Модернизация раздаточной коробки передач автомобиля ВАЗ

Курсовая работа
Содержание скрыть

Раздаточная коробка служит для распределения усилия на все ведущие мосты автомобиля. Кроме того, с ее помощью осуществляется включение и выключение ведущего переднего моста. Раздаточная коробка, как правило, имеет двухступенчатый редуктор. Под его воздействием меняются передаточные числа, и вдвое увеличивается количество передач автомобиля.

Первый ряд передаточных чисел получается при включении прямой (высшей) передачи. Второй ряд задействуется при понижении передачи. Это позволяет использовать автотранспорт в разных дорожных условиях. В конструкции автомобилей высокой проходимости имеется устройство, не позволяющее включить понижающую передачу в тот момент, когда передний мост включен. Такое устройство предохраняет задний мост от перегрузки большим крутящим моментом.

Типы раздаточных коробок

1. С соосными приводными валами ведущих мостов. Этот тип широко применяется благодаря возможности использования единой главной передачи для переднего и заднего мостов.

2. С несоосными ведомыми валами. У них нет промежуточного вала. Компактность, бесшумность, высокий КПД — вот главные преимущества этого типа раздаточной коробки. К тому же она отличается небольшой металлоемкостью.

3. С блокированным приводом ведущих мостов. Позволяет использовать полную тяговую силу без пробуксовывания колес. С такой раздаточной коробкой передний мост включается только на труднопроходимых участках дороги. При движении автомобиля по твердому покрытию в целях экономии топлива и снижения степени изнашивания шин передний мост отключается.

4. С дифференциальным приводом ведущих мостов. В коробках этого типа применяется дифференциал межосевой, позволяющий вращение ведущих валов с разными скоростями. У автомобиля, оснащенного такой коробкой, постоянно включен передний мост. Для повышения проходимости дифференциалы межосевые выполняются с принудительной блокировкой.

1. Анализ существующих конструкций раздаточных коробок передач

Раздаточная коробка передач автомобиля ВАЗ-2121 «Нива» (рис.1) двухступенчатая с двумя рычагами управления.

Рисунок №1 Раздаточная коробка:

1 — ведомая шестерня; 2 — подшипники дифференциала; 3 — пружинная шайба; 4 — стопорное кольцо; 5 — муфта блокировки дифференциала; 6 — зубчатый венец корпуса дифференциала; 7 — зубчатый венец вала привода переднего моста; 8 — подшипник вала привода переднего моста; 9 — маслоотражатель; 10 — грязеотражатель; 11 — вал привода переднего моста; 12 — фланец; 13 — сальник; 14 — пробка отверстия для слива масла; 15 — ведомая шестерня привода спидометра; 16 — ведущая шестерня привода спидометра; 17 — пробка отверстия для заливки и контроля уровня масла; 18 — передняя крышка раздаточной коробки; 19 — роликовый подшипник промежуточного вала; 20 — кронштейн подвески раздаточной коробки; 21 — крышка подшипника ведущего вала; 22 — упорное кольцо подшипника; 23 — подшипники ведущего вала; 24 — шестерня повышающей передачи; 25 — ступица муфты переключения передач; 26 — муфта переключения передач; 27 — картер раздаточной коробки; 28 — шестерня понижающей передачи; 29 — втулка шестерни низшей передачи; 30 — вал ведущий; 31 — задняя крышка; 32 — шариковый подшипник промежуточного вала; 33 — промежуточный вал; 34 — корпус дифференциала; 35 — упорная шайба шестерни привода заднего моста; 36 — подшипник вала привода заднего моста; 37 — шестерня привода заднего моста; 38 — сателлит; 39 — ось сателлитов; 40 — стопорное кольцо оси сателлитов; 41 — ось подвески раздаточной коробки; 42 — пружинная шайба; 43- межосевой дифференциал.

5 стр., 2359 слов

Раздаточная коробка

... Рис. 1 Раздаточная коробка (раздатка) УАЗ-452 1 -- ведомый вал коробки передач; 2 -- подшипник ведомого вала; 3 -- шестерня включения понижающей передачи и заднего моста; 4 и 7 -- подшипники вала привода заднего моста; 5-- ведомая шестерня привода спидометра; 6 -- ведущая шестерня привода спидометра; ...

