Бездомность детей и подростков является злободневной социальной проблемой, которая актуализируется в последние годы в связи со сложными социально-экономическими преобразованиями. Бездомность детей является первым шагом к социальной дезадаптации, нарушению нормального процесса социализации ребенка.
Детскую бездомность политологи, социологи и правоведы нашего времени относят к социальным болезням, характерным для любого цивилизованного государства, напрямую связанным с политическим, экономическим развитием страны, функционированием его правовой системы.
Так, по данным государственной, статистики, в 2013 г. в стране насчитывалось более 2 млн. детей, оставшихся без попечения родителей, 546 тыс. безнадзорных и беспризорных детей и лиц без определенного места жительства, беженцев и вынужденных переселенцев, жертв вооруженных и межнациональных конфликтов, 2 млн. детей нигде не учились и не были заняты общественно-полезным трудом.
Многие актуальные вопросы профилактики остаются нерешенными, а действующая система профилактики безнадзорности и беспризорности не дает должного, положительного эффекта. А также отсутствует опыт эффективной практики внедрения технологий в область работы с бездомными детьми.
Решение данных вопросов в настоящее время требует кардинального изменения подхода в деятельности учреждений системы профилактики беспризорности несовершеннолетних, совершенствовании методов и технологий в социальной работе с бездомными детьми.
Таким образом, актуальность и значение проблемы определили цель и задачи исследования, его структуру, объект, предмет и содержание работы.
Объектом курсовой работы является социальная работа с бездомными детьми.
Предмет — технологии социальной работы с бездомными детьми.
Целью курсовой работы является анализ и совершенствование технологий социальной работы с бездомными детьми в условиях ГБУ РТ «Центр социальной помощи семье и детям» Каа-Хемского кожууна Республики Тыва.
«Технологии социальной работы с семьей по профилактике социального ...
... так и на воспитывающихся в ней детях. Так часто и начинается социальное сиротство, сиротство при живых родителях. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА 2.1 Международный и отечественный опыт ...
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих исследовательских задач:
- Рассмотреть особенности и технологии социальной работы с бездомными детьми.
- Проанализировать технологии социальной работы с бездомными детьми в ГБУ РТ «Центр социальной помощи семье и детям».
- Разработать рекомендации по совершенствованию технологий социальной работы с бездомными детьми в ГБУ РТ «Центр социальной помощи семье и детям».
Теоретической основой работы послужили подходы И. Ф. Дементьева, О. В. Зыков, Г. М. Иващенко, Л. А. Гриценко, А. Е. Рацимора, О. А. Ахвердовой, В. Ф. Кондратишко, В. И. Свидерского, П. И. Люблинского и др.
Теоретическая значимость работы заключается в рассмотрении основ и технологий социальной работы с бездомными детьми. Практической значимостью работы являются анализ и совершенствование технологий социальной работы с бездомными детьми в ГБУ РТ «Центр социальной помощи семье и детям» Республики Тыва.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего в себя 32 источника. Содержание работы изложено на 40 страницах.
1.1. Бездомные дети как социальная проблема
Среди проблем детского неблагополучия одна из наиболее значительных — бездомность несовершеннолетних.
В России наблюдается рост числа бездомных детей. Ежегодно выявляется более 100 тыс. бездомных детей. По оценкам МВД, в России на сегодняшний день насчитывается от пятисот тысяч до двух с половиной миллионов детей живущих на улице. По данным Российского детского фонда в стране насчитывается три миллиона детей живущих на улице, по данным движения «В защиту детства» — четыре миллиона . Проводимые социологические исследования дают другие цифры. Средства массовой информации оперируют еще более высоким показателями.
По мнению Л. Лавровой, нынешняя ситуация в России с бездомностью детей пока слабо осознается обществом как катастрофа. Из школ-интернатов ежегодно убегает 20 тыс. детей, а из дома — около 50 тыс., примерно 10% из них погибает.
К проблеме беспризорности обращается и Е. Г. Слуцкий, который отмечает, что ни одна официальная служба не располагает точными данными о количестве беспризорных в России.
Невозможность четкого учета бездомных детей связана, в том числе, и с неопределенностью самого понятия «бездомный ребенок». Так, в некоторой популярной литературе, публикациях газет и журналов термины «беспризорный», «безнадзорный», «дети улицы» , «бездомный» ребенок, «дети, лишенные родительской опеки», «социальные сироты», «несовершенноле т ние группы риска» употребляются как синонимы, иногда появляется такое смешение терминов и в научных работах.
Работа социального педагога с неблагополучными семьями
... необходимости работы социального педагога с неблагополучными семьями, выработка соответствующих рекомендаций. Объектом исследования является социально-педагогическая работа с неблагополучной семьей. Предмет исследования – необходимость работы социального педагога с неблагополучными семьями, как фактор, способствующий устранению неблагополучия. Гипотезы исследования: 1. Работа социального педагога ...
Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) относит к бездомным детям: детей, которые не общаются со своими семьями и живут во временных хранилищах; детей, которые поддерживают контакт с семьей, но из-за бедности, различные виды эксплуатации и злоупотреблений по отношению к ним проводят большую часть дня, а иногда и ночи на улице; детей-воспитанников интернатов и приютов, которые по разным причинам сбежали из них и находятся на улице.
Результаты социологических исследований феномена детской бездомности, опыт работы различных учреждений для несовершеннолетних дают основания отнести к бездомным детям следующие категории несовершеннолетних (О. М. Панов, Е. И. Холостова, Е. Г. Слуцкий, А. М. Нечаева и др. ) :
- беспризорные дети — дети, не имеющие постоянного места жительства в связи с потерей родителей, асоциальными формами поведения взрослых в семье, дети, которых выгнали из дома родители;
- безнадзорные дети — дети, имеющие определенное место жительства, но вынуждены находиться на улице в результате материальной несостоятельности опекунов (родственников, бабушек, дедушек), психических расстройств родителей, безразличного отношения последних к воспитанию детей;
- дети-беглецы из воспитательных учреждений — дети, получили психологического, физического и сексуального насилия в учреждениях интернатного типа и приютах;
- дети-беглецы из внешне благополучных семей — дети с высоким уровнем конфликтности, акцентуация и патологиями характера, отклонениями в психическом и личностном развитии;
- дети, по своим психологическим признакам склонны к постоянному пребыванию на улице — дети, лишенные систематического родительской опеки, аутсайдеры школьных коллективов, дети с ярко выраженными признаками трудновоспитуемости, подвержены бесцельного времяпрепровождения.
Практики социальной работы определяют бездомных детей как тех, которые не имеют родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту позитивных занятий, необходимого ухода, систематического обучения и развивающего воспитания.
Федеральный закон Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.99 № 120-ФЗ предлагает следующие трактовки: безнадзорным признается несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц; беспризорный — это тот же безнадзорный, но не имеющий места жительства и (или) места пребывания.
Социальная работа с детьми из неблагополучных семей
... называемых «семей социального риска», приобретают статус неблагополучных, становясь основными объектами социальной работы. Нежелание или невозможность выполнения семьей функций наносит огромный урон обществу. Возрастает преступность, бродяжничество, наркомания и алкоголизм среди детей и ...
В своей работе мы будем понимать под бездомными детьми все вышеперечисленные категории несовершеннолетних. Бездомный — ребенок, находящийся в состоянии бездомности, то есть не имеющий права собственности на жилое помещение (здание, строение) или права пользования жилым помещением (зданием, строением), которое он мог бы использовать для проживания или пребывания, а также не имеющий регистрации по месту жительства или по месту пребывания.
