Роль информационных технологий в социальной реабилитации подростков с ОВЗ

Курсовая работа

Современное общество характеризуется бурным развитием процессов информатизации и компьютеризации. Информационная среда наряду с природной и социокультурной средой образует новый слой повседневной реальности современного человека. Данные процессы охватывают все сферы жизнедеятельности человека – учебную, профессиональную, досуговую, сферу межличностного взаимодействия и др. Информационные технологии становятся доступны широким слоям населения, осваиваются людьми разных профессий и разного возраста, в том числе и лицами с ОВЗ.

Одним из приоритетных направлений политики нашего государства является создание безбарьерной среды для инвалидов, что предполагает не только преодоление архитектурных и транспортных барьеров, но и обеспечение доступности информационно-коммуникационных технологий для данной категории населения, что закреплено на законодательном уровне. Осуществление инвалидами права на образование, одного из основополагающих прав человека, сопряжено с целым рядом проблем. Отсутствие необходимых условий для полноценного участия в образовательном процессе, отвечающих индивидуальным потребностям и возможностям учащихся, а также применение недостаточно эффективных методов обучения приводит к тому, что большинство молодых людей, имеющих ограниченные возможности здоровья, не могут получить хорошее образование и профессию. Недоступность получения образования является одной из основных причин, препятствующих полноценному включению инвалидов в жизнь современного общества. Создание подходящих условий обучения для учащихся, имеющих ограниченные возможности, может быть достигнуто на основе использования потенциала информационных и коммуникационных технологий.

Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что использование информационных технологий для людей с ОВЗ имеет особое значение и выполняет особую функцию. В большинстве случаев эти люди испытывают сложности в социальных контактах в реальной жизни, и виртуальное общение несет определенный реабилитационный потенциал, позволяет приобрести новый коммуникативный опыт и стратегии жизни.

Цель нашего исследования — выявить значение информационных технологий в процессе социальной реабилитации подростков с ограниченными возможностями здоровья. Объект исследования – процесс социальной реабилитации подростков с ограниченными возможностями здоровья. Предмет исследования – информационные технологии в процессе социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

13 стр., 6266 слов

Технологии управления социальной защиты населения в области поддержки ...

... информационный и ряд других, даст базис для формирования оптимальной политики молодой семьи. Научной разработкой данной проблемы Объект исследования Предмет исследования Цель исследования задачи: проанализировать понятие «молодая семья» в системе социальной работы; рассмотреть теоретические основы технологии социальной работы; ...

Задачи:

  1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования.

  2. Изучить особенности социальной реабилитации подростков с ограниченными возможностями здоровья.

  3. Выявить значение информационных технологий в процессе социальной реабилитации подростков с ограниченными возможностями здоровья.

Информационные технологии как фактор социальной реабилитации подростков с ОВЗ в современной науке.

§1.1. Роль информационных технологий в современном обществе.

В настоящее время информация становится все более обширным и более ценным ресурсом, поэтому роль информационных технологий в современном обществе и их важность растет день ото дня.

В древние времена сбор и систематизация информации об окружающем мире помогали человеку выживать и бороться. Накопленный опыт и знания передавались из поколения в поколение, информация обновлялась и совершенствовалась. Сначала это была информация о том, как создавать орудия для охоты или обработки земли, информация о природных циклах и секретах целительства. По мере развития человеческого общества информация усложнялась, ее объемы увеличивались, а способы хранения и обработки становились более простыми.

В современном обществе трудно представить себе жизнь и функционирование этого самого общества без информационных технологий. Сейчас, в двадцать первом веке, именно информационные технологии являются определяющими как в жизни отдельно взятого человека, так и общества в целом. Чем большим количеством навыков и знаний обладает человек, тем больше он ценится во всех сферах (как сотрудник, как собеседник, как личность).

Наряду с человеческим и материальным ресурсом, информация (ресурс нематериальный) – стала одним из самых важных ресурсов управления современным обществом и его функционирования.

И.Г. Захарова определяет информационные технологии, в широком понимании, как определенное научное направление, в узком – как конкретный способ работы с информацией: это и совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами, сбор информации, возможность анализа и передачи полученной.

И.В. Роберт под средствами современных информационных и коммуникационных технологий понимает программные, программно- аппаратные и технические средства, устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники. Современные средства и системы транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции: по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам компьютерных сетей (Роберт, 2008).

Все информационные технологии можно разделить на две большие группы — традиционные и современные. Такое деление связано с тем, что все предшествовавшие изменения в производстве информации касались лишь способов ее фиксации, тиражирования и распространения, не затрагивая самого процесса создания и смысловой переработки информации.Специфика же современных информационных технологий заключается в том, что они проникают в сферу интеллектуальной деятельности человека, являются новым интеллектуальным инструментарием. Средствами осуществления современных ИТ являются компьютерные, мультимедиа, телекоммуникационные и другие технологии.

8 стр., 3781 слов

Информационные процессы и информационные технологии. Информационные ...

... информационных технологий. информационную индустрию, Информационная технология (ИТ) - процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления Корнеев, И.К., Машурцев, В.А. Информационные технологии ...

Ю.Г. Данилевский дает следующее определение: «Информационная технология – это, во-первых, совокупность процессов циркуляции и переработки информации и, во- вторых, описание этих процессов. Объектами переработки и циркуляции являются информация, данные. Одним из компонентов информационной технологии является компьютер». Как уже говорилось, в широком смысле под информационной технологией следует понимать «систему методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, обработки, анализа, выдачи данных, информации и знаний на основе применения аппаратных и программных средств в соответствии с требованиями, предъявляемыми пользователями, для получения новых сведений об изучаемом объекте» (Маклакова, 2007).

Можно выделить такие функции информационных технологий, как:

  • гносеогенная функция, которая заключается в совокупности осуществляемых с их помощью процедур и операций, влияющих на познание и содействующих приросту новых знаний.

-культурогенная функция, реализуя которую современные информационные технологии проникают во все механизмы массовой коммуникации, образование, воспитание и оказывают влияние на формирование личности, образ жизни, систему межличностного общения и т. д.

«Возникновение современных информационных технологий имеет своим последствием создание интеллектуальной технологии, то есть программных продуктов и комплекса научных дисциплин, обеспечивающих рождение принципиально нового феномена в истории мировых цивилизаций и культур. Этот феномен состоит в возможности продуцирования, трансформации, сверхскоростной передачи и реализации информации не только с помощью человеческого мозга и традиционных средств связи, но и с помощью совершенно новых технических устройств, заложивших материальную базу информационного общества. Следовательно, роль современных информационных технологий не сводится к чисто количественным показателям, как, например, освобождение от рутинных и громоздких операций. Основное значение от внедрения современных ИТ — радикальное изменение всей системы духовно-практической деятельности и культурного творчества» (Сидорская, Грицанова, 2003).