Высшая передача для хороших дорог имеет передаточное отношение 1,2, низшая, используемая на труднопроходимых участках, крутых подъемах и т. п., имеет передаточное отношение 2,135. Для переключения с высшей передачи на низшую служит муфта 25, перемещаемая по первичному валу.

В раздаточную коробку встроен межосевой дифференциал 43, позволяющий колесам передней и задней осей катиться с разной скоростью при поворотах, неровностях дороги и т. д., компенсируя неизбежное в таких случаях проскальзывание колес. Для выравнивания крутящего момента валов 11 привода ведущих осей автомобиля при различном дорожном сопротивлении (бездорожье) межосевой дифференциал имеет муфту 5 механизма блокировки, который дает водителю возможность в нужный момент жестко соединить вал привода передней оси 11 и корпус межосевого дифференциала, исключая относительное вращение переднего и заднего карданных валов.

УАЗ-31519 (Hunter)

Рисунок №2 Раздаточная коробка:

1 -ведущий вал (вторичный вал коробки передач); 2 — подшипник ведущего вала (вторичного вала коробки передач); 3 — шестерня ведущая (шестерня включения прямой и понижающей передач); 4, 7 — подшипники вала привода заднего моста; 5 — шестерня, ведомая спидометра; 6 — шестерня, ведущая спидометра; 8, 21 -манжеты; 9, 22 — фланцы; 10 — вал привода заднего моста; 11, 23 -подшипники промежуточного вала; 12 — промежуточный вал; 13 — шестерня включения переднего и заднего мостов; 14 — крышки подшипников; 15 — вал привода переднего моста; 16, 20 -подшипники вала привода переднего моста; 17 — крышка картера; 18 — картер; 19 — пробка сливного отверстия; 24 -заглушка; 25 — пластина подвески; 26 — стакан упорный подшипника; 27 — крышка люка; 28 — крышка механизма переключения; 29 -шток вилки включения прямой и понижающей передач; 30 — шток вилки включения переднего моста; 31 — шарик фиксатора; 32 — пружина фиксатора; 33 — вилка включения переднего моста; 34 — вилка включения прямой и понижающей передач

24 стр., 11973 слов

Ремонт коробки передач и сцепления Газ-3110 «Волга»

... Коробка передач Механическая пятиступенчатая с синхронизаторами на всех передачах или четырехступенчатая, с синхронизаторами на всех передачах переднего хода Передаточные числа на передачах (в скобках для четырехступенчатой коробки): ... ГАЗ-31105 выпускалась под заказ. Общепризнанным недостатком ранних серий ГАЗ-3110 «Волга» было плохое качество сборки ... сжатия 9,5 8,2 6,7 Порядок работы цилиндров 1-3-4- ...

Раздаточная коробка двухступенчатая, механическая, имеет дополнительную понижающую передачу (рис. 2).

На часть автомобилей может устанавливаться модернизированная «мелкомодульная» раздаточная коробка, в которой зубья шестерни включения переднего и заднего мостов, а также зубчатых венцов валов привода заднего и переднего мостов выполнены с модулем 2,5 мм (вместо 3,5).

При этом передаточное число низшей передачи уменьшилось и стало 1,47 (вместо 1,94).

Раздаточные коробки взаимозаменяемы и внешне ничем не отличаются.

В результате анализа раздаточных коробок передач решено установить на РК третий режим с возможностью отключения переднего моста, с целью уменьшения расхода топлива, а также уменьшения механических потерь.

2. Расчёт раздаточной коробки

2.1 Определение передаточных чисел раздаточной коробки передач

Передаточные числа коробки передач известны из технических характеристик автомобиля и равны

для первой передачи i k1 = 3,67;

для второй передачи i k2 = 2,1;

для третьей передачи i k3 = 1,36;

для четвёртой передачи i k4 = 1,00;

для пятой передачи i k5 = 0,82.

2.2 Определение расчетных нагрузок

2.2.1 Нагрузочные режимы

1. По максимальному моменту двигателя:

где T p расчетный момент на валу трансмиссии;

T emax максимальный момент двигателя, T emax = 139 Нм;

U суммарное передаточное число до рассчитываемой детали, U = U 1 = = 7,84.

2. По максимальному сцеплению ведущих колес с дорогой:

где R zi нормальная реакция дороги на колеса соответствующих мостов:

max максимальный коэффициент сцепления шины с дорогой, max = 0,8.

