» Использование приёмов критического мышления при работе с текстом»

Курсовая работа
Содержание скрыть

Предлагаемая работа посвящена особенностям применения технологии развития критического мышления на уроках немецкого языка. Данная технология применяется в школе. Развитие критического мышления через чтение текста, через развитие культуры работы с текстом, уделяется особое внимание. ФГОС является фундаментальным ядром образовательных реформ протекающих в школе. В иерархии педагогических технологий в первую лидирующую тройку выходит: личностно – ориентировочный подход, проектная деятельность и критическое мышление.

Критичность ума – это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы.

Цель работы

Задачи

  1. Выявить особенности «Развития критического мышления» как общепедагогической технологии;

  2. Обосновать возможность и необходимость применения технологии «Развития критического мышления» в процессе обучения чтению на уроках немецкого языка на этапах среднего обучения, представить разработку конспекта с применением технологии развития критического мышления.

Объект исследования:, Предмет исследования:

Гипотеза: Можем ли мы предположить, что элементы критического мышления помогут учащимся при работе с текстом на уроках.

Новизна работы:

Предлагаемая курсовая работа состоит из введения, 2 глав: в первой главе мы рассматриваем понятие «педагогическая технология» и технологию развития критического мышления в целом; во второй главе – описание проблемы, диагностика, разработка конспекта урока для 5 класса. В заключении делаются выводы работы.

Практическая значимость предлагаемой курсовой работы состоит в том, что разработанный конспект урока с использованием технологии РКМ может использоваться в процессе преподавания немецкого языка в 5 классе.

Американские педагоги выделили в критическом мышлении следующие этапы: 1) вызов 2) осмысление содержания 3) рефлексия.

14 стр., 6671 слов

По технологии : «Продуктивное использование новых образовательных ...

... уроках технологии в школе возможно при использовании современных педагогических технологий (СОТ), которые будут направлены на: формирование умений, необходимых для изучения технологии; повышение мотивации к учебной деятельности; развитие аналитического мышления; ... ответы на вопросы, практическая работа и др. Норма: 4 - 7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению школьников. Но ...

В данной главе необходимо рассмотреть понятие педагогической технология и выявить особенности технологии «развития критического мышления»: ее цели, задачи, методы и приемы. Также в этой главе мы рассмотрим принципы организации урока с применением технологии «развития критического мышления».

Термин «технология» в переводе с греческого означает «наука об искусстве». Он пришёл в педагогику из производственной сферы и употребляется всё чаще, хотя ещё не стал привычным и ясным. Технологический подход в образовании возник в конце 50-х – начале 60-х годов ХХ века. Словарь современного русского языка определяет «технологию» как совокупность приёмов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве и искусстве.

Педагогическая технология – это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесс a [Загашев,Заир-Бек ,2003:14]. Педагогическая технология – построение системы целей для достижения определённого результата развития ученика с высокой вариативностью использования методов, приёмов, средств и форм организации обучения. [Зимняя,2004: 56]

Образовательная технология – это комплекс, состоящий из представления планируемых результатов обучения, средств диагностики текущего состояния обучаемых, набора моделей обучения, критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий.

Технология обучения – это законосообразная педагогическая деятельность, реализующая научно обоснованный проект дидактического процесса и обладающая значительно более высокой степенью эффективности, надёжности и гарантированного результата, чем традиционные способы обучения.

Критерии педагогической технологии

Концептуальность — опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность – обладание всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.

Управляемость — целепологание, планирование, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.

Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

29 стр., 14492 слов

Интерактивные технологии обучения сегодня перед учителем начальных ...

... технологии, направленные на развитие творческой личности учеников, как «Чтение и письмо для развития критического мышления», элементы программы «Шаг за шагом», формирование образного мышления, интерактивные методы обучения. ... событию. Для эффективного использования интерактивного использования интерактивного обучения учитель должен тщательно планировать свою работу: дать задание ученикам для ...

Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами [ Халперн,2000, 44-56].

Технология критического мышления, Критическое мышление, Цель технологии РКМ

Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере.

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. [Загашев,2003, 56-64].

Б. Гершунский выделяют следующие цели и задачи технологии «Развития критического мышления»:

  1. формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений;

  2. развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности;

  3. развитие аналитического, критического мышления.

Задача научить школьников:

    1. выделять причинно-следственные связи;

    2. рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;

    3. отвергать ненужную или неверную информацию;

    4. понимать, как различные части информации связаны между собой;

    5. выделять ошибки в рассуждениях;

    6. делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;

    7. избегать категоричности в утверждениях;

    8. быть честным в своих рассуждениях;

      12 стр., 5770 слов

      «Технология развития критического мышления через чтение и письмо»

      ... критическим и творческим мышлением сложно. Можно сказать, что критическое мышление - это отправная точка для развития творческого мышления, более того, и критическое и творческое мышление развиваются в синтезе, взаимообусловлено. Технология развития критического мышления через чтение и письмо ... зрения и учитывать точки зрения других; способность самостоятельно заниматься своим обучением ( ...

    9. определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;

    10. выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение;

    11. уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;

    12. подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи;

    13. отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентировать внимание на первом.

По мнению исследователей, основные особенности технологии РКМ можно сформулировать следующим образом:

  1. не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни.

  2. не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения;

  3. коммуникативно-деятельный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми;

  4. умение мыслить критически – это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте;

  5. простые и чрезмерные обобщения, стереотипные слова, клише, штампы, неподтвержденные предположения не всегда точны и могут вести к формированию стереотипов;

Критическое мышление, таким образом, — не отдельный навык, а комплекс навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Оно формируется быстрее, если на уроках дети являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом, сравнивают полученное знание с другими работами в данной области и других сферах знания (говоря привычным языком, самостоятельно устанавливают внутрипредметные и межпредметные связи).

[Анисимов,1991, 46-54].

Формы урока РКМЧП отличаются от уроков с традиционным обучением.

Основные три блока современного урока это: Мотивация — Самостоятельная деятельность – Результат. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока, они думают и вспоминают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, работают над текстом.Учитель выступает в роли тьютора.

18 стр., 8845 слов

Критическое мышление материал

... технологии развития критического мышления. Предлагаемый реферат состоит из введения, 2 глав: в первой главе мы рассматриваем понятие «педагогическая технология» и технологию развития критического мышления ... прописывается деятельность учителя на уроке, то в технологиях обучения, как правило, описана деятельность ... уровень индивидуальной культуры работы с информацией, формирует умение анализировать и ...

Приёмы РКМЧП наиболее эффективные на уроке.

1) ИНСЕРТ звуковой аналог условного английского сокращения в дословном переводе обозначает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления (авторы – Воган и Эстес, 1986г; модификация Мередит и Стил, 1997г).

Прием осуществляется в несколько этапов.

I

V «галочкой»

+ знаком «плюс»

II

Знакомство с текстом может осуществляться «на слух».

III

IV

Предметная область использования:

Этапы ИНСЕРТА соответствуют трем стадиям: вызов, осмысление, рефлексия.

Примечание:

) Мозговая атака.

Не путать с психологическим приемом стимулирования творчества «мозговой штурм», Алекса Осборна «Прикладное воображение». При этом оба эти словосочетания являются вариантами русского перевода английского термина «brainstorming», однако используются в разных сферах и выполняют разные функции. Как методический прием мозговая атака используется в технологии критического мышления с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова» при работе с фактами имеющимися в тексте воспроизводимым на слух.

1 э т а п: Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают.

2 э т а п: Обмен информацией.

Рекомендации к эффективному использованию:

1. Жесткий лимит времени на 1-м этапе 5-7 минут;

2. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются;

3. Оперативная запись высказанных предложений.

