,57 (27’)

Требуемое значение коэффициента передачи системы, обеспечивающее статическую ошибку не больше допустимой по заданию,

К тр = δВ р /δ-1=59,57/ 15-1=2,97 (28)

С учётом Ктр определяется минимальный коэффициент усиления усилителя:

К у >=Ктрн =2,97/6,98=0,45 (29)

9. Расчёт параметров отсечки

Напряжение управления U y , подаваемое на СИФУ, ограничивается максимально возможным значением, которое по характеристике СИФУ соответствует минимальному углу управления. По характеристике рис.6 эта величина составляет 11В.

Для ограничения входного сигнала, который может неконтролируемо расти, в схеме привода необходимо предусмотреть стабилизатор напряжения управления. Одна из возможных схем стабилизации напряжения показана на рис.8.

Разработка автоматизированного электропривода подачи металлорежущего станка 7

Рис. 8

Выходное напряжение схемы поддерживается на уровне пробивного напряжения стабилитрона VS1. Разница между входным и выходным напряжениями гасится на сопротивлении R 3 . Такое ограничение при действии токовой отсечки отключает связь по скорости и обеспечивает на выходе системы сигнал управления, значительно меньший уровня задающего напряжения.

Напряжение стабилизации стабилитрона (диода) VS1 выбирается из условия:

U В ру <=UVSI =< Uу maxу 4/0,45=8,89 = < UVSI =< 11/0,45=24,4 (30).

Выберем стабилитрон VS1 КС524Г от 18 — 28 В

Блок токоограничения (БТО) (рис.9) состоит из трёх трансформаторов тока, первичные обмотки которых включены последовательно в силовую цепь, а вторичные обмотки нагружены сопротивлениями R l , R2 , R3 . Напряжение, пропорциональное току в силовой цепи, снимается с активных сопротивлений, выпрямляется диодами VD1-VD6, пульсации сглаживаются конденсатором С1 . Часть выпрямленного напряжения снимается с потенциометра R4 и может быть подана на усилитель. Отсечка осуществляется стабилитроном VS2.

Разработка автоматизированного электропривода подачи металлорежущего станка 8

Рис. 10

При предельных моментах нагрузки, когда ток превышает установленную величину, на усилитель подаётся сигнал токовой отсечки, который резко уменьшает выходное напряжение преобразователя, и двигатель останавливается.

Ток нагрузки, при котором отсечка вступает в действие,

I отсп1 Кд =20,87∙1,666=34,78А (31)

Ток короткого замыкания

I кз = Мп2 ∙Кд =23,80∙1,666=39,65А= Iст (32)

По регулировочным характеристикам СИФУ и преобразователя определяется напряжение на входе СИФУ, обеспечивающее при неподвижном якоре ток стопорения I СТ , ЭДС преобразователя при этом

Е α ст = Rя ∙Iст =0,092∙39,65=3,65А (33)

По характеристике преобразователя определяется соответствующий

Е α ст =3,65 угол αст =88,6. По характеристике СИФУ — обеспечивающий этот угол управляющий сигнал Uуст =3А.

Коэффициент передачи токовой отсечки

К то =(Uу max -Uуст )/(Iст -Iотс )=(11-3)/(39,65-34,78)=1,64 (34)

Напряжение стабилизации стабилитрона, вводящего отсечку в действие,

U vs 2 = Кто ∙Iотс /Ку=1,64∙34,78/0,45=126В(35)

Выберем стабилитрона VS2 КС640А от 100 — 130 В

10. Построение статических характеристик электропривода

Электромеханические характеристики привода постоянного тока с обратной связью по скорости и нелинейной отрицательной связью по току состоят из двух участков (рис.10).

Разработка автоматизированного электропривода подачи металлорежущего станка 9

Рис. 10

На первом участке в приводе действует только отрицательная обратная связь по скорости, что обеспечивает высокую жёсткость характеристики. При больших моментах включается отсечка по току и добавляется глубокая отрицательная обратная связь, которая уменьшает выходное напряжение преобразователя и снижает жёсткость характеристики, наклон на втором участке резко увеличивается.

Построение характеристик проводится на верхней и нижней границах диапазона регулирования по характерным точкам 1-4 (рис.10).

Для верхней границы диапазона регулирования точка 1 соответствует максимальной скорости ω m ах при эквивалентной нагрузке Мэ , Iэ ; точка 2 соответствует скорости идеального холостого хода.

