Производство мыла в казахстане

Маркетинговое исследование

Настоящий отчет подготовлен Исполнителем для ТОО « DAMU RESEARCH » (далее – Заказчик) в связи с проведением маркетинговых исследований в приоритетных отраслях экономики в рамках Единой Программы «Дорожная карта бизнеса-2020».

Целью данного исследования является сбор и систематизация объективной информации по рынку производства мыла и моющих, чистящих и полирующих средств в Республике Казахстан, для стимулирования предпринимательской активности юридических и физических лиц.

Основные задачи исследования:

краткое описание отрасли, существующих проблем и тенденций; оказываемая поддержка отрасли; внутреннее производство; производственные мощности; внешняя торговля; размер рынка; обзор цен; портфолио основных игроков рынка; потребительское поведение; основные выводы и рекомендации.

МЕТОДОЛОГИЯ

В качестве источников вторичной информации были использованы экспертные и аналитические публикации, и иные открытые источники информации. По специальным запросам Исполнителя в ведомственных органах были получены основные данные по исследуемому рынку продукции в Республике Казахстан, его экспорту и импорту, а также дополнительная информация для анализа и оценки тенденций развития отрасли.

публикации Комитет по статистике Министерства Национальной Экономики РК; статистические данные, полученные по специальным запросам; информационные, аналитические и экспертные материалы, помещенные в специализированных изданиях, СМИ и Интернете; официальные пресс-релизы и аналитические материалы отраслевых ассоциаций, торгово-промышленных палат, и т.д.; другие источники.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ОТРАСЛИ, СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРОБЛЕМ И ТЕНДЕНЦИЙ

В соответствии с классификатором видов экономической деятельности (далее — ОКЭД), утвержденным Приказом Комитета по техническому регулированию и метрологии Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан от 14 декабря 2007 года №_683-од, рассматриваемый в рамках данного исследования вид экономической деятельности, соответствует следующей структуре классификации:

5 стр., 2362 слов

Исследование фонтанных скважин

... Р=20-40 МПа). 3.3 Исследование фонтанных скважин Исследование фонтанных скважин проводятся по двум методам. На установившихся и неустановившихся режимах. Исследование на установившихся режимах ... которым понимают максимальный дебит скважины, допустимый условиям рациональной эксплуатации залежи и обеспечиваемый продуктивной характеристикой скважин. Исследования на неустановившихся режимах заключается ...

Секция С «Обрабатывающая промышленность», Раздел 20 «Производство продуктов химической промышленности» — включает группу «Производство мыла и моющих средств, чистящих и полирующих препаратов, парфюмерной продукции и косметических средств» (код ОКЭД — 20.4).

Данная группа ОКЭД включает рассматриваемую в рамках данного маркетингового исследования подгруппу 20.41 «Производство мыла и моющих, чистящих и полирующих средств» включающую следующие подклассы:

20.41.0 Производство мыла и моющих, чистящих и полирующих средств, включающий:

производство органических поверхностно-активных препаратов; производство бумаги, салфеток и т.д. покрытых или пропитанных моющими средствами; производство глицерина; производство мыла, за исключением, косметического мыла; производство поверхностно-активных препаратов: стиральных порошков в твердой или жидкой форме и прочих моющих средств, препаратов для мытья посуды, ароматизирующих и смягчающих средств для добавления при стирке; производство очищающих и полирующих средств: освежителей воздуха, искусственного воска, средств по уходу за кожаными изделиями, полиролей для мебели и деревянных поверхностей, полиролей для стеклянной и металлической поверхностей, чистящих паст и порошков, включая салфетки, покрытые или пропитанные подобными средствами.

Исследуемая продукция, получаемая предприятиями, в органах статистики классифицируется в соответствии со Статистическим классификатором промышленной продукции (товаров, услуг) (Утвержден приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по статистике № 144 от «07» сентября 2009 года) (далее – СКПП) с указанием подвидов продукции, относящихся к виду экономической деятельности «Производство мыла и моющих, чистящих и полирующих средств» (см. Таблицу 1).

Таблица 1. Перечень продукции в соотетствии с СКПП, относящийся к производству мыла и моющих, чистящих и полирующих средств

Код

Наименование

С

Продукция обрабатывающей промышленности

20

Вещества химические и продукты химические

20.4

Мыло и средства моющие, препараты чистящие и полирующие, средства парфюмерные и косметические

20.41

Мыло и средства моющие, препараты чистящие и полирующие

20.41.1

Глицерин

20.41.10

Глицерин

20.41.10.100

Сырой глицерин

20.41.10.200

Вода глицериновая

20.41.10.300

Щелок глицериновый

20.41.2

Вещества поверхностно-активные органические, кроме мыла

20.41.20

Вещества поверхностно-активные органические, кроме мыла

20.41.20.200

Вещества поверхностно-активные органические, кроме мыла, анионоактивные

20.41.20.300

Вещества поверхностно-активные органические, кроме мыла, катионоактивные

20.41.20.500

Вещества поверхностно-активные органические, кроме мыла, неиногенные

20.41.20.900

Вещества поверхностно-активные органические, кроме мыла, прочие

20.41.3

Мыло, средства моющие и чистящие

20.41.31

Мыло и вещества и препараты поверхностно-активные органические для использования в качестве мыла; бумага, ватная набивка, войлок, фетр и материалы нетканые, пропитанные или покрытые мылом и моющими средствами

20.41.31.500

Мыло и продукты поверхностно-активные органические в прочих формах, кроме брусков и кусков

20.41.31.530

Мыло и продукты поверхностно-активные органические в хлопьях, вафлях, гранулах или порошках

20.41.31.590

Мыло и продукты поверхностно-активные органические в прочих формах, кроме брусков, кусков, прочие; бумага, ватная набивка, войлок, фетр и материалы нетканые, пропитанные или покрытые мылом или моющим средством

20.41.31.900

Мыло и продукты поверхностно-активные органические в форме брусков, кусков, прочие

20.41.31.930

Мыло и продукты поверхностно-активные органические в форме брусков, кусков, технические

20.41.31.950

Мыло и продукты поверхностно-активные органические в форме брусков, кусков, хозяйственные

