Важнейшим показателем, отображающим эффективность социально-экономической политики государства, является уровень жизни населения. В конвенциях Международной организации труда (МОТ), Концепции ООН, признающей жизнь человека высшей ценностью, каждый человек имеет право на уровень жизни, обеспечивающий поддержание здоровья и благосостояния его самого и его семьи. Уровень жизни населения — конечная инстанция и итог всякого социально-экономического развития, оценка его результативности. Никакие промежуточные результаты развития отдельных отраслей экономики, как бы ни велики и позитивны они не были, не имеют самодостаточного значения без соответствующих изменений в уровне жизни населения. Актуальность темы определяется тем, что с одной стороны, это действительно важнейшая цель всякого общественного развития, а с другой — конечная инстанция, по состоянию которой можно с достаточной степенью точности судить о направленности и эффективности экономической политики того или иного правительства, его дееспособности, необходимости пересмотра и замены одних социальных стандартов и стереотипов на другие, качественного преобразования политической и экономической систем.
актуальной проблемой
Понятие «уровень жизни» многогранно и характеризует материальные возможности населения в удовлетворении своих потребностей. Оно включает в себя различные социальные аспекты общественной жизни: условия труда и быта, уровень и структуру доходов и расходов населения, формы использования свободного времени, уровень развития здравоохранения, культуры, искусства и многое другое.
Объект исследования, Предмет исследования
Целью данной работы является изучение проблемы уровня жизни населения как важнейшей социально-экономической категории.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи :
- раскрыть понятие «уровень жизни» и его составляющие;
2. дать характеристику показателей оценки уровня жизни;
- проанализировать уровень жизни на примере развитых стран;
- изучить динамику уровня жизни в Республике Беларусь;
- рассмотреть пути совершенствования социальной политики и повышения уровня жизни в Республике Беларусь.
методы исследования
теоретическое и практическое значение.
Таким образом, вопросы изучения и анализа уровня жизни являются актуальными в настоящее время. Детальное изучение опыта зарубежных стран в определении показателей уровня и качества жизни и их повышения в условиях национальной экономики Республики Беларусь становится актуальной задачей на современном этапе развития и в условиях мирового финансово-экономического кризиса.
Социально-экономическая природа общего образования
... специфика экономического механизма сферы образования проявляется в том, что его пока невозможно однозначно определить. Однако ситуация здесь не статична, так например уже сегодня выделяются различные «типы экономических отношений в системе образования» ... уровнем, профессионально - отраслевой структурой населения, трудовым стажем и заработком. Среди ранних работ в области экономики общего образования ...
Уровень жизни населения является одной из важнейших социальных категорий. Понятие «уровень жизни населения» применяется во всём мире. В мировой практике впервые этот термин был предложен в 1954 году Комитетом экспертов ООН, и под уровнем жизни населения рекомендовалось понимать фактические условия жизни населения, сгруппированные в 12 компонентов. Наряду с материальными и культурными условиями жизни в состав уровня жизни включались здоровье, занятость, условия труда, фонд накопления, человеческие свободы [15, c. 11].
Во времена существования Советского Союза понятие «уровень жизни населения» рассматривалось в узком и широком смысле. Под категорией «уровень жизни» в узком смысле понималась достигнутая степень материального благосостояния и культурного развития трудящихся, отражаемая в потребительском бюджете населения. В широком смысле уровень жизни рассматривался как уровень развития и степень удовлетворения потребностей населения. В данном случае речь идёт не только об условиях жизни, но и о жизнедеятельности и развитии способностей людей в сопоставлении с их потребностями и интересами.
Под уровнем жизни населения понимается обеспеченность населения необходимыми материальными и духовными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и накопления, а также степень удовлетворения общественно признанных потребностей, соответствующих данному социально-экономическому развитию страны.
В категории «уровень жизни населения» можно выделить следующие составляющие [3, c. 16]:
- натурально-вещественное содержание (классификация потребляемых благ на материальные и духовные);
- отражение достигнутого уровня обеспеченности и потребления благ и услуг;
- характеристика уровня удовлетворения потребностей людей в этих благах и услугах.
Структура основных составляющих уровня жизни позволяет отождествлять его с уровнем благосостояния [3].
Денежная же оценка благ и услуг, фактически потребляемых в среднем домашнем хозяйстве в течение известного промежутка времени и соответствующих определённому уровню удовлетворения потребностей, представляет собой стоимость жизни.
Можно выделить четыре уровня жизни населения:
- достаток (пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека);
- нормальный уровень (рациональное потребление по научно обоснованным нормам, обеспечивающее человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил);
- бедность (потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспроизводства рабочей силы);
- нищета (минимально допустимый по биологическим критериям набор благ и услуг, потребление которых позволяет лишь поддерживать жизнедеятельность человека) [3, c. 22].
ХХI век выдвигает новый подход к определению места и роли человека в научно-техническом и социально-экономическом прогрессе. При таком подходе во главу угла поставлен человек. Всестороннее развитие человека — цель, экономический рост — средство для её достижения. В центре внимания социально-экономической политики государства должен находиться весь круг человеческих потребностей, играющих важнейшую роль для прогрессивного развития всего общества. Если исходить из понимания уровня жизни населения «как уровня развития и степени удовлетворения потребностей людей», то системообразующей основой изучения уровня жизни населения являются разнообразные человеческие потребности, возникающие и реализующиеся в сфере потребления [3, c. 23].
Статистика уровня жизни населения и отраслей социальной сферы
... подходы к статистике уровня жизни населения и социальных сфер. Мы рассмотрим проблемы данной отрасли, достижения, осуществленные политикой нашей страны, деятельность, направленную на повышение уровня жизни населения. Я считаю, что каждый человек должен разбираться ...
Личные потребности отражают объективную необходимость в определённом наборе и количестве материальных благ и услуг и социальных условий, обеспечивающих всестороннюю деятельность конкретного человека. Личные потребности подразделяются на физиологические (физические), интеллектуальные (духовные) и социальные.
Физиологические потребности являются определяющими — первого порядка, поскольку выражают потребности человека как биологического существа. В их составе насущными, первичными выступают потребности в пище, одежде, обуви, жилище, отдыхе, сне, двигательной активности и т.д. Интеллектуальные потребности касаются образования, повышения квалификации, культурного развития, творческой деятельности. Социальные потребности связаны с функционированием человека в обществе — это социально-политическая деятельность, обеспечение социальных прав и т.д.
Для изучения уровня жизни населения и его основных компонентов необходимо охарактеризовать основные потребности человека и особенности их удовлетворения.
Одна их первейших потребностей, удовлетворение которой составляет основу физической жизни человека и обеспечивает воспроизводство его как биологического существа, — потребность в пище. Это естественная физическая потребность. В то же время она формируется под влиянием социальных факторов и в этом смысле носит социальный характер. Подавляющая часть потребностей в пище удовлетворяется торговлей, общественным питанием, а у сельских жителей и личным подсобным хозяйством. Полнота и степень удовлетворения этой потребности зависит от уровня развития общественного производства вообще, и сельскохозяйственного в частности.