Основной причиной бездомности детей является разрушение института семьи, моральная и нравственная деградация семей, разрушение государственной инфраструктуры социализации и общественного воспитания детей без формирования новой эффективной структуры социализации и досуга детей в условиях рыночных отношений.
Изучение современной детской бездомности позволило выделить ее особенности. Дети имеют сложный социальный, медицинский и психолого-педагогический статус. Условия, в которых живут эти дети и подростки, тормозят их социальное, физическое, умственное развитие. Так, нарушение психики отмечено у 70% беспризорных детей. Социальное и психическое развитие беспризорных детей деформировано, все они имеют соматические заболевания, которые у большинства носят хронический характер, большинство имеют различной степени выраженности эмоциональные расстройства, для них характерны невротические реакции, неврозоподобные состояния. Среди позитивных качеств бездомных детей специалисты отмечают хорошая биологическая закалка организма, реализм и точность восприятия окружающего мира, жизненная гибкость и активность.
Таким образом, рассмотрев бездомность детей как социальное явление можно сделать вывод об актуальности на сегодняшний день этой проблемы для нашего общества. Несовершеннолетние этих категорий не в состоянии самостоятельно разрешить свои проблемы и нуждаются в помощи и поддержке взрослых, государства — в специально организованной профессиональной социальной работе.
1.2. Особенности социальной работы с бездомными детьми
В основу социальной работы с бездомными детьми в современных условиях положена концептуальная установка на неприемлемость, непродуктивность административно-карательного подхода к детям, социализация которых оказалась деформированной по вине взрослых, на необходимость гарантирования ребенку права на достойную форму существования в здоровой социальной среде. Эта позиция была закреплена в указе Президента РФ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав».
Социальная работа с бездомными
... бездомным людям, особенно детям, чтобы само российское общество чувствовало ответственность за интеграцию этих людей в трудовую и духовную жизнь России. 2.2 Примеры организации технологий социальной работы с бездомнымДалее представим особенности социальной работы с бездомными ...
В 1999 году вступил в действие закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Это создало дополнительные возможности для усиления социозащитного принципа профилактики детской бездомности, дальнейшего развития сети социозащитных учреждений, активизации комплексного решения проблем детей на основе более тесного взаимодействия всех субъектов, входящих в систему профилактики безнадзорности.
В проекте Федерального закона «Об основах законодательства Российской Федерации о профилактике бездомности и ресоциализации бездомных» прописано, что государственная социальная политика в вопросах профилактики бездомности имеет своей целью создание надлежащих условий для предупреждения бездомности, реализации бездомными общепризнанных прав и свобод человека и гражданина и возвращения их к нормальной жизни в обществе.
Социальная работа с бездомными детьми связана непосредственно с процессами социальной адаптации, дезадаптации и реадаптации (Ю. А. Александровский, Л. Ю. Данилова, И. Ф. Дементьева и др.).
Вопросами социализации, десоциализации и ресоциализации бездомных детей занимались такие авторы как С. А. Беличева, А. В. Гоголева, А. Н. Голик, И. Ф. Дементьева, А. И. Ковалева, В. А. Луков, Д. В. Ярцев и др.
Основы социальной интеграции, дезинтеграции и реинтеграции детей улиц разрабатывали такие ученые как Л. Н. Галигузова, О. А. Герасименко, Р. П. Дименштейн, А. М. Пригожин и И. Н. Толстых, А. А. Цыганок.
Особое место в своих исследованиях специалисты Б. Н. Алмазов, С. А. Беличева, И. Ф. Дементьева, В. Л. Чепляев уделяют институту социальной работы, который является посредствующим элементом между институтом семьи и государством, оказывая индивидуальную поддержку бездомным детям.
Социальная работа с данной категорией детей направлена на выполнение широких социальных функций:
- защитительная функция. Направлена на обеспечение сохранности жизни детей, их безопасности от внешних угроз, правовую защиту законных прав и интересов ребенка, оказание ему экстренной помощи, предусматривает противодействие разрушению его физического, психического, нравственного здоровья;
- профилактическая функция. Работа по раннему выявлению бездомных детей, оказание своевременной помощи, социальный патронаж семей, в которые возвращаются дети и др.;
- восстановительная функция. Осуществление мер по устройствубездомных детей, оздоровлению условий жизнедеятельности, восстановление социального статуса ребенка, укрепление его связей с основными институтами социализации;
- коррекционно-развивающая функция. На основе комплексной диагностики определение системы мер медико-социальной, психолого-педагогической работы с детьми, ориентированной на коррекцию их психического, личностного развития, восстановление утраченного или формирование недостающего социального опыта, а также на возрождение и развитие важнейших форм жизнедеятельности детей;
- оздоровительная функция. Предоставляение ребенку необходимой медицинской помощи, профилактика заболеваний, обеспечение полноценным питанием, соблюдение санитарно-гигиенических норм, закрепление навыков здорового образа жизни.
- компенсаторская функция. Замещение биологической семьи, если невозможно преодолеть отчуждение от нее ребенка, с тем, чтобы несмотря на утрату кровных связей, он мог получить опыт семейной жизни, воспитываться в семье как естественной среде обитания растущего человека.
В целом, анализ теории и практики социальной работы с бездомными детьми показывает целый ряд направлений социальной работы:
Анализ деятельности центров социальной адаптации для лиц без ...
... эффективности функционирования модели. Основной технологией социальной работы с лицами без определенного места жительства является социальная адаптация. В рамках данного направления социальная работа с лицами без определенного места жительства должна включать социальная диагностика (процесс исследования бездомности ...
- социальная диагностика и социальная профилактика;
- социальный надзор и социальная коррекция;
- социальная терапия и социальная адаптация;
- социальная реабилитация и социальное обеспечение;
- социальное страхование и социальное обслуживание;
- социальная опека и социальная помощь;
- социальное консультирование и социальная экспертиза;
- социальное попечительство и социальное нововведение;
- социальное посредничество и подвижничество.
Эти виды социальной работы выступают как основными ее направлениями, так и главными технологиями.
Основные принципы организация социальной работы с бездомными детьми рассмотрены в работах Г. И. Камаевой. По мнению автора, основной целью деятельности учреждений социального осблуживания является не только реабилитация, но и социализация воспитанников. Она осуществляется в тесном взаимодействии социальной, воспитательной и образовательной работы.
Технология социальной работы с лицами без определенного места ...
... ресурсов полу - и криминального мира. Алексеева Л.С. Бездомные как объект социальной дискредитации// Социологические исследования.-2003.- №9.- С.58-60. Социальная работа с лицами БОМЖ определяется причинами, которые обусловили попадание человека в данную ...
Работа по решению проблем детской бездомности невозможна без пресечения первоначальных истоков бродяжничества большинства детей в неблагополучных семьях.
Главная задача мероприятий, направленных на оптимизацию социального положения бездомных детей — улучшение и оптимизация социальных отношений в ближайшем окружении ребенка, семье, школе, группе сверстников.
Обзор научных подходов к организации социальной работы с бездомными детьми приводит к следующим выводам:
- во-первых, имеется достаточно публикаций, но до сих пор отсутствует комплексное и системное описание проблемы бездомности детей;
- во-вторых, имеется достаточно публикаций по отдельным процессам, связанным с социальной работой с бездомными детьми, но нет опять же комплексного и системного описания специфики социальной работы, что могло бы стать теоретико-методологической базой организации социальной работой с данной категорией детей;
- в-третьих, имеются отдельные публикации по организации реабилитации с несовершеннолетними, но нет исследований по управлению процессом социальной работы и инновационными технологиями в раскрытии сущностных характеристик целостного процесса организации социальной работы с бездомными детьми.
