Теория производства фирмы

Курсовая работа

2. ТЕОРИЯ ПРОИЗВОДСТВА…………………………………13

2.1. Сущность и факторы производства……………………………….13

2.2. Производственная функция………………………………………….18

ГЛАВА 3. ЗАТРАТЫ И ВЫПУСК…………………………………… …25

3.1. Издержки производства, их минимизация………………………..25

3.2. Эффект масштаба. Анализ безубыточности…………….., ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………, СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………

Экономическая теория анализирует хозяйственную жизнь на двух уровнях: микроэкономическом и макроэкономическом. Тему моей курсовой работы целесообразнее рассматривать с точки зрения микроэкономического анализа — анализа выпуска конкретной продукции и ее продаж отдельными фирмами на конкретном товарном рынке.

Если рассматривать экономическую действительность нашего времени, то моя работа не может дать однозначного ответа на вопрос, как должна осуществлять свою деятельность фирма в той или иной рыночной ситуации. Такое исследование провести было бы очень сложно, практически невозможно, потому что экономические явления динамичны и, часто, попросту непредсказуемы. Конъюнктура рынков постоянно изменяется в связи с действием весьма разнообразных факторов. Также из курса микроэкономики известно, что существует обширная классификация видов рынков, и каждый рынок обладает определенными особенностями и спецификой. Поэтому, чтобы предприниматель мог правильно оценить сложившуюся действительность и в этих условиях грамотно организовать производственную деятельность, он должен обладать острым умом, решительностью и предпринимательскими способностями. Но если он не будет обладать базисными знаниями о существующих и действующих повсеместно экономических явлениях и законах, то маловероятно, что предприятие в руках такого организатора будет эффективно, конкурентоспособно и высокоприбыльно. Именно поэтому я считаю свою работу тем фундаментом, без которого невозможно осуществлять предпринимательскую деятельность.

Если рассматривать российскую экономику, то можно сказать, что она до сих пор находится в тяжелом переходном состоянии. Малые предприятия, являющиеся главным двигателем предпринимательства во всем мире, получили всё ещё слабое развитие. И необходимость этого развития еще раз доказывает актуальность выбранной мной темы. Бессмысленно пытаться организовать производство без углубленного изучения теории производства и природы связанных с ним затрат и выпуска.

16 стр., 7905 слов

Теории индустриального и постиндустриального общества Генезис теории

... экономика. В экономической литературе выделяют индустриальное общество и постиндустриальное общество. Индустриальное общество предполагает следующие признаки: 1) высокий уровень развития техники и технологии; 2) приоритет крупных корпораций в экономическом развитии; 3) крупные размеры производства и его ...

Также изучение теории производства позволяет человеку более обширно воспринимать даже те явления экономики, которые связанны с производством лишь косвенно.

Таким образом, то, что было перечислено мной выше, в полной мере отражает актуальность выбранной мной темы.

Предметом исследования моей работы будут являться производственные отношения. Такие отношения могут возникать в процессе производства между предпринимателем и наёмными рабочими, внутри рабочего коллектива, а так же между производителем и потребителем выпускаемой фирмой продукции.

В данной работе главным объектом является фирма. В современной экономике именно фирмы производят основную массу товаров и услуг, которые удовлетворяют потребности человека.

Цель моей работы в том, чтоб прояснить внутренние процессы функционирования предприятия и выявить ряд принципов, следование которым позволило бы фирме достичь главной своей цели: минимизации издержек и максимизации прибыли, а также повысить свою конкурентоспособность.

Среди задач, которые я бы хотела решить в данной работе, главными являются: углубленное исследование сущности производства, издержек, их классификации и минимизации; исследование механизма безубыточности предприятия и максимизации прибыли; исследование факторов производства и наиболее оптимального их сочетания.