Потребность в одежде — одна из важнейших материальных потребностей человека. Основной источник финансирования её удовлетворения — семейный бюджет. Из него берутся средства на приобретение предметов одежды — процент всего совокупного дохода семьи.
Потребность в ведении домашнего хозяйства — одна из материальных потребностей, связанных с необходимостью сохранения и поддержания домашнего очага. Удовлетворяется путём трудовой деятельности в рамках домашнего хозяйства, предприятий службы быта. Домашнее хозяйство — необходимый элемент и условие жизни человека.
Потребность в передвижении — одна из естественных потребностей. Удовлетворяется она путём развития пассажирского транспорта — как общественного, так и индивидуального.
Потребность в жилье — также одна из первейших потребностей человека, носящая одновременно и материальный, и социальный характер. От её удовлетворения зависит в конечном счёте и удовлетворение всех других потребностей. Степень удовлетворения потребности населения в жилье свидетельствует о социальном развитии государства, о том, насколько полно соблюдаются в нём принципы социальной справедливости.
Технологии социальной работы с пожилыми людьми (2)
... задачи в социальной пожилыми с работе людьми; 4) Кратко описать технологии работы социальной с пожилыми людьми. Методы курсового обобщение: исследования; классификация и систематизация, анализ литературных сравнительный; источников теоретический анализ статистических данных. 1. ОСНОВЫ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ 1.1 ...
Потребность в труде — одна из основных социальных потребностей. Она обеспечивается правом граждан на труд, закреплённым Конституцией Республики Беларусь, и реализуется в процессе самого труда.
Потребность в отдыхе — это физиологическая потребность человека и одновременно важная социальная потребность. Конкретным средством реализации права на отдых является трудовое законодательство Республики Беларусь, которое устанавливает продолжительность рабочего дня и рабочей недели, а также продолжительность оплачиваемого ежегодного отпуска. Помимо его существуют и другие виды оплачиваемых отпусков: по беременности и родам, по уходу за больным ребёнком, учебные отпуска и некоторые другие.
Потребность в охране и укреплении здоровья в основе своей выступает как естественная физическая потребность человека. Удовлетворение её служит в конечном счёте продлению его активной жизни. Но она рассматривается и как социальная, так как здоровье — один из факторов повышения эффективности общественного производства, совершенствования человеческого капитала.
Потребность в социальном обеспечении — социальная потребность человека в гарантированном праве на материальное обеспечение и потребление социальных услуг в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца и других предусмотренных законом случаях.
В соответствии с систематикой потребностей выделяют следующие основные компоненты уровня жизни населения: денежные доходы и расходы населения, оплата труда; социальная защита населения, включая пенсионное обеспечение и социальные выплаты; здоровье; питание; потребление непродовольственных товаров и услуг; жилище; труд и занятость; домашнее имущество; условия образовательного и культурного развития, включая образование и культуру; использование свободного времени, включая физическую культуру и спорт, туризм и отдых; социально-бытовая обстановка (антиобщественные явления, преступность); обобщающие индикаторы уровня жизни и др.
Каждый из названных компонентов имеет собственные показатели и обеспечивается потреблением товаров и услуг. Потребление населением определяется ресурсами (доходами и имуществом).
Поэтому уровень жизни населения чаще всего рассматривается в экономической системе «ресурсы — потребление» [3, c. 25].
Важную роль для повышения уровня жизни населения играют социальные нормы и нормативы как научно обоснованные ориентиры направленности социальных процессов в обществе. Они являются основой для выработки мер государственного воздействия на повышение уровня жизни населения и развитие социальной сферы.
Для определения уровня жизни фактическое потребление необходимо сравнивать с социальными нормами и нормативами потребления, определяя таким образом степень удовлетворения потребностей.
Важная роль среди социальных нормативов принадлежит системе потребительских бюджетов: прожиточному минимуму, минимальному потребительскому бюджету и бюджету высокого достатка.
В зависимости от соотношения фактического потребления и обеспечивающих его текущих денежных доходов с потребительскими бюджетами могут быть выявлены слои с разным уровнем материального достатка: бедные — с доходами и потреблением ниже прожиточного минимума; низкообеспеченные — с доходами ниже минимального потребительского бюджета, но выше прожиточного минимума; средние — с доходами выше минимального потребительского бюджета, но ниже бюджета высокого достатка, а также относительно обеспеченные (состоятельные) и богатые, у которых текущее потребление и доходы выше бюджета высокого достатка.
Страны Европы в период реформ и становления индустриального общества ...
... облегчили прусским помещикам-юнкерам переход к рыночному хозяйству с ... мелкие. Росло число акционерных обществ. Только в прусской горнодобывающей ... экономики, связанные с политической раздробленностью страны, казались невыносимыми набиравшей силу германской ... Баварии к этим планам отнеслись без особого энтузиазма. Население этих ... к которой принадлежал и по происхождению, и по убеждениям. Всю жизнь ...
Уровень жизни является комплексным показателем, характеризующим социально-экономическое развитие страны и уровень материального и социального благополучия граждан. Поэтому для оценки уровня жизни используется комплекс показателей, которые можно классифицировать по различным основаниям.
1) Реальные показатели . Отражают реальное положение ситуации. Чаще всего имеют сравнительный характер, так как сравнивается одно и то же явление в различные годы его проявления или в различных странах.
2) Научно обоснованные показатели . Выполняют роль нормативов, т.е. указывают рамки, за которые не должны выходить реальные показатели. Они более субъективны, так как учитывают различие потребностей у людей различного возраста, различного рода деятельности, проживающих в различных условиях.
Показатели уровня жизни можно разделить на основные группы [1, c. 54]:
1) Демографическая ситуация (рождаемость, смертность)
2) Санитарно-гигиенические условия жизни
Потребление продовольственных товаров
Жилищные условия
Образование и культура
Условия труда и занятости
Доходы и расходы населения
Стоимость жизни и потребительские цены
Наличие транспортных средств
Организация отдыха
Социальное обеспечение
Права человека
При анализе всех этих показателей в различных странах, не стоит забывать о том, что количество их очень велико и уровень социально-экономического развития может существенно отличаться. Поэтому системы показателей уровня жизни всегда имеют страноведческую специфику и могут отличаться как составом показателей, так и их иерархией. В высокоразвитых странах на первых местах окажутся показатели безработицы, уровня доходов, наличия и количества социальных трансфертов. Для стран с переходной экономикой большее значение будут иметь показатели ВВП, доходов и структуры расходов, инфляции, безработицы. В развивающихся странахважнейшими параметрами будут душевое потребление, демографические показатели, санитарно-гигиенические условия. Специфика последней группы стран объясняется тем, что значительная часть их населения находится за чертой бедности и фактически борется за выживание.
Раскроем содержание основных показателей уровня жизни.
величина ВВП на душу населения.
Важными показателями уровня жизни являются доходы и расходы. Под доходами понимается сумма денежных средств, получаемых за определенный промежуток времени и предназначенных для приобретения благ и услуг с целью удовлетворения личных потребностей. Давая определение доходам как «сумме денежных средств», следует иметь в виду, что доходы населения могут существовать и в натуральной форме. Это. Например, продукция, произведенная в личных подсобных хозяйствах, натуральные выплаты в сельхозкооперативах и др. Однако доля этих доходов и их влияние на положение человека в обществе не очень значительна. Поэтому экономическая теория рассматривает, прежде всего, проблемы формирования и распределения денежных доходов. В зависимости от принадлежности к определенному слою общества, люди могут получать различные денежные доходы: заработную плату, социальные трансферты, доходы от собственности (проценты по вкладам, земельную ренту) и предпринимательской деятельности.