3. По максимальным динамическим нагрузкам:

R д коэффициент динамичности, R д = 2,53,0, для автомобилей высокой проходимости, R д = 3,0.

2.2.2 Определение передаточных чисел

2.2.3 Определение вращающих моментов на валах

2.2.4 Определение сил в зацеплении раздаточной коробки

Окружная:

Радиальная:

Осевая:

где Т — максимальный крутящий момент на колесе, Нм;

d — диаметр колеса, мм.

Первая пара зацепления

Вторая пара зацепления

2.2.5 Определение сил в зацеплении дифференциала раздаточной коробки

Окружная:

Радиальная:

Осевая:

  • где Т — максимальный крутящий момент на колесе, Нм;

r x — средний радиус начального конуса шестерни, мм.

9 стр., 4431 слов

Техническое обслуживание и ремонт коробки передач автомобиля ЗИЛ

... Устройство коробки передач автомобиля ЗИЛ-130. Коробка передач с синхронизатором на третьей-четвертой передачах. Передаточные числа: на первой передаче 6,55; ... которые осуществляют подготовку специалистов по ремонту и обслуживанию подвижного состава. Создаются научные центры, крупные ... неплановый ремонт, регламентированный ремонт и ремонт по техническому состоянию. Каждый из данных видов ремонта ...

2.3 Выбор параметров зубчатых колес

Главным размерным параметром раздаточной коробки передач является межосевое расстояние.

где коэффициент R a для легковых автомобилей находится в пределах 10…15; R a = 12.

2.4 Расчет межосевого дифференциала

Межосевой дифференциал выбираем симметричный, т. к. легковой автомобиль ВАЗ2121 двухосный и необходимо деление крутящего момента на две части. Расчёт зубчатых колес дифференциалов имеет некоторые особенности. Большую часть пробега автомобиля зубчатые колеса дифференциала находятся в неподвижном относительно корпуса состоянии или имеют лишь малые перемещения, вызванные различными значениями радиусов колес. Так как отсутствует явно выраженный циклический характер изменения напряжения в зубчатых колесах дифференциала при действии длительных рабочих нагрузок, то расчет их производится только на статическую прочность.

2.4.1 Расчет зубчатых колес межосевого дифференциала на статическую прочность

; к пF =0,0052;

где [ FCT ] допускаемые напряжения;

S F коэффициент запаса прочности, выбираемый в зависимости от стабильности свойств материала и технологии и ответственности конструкции.

Определим модуль зубчатого колеса.

где 0,85 коэффициент, характеризующий пониженную нагрузочную способность конической пары;

z 1 — коэффициент формы зуба;

k Д — коэффициент, учитывающий влияние наклона зуба;

;

m =1,5;

;

  • условие выполняется.

2.5 Расчет зубьев на контактную прочность

В основе расчета минимального межосевого расстояния положена зависимость Герца-Беляева, учитывающая наибольшее нормальное напряжение в зоне контакта зубьев шестерни и колеса при сжатии. Полученные таким образом напряжения учитывают кривизны шестерни и колеса, а также и модуль упругости применяемых материалов. Выберем предварительно для изготовления зубчатых колес сталь 18ХГТ.

где коэффициент ширины зубчатого венца, ;

  • учитывает допускаемое напряжение материалов.

Найдем к пн ,

;

;

к пн =0,029;

  • время работы на соответствующей передаче.
  • эквивалентное число циклов нагружения при принятом расчетном моменте;

;

;

мм,

  • множитель, характеризующий увеличение номинальных напряжений;
  • Примем мм, после выбора межосевого расстояния, назначается ширина зубчатых венцов, модуль и угол наклона.

Рабочая ширина зубчатых венцов мм.

условие выполняется

; условие выполняется

2.6 Расчет зубьев на изгибную прочность

Модуль зубчатой передачи коробки определяется из условия обеспечения усталостной и изгибной прочности, при этом учитывается мах момент, определяемый по двум расчетным режимам.

;

к пF =0,0052;

;

;

  • где — базовые допускаемые напряжения;
  • предел выносливости, определяемый на зубьях при отнулевом цикле;
  • коэффициент запаса прочности, выбираемый в зависимости от стабильности свойств материала и технологии и ответственности конструкции.
  • коэффициент, учитывающий шероховатость переходной поверхности
  • коэффициент размеров (масштабный фактор);
  • коэффициент, учитывающий чувствительность материала к концентрации напряжений и градиент напряжений, определяемый в зависимости от модуля.