Однако в целом существующая система социальной работы с бездомными детьми в стране не адекватна современной ситуации и нацелена главным образом на выявление, социальный контроль и карательные акции по отношению к асоциальным семьям и бездомным детям, а также на жизнеустройство и обеспечение элементарных условий их жизнедеятельности.
1.3. Технологии социальной работы с бездомными детьми
Бездомные дети не в состоянии самостоятельно разрешить свои проблемы и нуждаются в помощи и поддержке взрослых, государства — в специально организованной профессиональной социально-педагогической реабилитации. .
В целях дальнейшего жизнеустройства часть из них направляется в интернатные учреждения системы образования, часть — в замещающую семью, некоторые — в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, системы социальной защиты.
Включая в себя различные направления (социальное, правовое, медицинское, психологическое, педагогическое), реабилитация предполагает осуществление специальных социально-педагогических программ в комплексе с мерами социально-правовой, социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержки.
Деятельность учреждений социального обслуживания предполагает не только разные направления, но и методы и технологии социальной работы с бездомными детьми.
Технологии социальной работы с пожилыми людьми (2)
... социальной пожилыми с работе людьми; 4) Кратко описать технологии работы социальной с пожилыми людьми. Методы курсового обобщение: исследования; классификация и систематизация, анализ литературных сравнительный; источников теоретический анализ статистических данных. 1. ОСНОВЫ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ ... занятости от взрослых детей, потеря близких и людей знакомых, изменение ...
Иными словами, основная цель деятельности таких учреждений — социальная защита и поддержка нуждающихся в этом детей, их реабилитация и помощь в жизненном определении.
Проведенный анализ литературы показал, что в социальной работе с бездомными детьми в условиях различных учреждений социального обслуживания применяются следующие технологии:
- Работа с социальной организацией среды. Воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить нежелательное поведение личности: социальная реклама; информирование в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы или видео- и телефильмов.
- Аутрич работа («вовне — донесение профилактической информации до несовершеннолетних, состоящих в закрытых социальных группах (потребителей наркотиков, гомосексуалов, проституток) в местах, привычных для них.
- Таймаут — это процедура, которую поведенческие консультанты часто рекомендуют использовать при работе с агрессивными или чрезмерно подвижными несовершеннолетними. При этом ребенка просто удаляют из ситуации, в которой негативное поведение может получить подкрепление.
- Тренинг. Активное социальное обучение социально-важным навыкам: тренинг резистивности (устойчивости) к негативному социальному влиянию; тренинг ассертивности или аффективностного обучения; тренинг формирования жизненных навыков.
- Организация деятельности, альтернативной отклоняющемуся поведению несовершеннолетних: повышение самооценки или интеграция в референтную среду; познание (путешествия), испытание себя (походы в горы, спорт с риском), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиозно-духовная, благотворительная).
- Арттерапия. Активизация личностных ресурсов. Активные занятия подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста, — все это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь обеспечивающие активность личности, ее здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию.
- Гейткипинг — это процесс оценки и планирования потребностей и обстоятельств детей, предшествующих приему в учреждение и способствующих их постепенному продвижению вперед — возврату в родные семьи, в форму замещающего воспитания в семейном окружении .
- Аналитико-преобразующий метод — перевоспитывающая корректировка личности ребенка, осуществляемая в следующей последовательности: психологическая квалификация личности деформаций ребенка; профилактические, дидактические и коррекционные воздействия.
Универсальные технологии социальной работы с бездомными детьми, находящимися в социальных классифицировал Ю. А. Клейберг:
- Технология общественного влияния: коррекция дефектов; коррекция страхов; метод игнорирования; метод культуры здорового смеха; коррекция навязчивых мыслей и действий; коррекция бродяжничества.
- Специальные или частно-педагогические технологии: коррекция недостатков поведения детей; коррекция нервного характера.
- Технология коррекции через труд.
- Технология коррекции путем рациональной организации детского коллектива.
- Психотерапевтические технологии: внушение и самовнушение; гипноз; метод убеждения; психоанализ, посечная терапия, клиент — центрированная игровая терапия (Г. Лэндрет), терапия сказками (Д. Бретт).
С точки зрения современных социальных технологий работы с бездомными детьми, одним из направлений деятельности должна быть помощь в оптимизации отношений ребенка с его кровными и другими родственниками.
Технология реализации игры в учебно-воспитательном процессе мини-центра
... как мотивов учебной деятельности; становление творческой игры как социальной школы ребенка. 1.2 Факторы развития личности Изучение закономерностей развития ребенка дошкольного возраста позволяет выделить факторы, обусловливающие течение и результаты данного процесса. В ... игр на занятиях. Положения, выносимые на защиту: 1. Организация и применение игровых технологий на занятиях в мини-центре, ...
Таким образом, практика использования технологий социальной работы с бездомными детьми показывает, что в настоящее время сложилась определенная система коррекционно-реабилитационной работы с несовершеннолетними. Эта система включает в себя различные государственные и общественные организации, которые в пределах своей компетенции осуществляют меры по оказанию социальной помощи и поддержке несовершеннолетним.
Однако анализ используемых технологий показал примитивность их использования, основной акцент делается на социально-психологической реабилитации, что не обеспечивает комплексного подхода к решению проблем несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Поэтому для нас является актуальным в рамках курсовой работы в условиях современной практики изучить и оценить применяемые технологии в социальной работе с бездомными детьми.
Современная практика социальной работы строится на принципах охранно-защитной концепции и включает широкую сеть разноведомственных учреждений, оказывающих социально-правовую, психолого-медико-педагогическую помощь бездомным детям.
За последние 3-4 года в России органами исполнительной власти всех уровней проводится большая работа по законодательному, нормативно-правовому и кадровому обеспечению этого нового направления социальной практики.
Однако недостаточная профилактическая деятельность различных ведомств, отсутствие логически и организационно отработанной координации между ними, неэффективность применяемых технологий снижают результативность социальной работы с бездомными детьми.
Для нас стало актуальным изучить одну из социальных служб, оказывающей социальные услуги в сфере профилактики бездомности детей на примере государственного бюджетного учреждения Республики Тыва «Центр социальной помощи семье и детям» Каа-Хемского кожууна (далее — Центр).
Нами был запланирован анализ особенностей и технологий социальной работы с бездомными детьми в ГБУ РТ «Центр социальной помощи семье и детям».
Анализ проводился с помощью следующих методов: традиционный анализ документов, анализ и синтез содержания программно-методических материалов и деятельности учреждения.
Представим краткую характеристику Центра и особенностей его деятельности.
Центр является государственным бюджетный учреждением стационарного типа. Создан на основе Методических рекомендации по организации деятельности центров социальной помощи семье и детям (Приложение к постановлению Минтруда России от 19.06.2000 г. с изменениями от 26.03.2001 г.) в целях оказания поддержки тем, кто попал в трудную жизненную ситуацию.
В качестве основных видов деятельности Центр осуществляет:
- Реабилитационные услуги несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;
- Реабилитационные услуги совершеннолетним гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации;
- Консультативную помощь по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения деятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- Предоставление материальной помощи в натуральном виде гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации;
- Предоставление временного приюта несовершеннолетним, находящимся в социально-опасном положении или иной трудной жизненной ситуации.
В период нахождения в отделении несовершеннолетние обеспечиваются питанием, одеждой, обувью и другими предметами вещевого довольствия согласно нормам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2006 года № 118.
Содержание бездомных детей в Центре определено индивидуальными программами комплексной адаптации, реабилитации, профилактики напра в ленных на решение всей совокупности проблем детей.
