Разработка базы данных и приложения для решения задачи «Автоматизация обслуживания посетителей ресторана

Курсовой проект

может содержать средства, позволяющие каждому из пользователей оперировать только теми данными, которые входят в его компетенцию. В результате взаимодействия данных, содержащихся в базе, с методами, доступными конкретным пользователям, образуется информация, которую они потребляют и на основании которой в пределах собственной компетенции производят ввод и редактирование данных.

С ростом численности ресторанов стремительно усиливается и конкуренция, что неизбежно приводит к необходимости эффективно и рационально использовать имеющиеся ресурсы. В этих условиях для успешного ведения бизнеса необходимо инвестировать в средства и инструменты его поддержания и развития. Один из основных инструментов развития ресторанного бизнеса – это современная система автоматизации ресторанов.

Современная система автоматизации ресторана – это профессиональная система управления рестораном, многофункциональная и легко модернизируемая. Целью автоматизации является повышение эффективности управления рестораном, ускорение обслуживания и минимизация возможных злоупотреблений, особенно воровства. Значительная доля успеха складывается из отличного сервиса и оперативной работы персонала. Именно возможности автоматизации ресторана позволяют оптимально сочетать скорость и качество.

Очевидны неоспоримые преимущес тва автоматизированного ресторана перед другими подобными заведениями:

  • высокое качество сервиса и скорость обслуживания клиентов;
  • отсутствие ошибок при оформлении заказа;
  • обработка и передача заказа в автоматическом режиме;
  • абсолютный контроль всех процессов от момента приема заказа до его исполнения;
  • возможность непрерывно отслеживать финансовые результаты работы заведения.

Специализированный комплекс программного обеспечения и оборудования для автоматизации ресторанов на порядок расширяет возможности управления ресторанным бизнесом:

  • автоматизация позволяет внедрять маркетинговые и учетные политики нового поколения и всегда иметь достоверную информацию о работе заведения;
  • четко зафиксировав обязанности и ответственность персонала, можно предотвратить злоупотребления со стороны сотрудников, свести к минимуму роль человеческого фактора в управлении;
  • благодаря системе автоматизации ресторана появляется возможность исключить трудоемкие операции по учету, обеспечить гибкое управление политикой скидок и бонусов;
  • становится возможным вести непрерывный мониторинг работы всех структур заведения, анализировать и прогнозировать результаты деятельности ресторана.

Таким образом, в результате автоматизации предприятия ресторатор имеет возможность постоянно повышать рентабельность и конкурентоспособность своего бизнеса.

26 стр., 12940 слов

Разработка автоматизированной информационной системы учета заказов ...

... работы отдела приема заказов, необходимо создание автоматизированной расчетной системы, обеспечивающей автоматизацию задач по учету и формированию отчетности. Неотъемлемую часть процесса разработки сложной информационной ... и качество работы таких систем будут не­уклонно повышаться при незначительном росте их стоимости [1,7]. Современные информационные технологии — системы управления базами данных, ...

Целью данного курсового проекта является разработка и реализация базы данных для ресторана, чтобы обеспечить хранение, накопление и предоставление информации о деятельности ресторана. Создаваемая база данных предназначена в основном для автоматизации деятельности основных подразделений ресторана, а именно кухня, бухгалтерия, а также обслуживания клиентов.

Задачами курсового проекта являются:

  • описание предметной области;
  • описание технологии функционирования ИС;
  • построение концептуальной и даталогической (реляционной) модели БД;
  • физическое проектирование БД;
  • разработка функциональной модели СУБД;
  • разработка экранных форм ввода-вывода и отчета;
  • разработка функциональных модулей.

1. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1. Описание предметной области

Предметной областью называется часть реальной системы, представляющая интерес для данного исследования. При проектировании автоматизированных информационных систем предметная область отображается моделями данных нескольких уровней. Число уровней зависит от сложности решаемых задач, но в любом случае включает концептуальный и логический уровни.

Предметной областью созданной базы данных является деятельность ресторана. Описаны три основных вида деятельности:

  1. Кухня. Производится непосредственно приготовление или «набор» блюд из имеющихся ингредиентов, кроме того, выполняется заказ на необходимые ингредиенты, а также формирование меню или «набор» блюд из уже приготовленных.
  2. Бухгалтерия. Производятся все необходимые расчеты.
  3. Обслуживание клиентов. Производится обслуживание посетителей ресторана, которым предоставляется меню и выполняется заказ выбранных ими блюд.

В базе данных разрабатываемого программного продукта будут храниться данные об общем ассортименте блюд:

Персонал, который будет обслуживать посетителей ресторана, характеризуются

Кроме того, отдельно существует информация о должностях, занимаемых тем или иным работником:

Также в программе содержатся данные о постоянных клиентах:

  • При формировании заказа учитываются

Для удобства хранения блюд по разделам существует информация о видах блюд:

В создаваемом программном продукте могут работать группы пользователей:

Благодаря данному программному продукту персоналом могут выполняться следующие задачи:

1.2. Описание технологии функционирования ИС

Редактированием (добавление, изменение, удаление) общего ассортимента блюд в ресторане занимается повар, он следит за наличием тех или иных продуктов для приготовления блюд. Администратор на основе получаемых данных формирует меню на 6 различных листах (соответствующих 6 разделам блюд), а затем просматривает и выводит на печать. Такие операции как фильтрация, поиск и сортировка данных о блюдах доступна и повару, и администратору.