Допускаемое напряжение изгиба определяется как

11 стр., 5005 слов

Техническое обслуживание и ремонт коробки

... 5. Головки цилиндров самосвального механизма - снятие, ремонт, установка. 6. Двигатели всех типов, задние и передние мосты, коробки передач (кроме автоматических), сцепления, валы карданные - разборка. 7. ... и вто­рой передач. Первая передача и задний ход включаются зубчатой муфтой. Переключение в делителе передач осуществляется синхро­низатором инерционного типа. Картер 20 основной коробки передач ...

Определим модуль зубчатого колеса.

, где

  • коэффициент нагрузки;
  • коэффициент формы зуба;
  • коэффициент, учитывающий влияние наклона зуба;

;

;

;

  • условие выполняется.

Суммарное число зубьев кинематической пары

;

Определим числа зубьев зубчатых колес:

;

;

  • Найдем межосевое расстояние мм.

примем мм.

Проверим зубчатую передачу на статическую прочность.

условие выполняется.

2.7 Расчет высшей передачи

Исходные данные для расчета высшей передачи:

, , , , мм.

мм

мм

мм

мм

Угол профиля:

Угол зацепления:

Делительный диаметр:

мм;

мм;

мм.

Диаметры и окружностей вершин и впадин зубьев колес внешнего зацепления:

мм;

мм;

мм;

мм;

мм;

мм.

Уточнение передаточных чисел:

;

;

Определение начального диаметра:

мм;

мм;

мм.

2.8 Расчет низшей передачи

Исходные данные для расчета низшей передачи:

мм;

мм.

Делительный диаметр:

мм;

мм.

Диаметры и окружностей вершин и впадин зубьев колес внешнего зацепления:

мм;

мм;

мм;

мм;

Уточнение передаточных чисел:

;

Определение начального диаметра:

мм;

мм.

2.9 Расчет валов раздаточной коробки передач

Валы автомобильных раздаточных коробок передач изготовляют из сталей тех же марок, что и зубчатые колеса, и рассчитывают на прочность и жесткость.

Прочность валов раздаточной коробки передач проверяют при совместном действии изгиба и кручения. Определяют составляющие опорных реакций и соответствующие им изгибающие моменты в вертикальной М в и горизонтальной Мг плоскостях. При расчете вал рассматривают как балку, лежащую на шарнирных опорах.

2.9.1 Расчет входного вала раздаточной коробки передач

Определение реакций опор.

Исходные данные:

мм, мм, мм.

а) вертикальная плоскость

;

;

;

б) горизонтальная плоскость

;

;

;

Изгибающий момент М у :

1),

;

;

2) ,

;

;

Изгибающий момент М z :

1),

;

;

2) ,

;

;

2.9.2 Расчет входного вала раздаточной коробки передач на прочность

;

;

  • условие выполняется.

Рисунок 3. Расчетная схема сил, действующих на зубчатые колеса и подшипники передач.

2.9.3 Расчет промежуточного вала раздаточной коробки передач

Определение реакций опор.

5 стр., 2043 слов

Конструкция и основы тяговых расчетов АЦ-30 (ГАЗ-53А)

... числа оборотов ведущих колес по отношению к числу оборотов карданного вала. Дифференциал Две полуоси Раздаточная коробка Каждый из механизмов выполняет определенные функции. Коробка передач служит для ... кузова размещается пожарно-техническое вооружение. Боевой расчет автоцистерны составляет 2 человека. 2. Тактико технические характеристики автомобиля ГАЗ-53А, Габаритные размеры Полная масса, кг ...

Исходные данные:

  • мм, мм, мм; мм.

а) вертикальная плоскость

;

;

;

б) горизонтальная плоскость

;

;

;

Изгибающий момент М z :

1),

;

;

2) ,

;

;

3) ,

;

;

2.9.4 Расчет промежуточного вала раздаточной коробки передач на прочность

;

;

  • условие выполняется.

2.9.5 Расчет выходного вала раздаточной коробки передач

Определение реакций опор.

Исходные данные:

мм, мм, мм.

а) вертикальная плоскость

;

;

;

б) горизонтальная плоскость

;

;

;

Изгибающий момент М у :

1),

;

;

2) ,

;

;

Изгибающий момент М z :

1),

;

;

2) ,

;

;

2.9.6 Расчет выходного вала раздаточной коробки передач на прочность

;

;

  • условие выполняется.