Расходы населения представляют собой потребительские расходы (продукты питания; одежда и обувь; здравоохранение; жилищно-коммунальные услуги; транспорт и связь; образование, культура и отдых), обязательные платежи, расходы на сбережения и кредиты. И при оценке уровня жизни важны не только уровни реальных доходов и их стабильное увеличение, но и их источники и их количество, а так же структура всего дохода по источникам. В расходах также оценивается, куда уходит их основная часть и как распределяется оставшаяся.
уровень безработицы
естественный прирост
показатели уровня образования
Обеспеченность населения жильём
Таким образом, в основе оценки уровня жизни населения лежит система показателей, которые включают величину ВВП на душа населения, уровень расходов и доходов населения, уровень образования, здравоохранения, показатели жилищной политики, демографические показатели.
Каждый человек имеет собственные критерии определения уровня и качества жизни населения. Часто основными критериями являются показатели климата, страны проживания. Но, в то же время, в самой климатически благоприятной стране человек не будет счастлив без удовлетворения элементарных потребностей в пище, жилье, услугах здравоохранения, возможностей собственного образования и образования. Удовлетворенность человека уровнем и качеством жизни зависит от доступности комплекса благ, которые и дают ощущение благополучия.
ООН оценивает уровень жизни согласно индексу ИРЧП — индексу развития человеческого потенциала, который приводит в своем ежегодном Отчете о развитии человечества.
Для его измерения используются следующие характеристики:
1) Средняя ожидаемая продолжительность жизни
2) Базовые показатели образованности населения
Реальный ВВП на душу населения.
Вне зависимости от уровня экономического развития страны делятся на следующие группы по уровню ИРЧП:
- ИРЧП более 0,8 — страны с высоким уровнем человеческого развития
- ИРЧП от 0,5 до 0,8 — страны со средним уровнем человеческого развития
- ИРЧП менее 0,5 — страны с низким уровнем человеческого развития.
Организация Объединенных Наций опять признала Норвегию лучшей в мире страной для проживания. В списке стран с самым высоким уровнем жизни Норвегия занимает лидирующее место. На 1-м месте в 2009 г Норвегия. На 2-м — Австралия, 3-м Швеция, на 4-м — Канада. Далее расположились Япония, Нидерланды, Финляндия, Дания, Великобритания, Франция, Австрия, Италия, Новая Зеландия и Германия, завершающая двадцатку стран с самым высоким уровнем жизни. Хуже всего, согласно докладу ООН, обстоят дела в Африке: последними в списке стоят 20 африканских стран. Замыкает список Нигер на 177 месте [13].
По итогам 2009 г. Беларусь — на 68 месте, Россия — на 71 месте, Украина — на 85, США — на 13. Стоит добавить, что индекс развития человеческого потенциала является упрощённым показателем уровня жизни и главная его задача — ранжировать страны и сопоставить их в рейтинг для суждения об ориентированности экономики страны на цели человеческого развития.
Рассмотрим подробнее Норвежскую и Шведскую модели благополучия. В этих странах уровень и динамика здоровья населения ставятся на первое место среди компонентов уровня жизни, поскольку рассматривается как базисная потребность человека и главное условие его деятельности (отсюда очень высокая продолжительность жизни населения в этих странах).
Основными измерителями здоровья общеприняты показатели средней ожидаемой продолжительности жизни при рождении и коэффициент смертности. В России, к сожалению, показатели смертности выше показателей рождаемости, динамика смертности в значительной мере определяется ослаблением здоровья, ухудшением здравоохранения и питания людей. Надо отметить, что очень важными показателями здоровья являются- количество врачей на душу населения, медицинского оборудования и т. д.
Индикатором уровня образования в Швеции, Норвегии принято считать среднее число лет обучения населения (в возрасте 25 лет и старше).
С начала 90-х годов из-за недостатка финансовых и материально-технических ресурсов в РФ наблюдается процесс известной деградации культуры: сократилась численность студентов, многие ВУЗы переводят обучение на коммерческую основу, уменьшилась издательская деятельность, закрылись многие библиотеки, дома культуры, снизилась посещаемость театров, кинотеатров, музеев. Относительно ниже стал цениться умственный труд. В настоящее время гораздо меньше средств тратиться на развитие науки, что также отрицательно сказывается на положении страны [13].
Кроме рассмотренных выше к факторам, определяющим уровень и качество жизни этих стран относятся: условия труда, условия отдыха, социальное обеспечение, социально-бытовая обстановка (в том числе экологические условия, уровень преступности и тому подобное), личные сбережения. Как показывает опыт, какие-либо количественные оценки по каждому из этих факторов и по ним в целом практически невозможны. Эти условия жизни находятся в прямой зависимости от наличных в стране общих ресурсов для потребления и накопления, наиболее полно измеряемых ВВП. Швеция занимает одно из первых мест в Европе по ВВП и потреблению на душу населения.
Другая характерная черта Швеции, Норвегии — специфика отношений между трудом и капиталом на рынке труда. На протяжении многих десятилетий в этих государствах важной частью была централизованная система переговоров о заключении коллективных договоров в области заработной платы с участием мощных организаций профсоюзов и предпринимателей. Еще один способ определения шведской, норвежской модели исходит из того, что в шведской политике явно выделяются две доминирующие цели: полная занятость и выравнивание доходов, что и определяет методы экономической политики. Активная политика на высокоразвитом рынке труда и исключительно большой государственный сектор (при этом имеется в виду, прежде всего сфера перераспределения, а не государственная собственность) рассматриваются как результаты этой политики. Таким образом, основными целями модели, как уже отмечалось, в течение длительного времени были полная занятость и выравнивание доходов. Этим отличаются Швеция, Норвегия от других стран принятием полной занятости в качестве главной и неизменной цели экономической политики.
В США, Канаде, Великобритании ведущим показателем при анализе уровня и качества жизни являются показатели ВВП/ВНП на душу населения. Эти показатели положены в основу международных классификаций, подразделяющих страны на развитые и развивающиеся. Так, к числу развитых стран относят страны с душевым производством ВВП от 8 тыс. долл. в год и выше [1, c. 56].
Другим показателем, широко применяемым в международной практике, является отраслевая структура экономики. Здесь важное значение имеет внутриотраслевой анализ, который проводится на основе показателя ВВП по отдельным отраслям. Прежде всего изучается соотношение между крупными народнохозяйственными отраслями материального и нематериального производства. Это соотношение выявляется прежде всего по удельному весу обрабатывающей промышленности.