В узком смысле информационная технология– это система методов производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, накопление, хранение, поиск, обработку отображение и выдачу информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности.

«Информационные технологии характеризуются следующими основными свойствами:

  • предметом (объектом) обработки (процесса) являются данные (информация);

  • целью процесса является получение информации;

  • средствами осуществления процесса являются программные, аппаратные и программно-аппаратные вычислительные комплексы;

  • процессы обработки данных разделяются на операции в соответствии с данной предметной областью;

    13 стр., 6100 слов

    Патентная информация

    ... требуется документальный поиск. Фактографическая ИПС - информационно-поисковая система, обеспечивающая хранение и поиск фактографической информации. ФИПС используется в системах экономического управления, научно-технической информации, в городских справочных службах. К фактографической ...

  • выбор управляющих воздействий на процессы должен осуществляться лицами, принимающими решение;

  • критериями оптимизации процесса являются своевременность доставки информации пользователю, ее надежность, достоверность, полнота» (Першиков, Савинков, 1991).

Более узким понятием, входящим в состав понятия информационные технологии, являются компьютерные технологии. Это область высоких технологий, отвечающая за хранение, передачу, обработку, защиту и воспроизведение информации.

Болонина В. В. выделяет следующие принципы компьютерных технологий:

  • наличие дружественного интерфейса в работе пользователя и компьютера;
  • интерактивный режим работы с компьютером;
  • качественная индивидуализация;
  • интегрированность программных продуктов;
  • гибкость процесса изменения постановок задач и данных.

§1.2. Информационные технологии в образовании

Современный период образования характеризуется процессом информатизации, который предполагает реализацию возможностей информационных технологий для совершенствования методов обучения, воспитания. Информатизация обучения требует от учителей профессиональной компетенции, которая выражается, прежде всего, в умении использовать средства изучения и обучения ребенка, основанные на информационных технологиях.

В настоящее время перед образованием стоит множество задач и важнейшая из них — подготовка подрастающего поколения к жизни в информационном обществе.

Переход от индустриального к постиндустриальному обществу существенно усиливает роль интеллектуальных факторов производства. Международный опыт показывает, что высокие технологии, в том числе информационные и коммуникационные, уже стали локомотивом социально-экономического развития многих стран мира, а обеспечение гарантированного свободного доступа граждан к информации — одной из важнейших задач государств» (Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 7 февраля 2008 г. № Пр-212)).

За последние 10 лет произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.

«В настоящее время информация, информационные процессы и технологии являются важнейшими составляющими жизни человека, что определяет становление информационного общества. Формируется новый информационный образ жизни, где практически все ее стороны в значительной степени пронизываются информационной деятельностью человека, базирующейся на современных информационных технологиях, а значит, изменяется и сам человек — его потребности, интересы, взгляды, ценностные установки» (Касьянов, 2005).

Информация (лат. informatio — разъяснение, изложение, осведомленность) — одно из наиболее общих понятий науки, обозначающее некоторые сведения, совокупность каких-либо данных, знаний и т.п.

«Технология

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей.

4 стр., 1812 слов

Информационные технологии в специальном образовании

... обучения. Компьютерные (новые информационные) технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, ещё не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Компьютерные технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации ...

Как отмечают Е.И. Виштынецкий и А.О. Кривошеев, использование применяемых в сфере образования ИКТ должно ставить своей целью реализацию следующих задач, таких как:

  • поддержка и развитие системности мышления обучаемого;

  • поддержка всех видов познавательной деятельности обучающегося в приобретении знаний, развитии и закреплении навыков и умений;

  • реализация принципа индивидуализации учебного процесса при сохранении его целостности.

И.В. Роберт приводит следующие цели использования ИКТ:

1. Влияние ИКТ на учебно-воспитательный процесс:

  • увеличение эффективности и качества процесса обучения;

  • улучшение активности познавательной деятельности;

  • углубление межпредметных связей;

  • увеличение объема и оптиматизация поиска нужной информации. Р

  1. Развитие умений пользоваться ИКТ подготавливает индивида к жизни в условиях информационного общества, а именно:

  • развитие мышления;

  • формирование коммуникативных способностей;

  • формирование самостоятельности, умения выбрать из нескольких вариантов подходящий ситуации;

  • эстетическое воспитание за счет использования компьютерной графики, технологии мультимедиа;

  • развитие умений обрабатывать информацию;

  • формирование умений моделировать задачу или ситуацию;

  • развитие умения осуществлять экспериментально- исследовательскую деятельность.

  1. Работа на выполнение социального заказа общества:

Выделяют следующие «формы информации, используемые на уроках:

  • текстовое (символьное) электронное издание — электронное издание, основной объем которого – текстовая информация, с возможностью посимвольной обработки;

  • изобразительное электронное издание — электронное издание, основной объем которого – электронные образцы объектов, рассматриваемых как целостные графические сущности, представленные в форме, которая допускает просмотр, печатное воспроизведение, и не допускающее посимвольную обработку;

  • звуковое электронное издание — электронное издание, основной объем которого – цифровое представление звуковой информации в форме, позволяющей ее прослушивание, но не предназначенной для печатного воспроизведения; программный продукт — самостоятельное произведение, которое представляет публикацию текста программы, представленную на языке программирования или в виде исполняемого кода;

    16 стр., 7688 слов

    Исследования. В ходе исследования проанализированы практические ...

    ... нарушений всех компонентов речи, у детей с алалией наблюдаются недостатки интеллектуальных навыков, а также нарушены процессы внимания и восприятия. Поэтому необходимо создать для детей условия, соответствующие актуальному уровню развития детей [9]. Информационно ...

  • мультимедийное электронное издание — электронное издание, позволяющее информации различного характера присутствовать равноправно и взаимосвязано для решения задач поставленных разработчиком, при условии обеспечения соответствующими программными средствами» (Роберт, 2008).

«Образовательные средства ИКТ можно классифицировать по ряду параметров:

1. По решаемым педагогическим задачам:

  • средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний);

  • средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры);

  • вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия);

  • комплексные средства (дистанционные учебные курсы).

2. По функциям в организации образовательного процесса:

  • информационно-обучающие (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы);

  • интерактивные (электронная почта, электронные телеконференции);

  • поисковые (каталоги, поисковые системы).

3. По формам применения в образовательном процессе:

  • урочные;

  • внеурочные

4. По типу информации:

  • электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией (учебники, учебные пособия, задачники, тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, числовые данные, программные и учебно-методические материалы);

  • электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией (коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, видеоэкскурсии; статистические и динамические модели, интерактивные модели; символьные объекты: схемы, диаграммы);

  • электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией (звукозаписи стихотворений, дидактического речевого материала, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы, синхронизированные аудиообъекты)» (Подковырова В. Н., 2006).

