Социально-экономические преобразования, происходящие в России, обусловили необходимость подготовки педагогов, обладающих новым профессиональным мышлением, высокой мобильностью, компетентностью, ориентацией на реализацию процессов социализации и профессионализации личности, гуманизации и демократизации педагогического процесса. В этой связи профессиональные и общественные достижения человека в значительной степени зависят от совокупности сформированных профессиональных умений у будущих учителей и, в частности коммуникативных умений.
Коммуникативные умения педагога следует рассматривать как условие его педагогической деятельности, являющейся по существу многогранным и многоплановым процессом общения педагога с учащимися, их родителями, коллегами по работе и администрацией школы, с представителями различных общественных организаций, т.е. со всеми субъектами образовательного процесса. Коммуникативные умения являются важными профессиональными умениями педагога. Они обеспечивают выполнение функций педагогического общения, составляют содержание требований к коммуникативной педагогической деятельности, создают представление об уровне профессионально-коммуникативной культуры педагога. Поскольку педагогический процесс представляет собой взаимодействие между педагогом и учащимися, а значит, его результат во многом зависит от характера общения. Сегодня учитель является не столько источником информации, сколько другом, наставником, руководителем самостоятельного поиска знаний детьми. Поэтому в новых условиях образовательной политики все чаще на смену традиционным принципам организации обучения и воспитания, основанным на воздействии личности учителя на воспитанников, приходит принцип сотрудничества между детьми и педагогом. А реализоваться он может только при умелой организации обучения, грамотно выстроенных взаимоотношениях с детьми.
Общение сложный, многогранный процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности. Общение включает в себя не только обмен информацией, но и выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания.
Многочисленные исследования показывают, что наибольшие затруднения, встречающиеся в педагогической деятельности начинающего учителя, связаны с неумением установить педагогически целесообразные отношения с учащимися. Несмотря на то, что понятие «педагогическое общение» для большинства учителей не ново, однако эти представления носят часто поверхностный, академический характер, что затрудняет теоретические знания применить на практике.
Технология педагогического общения: цели и содержание
... и уровень теоретической подготовки педагога, так и владение им технологией педагогического общения. Последнее важно в процессе обучения, особенно значимо в воспитании личности подрастающего поколения. В педагогической деятельности общение выступает как средство ...
1. Общая характеристика педагогического общения
Общение присутствует во всех видах человеческой деятельности. Но есть определенные формы труда, где оно выступает не как конфигурация обыденного взаимодействия людей, а как функциональная категория. Как раз активным и мастерски весомым считается общение в педагогической работе. Оно выступает как инструмент влияния, и обыденные обстоятельства функции общения получают ту вспомогательную «нагрузку», так как переходят из общечеловеческих качеств в составляющие функционально — творческие.
Главная задача педагогического общения способность передавать социальные и профессиональные навыки от преподавателя к ученикам, например и в обмене личными смыслами, связанными с изучаемыми объектами и жизнью в целом.
Преподаватель считается основателем данного процесса, организуя его и управляя им. Он каждый день воплощает в жизнь многогранную коммуникативную работу, выступая и как ключ информации, и как человек, познающий учащегося или же группу людей. Самой общепринятой оплошностью молодых учителей — неумение осуществить педагогическое общение целостно [8].
Помимо информационной функции педагогического общения, возможно отметить и ряд иных его функции:
-контактную — установление связей как состояния взаимной готовности к способу и обмену информационным сообщением и поддержания связи в форме неизменной взаимоориентированности;
-побудительную — стимулирование энергичности студента, направляющую его на выполнение необходимых учебных действий;
-амотивную — помощь развития в ученике подходящих психологических эмоций, а еще перемена с его поддержкой личных переживаний и состояний и др.
Педагогическое общение не должно ориентироваться лишь только на амбициях человека как самое важное значение общения. Огромное смысловое значение для продуктивного общения имеют такие этические значения, как добросовестность, откровенность, бескорыстие, доверие, милосердие, признательность, внимание, преданность тексту.
Суть педагогической работы заключается в том, дабы показывать учащимся собственную эрудицию в тех или же других областях познаний и в конкретной мере содействовать модификации им части данных познаний. При этом общении люди конкретным образом оказывают воздействие на психическое или же телесное здоровье напарника. Лишь благодаря, кондиционному общению наставник имеет возможность унять огорченного бедой учащегося, тренер — поднять дух спортсмена перед стартом, а некто станет беспокоиться о том, дабы расстроить настроение собственному противнику в раздоре.
Одной из необходимых черт общения считаются способы общения, которые возможно выделить как методы передачи информации и выражения отношений между партнерами в процессе их взаимоотношений. В зависимости от средств общение имеет возможность быть конкретным и опосредованным, прямым и косвенным, вербальным и невербальным.
Конкретное общение исполняется с поддержкой натуральных органов, данных человеку природой: рук, головы, тела, голосовых связок и т.п.
Модернизация токарного станка с ЧПУ модели 16К20Ф3С32 с целью ...