Говоря о структуре моей работы, я сочла нужным посвятить всю 1-ую главу фирме как главному участнику производства. На мой взгляд, тема будет раскрыта не полностью, если не рассмотреть цели и задачи фирмы, экономическую эффективность и конкурентоспособность предприятия. Во 2-ой главе рассмотрено всё, что непосредственно касается процесса производства: понятие производства, факторы производства, закон убывающей отдачи, производственная функция, кривая производственных возможностей. В 3-ей главе рассмотрены: понятие и классификация издержек производства, издержки в долгосрочном и краткосрочном периодах, их графическая интерпретация, а также анализ безубыточности фирмы, максимизация впуска и минимизация издержек и действие эффекта масштаба. Вторая и третья глава являются базисными, и здесь рассматриваются основные положения теории производства.

ГЛАВА 1. ФИРМА КАК УЧАСТНИК ПРОИЗВОДСТВА

Некоторые экономисты различают понятия «фирма» и «предприятие», но я в своей работе не буду углубляться в их различия, так как главная цель для меня — исследовать участие фирмы в процессе производства и связанных с ним затрат и выпуска, а не исследовать теорию фирмы. Существует множество трактовок понятия «Фирма»: фирмы — это самостоятельные хозяйственные единицы различных форм собственности, объединившие экономические ресурсы для осуществления коммерческой деятельности, то есть деятельности по производству товаров и услуг для третьих лиц, физических и юридических, которая должна приносить фирме коммерческую выгоду, а именно прибыль; иначе, фирма — это определенный производственно-технический комплекс, используемый для производства товаров или (и) услуг в любой отрасли национальной экономики. Фирма — это имущественный комплекс, используемый собственниками этого имущества для осуществления предпринимательской деятельности. В состав фирмы входят все виды имущества, предназначенные для ее деятельности, включая земельные участи, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, нереализованную продукцию, права требований, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие ее деятельность (фирменное наименование, товарные знаки), и другие исключительные права.

12 стр., 5538 слов

Организация производства новой продукции (услуги) на предприятии

... инноваций, организация процесса выбора инновации фирмой, оценка эффективности инновационного предложения. Часть 1. Организация производства новой продукции (услуги) на предприятии 1. Понятие инновационного менеджмента ... на рын­ке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Инновация может быть ...

Фирма изначально являлась опорой предпринимательства, продуктом рыночной экономики. На последующих стадиях экономического развития и научно-технического прогресса ее функции расширяются, роль возрастает. Первоначально термин «фирма», (от итал. firma — подпись) означал «торговое имя» коммерсанта. Ныне — это организационная структура бизнеса, предпринимательская единица во всех сферах экономики, обладающая не только юридической, но и реальной экономической самостоятельностью. Правовые формы функционирования современной фирмы многообразны: акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, коммандитное общество и др.

Современная фирма — это сложный многоотраслевой комплекс промышленных, торговых и финансовых предприятий национального и международного уровня. Главное в нынешней фирме — ее кадровая компонента: предприниматели, менеджеры, ученые, инженеры, рабочие с их мастерством, профессионализмом, компетентностью, инновационным потенциалом, конкурентной энергией, управленческими новациями, опирающимися на конкретную материально-техническую базу и реальную величину функционирующего капитала. Процветание фирмы, ее известность — производные от таланта и труда ее коллектива.

Фирма является наиболее распространенной единицей организации деятельности на микроуровне, выступая в зависимости от объема производства благ и услуг как малое, среднее или крупное предприятие. Любую фирму как организационно-правовую форму предпринимательства можно рассматривать как производственно-техническую целостность, направленную на выпуск конкретного товара или конкретных услуг, и как коллектив людей со своими экономическими интересами в получении прибыли и личного дохода.