ω о Вmax +∆ωоз В =71,209+0,0167=71,226 рад/с (36)

где ∆ω оз В — перепад скорости вращения в замкнутой системе:

∆ω оз В =Rд Iэ Kд /(1+Kв Kд )=0,092∙31∙1,666/(1+170,90∙1,666)= 0,0167 (37)

Точка 3 соответствует началу действия отсечки при скорости ω отс В :

ω о Вmax -∆ωоз В =71,209 — 0,0046=71,204 (38)

где ∆ω о nc В — перепад скорости при возрастании тока якоря от IЭ до Iотс

∆ω отс В =Rд ∆IKд /(1+Kв Kд )=0,092∙(39,65-37,78)∙1,666/(1+170,90∙1,666)=

=0,0046 (39)

где ∆I=I отс -Iэ .

Точка 4 соответствует остановке двигателя при токе стопорения I СТ .

Для нижней границы диапазона регулирования точка 1 соответствует максимальной скорости ω min при эквивалентной нагрузке Мэ , Iэ ; точка 2 соответствует скорости идеального холостого хода.

ω о Нm шт +∆ωоз Н = (36’)

где ∆ω оз Н — перепад скорости вращения в замкнутой системе:

∆ω оз Н =Rд Iэ Kд /(1+Kв Kд ) (37’)

Точка 3 соответствует началу действия отсечки при скорости ω отс В :

где ∆ω о nc В — перепад скорости при возрастании тока якоря от IЭ до Iотс

∆ω отс В =Rд ∆IKд /(1+Kв Kд ) (39’)

где ∆I=I отс -Iэ .

Точка 4 соответствует остановке двигателя при токе стопорения I СТ .

11. Структурная схема системы автоматического регулирования электропривода

Структурная схема строится на основе функциональной, основные элементы которой представлены типовыми динамическими звеньями с соответствующими передаточными функциями.

Электронный усилитель — безинерционное звено:

W у (р)=Ку (40)

Тиристорный преобразователь с СИФУ- апериодическое звено:

W тп = Ктп /(1+ Ктп р) (41)

где Т тп =0,003с

Двигатель постоянного тока можно представить как последовательно соединённые апериодическое и интегрирующее звенья:

д = Кд /((1+ Тд р)р) (42)

Т д =0,13 для двигателей серии ПБВ.

Тахогенератор — безинерционное звено:

W тг (р)=Ктг =1,3 (43)

На рис.11 показана структурная схема регулируемого электропривода с обратной связью по скорости. Цепь обратной связи по току показана пунктиром.

Разработка автоматизированного электропривода подачи металлорежущего станка 10

Рис. 10

По передаточным функциям звеньев необходимо найти выражение системы в разомкнутом и замкнутом состоянии:

W 1 (р)= Wу (р)∙Wтп (р)∙Wд (р)=

=0,45∙2,97 / (1+0,003р)∙1,666/ ((1+0,013р)р); (44)

Ф 1 (р)= W1 (р)/(1+ W1 (р)∙Wтг (р)) =

=[2,227 / (1+0,003р)/(1+0,013р)р)]/ [1+2,895/(1+0,003р)/ (1+0,013р)р)] (45)

Эти выражения используются для оценки устойчивости и автоматического регулирования.

12. Устойчивость системы автоматического регулирования электропривода

Устойчивость спроектированной системы автоматического регулирования электропривода можно оценить по критериям Гурвица, Михайлова, Найквиста.

Наиболее распространённым в инженерной практике является способ, основанный на логарифмических частотных характеристиках (ЛАЧХ, ЛФЧХ) с использованием критерия устойчивости Найквиста.

Замкнутая система устойчива, если на частоте ω, для которой φ = -π , ордината ЛАЧХ разомкнутой системы отрицательна L(ω)<O.

Запас устойчивости по амплитуде ∆L на ЛАЧХ представляет собой отрезок, заключённый между осью абсцисс и ординатой ЛАЧХ при частоте, соответствующей фазовому сдвигу -π .

Запас устойчивости по фазе есть угол ∆φ =180 — | φ(ω ср ) |. На ЛФЧХ это угол превышения фазовой характеристики над линией φ =-πпри частоте среза ω ср (рис. 12).