2.10 Расчет подшипников раздаточной коробки передач

При расчете подшипников используют те же характеристики нагрузочного режима, что и для зубчатых колес. В общем случае применяется два вида расчета подшипников качения: на долговечность и на статическое нагружения.

Исходные данные:

р=3,33

, где

действительная частота вращения подшипника, подсчитанная по средней скорости движения автомобиля;

  • передаточное число участка трансмиссии от рассчитываемого вала подшипника до ведущих колес.

; .

, где

эквивалентная частота вращения подшипника;

  • коэффициент пробега, равный отношению долговечности подшипника при действительном расчетного крутящего момента к его долговечности при действительном нагрузочном режиме, характеризуемом кривой распределения крутящего момента.

;

  • Номинальная долговечность подшипника в млн. оборотов:

, где

С — динамическая грузоподъемность (определяют по каталогу);

  • р — степенной показатель (для шарикоподшипников р=3, а для роликовых р=3,33);
  • Р — эквивалентная динамическая нагрузка на подшипник.

;

, где

долговечность подшипника с учетом общего пробега автомобиля S до капитального ремонта;

  • средняя скорость автомобиля, .

, где

эквивалентное число циклов.

, где

действительное число циклов.

;

Найдем эквивалентную нагрузку Р э :

Отсюда определим С:

, подберем подшипник особо легкой серии 7215Н.

3.9 Обоснование выбора смазочно-охлаждающих жидкостей

Для смазки передачи применена картерная система. Принцип назначения сорта масла следующий: чем выше окружная скорость колеса, тем меньше должна быть вязкость масло и чем выше контактные давления в зацеплении, тем большей вязкостью должно обладать масло. Поэтому требуемую вязкость масла определяют в зависимости от контактного напряжения и окружной скорости колес.

Для нашего случая при , , кинематическая вязкость масла равна сСт; исходя из этого назначаем масло ТАП-15В или ТСп-15К.

12 стр., 5806 слов

Разработка способа ремонта крышки подшипника ведущего вала автомобиля Камаз

... сборе 3 Манжета с пружиной в сборе 7 Крышка заднего подшипника первичного вала 9 Заглушка чашечная 8 1.3 Состав и ... Различают текущий и капитальный ремонт. Работы по электрике и электронике автомобилей. Сюда относятся, например, установка сигнализации, ... составе основных производственных фондов предприятий таких отраслей, как машиностроение (36%), легкая промышленность (40%). 2) Уровень концентрации, ...

Допустимый уровень погружения зубчатых колес в масляную ванну определяется по формуле:

  • где делительный диаметр колеса, мм;

мм.

Заключение

В ходе курсового проектирования был изготовлен вал переднего моста РК телескопический, с установкой подшипников скольжения (втулочных).

Также изготовлена новая муфта блокировки дифференциала, для переключения между режимами для легкового автомобиля повышенной проходимости ВАЗ2121, тем самым добавив новый режим к существующим. В итоге получили 3 режима,

1-без блокировки дифференциала (ведомые валы могут вращаться с разными скоростями)

2-дефференциал заблокирован (ведомые валы вращаются с одинаковой скоростью)

3-отключение вала переднего моста (крутящий момент передается только на задний вал)

Список используемой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/tema-tehnologiya-remonta-razdatochnoy-korobki-vaz-spetsialnost/

1. Бочаров К.Р. “Конструкция и расчет колесных машин повышенной проходимости”, М.: Машиностроение, 1983. — 299 с.

2. Вишняков Н.Н. “Автомобиль”, М.: Машиностроение, 1976. — 296 с.

3. Гришкевич А.И. “Проектирование трансмиссий автомобиля”, М.: Машиностроение, 1984. — 272 с.

4. Гришкевич А.И. “Конструкция, конструирование и расчёт. Трансмиссия”, М.: Высшая школа, 1986. — 208 с.

5. Осепчугов В.В., Фрумкин А.К. “Автомобиль, анализ конструкций, элементы расчета”, М.: Машиностроение, 1989. — 304 с.

6. Лукин П.П. “Конструкция и расчёт автомобилей”, М.: Машиностроение, 1984. — 376 с.

7. Анурьев В.И. Справочник конструктора-машиностроителя. В 3-х т. — 7-е изд., перераб. и доп. — М.: Машиностроение, 1992. — 720 с., ил.