Бурное развитие новых информационных технологий наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.

27 стр., 13144 слов

Развитие творческих способностей учащихся с нарушениями слуха ...

... методы и средства обучения творческим работам учащихся с нарушениями слуха с использованием средств информационных технологий; 4. Разработать творческие работы с использованием средств информационных технологий при обучении работе с графическими редакторами детей с нарушениями слуха. Методологическая и ...

Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность обучающихся.

Информационные технологии открывают новые еще малоисследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Практика показывает, что компьютерные программы имеют немало преимуществ перед традиционными методами обучения. Они обеспечивают:

  • большую информационную емкость (что позволяет представить информационную модель в разных контекстах и коммуникативных ситуациях);
  • интенсификацию самостоятельной работы каждого ученика – повышается работоспособность, активизируется познавательная деятельность детей;
  • создание коммуникативной ситуации, личностно значимой для каждого школьника – мотивирование трудных для ребенка видов деятельности;
  • создание благоприятного психологического климата — создание правильной реакции на ошибку;
  • учет возрастных особенностей учащихся при овладении ими различными языковыми моделями и структурами;
  • качественную индивидуализацию (в том числе и в рамках группового обучения), которая заключается в индивидуальном темпе и количестве повторений;
  • возможность визуализации скрытых от непосредственного наблюдения явлений процессов и закономерностей;
  • изменение ситуации взаимодействия «учитель – ученик»: ситуация меняется на «учитель–ученик–компьютер», происходит смена акцента взаимодействия;
  • насыщение обучения продуктивными видами деятельности: сравнение, классификация, конструирование, прогнозирование.

§1.3. Информационные технологии в специальном образовании

В последнее время наблюдается увеличение количества детей с различными нарушениями развития – это и речевые патологии, и нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, интеллекта.

«Роль информационных техноло­гий, телекоммуникаций и компьютерно-опосредованных технологий деятельнос­ти постоянно возрастает в современном обществе. Компьютерные средства обучения, предназначенные для специального образования, прежде всего, основаны на научно-обоснованных методах коррекции нарушений развития, учитывают общие закономерности и специфические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья. Применение специализированных компьютерных технологий при работе с ними позволяет активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций» (Болонина, 2009).

Так, в обучении детей, имеющих особые образовательные потребности, повсеместно используются новые средства микропроцессорной техники – персональные компьютеры (ПК).

С появлением специальных или адаптированных компьютеров сформировались условия для комплексного преобразования среды жизнедеятельности и изучения, что позволяет улучшить работу по преодолению вторичных отклонений, компенсации затрудненных или неразвитых при данном нарушении функций и удовлетворения специальных образовательных потребностей обучающихся. Благодаря этому становится реальным выполнение требований персонального и дифференцированного подходов в обучении, оказания детям дозированной поддержки. «Уже с дошкольного возраста компьютер сможет выступать для обучаемых как репетитор, как важное средство активизации и удержания внимания (в том числе непроизвольного), как ассистент и консультант в ходе познавательного процесса, как помощник в соблюдении стандартов и восполнении пробелов в знаниях, как наглядно-действенная опора в развитии психических процессов» (Щенникова, 2014).

9 стр., 4121 слов

Понятие о технологии обучения. Классификация технологий обучения

... быстро и на высоком уровне сложности. Технология программированного обучения Технология программированного обучения – это технология самостоятельного индивидуального обучения по заранее разработанной программе с помощью специальных средств (программированного ... развития» состоит в том, что на определенном этапе развития ребенок может решать учебные задачи под руководством взрослых и в сотрудничестве ...

Внедрение ПК позволяет развивать и корригировать функции нарушенного визуального гнозиса, снижать зависимость ребенка от личной моторной неловкости или недостаточности, медленного темпа работы, воссоздавать речевой контакт с неговорящим ребенком (синтезирование на компьютере звучащих фраз и выражений), моделировать пребывание, участие, познавательную деятельность ребенка в обстановках, которые недоступны ему вследствии его физических ограничений (к примеру, для ребенка с опорно-двигательными нарушениями бег по лесу, по улице, игра в «прятки») или специфики изучаемых объектов (например, их недоступности для непосредственного восприятия).

«В обучении слепых применяются компьютеры, оборудованные дополнительной специфической периферией: клавиатурой, позволяющей при нажатии на клавишу с буквенным или же цифровым обозначением услышать, какая клавиша задействована, и в случае ошибки внести надлежащие корректировки; печатающим устройством, выводящим текст по системе Брайля. Эти и другие программы расширяют возможности обучения людей с нарушениями зрения, слуха, а также с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата, со сложными комбинированными дефектами. Для детей с комбинированными нарушениями информационные технологии и сеть интернет зачастую являются одними из немногих средств, с помощью которых им становятся доступны общение и взаимодействие с окружающим миром. Использование информационных технологий в образовании свидетельствует об оказании позитивного воздействия на развитие психических функций ребенка с ограниченными возможностями и на развитие его личности в целом» (Щенникова, 2014).

Использование компьютерных технологий в процессе коррекционного обучения позволяет значительно сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций – внимания, памяти, словесно-логического мышления, эмоционально-волевой сферы. Применение ИТ является чрезвычайно эффективными, так как они помогают выполнять задачи, решение которых традиционными методами является недостаточно продуктивным, позволяют корригировать функции, работа над которыми до этого была трудновыполнимой, или осуществлять традиционную деятельность по-новому. Кроме того, их внедрение в специальное обучение позволяет индивидуализировать коррекционный процесс, учитывать образовательные потребности каждого ребенка, что, в конечном счете, способствует повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса в целом.

В связи с этим особую актуальность приобретают разработка, создание и внедрение специализированных компьютерных программ, учитывающих общие закономерности и особенности развития детей с различными нарушениями.

4 стр., 1922 слов

Компьютерные технологии в специальном образовании (2)

... и особенности их развития, а также опираются на современные методики преодоления и предупреждения отклонений в развитии. 4. Специальные компьютерные программы для детей с ОВЗ Особый подход к использованию компьютерных средств обучения в специальном образовании был применен при ...

«Специализированные компьютерные средства обучения представляют собой единые программно-методические комплексы, поддерживающие коррекционно-образовательный процесс на различных этапах, раскрывающие проблемные моменты в обучении детей и обеспечивающие наиболее оптимальный путь включения данного программного продукта в систему коррекционного обучения» (Асмолов, 2002).

При этом одним из преимуществ компьютерных средств обучения является то, что компьютер может комплектоваться с учетом нужд и потребностей людей с ограниченными возможностями здоровья.

В этом направлении ведутся различные разработки.

Так, «для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата возможно изменение конфигурации клавиатуры, применяется мембранная клавиатура с повышенной чувствительностью, клавиатура с увеличенными клавишами. Могут использоваться специальные пальцевые датчики.