20.41.31.990

Мыло и продукты поверхностно-активные органические в форме брусков, кусков прочие, не включенные в другие группировки

20.41.32

Средства моющие

20.41.32.300

Средства поверхностно-активные, расфасованные для торговли розничной

20.41.32.500

Средства моющие и чистящие, средства моющие вспомогательные, кроме средств поверхностно-активных, расфасованные для торговли розничной

20.41.32.520

Средства моющие и чистящие для грубой мойки, расфасованные для торговли розничной

20.41.32.530

Средства моющие и чистящие для тонкой мойки, расфасованные для торговли розничной

20.41.32.570

Средства моющие и чистящие для посуды, расфасованные для торговли розничной

20.41.32.590

Средства моющие и чистящие прочие, расфасованные для торговли розничной

20.41.32.600

Средства поверхностно-активные, не расфасованные для торговли розничной

20.41.32.700

Средства моющие и чистящие, средства моющие вспомогательные, кроме средств поверхностно-активных, не расфасованные для торговли розничной

20.41.32.720

Средства моющие и чистящие для ковров и ковровых покрытий, не расфасованные для торговли розничной

20.41.32.730

Средства моющие и чистящие для покрытий напольных современных, не расфасованные для торговли розничной

20.41.32.740

Средства моющие для автомобилей, не расфасованные для торговли розничной

20.41.32.750

Средства моющие для окон, не расфасованные для торговли розничной

20.41.32.770

Средства моющие для туалетов, не расфасованные для торговли розничной

20.41.32.790

Средства моющие и чистящие прочие, не расфасованные для торговли розничной

20.41.4

Вещества душистые и воски

20.41.41

Средства ароматизирующие и дезодорирующие для помещений, включая составы душистые, используемые при отправлении религиозных обрядов

20.41.41.000

Средства ароматизирующие и дезодорирующие для помещений, включая составы душистые, используемые при отправлении религиозных обрядов

20.41.42

Воски искусственные и готовые

20.41.42.500

Воски искусственные и готовые из лигнита химически модифицированного (угля бурого)

20.41.42.700

Воски искусственные и готовые из полиэтиленгликоля

20.41.42.900

Воски искусственные и готовые прочие, включая сургуч

20.41.43

Составы полирующие и кремы для обуви, мебели, полов, кузовов автомобилей легковых, стекла или металла

20.41.43.300

Составы полирующие, кремы и средства аналогичные для обуви и кожи

20.41.43.350

Составы полирующие, кремы и средства аналогичные для обуви

20.41.43.370

Составы полирующие, кремы и средства аналогичные для кожи

20.41.43.500

Составы полирующие, мастики и средства аналогичные, кроме восков искусственных и готовых, для ухода за мебелью, полами или изделиями из дерева прочими

20.41.43.550

Составы полирующие, мастики и средства аналогичные, для ухода за полами и изделиями из дерева, кроме мебели

20.41.43.570

Составы полирующие, мастики и средства аналогичные, для ухода за мебелью из дерева

20.41.43.700

Средства полирующие и средства аналогичные для транспортных средств, кроме составов полирующих для металлов, восков искусственных и готовых

20.41.43.750

Средства для восстановления покрытия красочного автомобилей

20.41.43.770

Составы полирующие для автомобилей

20.41.43.790

Составы полирующие и средства аналогичные для транспортных средств, кроме составов полирующих для металлов, прочие

20.41.43.900

Составы полирующие, мастики и средства аналогичные, прочие

20.41.43.930

Составы для поверхностей металлических

20.41.43.990

Составы полирующие, мастики и средства аналогичные, не включенные в другие группировки

20.41.44

Пасты чистящие, порошки и средства чистящие прочие

20.41.44.000

Пасты чистящие, порошки и средства чистящие прочие

20.41.9

Услуги в области производства мыла и средств моющих, препаратов чистящих и полирующих

20.41.99

Услуги в области производства мыла и средств моющих, препаратов чистящих и полирующих

20.41.99.100

Услуги в области производства мыла и средств моющих

20.41.99.200

Услуги в области производства препаратов чистящих и полирующих

Товары при их декларировании таможенным органам подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (далее — ТН ВЭД).

Согласно этой классификации продукция, относящиеся к изучаемой группе для вида экономической деятельности «Производство мыла и моющих, чистящих и полирующих средств», включает в себя ниже следующие коды ТН ВЭД (см. Таблицу 2).

Таблица 2. Перечень продукции в соотетствии с ТН ВЭД, относящийся к производству мыла и моющих, чистящих и полирующих средств

Код ТН ВЭД

Наименование

152000

Глицерин сырой; глицериновая вода и глицериновый щелок

330741

Агарбатти и прочие благовония, распространяющие запах при горении

330749

Прочие средства для ароматизации и дезодорирования воздуха помещений, включая благовония для религиозных обрядов

340119

Прочие мыло; поверхностно-активные органические вещества и средства, в форме брусков, кусков или в виде фигурных изделий; бумага, вата, войлок или фетр и нетканые материалы, пропитан. или…

340120

Мыло в прочих формах

340211

Поверхностно-активные органические вещества, анионные, расфасованные или не расфасованные для розничной продажи

340212

Вещества катионоактивные поверхностно-активные органические, расфасованные или не расфасованные для розничной продажи

340213

Вещества неиногенные поверхностно-активные органические, расфасованныеили не расфасованные для розничной продажи

340219

Прочие вещества поверхностно-активные органические, расфасованные или не расфасованные для розничной продажи

340220

Поверхностно-активные средства, моющие, чистящие, расфасованные для розничной продажи (кроме средств товарной позиции 3401)

340290

Прочие поверхностно-активные средства, моющие средства и средства чистящие (кроме средств товарной позиции 3401)

340420

Воски искусственные и готовые воски из полиоксиэтилена (полиэтиленгликоля)

340490

Прочие воски, искусственные и готовые

340510

Ваксы, кремы и аналогичные средства для обуви или кожи

340520

Полироли, мастики и аналогичные средства для ухода за деревянной мебелью, полами или прочими изделиями из дерева

340530

Полироли и аналогичные средства для автомобильных кузовов, кроме полирующих средств для металлов

340540

Чистящие пасты и порошки и прочие чистящие средства

340590

Прочие полирующие средства

Согласно данным Комитета по статистике Министерства Национальной Экономики РК в 2014 году доля производства моющих, чистящих средств (2,7 млрд тенге) в объеме произведенной продукции обрабатывающей промышлености (6 092,2 млрд тенге) составила 0,05%.