... целесообразно для выполнения моей темы «Модернизация токарного станка с ЧПУ модели 16К20Ф3С32 с целью обеспечения возможности обработки поверхностей сложных форм» иметь ... с возможностью перестановки вдоль оси вращающегося копира. Расширение технологических возможностей и повышение надежности В результате проведенного патентно-информационного поиска принимаем решение о применении для данного станка ...
Опосредованное общение связано с использованием особых средств и орудий для организации общения и обмена информацией между людьми. Примером опосредованного общения имеет возможность быть проверка учителем письменной работы учащегося.
Косвенное общение исполняется сквозь посредника. Партнеры непосредственно не лицезреют и не слышат друг друга, а передают информацию через третью личность, выступающего в роли посредника.
Ключевым средством профессионально-педагогического общения считается язык, людская речь. Специалисты по психологии именуют это общение вербальным, т.е. словесным, потому что информация меж контактирующими передается с поддержкой текстов [12].
Таким образом, следует отметить, что собственно педагогическое общение существует ровно столько, сколько существует сама школа и образовательный процесс. Ведь как только начинают взаимодействовать педагог и ученик, то сразу и возникает процесс педагогического общения и его трудности. Регуляция навыков педагогического общения очень важна для развития детей, это определяет уровень его способностей, возможность мыслить и находить пути решения из трудных ситуаций.
2.Цели и функции педагогического общения
В педагогической и философской литературе встречаются различные подходы к определению понятия «цель». Приведем лишь некоторые из них:
Цель – это предвосхищение в сознании результата, на достижение которого направлены действия; идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности; проект действия, определяющий характер и системную упорядоченность различных актов и операций; способ интеграции различных действий человека в некоторую последовательность или систему; образ, который представляется в сознании и ожидается в результате, определенным образом направленных действий.
Суммируя определения понятия «цель», можно выделить несколько его синонимов: проект действия, образ ожидаемого результата, идеальная модель, предвосхищение результата, планируемый результат.
Действительно, системообразующим фактором целостной системы педагогического общения является цель, выступающая как ко-ординатор всех ее элементов, в качестве которых выступают: содержание – средства – результат общения.
Конструирование процесса педагогического общения, направленного взаимодействие учителя с учащимися, их родителями, коллегами, осуществляется с учетом социального заказа, образовательных ориентиров, целей и содержания общения.
Он должен быть направлен на достижение поставленных целей. По целям общение делится на биологическое и социальное в соответствии с потребностями.
Биологическое общение необходимо для поддержания, сохранения и развития организма и связано с удовлетворением основных органических потребностей. Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста человека. По мнению Р.С. Немова, существует столько частных целей, сколько можно выделить видов биологических и социальных потребностей. Суть жизни человека заключается в том, что, удовлетворяя элементарно необходимые биологические потребности, он стремится к установлению отношений с другими людьми [4].
Педагогические технологии
... контроля. Центральное место среди них занимает технология организации деятельности, являющейся, по существу, реализацией замысла и проекта функционирования педагогического процесса. Содержание деятельности педагога на этапе осуществления педагогического процесса может быть представлено взаимосвязанной системой ...
Педагогическая профессия, направленная на обучение и воспитание подрастающего поколения, предполагает наличия педагога одного из самых важных профессиональных качеств – умение общаться.
Цель образования как социального процесса по своей сущности и характеру, заключается в передаче знаний и умений, накопленных человечеством новому, подрастающему поколению, закреплении в них определенных социальных и ценностных ориентаций; общественно полезных навыков, таких как навыки полноценного общения, труда, теоретического мышления, творческого самораскрытия.
Человечеством за длительную историю своего существования накоплено множество общечеловеческих ценностей различного уровня.
Так, В.В. Караковский в качестве основополагающих общечеловеческих ценностей предлагает ценности следующего порядка: а) земля, как общий дом человечества; б) отечество – единственная уникальная Родина; в) семья – начальная структурная единица общества, естественная среда развития ребенка; г) знания, являющиеся результатом творческого труда многих людей; д) культура, накопленная материальная и духовная культура – богатство человечества; е) мир – покой и согласие между людьми; ж) человек – абсолютная, уникальная ценность.
Однако многие знания ребенок получает задолго до поступления в образовательные учреждения (дошкольные учреждения или школу).
Так, например, ребенок первоначально овладевает речью, в процессе общения с родителями, а, не изучая ее в процессе обучения. Овладение речью совершается у него в результате деятельности, направленной вовсе не на овладение ею, а на общение посредством речи. Задача педагога в процессе обучения и воспитания развить у ребенка умения общаться друг с другом, с воспитателями, родителями. Приобретенные им умения необходимы ему же для успешного овладения различными видами деятельности – учебно-познавательной, игровой, трудовой, художественной, спортивной и другой деятельностью.
Социально-ценностная ориентация образовательного процесса способствует достижения цели формирования, становления и развития позитивного отношения учащихся к миру (представления человека об окружающей социальной действительности, которое на разных возрастных этапах будет меняться), гармоничного отношения с ми-ром (реализация себя в процессе жизнедеятельности, стиль жизни человека), а также отношения к самому себе (обобщенное представление о самом себе – «образ Я», изменяющийся с возрастом, система частных самооценок) и отношения с самим собой (определенный уровень самоуважения, мера принятия самого себя в данный момент времени).