Для людей с нарушениями слуха разработаны специальные компьютерные технологии, при которых голос говорящего человека преобразуется в визуальные символы на экране монитора.

Для людей с нарушениями зрения используется специальная клавиатура с насечками на клавишах, программы, с помощью которых озвучивается информация – так называемый «Экранный чтец»» (Корнев, 2006).

Одними из первых работ в области создания технических средств поддержки коррекционного процесса стали разработки вспомогательных средств, направленных на формирование и коррекцию произносительной стороны речи у детей с нарушенным слухом и тяжелыми речевыми патологиями. Задачами таких специфических средств обучения, разрабатываемых при сотрудничестве сурдопедагогов и инженеров, являлись восполнение дефицита информации о звучащей речи за счет других, более сохранных видов восприятия, дополнение структуры обратной связи за счет привлечения сохранных анализаторов (зрительного, тактильно-вибрационного).

В 1987 – 89 годах корпорация IBM представила вниманию профессиональных логопедов США настольную систему «Видимая речь» на базе персонального компьютера для формирования и коррекции фонетической стороны речи. В нашей стране освоение этой компьютерной программы началось в 90-х годах прошлого века. В 1991 году в Институте коррекционной педагогики РАО была русифицирована ее первая версия.

«Данная программа предназначена для работы как с детьми, так и взрослыми пациентами с нарушенным слухом (глухие и слабослышащие), но может использоваться в работе с пациентами с сохранным физиологическим слухом. К этой категории можно отнести детей с первичной речевой патологией в рамках дизартрии, дислалии, алалии, ринолалии и заикания» (Корнев, 2006).

Также программа эффективна при работе с детьми, имеющими вторичные нарушения речи, основной диагноз которых сочетается с речевой патологией.

Авторы программы предложили новый подход к визуализации основных акустических компонентов речи, создав достаточно информативные даже для маленьких детей графические образы с элементами мультипликации.

В программе предусмотрена визуализация слоговой структуры слова. С ее помощью на экране компьютера в доступных для детей образах отображается процесс коррекции и формирования таких просодических компонентов речи, как голосовые модуляции, выделение словесного и логического ударения.

Одной из отечественных разработок в области технической поддержки процесса формирования и коррекции произносительной стороны речи у детей является созданный в 1994 году программно-аппаратный комплекс «Дельфа-130» (г. Москва).

«Данная программа представлена как сурдо-логопедический тренажер для речевой реабилитации инвалидов по слуху и предназначена для формирования речи у глухих и слабослышащих пациентов, а также для коррекции произношения у детей и взрослых. Он является программно-аппаратным комплексом, так как использует нестандартное устройство обработки звука в виде дополнительного преобразователя, заменяющего современные звуковые карты и работает в операционной системе DOS» (Ильиных, 2010).

Другим направлением при создании программного обеспечения для специального образования стала разработка специализированных компьютерных программ, направленных на коррекцию нарушений в развитии через обучение, не использующих в своей непосредственной работе функций обработки и преобразования звука.

Специалистами Лаборатории компьютерных технологий Института коррекционной педагогики РАО разработан пакет специализированных компьютерных программ, поддерживающих развивающее обучение детей с различными нарушениями. Среди них коррекционно-диагностическая среда «Мир за твоим окном» (О. И. Кукушкина, Т. К. Королевская, Е. Л. Гончарова, 1997; О. И. Кукушкина, 1996, 2001), программы «Состав слова (Кроссворд)», «Развивающие игры в среде Лого», «Математика для тех, кому трудно (Решение задач на движение – версии 1, 2. Состав числа)» (И. В. Больших, О. И. Кукушкина, 1995).

Компьютерные программы Лаборатории компьютерных технологий ИКП РАО ориентированы на пошаговое развивающее обучение в различных содержательных областях. Их использование при обучении детей с проблемами в развитии позволяет решить две задачи: педагогическая диагностика развития и индивидуализация коррекционного обучения.

«С целью оптимизации коррекционного процесса, для осуществления качественной индивидуализации обучения детей, роста мотивации, заинтересованности детей в занятиях в современных условиях широко применяются новые технологии с использованием компьютера и специальных компьютерных развивающих игр и программ.

Существуют компьютерные программы, направленные на развитие различных психических функций детей, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление, речь, которые можно с успехом применять при обучении детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Особое место среди компьютерных программ занимают специализированные программы для детей с различными нарушениями развития.

В зависимости от возраста ребенка и применяемых программ компьютер может выступать в роли оппонента по игре, быть рассказчиком, репетитором, экзаменатором» (Болонина, 2009).

Применение игрового принципа обучения, учитывающего основной вид деятельности ребенка, и создание проблемной ситуации с опорой на его жизненный опыт позволяет наиболее эффективно учитывать возрастные особенности детей. Поэтому при разработке специализированных компьютерных программ применяется игровой принцип моделирования среды, в рамках которой ребенок самостоятельно осуществляет свою деятельность, тем самым, развивая способность принимать решения, учится доводить начатое дело до конца. Использование компьютерной программы повышает мотивацию ребенка к учебной деятельности не только за счет игровой стратегии, но и обратной связи: он получает одобрение, похвалу со стороны компьютера, видит результат своих действий на экране.

«Занятия на компьютере имеют большое значение для развития моторной координации и произвольной моторики пальцев рук, что особенно актуально при работе с дошкольниками, имеющими различные нарушения в развитии. Ведь в любых играх детям необходимо нажимать на клавиши клавиатуры, манипулировать с мышью, что способствует совершенствованию совместной координированной деятельности зрительного, слухового и моторного анализаторов: ребенок подумал — соотнес с видимым на экране — нажал на кнопку или пошевелил мышкой — получил результат, видимый на мониторе, или услышал звуковой сигнал» (Болонина, 2009).

С помощью компьютерных игр успешно совершенствуется пространственная ориентировка, так как, не разбираясь в направлении, ребенок не сможет выбрать маршрут для любимого героя игры или будет неправильно следовать инструкции. Причем происходит это без скучных дополнительных упражнений, а легко и ненавязчиво.

В процессе занятий с применением компьютера дети с ОВЗ учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Благодаря этому становится эффективным обучение целеполаганию, планированию и контролю через сочетание различных приемов. Решая заданную компьютерной программой проблемную ситуацию, ребенок стремится к достижению положительных результатов, подчиняет свои действия поставленной цели.

Таким образом, использование компьютерных средств обучения помогает развивать у детей с ОВЗ такие волевые качества, как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а также приобщает их к сопереживанию, помощи герою программы.

Компьютер предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения задания и контроля за деятельностью.

Для педагога использование компьютерных развивающих игровых программ предоставляет следующие возможности.

Во-первых, компьютерные технологии избавляют его от тяжелой рутинной работы по подготовке дидактических и наглядных пособий, материалов, карточек.

