1.Система смазки. Масла и требования к ним
Необходимость смазки трущихся деталей объясняется тем, что между перемещающимися сопряженными поверхностями деталей механизма возникают силы трения, на преодоление которых
Назначение. Система смазки двигателя предопределяет долговечность и надежность его работы и должна обеспечивать: подачу необходимого количества масла к трущимся поверхностям с целью уменьшения трения в парах трения, вынос продуктов износа из зоны трения соприкасающихся поверхностей, частичное охлаждение, антикоррозионную защиту трущихся и иных внутренних поверхностей, очистку масла от твердых частиц, поддержание оптимальной температуры смазочного масла.
Требования к смазочным
Исходя из основного назначения смазочных систем – обеспечения работоспособности двигателей – эти системы должны обеспечивать следующее:
1. Надежный подвод масла на всех режимах работы
2. Работу двигателей и их
3. Заданную длительность работы двигателя без остановок для заправки маслом, регулировки и устранения недостатков в
4. Длительную работу масла и малый его расход.
Кроме того, они должны быть компактными, простыми и нетрудоемкими в
Так как масло обладает большой вязкостью, а системы маслопроводов сильно разветвлены и оказывают большое сопротивление, то для прокачивания требуемого количества масла необходимо создание большого избыточного давления, которое для различных двигателей имеет следующие значения (в МПа).
Быстроходные 0,2-0,5 (это как раз и есть все двигатели современных автомобилей)
Быстроходные форсированные 0,6-1,5 (некоторые джипы, гоночные машины, дорогие машины)
Тихоходные 0,08-0,18 (это в основном судовые двигатели)Смазочные материалы подразделяются на масла и консистентные (густые) смазки. Автомобильные масла подразделяются на две группы: масла для двигателей и трансмиссионные масла. Консистентные смазки применяются для узлов с недостаточно уплотненными зазорами, через которые жидкое масло вытекает. Масла для двигателей применяют минерального происхождения (получают путём переработки нефти после отгонки из нее легких фракций).
Назначение и характеристика системы смазки автомобиля (на примере КамАЗ-5320)
... характеристика системы смазки автомобиля КамАЗ-5320 Поверхности сопряженных деталей двигателя отличаются высокой точностью и качеством обработки. Однако на них имеются микроскопические неровности, которые при перемещении одной детали по другой создают силу трения. ...
Основные требования к ним: маслянистость, вязкость, отсутствие механических примесей и кислот. В настоящее время действует классификация моторных масел, принятая в 1985 году.
Моторные масла Российского производства в зависимости от вязкости подразделяются на 7 групп: 6, 8, 10, 12, 14, 16 и 20, а по эксплуатационным свойствам на 6 групп: А, Б, В, Г, Д, Е (ГОСТ 17479.1-85).
Группа А — для нефорсированных карбюраторных двигателей и дизелей; группа Б -для малофорсированных карбюраторных двигателей и дизелей; группа В -для среднефорсированных бензиновых двигателей и дизелей; группа Г -для высокофорсированных двигателей, работающих в тяжёлых условиях; Д -для высокофорсированных дизелей с наддувом; группа Е -для малогабаритных дизелей. Масла групп Б, В и Г, предназначенные для применения только в карбюраторных двигателях или только в дизелях, маркируются соответственно цифровыми индексами 1или 2.
Например: M8B или М10Г 2 где: М- моторное, цифра — вязкость в мм2 /с (сСт) при 100° В — для малофорсированных двигателей.
1.1.Назначение, характеристика и общее устройство системы
Система смазки подает масло к деталям в целях уменьшения сил трения, удаления продуктов износа, частичного охлаждения деталей, уплотнения зазоров. Масло из поддона всасывается насосом, нагнетается в фильтр для очистки и далее в главную магистраль, откуда по сверлениям в блок-картере непрерывно подводится к подшипникам коленчатого и распределительного валов и другим деталям.
Это первый способ подвода масла (по сверлениям в блоке – рис.1).
Есть и второй – масло от фильтра подводится к центральной крышке, стоящей на торце коленвала, далее по сверлениям в коленчатом валу подается к коренным и шатунным вкладышам.