Характеризуют уровень жизни и качества населения развитых зарубежных стран показатели производства некоторых основных видов продукции, являющихся базисными для развития национальной экономики; они позволяют судить о возможностях удовлетворения потребностей стран в этих основных видах продукции. В первую очередь к таким показателям относят производство электроэнергии на душу населения. Электроэнергетика лежит в основе развития всех видов производств, и, следовательно, за этим показателем скрываются и возможности технического прогресса, и достигнутый уровень производства и качества товаров, и уровень услуг и т.п. Другим характерным показателем такого рода является производство в странах на душу населения основных видов продуктов питания: зерна, молока, мяса, сахара, картофеля и др. Близкими к указанным являются показатели наличия (или производства в стране) на 1000 человек или на среднестатистическую семью ряда товаров длительного пользования холодильников, стиральных машин, телевизоров, легковых автомобилей, компьютеров и др. [13].
Уровень жизни населения зарубежных стран в значительной степени характеризуется структурой ВВП по использованию. Особенно важен анализ структуры частного конечного потребления (личных потребительских расходов).
Большая доля в потреблении товаров длительного пользования и услуг свидетельствует о более высоком уровне жизни населения и, следовательно, более высоком общем уровне экономического развития страны.
Рассмотрев показатели уровня и качества жизни развитых зарубежных стран, перейдем к вопросам государственного регулирования уровня и качества жизни населения в Республике Беларусь на современном этапе.
Республика Беларусь является унитарным государством. Важная составляющая белорусской модели- это сильная и эффективная социальная политика государства. Переход страны к устойчивому развитию во многом определяется ее ролью и местом в мировом сообществе, имеющимися национальными ресурсами, созданным социально-экономическим потенциалом и возможностями его наращивания. Национальное богатство Республики Беларусь представлено совокупностью накопленных материальных благ, созданных трудом людей, которыми в настоящее время располагает общество, а также человеческим и природным капиталами.
Проанализируем динамику основных показателей уровня жизни в Республике Беларусь.
1. Динамика ВВП на душу населения
Данный показатель обеспеченность граждан благами и услугами, так как количественно состоит из произведённых в стране товаров (Таблица 2.1).
Таблица 2.1 — Динамика валового внутреннего продукта
Валовой национальный продукт |
2000 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
В текущих ценах, млрд. руб. |
91341 |
65067 |
97165 |
129791 |
136790 |
|
В сопоставимых ценах, в процентах к предыдущему году |
105,8 |
109,4 |
110,0 |
108,6 |
110,2 |
100,2 |
На душу населения в ценах 2000 года, тыс. руб. |
913 |
6656 |
8145 |
10015 |
13407 |
141153 |
С учетом деноминации 2000 года (уменьшение в 1000 раз)
Примечание ― Источник: [14].
[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/uroven-jizni-i-problemyi-ego-izmereniya/
Анализ данных приведенных в таблице свидетельствует о том, что ВВП имеет волнообразных характер, роста сменяется снижением ВВП. В 2009 году имеет место снижение ВВП на 10% по сравнению с 2008 годом, который в целом был довольно успешным в экономическом отношении. Следует отметить, что рост ВВП обеспечивается не ростом объёмов производства, а высокими темпами инфляции. А его рост на душу населения значительно зависит от ярко выраженной тенденции ежегодного уменьшения численности населения на 5 процентов (с 1995 по 2009 год численность населения уменьшилась на пол миллиона).[8, c. 14].
Также стоит отметить, что рост доходов в структуре ВВП уменьшается по причине отрицательного роста сальдо международной торговли (превышения импорта над экспортом).
Так, если ещё в 2000 году эта разница составляла 1320 миллионов долларов США, то уже в 2007 импорт превосходил экспорт почти на 4,5 миллиарда долларов США.[16, с. 567]
2. Анализ доходов населения
В нашей республике разработана своя система показателей уровня жизни, которая базируется на различных показателях доходов населения (Таблица 2.2).
Таблица 2.2 — Основные социально-экономические показатели доходов населения
Показатели |
2000 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
Денежные доходы в расчете на душу населения, тыс. руб. в месяц |
46,5 |
329,3 |
416,9 |
503,9 |
648,2 |
753,6 |
Реальные денежные доходы населения, в процентах к предыдущему году |
113,8 |
118,4 |
117,8 |
113,2 |
111,8 |
102,7 |
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата одного работника, тыс. руб. |
58,9 |
463,7 |
582,2 |
694,0 |
868,2 |
981,6 |
Реальная начисленная заработная плата, в процентах к предыдущему году |
112,0 |
120,9 |
117,3 |
110,0 |
109,0 |
100,1 |
Средний размер назначенной пенсии (на конец года), тыс. руб. |
36,4 |
211,0 |
277,6 |
328,2 |
389,4 |
429,5 |
Реальный размер назначенной пенсии, в процентах к предыдущему году |
24,7 |
113,2 |
123,4 |
104,7 |
103,8 |
|
Уровень инфляции,% |
107,5 |
8,0 |
6,6 |
12,1 |
13,3 |
10,1 |
С учетом деноминации 2000 года (уменьшение в 1000 раз)
Примечание ― Источник [14].
[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/uroven-jizni-i-problemyi-ego-izmereniya/
Номинальные доходы как в среднем по стране, так и у работающего населения и пенсионеров, взятых по отдельности, ежегодно увеличиваются в среднем на 25%. При стабильном развитии нашей экономики в последние десять лет, это нормальные показатели. Кроме того, пенсии в Беларуси самые высокие среди стран СНГ, а зарплата увеличивается значительно быстрее. Её увеличение в 2005 году по сравнению с 1995 составило 3,5 раза, в то время как в России — 2,0 раза, а в Украине всего в 1,2 раза. [20, с. 28].
Однако реальный размер доходов последние годы стал снижаться. Это обусловлено вновь возрастающими темпами инфляции. В 2000 году она составляла 107%, но всего за 5 лет снизилась до 6,6%. С 2007 года инфляция составляет более 10%, в то время как естественный уровень инфляции не должен превышать одного-двух процентов.
Проанализируем структуру доходов населения.
Согласно данным национального статистического комитета Республики Беларусь, существенную долю в структуре доходов населения составляют социальные выплаты, а доля заработной платы всего 57,1 % (рисунок 2.1).
социально экономические показатели доходов населения 1">
Рисунок 2.1 — Структура доходов населения РБ 1995-2009 гг
Примечание ― Источник: собственная разработка.
В условиях кризисной ситуации доля заработной платы в 2009 году имеет тенденцию к сокращению. С другой стороны эта недостающая часть заменилась прочими доходами, традиционно под которыми предполагаются доходы от предпринимательской деятельности, и трансфертами населению, которые составляют пятую часть в общей структуре.
Анализ доходов населения необходимо рассматривать в совокупности с таким показателем как уровень беззаботности и состоянием рынка труда. По состоянию на 1 июня 2010 г. уровень безработицы составлял 0,9% к численности экономически активного населения. Число занятых в экономике республики в январе-мае 2010 г. составило 4 578 900 человек. Количество вакансий в сравнении с январем 2010 г. снизилось и на 1 июля 2010 г. составило 45 500 (66,2% к уровню 2009 г.).
Рынок труда в основном ориентирован на рабочие профессии, которые составляют 73,4% от общего количества вакансий [9, c. 6].