Шпаргалка: Технологии осуществления педагогического процесса
... технологии. К общим относятся технологии конструирования, например процесса обучения и его осуществления. Частные - это технологии решения таких задач обучения и воспитания, как педагогическое стимулирование деятельности учащихся, контроль и оценка ее результатов. Педагогическая технология ...
Это становится возможным при создании взаимодействия педагога и учащихся на основе гуманистического подхода, понимания общения как построение отношений с миром, в мире, в самом себе и с окружающими тебя людьми [2].
Педагогическое общение несет в себе огромный воспитательный потенциал. А.А. Бодалев в своих работах отмечал, зависимость результатов предметной познавательной и практической деятельности учащихся от того, как протекает, как организовано педагогическое общение. В свою очередь, ход и результаты этой деятельности постоянно и неотвратимо воздействуют на многие характеристики коммуникативной деятельности людей.
Одной из важнейших составляющих общей культуры педагога является культура общения. Ее основой, прежде всего, является гуманное отношение к детям. Нормами культуры общения педагога выступают доброжелательность, доверие, вежливость, соблюдение условных и общепринятых способов выражения доброго отношения друг к другу, формы приветствий, благодарности, извинений, правила поведения в общественных местах, общения с учащимися, их родителями, коллегами.
Непременный атрибут культуры общения – тактичность, умение понять чувства и настроения окружающих людей поставить себя на их место, представить возможные последствия для них своих поступков.
Культура общения является социально значимым показателем способностей учителя и представляет собой умения осуществлять взаимоотношения с другими людьми, воспринимать, понимать, усваивать, передавать содержание мыслей и чувств в процессе решения поставленных педагогической деятельностью разнообразных задач.
Общение в образовательном процессе выполняет несколько функций. В их реализации, конечно ведущая роль отводится учителю, воспитателю. В переводе с латинского языка понятие «function» означает исполнение. Согласно «Словарю иностранных слов» одним из значений функции является назначение, роль, круг деятельности.
Основными функциями педагогического общения являются:
1. Информационная функция. Реализация данной функции способствует передаче накопленных человечеством знаний и умений подрастающему поколению, жизненного опыта. В учебном процессе трансляция учебной информации учащимся осуществляется учителем, а также посредством различных информационных средств (учебник, учебное пособие, электронные носители информации, таблицы, схемы, графики, рисунки и т.п.).
С информацией учащиеся могут работать или под руководством учителя, или самостоятельно.
2. Воспитательная функция общения реализуется в ежедневном взаимодействии педагога со своими воспитанниками в различных видах деятельности. Учитель для ученика не только носитель знаний, но и образец высоконравственных качеств. Общаясь с учителем, родителем, другом ребенок усваивает нормы поведения, развивает чувства, приобретает опыт взаимоотношений.
3. Социальная функция общения, ее реализация способствует вхождению ребенка в общество, его адаптации к различным социальным ролям, формирует способность к установлению межличностных контактов. Для того чтобы адаптация ребенка проходила успешно, необходимо сформировать у него доброту внимательность к окружающим, коммуникабельность, решительность, уверенность в себе открытость, толерантность и другие позитивные качества и черты характера. В процессе общения осуществляется формирование системы социальных установок, норм, ценностей, т.е. формирование ценностной ориентации личности [10].
Использование оригами в педагогической деятельности
... из бумаги, бумажной архитектуры и кумигами (собирание бумаги). Двумя классическими работами по оригами являются «Сембазуруоригата» (1797) и «Каярагуза» (1845 г.). Японские художники - графики Т.Киенага (1752-1815 г.г.) ... детей, их творческого воображения, художественного вкуса. Оригами совершенствует трудовые умения ребенка. Систематические занятия с ребенком оригами ... несловесного общения. Оригами ...
В процессе социализации учащиеся усваивают и накапливают знания о действительности. Контроль над уровнем усвоенных знаний осуществляет общество, это своего рода социальный контроль над тем минимальным уровнем знаний, который необходим человеку для адекватности его деятельности, установления необходимых межличностных отношений в соответствующей предметной или социальной действительности.
Личностные черты, формирующиеся у учащихся, образуют общий склад характера ребенка, определяют общий «рисунок» поведения в общении с другими людьми. Умение выбирать по отношению к другому человеку наиболее подходящий способ поведения, способ обращения с ним является важнейшим компонентом успешного общения. Как часто бываем мы, недовольны поведение учащихся, не замечая того, что сами, своим обращение с ним толкаем его на неодобряемые нами действия и поступки. Например, грубость учащихся провоцируется бестактностью педагога; их неисполнительность является результатом низкой требовательности педагога и отсутствием систематической проверки выполненного задания или поручения.
3.Содержание педагогического общения
Содержание педагогического общения рассматривается как процесс передачи информации от одного субъекта другому. Кроме того, важнейшей стороной общения является стремление запечатлеть облик одного человека в другом, транслировать себя в другого через совместную деятельность. В данном случае общение осуществляется на личностном уровне. Именно на таком уровне осуществляется педагогическое общение учителя с учащимися.