Возможна индивидуальная, парная и групповая формы работы. Как правило, их проводят последовательно одну за другой, хотя каждая может быть отдельным самостоятельным способом организации деятельности. Примечание: парная мозговая атака очень помогает учащимся, для которых сложно высказать свое мнение перед большой аудиторией. Обменявшись мнением с товарищем, такой ученик легче выходит на контакт со всей группой. Разумеется, работа в парах позволяет высказаться гораздо большему числу учащихся.

26 стр., 12974 слов

Развитие пространственного мышления у учащихся строительного ...

... особенностей учащихся. Задачи дипломной работы: 1. Теоретический анализ проблемы развития пространственного мышления при обучении инженерной графике. 2. Разработать учебно-методический комплекс по курсу «Инженерная графика», включающий: ... проведения массовых исследований, получения оперативной информации об особенностях умственной деятельности учащихся, которая должна дополняться сведениями об ...

Кластер.

Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Последовательность действий проста и логична:

1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.

Возможны следующие варианты:

— Укрупнение или детализация смысловых блоков (по необходимости)

— Выделение нескольких ключевых аспектов, на которых будет сосредоточено внимание.

Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии, может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения темы или формой систематизации информации по итогам прохождения материала.

В зависимости от цели учитель организует индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения.

Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.

4) Синквейн.

Происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.

17 стр., 8335 слов

ВКР : Технология развивающего обучения как фактор активизации ...

... активации самостоятельной работы учащихся; - развитие навыков самостоятельной работы обеспечивает рост результативности учебной деятельности и повышает мотивацию к изучению предмета обучающимися. Задачи работы: Изучить теоретические аспекты проблемы «Технология развивающегося обучения как фактор ...

Правила написания синквейна:

1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);

2. (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);

3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);

4. (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);

5. (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы. [http://creativity.vetas.ru/kriticheskoe-myshlenie ].

Процесс чтения, предполагающий сложные мыслительные операции (анализ, синтез, умозаключение и др.), и результат его – извлечение информации – имеют огромное значение в коммуникативно-общественной деятельности людей. Эта форма письменного общения обеспечивает передачу опыта, накопленного человечеством в различных областях жизни, развивает интеллект, обостряет чувства, то есть обучает, развивает, воспитывает.

Но научить правильно работать с текстом очень сложно, так как это стало большой проблемой не только детей и но и взрослых. А сдерживать информацию и анализировать её может далеко не каждый.Поэтому проникновение в содержание текста зависит от коммуникативных потребностей. Выделяют 4 вида чтения: изучающее, просмотровое, поисковое, ознакомительное. Рассмотрим по подробней.

Просмотровое чтение, Ознакомительное чтение

Темп ознакомительного чтения не должен быть ниже 180 слов в минуту. Для практики в этом виде чтения используются сравнительно длинные тексты, легкие в языковом отношении, содержащие не менее 25 – 30% избыточной, второстепенной информации.

Изучающее чтение

Темп изучающего чтения составляет 50 – 60 слов в минуту. Для этого вида чтения подбираются тексты, имеющие познавательную ценность, информативную значимость и представляющие наибольшую трудность для данного этапа обучения как в содержательном, так и в языковом отношении.

Поисковое чтение, Результаты анкетирования

Для участия в анкетировании мы пригласили родителей и учителей нашей школы. (40 человек).Вопросы были следующие.

1. Знаете ли Вы, что такое критическое мышление и где его используют?

2.Чем необходимо владеть, что бы пользоваться критическим мышлением?

3. Слышали вы ранее о приёмах

4. Как вы считаете, приемы технологии критического мышления могут помочь в изучении иностранных языков?

5. Сделайте предположение, востребована технология критического мышления в современном мире?