Уровень рентабельности предприятий по производству моющих, чистящих средств в 2014 году составил 49,8%, при этом в первом полугодии 2015 года данный показатель снизился до 0,5%.

В 2014 году индекс физического объема производства моющих, чистящих средств увеличился по отношению к показателям 2013 года и составил 231,2% (в 1 полугодии 2015 года – 150,3%).

Проблемные вопросы отрасли:

основной проблемой данного сегмента отрасли является сложности в организации вывода казахстанской продукции на отечественный рынок, а также фактически имеющиеся финансовые затруднения; высокая степень монополизации рынка зарубежными производителями; низкая брендинговая узнаваемость на отечественной продукции.

Вместе с тем, сообщают о необходимости изменения действующей системы возврата НДС при экспорте отечественной продукции, в части, облегчения требований налоговых органов по проверке цепи поставщиков, участвующих в производственном процессе и исключения категории «производитель-экспортер» из-под действия «Правил системы управления рисками в целях подтверждения суммы превышения налога на добавленную стоимость, предъявляемой в возврату», утвержденные Постановлением Правительства РК 27 марта 2013 года № 279.

ОКАЗЫВАЕМАЯ ПОДЕРЖКА ОТРАСЛИ

Единая программа поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса 2020» (далее — Программа) разработана для реализации Послания Президента Республики Казахстан народу Казахстана «Новое десятилетие — Новый экономический подъем — новые возможности Казахстана» и Общенационального плана развития Казахстана до 2020 года, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 17 февраля 2010 года № 925.

Единая программа поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса 2020» (далее – Единая Программа «Дорожная карта бизнеса 2020») разработана Министерство национальной экономики Республики Казахстан и направлена на достижение цели посланий Президента Республики Казахстан народу Казахстана «Стратегия «Казахстан — 2030» и «Казахстанский путь — 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее».

Основная цель Единой Программы «Дорожная карта бизнеса 2020» — это обеспечение устойчивого и сбалансированного роста регионального предпринимательства, а также поддержание действующих и создание новых постоянных рабочих мест.

Единой Программой «Дорожная карта бизнеса 2020» будет проводиться работа по следующим четырем направлениям:

1) поддержка новых бизнес-инициатив предпринимателей моногородов, малых городов и сельских населенных пунктов;

2) отраслевая поддержка предпринимателей, осуществляющих деятельность в приоритетных секторах экономики и отраслях обрабатывающей промышленности;

3) снижение валютных рисков предпринимателей;

4) предоставление нефинансовых мер поддержки предпринимательства.

Первое направление: поддержка новых бизнес-инициатив предпринимателей моногородов, малых городов и сельских населенных пунктов предусматривает оказание предпринимателям следующих мер финансовой поддержки:

1) субсидирование части ставки вознаграждения по кредитам/договорам финансового лизинга банков/банка развития/лизинговых компаний;

2) частичное гарантирование по кредитам банков/банка развития;

3) предоставление государственных грантов;

4) микрокредитование субъектов малого предпринимательства;

5) субсидирование части ставки вознаграждения по микрокредитам частных микрофинансовых организаций;

6) частичное гарантирование кредитов микрофинансовых организаций перед банками.

Второе направление: отраслевая поддержка предпринимателей, осуществляющих деятельность в приоритетных секторах экономики и отраслях обрабатывающей промышленности предусматривает оказание предпринимателям следующих мер финансовой поддержки:

субсидирование ставки вознаграждения по кредитам/договорам финансового лизинга банков/банка развития/лизинговых компаний; частичное гарантирование по кредитам банков/банка развития; развитие производственной (индустриальной) инфраструктуры; создание индустриальных зон.

Третье направление: снижение валютных рисков предпринимателей предусматривает субсидирование номинальной ставки вознаграждения по действующим кредитам/договорам финансового лизинга банков/банка развития/лизинговых компаний в национальной и иностранной валютах.

Четвертое направление: нефинансовые меры поддержки предпринимательства предусматривают оказание государственной нефинансовой поддержки субъектам частного предпринимательства и населению с предпринимательской инициативой по следующим функциональным направлениям:

информационно-аналитическое обеспечение предпринимательства; развитие компетенций предпринимателей; повышение производительности предпринимателей; расширение деловых связей.

Основные инструменты реализации Единой Программой «Дорожная карта бизнеса 2020»:

Новые бизнес проекты будут реализовываться с помощью следующих инструментов:

а) субсидирование ставки вознаграждения по кредитам/лизинговым сделкам. Размер субсидирования – 10% годовых от ставки вознаграждения по кредиту/лизингу;

б) частичное гарантирование по кредитам. При этом, размер гарантий для начинающих предпринимателей увеличен – до 85% по кредитам до 20 млн тенге. Гарантия для действующих предпринимателей – до 50% по кредитам до 180 млн тенге;

в) предоставление государственных грантов. Максимальная сумма гранта для одного предпринимателя – до 3 млн тенге.

Отраслевая поддержка будет реализовываться с помощью таких инструментов как:

а) субсидирование ставки вознаграждения по кредитам/лизинговым сделкам. Для приоритетных отраслей размер субсидирования составит 7% годовых от ставки вознаграждения. Для проектов казахстанских товаропроизводителей размер субсидирования увеличен до 10% годовых от ставки вознаграждения;

б) частичное гарантирование по кредитам. Для приоритетных отраслей сумма гарантии составит до 50% по кредитам до 360 млн тенге. Для проектов в отраслях обрабатывающей промышленности размер гарантии составит до 20% по кредитам до 1 млрд.850 млн тенге.