Разработка автоматизированного электропривода подачи металлорежущего станка 11

Рис. 12

Нормы запасов устойчивости в зависимости от частоты среза представлены в [1] таблица 2

Для систем с высокими показателями качества

Показатели качества для диапазона частот ω ср , с-1

10 -2 ..102

10 2 ..103

10 3 ..104

10 4 ..108

∆L, дБ

14

16

18

20

∆φ, °

45

50

55

60

Для построения ЛАЧХ

  • Находим сопрягающие частоты:

для Т д =0,13 ωд =1/ Тд =1/0,13=7,692;

для Т тп =0,003 ωд =1/ Тд =1/0,003=333,333;

  • На частоте ω=1 отложим ординату, равную 20lgK=2,52 (точка А), где К=1,337 — коэффициент передачи разомкнутой системы..
  • Через точку А проводим прямую с наклоном μ20 дБ/дек, где μ =1- число интегрирующих звеньев (порядок астатизма системы).

  • Для каждой из сопрягающих частот изменить наклон ЛАЧХ по отношению к предшествующему участку:
  • для апериодического и интегрирующего звена на -20дБ/дек;
  • для колебательного звена на -40дБ/дек;
  • для дифференцирующего звена на +20дБ/дек.

При построении ЛАЧХ следует учитывать, что каждое звено даёт сдвиг по фазе выходных сигналов по отношению к входным сигналам:

апериодическое (-arctg ωt),

интегрирующее (-π/2),

дифференцирующее (-π/2).

13. Оценка качества регулирования электропривода

Переходная функция h(t) системы получаем обратным преобразованием Лапласа произведения:

W(p)/p=2,227/(p 2 (1+0,003р)(1+0,013р)), (46)

где

W 1 (р)= Wу (р)∙Wтп (р)∙Wд (р)==0,45∙2,97/ (1+0,003р)∙1,666/ ((1+0,013р)р);

h(p)=2,227((-0,000624p+0,0039)/p 2 +(0,000624p-0.9744)/(p+1/0,13)/(p+1/0,03)=

=2,227(-0,000624/p+0,0039/p 2 +0,000624p/(p+1/0,13)/(p+1/0,03)-0,9744/(p+1/0,13) /(p+1/0,03)

h(t)=2,227(-0,000624+0,0039t+0,000624/(1/0,13-1/0,03)(0,13exp(-0,13t)-0,03exp(-0,03t))-0,9744(exp(-0,13t)-exp(-0,03t))).

Функция h(t) не ограниченная, т.к присутствует t.

По переходной характеристике определим следующие показатели, характеризующие качество регулирования при ступенчатом изменении входного сигнала:

  • время регулирования — интервал времени с момента подачи ступенчатого входного сигнала до момента окончания переходного процесса;
  • перерегулирование — максимальное отклонение регулируемой величины от установившегося значения.

14. Принципиальная схема электропривода

Принципиальная схема электропривода разрабатывается с учетом функциональной схемы (рис.3), включает в себя элементы, выбранные на предыдущих этапах проектирования. Схема предполагает наличие современных устройств управления для пуска, торможения, реверса и регулирования скорости.

Разработка автоматизированного электропривода подачи металлорежущего станка 12

привод электродвигатель трансформатор индуктивность

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovoy/elektroprivod-metalloobrabatyivayuschih-stankov/

1. Расчёт автоматизированного электропривода постоянного тока. МУ. СГТУ, 2005. 21с

— Ильинский И.Ф. Общий курс электропривода / И.Ф. Ильинский, В.Ф. Козаченко. М.: Энергоатомиздат, 1992. 544 с.

— Михайлов О.П. Автоматизированный электропривод станков и промышленных роботов / О.П. Михайлов. М.: Машиностроение, 1990. 304 с.

— Москаленко В.В. Автоматизированный электропривод / В.В. Москаленко. М.: Энергоатомиздат, 1986. 416 с.

— Терехов В.М. Элементы автоматизированного электропривода / В.М. Терехов. М.: Энергоатомиздат, 1987. 224 с.

— Замятин В.Я. Мощные полупроводниковые приборы. Тиристоры / В.Я. Замятин. М.: Радио и связь, 1988. 576 с.

— Иващенко Н.Н. Автоматическое регулирование / Н.Н. Иващенко. М.: Машиностроение, 1978. 736 с.

— Игнатьев А.А. Элементы автоматизированных электромеханических систем: учеб. Пособие / А.А. Игнатьев, А.К. Демидов, В.А. Добряков. Саратов: Саратовский государственный технический университет, 2002. 60 с