В Центре реализовывается республиканская программа «Профилактика семейного сиротства и семейного неблагополучия Республики Тыва на 2009-2011 годы» (Постановление Правительства Республики Тыва от 15 мая 2007 года № 603 « Об Утверждении Положения о Министерстве труда и социальной политики Республики Тыва и его структуры ).
В рамках Программы реализуются основные мероприятия: обеспечение функционирования единой информационной базы данных о семьях и детях, находящихся в социально опасном положении.
Анализируя деятельность Центра в целом отметим, что помощь различным бездомным детям оказывается в индивидуальном порядке. Прежде всего, проводится работа по выявлению и постановке на учет таких детей. Работа ведется совместно с представителем администрации коожуна ответственным за работу с беспризорными и бездомными детьми. Проводится патронаж с целью выявления условий пребывания и жизни таких детей.
Сотрудники Центра в 2013 году провели 21 рейд и охватили 87 мест пребывания бездомных и беспризорных детей. В результате рейдовых мер о приятий 26 детей определены на стационарное содержание и проходят там различные виды реабилитации.
В стационарном отделении Центра, который рассчитан на 20 детей, на данный момент в условиях стационара находятся 11 бездомных детей. О с тальные 15 детей (безнадзорные, беглецы) получают различные виды пом о щи на дневном отделении. С детьми работают педагог-психолог, специал и сты по социальной работе и по работе с инвалидами, воспитатель, инстру к тор по труду, медсестра.
Анализ деятельности Центра показал следующее: выявлена проблема недостаточной проработанности мер социальной политики, которые направлены, главным образом, не на устранение причин бездомности детей, а на ее последствия.
Недостаточно четкая организация деятельности Центра, низкая эффективность методов работы с бездомными детьми делает их практически беззащитными перед многочисленными испытаниями сегодняшней жизни. Данное обстоятельство приводит к социальной дезадаптации этих детей, ослаблению их социальной защищенности, возникновению девиантных и делинквентных форм поведения.
Существенным недостатком в деятельности Центра является отсутствие семейных форм устройства несовершеннолетних.
Специалисты Центра оказывают лишь содействие в устройстве в интернатные учреждения и патронатные семьи. В стационарных условиях дети проходят лишь курс социальной реабилитации, затем большой процент детей вновь возвращаются в свои семьи, где попадают вновь в неблагоприятную обстановку. Получается замкнутый круг, в котором страдает ребенок. Еще чаще, дети снова уходят из семей и ведут уличный образ жизни, чувствуя себя ненужными ни родителям, ни специалистам Центра. Так как, находясь в Центре, они привыкают к «хорошей жизни», а затем их «выбрасывают» как котят на произвол судьбы, потому что Центр является лишь временным приютом для ребенка.
2.2. Анализ социальной работы с бездомными детьми в условиях центра
Социальная работа с бездомными детьми занимает особое место в деятельности Центра.
Деятельность с такими детьми выполняет 2 отделения: стационарное и отделение профилактики безнадзорности с участковой службой.
Стационарное учреждение обеспечивает временного проживание бездомных детей и подростков, выявляет причины и условия их бездомности, разрабатывает и реализует комплекс реабилитационных мероприятий, содействует их социализации, психологической и социальной адаптации, защите их прав, свобод и интересов.
Специфика социальной работы с данной категорий детей осуществл я ется ч е рез реализацию мероприятий:
- предоставление бесплатных социальных услуг;
- выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
- осуществление социальной реабилитации в соответствии с индивид у альными программами;
- участие в пределах своей компетенции в индивидуальной профилакт и ческой работе с несовершеннолетними, в том числе путем организации их досуга, развития творческих способностей несовершеннолетних в кружках, клубах по интересам, созданных в учреждениях социал ь ного обслуживания;
- оказание содействия в организации оздоровления и отдыха детей.
Анализ личных карт поступающих в Центр бездомных детей позволил выделить условные группы «детей риска» по степени беспризорности:
- «дети беглецы», которые уходят из дома периодически (от 0-х недель до одного месяца);
- «дети улицы», уходящие из дома постоянно или не живущие дома.
Процитируем слова заведующей стационарного отделения Центра А. С. Оюн: «В наше учреждение дети поступают буквально с улицы, часто первоначально известно только имя ребенка, поэтому первая ступень работы — установление социальной истории и определение социального диагноза семьи».
Основная масса поступающих бездомных детей (82,5%) находятся в возрасте 10-15 лет, причем в основном это мальчики (около 80%).
В возрасте 16-18 лет — 12,5%. Наименьшее число детей — в возрасте до 10 лет. Большинство детей убегало из дома несколько раз. Наиболее часто бегут дети в возрасте 10-15 лет, их доля в числе беглецов составляет более 74%.
Следует особо отметить, что все беспризорные дети и подростки стали бездомными по причине тяжелой жизненной ситуации, плохих отношений с родителями, учителями, их жестокого обращения.
Из бездомных детей, попавших в Центр, 67,3% проживали в полных семьях. Дети из неполных семей составили 23,7%, причем в основном это семьи с матерью. С отцом проживает каждый 5-й ребенок из неполных семей.
Четверть поступающих детей больны. В том числе каждая третья девочка и каждый четвертый мальчик. Причем заболевания очень разные: желудочные заболевания (гастрит) — 20%, гиповитаминоз — 10%, гепатит, венерические заболевания, наркомания, туберкулезная интоксикация, — соответственно по 10%.
Характерно, что если у девочек часто встречаются венерические заболевания, то у мальчиков — болезни иного рода. Более чем у половины из них оказалось сотрясение мозга, причем неоднократное (2-3 раза).
Эта травма была получена в возрасте 6-7 лет. Сейчас этим детям по 11-13 лет, и все они состоят на учете в психоневрологическом диспансере.
Статус детей, поступивших в специализированные учреждения следующий:
- отказавшиеся жить в семье (2%);
- оставшиеся (постоянно или временно) без попечения взрослых, постоянного места жительства, средств к существованию (22%);
- задержанные за бродяжничество (76%).
В 2013 году увеличились показатели количества социального обслуживания беспризорных в условиях Центра (см. рис 2.1.).
Рис. 2.1 . Показатели количества социального обслуживания беспризорных в условиях Центра
В стационарном отделении осуществляет свою работу социально-психолого-педагогический консилиум Центра. После определения социального статуса ребенка на консилиуме специалисты Центра совместно с органами опеки и попечительства решают вопрос о дальнейшем жизнеустройстве бездомного ребенка: возвращение в кровную семью, устройство в новую семью или направление в государственное учреждение.
Важным направлением деятельности Центра является работа с прежней семьей ребенка. Прежде чем вернуть ребенка в родную семью (чаще всего это семья малообеспеченная, многодетная или неполная), сотрудники с целью профилактики бродяжничества и попрошайничества детей ведут работу с родителями, тесно взаимодействуя при этом с районными центрами социальной помощи населения, органами внутренних дел.
При необходимости родителям оказывается помощь: медицинская (например, бесплатное кодирование), социальная (оформление пособий, помощь в трудоустройстве), юридическая (помощь в получении прописки, возвращении жилья).
В Центре сложилась определенная система профилактики детской бездомности с участковой службой Центра. Основным направлением деятельности отделения является социальная реабилитация таких детей как мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы о нем.
В своей деятельности отделение руководствуется Конституцией РФ, ФЗ от 02.08.1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан раннего возраста и инвалидов», ФЗ от 10.12.1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», ФЗ от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушения несовершеннолетних», ФЗ от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Закон Республики Тыва от 24.04.2010 г. № 20-РЗ «О профилактике безнадзорности и правонарушений, несовершеннолетних в Республике Тыва».
