Эффективность внедрения новой техники

Курсовая работа

К глобальной инновации последних лет относится создание мировой информационной сети — Интернета. Отраслевой инновацией, например, в радиоэлектронной промышленности является переход от катушечных к кассетным магнитофонам. Приведенные инновации называются продуктовыми и охватывают созидание новых или усовершенствование ранее существовавший товаров. Существуют также процессные инновации, которые касаются технологии и организации производства, труда, управления. Применение нового продукта воспринимается как базовая инновация. Улучшающие инновации затрагивают имеющийся на рынке товар и выражаются в использовании более эффективных компонентов или частичного изменения систем сложного продукта.

1.2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕДРЕНИЯ НОВОЙ ТЕХНИКИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

В условиях жестокой конкуренции ни одно предприятие не сможет долго существовать, не внося заметных усовершенствований в свою работу. В результате внедрения новой техники и технологии в деятельность предприятия повышается качество и прогрессируют характеристики изделий, а также совершенствуются средства, методы и организация производства. Внедрение нововведений осуществляется, как правило, по следующим направлениям:

  • освоение новой и модернизация выпускаемой продукции;
  • внедрение в производство новых технологий, машин, оборудования, инструмента и материалов;
  • использование новых информационных технологий и новых способов производства продукции;
  • совершенствование и применение новых прогрессивных методов, средств и правил организации и управления производством.

Задачи комплексного совершенствования техники и организации производства напрямую увязываются с потребностями рынка. В первую очередь определяется продукция, которую предприятию следует осваивать, её потенциальные потребители и конкуренты. Эти вопросы решаются инженерами, маркетологами и экономистами, которые разрабатывают стратегию развития предприятия и его техническую политику. На основе этой политики определяются направление технического развития производства и сектор рынка, на котором предприятие собирается закрепиться.

Инновационная деятельность предприятия по разработке, внедрению, освоению новшеств включает:

  • проведение научно-исследовательских и конструкторских работ по разработке идеи новшества, проведению лабораторных исследований, изготовлению лабораторных образцов новой продукции, видов новой техники, новых конструкций и изделий;
  • подбор необходимых видов сырья и материалов для изготовления новых видов продукции;
  • разработку технологического процесса изготовления новой продукции;
  • проектирование, изготовление, испытание и освоение образцов новой техники, необходимой для изготовления продукции;
  • разработку и внедрение новых организационно-управленческих решений, направленных на реализацию новшеств;
  • исследование, разработку или приобретение необходимых информационных ресурсов и информационного обеспечения инноваций;
  • подготовку, обучение, переквалификацию и специальные методы подбора персонала;
  • проведение работ или приобретение необходимой документации по лицензированию, патентованию, приобретению ноу-хау;
  • организацию и проведение маркетинговых исследований по продвижению инноваций и т.д.

Совокупность управленческих, технологических и экономических методов, обеспечивающих разработку, создание и внедрение нововведений, представляет собой инновационную политику предприятия. Цель подобной политики заключается в предоставлении предприятию существенных преимуществ по сравнению с фирмами-конкурентами и в конечном итоге увеличение рентабельности производства и сбыта.

2 стр., 946 слов

Анализ производства продукции на предприятии

... курсовой работе проведен анализ производства продукции на предприятии ООО «Дизайн Бетон». В первой главе работы рассмотрена теоретическая сторона вопроса, вторая глава посвящена анализу производства продукции этого предприятия, характеристика предприятия, приведены расчеты основных показателей работы предприятия, ... по выпуску основной продукции предприятия Организация производства охватывает ...

Для осуществления инновационной деятельности необходимо наличие инновационного потенциала предприятия, который характеризуется как совокупность различных ресурсов, включая:

  • интеллектуальные (технологическая документация, патенты, лицензии, бизнес-планы по освоению новшеств, инновационная программа предприятия);
  • материальные (опытно-приборная база, технологическое оборудование, ресурс площадей);
  • финансовые (собственные, заемные, инвестиционные, федеральные, грантовые);
  • кадровые (лидер-новатор; персонал, заинтересованный в инновациях; партнерские и личные связи сотрудников с НИИ и вузами; опыт проведения процедур нововведений; опыт управления проектами);
  • инфраструктурные (собственные подразделения, отдел главного технолога, отдел маркетинга новой продукции, патентно-правовой отдел, информационный отдел, отдел конкурентной разведки);
  • иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности.