9 стр., 4310 слов

Создание базы данных «Ресторан» (на примере ресторана ...

... теме исследования, сбор и систематизация необходимых источников информации; рассмотрение меню, как маркетинговую составляющую деятельности ресторана; исследование особенностей разработки меню (дизайн, роль оригинальных названий и описания блюд, специальные меню, продвижение услуг ресторана посредством меню); анализ меню ресторана ...

Клиент, придя в ресторан, просматривает готовое меню и осуществляет заказ согласно собственным предпочтениям. Официант подает данные о заказываемых блюдах бухгалтеру и повару, а также информацию о карте постоянного клиента (если такая имеется) бухгалтеру, который, в свою очередь, формирует общий заказ, а затем чек заказа с учетом скидки. На чеке отображается фамилия, имя, отчество обслуживающего официанта, номер столика, дата и время заказа. Данный чек распечатывается и вкладывается в папку «Счёт» для предоставления клиенту.

Администратор, занимающийся кадрами, формирует список персонала (предусмотрено добавление, изменение, удаление записей), а также следит за наличием постоянных клиентов и размером их скидки.

Рис. 1.1. Схема функционирования автоматизированной системы обслуживания

клиентов ресторана

1.3. Требования к ИС

База данных предназначена для формирования меню и заказов клиентуры ресторана. Система должна вести учет первичной документации, учет работников и самой клиентуры, а также формировать необходимые отчеты. Главным назначением базы является автоматизированная деятельность ресторана.

База данных может работать на одном компьютере или в локальной сети. Основной режим работы – диалоговый, т.е. пользователь работает с базой данный, используя объекты форм поля, кнопки, списки, получая при этом необходимые отчеты в Ravе Designer, используя для этого специальные шаблоны. Необходимо предусмотреть поиск, отбор и сортировку документов, используя и другие критерии к базе данных.

  1. Реляционная модель базы нормализована и состоит из 6 таблиц.
  2. Приложение БД имеет удобный для пользователя интерфейс, выполненный в одном стиле.

Для разработки приложения выбрана среда разработки Delphi. Delphi – это продукт Borland International для быстрого создания приложений. Высокопроизводительный инструмент визуального построения приложений включает в себя настоящий компилятор кода и предоставляет средства визуального программирования, несколько похожие на те, что можно обнаружить в Microsoft Visual Basic или в других инструментах визуального проектирования. В основе Delphi лежит язык Object Pascal, который является расширением объектно-ориентированного языка Pascal. В Delphi также входят локальный SQL-сервер, генераторы отчетов, библиотеки визуальных компонентов, и прочее хозяйство, необходимое для того, чтобы чувствовать себя совершенно уверенным при профессиональной разработке информационных систем или просто программ для Windows-среды.

Преимущества Delphi по сравнению с аналогичными программными продуктами:

  • Создаваемые с помощью Delphi программы могут работать не только под управлением Windows, а сама она относится к классу инструментальных средств ускоренной разработки программ (RAD);
  • быстрота разработки приложения;
  • высокая производительность разработанного приложения;
  • низкие требования разработанного приложения к ресурсам компьютера;
  • наращиваемость за счет встраивания новых компонент и инструментов в среду Delphi;
  • возможность разработки новых компонент и инструментов собственными средствами Delphi (существующие компоненты и инструменты доступны в исходных кодах);
  • удачная проработка иерархии объектов. [В.В Фаронов Delphi программирование на языке высокого уровня СПБ7].
  1. Для реализации приложения по автоматизации обслуживания посетителей ресторана мы выбрали СУБД Paradox 7. Принцип хранения данных в Paradox сходен с принципами хранения данных в dBase — каждая таблица хранится в своем файле (расширение *.db), MEMO- и BLOB-поля хранятся в отдельном файле (расширение *.md), как и индексы (расширение *.px).
    37 стр., 18434 слов

    Проектирование Базы Данных для коммерческого предприятия

    ... данных. Соответственно такое распространения баз данных требует и новых программных средств управления ими. Вот несколько примеров приложений нового поколения, которые определяют потребности в новых средствах разработки баз данных ... систематического подхода к работе с данными. Дальнейшее развитие компьютерных технологий и компьютеризация общества привела к тому что, базы данных стали разрабатываться ...

Однако, в отличие от dBase, формат данных Paradox не является открытым, поэтому для доступа к данным этого формата требуются специальные библиотеки. Так как в этой ситуации доступ к данным осуществляется только с помощью «знающих» этот формат библиотек, простое редактирование подобных данных по сравнению с данными открытых форматов типа dBase существенно затруднено. В этом случае возможны такие недоступные при использовании «открытых» форматов данных сервисы, как защита таблиц и отдельных полей паролем, хранение некоторых правил ссылочной целостности в самих таблицах — все эти сервисы предоставляются Paradox, начиная с первых версий этой СУБД.

Достоинства данной СУБД заключаются в том, что она содержит:

  • Средства манипуляции данными Paradox и dBase.
  • Средства создания форм, отчетов и приложений.
  • Средства визуального построения запросов.
  • Средства публикации данных и отчетов в Internet и создания Web-клиентов.
  • Corel Web-сервер.
  • ODBC-драйвер для доступа к данным формата paradox из Windows-приложений.
  • Средства для доступа к данным формата Paradox из Java-приложений.[6]