Второй способ выгоден тем, что при нем не нужно делать сверления в блоке цилиндров, которые ослабляют его. Особенно это важно для блоков из алюминиевого сплава, которые сами по себе по свойствам материала не являются жесткими. Кроме того – каналы в блоке в виде сверлений (технологически это дорого) малы по диметру, имеют много поворотов, узких мест, где могут скапливаться загрязнения, в результате подача масла может прекратится (двигатель в этом случае выйдет из строя).
Но у второго способа есть и существенный недостаток – подача масла к коренным подшипникам ведется
Эти недостатки можно устранить двумя мерами:
- установить маслозакачивающий насос с электроприводом, который в период запуска холодного двигателя создает хорошее давление в системе;
- установить клапан в системе подачи топлива, который
открывается только после создания нужного давления в системе смазки.
Эти меры могут применяться как вместе, так и отдельно. Кстати, они могут применяться и при первом способе подачи масла (по сверлениям в блоке).
Проверка состояния системы смазки двигателя, замена масла на ...
... и блоке цилиндров и в коленчатом вале, масленый радиатор, маслопроводы и каналы, масло измерительный стержень (щуп) и масляный радиатор с краном, вентиляция картера двигателя, предохранительным клапаном и соединительными шлангами. Давление масла в ...
Вытекающее из подшипников масло
Рис. 1. Схема системы смазки: 1 — масляный радиатор; 2 — полость оси коромысел; 3 — канал в головке блока; 4 — масляный фильтр; 5 — канал в блоке; 6 — главная масляная магистраль; 9 — масляный насос; 10 — редукционный клапан масляного насоса; 11 — четвертая шейка распредвала; 12 — маслоприемник; 13 — предохранительный клапан; 14 — кран отключения масляного радиатора; 15 — вторая шейка распределительного вала
Характеристика системы смазки: комбинированная, с мокрым картером; емкость — 8 литров; применяемое масло M8B 1 — летнее, М-6з/l0B1 — всесезонное; рабочее давление масла в системе 0,2 — 0,4 МПа, давление на холостом ходу — 0,1 — 0,2 МПа;
- Система смазки (рис. 1) состоит из: неподвижного маслоприемника 12;
- масляного насоса 9;
- масляного радиатора 1;
- масляного фильтра 4;
- маслоналивной горловины (на крышке головки блока);
- измерителя уровня масла, манометра, каналов и шлангов.
На автомобилях последних выпусков (ГАЗ-53) вместо фильтра-центрифуги устанавливается масляный фильтр со сменным элементом из специального картона.
В зависимости от способа подачи масла к трущимся поверхностям различают три типа систем: разбрызгиванием, под давлением, самотеком и комбинированную.
В двигателях автомобилей применяют комбинированную систему [разбр
В зависимости от места размещения основного запаса масла смазки могут быть с мокрым (ЗИЛ-4314, КамАЗ-740, ЯМЗ-238 и др.) или сухим (двигатели магистральных тягачей) картером.
В автомобильных двигателях наиболее распространены системы смазки с мокрым картером, имеющие более простую конструкцию (основной запас масла — в катере).
В системах с сухим картером основной запас масла содержится в автономном масляном баке и масло подаётся к трущимся деталям нагнетающим масляным насосом. Стекающее в поддон масло удаляется откачивающей секцией в масляной бак.
Преимущества системы с «сухим» картером:
- обеспечивает длительную работу на крутых подъёмах, спусках и прикренах без утечки масла через сальники коленчатого вала, а также даётвозможность снизить высоту двигателя;
- исключает возможность забрасывания лишнего масла на стенки цилиндров(расход масла);
- масло не контактирует с отработавшими газами, меньше нагреваетсяот деталей двигателя и лучше сохраняет свои физико-химическиесвойства.