Содержание педагогического общения, являющееся одной из важных его характеристик педагогического процесса, выступает в трех основных аспектах:
1) как средство решения задач, возникающих перед педагогом и учащимися, их родителями, между учителями и администрацией;
2) как система социально-психологического обеспечения процесса педагогического общения;
3) как способ организации взаимоотношений между общающимися, способствующий развитию личности как учащихся, так и учителя, их творческой индивидуальности.
Учитель является организатором, руководителем процесса общения, содержанием которого является обмен информацией, учебно-воспитательное взаимодействие, организация взаимоотношений. Управляя совместной деятельностью учащихся, включаясь в сотворчество с учащимися, организуя их взаимодействие, учитель тем самым способствует формированию умений и навыков общения.
Педагогическая практика показывает, что наибольшие затруднения начинающие и молодые учителя испытывают в налаживании педагогического общения с учащимися, взаимоотношений с ними, с их родителями, коллегами в сфере личностных контактов, а именно от этого профессионального умения во многом зависит успешная, творческая деятельность учителя, способствующая росту педагогического мастерства учителя.
Использование игровых технологий на х русского языка начальных ...
... учащихся ими предложены варианты организации учебно-воспитательного процесса с использованием технологии уровневой дифференциации. В соответствии с вышеизложенным, цель нашего исследования – изучить классификацию современных педагогических технологий и определить место игровых технологий ...
Сущностью педагогического взаимодействия является прямое или косвенное воздействие субъектов этого процесса друг на друга, порождающее их взаимную связь [3].
Основными характеристиками педагогического взаимодействия являются взаимоотношение, взаимопомощь, взаимоприятие, взаимопонимание, поддержка, доверие, эмпатия.
Взаимодействуя с учащимися, учитель оказывает влияние не только на познавательную сферу учащихся, но и на эмоционально-волевую и, что особенно важно, на развитие их личности. Специфика педагогической деятельности в большей степени ориентирована на прямое воздействие на учащихся, выражающееся в непосредственном предъявление им своих требований, высказывание своих претензий, обращение с предложениями и т.п. Однако часто воспитательное значение педагогического взаимодействия оказывается более сильным, если оно принимает косвенные формы воздействия, через коллектив, отдельных учащихся.
Умелый учитель так и поступает, направляя свои усилия на ближайшее окружение ученика, изменяя обстоятельства его жизни, которые оказывают на него куда более сильное воздействие, тем самым, изменяя ученика в нужном учителю направлении.
Косвенное воздействие учитель чаще всего использует в организации общения с теми учащимися, для которых характерно появление своей субкультуры.
В процессе педагогического взаимодействия проявляется две стороны – функционально-ролевая, предполагающая реализацию определенных функций и ролей, и личностная, в которой реализуются личностные качества учителя и учащихся.
Функционально-ролевая сторона педагогического общения в большей степени направлена на развитие и преобразование когнитивных качеств личности учащихся, т.е. развитие у них заданных государственным образовательным стандартом знаний, умений использовать полученные знания в новой или нестандартной ситуации, предлагать новые способы получения или применения знаний, при этом учитель осуществляет контроль результатов образовательного процесса.
Личностная сторона педагогического общения как взаимодействия в большей степени затрагивает моцивационно-смысловую сферу личности, при этом научное знание, содержание образования способствуют развитию нравственных качеств личности ученика.
Педагогическое взаимодействие – процесс творческий независимо от того, решает ли учитель учебно-воспитательные задачи, организует взаимоотношения, управляет познавательной деятельностью. Творческим является как решение учебно-воспитательных и коммуникативных задач, так и процесс воплощения этого решения в общение с учащимися [1].
От того, какая учебная информация отобрана, как она доносится до учащихся, обсуждается, воспринимается, понимается и оценивается учащимися, какими способами проверяется ее усвоение, зависит успех образовательного процесса, качество знаний и умений, взаимный контакт.
Информация передаваемая субъектом субъекту по своему со-держанию может быть разнородной. Содержанием общения могут быть сведения о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии, например, информация о потребностях, радости, гнева, печали, страдания и др. Содержанием общения может стать познавательная информация об окружающем мире.
Организация коллективной работы учащихся в образовательной области ...
... педагогическую литературу по теме исследования; 2) изучить учебно-методическую литературу о формах организации учебной работы; 3) апробировать коллективные формы работы организации учебного процесса на уроке технологии в основной школе. Предметом курсовой работы является коллективные методы обучения на уроках технологии. ... учителем на уроке коллективной формы учебной деятельности учащихся. ...
Психологом Р.С. Немовым была предложена следующая классификация общения по содержанию передаваемой информации.
По содержанию общение может быть представлено как:
1. Материальное, предполагающее обмен материальными и духовными продуктами между субъектами, которые в свою очередь, служат средством удовлетворения их актуальными потребностей.
2. Когнитивное, предполагающее обмен знаниями, лежащее в основе процесса обучения и выступающее мощным фактором интеллектуального развития учащихся. Благодаря когнитивному общению происходит постоянное движение знания от учителя к учащимся, их приращение и развитие, возникновения новых знаний.