Во-вторых, они открывают новые возможности использования педагогических приемов в традиционной коррекционной методике, позволяя:

  • подбирать материал разной степени сложности. Конкретному ребенку всегда можно предложить именно то, что в данный момент соответствует его возможностям и задачам обучения;
  • изменять меру трудности, характер задания, адекватные возможностям “особого” ребенка;
  • формировать у ребенка мотивацию к выполнению коррекционных заданий, навыки самоконтроля и регуляции деятельности.

В-третьих, многие коррекционно-развивающие методики, успешно использовавшиеся ранее, теперь положены на компьютерную основу и получили второе развитие. С точки зрения специалиста, это возможность посмотреть на свою работу с новых позиций, переосмыслить методические приемы, обогатить знания и умения, которыми он владеет.

Таким образом, применение рассматриваемых технологий в учебном процессе способствует формированию у детей и подростков с ограниченными возможностями: умения направлять и удерживать внимание; тренирует память, способствует развитию понятийного мышления, фантазии и креативных способностей; а также приучает детей к самостоятельному выбору и принятию решений, помогает в создании положительной мотивации к обучению, пробуждает чувство уверенности и самостоятельности, активизирует общение. Кроме того компьютерные средства используются для успешного развития навыков чтения и письма, обучения математике, иностранным языкам, в том числе и языку жестовой речи. Благодаря компьютерным технологиям появилась возможность совершать пошаговый контроль и оптимизацию процесса формирования и развития умений, что обеспечивает индивидуальный подход к выбору образовательного маршрута для каждого учащегося. Он необходим для дозирования и последовательности предъявления учебного материала, его соответствия дидактической программе и познавательным особенностям ученика, выбора правильно поставленных задача, форм и методов проверки усвоения и закрепления учебного материала.

«Информационные технологии предполагают:

  • работу со специализированными компьютерными программами для лиц с ОВЗ;

  • использование общеразвивающих компьютерных игр и программ в работе с детьми и подростками, имеющими ОВЗ;

  • оптимизацию процесса обучения детей с ОВЗ с помощью интерактивной доски;

  • применение текстового редактора как средство развития самостоятельной письменной речи детей с ОВЗ;

  • использование мультимедийных презентаций в обучении детей с ОВЗ» (Болонина, 2009).

Таким образом, применение в коррекционно-образовательном процессе специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с ОВЗ, позволит повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки школьников к обучению грамоте, преодолеть нарушения высших психических функций, предупредить возникновение вторичных расстройств письменной речи, а, следовательно, снизить риск социальной дезадаптации школьников с особыми образовательными потребностями.

Использование возможностей ИКТ позволяет расширить социальное пространство детей, погрузиться в мир искусства и декоративно-прикладного творчества, предоставляет возможность побывать в роли математика, художника, дизайнера, архитектора, ощутить мир во всем его многообразии.

§1.4. Роль информационных технологий в процессе социальной реабилитации подростков с ОВЗ.

В настоящее время информационные технологии играют важную роль в формировании и повышении роли и качества образования и активно внедряются во все сферы социально-политической и культурной жизни, включая домашний быт, развлечения и досуг.

В России внедрение информационных технологий в социальную сферу протекает крайне медленно, неравномерно, стихийно. «Анализируя государственную программу Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020 годы)» можно сказать, что по сравнению с предыдущей программой «Электронная Россия 2002–2010 годы», которая практически не затрагивала социальную сферу, в ней получили отражение такие мероприятия, как социальная поддержка и развитие творческих способностей лиц с ограниченными возможностями здоровья посредством использования современных информационных технологий и дистанционных образовательных технологий, в т. ч. организация дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении по общеобразовательным программам на дому» (Попов, 2013).

«Главная цель внедрения информационных технологий в реабилитационный процесс – повышение его качества и эффективности. Применение разнообразных компьютерных технологий способствует эффективной коррекции нарушений и создает особую «терапевтическую» среду, стимулирующую развитие личности каждого ребенка, позволяет использовать новые «обходные пути» в обучении» (Крылова, 2016).

Средства информационных технологий социальной поддержки ребенка-инвалида можно разбить на несколько категорий:

  • обучающие, контролирующие и тренировочные системы;
  • системы для поиска информации;
  • моделирующие программы;
  • инструментальные средства познавательного характера;
  • инструментальные средства универсального характера;
  • инструментальные средства для обеспечения коммуникаций.

«Под инструментальными средствами понимаются программы, обеспечивающие возможность создания новых электронных ресурсов: баз данных, программных модулей, отдельных программ и программных комплексов. Такие средства могут быть предметно-ориентированными. Основное требование, которое должно соблюдаться у программных средств, ориентированных на применение в реабилитационном процессе, – это легкость и естественность, с которыми подросток с ограниченными возможностями здоровья может взаимодействовать с учебными и информационными материалами» (Попов, 2013).

Общение с компьютером вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, а именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению. Недоразвитие вербальной памяти и нарушения внимания делают необходимым проведение целенаправленной работы по преодолению этих расстройств. В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как позволяет предоставлять информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.

Современные компьютерные системы обучения ставят перед ребенком реальную, понятную, вполне достижимую цель: решишь верно примеры — откроешь картинку, вставишь правильно все буквы — продвинешь ближе к цели сказочного героя. Таким образом, в процессе игры у ребенка возникает положительная мотивация усвоения знаний. Занятия с применением компьютера имеют большое значение и для развития произвольной моторики пальцев рук, что является важным моментом подготовки детей к овладению письмом. В процессе занятий дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Решая заданную компьютерной программой проблемную ситуацию, ребенок стремится к достижению положительных результатов, подчиняет свои действия поставленной цели. Таким образом, использование компьютерных средств обучения помогает развивать у детей такие волевые качества, как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость.

В настоящее время во многих учебных заведениях, куда прикреплены подростки с ограниченными возможностями здоровья, разрабатываются и используются автоматизированные обучающие системы (АОС) по различным учебным дисциплинам. Наиболее распространены АОС по дисциплинам естественно-научного цикла. АОС включает в себя комплекс учебно-методических материалов (демонстрационные, теоретические, практические, контролирующие) и компьютерные программы, которые управляют процессом обучения.

Разработка специализированных программ обычно предполагает решение вполне определенных задач компьютеризации учебного процесса. Велика роль технологий мультимедиа, систем виртуальной реальности в социальной реабилитации подростков с ограниченными возможностями здоровья. Современное обучение подростков с ОВЗ уже трудно представить без технологии мультимедиа, которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в режиме диалога и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе. «Изобразительный ряд, включая образное мышление, помогает обучаемому целостно воспринимать предлагаемый материал. Появляется возможность совмещать теоретический и демонстрационный материалы. Тестовые задания уже не ограничиваются словесной формулировкой, но могут представлять собой целый видеосюжет» (Захарова, 2003).