Уровень занятости остается достаточно высоким и составит 73,7% от трудоспособного населения, в то время как в Швеции — 71, России — 66, Украине — 64, Германии — 63, Польше — 62% [7, c. 348]. Однако следует также учитывать тот факт, что в Центре занятости населения предлагаются вакансии рабочих профессий с низким уровнем заработной платы.
Рассмотрим распределение доходов среди населения Республики Беларусь. Существует методика разделения всего населения на 5 квинтильных групп (по 20%) по уровню их доходов. Первая группа — это 20% населения с самыми низкими доходами (до 250 тысяч рублей), соответственно пятая — 20% с самыми высокими (более миллиона).
В Беларуси первые три группы получают немногим больше 40% всего дохода населения (сами же составляют 60% от него), в то время как пятая группа получает 37,5% всех доходов. Причём коэффициент Джинни, показывающий неравномерность распределения всех доходов между населением равен 0,297 (в идеале стремится к нулю; самый высокий — 0,601 в Боливии; самый низкий — 0,254 в Чешской Республике).
А соотношение располагаемых ресурсов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения составляет всего 6,9 раз, в то время как в России — 14,53 (Чешская Республика — 5,2; Боливия — 168,1).
[11, с. 29]
Важным показателем уровня жизни является пенсионное обеспечение. В Республике Беларусь пенсионная система работает стабильно, пенсии выплачиваются своевременно. Одной из основных задач социальной политики государства является улучшение материального положения пожилых и нетрудоспособных людей. В последнее время расходы на финансирование пенсионных выплат составляют около 10% ВВП. Темпы роста пенсий сопоставимы с темпами роста заработной платы в республике. Пенсии выплачиваются своевременно и в полном объеме. В текущем году сохраняется тенденция поступательного роста пенсий. Так, в январе-сентябре 2010 года среднемесячный размер пенсии по возрасту увеличился на 23,6% к уровню января-сентября 2009 года и Br505,7 тыс. [14]
3. Анализ расходов населения
Наравне с доходами так же важное значение имеет то, на что именно тратит их население и в каких размерах, или, другими словами, структура потребительских расходов. Согласно данным Национального статистического комитета РБ до 2007 года положительным является уменьшение расходов на продукты питания почти на 20%, причём в низшей квинтильной группе этот показатель не сильно отличается от среднего по стране (47,3%,по стране — 41,5%).
Но нельзя сказать, что это произошло по причине увеличения реальных доходов, скорее в силу увеличения стоимости жилищно-коммунальных услуг и расходов на транспорт и связь потребители вынуждены сокращать расходы на питание. Расходы на жилищно-коммунальные услуги в среднем за год вырастают на 10%, потому лишь 20% населения с самыми высокими доходами тратят на них 5,5% дохода, а остальные 80% населения тратят до 10,1% своего дохода. На транспорт и связь, напротив, больше расходов выделяют в последней группе (20,1% дохода) [16, c. 22]. Это связано с широким распространением в последние годы мобильной связи, интернета и увеличения количества личных автомобилей. По данным Национального статистического комитета РБ структура среднедушевого потребительского бюджета семьи на сентябрь 2010 года по статьям расходов выглядит следующим образом (рисунок 2.2).
Рисунок 2.2 — Структура расходов
Примечание ― Источник: собственная разработка.
Однако с 2009 года большую часть доходов население тратит на продукты питания, одежду и обувь, оплату жилищно-коммунальных услуг. На такие важные цели как здравоохранение, образование и культуру расходы потребителей уменьшаются. К сожалению, за медицинской помощью наши люди обращаются лишь в самый последний момент, даже не смотря на то, что государственное медобслуживание предоставляется всем на равных условиях и абсолютно бесплатно.
4. Анализ социально-демографических показателей
Одним из важных показателей уровня жизни является продолжительность жизни. С 2000 года продолжительность жизни в Беларуси возросла на 1,8 года у женщин и на 1,3 года у мужчин. У мужчин этот показатель не превысил 64,7 года, у женщин — 75,6 года. По сравнению с Россией и Украиной это несколько выше, по сравнению с другими европейскими странами — значительно ниже. Так, продолжительность жизни у мужчин в 2009 году составила: в России — 60,4 года, в Украине — 62,4 года, Литве — 65,3, Латвии — 65,9 лет, Польше — 70,9 года, Австрии и Германии — 77,2 года. У женщин: в России — 73,2 года, Украине — 74,1 года, Латвии — 76,8, Литве — 77,1, Польше — 79,6 года, Австрии — 82,8, Германии — 82,4 [11, c. 37].
На продолжительность жизни в республике Беларусь кроме социально-экономических факторов важное значение оказывают экологические факторы. В республике Беларусь не так сильно развита медицина, как например в США, и к тому же существенно сказывается радиоактивное загрязнение значительной части территории в результате аварии на Чернобыльской АЭС.
Наблюдается ежегодное снижение коэффициента младенческой смертности (умершие в возрасте до 1 года на 1000 родившихся).
Так, в 1995 году было отмечено самое высокое значение — 13,3, которого не было с 1987 года, но ежегодно снижаясь, в 2008 году он достиг уровня 4,5, который является средним по миру и самым низким среди стран СНГ (для сравнения: в Кыргызстане он постоянно увеличивается и в 2007 году был на отметке 30,6) [8, c. 14].
Характеризуя демографическую ситуацию в РБ следует отметить тенденцию сокращения численности населения, смертность превышает рождаемость, численность населения ежегодно сокращается на 5% (таблица 2.3).
Таблица 2.3 — Численность населения РБ
Показатели |
1996 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
Численность населения (на начало года), тыс. человек |
10177 |
9800 |
9751 |
9714 |
9690 |
9493 |
Естественный прирост, убыль (-) населения, тыс. человек |
-37,6 |
-51,4 |
-41,7 |
-29,4 |
-26,0 |
-25,8 |
Примечание ― Источник: собственная разработка.
Это происходит в основном из-за старения нации. На демографическую ситуацию оказывают влияние и экологические факторы. Так, с 2008 года рождаемость по республике увеличилась, но это скорее связано с беби-бумом в 80-гг. В тоже время ухудшение здоровья молодых людей репродуктивного возраста в связи с радиационным загрязнением отрицательно сказываются на уровне рождаемости и здоровье новорожденных детей. Большинство семей по-прежнему имеют только одного-двух детей. Увеличивается продолжительность жизни и людей зрелого возраста становится всё больше и больше. Как результат смертность превышает рождаемость.
На общую численность населения так же влияет сальдо международной миграции (разность между иммиграцией и эмиграцией).
Приятно отметить, что в нашей стране этот показатель имеет положительное значение, т. е. иммиграция превышает эмиграцию. В 2007 году сальдо составило 1949 человек; в 2008 году — 4234; в 2007 году — 5368 и в 2008 — 7258 человек. Положительное сальдо миграции свидетельствует о предпочтениях людей жить в какой-либо стране. Более половины миграционных переездов совершается в пределах СНГ. Эта часть как раз и не связана с экономическими предпочтениями, а совершается в силу семейных обстоятельств. Если же говорить об эмиграции из нашей страны в страны с более высокими доходами и уровнем жизни, то предпочтения отдаются США, Германии, с которой у Беларуси очень тесные взаимоотношения, и Литве с Польшей, как самым ближайшим соседям недавно вошедшим в Евросоюз [11, c. 26].