3. Кондиционное общение, направлено на оказание влияния на физическое или психическое состояние, оказать определенное воздействие на самочувствие друг друга. Например, учитель, для того чтобы снять усталость, эмоциональное напряжение во время урока, поднять настроение или активизировать внимание учащихся, использует рассказ занимательной истории, забавных случаев, шутку, улыбку и т.п.
4. Мотивационное общение способствует передаче друг другу определенных побуждений, установок к действиям в определенном направлении. Этот вид общения оказывает воздействие на цели, интересы, мотивы и потребности человека.
Например, творчески работающий учитель использует на уроках современные технические средства, технологии обучения, дополнительную учебно-познавательную информацию, демонстрацию опытов или постановку экспериментов с тем, чтобы развивать и поддерживать познавательный интерес учащихся, развивать их кругозор, любознательность, удовлетворить их потребность в творческой самостоятельной деятельности [9].
5. Деятельностное общение, в его основе лежит межличностный обмен действиями, операциями, умениями и навыками. Организация различной обучающей деятельности способствует формированию и развитию практических умений и навыков, овладению учащимися различных видов деятельности, повышает качество подготовки учащихся к практической, профессиональной деятельности, а также способствует применению знаний на практике.
4.Средства педагогического общения
Средства общения как способ передачи информации и выражения отношения людей друг к другу в процессе их взаимодействия являются одной из важных характеристик общения. Зависят они от культуры человека, уровня развития, воспитания и образования.
Средства общения можно классифицировать по разным основаниям.
1. По степени контакта между общающимися различают непосредственное и опосредованное общение, прямое или косвенное.
Непосредственное общение, т.е. «лицом к лицу» имеет ряд преимуществ. Такой вид общения обеспечивает полный контакт между общающимися людьми, что позволяет им лучше узнать и понять друг друга. При таком общении имеется много каналов связи и используются практически все средства общения. Например, учитель, общаясь с учащимися непосредственно на уроках или во внеурочное время, использует разные средства воздействия на них (речь и все характеристики голоса, мимика, жесты и др.).
Приемы и техники управления учащимися на уроке
... развитие внимания, памяти, мышления и речи, волевых качеств. Цель работы - изучить приемы и техники управления учащимися на уроке. Задачи работы: 1. Рассмотреть приемы создания благоприятной эмоциональной атмосферы на уроке. 2. Раскрыть приемы развития мотивации к учению, ...
Опосредованное общение связано осуществляется через предметы, вещи другого человека, письма, СМИ. В практике работы учителя такой вид общения проявляется в проверке письменных работ учащихся, анкетировании и его последующего анализа, изучения их творческих работ и т.п.
При прямом контакте учитель и ученик обмениваются взглядами, словесной информацией, передают свое настроение, чувства, выражают отношение к событиям, происходящим в классе, в жизни школы, радуются и волнуются и т.п.
2. По контингенту участников различают межличностное, межгрупповое, личностно-груповое общение. Безусловно, в своей педагогической деятельности педагог выстраивает стратегию перечисленных выше отношений с учащимися, с коллегами, с родителями учащихся, исполняя различные роли, внутригрупповые, межгрупповые, индивидуальные, формальные роли.
В учебно-воспитательном процессе учитель исполняет не только формальное право дипломированного специалиста, деятельность которого ограничивается объяснением нового материала, контролем знаний и умений учащихся. Учитель – это личность, умеющая быть интересным рассказчиком, другом, помощником и защитником интересов учащихся, знатока музыки, искусства, спорта. В зависимости от того, какие групповые отношения выстраивает учитель в классе, он может быть «строгим», «справедливым», «интересным», «придирчивым», «занудным рассказчиком» и т.д. [3].
Еще большую роль в образовательном процессе играют межличностные отношения. В отличие от формальных и внутригрупповых межличностные отношения не регламентируются какими-либо нормативными документами. Их характер определяется личностными особенностями педагога, системой нравственных норм, его ценностными ориентациями. Предпочтительными межличностными ролями для учителя будут роли «друга», «старшего товарища», «наставника», «защитника» и др. Педагог должен помнить, что в установлении межличностных отношений с учеником ему никто не может помочь. Все зависит только от поведения учителя, его профессионализма, желания принять ученика таким, какой он есть, установить с ним продуктивный контакт, найти общие интересы и вовлечь в совместную творческую деятельность, проявить уважение, терпимость и терпение к своему воспитаннику.
3. По способу передачи познавательной, эмоциональной и оценочной информации.
Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевому (вербальному) и неречевому (невербальному).
К вербальным или речевым, или словесным средствам общения относятся речь и язык, поскольку информация между общающимися людьми передается с помощью слов, речи.
Речь – форма общения, сложившаяся исторически в ходе материального преобразующей деятельности человека, опосредованная языком. В речи представлены внешний, чувственный, а также внутренний, смысловой аспекты. В ходе речевого общения происходит непрерывное кодирование и раскодирование информации. Речь включает процессы возникновения и восприятия сообщений либо для определения целей общения, либо для целей регуляции и контроля собственных действий.