Сроки реализации Единой Программой «Дорожная карта бизнеса 2020» — 2015-2019 годы. На реализацию Единой Программой «Дорожная карта бизнеса 2020» из республиканского бюджета в 2015 году предусматривается 56 387 058 тыс. тенге, в 2016 году — 53 376 977 тыс. тенге, в 2017 году — 66 914 948 тыс. тенге, в 2018 году — 66 941 960 тыс. тенге, в 2019 году — 66 967 833 тыс. тенге. Дальнейшее финансирование Программы будет осуществляться в рамках средств, предусмотренных в республиканском бюджете на соответствующие финансовые годы.

По состоянию на 23 ноября 2015 года в рамках Единой Программой «Дорожная карта бизнеса 2020»:

всего подписано договоров о субсидиях по 6423 проекта на общую сумму 1 102,68 млрд тенге, по первому направлению – 816 проектов на сумму 35,43 млрд тенге, по второму направлению – 5320 проектов на сумму 734,79 млрд тенге и по третьему направлению – 287 проектов на сумму 332,46 млрд тенге; в том числе 327 проектов, отклоненных МЭРТ, ГО Фонда, РКС, отказавшихся от участия заемщиков и др.; Наиболее активные регионы: Павлодарская область, Восточно-Казахстанская область, Актюбинская область, Южно-Казахстанская область и Карагандинская область.

В структуре субсидируемых проектов в разрезе отраслей преобладает обрабатывающая промышленность 33,4%, сектор транспорта и складирования 29,2%, ремонта автотранспортных средств 7,3%; здравоохранение и социальные услуги 6,1%, а также проекты в агропромышленном комплексе 10,7%.

Такой сектор как производство мыла и моющих, чистящих и полирующих средств не относится к приоритетному, хотя и попадает в приоритетную группу ОКЭД под кодом 20 (производство продуктов химической промышленности).

По состоянию на 23 ноября 2015 года в рамках 1-го, 2-го и 3-его направления субсидирования Единой программы «Дорожная карта бизнеса 2020», заключение договоров о субсидировании с предприятиями по производству моющих, чистящих средств АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» не осуществлялось.

ВНУТРЕННЕЕ ПРОИЗВОДСТВО

Согласно данным Комитета по статистике Министерства Национальной Экономики РК в период с 2009 по 2014 годы доля производства мыла и моющих, чистящих и полирующих средств (далее – Моющие, чистящие средства) в валовой внутренней продукции Казахстана находилась на уровне 0,01%. При этом его доля в обрабатывающей промышленности РК в 2014 году составила с 0,05% (см. Рисунок 1).

Рисунок 1. Показатели объема производста моющих, чистящих средств в РК с 2009 года по январь-июнь 2015 года

Объем отечественного производства моющих, чистящих средств с 2009 по 2014 года в денежном выражении демонстрировал устойчивый рост (см. Рисунок 1).

В 2014 году объем производства моющих, чистящих средств составил 2 727,1 млн тенге, что на 169% выше показателя 2009 года и на 114% выше показателя 2013 года. За первое полугодие 2015 года объем производства моющих, чистящих средств составил 1 262,2 млн тенге, при этом индексы физического объема промышленной продукции к аналогичному периоду прошлого года составил 150,3%.

По итогам 2014 года можно отметить, что объем производства моющих, чистящих средств в натуральном выражении увеличился по отношению к показателям 2013 года на 152,8% и составило 20 719 тонн (см. Таблицу 3).

Таблица 3. Производство моющих, чистящих средств в натуральном выражении в РК с 2009 года по 2014 год

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Тонн

10 678

12 065

12 144

15 512

13 563

20 719

Отношение показателей отчетного года к предыдущему году

113,0%

100,7%

127,7%

87,4%

152,8%

По итогам 2014 года основными регионами Казахстана по производству моющих, чистящих средств являются и Актюбинская (40,8%, 8 446 тонны) Южно-Казахстанская (37,1%, 7 689 тонны) области (см. Таблицу 4).

Таблица 4. Производство моющих, чистящих средств в разразе регионов РК с 2009 года по 2014 год, тонн

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2014 г. к 2013 г.

Всего по РК

12 065

12 144

15 512

13 563

20 720

100%

153%

Акмолинская

1 103

56

56

100

80

0,4%

80%

Актюбинская

4

230

983

8 446

40,8%

859%

Алматинская

2 648

637

20

1 054

1 427

6,9%

135%

Жамбылская

59

Карагандинская

70

63

51

27

26

0,1%

96%

Костанайская

88

147

303

427

619

3,0%

145%

Южно-Казахстанская

6 289

9 095

12 224

7 928

7 689

37,1%

97%

Павлодарская

788

873

1 175

1 381

1 067

5,1%

77%

г. Алматы

1 016

1 273

1 453

1 663

1 366

6,6%

82%

в т.ч.:

мыло и вещества и препараты поверхностно-активные органические для использования в качестве мыла; бумага, ватная набивка, войлок, фетр и материалы нетканые, пропитанные или покрытые мылом и моющими средствами

РК

6 624

9 336

11 704

7 428

7 961

100%

107%

Алматинская

185

132

20

55

690

8,7%

1255%

Карагандинская

55

45

41

22

25

0,3%

114%

Южно-Казахстанская

6 242

9 037

11 427

7 110

6 997

87,9%

98%

Павлодарская

85

101

79

1,0%

78%

г. Алматы

142

122

131

140

170

2,1%

121%

средства моющие

РК

5 430

2 792

3 801

6 020

12 695

100%

211%

Акмолинская

1 103

56

56

100

80

0,6%

80%

Актюбинская

4

230

983

8 446

66,5%

859%

Алматинская

2 463

505

999

737

5,8%

74%

Жамбылская

59

Карагандинская

4

2

3

Костанайская

88

147

303

427

619

4,9%

145%

Южно-Казахстанская

47

58

797

818

692

5,5%

85%

Павлодарская

788

873

1 090

1 170

925

7,3%

79%

г. Алматы

874

1 151

1 322

1 523

1 196

9,4%

79%

пасты чистящие, порошки и средства чистящие прочие

РК

11

16

7,2

115,1

63,5

100%

55%

Карагандинская

11

16

7,2

4,9

0,9

1,4%

18%

Павлодарская

110,2

62,6

98,6%

57%

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ МОЩНОСТИ

Производственная мощность промышленного предприятия – это максимально возможный выпуск продукции за год, который определяется с учетом полного использования установленного режима работы производственного оборудования и производственных площадей.