уровня образования
Таблица 2.4 — Основные показатели образования (на начало учебного года)
Показатели |
1995/96 |
2004/05 |
2005/06 |
2006/07 |
2007/08 |
2008/09 |
2009/10 |
Число учреждений, обеспечивающих общего среднего образования1) |
4298 |
4187 |
4063 |
3927 |
3821 |
3719 |
|
В них учащихся, тыс. |
1582,2 |
1303,4 |
1240,9 |
1179,3 |
1134,9 |
1083,2 |
1006,7 |
Число учреждений, обеспечивающих среднее спец. образования1) |
149 |
206 |
204 |
205 |
204 |
206 |
211 |
В них учащихся, тыс. |
122,4 |
158,4 |
154,1 |
152,5 |
155,0 |
157,3 |
166,6 |
Число учреждений, обеспечивающих высшее образов1) |
59 |
55 |
55 |
55 |
53 |
53 |
53 |
В них студентов, тыс. |
197,4 |
362,9 |
383,0 |
396,9 |
413,7 |
420,7 |
430,4 |
1)
2)
Примечание ― Источник: [14].
[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/uroven-jizni-i-problemyi-ego-izmereniya/
Качество образования в РБ довольно высоко. Так, в Беларуси отмечен 100% уровень грамотности населения в возрасте старше 15 лет, а по уровню образованности наша страна занимает самые передовые позиции в мире. В 2009 году школы окончили 96,7 тысяч выпускников и 91,5 тысяча из них были зачислены в учреждения, дающие высшее образование (половина из них на дневное отделение).
Это были бы слишком завышенные цифры, если бы не тот факт, что в нашей стране весьма широкая сеть высших учебных заведений. Если не считать частные ВУЗы, то государственных учреждений у нас 55 [2, c. 73 ].
Важным показателем уровня жизни является жилищная политика. Население имеет потребность не только в самом месте проживания, но так же в том, чтобы это место было комфортным. В 2000 году в среднем на 1 жителя Беларуси приходилось 21,2 м 2 жилой площади (в Минске — 18,4 м2 ).
К 2009 году ситуация не сильно изменилась, несмотря на то что строительство в стране идёт достаточно высокими темпами. Теперь на одного жителя страны приходится 23,2 м2 , а в Минске — 19,5 м2 . Только за 2009 год было построено 58 тысяч квартир, а среди нуждающихся их получили лишь 30 тысяч человек (таблица 2.5) [11, c. 46].
Таблица 2.5 — Жилищный фонд Республики Беларусь
Показатели |
1995 |
2000 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
Жилищный фонд в том числе: |
200,5 |
212,1 |
220,7 |
220,5 |
222,6 |
224,8 |
228,2 |
государственный |
64,4 |
37,6 |
35,7 |
34,8 |
34,6 |
34,0 |
|
частный |
136,1 |
168,1 |
183,1 |
184,8 |
187,8 |
190,2 |
194,2 |
Городской жилищный фонд в том числе: |
123,6 |
135,0 |
144,4 |
144,7 |
147,3 |
149,8 |
153,1 |
государственный |
56,3 |
37,2 |
30,0 |
28,3 |
27,4 |
26,8 |
26,2 |
частный |
67,3 |
97,8 |
114,4 |
116,4 |
119,9 |
123,0 |
126,9 |
Сельский жилищный фонд в том числе: |
76,9 |
77,1 |
76,3 |
75,8 |
75,3 |
75,0 |
75,1 |
государственный |
8,1 |
6,8 |
7,6 |
7,4 |
7,4 |
7,8 |
7,8 |
частный |
68,8 |
70,3 |
68,7 |
68,4 |
67,9 |
67,2 |
67,3 |
(на конец года; миллионов квадратных метров общей площади)
Примечание ― Источник: собственная разработка.
Становится широко распространенным явление, когда наиболее обеспеченные слои населения имеют по 2-3 квартиры, при этом фактически они проживают лишь в одной, а вторая квартира сдаётся в аренду. А люди со средним или низким достатком вынуждены снимать эти квартиры и долгие годы стоять в очередях за дешёвыми квартирами, так как не имеют возможности купить или построить самостоятельно новое жильё в силу очень высоких цен.
Что же касается благоустроенности жилья, то в городах практически полная обеспеченность всем необходимым: водопроводом, электричеством, газом отоплением, телефонной связью. Что же касается сельских населенных пунктов, то единственное, чего там, пожалуй, в достатке — это газ. Газом в 2008 году было обеспечено 92% сельских домов и ещё 4% были обеспечены напольными электроплитами. Но при этом центральное отопление имеется лишь в 58% жилых домов, водопровод в 72%, горячее водоснабжение в 42%, ванные в 59%, телефоны в 73 домах из ста, в то время как в городах на сто семей приходится 105 телефонов. Если ещё добавить плохое сообщение с городами, плохие дороги, отсутствие магазинов, культурных заведений и низкие доходы, то причины миграции сельских жителей в города будут очевидны.[11, с. 175]
Стоит добавить несколько слов по показателям, влияющим на качество жизни, и так же учитываемых людьми при выборе страны проживания. Естественно, что все хотят жить в безопасности, но в наше время, когда доходы одних слоёв могут в несколько раз превышать доходы других и увеличивается социальное отчуждение, зачастую некоторые берутся повысить свой уровень жизни за счёт силы и власти. Если за весь 1990 год было совершено 75 699 преступлений, то в 2007 году уже 180 424 преступления (103 082 из них кражи).
И если ранее «лидером» по преступности была Гомельская область, то теперь значительная доля преступлений приходится на столицу. Если по сравнению с 1990 годом уровень преступности возрос более, чем в 2 раза, то раскрываемость этих преступлений осталась практически на прежнем уровне (в 1995 году было раскрыто 69,9 тысяч преступлений, а в 2008 году 77,8 тысяч).
Но несмотря на это, у жителей страны прочно сложился стереотип, что у нас мирное государство, и никто не боится ходить ночью по улицам. [8]
Безопасность граждан зависит не только преступности. По-прежнему природа имеет значительное влияние на человека. Начиная с того, что она является источником продуктов питания и различных ресурсов, и заканчивая тем, что в результате какой-либо природной катастрофы может погибнуть множество людей. К счастью, нашей стране не угрожают землетрясения, вулканы, смерчи или ужасные ураганы, но ведь не только природа может разрушать то, что создано человеком, человек в процессе своей хозяйственной деятельности постоянно наносит ей немалый урон. Недостаток ресурсов, загрязнение окружающей среды — всё это не самым лучшим образом сказывается на здоровье людей. Понимая это, правительства многих стран выделяют средства на охрану и восстановление природы. Всего за четыре года в нашей стране эта сумма увеличилась более, чем в двое. В 2003 году она составляла 130,3 миллиарда рублей, а в 2007 году уже 282,3 миллиарда. И эти средства принесли пользу. Например, выбросы загрязняющих веществ в атмосферу снизились в 2007 году до 1 миллиона 522 тысяч тон с 3 миллионов 403 тысяч в 1990 году. А сброс сточных вод за те же годы снизился с 2 148 миллионов м3 до 1 118 миллионов м3. На самом деле это очень высокие показатели, так как государство находит время и деньги следить за общей экологией, не смотря на то, что треть территории страны загрязнена радиацией и требует не меньших мер [8].