Компьютерные игры также направлены на обучение и развитие детей с ОВЗ. Например, посредством обучающих компьютерных программ у детей с нарушением зрения развиваются умения и навыки, необходимые для дальнейшей социальной реабилитации.

Игровые компьютерные программы, применяемые в социальной поддержке и реабилитации, имеют большое значение для формирования моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов. Развитие указанных навыков вызывают разнообразные перемещения изображений на экране компьютера, за которыми ребенок следит глазами. Правильность решения игровой задачи зависит от того, как быстро ребенок сможет научиться движениями нужной клавиши (щелчком нужной кнопки мыши) провести изображение на экране в нужном направлении. Так, совершенно естественно, без дополнительных специальных занятий, развивается необходимая зрительно-моторная координация. Для детей младшего и среднего возраста рекомендуются игры на развитие зрительного восприятия. Это достаточно распространенные компьютерные программы, в которых надо собрать картинку из нескольких частей или найти спрятавшуюся фигуру. Также довольно интересны компьютерные раскраски. Эффективны программы, в которых при помощи курсора можно нарисовать любую фигуру или картинку. Такие игры развивают не только восприятие, но и воображение детей, а также совершенствуют зрительно-моторную координацию – система «Глаз – рука».

«В такой образовательной системе использование электронных средств учебного назначения выступает в качестве одного из средств специальных образовательных и реабилитационных технологий, представляющих собой особую совокупность организационных структур и мероприятий, системных средств и методов, оптимальным образом обеспечивающих реализацию и усвоение образовательных программ в объеме и качестве, предусмотренными государственными образовательными стандартами, создание системы мер, направленных на устранение или более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Реабилитационная и образовательная деятельность проводятся с учетом действующих в образовательной среде ограничений по срокам обучения, состоянию материально-технической базы, квалификации персонала, интеллектуального, образовательного и реабилитационного потенциала обучаемых лиц и их специальных образовательных потребностей» (Курин, 2011).

Развитие информационных технологий позволяет внедрить компьютерную технику в различные сферы нашей жизни. Реабилитационный процесс не остался в стороне. Широко используются технические средства компьютерных информационных технологий. Так, в целях повышения эффективности реабилитации применяют новые методы и технологии: занятия с применением Интернет-ресурсов (развивающие онлайн-игры), которые направлены на развитие координации движений, воображения, расширение кругозора, развитие способности к логическому мышлению и др. Например, в как направление реабилитации детей и подростков с ОВЗ используется мульттерапия — метод реабилитации и социализации детей и подростов с ограниченными возможностями здоровья средствами анимационного творчества. Занятия по мульттерапии строятся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, группы формируются по возрастному составу 5-6 лет, 7-8 лет, 9-11 лет, 12-18 лет.

«Мульттерапия является очень ценным методом психологического общения ребенка, взрослого и педагога. В процессе создания мультфильма педагог выступает связующим звеном между ребенком и взрослым для раскрытия их внутреннего мира в процессе увлекательного занятия – создания своими руками анимационного фильма. Фантазии помогают ребенку адаптироваться к жизни, воспроизводя жизненные ситуации, сталкивая героев с проблемами и трудностями, решая конфликты внутри собственного мультфильма, ребенок смягчает свое внутреннее психическое напряжение, приобретает веру в себя и чувство защищенности» (Дубровина, 1998).

Занятия проходят два раза в неделю в пределах реабилитационного цикла, который длится 21 день. Педагог составляет список детей, семей с детьми для занятий по мульттерапии. Занятия разделены на технологические этапы создания мультфильма:

1. «Знакомство с анимацией» — знакомство и формирование знаний детей и взрослых с анимацией, просмотр мультфильмов, фотографий и фоновых работ, сделанных другими детьми на предыдущих занятиях;

2. «Выбор темы мультфильма» — определение единой темы мультфильма;

3. «Создание сценария» — создание схемы мультфильма: начало, завязка, развитие действия, кульминация, спад действия, развязка, концовка;

4. «Раскадровка» — отображение сюжета в картинках;

5. «Изготовление декораций» (фон к мультфильму) — формирование практических умений, развитие творческих способностей посредством использования различных средств прикладного творчества;

6. «Изготовление героев анимации» — развитие общей и мелкой моторики, элементарных графо-моторных навыков, развитие сюжета, развитие воображения и мышления;

7. «Фотосъемка мультфильма» (работа с фотоаппаратом, веб- камерой).

Цель занятия — научить детей работать со специальным оборудованием, изучение покадрового перемещения персонажей внутри декорации, развитие внимания, усидчивости, выполнение инструкций;

8. «Озвучивание» (запись звука, компьютерный монтаж).

Цель занятия — озвучивание мультфильма, активизация речевых возможностей детей в процессе озвучивания мультфильма, обогащение словарного запаса, развитие памяти, выразительности озвучивания персонажей;

9. «Оформление анимационного мультфильма» — подбор музыкального сопровождения к готовому анимационному мультфильму происходит по схеме педагог, ребенок, взрослый;

10. «Монтаж мультфильма» — обработка в компьютерной программе PinnacleStudio 15 осуществляет педагог;

11. Подведение итогов, просмотр мультфильмов, обсуждение результатов деятельности детей, готового мультфильма, повышение самооценки и оценки ребенка взрослыми и детьми.

«Работа над мультфильмом – это процесс освоения новых мультимедийных технологий: изучение оборудования, знакомство с компьютерными графическими программами, изучение покадрового перемещения персонажей внутри декораций, что дает возможность особым детям владеющим компьютерными технологиями, не чувствовать себя 9 оторванными от мира, психологически комфортно существовать в современной жизни.

С помощью мульттерапии достигается:

  • развитие мыслительных процессов: формирование понятий, решение задач, логических операций;
  • развитие коммуникативных навыков: расширение словарного запаса, навыков выразительного чтения детей в процессе озвучивания и обсуждения сценария для мультфильма;
  • развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, а также креативных и творческих способностей детей с ОВЗ;
  • формирование навыков компьютерной грамотности: работа с мышью и клавиатурой;
  • улучшение мелкой моторики пальцев рук через использование на занятиях различного материала: пластилин, крупы и др.;
  • повышение уровня самооценки через взаимодействие с другими участниками процесса и взрослыми: умение работать в команде, отстаивать свое мнение и учитывать мнение окружающих, работая над одной целью» (Бабина, Степанова, 2016).

«Использование мульттерапии направленно на развитие психологического здоровья и формирование эмоциональной компетентности детей и взрослых» (Брызгалова, 2010).

Проходя путь создания фильма, происходит расширение социального опыта ребенка, коррекция эмоционально-волевой сферы, психической деятельности, активизируются потенциальные возможности, творческие проявления. Дети с ОВЗ получают новые позитивные переживания и постепенно, в процессе практической работы, овладевают специфическими ручными действиями с различными материалами и инструментами.