Выводы: 47,5 %учителей ответили правильно на вопросы , 53,5%лишь на некоторые вопросы, потому что использование элементов технологи критического мышления при обучении чтению и работы с текстом на уроках немецкого языка на этапах среднего обучения, является новым веяньем в современном мире.

52 стр., 25604 слов

«Проектная деятельность в начальной школе как средство развития ...

... проектной деятельности учащихся позволяет сделать вывод о том, что современная школа не в полной мере реализует педагогический потенциал метода проектов как личностно-ориентированной технологии обучения. Для того, чтобы учащиеся умели применять в ... к жизненным ситуациям; -развитие способностей к аналитическому, критическому и творческому мышлению учеников и учителя; Развитие важнейших компетенций для ...

Провели анализ уроков учителей предметников и выяснили, что большинство учителей используют приёмы критического мышления на уроках в среднем звене. Диагностическое исследование наиболее частых приемов на этапах в структуре урока показано в (Приложение № 1).

2:3 Рассмотрим конспект урока с

Технологическая карта урока

Класс 5

Предмет немецкий язык, Тип урока комбинированный, Форма работы –

Тема урока

Цель урока:

Планируемые результаты (предметные):

активно использовать в речи лексику по теме;

понимать на слух текст, построенный на изученном лексическом и грамматическом материале;

пользоваться справочным материалом, представленным в виде таблиц, схем, правил;

делать обобщения на основе анализа изученного грамматического материала; пользоваться языковой догадкой;

формировать у учащихся специальные учебные умения (выделять главное в тексте, сопоставлять),

Универсальные учебные действия (метапредметные):, Личностные:

осознают иностранный язык, как важное средство общения между людьми;

проявляют познавательный интерес к учебной деятельности;

проявляют чувство уважения друг к другу

Регулятивные:

оценивают правильность выполнения действий;

слушают, читают в соответствии с целевой установкой;

выбирают наиболее рациональную последовательность действий по выполнению учебной задачи;

Познавательные:

используют грамматические и речевые модели;

проводят сравнения;

осуществляют поиск необходимой информации из материалов учебника, рассказа учителя, раздаточного материала, презентации;

устанавливают причинно-следственные связи;

Коммуникативные:

понимают на слух речь учителя, одноклассников;

осознанно строят высказывания по теме;

адекватно используют речевые действия для решения коммуникативной задачи;

осуществляют коммуникацию в малых и больших группах;

толерантно относятся к чужой точке зрения;

Образовательные ресурсы:

компьютер, проектор, экран, презентация, раздаточный материал, листы для итоговой рефлексии.

Организационная структура урока

1 Этап Мотивирования к учебной деятельности

— Guten Tag! Setzt euch bitte! Ich bin sehr froh, euch zu sehen. Wie geht es? Wie ist eure Laune? Welches Datum ist heute? Welcher Wochentag ist heute?

63 стр., 31002 слов

Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования ...

... мышления может быть наиболее успешно реализовано именно в рамках предметно-практической деятельности на материале художественного конструирования. ... В.С.Мейлах, А.Пейпер и др.) художественная педагогика, основываясь на перечисленных выше ... преимущественная установка на вооружение учащихся некоторыми унифицированными практическими умениями, ... с младшими школьниками на уроках трудового обучения позволяет ...

Seid heute ruhig, aufmerksam, aktiv und alles wird euch gelungen.

Wie hei

Aber zuerst machen wir die Mundgymnastik. Sprecht bitten nach!

Kinder, Kinder! Kommt herbei!

Suchen wir das Osterei!

Immerfort hier und dort

Und an jedem Ort.

Und jetzt machen wir die Sprachgymnastik!

(

(Учащиеся рассказывают о погоде в Москве, Берлине и называют время года.)

2 Этап Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения, Использование приёма критического мышления

I стадия «Вызов» Прием «Синквейн»

— Не называя тему урока, учитель предлагает ученикам догадаться о ней, выполнив следующее задание (слайд 5):

Ratet mal! Wie hei

3 Постановка цели и темы урока

Учащиеся отгадывают тему урока.