Обобщая анализ уровня жизни в Республике Беларусь, можно констатировать следующее. До 2008 году в Республике Беларусь имело место постепенное повышение уровня и качества жизни граждан: повышался уровень ВВП на душу населения, росли доходы, полученные средства граждане тратили не только на предметы первой необходимости, но могли себе позволить отдых, покупку дорогих вещей, бытовой техники. Однако с 2009 годы в Республике Беларусь имеется тенденция к снижению уровня жизни, о чем свидетельствует снижение реальных доходов населения, изменение структуры расходов. В тоже время следует отметить высокий уровень решения социальных вопросов: уровень образования, здравоохранения, пенсионное обеспечения. По данным ООН в 2009 году Республика Беларусь занимает 68 место, что свидетельствует о том, что несмотря на сложную ситуацию в мире, правительство РБ придерживается стандартов социально-ориентированной рыночной экономики.
Центральное место в модели устойчивого социально-экономического развития занимает человек как личность, как потребитель и производитель благ и услуг, генератор новых идей и главный субъект их реализации. Социально-экономическое развитие республики Беларусь направлено на повышение уровня и качества жизни населения.
Существует три основных направления регулирования уровня жизни [3, c. 69]:
— С помощью регулирования оплаты труда. В нашей стране работодатели начисляют з/п без учета инфляционного роста цен, что приводит к снижению цены рабочей силы, поэтому главная задача государства- определить размер з/п на уровне цены рабочей силы. Основные меры: социальное партнерство, совершенствование налогового законодательства, адресность социальной защиты, предоставление льгот населению, обязательное социальное страхование, программно-целевой подход по различным схемам и другие.
— С помощью регулирования социального развития. При формировании долгосрочной социальной политики наряду с целевыми установками в области потребления существенное значение имеют задачи обеспечения населения жильем и услугами. Относительно сложной проблемой остается анализ народнохозяйственной значимости отраслей непроизводственной сферы и выход отсюда на комплексные характеристики необходимых изменений в уровне и образе жизни населения в перспективе. Особенно это касается комплексных оценок необходимого прогресса в области здоровья населения, сдвигов в образовании и культуре. Народнохозяйственная трактовка результатов функционирования непроизводственных отраслей создает основу для появления некоторых общих критериев при обосновании величины расходов на развитие непроизводственной сферы.
Названные выше проблемы формирования социальных целевых установок связаны преимущественно с обоснованием показателей народного благосостояния для завершающего, достаточно отдаленного этапа долгосрочной перспективы. Траектория, по которой будет осуществлен переход от сегодняшнего уровня к намеченным целевым ориентирам, станет определяться возможностями повышения жизненного уровня населения на каждом интервале перспективного периода, а также тем, как процесс роста жизненного уровня населения сопрягается с решением других народнохозяйственных проблем, в частности, проблем обеспечения сбалансированности экономики и повышения ее эффективности.
Основными направлениями повышения уровня и качества жизни в Республике Беларусь являются [10]:
- переход на адресный, индивидуальный характер оказания финансовой помощи бедным на основании четких понятных и прозрачных для общественного контроля критериев;
- разработка и законодательное утверждение категорий «бедность», «социально незащищенный гражданин», «черта бедности».
Данные категории будут рассчитываться по следующим критериям: возраст, текущий доход, занятость, проживание (в семье или отдельно), наличие жилья, наличие родственников-опекунов, наличие иждивенцев, объем аккумулированных сбережений, уровень профессиональной подготовки (вуз, техникум, училище) и возможность самостоятельного трудоустройства, наличие недвижимости и земли. Индекс социальной незащищенности предполагает взвешивание каждого из компонентов и разработку соответствующей методики расчета объема ежемесячной государственной помощи каждому малоимущему гражданину. Совокупный доход гражданина, который числится в списке адресной поддержки, будет как минимум на 50% выше черты бедности по критериям ООН;
- составление списков категорий граждан, которые имеют право получения государственной помощи. Данная информация публикуется в печати или предоставляется для общественного аудита и сведения через ЖЭСы и местные органы исполнительной власти. Они осуществляют постоянный мониторинг данного процесса и ежеквартально вносят в списки необходимые коррективы. Межобластной комитет по контролю над оказанием адресной социальной помощи осуществляет выборочные неплановые проверки без предварительного уведомления органов исполнительной власти;
- составление единой общереспубликанской базы данных по адресной системе социальной помощи, которая включает полную информацию о критериях, параметрах помощи, а также содержит данные об объеме трансфертов.
Это позволит избежать дублирования различных государственных программ, резко сократить издержки администрирования социальной системы;
- сокращение перекрестного субсидирования путем приближения тарифов на субсидируемые услуги с затратами на их оказание. Компенсации бедным оказываются на адресной, индивидуальной основе.
Рассмотрим пути совершенствования основных направлений повышения уровня жизни в Республике Беларусь.
пенсионного обеспечения
Среди различных вариантов проведения пенсионной реформы, учитывающих опыт передовых стран, считается, что существенными преимуществами обладает трехуровневая система пенсионного обеспечения:
- предоставление базовых трудовых и социальных пенсий;
- обязательное пенсионное страхование за счет обязательных
- дополнительное пенсионное страхование и обеспечение за счет накопленных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц.
Реформирование социальной помощи
базовых социальных услуг
- улучшение качественных характеристик функционирования соответствующих отраслей социальной сферы;
- внедрение среди организаций и учреждений здравоохранения, образования и т. д. принципов конкуренции за выполнение социального заказа и за бюджетное финансирование;
- гарантию оказания государством на бесплатной основе минимума социальных услуг, прежде всего в сфере здравоохранения, для различных слоев населения и территориальных групп.
Опыт переходного периода показывает, что в потреблении базовых социальных услуг должен соблюдаться так называемый двухступенчатый принцип. Это означает, что до определенного уровня такие блага должны бесплатно предоставляться всем членам общества. И лишь после превышения минимума базовые социальные услуги (здравоохранение, образование, жилье) становятся обычными рыночными благами.
Необходимо создавать новый экономический механизм функционирования сферы здравоохранения, образования, а также жилищного комплекса, который предельно монополизирован. Такой обновленный экономический механизм должен основываться на расширении хозяйственной самостоятельности организаций, предполагать усиление конкуренции за выполнение социального заказа, ответственности за полноту, своевременность и качество оказываемых услуг.
Тревожным моментом выступает то, что значительная часть населения имеет доходы ниже не только МПБ, но и БПМ. Среди важнейших социальных ориентиров в правительственных документах обозначаются необходимость не допускать сокращения численности работающих без создания новых рабочих мест, обеспечение «полного распределения» выпускников государственных учебных заведений, повышение мотивации безработных к возобновлению трудовой деятельности.
В качестве особой социальной проблемы отметим и низкий уровень социальной помощи тем семьям, которые воспитывают детей, а также недостаточный уровень пенсионного обеспечения. Стратегический курс на накопление человеческого капитала несовместим с имеющей место недооценкой высококвалифицированного труда (врачи, педагоги, ученые), основным нанимателем которого выступает государство.
Стратегия системных экономических реформ предполагает переход на адресную систему денежной помощи малоимущим, наименее защищенным гражданам. Он будет осуществляться одновременно с отказом от принципа корпоративной помощи. Социально-экономическая политика предполагает значительную экономию средств за счет отмены прямых и косвенных дотаций для богатой части населения, а также для тех, кто самостоятельно может обеспечивать себе высокий доход. Социальные блага населению будут предоставляться частным сектором на конкурентной основе. Государство будет выступать лишь заказчиком определенных услуг, и осуществлять контроль их предоставления.
Приоритетной задачей социальной политики должна считаться работа по совершенствованию социального партнерства, форм и методов взаимодействия органов государственного управления и профсоюзов.
В курсовой работе была изучена проблема уровня жизни населения. В первой главе было раскрыто понятие «уровень жизни» и его составляющие; дана характеристика показателям уровня жизни, проанализирован уровень жизни на примере развитых стран. Вторая глава посвящена анализу динамику уровня жизни в Республике Беларусь и рассмотрению путей совершенствования социальной политики и повышения уровня жизни в Республике Беларусь. Обобщая изученный материал, можно сделать следующие выводы:
— Уровень жизни населения как социально-экономическая категория представляет собой уровень и степень удовлетворения потребностей людей в материальных благах, бытовых и культурных услугах. Уровень жизни, его динамика и дифференциация в значительной степени определяются уровнем развития производительных сил, объемом и структурой национального богатства, производством и использованием валового национального продукта, характером распределения и перераспределением доходов. Уровень жизни оценивает качество жизни населения и служит критерием при выборе направлений и приоритетов экономической и социальной политики государства.
— Для оценки уровня жизни используются различные социально-экономические показатели. Основными из которых являются ВВП на душу населения, уровень доходов и структура расходов, уровень беззаботности, демографическая ситуация, уровень образования, здравоохранения, решение жилищной политики, социальное обеспечение и другие.
- ООН оценивает уровень жизни согласно индексу ИРЧП — индексу развития человеческого потенциала, который приводит в своем ежегодном Отчете о развитии человечества. Так, в 2009 году на 1-м месте — Норвегия;
- на 2-м — Австралия, 3-м Швеция, на 4-м — Канада;
- Беларусь — на 68 месте.
— В настоящее время в Республике Беларусь имеется тенденция к снижению уровня жизни, о чем свидетельствует снижение реальных доходов населения, изменение структуры расходов. В тоже время следует отметить высокий уровень решения социальных вопросов: уровень образования, здравоохранения, пенсионное обеспечения. По данным ООН в 2009 году Республика Беларусь занимает 68 место, что свидетельствует о том, что несмотря на сложную ситуацию в мире, правительство РБ придерживается стандартов социально-ориентированной рыночной экономики.
— Главными направлениями социальной политики являются повышение уровня и качества жизни населения, последовательный и сбалансированный рост денежных доходов населения, сокращение малообеспеченности, приближение их параметров к уровню экономически развитых европейских государств. Для реализации этих направлений требуется обеспечение роста заработной платы, пенсий и пособий, оказание адресной социальной помощи нуждающимся гражданам. Улучшение качества жизни предусматривается достичь за счет мер по укреплению здоровья населения, повышению качества медицинской помощи, развитию системы образования, улучшению условий проживания, созданию условий для массового физкультурно-оздоровительного движения и др.
В заключение отметим, что повышение уровня жизни — социально-приоритетная цель развития общества, важнейшее направление проводимой государством политики доходов и заработной платы. Средством достижения этой цели выступают рост ВВП и совершенствование механизма его распределения на макро- и микроуровнях.
Повышение уровня жизни — это не только результат экономического роста, но и его условие. Современному производству требуются как принципиально новые техника и технологии, так и высококвалифицированные работники, собственники своего интеллектуального капитала. Они составляют основу среднего класса. У таких людей сложнее структура материальных, духовных и социальных потребностей, они тратят больше средств на восстановление жизненной энергии, на образование и профессиональную подготовку, а уровень и качество их жизни должны быть выше, чем просто обеспечивающие выживание.
Как экономика оказывает воздействие на социальную сферу, так и социальная сфера влияет на экономику. Свое влияние на экономическую сферу она оказывает путем повышения образовательного и культурного уровня человека, снижением заболеваемости, созданием благоприятных жилищных и культурно-бытовых условий жизни и т.д. Все это существенно влияет на производительность труда работников, рациональное потребление и использование свободного времени работников.
1. Бобков, В. Дифференциация благосостояния / В. Бобков// Экономист. — 2005. — № 6. — с. 54-67.
2. Бондарь, А.В. Макроэкономика: учебное пособие/ А.В.Бондарь. — Минск: БГЭУ, 2007. — 415 с.
- Горелов, Н.А. Политика доходов и качество жизни населения / Под ред. Н.А. Горелова — СПб.: Питер, 2003. — 653 с.
- Доклад о развитии человека за 2009 год — Минск: Юнипак, 2009. — 700с.
- Зубко, Н.М.
Основы экономической теории: учеб.пособие/ Н.М.Зубко, А.Н.Каллаур. — Минск: Высш.шк., 2007. — 416с.
- Козловский, В.В. Мировая экономика: социально ориентированный подход/ В.В.Козловский. — Минск., 2005. — 391с.
- Лемешевский, И.М.
Макроэкономика: мировой опыт и белорусская практка. Учебное пособие для студентов/ И.М.Лемешевский. — Мн.: ФУАинформ, 2009. — 702с.
- Министерство статистики и анализа Республики Беларусь. Беларусь в цифрах. Статистический справочник/ Под ред. Зиновского В.И. — Минск: 2009. — 90с.
- Министерство статистики и анализа Республики Беларусь.
Статистический ежегодник Республики Беларусь/ Под ред. В.И.Зиновского- Минск, 2010. — 587 с.
- Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г.// Электронная база нормативно-правовых актов Республики Беларусь «Консультант Плюс», 2009.
- Национальная экономика Беларуси: Потенциалы.
Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления: Учеб.пособие/ В.Н. Шимов, Я.М. Александрович и др.; под общ. ред. В.Н. Шимова. — Мн.: БГЭУ, 2009. — С. 727.
- Национальная экономика Беларуси: учебник/В.Н. Шимов [и др.];
- под ред. В.Н. Шимова. — 3-е изд. — Минск: БГЭУ, 2009. — 751с.
13. ООН представила рейтинг качества жизни в странах мира на 2009 год [Электронный ресурс] — режим доступа: <http://gtmarket.ru/news/state/2009/10/06/2192> Дата доступа: 03.11.2010.
- Официальный сайт Министерства статистики и анализа Республики Беларусь. Беларусь в цифрах. [электронный ресурс] — режим доступа: <http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/main2.php>
- Дата доступа: 03.11.2010.
- Потапова, И.О. Уровень жизни населения: содержание, формы и факторы роста/ И.О.Потапова. — Мн.: ООО «Мисана», 2001. — 168с.
- Расходы и доходы населения в РБ за 2007 г.
— Мн., 2007- 67с.