«Посещение занятий по мульттерапии у детей снижает уровень тревожности и защитной агрессии, формирует адекватную положительную реакцию на окружающий мир и действительность»(Бабина, Степанова, 2016).Для монтажа анимационных фильмов, создаваемых детьми на занятиях по мульттерапии, применяются программы PinnacleStudio 15(программа для нелинейного видеомонтажа) — удобный, простой и функциональный редактор видео и создания мультфильмов в рамках методики мульттерапии, киностудияWindows Life, которая позволяет создавать видеофильмы из собственных фотографий, добавлять к ним разнообразные спецэффекты, звуковое сопровождение, переходы, текстовые фрагменты ипрограмма Sony Wegas(профессиональная программа с огромным инструментарием для многодорожечной записи, редактирования и монтажа видео и аудио потоков).

«Процесс обучения детей с ограничениями по здоровью имеет следующие особенности, которые могут быть частично решены в рамках создания и использования электронных средств учебного назначения:

  • возможная нерегулярность посещения учебных занятий, связанная с ограничением передвижения;
  • сокращение количества часов учебной нагрузки;
  • щадящий режим обучения;
  • ограничение возможности развития творческих способностей;
  • ограничение информационных и иллюстративных возможностей преподавателей в учебном процессе» (Демкин, 2002 ) .

Одним из важнейших компонентов образования детей с ОВЗ является система дистанционного обучения. Она лучше всего подходит для того, чтобы ребенок с ограниченными возможностями здоровья получил хорошее образование. Также такая система позволит ребенку с ограниченными возможностями благополучно адаптироваться в жизни. Дистанционная форма образования – это новая технология обучения для детей, которые не могут самостоятельно посещать обычную школу в силу своих ограниченных возможностей. Сегодня центры, практикующие такое обучение, созданы во всех субъектах Российской Федерации.

«Можно выделить основные принципы дистанционного обучения:

  • свободный доступ, т. е. право каждого, без вступительных испытаний, начинать учиться и получить среднее или высшее образование;
  • дистанционность обучения, т. е. обучение при минимальном контакте с преподавателем с упором на самостоятельную работу» (Скулов, 2009).

«Социальная поддержка детей с ОВЗ средствами информационных технологий представляет собой динамическую систему, в ходе которой осуществляется последовательная реализация постоянно возникающих в ходе взаимодействия с подростком тактических задач на пути к достижению стратегической цели – формирования его достойного социального статуса, устойчивой к травмирующим ситуациям личности, способной успешно интегрироваться в общество посредством использования программных и технических средств (аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети и т. д.), позволяют специалистам социальных служб и педагогам путем создания сформированной информационно-образовательной среды решать проблемы социальной адаптации, поддержки подростков с ограниченными возможностями здоровья» (Курин, 2006).

Необходимо отметить основные направления, которые наиболее полно раскрывают позитивные возможности внедрения информационных технологий и их функций в социальную поддержку детей с ОВЗ:

  • ценностно-смысловое;
  • информационное;
  • функционально-деятельностное;
  • организационно-методическое.

Ценностно-смысловое направление связано с возможностями средств информационных технологий в формировании потребностей, ценностей и ценностных ориентаций подростков с ограниченными возможностями здоровья. Информационное направление раскрывается через возможности средствами информационных технологий значительно расширить «выход» подростков с ограниченными возможностями здоровья на любую необходимую ему и его семье информацию. «Функционально-деятельностное направление возможностей информационных технологий в социальной адаптации соотносится с открывающимися перед подростками с ограниченными возможностями здоровья перспективами освоения не только учебной, но и профессиональной деятельности, иной организации досуга и т. п.» (Курин, 2010).

Организационно-методическое направление возможностей информационных технологий в социальной реабилитации связано с тем, что подростки, в процесс социальной адаптации и реабилитации которых включаются средства этих технологий, с их помощью со временем сами начинают создавать новые информационные продукты, помогающие решать те или иные задачи социальной адаптации. В процессе социальной поддержки подростков с ОВЗ средствами информационных технологий большое внимание уделяется установлению и усилению учебно-познавательной деятельности данной категории, в которой аккумулированы разнообразные формы проведения занятий с использованием средств интерактивного обучения (чатов, форумов, компьютерных тестов и др.).

Использование глобальной компьютерной сети Интернет в образовании подростков с ОВЗ играет огромную роль, способствуя расширению их коммуникативных возможностей, создавая благоприятный эмоциональный тон и способствуя развитию уровня мотивации к обучению. Важно, что подростки, обращаясь к Интернету, могут использовать (хоть и не в полном объеме) в учебных целях практически любую образовательную среду (кроме инвалидов по зрению, для которых требуется создание особой информационной среды).

Для успешного процесса социальной поддержки подростков с ОВЗ и их активной интеграции в общество необходимо, чтобы средства, методы, формы и другие компоненты информационной среды были как можно максимально приближены к конкретному индивиду, принимая во внимание его способности и возможности более полно включаться в полноценную жизнь.

Заключение

В соответствии с поставленными задачами исследования было выяснено, что в настоящее время большое внимание уделяется вопросам реабилитации, социализации и успешному жизнеустройству детей с ограниченными возможностями здоровья. В образовательных стандартах подробно расписаны результаты так называемого «уровня жизненной компетенции». Поэтому главной задачей коррекционных учреждений является создание условий для социализации и интеграции воспитанников в общество, их подготовку к самостоятельной жизни и труду.

Использование в реабилитации новых информационных технологий позволяет делать занятия более наглядными и динамичными, более эффективными с точки зрения обучения и развития детей, облегчает работу педагога на занятиях и способствует формированию ключевых компетенций воспитанников. Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на различных занятиях с детьми со сложными дефектами позволяет развивать умение детей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Основная цель применения ИКТ состоит в повышении качества реабилитационного процесса. Посредством использования ИКТ реализуются следующие задачи:

  • увеличение интенсивности реабилитационных мероприятий;
  • повышение мотивации детей и уровня их развития;
  • мониторинг достижений;
  • проведение диагностических исследований ребёнка.

Таким образом, в ходе изучения научной литературы по проблеме исследования можно сделать следующие выводы:

Во-первых, для детей с ОВЗ характерны быстрая истощаемость ресурсов внимания, снижение объёма памяти, эмоциональная неустойчивость, отсутствие интеллектуальных мотивов, снижение внешней мотивации, а, следовательно, отсутствие познавательного интереса. Поэтому, для того, чтобы заинтересовать воспитанников, сделать их обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, новые техники и технологии, которые эффективно будут применяться в организации творческой и познавательной деятельности детей.

Во-вторых, использование компьютера в реабилитации значительно повышает возможности коррекции и развития детей с ОВЗ.