В условиях современной экономической действительности предприятия производят основную массу товаров и услуг, стремясь удовлетворить постоянно возрастающие потребности человека при ограниченности ресурсов. Проблема рационального и экономически выгодного использования ресурсов при безграничности экономических потребностей человека — это основа всей экономики. Экономическая теория как наука «исследует проблемы эффективного управления ресурсами с целью достижения максимального удовлетворения материальных потребностей человека». Свести только к этому современную экономическую теорию нельзя, но описанное противоречие образует ту ось, вокруг которой вращается вся хозяйственная жизнь. А так как главным объектом исследования микроэкономики является фирма, то противоречие между ограниченностью ресурсов и безграничностью потребностей отражается во многих сферах деятельности предприятия, в его целях и задачах.

3 стр., 1112 слов

Роль фирмы в современном обществе

... Роль фирмы в обществе (фирма- «генератор богатства»). Все это привело к значительному усилению контроля за деятельность фирм. Например, в США, фирмы контролируются по следующим направлениям: технические характеристики товара, объем производства, загрязнения среды; процессы производства ...

Фирма влияет на судьбы своих сотрудников, воздействует на жизнь многих людей разных стран. «Дженерал моторс», «Крупп», «Нобель», «Тоёта», «Грундиг», «ИБМ», «Форд» — олицетворяют экономическую власть, могущество, политическое влияние. Фирмы насыщают рынок высококачественной продукцией, поднимают на транснациональную высоту авторитет президентов и премьер-министров. На сильные фирмы опирается государственная политика макроэкономической стабилизации.

Всякая предпринимательская деятельность имеет своей целью упрочнение ее позиций на рынке, и, прежде всего за счет максимизации прибыли.

Поэтому поведение фирмы можно описать с помощью производственной функции, которая определяет нацеленность фирмы на максимизацию прибыли, но подробнее она и ее графическая интерпретация будет рассмотрена мной во 2-ой главе.

Однако представление о том, что в современных условиях единственной целью деятельности фирмы является получение максимальной прибыли, было бы ошибочным.

Многообразием возможных положений отдельных фирм на рынке определяется различная нацеленность их функционирования. Это может быть желание выжить при определенном конкретном условии, предполагающем получение минимума прибыли; увеличение доли участия на рынке или захват нового рынка; повышение качества продукции и т.п.

Существуют подходы, при которых используется тезис максимизации тех или иных параметров (бихевиористские модели).

Предполагается, что фирма стремится функционировать на каком-то удовлетворительном уровне эффективности, поскольку не располагает возможностями максимизации. При характеристике целевой нормы эффективности предусматривается механизм, обеспечивающий достижение желательного уровня. В этом случае осуществляется поиск решения проблем в трех формах: локальной, исследовательской и стратегической.

Локальный поиск — реакция на невыполнение тех или иных целевых установок для внутрифирменных подразделений; исследовательский поиск ведется, когда обнаруживаются новые возможности в сфере взаимодействия фирмы с «окружающей средой»; стратегический — связан с прилагаемыми фирмой усилиями наилучшим образом подготовиться к использованию новых стратегических возможностей.

Конкретно сформулированная цель деятельности фирмы может включать разнообразные аспекты (хотя основным останется получение прибыли).

Создание фирмы тесно связано с предпринимательской деятельностью, которая предполагает готовность владельца капитала или менеджера взять на себя персональный риск, с которым эта деятельность сопряжена.

Желательного максимального уменьшения риска можно добиться такими приемами:

— диверсификацией (производство различных видов продукции и распределение капиталовложений по разнообразным видам деятельности);

  • страхованием собственности;

— максимизацией информации о выбранной сфере деятельности, финансовой и экономической привлекательностью предполагаемых объектов капиталовложений;

16 стр., 7561 слов

Процесс производства и результаты деятельности предприятия

... общему продукту величину бóльшую, чем средний продукт. Затем величина предельного продукта начинает сокращаться, соответственно падает и средний продукт. Итак, пока кривая МР выше кривой АР, средний продукт растет; когда кривая МР ниже кривой АР, средний продукт ...

— использованием новейших технологий, товаров и услуг, обладающих научно-технической новизной, правильным выбором организационной формы бизнеса, которая обеспечит эффективность использования факторов производства в конкретном виде деятельности.