Анализ аварийности на объектах трубопроводного транспорта (нефть, нефтепродукты)

Курсовая работа

Именно безаварийная работа системы трубопроводов позволяет доставить весь объем добытой нефти для переработки и далее до потребителя без повышения ее себестоимости. В то же время, согласно статистике, количество отказов на промысловых трубопроводах остается довольно высоким. Это связано в первую очередь с коррозионным износом трубопроводов.

Стоит отметить, что отказы на промысловых трубопроводах пересекающих водные преграды, наносят большой экономический ущерб не только из-за потерь продукта, но и сопровождаются, в большинстве случаев загрязнением окружающей среды, гибелью флоры и фауны, возникновением пожаров и даже человеческими жертвами.

Поэтому к трубопроводам предъявляются очень высокие требования, одним из которых является герметичность.

Среди условий, обеспечивающих избегание неприятных последствий аварийных отказов, важное место принадлежит своевременному и качественному проведению профилактических мероприятий.

Цель исследования: провести анализ аварийности на объектах трубопроводного транспорта (нефть, нефтепродукты).

Задачи исследования:

  • Дать классификацию аварий. 2. Провести сравнительный анализ аварийности в России и США. . Выделить факторы устойчивости при воздействии, вызванном внешними причинами.

4. Сделать выводы по проделанной работе.

1. Классификация аварий

Отказом трубопроводов промыслового сбора и транспорта продукции скважин считается нарушение работоспособности, связанное с внезапной полной или частичной остановкой трубопровода из-за нарушения герметичности трубопровода или запорной и регулирующей арматуры или из-за закупорки трубопровода.

Повреждением называется нарушение исправного состояния ПТ при сохранении его работоспособности и не сопровождаемое материальным и экологическим ущербом.

Отказы ПТ делятся на некатегорийные и категорийные, сопровождаемые несчастными случаями и пожарами.

К категорийным относятся отказы, которые расследуются в соответствии с инструкцией Госгортехнадзора России (РД 03-293-99 «Положение о порядке технического расследования причин аварий на опасных производственных объектах»).

К ним относится полное или частичное разрушение объектов добычи и подготовки нефти и газа, внутрипромысловых трубопроводов, сопровождающееся или приведшее к разливу (утечке) нефти в объеме 10 и более кубометров или утечкой природного (попутного) газа в объеме 10 тысяч и более кубометров.

4 стр., 1691 слов

Влияние нефти и нефтепродуктов на окружающую среду

... шельфе, переработки, трубопроводов и других видов транспорта) представляют серьезную опасность для экологии и здоровья населения. Деятельность по добыче и транспортировке нефти приводит и ... структуру общины. Литература: [Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/referat/ekologiya-neftegazovogo-kompleksa/ 1. Авария на нефтяной платформе «Дипуотер хорайзн» в Мексиканском заливе (рус.). 2012. ...

Все остальные отказы некатегорийные расследуются в соответствии с РД 39-132-94 «Правила по эксплуатации, ревизии, ремонту и отбраковке нефтепромысловых трубопроводов» [2].

Некатегорийные отказы подразделяются по видам нарушений:

  • разрывы и трещины по основному металлу труб, по продольным и кольцевым сварным швам;
  • негерметичность по причине коррозии внутренней и внешней;
  • негерметичность запорной и регулирующей арматуры;
  • потеря герметичности трубопровода от внешних механических воздействий;
  • потеря пропускной способности трубопровода из-за образования закупорок.

Некатегорийные отказы ПТ подразделяются на отказы 1-й и 2-й групп.

К отказам 1-й группы относятся отказы на внутриплощадочных напорных внутри- и межпромысловых нефтепроводах на участке от дожимной насосной станции (ДНС) до центрального пункта сбора (ЦПС) или от комплексного сборного пункта (КСП) и далее до магистральных нефтепроводов.

К отказам 2-й группы относятся отказы на газопроводах, на нефтесборных трубопроводах на участке от групповой замерной установки (ГЗУ) до ДНС, а также на водоводах.

Аварийный разлив нефти (АРН) — любой сброс и поступление нефти, произошедший как в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы стихийного или иного бедствия, так и при транспортировке нефти, при строительстве или эксплуатации объекта, а также в процессе производства ремонтных работ.

Важным аспектом проблемы аварийных разливов нефти является исследование причин их возникновения. Аварийные разливы продукции скважин на объектах добычи нефти, как правило, происходят вследствие нарушения герметичности оборудования и трубопроводов. В большинстве случаев к основным факторам, способствующим возникновению аварии с разливами нефти относятся:

  • наличие опасных веществ — нефти и газа — в больших количествах;
  • проведение технологических процессов под давлением;
  • наличие в нефти механических примесей, обуславливающих абразивный износ оборудования и трубопроводов;
  • коррозионная активность составляющих сырой нефти.