В-третьих, организация реабилитационного процесса с детьми со сложными дефектами, прежде всего, способствует активизации познавательной сферы воспитанников, успешному усвоению материала и психическому развитию ребенка при условии, что занятия с использованием информационных технологий чётко продуманы, дозированы, и выстроены с учетом психологических особенностей детей с ОВЗ.

Список литературы:

[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/informatsionnyie-tehnologii-v-razvitii-detey-s-ovz/

  1. Альминдеров В.В. Особенности использования компьютерных и интернет- технологий в поддержке одаренных детей и детей, имеющие ограниченные возможности здоровья [электронный ресурс] / В.В. Альминдеров, А.В. Альминдерова. – Режим доступа: http://ito.edu.ru/2005/Moscow/V/V-0-5950.html ( дата обращения: 11.11.2016 )

  2. Асмолов А.Х. По ту сторону сознания. Методологические проблемы неклассической психологии/А. Х. Асмолов-М.: «Смысл», 2002, 480 с.

  3. Белавина И.Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр/И. Г. Белавина // Вопрос психологии. – 2003. — №3.- С.32

  4. Болонина В.В. Использование информационных технологий в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья/В. В, Болонина // Методические рекомендации для педагогов, специалистов образовательных учреждений, родителей.- г. Новокуйбышевск- 2009 г.- С 20-22.

  5. Булин-Соколова Е.И . Теоретико-методологические основы внедрения информационных технологий в учебно-воспитательный процесс современной общеобразовательной школы/Е. И. Булин-Соколова // М.: ФГНУ ИОО. — 2006. – 177 с.

  6. Бухтиярова И. Н.Информационные технологии как фактор развития современного инклюзивного общества/ И.Н. Бухтиярова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки .— 2015 .— №6 .— С. 118-121

  7. Вуль В.А. Электронные издания/ В.А. Вуль // – СПб.: БХВ – Петербург; 2003. – 308 с.

  8. Гомулина Н.Н., Зуева Н.К., Корнева Н.В., Тимакина Е.С.// Методические рекомендации по созданию предметны сайтов на основе интеграции урочного и дистанционного обучения. М., 2010. – 50 с.

  9. Гончарова Е. Л., Кукушкина О. И. Ребенок с особыми образовательными потребностями/ Е. Л. Гончарова, О. И. Кукушкина // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. – 2002. – Выпуск № 5. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: (дата обращения: 01.12.2012)

  10. Демкин В.П., Можаева Г.В., Тубалова И.В. Особенности использования новых информационных технологий для обучения детей- инвалидов по зрению/В.П. Демкин, Г.В. Можаева, И.В. Тубалова//Томск, 2002.

  11. Дубровина И. В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В.Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т. В. Вохмянина; Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.-160с.

  12. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. – М.: Академия, 2003. – 192 с.

  13. Касьянов С. Н. Методическая система формирования информационного мировоззрения будущего учителя информатики: автореферат дисс…кандидат педагогических наук: 13.00.02/ Касьянов Сергей Николаевич.-Волгоград.-2005

  14. Кораблёв А. А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе// Школа. – 2006. — №2.

  15. Корнев А.Н., Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты/А. Н. Корнев. — СПб.: Речь, 2006. — 380 с.

  16. Кролевецкая Е.Н., Греховодова Д.И. Возможности интернета в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья/ Е.Н.Кролевецкая, Д.И.Греховодова //МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.-2010.-№4.-56-58.

  17. Кукушкина О.И. Применение информационных технологий в специальном образовании/О.И. Кукушкина // Специальное образование: состояние, перспективы развития.- Тематическое приложение к журналу «Вестник образования. – 2003. – № 3.

  18. Курин А. Ю.Применение информационных технологий в социальной работе: учебное пособие / А. Ю. Курин ; Федеральное агентство по образованию, Тамбовский гос. ун-т им. Г. Р. Державина. — Тамбов: Тамбовский гос. ун-т им. Г. Р. Державина, 2006 (Тамбов : А-ЭлитА).

    — 81 с.

  19. Курин А.Ю. Социальная адаптация подростков с ограниченными возможностями передвижения средствами информационных технологий как социально-педагогическая проблема // Социальная педагогика: вызовы XXI века: сборник материалов Международного конгресса специалистов социальной сферы / ред. Е.А. Юрина. Тамбов, 2011. С. 691-696.

  20. Левина Р.Е., Педагогические вопросы патологии речи /Р.Е. Левина- Специальная школа// — Вып. 2, 1967 — 122 с

  21. Малакова Е.В. Социально-педагогическая реабилитация детей-инвалидов как направление социальной работы/Е. В. Маклакова// Педагогические технологии в подготовке специалистов социальной работы. Тамбов, 2007. С. 53-58.

  22. Мир информационных технологий в реабилитации детей с особыми возможностями здоровья. Сборник материалов. – Ставрополь: Бюро новостей, 2016. – 104 с.

  23. Першиков В.И., Савинков В.М. Толковый словарь по информатике. — М.; Финансы и статистика, 1991. — 543 с.

  24. Петухова Е.И. Информационные технологии в образовании/Е. И. Петухова // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 10.

  25. Роберт И. Современные информационные технологии в образова­нии: дидактические проблемы; перспективы использования/ И. Роберт// – М.: Школа-Пресс; 1994. – 205 с.

  26. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании//издательство: Дрофа 2008г. – 320 с.

  27. Сидорская И.В. Информационная технология // Энциклопедия социологии / под ред. А.А. Грицанова. – М.: Издательство «Книжный Дом», 2003.

  28. Скулов П.В. Теоретическое обоснование использования принципа динамического баланса в педагогике/П. В. Скулов // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 04 (16).

    С. 252-255.

  29. Смылкина Н.Н. ИКТ для детей с ограниченными возможностями./Н. Н. Н. Смылкина//Информатика и образование. – 2004. – №4. – С. 74-75.

  30. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВАВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ/(утв. Президентом РФ 7 февраля 2008г. № Пр-212)/»Российской газете» от 16 февраля 2008 г. N 34/ [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/92762/#ixzz4S967DaDA (дата обращения: 07.12.16)

  31. Тевс Д.П., Подковырова В. Н. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие / Д.П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В. Афонина//Барнаул: БГПУ, 2006

  32. Шевченко С.Г. Формирование знаний об окружающей действительности как средство активизации познавательной деятельности детей дошкольного возраста / С.Г. Шевченко — М.: НАУКА, 1982. – 203с.

  33. Щенникова С. В., Киселева Н. Ю., Тугарова Л. С. Роль информационных технологий в социализации детей с особыми образовательными потребностями в условиях ГБУ «РЦДПОВ» г. Арзамаса/С. В. Щенникова // Молодой ученый. — 2014. — №21.1. — С. 234-236.