Очевидно, что речь педагога следует отнести к одному из главных средств профессионального общения. Речь как источник общения одновременно выступает и как источник информации, и как способ взаимодействия педагога и учащихся.
Значение речи трудно переоценить в жизни человека. Во- первых, без речи невозможно формирование сознания человека, во- вторых, речь размыкает для нас сознание другого человека, в-третьих, речь делает достоянием индивидуального сознания опыт всего человечества. Также велико в жизни человека значение языка. Именно он дает возможность вызывать образы независимо от их реального существования, управляет нашими психическими процессами (восприятием, мышлением, памятью).
Основными функциями речи являются: 1) обозначающая (вещь, качество, действие, отношение); 2) регулирующая, предполагающая наличие умения подчиняться речевой инструкции, осуществлять саморегуляцию; 3) лексическая, направленная на отражение потенциальных смысловых связей слова с другими словами; 4) коммуникативная, позволяющая хранить и передавать опыт общения; 5) категориальная, позволяющая оперировать понятиями (выделять наиболее существенные признаки, свойства предметов, явлений, абстрагировать, обобщать, анализировать и т.п.) [11].
Речь должна быть выразительна, эмоциональна и это определяется степенью овладения речевой культурой. Язык может быть великолепным и ярким или наоборот, тусклым и невыразительным; эмоциональным и мертвым, ограниченным и богатым, в котором успешно используются метафоры, сравнения, гиперболы, афоризмы и т.п., придающие речи эмоциональность и красочность. Речь, по мнению С.Л. Рубинштейна, является и средством выражения своих мыслей, и средством воздействия на людей.
Невербальные средства общения. Бессловесное общение, предполагающее использование жестов, взглядов, мимики и других средств. Невербальное общение способствует развитию коммуникативных возможностей человека, его способностей к межличностным контактам. Невербальные средства являются вспомогательным компонентом общения. Они подготавливают, сопровождают, комментируют речь, вскрывают ее глубинное значение для общающихся людей.
Первым среди средств невербального общения является оптико- кинестическая система знаков, которая включает жесты, мимику, пантомимику.
Глаза, взгляд, выражение лица человека зачастую могут сказать больше слов, произнесенных им. Жесты при общении несут много информации, их богатейший набор условно можно разделить на не- сколько групп: жесты-иллюстраторы – это жесты сообщения; жесты- регуляторы – это жесты, выражающие отношение говорящего к чему- либо (улыбка, кивок, направление взгляда, целенаправленное движение руками); жесты-эмблемы – это своеобразные заместители слов или фраз в общении, например, поднятая над головой рука означает «до свидания»; жесты-адапторы, выражающие специфические привычки человека, связанные с движением рук; жесты-афоректоры, выражающие определенные эмоции.
Следует отметить особую роль мимики – движению мышц лица. Это средство эмоционального неречевого воздействия на человека, благодаря которому подчеркивается или дополняется то, что передается словами. Мимикой человек передает другому всю гамму внутреннего эмоционального состояния. Выделяют следующие проявления эмоциональных реакций: улыбка, радость, гнев, раздражение, презрение, досада, ярость, сосредоточенность, отвращение, презрение, ирония, внимание, замкнутость, удивление и т.д. Даже далеко не полный список выражения эмоций говорит об их неоднозначности, многообразии и неповторимости у разных людей.
Вербальные и невербальные средства, используемые учителем в процессе общения оказывают педагогическое воздействие на учащихся, определяют отношения ними [7].
Педагогические воздействия, несмотря на свою кратковременность, могут оказывать сильное влияние на учащихся. Учитель сделал паузу в объяснении нового материала, дважды повторил одну и ту же фразу, строго посмотрел на учеников, предложил открыть тетрадь и сделать необходимые записи, начертил на доске схему, график, организовал самостоятельную работу с учебником, и т.д., вот далеко неполный перечень воздействий во время проведения учебного занятия, организующего и обучающего учащихся. Педагогическое воздействие направлено на то, чтобы активизировать деятельность учащихся, помочь им овладеть способами деятельности, содействовать осмысления своего места, своего назначения в жизни, связи с окружающем миром.
4. По длительности общение делится на кратковременное и длительное.
Безусловно, время общения оказывает влияние на его характер, продуктивность и результат. Часто время является катализатором прочности межличностных отношений. Краткосрочное общение позволяет узнать своего партнера, решить актуальные для данного общения задачи. Так, учитель, приглашая родителя конкретного ученика для беседы, ставит перед собой задачу, разрешение которой требует совместной деятельности учителя и родителя. Такое общение прекращается сразу после того, как задача решена. Образовательный процесс, предметная, воспитательная деятельность учителя с учащимися протекает довольно длительное время и «оба партнера» проходят несколько стадий общения, достигая продуктивного педагогического общения, создавая коллектив единомышленников.
5. Техники педагогического общения
Учитель в основном несет на урок книгу. Стать ближе к ученикам, понять и выразить их запросы – значит приблизиться к жизни, посредством книги укрепить с обучающимися т.е. с жизнью – надежную, глубокую связь. Искусство общения – в гибкой сочетаемости учебного и жизненного в наших контактах со школьниками.