Основные возможные причины и факторы, способствующие возникновению и развитию аварий на промысловых, межпромысловых трубопроводах:

  • Разлив нефти, в результате механического повреждения трубопровода и линейного оборудования;
  • Наличие блуждающих токов в грунте способствует ухудшению свойств металла стенок трубопровода, создает опасность разгерметизации нефтепровода;
  • Перекачка нефти под избыточным давлением, создает опасность разгерметизации трубопровода;
  • Пересечение трубопровода с автодорогами (воздействие нагрузок от движения автомобилей и изменение давление в грунте под автомобильными дорогами);
  • Разгерметизация трубопровода, в результате физико-химического воздействия;
  • Несоответствие качества металла и геометрических параметров труб требованиям ГОСТ, неудовлетворительное качество сварных швов, наличие циклических нагрузок при перекачке нефти, старение металла труб, укладка трубопровода в траншею в напряженном состоянии при строительстве и капитальном ремонте в итоге приведет к разгерметизации нефтепровода;
  • Частые пуски и остановки нефтеперекачивающих агрегатов, быстрые открытия и закрытия задвижек, всевозможные вибрации приводят к возникновению в трубопроводах нестационарных процессов, сопровождаемых резкими колебаниями давления, что в свою очередь может привести к разгерметизации трубопровода;
  • Разгерметизация трубопровода, в результате внешнего воздействия;

    2.

Сравнительный анализ аварийности в России и США

Характеристика / страна Общая протяженность трубопроводов, тыс. км / экспозиция, всего Магистральные газопроводы Магистральные нефтепроводы Магистральные нефтепродуктопроводы Магистральные трубопроводы сжиженных углеводородных газов (МТ СУГ)
Россия 254.5 180 52.9 21.6 1.7
США 768.8 480.8 88.8 94.8
Экспозиция наблюдения аварийности, млн км/год
Россия 3.5 2.3 0.86 0.31 0.02
США 20.0 13.0 2.0 2.8 2.2

Отметим, что общее число зарегистрированных аварий в базах данных по состоянию на 2015 г. составляет в России — 502 и в США — 4019. Данное различие вызвано фактом покрытия статистическими данными разных периодов: если в США сбор информации ведется начиная с 1984 г., то в России регулирующие органы начинают публиковать открытую статистику лишь с 1999 г. Помимо этого, различия в определении аварийного события в двух странах не позволяют добиться исчерпывающего сравнительного соответствия (табл. 2).

Другим отличием является то, что в России преобладают сравнительно недавно введенные в эксплуатацию трубопроводы больших диаметров (более 1 м), а США характеризуются наличием разветвленной сети старых (возрастом свыше 30 лет) трубопроводов малых диаметров [7, c.16]. Таблица 2 Определение аварийного события в базах данных по аварийности

Характеристика / страна Критерии определения аварии
Объем утечки, м3 Несчастный случай с летальным исходом Пожар, взрыв Экон. ущерб, в том числе от загрязнения окружающей среды Другие
Газопроводы
Россия Более 10,000 + + Повреждение или разрушение соседних объектов
США + Более $50,000
Нефте- и нефтепродуктопроводы
Россия Более 10 + + + Превышение объема утечки легкоиспаряющейся жидкости более 1 м3 в сутки
США Более 7.9550 баррелей) + + Более $50,000

Основной статистической характеристикой аварийности на магистральных трубопроводах является интенсивность аварий (табл. 3), выражающаяся в числе аварий за единицу времени на единицу длины трубопровода (как правило, за год на 1,000 км).

Таблица 3 Показатели аварийности российских и американских трубопроводных систем

Характеристика / страна Количество аварий Экспозиция наблюдения аварийности, тыс. км лет Интенсивность аварий, в год на 1,000 км Интенсивность аварий за последние 5 лет, в год на 1,000 км
Газопроводы
Россия (1999-2015) 313 2298 0.14 0.09
США (1993-2015) 1211 9400 0.13 0.11
Нефте- и нефтепродуктопроводы, а также МТ СУГ
Россия (1999-2015) 189 1165 0.18 0.07
США (1993-2015) 5100 0.53 0.43

При анализе этих данных отмечается двукратное снижение аварийности на российских магистральных газопроводах за последние 10 лет, обусловленное завершением периода врабатываемости оборудования и применением знаний прошлого опыта аварий. Следует подчеркнуть, что в силу долгосрочности процессов износа материала трубопроводов, основной вклад в причины аварийности вносят непредсказуемые внешние природные и антропогенные воздействия. Ввиду природно-климатических различий российские магистральные трубопроводы отличаются повышенными энергетическими затратами, что повышает риск аварийности объектов и травматизма персонала. Однако в последние годы показатель интенсивности аварий на магистральных трубопроводах как России, так и США стабилизировался на отметке 0.1 аварий в год на 1000 км для газопроводов и около 0,1-0,4 аварий в год на 1000 км для нефте- и нефтепродуктоводов. Данные по летальному травматизму при авариях приведены в табл. 4. Таблица 4 Летальные исходы при авариях на российских и американских трубопроводных системах