Ja, ihr habt Recht, das Thema hei

( C лайд 6)

4 Целеполагание и реализация дальнейших действии

Составление синквейна.

Jhr bekommt Texte mit Beschreibungen verschiedener Frühlingsfeiertagen.

Ihr müsst diese Texte lesen und sagen, welches Fest das ist?

5 Групповая работа

Слайд 7.

Учащиеся получают различные тексты (один текст на пару), читают и отгадывают, о каком празднике идет речь в этих текстах?

А сейчас мы с вами научимся составлять синквейн. Что это такое,

Слайд 8.

Учащиеся составляют синквейн к празднику «День победы» фронтально.

Пример

der Tag des Sieges

gro

feiern den Veteranen gratulieren Gesundheit wünschen

Am 9. Mai feiern wir den Tag des Sieges.

das

Затем учащиеся составляют синквейн к празднику “

6 Первичное осознание и включение в систему знаний по изучаемому материалу «Смысловая стадия

Учащиеся тянут цветные карточки синего и красного цвета, т.о. делятся на команды. Команды получают два различных текста. Читают тексты в группах, выполняя промежуточные задания к ним, и составляют «Кластер».

Слайды 9, 10.

7 Самостоятельная работа с самопроверкой

Каждая группа читает вслух свой текст, выполняет промежуточные задания к этому тексту и представляет свой «Кластер»

8 Стадия «рефлексия»

Цель: суммировать и систематизировать новую информацию, оценить её.

Прием « Инсерт» ответы на вопросы заносятся в таблицу

V

+

?

Это я знал

Это для

меня но новое

Это

противоречит тому, что я знал

Хочу всё знать

Beantwortet bitte meine Fragen:

  • Nennt mir bitte die deutschen Frühlingsfeste, die in Deutschland (in Russland) gefeiert werden?

  • Wie hei β t der beliebteste Frühlingsfeiertag in Deutschland?

  • Welche deutsche Ostersymbole könnt ihr nennen?

  • Was symbolisiert die Kerze?

  • Welche besondere Ostertradition gibt es in Deutschland, die es in Russland nicht gibt?

  • Welche russische Ostersymbole könnt ihr nennen?

9 Самооценка , взаимооценка , оценка учителя .

Schätzt eure Tätigkeit ein. Was ist euch gelungen, was nicht?

(Учащиеся оценивают свою работу на уроке, обсуждают, что у них получилось, над чем еще следует поработать.)

Раздаётся лист самооценки и критерии оценивания.

 самостоятельная работа с самопроверкой 1

10 Jetzt schreibt eure Hausaufgabe (

1 Ihr müsst den Brief über euren russischen Lieblingsfeiertag im Frühling eurem Freund aus Deutschland schreiben.

2 Нарисовать картину свой весенний день!

3 Собрать корзину словосочетаний о природе.

Die Stunde ist zu Ende. Auf

Заключение

Критический стиль мышления — является свойством и составной частью практически всех видов деятельности, в которые вовлекается учащийся, как в учебном процессе, так и во вне учебной деятельности: в процессе подготовки к урокам, написания рефератов, докладов, курсовых и дипломных работ, различных других форм самостоятельной творческой деятельности.

Таким образом, чтение аутентичных текстов способствует повышению коммуникативно-познавательной мотивации: формирует лингвострановедческую и интеркультурную компетенцию; положительно воздействует на личностно-эмоциональное состояние учащихся.

Мы пришли к следующим выводам

1 На основе анализа психолого-педагогической литературы, посвящённой вопросу развития критического мышления, нам удалось раскрыть содержание проблемы и показать всю многогранность понятия «критическое мышление».

2 При всех разнообразных подходах к проблеме и по мнениям разных учёных, хорошо развитое критическое мышление является неотъемлемой частью успешного обучения.

3 Правильно выбранные приёмы критического мышления,увеличивают познавательный интерес при работе с текстом.

4Однако каждый в отдельности элемент технологии отрабатывает определённую грань в мыслительной деятельности ,а в совокупности повышает умственный потенциал.

5 Диагностические исследования выявили положительную динамику при использовании приёмов. Учителя активно воспользовались приёмами в составлении структуры учебного занятия.

6 Разработанный конспект занятия , соответствует нормам современного урока и эффективен в использовании.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/tehnologiya-kriticheskogo-myishleniya-2/

1. Анисимов О.С. и др. Исследования по педагогической инноватике и культуре мышления. – М.: НМЦ ПК, 1991. – 411 с.

2. Божович Е.Д. Психологические особенности развития личности подростка. – М.: Знание 1979. – 39 с.

3. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение.- М.: Знание, 1983. – 96 с.

4. Блейхер В.М., Бурлачук А.Ф. Психологическая диагностика. – Киев, 1978. – 142 с.

5. Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. – М., 1988.

6. Варенников Я. Воспитывать культуру критического мышления // Высшее образование в России.- 2001. — № 6. – С. 140-141.

7. Выготский Л.С. Психика, сознание, бессознательное. – М.: Лабиринт, 2001. – 367 с.

8. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / под. ред. Д.Б. Эльконина и Т.В. Драгуновой. — М.: Просвещение, 1967.- 185 с.

9. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранному языку. – М., 2000.

10. Дьюи Дж..Психология и педагогика мышления. – М.: Совершенство, 1997. – 203 с.

11. Ёсипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. – М.: Учпедгиз, 1961. – 213 с.

12. Жарова Л.В. Управление самостоятельной деятельностью учащихся. — Л.: ЛГПИ, 1982. – 75 с.

13. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей критически мыслить. – СПб.: Издательство «Альянс Дельта», 2003. – 415 с.

14. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб.: Издательство «Альянс Дельта», 2003. – 389 с.

15. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроках. – М.: Просвещение, 2004. – 361 с.

16. Заир-Бек С. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приёмы // Директор школы. – 2005. — №4. – с. 66-72.

17. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: Логос, 2004. – 382 с.

18. Коржуев А.В, Панков В.А. Рефлексия и критическое мышление в контексте задач высшего образования // Педагогика. — 2002. — № 1. –С. 18-29.

19. Коржуев А.В, Рязанова Е. Критическое мышление: как соблюсти меру?// Высшее образование в России.- 2002. — № 3. – С. 142-145.

20. Леонтьев А.А. Язык, речь и речевая деятельность. — М., 1969.

21. Лурия А.Р. Язык и сознание. — М.: Изд-во ОмГУ, 1979.

22. Махмутов М.И. Интеллектуальный потенциал россиян: причины ослабления // Педагогика.- 2001. — №10. – с.91-100.

23. Методы педагогических исследований / под ред. А.И. Пискунова, Г.В. Воробьева. – М.: Педагогика, 1979. – С. 234-255 с.

24. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. – М.: Педагогика, 1980. – 240 с.

25. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. – М.: Просвещение, 1996. – 432 с.

26. Программа для общеобразовательных учреждений. Иностранные языки. – М.: Просвещение, 1997. — 212с.

27. Решетников Л. Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей: Рождение мастера. –М.,2000. – 46 с.

28. Станкин М.И. Психология мышления // Специалист. — 1997. — № 5.- С. 23-29. Сборник психологических тестов / под ред. Каранешта Е.Е. Киев 1992. – 156 с.

30.Халперн Д. Психология критического мышления. – СПб.: Изд-во “Питер”,2000. — 512с.

Использованные Интернет-ресурсы

  1. http://deu.1september.ru/

  2. http://www.lernen-mit-spass.ch/links/deutsch/grammatik.php

  3. htpp://wwwdeutsch-best.ru/ressoursen.htm

4.