Центр осуществляет меры контроля и социального сопровождения в процессе реабилитации подростка, имеющего опыт бродяжничества, криминальной деятельности, употребления психотропных веществ.
Работу социального педагога с безнадзорными и беспризорными дет ь ми можно разделить на два направления — это профилактическое и корре к ционно-реабилитационное.
Профилактическая направленность социально-педагогической деятел ь ности с этими детьми включает в себя: работу по о р ганизации благоприятной среды воспитания и общения; своевременную коррекцию семейных отнош е ний; поиск форм занятости детей в свободное время; формы опеки детей в период объективной занятости родителей и членов семьи; постановка детей на соц и ально-педагогический учет; патронирование отдельных детей.
Таким образом, социальная работа с бездомными детьми и подростками в Центре включает в себя комплекс социальных услуг, которые реализуют два отделения. Сотрудники Центра понимают, что детская бездомность — явление социальное, напрямую зависящее от отношения государства к семье в целом и к ребенку в частности, и делают все возможное для того, чтобы помочь каждому конкретному ребенку.
Результаты анализа и оценки деятельности Центра по профилактике беспризорности несовершеннолетних, позволяют утверждать, что сформировалась в целом негативная оценка этой деятельности. Данное положение подтверждается обобщением публикаций в местных СМИ по указанному вопросу.
Так, сегодня отделение профилактики Центра не справляется с возложенной на них функцией. Деятельность отделения в основном ведется с семьями по профилактике семейного неблагополучия, мало внимания уделяется работе с бездомными и беспризорными детьми. Кроме того, проводимые мероприятия направлены на работу непосредственно с детьми, ставшими беспризорниками, или теми, кто входит в группу риска, но не на устранение детерминантов беспризорности несовершеннолетних (например, пропаганда семьи, снижение уровня алкоголизации населения, повышение благосостояния и улучшение качества жизни и т. д.) и на нейтрализацию ее негативных последствий.
В настоящее время действуют лишь две формы устройства несовершеннолетнего после изъятия его с улицы: помещение ребенка в государственное учреждение на воспитание и содержание или обеспечение ребенку семейного воспитания (только приемные семьи).
Наблюдается тенденция, противоречащая нормам права, по первоначальному устройству несовершеннолетних в государственные учреждения без принятия каких-либо попыток поместить ребенка в семью.
Анализ отчетной документации показал: 36% бездомных детей помещаются в различные вневедомственные структуры по ресоциализации, содержанию, воспитанию и обучению таких детей, с обязательным контролем функционирования таких институтов; 23% — в специализированные образовательные и воспитательные учреждения; 18% — в аналогичные учреждения общего типа; 9% — в учреждения социальной защиты; 14% —в приемные семьи.
В ходе анализа деятельности нами усмотрено, что профилактическая работа с бездомными не в полной мере решает проблемы детей. Деятельность специалистов выстраивается как борьба с причинами, а не с последствиями негативных процессов, порождающих попадание детей в трудную жизненную ситуацию.
Анализ нормативно-правовой базы Центра, регулирующей работу с бездомными детьми показал, что она не носит системного характера. Основная часть документов является дополнением федеральной правовой базы и сфокусирована на решении локальных проблем и задач.
Кроме того, сложившаяся система социальной поддержки бездомных детей ориентирована на решение уже имеющихся социальных проблем. Такая постановка не решает вопросы профилактической направленности и способствует развитию их иждивенчества.
Эффективность социальной помощи отсюда значительно снижается. Помощь детям строится как набор отдельных услуг, зачастую нескоординирована и не выстроена как единый процесс реабилитации. Недостаточно развита система включения бездомных детей в систему образования и досуговую деятельность. Сохраняется тенденция, при которой подавляющее большинство бездомных детей — выпускников Центра, не имеют возможностей для позитивной социализации после выпуска. Деятельность по возвращению этих детей в кровные семьи проводится в режиме апробации и разработки методик и не имеет нормативного обеспечения.
Цель социальной работы с бездомными детьми в Центре — это, прежде всего, его жизнеустройство, а также привитие ребенку общественно-полезных норм и ценностей, улучшение его физического и психического здоровья, укрепление внутреннего потенциала.
Для реализации основной цели социальной работы, специалисты Центра в своей деятельности используют различные технологии. Каждым специалистов используются определенный набор технологий, обусловленный спецификой направления его деятельности.
Состояние несовершеннолетних, оказавшихся в ситуации безнадзорности и беспризорности, постоянно ухудшается, в связи с чем, большое внимание уделяется медицинской реабилитации.
Основные компоненты медицинской реабилитации — это оздоровительная работа с использованием традиционных и нетрадиционных методов медицины; проведением глубокой диагностической работы по выявлению причин психических и соматических нарушений здоровья ребенка, организация стационарного лечения, формирование здорового образа жизни.
Медицинским персоналом широко используется в оздоровлении несовершеннолетних фитотерапия (витаминный, успокаивающий и тонизирующий сборы) и витаминотерапия. По медицинским показаниям разрабатывается индивидуальная программа для занятий в тренажерном зале. В группах воспитатели и медработники проводят с детьми сеансы дыхательной гимнастики, самомассажа, контрастное обливание стоп, также используются природные ресурсы — солнечные и воздушные ванны, купание в открытых водоемах.
Важнейшим направлением деятельности центра является социально-реабилитационная, т.е. организация эффективного сопровождения в ходе развития ребенка, работа с микросредой, в которой постоянно проживает ребенок, оказание помощи в интеллектуальном и личностном развитии, снятие психологических барьеров, страхов и т.д. В связи с этим реализуется программа по восстановлению социальной нормативности («От я до Я»), программа по восстановлению толерантного сознания («Жить в мире с собой и другими»), программа по профилактике психического здоровья («Счастливый подросток») и др.
Таким образом в реализации программ используются такие технологии, как саморегуляция, самомассаж, аутогенная тренировка и др.
Специальной формой обучения общению являются социально-психологические тренинги, которые помогают адаптации детей к жизни в условиях Центра и вне его. Тренинги облегчают процесс овладения подростками знаниями, умениями и навыками эффективного социального поведения, создают возможности для более полного самопознания и самоопределения.
В реабилитационной работе с несовершеннолетними используется игровая терапия. Она основывается на доверии к ребенку, к его безграничным возможностям, вере в его самостоятельность. Применение игровой терапии в процессе реабилитации позволяет ребенку наиболее полно выразить и исследовать свое собственное «Я» (чувства, мысли, переживания и поступки), т. к. игра — естественное для ребенка средство коммуникации.
Составляющим элементом коррекционно-реабилитационной работы является создание условий для организации досуга детей. Реабилитационный процесс должен включать использование различных форм арттерапии (домашний театр; музыкальное, танцевальное, изобразительное творчество; флористика и т.д.).
При этом воспитанники самостоятельно выбирают вид досуговой деятельности.
Серьезное внимание в реабилитации несовершеннолетних уделяется развитию навыков культуры поведения. Специалисты центров корректируют взаимодействие детей в совместной деятельности, прививают им навыки культуры принятия пищи, приучают к выполнению правил поведения в общественных местах.
Так, например, технологии работы социальных педагогов учреждения включает:
- устранение неприязни к школе, учебным занятием посредством занимательного материала, игр на развитие внимания, мышления;
- ликвидация пробелов в знаниях ребят;
- развитие познавательной активности.
Одним из приоритетных направлений является педагогическая реабилитация, включающая в себя создание и соблюдение особого режима обучения; формирование положительной мотивации и активизации познавательной деятельности; организацию индивидуального подхода в учебно-воспитательном процессе на основе индивидуальных программ развития, раннюю профориентацию подростка; помощь в устройстве на работу; организацию педагогического образования родителей или лиц, их заменяющих.