Характеристика / страна Количество аварий с гибелью людей, штук Количество погибших при авариях, чел. Условная вероятность аварий с гибелью людей Частота гибели людей при авариях, чел. в год на 1000 км
Газопроводы
Россия (2000-2015) 11 15 0,04 0,007
США (1993-2015) 23 42 0,02 0,005
Нефте- и нефтепродуктопроводы, а также МТ СУГ
Россия (2000-2015) 11 14 0,06 0,012
США (1993-2015) 26 39 0,01 0,008

3. Факторы устойчивости при воздействии, вызванном внешними причинами

Тип трубопровода Газопроводы Нефте- и нефтепродуктопроводы, МТ СУГ
Классификация территорий Деление территорий вдоль магистрального трубопровода на 4 класса по плотности застройки
Требования по безопасным расстояниям Не установлены 15 м от жилых домов, промышленных зданий и мест скопления людей
Способы обеспечения безо- пасности при прокладке трубопроводов на густонаселенных территориях Ограничение уровня расчетных кольцевых напряжений величиной 0,72÷0,4 от нормативного предела текучести металла трубы. Уменьшение расстояния между за- движками (с 16 до 4 км).

Увеличение глубины заложения/ высоты засыпки. Ограничение рабочего давления

Требование по соблюдению безопасных расстояний (15 м) может быть отменено при дополнительном заглублении МТ на 0.3 м
Нормативные документы Pipeline Safety Regulations — 49CFR Parts 190, 191, 192, 193, 194, 195, 198 and 199, revised as of October 1, 2011, U.S. Department of Transportation, Research and Special Programs Administration, Washington, D.C.

Заключение, В результате проделанной работы нами был проделан анализ

При эксплуатации промышленных трубопроводов (водоводы высокого давления, нефтесборные коллектора, напорные и магистральные трубопроводы и т.д.) существует актуальная проблема в том, что при порыве трубопроводов происходит загрязнение окружающей среды, которое в свою очередь влечет за собой огромные экологические штрафы и затраты на ликвидацию последствий аварии со стороны эксплуатирующего предприятия. А так же существенный урон экологии.

Особое место занимают порывы на переходах трубопроводов через реки и озера, а так же порывы в пойменной зоне водных объектов. Порывы трубопроводов на водных объектах гораздо опаснее порывов на наземной части тем, что многократно увеличивается площадь загрязнения, время и средства на локализацию зоны загрязнения и ликвидацию последствий аварии, а так же наносится более серьезный вред окружающей среде. Ежегодно в бассейны рек и водоемы попадают сотни тысяч тонн нефти, в результате на воде образуется тонкая пленка, препятствующая газообмену. Основная задача при ликвидации последствий аварийных разливов нефтепродуктов на водной поверхности — ни при каких обстоятельствах не допустить загрязнения береговой полосы, так как в этом случае затраты на ликвидацию последствий аварии возрастают многократно.

Сложность устранения аварийных разливов на водных поверхностях заключается в том, что возникает необходимость привлечения дорогостоящего оборудования и спецтехники (моторные лодки, боновые заграждения, нефтесборное оборудование и техника).

Дополнительная сложность заключается (в большинстве случаев) в отсутствии подъездных путей для спецтехники.

Не стоит также забывать о том, что пластовая вода (сеноман) полностью растворяется в воде (в отличие от нефти) и приводит к гибели растительного и животного мира

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/razliv-nefti-na-vodnyih-obyektah/

1. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. №30. Ст. 3579.

2. РД 39-132-94 «Правила по эксплуатации, ревизии, ремонту и отбраковке нефтепромысловых трубопроводов».

3. РД 03-293-99 «Положение о порядке технического расследования причин аварий на опасных производственных объектах».

4. СП 34-116-97 «Инструкция по проектированию, строительству и реконструкции промысловых нефтегазопроводов».

5. ВСН 005-88 «Строительство промысловых стальных трубопроводов».

— Лисанов М.В. и др. Анализ риска магистральных нефтепроводов при обосновании проектных решений, компенсирующих отступления от действующих требований безопасности // Безопасность труда в промышленности. — 2010. — №3. — С. 51-59.

— Лисанов М.В. и др. Анализ российских и зарубежных данных по аварийности на объектах трубопроводного транспорта // Безопасность труда в промышленности. — 2010. — №7. — С. 16- 22.

— Методическое руководство по оценке степени риска аварий на магистральных нефтепроводах. Сер. 27. Вып. 1. М.: Промышленная безопасность, 2005. 118 с.

— Олейник А.П. Сравнительный анализ аварийности на объектах трубопроводного транспорта в России и США // Вестник РУДН. — №4. — 2016. — с.84-90.

— Савина А.В. Анализ риска аварий при обосновании безопасных расстояний от магистральных трубопроводов сжиженного углекислого газа до объектов с присутствием людей: дисс. … канд. техн. наук. М.: ЗАО НТЦ ПБ, 2013.