Схема подвода масла к деталям может быть выполнена по одной из принципиальных схем:
Система смазки автомобиля
... с помощью насоса, забирающего масло из картера и нагнетающего его под определённым давлением в систему смазки. Без этого масло стекало бы вниз на поддон картера. При этом детали двигателя подвергались бы ... замедляет текучесть масла, когда оно омывает каналы и подшипники двигателя. Кроме вязкости, на степень давления масла внутри системы также влияет зазор в подшипниках. Чем меньше зазор – тем больше ...
- насос, фильтр, главная магистраль в блоке, каналы к подшипникам;
- насос, фильтр, полость в коленчатом валу, подшипники.
Вторая схема позволяет обеспечить остаточный и непрерывный подвод масла к шатунным подшипникам, не прибегая к кольцевым канавкам в коренных вкладышах, снижающих их несущую способность.
Кроме того, отсутствие сверлений в блоке способствует увеличению его жёсткости, снижается стоимость блока.
Система смазки с мокрым картером имеет следующие положительные свойства:
- простота конструкции и удобство в эксплуатации;
- надёжность подачи масла (между насосом и маслом нетсоединительных трубопроводов);
- минимальная стоимость.
Недостатки системы смазки с мокрым картером:
- увеличиваются габаритные размеры двигателя по высоте;
- масло постоянно подвергается воздействию горячих газов;
- при крутых подъёмах и спусках маслозаборник может оголиться, из-закрена масло сливается в одну сторону.
Положительные свойства системы смазки с сухим картером:
- уменьшаются габаритные размеры двигателя по высоте;
- масло отстаивается в баке, воздух отделяется от масла;
- большой запас хода.
1.2. Устройство и работа агрегатов и приборов системы смазки
Масляный насос предназначен для подачи масла под давлением к трущимся деталям приборам очистки.
Масляные насосы, применяемые в системе смазки современных двигателей, бывают трех типов — шестеренные с внешним зацеплением зубьев (рис а, см. ниже, такой насос применяется на 4-х цилиндровом двигателе Ауди и Фольксваген) и с внутренним зацеплением (рис б, г см. ниже, например на двигателях Жигулей, на рис г показан масляный насос пятицилиндрового двигателя Ауди-100) и так называемые роторные (рис в).
Роторные применяются редко.
Шестеренные с внутренним зацеплением дороже, но для их привода требуется меньше мощности ( у них выше кпд).
Шестеренные насосы в системах смазки двигателей применяются потому, что они при сравнительно небольшой производительности (например, меньше, чем у центробежных водяных насосов) создают достаточно большое давление (в 5-10 раз большее, чем у центробежных).
Для примера рассмотрим насос двигателя ГАЗ-53. Тип- односекционный, шестеренчатый (рис. 2), установлен снаружи блока с левой стороны и получает привод от распределительного вала.
Состоит из корпуса 5; пары шестерен 2 и 4; вала; редукционного клапана 6, 7.
На автомобиле ГАЗ-53 установлен односекционный насос с одним редукционным клапаном, который закачивает масло из масляного поддона к смазываемым поверхностям двигателя, а затем подает его в масляный фильтр и радиатор.
На автомобилях старых выпусков насос двухсекционный. Верхняя секция нагнетает масло в систему двигателя, а нижняя — в масляный фильтр-центрифугу.
На автомобиле ГАЗ-53 установлен фильтр со сменным элементом . Принцип очистки заключается в том, что масло под давлением проходит через неподвижный картонный элемент (частицы грязи остаются на нем), а очищенное масло под давлением будет поступать в магистраль системы смазки.
Система смазки двигателя зил
... систему смазки (система смазки двигателя ЗиЛ-130 на рис. 15). 1.3 Работа механизма системы смазки ЗИЛ-130. Масло из поддона картера через маслоприемник засасывается в масляный насос. Нижняя секция масляного насоса подает масло ... блока цилиндров подает масло для очистки в корпус масляного фильтра. Схема системы смазки двигателя ЗИЛ-130 показана на рис. 15, а. Из фильтра масло поступает в ...
Рис. 2. Схема работы масляного насоса:
1 — впускной канал; 2 и 4 — пара шестерен; 3 — нагнетающая полость; 5 — корпус; 6, 7 — редукционный клапан