Специалистами уделяется большое внимание изучению причин школьной дезадаптации поступивших детей, т.к. каждый из них имеет трудности в обучении и отставании по нескольким классам. Обучение подростков в таких случаях организовано на строго индивидуальной основе и осуществляется в различных вариантах: в образовательной школе или классах компенсирующего обучения, если способности подростка к познавательной деятельности деформированы.
Основополагающим моментом реабилитационной работы в центре является создание новой среды обитания, отличной от той, в которой до сих пор был ребенок. Это достигается не богатой обстановкой, а созданием удобств, чтобы ребенок мог чувствовать себя комфортно, не стесненно и получил бы возможность удовлетворять свои интересы.
Большую роль в социальной реабилитации воспитанников центра играет включение их в трудовую деятельность с целью не только самообеспечения, но и формирования качеств личности, необходимых для их подготовки к самостоятельной жизни.
С целью формирования интереса к труду, привития навыков и создания условий для творческой деятельности воспитанники центров вовлекаются в работу кружков и творческих мастерских. Дети привлекаются к трудовым десантам по уборке и озеленению территории, изготовлением различных мелких поделок.
Специалистами используются технологии по воссозданию социального статуса ребенка и его семьи. Особое место в успешной социализации безнадзорного ребенка отводится сохранению родственных отношений с семьей.
С этой целью специалисты центра используют такие технологии:
- социальный патронаж;
- социальная гостиная. Наилучшим вариантом работы специалистов центра является возвращение ребенка в родную семью, но это возможно лишь когда в семье создан приемлемый психологический климат и когда родителями осознано понимание ценности ребенка.
Активно специалистами Центра применяются такие технологии социальной работы, как:
- интенсивная семейная терапия.
- работа с сетью социальных контактов.
- медиативные технологии.
- технология раннего выявления семейного неблагополучия.
- социальное партнерство.
- внедрение добровольческих групп в работу с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации.
- внедрение работы социальных участковых служб.
В рамках деятельности творческих союзов организована работа кружков, где несовершеннолетние занимаются изготовлением поделок из дерева, соленого теста, природного материала. Кружковая программа «СМАК», позволяет овладеть навыками кулинарного мастерства.
Реализация адаптированной в учреждении программы «Островок счастья» направлена на профилактику и коррекцию социально-психологической дезадаптации и предоставление психологической помощи. Усилия специалистов направляются на создание новых динамических стереотипов, укрепление новых очагов мотивации, включение воспитанников в активную трудовую и учебную деятельность. Применение невербальных форм коммуникации (психогимнастика, проективный рисунок и музыкотерапия) способствуют облегчению коммуникативных процессов между сверстниками. В ситуационно-ролевых играх отрабатываются модели решения проблемных ситуаций и тренируются адаптивные формы поведения. В соответствии с рекомендациями специалистов проводились фантастические этюды, связанные с пребыванием на другой планете, когда ребята смогли по-иному посмотреть на дальнейшую жизнь и жизненные перспективы.
Для приобщения несовершеннолетних к духовной культуре воспитатели проводят беседы о православных праздниках, посещают с детьми сельскую церковь, слушают рассказы ее настоятеля, что позитивно воздействует на внутренний мир воспитанников.
Таким образом, технологии социальной работы с несовершеннолетними в условиях Центра строятся, исходя из личности ребенка, находящегося в центре, и направлены на создание условий, способствующих вовлечению их в нормальный жизненный процесс, выводу ребенка из тяжелой жизненной ситуации, восстановлению нарушенных связей с семьей, решению дальнейшего жизнеустройства несовершеннолетнего.
Несмотря на сформированную систему социальной работы, разнообразию применяемых технологий социальной работы, в процессе анализа нами усмотрены недостатки. Используемые технологии социальной работы достаточно традиционны, используются не системно, не комплексно, каждое отделение применяет свои методы и технологии в работе, отсутствует скоординированность и согласованность действий по социальной реабилитации несовершеннолетних.
Комплексная программа социального сопровождения воспитанников Центра охватывает не все направления деятельности Центра. Действующая комплексная программа составлена без учета действующих региональных долгосрочных целевых программ профилактики беспризорности, безнадзорности и социального сиротства. Реализуемые отделениями технологии также отделены от цели комплексной программы, отражают специфику отделения, а не комплексный и системный подход в реабилитации несовершеннолетних.
Большой упор делается на технологиях трудового направления и педагогическом сопровождении воспитанников, меньше внимания уделено социализации воспитанников и подготовке их к самостоятельной жизни. Применяемые технологии направлены в основном на формирование интересов, бытовых навыков и поддержание здоровья.
Применяемые технологии неэффективны, требуют пересмотра, обновления. Об этом свидетельствует десоциализация воспитанников, низкая динамика психического и социального развития.
Таким образом, подводя итог второй главе дипломной работы, отметим следующее.
Центр является важным элементом в государственной системе социальной защиты бездомных, беспризорных и безнадзорных детей. В своей деятельности он ориентирован не только на помещение и временное содержание ребенка, но прежде всего на проведение с несовершеннолетними всесторонних реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление всех утраченных связей, отношений и функций, а также их формирование с учетом возрастных и психосоциальных особенностей развития личности ребенка.
Анализ деятельности Центра позволил нам выделить преимущества и недостатки в организации социальной работы с несовершеннолетними воспитанниками. В частности, мы усмотрели тесную взаимосвязь основных проблем организации реабилитационной деятельности и неэффективности применяемых технологий социальной работы в Центре. Несмотря на внедряемые технологии, современные модели работы с семьей, острота проблемы детской и подростковой бездомности и институционализации системы социальной защиты детей сохраняется, чему способствует высокий уровень социального неблагополучия.
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С БЕЗДОМНЫМИ ДЕТЬМИ В ГБУ РT «ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ»
РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
Опираясь на результаты проведенного анализа организации социальной работы с несовершеннолетними, на информацию, полученную в ходе изучения теоретических основ социальной работы с бездомными детьми, а также на данные анализа практического опыта использования технологий социальной работы с такими детьми в условиях Центра, можно предложить следующие меры по их совершенствованию.
Мы считаем, что деятельность Центра должна быть направлена на достижение поставленных целей и задач в соответствии с изложенными в предыдущем параграфе постулатами и предполагать поэтапные действия в следующих основных направлениях:
- Повышение эффективности организации социальной работы в Центре:
- создание комплексной системы социального сопровождения бездомных детей;
- интеграция деятельности отделений Центра. Координация усилий по анализу кризисной ситуации бездомных детей и принятию адекватных реабилитационных мер. Подобная расстановка акцентов демонстрирует изменения в понимании приоритетов профилактической деятельности, уход от карательно-репрессивной модели работы по профилактике детской бездомности к восстановительной.
- решение проблем посредством активизации межведомственного взаимодействия. Повышение активности и мотивации общественности (волонтерское движение) к участию в решении проблем бездомных детей.
- создание новых оперативных служб (участковая социальная служба и выездная мобильная бригада, аутрич-работа и др.);
- изменение стратегии и тактики в социальной работе (социальные телефоны доверия, функционирование служб сопровождения бездомных детей и т.п.);
- создание новых и развитие имеющихся служб сопровождения замещающих семей на базе учреждения;
- в свете новых требований федерального законодательства — создание областной системы подготовки граждан к принятию ребенка на воспитание в семью; расширение сети школ приемных родителей;
- привлечение внимания широкой общественности к профилактическим программам (добровольческие движения, привлечение СМИ к пропаганде позитивного опыта профилактической работы с бездомными детьми, адресная пропаганда для семей группы риска здорового образа жизни, позитивных социальных ценностей и т.п.).