Среднегодовая производственная мощность, действовавшая в отчетном году — определяется путем прибавления к мощности на начало года среднегодового увеличения мощности и вычитания среднегодового ее уменьшения, с учетом количества месяцев действия мощности до конца года.

Использование среднегодовой производственной мощности — отношение фактического выпуска продукции на специализированных мощностях к среднегодовой мощности, действующей в отчетном году.

В 2014 году средний уровень использования среднегодовой мощности в производстве моющих, чистящих средств составил в среднем по РК — 30,9%.

Таблица 5. Баланс производственных мощностей на промышленных предприятиях по производству мыла и веществ и препаратов поверхностно-активных органических для использования в качестве мыла; бумаги, ватной набивки, войлока, фетра и материалов нетканых, пропитанных или покрытыя мылом и моющими средствами за 2014 год в разрезе регионов РК (на специализированных мощностях), тонн

начало года

на конец года

году

сырья

в отчетном году, в %

РК

23 535

23 498

23 498

7 268

30,9

Алматинская

1 320

1 320

1 320

Жамбылская

1 740

1 740

1 740

Карагандинская

664

164

164

25

15,2

Южно-Казахстанская

18 846

19 309

19 309

6 997

36,2

Павлодарская

180

180

180

79

43,9

г. Алматы

785

785

785

167

21,3

Уровень износа производственных мощностей предприятий по производству моющих, чистящих средств в 2014 году в среднем по РК составил 43,3% (см. Таблицу 6).

Таблица 6. Износ производственных мощностей на промышленных предприятиях по производству мыла и моющих средств, чистящих и полирующих препаратов, парфюмерной продукции и косметических средств с 2009 года по 2014 год

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

9,6%

18,4%

7,9%

23,6%

77,6%

43,3%

ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ

Товарооборот РК по моющим, чистящим средствам за 2014 год составил 264 214 тыс. долл. США, что на 15,5% меньше показателя за 2013 год. При этом, в 2014 году экспорт моющих, чистящих средств из РК снизился на 2% и составил 23 955 тыс. долл. США, а импорт снизился на 16,6% и составил 240 258 тыс. долл. США (см. Таблицу 7).

Таблица 7. Товарооборот РК по моющим, чистящим средствам с 2010 года по 2014 год, тыс. долл. США

2010г.

2011г.

2012г.

2013г.

2014г.

Прирост 2014г. к 2013г.

Товарооборот, в т.ч.:

141 010

221 124

277 321

312 637

264 214

-15,49%

Экспорт

13 013

18 113

29 039

24 455

23 955

-2,04%

Импорт

127 997

203 011

248 283

288 182

240 258

-16,63%

Торговый баланс (чистый экспорт)

-114 983

-184 898

-219 244

-263 727

-216 303

-17,98%

: United Nations Commodity Trade Statistics Database

В целом с 2010 года по 2014 год объем экспорта моющих, чистящих средств увеличился. Так в 2014 году объемов экспорта моющих, чистящих средств по сравнению с 2010 годом увеличился в 1,8 раза. При этом, импорт моющих, чистящих средств за рассматриваемый период также увеличился. В 2014 году по сравнению с 2010 годом импорт моющих, чистящих средств увеличится в 1,9 раза (см. Таблицу 7).

За анализируемый период наблюдается тенденция роста объемов торговли моющими, чистящими средствами в натуральном выражении. Вместе с тем, в 2014 году темп роста импорта рассматриваемой продукции в натуральном выражении (-3,8%) превысил темп роста импорта в денежном выражении (-16,6%) в среднем на 12,8%, что указывает на увеличение импорта в Казахстан сравнительно дешевых моющих, чистящих средств (см. Таблицу 8).

Таблица 8. Экспорт-импорт моющих, чистящих средств в РК с 2010 года по 2014 год, тонн

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Прирост 2014г. к 2013г.

Экспорт

10 064

13 324

21 684

17 324

16 827

-2,86%

Импорт

96 494

138 559

142 843

144 513

139 008

-3,81%

: United Nations Commodity Trade Statistics Database

В 2014 году экспорт моющих, чистящих средств из Казахстана осуществлялся в 18 страну мира, тогда как импорт по этой товарной позиции был из 60 стран мира. Наибольший экспорт моющих, чистящих средств в 2014 году был осуществлен в Кыргызстан (38,4% или 9 188 тыс. долл. США), Монголию (29% или 6 943 тыс. долл. США) и в Таджикистан (23,7% или 5 671 тыс. долл. США).

Лидером по объемам импорта моющих, чистящих средств в Казахстан была Россия (67%, 161 217 тыс. долл. США), Турция заняла вторе место с объемом импорта в 12 523 тыс. долл. США (5,2%) (см. Таблицу 9).

Таблица 9. Основные страны партнеры РК по торговле моющими, чистящими средствами в 2014 году, в денежном вырадении

Экспорт

Импорт

Страна

Тыс. долл. США

Доля

Страна

Тыс. долл. США

Доля

Кыргызстан

9 188

38,4%

Россия

161 217

67,1%

Монголия

6 943

29,0%

Турция

12 523

5,2%

Таджикистан

5 671

23,7%

Китай

10 331

4,3%

Афганистан

922

3,8%

Украина

8 256

3,4%

Узбекистан

821

3,4%

Германия

7 909

3,3%

Нидерланды

138

0,6%

Польша

6 231

2,6%

Россия

124

0,5%

Франция

4 482

1,9%

Другие страны мира

149

0,6%

Другие страны мира

29 309

12,2%

Всего:

23 955

100,0%

Всего:

240 258

100,0%

: United Nations Commodity Trade Statistics Database

В натуральном выражении основными странами казахстанского экспорта моющих, чистящих средств в 2014 году были Кыргызстан (40%, 6 736 тонн), Таджикистан (29,2%, 4 912 тонны) и Монголия (21,5%, 3 625 тонн).

При этом основной объем импорта моющих, чистящих средств в Казахстан пришелся на Россию в объеме 94 953 тонны (68,3%) и Турцию (7,6%, 10 603 тонны) (см. Таблицу 10).