Школьная информация, во многом насыщая ум, в меньшей степени затрагивает чувства. Школьный учитель, какие бы творческие манеры и наклонности он не использовал, каким бы эрудитом он ни был, и чтобы не преподавал: математику или язык, химию или черчение, по сути и в основе – Воспитатель. Смысл учительской жизни – ученик. Он определяет нашу позицию, творческие принципы. На уроке, разумеется, у опытного мастера и «типическое явление» становится живым, ощутимым. Все это так. Тем не менее, теорию, как холодную воду, лучше употреблять небольшими порциями. Не за научно-практической базой идут к нам на урок ребята, а за тем, без чего жить нельзя. Сейчас, сегодня идут, чтобы знать, к чему вернуться через много-много лет. Школа не только учит, но и в не меньшей степени воспитывает. Урок – это своего рода урок искусства, ибо оно способно воспитывать юную душу, увлекать жизнью, делами «человеческими». Учитель-творец урока, и значит открыватель своего пути. Не обязательно характеризовать на уроке главное.
Важно обратиться к детали, которая очень невелика, примечает самое малое, но через нее можно увидеть всю тему, книгу, и т.п. Раскручиваясь, деталь дает уроку сюжет, концепцию, учит работать на подтексте. Проблемность, образность, аналитичность – все в ней, своеобразном узелке текста, вбирающем в себя многие нити. По существу, эти нити и соединяют учителя с ребятами, ребят с книгой. Объективность отношений не означает одинаковости. У каждого учителя, наверняка есть и будут свои «симпатии». И каждый учитель мечтает, чтобы их было более тридцати. Желание мыслить на уроке – уже результат. Хорошо в конце урока взять за правило такое высказывание: «Спрашивайте – отвечаю». Случается, что вопрос иногда выходит за рамки урока. Значит, рамки надо расширять, а не уходить «авторитетно» в сторону. Если ученик и его реакция, по сути, все что волнует учителя, то в класс надо не просто войти, а явиться: ошеломляюще, неожиданно! И затем, отступая «вытягивать» на себя медленно и обдуманно инициативу ребят, заполняя урок их голосами-немыми и звучащими. Горькая минута урока – пустые глаза ученика. Не за тишину, дисциплину, безропотное послушание – за Внимание, как множителя информации мы сражаемся на каждом уроке. Разговаривать без вычурности, той наигранной педагогичности, которая удручает сегодня даже первоклассника. Самое трудное – полюбить в детях возраст, в сущности их самих. Что нам педагогам, в сущности надо? – чтобы ребята учились. Ну а если иногда не учатся?! Значит надо задуматься, что нужно сделать нам, чтобы они учились. А им нужен искусно разыгранный, а не заигрывающий с ними урок; такой, чтобы он чем-то не напомнил обои в кабинете Манилова: не то серенькие, не то голубенькие, не то…
Смысл урока надо видеть в неотложной потребности что-то улучшить в сегодняшней жизни ребят, самоутвердиться в их, по своей учительской воле, состоявшейся судьбе, в зеркале спасенной души увидеть свой труд. Если с ребятами разговаривать так, воздействуя и помогая словом, к нам в школу и на уроки будут приходить даже бывшие выпускники, а нынешние не будут уходить и после звонка. Но если с ребятами лишь одна связь-оценка в журнале, то смешно говорить о каких-либо ценностях.
Если класс нуждается в помощи, то учитель – в помощниках. Если ребят посвятить в нехитрые тайны проверки тетрадей, дав им права и полномочия «учителя» (разумеется, при постоянном контроле), результат превосходит любые ожидания. С удовольствием и удовлетворением и раз, и другой, и всегда – берут старшеклассники на себя роль помощника, консультанта, лаборанта. Ведь ребята не только цель и смысл нашей работы, но и главная наша опора. Насколько приблизимся к ним, настолько будет легче и радостнее нести свои учебные, общественные и житейские нагрузки. По опыту известно: насколько мудры и отзывчивы дети, когда им даришь право быть равным тебе. Многие учителя уже некоторые функции свои передают ученикам. И это не прихоть одиночек, ищущих выхода из тупика, а веление времени.
Искусство воспитания одно из самых древних и сложных. Но начинается оно с поразительно простого, бесхитростного: принять и полюбить ученика, какой он есть. Если урок – общение, а не простая работа. А учебное занятие – это жизнь, а не часы в расписании, то почаще надо спрашивать у себя: зачем иду на урок? Мы идем к детям! Чтобы они были лучше, добрее, гуманнее многих из нас; сильнее и мужественнее, чем мы с вами; чтобы умели выходить из любых тупиковых ситуаций, идя вперед, не пятясь назад. Чтобы каждый равнялся на свою судьбу, а не завидовал чей – то легко устроенной.
Идти на урок – это идти вглубь человека, кем бы он ни был: учеником, его родителями, друзьями.
Целесообразно рассмотреть каждому учителю как проявляется искусство педагогического общения в деятельности известных советских педагогов.
Глубоко прав В.А. Сухомлинский, когда в своей книге «Разговор с молодым директором школы» писал о том, что учение – это не механическая передача знаний. Это сложнейшие человеческие взаимоотношения. Интересно, что сам выдающийся педагог строил весь учебно-воспитательный процесс на прочной основе общения, на фундаменте психологического единства с детьми, когда ребенок ощущает интерес к себе.