От состояния инновационного потенциала зависит выбор той или иной стратегии, который в данном случае можно определить, как меру готовности выполнить поставленные цели в области инновационного развития предприятия. Практика показывает, что далеко не всем предприятиям необходимо осваивать новые технологии, несмотря на постоянное возрастание значения инноваций. Некоторые виды и формы хозяйственной деятельности, скажем малые фармацевтические предприятия, неспособны самостоятельно разрабатывать новые лекарственные препараты. А предприятиям, находящимся в полном упадке или на стадии банкротства, просто не имеет смысла модернизировать производство.

49 стр., 24035 слов

Совершенствование технологии производства кисломолочных напитков

... дипломной работы является изучение технологии производства кисломолочных напитков в ОАО «Молочный комбинат «Саранский», разработка предложений по ... Переваримость кисломолочных продуктов колеблется 95-98%. Пищевая ценность кисломолочных продуктов зависит ... оказывают угнетающего действия на развитие дрожжей. Поэтому в кумысе ... предприятия. В России в 2009 г всего было выработано 2 159 182 т кисломолочной ...

Нововведения в сфере материального производства тесно связаны с инвестициями. Освоение и выпуск новых изделий, применение новой техники и технологии становятся реальными лишь в случае возможности их финансирования. Финансовые ресурсы, предназначенные для инвестиции, условно делятся на предприятиях по следующим направлениям:

  • освоение и выпуск новой продукции (в данном случае почти всегда вносятся прогрессивные изменения в технологию и организацию производства, что и обеспечивает комплексное и быстрое внедрение передовых достижений науки в производство);
  • техническое перевооружение (форма обновления производственного аппарата, когда перманентно происходит замена старой производственной техники и технологии на новую, с более высокими технико-экономическими показателями);
  • расширение производства (предполагает строительство новых дополнительных цехов и других подразделений основного производства, а также новых вспомогательных и обслуживающих цехов и участков);
  • реконструкция (мероприятия, связанные как с заменой морально устаревших и физически изношенных машин и оборудования, так и с совершенствованием и перестройкой зданий и сооружений);
  • новое строительство (целесообразно только для ускорения развития наиболее перспективных и развивающихся продуктов и отраслей производства, а также для освоения принципиально новой техники и технологии, которая не вписывается в традиционные производственные структуры).

При внедрении новых товаров или новой технологии предприятия подвергаются высокому риску. Уровень риска значительно варьируется и находится в прямой зависимости от степени новизны продукта или технологии. Не секрет, что чем выше новизна, тем выше неопределенность того, как продукт будет воспринят рынком. Существуют различные подходы к классифицированию и выявлению разнохарактерных неопределенностей, которые воздействуют на эффективность инновационного процесса, в том числе: научно-технические, маркетинговые, финансовые, юридические, экологические и другие риски. Основными неудачами с выведением новых изделий на рынок принято считать:

  • недостаточный анализ внешних факторов среды функционирования предприятия, перспектив развития рынка и поведения конкурентов;
  • недостаточный анализ внутренних инновационных, производственных, финансовых и других возможностей;
  • неэффективный маркетинг и недостаточная (или непрофессиональная) поддержка нового товара при выведении его на рынок.

При рассмотрении общепризнанных недочетов представления инновации на рынок можно сделать вывод о том, что успех инновационных технологий может во многом зависеть от системы управления, применяющейся на предприятии вообще и инновационными технологиями в частности.

5 стр., 2192 слов

Гидролизное производство. Технология производства пищевого ксилита

... ксилита является наиболее сложной из рассматриваемых технологических процессов в гидролизном производстве. Технологический процесс получения пищевого ксилита можно разделить механическую подготовку ... подбирают так, чтобы процесс разрушения моносахаридов был наименьшим. 2.Технология производства пищевого ксилита Ксилит получают гидрированием гемицеллюлозных гидролизатов пентозансодержащего сырья, ...

Необходимость комплексного подхода к созданию и внедрению новой техники, технологии и организации производства вносит существенные поправки в понятийный аппарат и систему управления производством. При использовании новых инженерных решений производство вынуждено опираться на научные разработки в области экономики, социологии, математики, биологии и других наук. Тем самым понятие «внедрение новой техники» расширилось и вошло составной частью в понятие «научно-технический прогресс», характеризующее развитие науки и техники и их практическое применение для решения поставленных социально-экономических и политических задач.

2. Анализ и деятельность в росии и зарубежом

2.1 Инновационная деятельность за рубежом (на примере сша).