Таблица 10. Основные страны партнеры РК по торговле моющими, чистящими средствами в 2014 году в натуральном выражении

Экспорт

Импорт

Страна

тонн

Доля

Страна

тонн

Доля

Кыргызстан

6 736

40,0%

Россия

94 953

68,3%

Таджикистан

4 912

29,2%

Турция

10 603

7,6%

Монголия

3 625

21,5%

Польша

5 032

3,6%

Узбекистан

857

5,1%

Иран

4 908

3,5%

Афганистан

493

2,9%

Украина

3 921

2,8%

Россия

93

0,6%

Китай

3 545

2,6%

Другие страны мира

111

0,66%

Другие страны мира

16 045

11,5%

Всего:

16 827

100%

Всего:

139 008

100%

: United Nations Commodity Trade Statistics Database

РАЗМЕР РЫНКА

В период с 2010 года по 2013 год наблюдается увеличение емкости казахстанского рынка моющих, чистящих средств. Так в 2013 году емкость рынка моющих, чистящих средств составила 279 396 тыс. долл. США увеличившись по отношению к 2010 году на 219%. При этом, в 2014 году по отношению к 2013 году наблюдается снижение емкости рынка моющих, чистящих средств на 17% до 231 522 тыс. долл. США. (см. Таблицу 11).

Таблица 11. Оценка емкости казахстанского рынка моющих, чистящих средств в период с 2010 год по 2014 год, в тыс. долл. США

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2014 г. к 2013 г.

Производство, в тыс. тенге

1 897 160

2 057 922

2 760 179

2 383 705

2 727 101

114%

Производство*

12 875

14 036

18 511

15 669

15 219

97%

Экспорт

13 013

18 113

29 039

24 455

23 955

98%

Импорт

127 997

203 011

248 283

288 182

240 258

83%

Емкость рынка

127 859

198 934

237 755

279 396

231 522

83%

Среднегодовой обменный курс долл. США к тенге

147,35

146,62

149,11

152,13

179,19

118%

* Объем производства в долл. США рассчитан исходя из среднегодового обменного курса долл. США к тенге.

United Nations Commodity Trade Statistics Database , Комитет по статистике Министерства Национальной Экономики РК

В натуральном выражении емкость казахстанского рынка моющих, чистящих средств в 2014 год оценивается в 142 900 тонн. Внутренние потребности Казахстана в моющих, чистящих средствах обеспечивались за счет импортных поставок на 97% (139 008 тонн) (см. Таблицу 12).

Таблица 12. Оценка емкости казахстанского рынка моющих, чистящих средств в 2014 год, тонн

Производство

Экспорт

Импорт

Емкость рыка

20 719

16 827

139 008

142 900

United Nations Commodity Trade Statistics Database , Комитет по статистике Министерства Национальной Экономики РК

ОБЗОР ЦЕН

Индекс цен предприятии-производителей моющих, чистящих средств и парфюмерной продукции в РК за рассматриваемый период с 2011 года по январь-июнь 2015 года имел тенденцию непрерывного роста. Так, в 2014 году увеличение показателя индекса цен предприятий-производителей рассматриваемой продукции составило 102,8%, а в период январе-июнь 2015 года рост цен производителей составил 100,6% (см. Таблицу 13).

Таблица 13. Индекс цен предприятии-производителей мыла и моющих средств, чистящих и полирующих препаратов, парфюмерной продукции и косметических средств в РК с 2011 года по январь-июнь 2015 года, в %, к соответствующему периоду предыдущего года

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

январь-июнь 2015 г.

111,8

108,5

102,4

102,8

100,6

Вместе с тем, ниже представлено сравнение средней условной экспортной и импортной стоимости тонны моющих, чистящих средств. Необходимо отметить, что условная стоимость одной тонны анализируемой продукции, складывающаяся при экспорте/импорте, не является ценой продукции, а представляет собой расчетное среднее значение, полученное путем деления суммарной стоимости экспорта/импорта на суммарный физический объем экспорта/импорта (см. Таблицу 14).

Таблица 14. Сравнение средней условной стоимости тонны моющих, чистящих средств экспортируемых и импортируемых из/в РК

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Прирост 2014 г. к 2013 г.

Экспорт

1 293

1 359

1 339

1 412

1 424

0,8%

Импорт

1 326

1 465

1 738

1 994

1 728

-13,3%

: United Nations Commodity Trade Statistics Database

В 2014 году средняя экспортная цена тонны моющих, чистящих средств составила 1 424 долл. США за тонну увеличившись по отношению к показателю 2013 года на 0,8%. Средняя стоимость импортируемых в РК моющих, чистящих средств в 2014 году снизилась по сравнению с 2013 годом на 13,3% и составляла 1 728 долл. США за тонну.

ПОРТФОЛИО ОСНОВНЫХ ИГРОКОВ РЫНКА

ТОО «Swed Kaz». Предприятие выпускает синтетические моющие средства под торговой маркой «БАРФ». Мощность этого предприятия позволяет производить до 3 тысяч тонн продукции в год.

ТОО «Swed kaz» было создано в 2008 году. ТОО «Swed Kaz» — первая попытка организации в южном регионе производства из экологически чистых сырьевых компонентов и с использованием специально разработанных рецептур выпускаемой продукции. Благодаря работе лаборатории, предприятие имеет возможность менять рецептуры производимых товаров в короткие сроки. Продукция компании рассчитана на потребителей с невысоким и средним достатком при сохранении высокого качества.

АО «Шымкентмай». Предприятие создано в 1993 году на базе масложирового комбината, построенного и пущенного в эксплуатацию в 1942 году. Предприятие является одним из крупнейших среди аналогичных предприятий в Республике Казахстан и СНГ.

Основным видом деятельности АО «Шымкентмай» является:

переработка масличных культур: семян хлопчатника, подсолнечника, сафлора, рапса, горчицы, бобов сои, сурепицы; производство высококачественных растительных рафинированных дезодорированных и недезодорированных масел, идеальных для приготовления любых блюд, являющихся важным пищевым продуктом, определяющих продовольственную безопасность страны; производство хлопковой шелухи, хлопкового тостированного, подсолнечного из не обрушенных семян, соевого и др. шротов, предназначенных для кормовых целей, а также для производства комбикормовой продукции; производство хозяйственного мыла, глицерина и госсиполовой смолы (гудрон).