В книге «Сердце отдаю детям» он пишет: «Что главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям не вещь в себе, а умение передать ребенку свои мысли, чувства, ощущения».
«Искусство общения», так назвал Е.Н. Ильин одну из своих книг. И он прав, ибо именно общение выступает в его педагогической системе как могучая движущая сила воспитания и обучения.
Примером может служить опыт В.Ф. Шаталова, его живое и непосредственное сотрудничество с детьми, в основе которого лежит продуктивная организация общения.
Особый интерес представляет анализ системы общения в педагогической практике талантливого советского педагога И.В. Волкова, учителя труда и рисования школы из Подмосковья. Его педагогическое кредо отражено в названии написанной им книги «Приобщение школьников к творчеству». В основе всей его работы лежит продуктивное включение детей в разнообразные творческие виды деятельности и организация на этой основе продуктивных форм обучения. Упомянутые проблемы общения еще раз свидетельствуют о том, что оно выступает в качестве могучего катализатора творческого процесса у мастеров педагогического труда и в частности в нашей школе.
Успешная работа учителя невозможна без овладения техникой педагогического общения.
Вспомним изречения великих мыслителей.
«Почти во всех делах самое трудное – начало», – считал Ж.Ж. Руссо.
А Г. Мильор гениально заметил: «Второй возможности произвести первое впечатление не представляется».
Все должно быть честно. Никакой фальши со стороны Учителя. Дети ее очень быстро улавливают и не прощают.
«Чего ты хочешь, человек голодный?» – «Еды!»
«Чего хочешь ты, человек бездомный, в день холодный?» –
«Крова!»
«Чего надо, жаждущий, тебе?» – «Воды!»
«Чего надо, страждущий, тебе?» – «Слова!».
Расул Гамзатов
Профессия Учителя-Воспитателя – древнейшая на земле и вечная. По своей сути это самая ответственная и благородная, самая сложная, интересная и радостная, самая гуманная и творческая профессия. Трудом Учителя-Воспитателя создается величайшая ценность на земле – Человек.
Заключение
Под педагогическим общением понимают профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся, имеющее определенные педагогические функции.
Синтез основных характеристик образует педагогическую систему, которая осуществляет организуемое педагогическим коллективом обучение и воспитание личности.
Педагогическое общение характеризуется тройной направленностью (на учебное взаимодействие, на обучающихся и на предмет изучения) и тройной ориентированностью его субъектов: (личностной, социальной и предметной).
Педагогическое общение:
1) моделирование предстоящего педагогического общения в процессе подготовки к уроку (прогностический этап);
2) процесс непосредственного общения (начальный период общения) – «коммуникативная атака»;
3) управление общением в педагогическом процессе;
4) анализ произведенной технологии общения и моделирование новой для решения другой педагогической задачи.
Выделяют также три функции педагогического общения.
1. Обучающая. Это ведущая функция, но в то же время является лишь частью многостороннего взаимодействия учителя и учеников. Она производится в специально организованном процессе любого уровня системы образования – дошкольном, школьном, вузовском.
2. Воспитывающая. Обеспечивает процесс нравственного воспитания.
3. Фасилитативная. Она заключается в том, что учитель помогает ученику выразить себя. Заинтересованность педагога в успехе ученика, благожелательная, поддерживающая контакт атмосфера общения облегчают педагогическое взаимодействие, способствуют самоактуализации ученика и его дальнейшему развитию.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/tehnika-pedagogicheskogo-obscheniya/
-
Бодина Е.А., Ащеулова К.В. Педагогические ситуации. – М.: Школьная пресса, 2000. – С. 24-42
-
Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психологическом общении: книга для учителя и родителей, — Мн,: Просвещение, 1987.
-
-
Зимняя И. Я. Педагогическая психология / И. Я. Зимняя. — М.: Академия, 2005. – С. 63-76
-
-
Левин К. Разрешение социальных конфликтов» СПб., 2000
-
Морозова О.П. Педагогические ситуации в художественной литературе.- М.: Академия, 2001.
-
Скороходова, Н. Учитель и ученики: проблемы взаимодействия / Н. Скороходова// Коррекционно-развивающее образование. — 2010. — № 3. — С. 9-15.
-
Старожук, Е. В. Учитель-лидер: особенности поведения и способы взаимодействия с учениками / Е. В. Старожук// Народное образование. — 2012. — № 8. — С. 252-256.
-
Смирнов, С. Д. Педагогическая деятельность и педагогическое общение / С. Д. Смирнов// Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. — 2011. — № 3. — С. 5-18.
-
Талызина Н. Ф. Педагогическая психология / Н. Ф. Талызина. — М.: Академия, 2001. – С. 22-31
-
Фурманов И. А. И др. Психология общения в учебно-педагогическом процессе: пособие для учителей.-Мн.: 2000. – С. 17-19
-
Шакуров Р.Х. Психологические основы педагогического сотрудничества. – Казань, 1994. – С. 86
-
. – С. 137