Зарубежный опыт позволяет ответить на вопрос: как лечить больную экономику и по возможности избежать болезней. Германия, Япония, Гонконг, Южная Корея, Тайвань убедительно продемонстрировали, что для господства на мировом рынке вовсе не нужно иметь газ, нефть, лес и другие природные ресурсы. Модель развития, опробованная после Второй мировой войны Японией, а затем другими государствами Юго-Восточной Азии, показала, что даже при отсутствии собственной научной базы, опираясь на новейшие технологии, разработанные в других странах, приобретая патенты и лицензии, можно обеспечить 10-20% ежегодного прироста промышленного производства.

За последние годы существенные изменения претерпевают НИОКР США. На первый план выдвигаются задачи по усилению связи науки и техники, повышению степени приложимости фундаментальных научных знаний. Значительно увеличиваются федеральные инвестиции в высокоокупаемые прикладные исследования и разработки с упором на такие технологии, которые способны породить новые производства и перестроить прежние. Укрепляется сотрудничество государства и частного бизнеса. Разнообразнее становятся стимулы для активного привлечения частных инвестиций в науку, включая использование налогового кредита на НИОКР, налоговую скидку на прирост стоимости капитала, предприятия и т.д.

Многие федеральные научные исследования и опытно-конструкторские разработки проводятся в США негосударственными организациями благодаря контрактам и грантам. Промышленные фирмы осуществляют большой объем работы (часть которой приходится на прикладные исследования) по контрактам под государственным надзором. В области фундаментальных исследований, которые обычно финансируются федеральным правительством через выделение грантов, доминируют университеты. Широкое использование контрактов и грантов является ключевым аспектом в системе НИОКР США. Через них федеральное правительство обеспечивает работой лучшие научно-исследовательские организации и талантливых ученых, ставя перед ними научно-исследовательские и опытно-конструкторские задачи. Это делает систему США более гибкой по сравнению со многими национальными аналогичными системами, которые в основном охватывают государственные лаборатории и институты.

В науку и технику вовлекаются фактически все штаты. При этом более 90% федеральных исследований курируются Министерством обороны, Министерством здравоохранения и медицинского обслуживания, Министерством энергетики, Национальным управлением по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА), Национальным научным фондом и Министерством сельского хозяйства. Свой вклад в финансирование вносят также Министерство торговли, Министерство внутренних дел. Министерство транспорта и Управление по охране окружающей среды.

5 стр., 2362 слов

Исследование фонтанных скважин

... Р=20-40 МПа). 3.3 Исследование фонтанных скважин Исследование фонтанных скважин проводятся по двум методам. На установившихся и неустановившихся режимах. Исследование на установившихся режимах ... которым понимают максимальный дебит скважины, допустимый условиям рациональной эксплуатации залежи и обеспечиваемый продуктивной характеристикой скважин. Исследования на неустановившихся режимах заключается ...

В США большая часть НИОКР финансируется и осуществляется частным сектором промышленности. Но параллельно создана система трансферта результатов НИОКР, выполненных в университетах и федеральных научных центрах.

Как известно, американские университеты — это своеобразные интеллектуальные центры, в которых фундаментальные и прикладные исследования тесно связаны с подготовкой специалистов. Объемы государственной поддержки проводимой здесь научно-исследовательской работы (вне зависимости от того, является ли заведение частным или государственным) значительно выше, чем в других странах, а степень «рационального использования» результатов интеллектуальной деятельности сотрудников самая высокая в мире. Университетские научно-исследовательские проекты получают финансовую поддержку от федерального правительства в форме грантов, контрактов, соглашений.

В соответствии с законодательством США выработаны нормативные документы, регламентирующие цепочку процедур от правил подачи заявок на НИОКР, определения их стоимости (прямые и косвенные затраты) до лицензирования результатов и распределения доходов. При этом политика в области НИОКР строится исходя из принципов и приоритетов, заложенных в уставных документах университетов. Базисным элементом политики является право собственности последних на результаты интеллектуальной деятельности, полученные в процессе выполнения НИОКР, и это право закреплено федеральным законодательством. Уже на этапе подписания контракта с персоналом (о приеме на работу) оговаривается, что сотрудники, принимающие участие в проектах, финансируемых из федерального бюджета, должны предоставлять университету все, по их мнению, патентоспособные результаты и выполнять необходимые процедуры, связанные с патентованием и возможным лицензированием. Название изобретения также является собственностью университета. Соблюдение этих норм контролируется Попечительским советом. В свою очередь, университет берет на себя обязательства, связанные с патентованием и лицензированием (если экспертиза подтвердит целесообразность) и выплатой определенной доли лицензионных платежей (если таковые будут поступать).