Хозяйственное мыло 65% АО «Шымкентмай» — прекрасное гигиеническое и антисептическое средство. Оно вырабатывается из натурального растительного сырья. В нашем производстве категорически не используются животные жиры (свиной жир), что не нарушает религиозных канонов. АО «Шымкентмай» использует при производстве хозяйственного мыла такие рецептуры, которые обеспечивают прекрасное пенообразование и высокий моющий эффект. Мыло не вызывает кожно — алергических заболеваний.

ТОО «КазБытХим» . С 2009 года в Павлодарской области действует ТОО «КазБытХим». Предприятие производит и реализует товары бытовой и промышленной химии. На рынке Казахстана продукция данной компании представлена под брендом «Батыр» и «АДЕ». В ассортимент производимой продукции входят:

средство для мытья посуды «Батыр»; средство для чистки газовых плит, духовок «Батыр»; средство для мытья полов «Батыр»; универсальное средство для уборки дома «Батыр»; отбеливатель для белья «Батыр»; средство для чистки канализационных труб «Батыр»; косметическая серия «АДЕ» (шампунь, бальзам для волос).

Шахтинский завод синтетических моющих средств. Данный завод был введен в производство в 1974 году, как предприятие, специализирующееся на выпуске товаров народного потребления (стиральные порошки, туалетное мыло, шампуни).

В 1992 году началась реконструкция завода с привлечением иностранной компании. Из-за отсутствия средств в 1993 году реконструкция была приостановлена. В 1995 году завод был остановлен и законсервирован. А в 1997 году был выкуплен Лондонской компанией «Moneta Detergents Ltd». после чего Шахтинский завод синтетических моющих средств был преобразован в ТОО «Монета Дитерджентс», которая с мая 2000 года приступила к реконструкции и модернизации цехов по производству синтетических моющих средств.

Проектная мощность производства синтетических моющих средств в результате реконструкции была увеличена с 30 до 60 тыс. тонн стирального порошка в год.

Производственная компания ТОО «АШШУР Химиндустрия». Предприятие образован в 2001 г. На предприятии выпускается более 73 видов продукции 73 (49 видов — автомобильная химия, 24 вида других типов товаров).

Производственная компания ТОО «АТАГОН». ПК ТОО «АТАГОН» производит средства для мытья посуды, автошампунь с полиролью и автошампунь для бесконтактной мойки, средство для химчистки автосалона.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ

В зависимости от рода деятельности, в каждой компании существует своя особая система дистрибуции. Но все же есть общие критерии, которые организация всегда должна учитывать при построении каналов сбыта.

К основным критериям можно отнести:

поиск дистрибуторов. Предполагает поиск оптовых или розничных продавцов, которые будут реализовать товар производителя, и заключение с ними договоренностей на поставку и реализацию товара; построение системы логистики. Предполагает формирование места хранения товарных запасов, а также способа и сроков доставки товаров для дистрибуторов; подбор персонала. Наем на работу экспедиторов, специалистов по логистике, торговых представителей и других сотрудников, без которых система дистрибуции не сможет работать; построение системы маркетинга в розничных сетях. Для эффективного продвижения товаров в рознице необходимо создать рекламную продукцию, способствующую продвижению товара в розничных сетях, а также наладить систему мерчандайзинга.

Для того чтобы в настоящее время выстроить эффективную, работающую систему дистрибуции в любой отрасли рынка, в первую очередь нужно учитывать массу определяющих факторов, как то: период жизненного цикла компании, бренда, продукта, существующее положение дел с дистрибуцией и т.д. Не следует забывать и о соизмеримости амбиций компании, производящей продукт, и этапа развития самого продукта. Кроме того, важно понимать, что нельзя применить действенную модель системы дистрибуции крупной, развитой компании к компании с «молодым» брендом.

Беря во внимание различие этапов развития компании и бренда, разнятся и факторы оптимизации отношений компании с дистрибуторами. На начальной фазе развития в тандеме «компания-дистрибутор» важно минимизировать отсрочку платежей, чтобы ускорить возврат и оборот денежных средств. Кроме того, для всех важно оптимизировать условия оплаты, взаиморасчетов и ценовые условия.

Каналы продвижения товара могут быть трех видов: прямые, косвенные и смешанные.

Прямые каналы связаны с перемещением товаров и услуг без участия посреднических организация, когда продвижение товаров создается на основе прямых хозяйственных взаимоотношений с потребителями по схеме: производитель — конечный потребитель. Конечный потребитель — тот, кто использует продукцию для удовлетворения своих потребностей. Этот вариант используется в случае, когда производитель не желает отдавать часть прибыли посредникам, когда спрос на товар высокий, товар высокодоходный.

Однако данный вариант имеет ограниченные возможности во времени, пространстве и деньгах, что обусловлено тем, что производитель продукции заинтересован в поставке транзитных количеств товара, исходя из объема его загрузки в транспортное средство (вагон).

Существует даже понятие «транзитная норма». Кроме того, производитель будет изготавливать продукцию и переналаживать оборудование только из экономической целесообразности, т.е. на основе формирования достаточно большой партии заказа — заказной норме.

Косвенные каналы связаны с перемещением товаров и услуг сначала от изготовителя к незнакомому участнику — посреднику, а затем от него — к потребителю. Такие каналы обычно привлекают предприятия и фирмы, которые с целью увеличения своих рынков и объемов сбыта, согласны отказаться от многих сбытовых функций и расходов, и соответственно, от определенной доли контроля над сбытом, а также готовы несколько ослабить контакты с потребителями.

В этом случае производитель лишается части прибыли в пользу посредника. Здесь опять существует несколько вариантов. Несмотря на то, что при наличии посредников производитель теряет часть прибыли, их использование объясняется в основном непревзойденной эффективностью в обеспечении широкой доступности товара и доведения его до целевых рынков. Благодаря своим контактам, опыту, специализации и размаху деятельности посредники предлагают фирме больше того, что она обычно может сделать в одиночку. Так, например, работа нескольких производителей через одного дистрибьютора, который устанавливает контакты с несколькими производителями, способствует значительной экономии времени, денег, а также сокращает объем работы.