- Внедрение инновационных технологий социальной работы с несовершеннолетними:
- внедрение новых методов профилактики бездомности и бродяжничества детей, включая более широкое использование практики реабилитационной работы с семьей;
- технологий раннего выявления и учета детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- технологий диагностики, адекватных возрасту детей, степени их социально-психологической дезадаптации;
- технологий социального патроната и профессионального сопровождения бездомных детей;
- создание волонтерского движения, тьюторской службы, домашних групп воспитанников, семейных воспитательных групп, фостерных семей.
- применение восстановительных технологий в работе с бездомными детьми;
- работа с сетью социальных контактов несовершеннолетних;
- технология «интенсивная семейная терапия»;
- бюро социальных услуг;
- коррекция аддиктивного поведения подростков;
- клиент — центрированная игровая терапия;
- гейткипинг;
- «патронаж семьи», «мобильные бригады», «участковые службы», осуществляющие помощь реабилитируемым (как детям, так и родителям) в создании новой семейной среды;
- «службы поддержки и формирования ответственного родительства», «школу воспитания здорового ребенка», «семейная терапия на дому», «домашнее визитирование», «родительские клубы», службы экстренного реагирования на кризисную ситуацию в семье, телефон доверия, и др., деятельность которых направлена на сохранение и укрепление физического, нравственного, психического и социального здоровья детей через формирование установок ответственного родительства.
- институт кураторов, службы реабилитации и досуга, социальные гостиные, уличная социальная работа, кейсменеджмент, направленные на предупреждение беспризорности, бродяжничества, самовольных уходов детей.
Рассмотрим подробнее восстановительные технологии в социальной работе с бездомными детьми.
Восстановительный подход наиболее очевидно отличается от карательного тем, что рассматривает нарушение социально-правовых норм не только и не столько как нарушение закона, а как вред, причиненный лицом окружающим и обществу в целом. Работая в рамках восстановительного подхода, специалист выстраивает отношения с клиентом на основе доверия, сотрудничества, уважения, что создает условия для формирования подлинного ответственного поведения клиента, заглаживания причиненного ущерба, восстановления нарушенных общественных связей и отношений.
Инновационная технология социальной работы «Работа с сетью социальных контактов несовершеннолетних, обеспечивает высокую эффективность реабилитационной работы с бездомными детьми:
- предупреждение побегов, самовольных уходов;
- восстановление детско-родительских отношений;
- эффективная нормализация социальной ситуации развития ребенка;
- снижение уровня социальной напряженности, тревожности или агрессии, снижение количества эмоциональных и психических срывов у детей.
В основе технологии лежит разработанный за рубежом (в частности, в Швеции) метод работы с социально неблагополучными детьми и их семьями через содействие дальнейшему контакту с семьей и сетью социального окружения ребенка.
Сущность сетевого метода заключается во включении самих детей и их родителей в работу по оказанию помощи. Работа с социальной сетью — это эффективный способ обнаружить и активизировать тот потенциал и те ресурсы, которые имеются в окружении ребенка в данный момент или были в его прошлом. Сетевой метод позволяет всесторонне изучить, мобилизовать и восстановить социальное окружение и контакты ребенка и его семьи, использовать внутренний потенциал самой семьи, вернуть ей способность быть ответственной за судьбу своих детей.
Немаловажным является заимствование и внедрение в практику отечественных учреждений зарубежных технологий социальной работы с детьми:
- технология Yoorkoming Thuisloosheid (VT), эффективно используемая голландскими социальными учреждениями, — работа по предовращению побегов из интернатов, а также конфликтных ситуаций, возникающих между сотрудниками интерната и его воспитанниками.
- Проект Stichting psychologisch pedagogisch instituut (PPI) — работа с детьми, покинувшими или собирающимися уйти из семьи.
- Проект Home Video Training (HVT) — работа по улучшению взаимоотношений между ее членами, помощь в решении проблем, связанных с воспитанием детей.
Для оптимизации деятельности специалистов социальной работы с бездомными детьми в Центре мы предлагаем внедрение таких технологий как:
- Кураторство «случая». Индивидуальное сопровождение бездомного ребенка.
- Низкопороговый клуб — это место свободного доступа, предлагающее бездомным детям возможность проведения неструктурированного досуга, свободного общения, то есть имеющее низкий порог требований для своей доступности.
Перечисленные технологии социальной работы с бездомными детьми, призваны обеспечить качественное улучшение услуг в деятельности Центра.
Таким образом, предложенные нами рекомендации по совершенствованию имеющихся и внедрению инновационных технологий в социальную работу с бездомными детьми в Центре и других указанных выше мероприятий будут способствовать в конечном результате эффективной и результативной социальной работе с данной категорией детей.
Множество проблем современной семьи порождает ситуацию, когда дети оказываются оторванными от семейных забот. Данная ситуация выражается в увеличении количества бездомных детей. Фактически бездомные дети и подростки утратили связи с семьей, многие оказались на улице, приобрели негативный социальный опыт, попали в руки криминальных элементов, которые используют их в своих преступлениях, приучают к пьянству, наркотикам, принуждают к половым связям. Все это деформирует психическое, физическое, личностное развитие детей и подростков, искажает процесс их социализации.
Актуальность обращения к данной теме объясняется практической потребностью в анализе и совершенствовании технологий социальной работы с бездомными детьми.
В данной работе представлена проблема детской бездомности как социально негативное явление в современном обществе, рассмотрены особенности социальной работы с бездомными детьми, особое внимание уделено рассмотрению технологий социальной работы сданной категорией детей.
Практики использования технологий социальной работы в социальных учреждениях показывает, что в настоящее время сложилась определенная система коррекционно-реабилитационной работы с бездомными детьми, однако используемые технологии недостаточно разнообразны, стары, не результативные и носят контрольно-карательный характер.
Также наблюдается примитивность использования форм и методов социальной работы с бездомными детьми; основной акцент делается на психолого-педагогической реабилитации, снятии стресса после перенесенного насилия или жестокого обращения; привитии возрастных социально-бытовых навыков; компенсации задержек в образовании; медико-социальной и трудовой реабилитации, что не обеспечивает комплексного подхода к решению проблем таких детей.
Результатом теоретических изысканий и эмпирической практики нами разработаны рекомендации по внедрению в практику деятельности Центра инновационных подходов, принципов и технологий социальной работы с бездомными детьми. Предложена модель внедрения восстановительных технологий такие как институт кураторов, «мобильные бригады», аутрич-работа и др.. А также эффективные инновационные технологии гейткипинга, «низкопороговых клубов», технологии, используемые за рубежом — «Home Video Training», «Family First» и др.
При этом мы считаем, что в организации социальной работы с бездомными детьми в условиях Центра акценты нужно сделать не на осуществление карательных и репрессивных функций, а на координацию усилий разных отделений Центра по анализу кризисной ситуации детей и принятию адекватных реабилитационных мер и дальнейшему их жизнеуствройству. Подобная расстановка акцентов демонстрирует изменения в понимании приоритетов профилактической и реабилитационной деятельности, уход от карательно-репрессивной модели социальной работы к восстановительной.
- Конституция Российской Федерации: офиц. текст. – М. : Юрид. Литература, 2004. – 369 с.
- Указ Президента Российской Федерации № 1338 от 06.09.93 г. «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» [электронный ресурс] // Информационно-правовой портал «Гарант» – Режим доступа: http : / www.garant.ru /. (дата обращения: 17 апреля 2014 года).
- Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ // СЗ РФ – 1999. – № 25 – Ст. 1278.
- Проект Федерального закон а «Об основах законодательства Российской Федерации о профилактике бездомности и ресоциализации бездомных» . Статья 2. / Статистика и законы // URL :
- Азаров Ю. Беспризорность и детская преступность наши беды / Ю. Азаров // Воспитание школьников. 2002. № 7.
- Басок Н. Н. Борьба с безнадзорностью и беспризорностью несовершеннолетних в России (1917-1991 гг.) / Н. Н. Басок // Вестник Челябинского государственного университета. Сер. 9. Право. 2004.
- Бессонова Н. Как оградить детей от физического насилия / Н. Бессонова // Социальная педагогика. – 2013. – № 2.
- Волкова О. Ничейное поколение / О. Волкова // Управление школой: Прил. к газ. «Первое сентября». – 1999. – № 39.
- Гейткипинг. Механизмы контроля на вход в систему социальной защиты детей: теоретическое обоснование и первый опыт. / Под ред. Д. Роджерс. – Том 1. – Санкт-Петербург, «КиНт-принт», 2010. – 168 с.
- Дети улицы. Образование и социальная адаптация безнадзорных детей. Доклад. / О. Е. Лебедев, Е. Е. Чепурных, А. Н. Майоров, В. М. Золотухина; Под ред. А. Н. Майорова. – М. : Интеллект-Центр, 2001. – 196 с.
- Детская беспризорность и безнадзорность: проблемы, пути решения // Городское управление. 2003. № 1.
- Косоножкин Н. Обездоленные дети России / Н. Косоножкин // Педагогический вестник. – 2011. – № 10.
- Лаврова Л. Лишние / Л. Лаврова // Дружба народов. – 2012. – № 7.
- Москвичев В. В. Социальная работа с несовершеннолетними / В. В. Москвичев – М. :«НАН», 2013. – 254 с.
- Нечаева А. М. Детская беспризорность — опасное социальное явление / А. М. Нечаева // Государство и право. – 2001. № 6.
- О положении детей в Российской Федерации. Государственный доклад. – М. : М-во труда и соц. развития РФ, 2013. – 112 с.
- Озеров В. А. Детская безнадзорность и беспризорность, как один из факторов угрозы национальной безопасности России / В.А. Озеров // Ан а литический вестник Государственной Думы Российской Федерации. – 2002 № 20. С. 6–17.
- Починок А. П. Не должно быть в стране беспризорных детей / А. Н. Починок // Социальная работа. – 2003. – № 1.
- Прихожан A. M. Дети без семьи / A. M. Прихожан, Н. Н. Толстых. – М., 2007. – 173 с.
- Проблемы общей теории права и государства / Учебник для ВУЗов под ред. В. С. Нерсесянца. – М.: Норма, 2002. – 349 с.
- Профилактика безнадзорности несовершеннолетних // Беспризорник. – 2012. – № 2.
- Руководство по оказанию комплексной помощи беспризорным и безнадзорным несовершеннолетним. – СПб. : Санкт-Петербургская общественная организация «Врачи детям», 2008. – 146 с.
- Рыков С. Беглецы / С. Рыков // Воспитание школьников. – 2004. – № 1.
- Саранг А. Пособие для аутрич-работников и волонтеров программ снижения вреда от употребления наркотиков: учеб. пособие / Саранг А., Очерет Д., Ли В. – М. : AFEW, 2008. – 36 с.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М. : Народное образование, 1998. – 256 с.
- Слуцкий Е. Г. Беспризорность в России: вновь грозная реальность // Социс. 2012. № 3.
- Социальная работа с несовершеннолетними. Опыт организации социальной службы. – М. : Росс, благотворит, фонд «Нет алкоголизму и наркомании», 2000. – 143 c .
- Социальная работа. Учебное пособие. Под ред. проф. Курбатова В. И. – Ростов-на-Дону, 2003. – 465 c .
- Теория и практика социальной работы: Методические материалы / Отв. ред. А. М. Панов и Е. И. Холостова. – М., 1998.
- Технология социальной работы. Учебник // ред. Е. И. Холостова. – М., 2007. – Глава 20.
- Юдашина Н. Дети улицы: психологические портреты /Н. Юдашина // Воспитание школьников. – 2002. – № 6.
- Юдашина Н. Ребенок-бродяга: социальный портрет / Н. Юдашина // Домашнее воспитание. – 2002. – № 2.
Проблемы общей теории права и государства / Учебник для ВУЗов под ред. В.С. Нерсесянца. — М.: Норма, 2002. С. 163; Пугачев В.П. Политология. — М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. С. 243.
О положении детей в Российской Федерации. Государственный доклад. М. : М-во труда и соц. развития РФ, 2013. С. 32.
Молодцова Т.Д. Диагностика, предупреждение и преодоление дезадаптации подростков: Учебное пособие М. : Издательство МПА, 2009. С. 63.
Москвичев В. В. Социальная работа с несовершеннолетними, М. :«НАН», 2013. С. 69-70.
Лаврова Л. Лишние // Дружба народов. 2012. № 7. С. 132-145.
Слуцкий Е. Г. Беспризорность в России: вновь грозная реальность // Социс. 2012. № 3. С. 117-121.
Дети улицы. Образование и социальная адаптация безнадзорных детей. Доклад. / О. Е. Лебедев, Е. Е. Чепурных, А. Н. Майоров, В. М. Золотухина; Под ред. А. Н. Майорова. М. : Интеллект-Центр, 2001. С. 28.
ЮдашинаН. Дети улицы: психологические портреты /Н. Юдашина // Воспитание школьников. – 2002. – № 6. – С. 33-36.
Социальная работа с несовершеннолетними. Опыт организации социальной службы. М.: Росс, благотворит, фонд «Нет алкоголизму и наркомании», 2000. С. 17.
Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120 (в ред. от 22 апреля 2005 г.) // Правовая система «Консультант плюс».
Юдашина Н. Дети улицы: психологические портреты // Воспитание школьников. 2002. № 6. С. 33-36.
Юдашина Н. Ребенок-бродяга: социальный портрет // Домашнее воспитание. 2002. № 2. С. 3-5.
Юдашина Н. Дети улицы: психологические портреты // Воспитание школьников. 2002. № 6. С. 58-59.
Волкова О. Ничейное поколение // Управление школой: Прил. к газ. «Первое сентября». 1999. № 39. С. 5.
Технология социальной работы. Учебник // ред. Е. И. Холостова. М. 2007. Глава 20.
Саранг А. Пособие для аутрич-работников и волонтеров программ снижения вреда от употребления наркотиков: учеб. пособие / Саранг А., Очерет Д., Ли В. М. : AFEW, 2008. 36 с.
Руководство по оказанию комплексной помощи беспризорным и безнадзорным несовершеннолетним. СПб. : Санкт-Петербургская общественная организация «Врачи детям», 2008. 146 с.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. — М.: Народное образование, 1998. 256 с.
Гейткипинг. Механизмы контроля на вход в систему социальной защиты детей: теоретическое обоснование и первый опыт. / Под ред. Д. Роджерс. Том 1. Санкт-Петербург, «КиНт-принт», 2010. 168 с.
Рогаткин Д. Программы примирения. Новая технология работы с трудными подростками / Д. Рогаткин // Народное образование. 2006. № 2. С. 193-201.
Рогаткин Д. Программы примирения. Новая технология работы с трудными подростками / Д. Рогаткин // Народное образование. 2006. № 2. С. 193-201.
Технология социальной работы. Учебник // ред. Е. И. Холостова. М. : Омега, 2007. 329 с.