Смешанные каналы объединяют черты первых двух каналов продвижения товаров. Естественно, изготовитель заинтересован сбывать свою продукцию непосредственно потребителям при наличии собственных региональных складов и торговых точек. Но прежде чем прибегнуть к прямому маркетингу (прямой сбыт), менеджеры изготовителя должны убедиться в том, что продукция предприятия может быть полностью реализована.

В случаях, когда содержание промежуточных складов обходится изготовителю достаточно дорого за счет эксплуатации дорогостоящего оборудования, это вызывает необходимость перехода к прямому маркетингу. Тем не менее, сбытовые промежуточные склады изготовителей играют важную роль в системе товародвижения. При этом изготовители с помощью прямых контактов с потребителями через свой сбытовой персонал могут проводить более концентрированные и своевременные мероприятия для продвижения своей продукции.

Для каждого канала продвижения товара существуют свои сильные и слабые стороны, которые необходимо учитывать в зависимости от финансового состояния компании.

Таблица 15. Сравнительные характеристики каналов продвижения товара

Характеристики

Прямые каналы

Косвенные каналы

Смешанные каналы

оптовые фирмы

сбытовые агенты

Рынок

Вертикальный

Горизонтальный

Вертикальный

Любой

Объем сбыта

Небольшой

Большой

Средний

Большой

Контакты с производителями

Самые высокие

Средние

Самые низкие

Оптимальные

Политика цен

Очень гибкая, быстро учитывающая конъектуру рынка

Гибкая, оперативно учитывает изменения на рынке

Недостаточно гибкая, требует согласования с производителями

В целом гибкая, удовлетворяющая потребителя и производителя

Знание предмета сбыта

Отличное

Удовлетво-рительное

Хорошее

Оптимальное

Зона действия

Узкая, в месте концентрации потребителей

Широкая, по всему рынку

Узкая, несколько агентов охватывают рынок

Наиболее полная

Право собственности изделия в процессе сбыта

У изготовителя

У посредника

У посредника

Нормальное

Финансовое состояние изготовителя

Сильное

Слабое, среднее

Слабое

Нормальное

Норма прибыли

Высокая

Низкая

Низкая

Средняя

Уровень стандартизации

Низкий

Высокий

Высокий, средний

Любой

Качество отчетности

Высокое

Низкое

Самое низкое

Нормальное

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Уровень рентабельности предприятий по производству моющих, чистящих средств в 2014 году составил 49,8%, при этом в первом полугодии 2015 года данный показатель снизился до 0,5%.

В 2014 году индекс физического объема производства моющих, чистящих средств увеличился по отношению к показателям 2013 года и составил 231,2% (в 1 полугодии 2015 года – 150,3%).

В 2014 году объем производства моющих, чистящих средств составил 2 727,1 млн тенге, что на 169% выше показателя 2009 года и на 114% выше показателя 2013 года. Также можно отметить, что объем производства моющих, чистящих средств в натуральном выражении увеличился по отношению к показателям 2013 года на 152,8% и составило 20 719 тонн.

Основными регионами Казахстана по производству моющих, чистящих средств являются и Актюбинская (40,8%, 8 446 тонны) Южно-Казахстанская (37,1%, 7 689 тонны) области.

В 2014 году средний уровень использования среднегодовой мощности в производстве моющих, чистящих средств составил в среднем по РК — 30,9%.

Уровень износа производственных мощностей предприятий по производству моющих, чистящих средств в 2014 году в среднем по РК составил 43,3%.

В 2014 году основной страной экспортером моющих, чистящих средств из Казахстана был Кыргызстан (38,4%), при этом Россия является основным импортером моющих, чистящих средств в Казахстан (67%).

В натуральном выражении емкость казахстанского рынка моющих, чистящих средств в 2014 год оценивается в 142 900 тонн. Внутренние потребности Казахстана в моющих, чистящих средствах обеспечивались за счет импортных поставок на 97% (139 008 тонн).

Проблемные вопросы отрасли:

основной проблемой данного сегмента отрасли является сложности в организации вывода казахстанской продукции на отечественный рынок, а также фактически имеющиеся финансовые затруднения; высокая степень монополизации рынка зарубежными производителями; низкая брендинговая узнаваемость на отечественной продукции.

Предприятия отрасли предлагают уполномоченным государственным органам проработать вопрос внесения изменений в действующую систему возврата НДС при экспорте отечественной продукции, в части, облегчения требований налоговых органов по проверке цепи поставщиков, участвующих в производственном процессе и исключения категории «производитель-экспортер» из-под действия «Правил системы управления рисками в целях подтверждения суммы превышения налога на добавленную стоимость, предъявляемой в возврату», утвержденные Постановлением Правительства РК 27 марта 2013 года № 279.

Данное маркетинговое исследование было подготовлен исключительно в целях информации. Содержащаяся в настоящем маркетинговом исследовании информация была получена из источников, которые, по мнению Исполнителя, являются надежными, однако не гарантирует точности и полноты информации для любых целей. Информация, представленная в данном отчете, не должна быть истолкована, прямо или косвенно, как информация, содержащая рекомендации по инвестициям. Все мнения и оценки, содержащиеся в настоящем материале, отражают мнение авторов, полученных на основании анализа источников на день публикации и подлежат изменению без предупреждения. Исполнитель не несет ответственность за какие-либо убытки или ущерб, возникшие в результате использования любой третьей стороной информации, содержащейся в настоящем отчете, включая опубликованные мнения или заключения, а также за последствия, вызванные неполнотой представленной информации. Информация, представленная в настоящем маркетинговом исследовании, получена из открытых источников (т.е. не является коммерческой тайной), либо предоставлена упомянутыми в отчете компаниями и государственными учреждениями. Дополнительная информация предоставляется по запросу. Данное маркетинговое исследование или любая его часть может распространяться и тиражироваться любыми способами только при обязательной ссылки на Исполнителя.

Тел.: +7 (700)

Email: