Отраслевая структура промышленности, её развитие и совершенствование

Курсовая работа
Содержание скрыть

1. Отраслевая структура промышленности, её развитие и совершенствование

1.1 Отраслевая структура промышленности

В классификацию отраслей промышленности положены следующие основные экономические принципы:

  • а) экономическое назначение производимой продукции;
  • б) характер функционирования продукции в производственном процессе;
  • в) однородность целевого назначения выпускаемой продукции, общность перерабатываемого сырья, родственность применяемой технологии;
  • г) характер воздействия на предмет труда и др.

Деление промышленного производства по экономическому назначению продукции не совпадает с отраслевой структурой промышленности, так как натуральная форма производимой в отрасли продукции нередко не определяет ее экономического назначения. Широко используется классификация отраслей промышленности, предусматривающая их объединение в крупные комплексные отрасли по одному из следующих признаков: однородности целевого назначения производимой продукции (машиностроительная, топливная, пищевая, промышленность строительных материалов), общности исходного сырья (металлообрабатывающая и деревообрабатывающая), родственности применяемой технологии (химическая промышленность).

Наибольшая часть отраслей охватывается признаком целевого назначения выпускаемой ими продукции.

Современный этап экономического развития ведущих стран мира характеризуется крупными сдвигами структуры хозяйства, что обусловливает необратимость перехода к новым межотраслевым и воспроизводственным пропорциям. На это повлияли и такие факторы, как сырьевой и энергетические кризисы, способствовавшие удорожанию сырья и энергоносителей, а следовательно, оборудования и строительства. Усложнился инвестиционный процесс, в целом значительно повысились издержки производства. Все это не только вызвало, но и усилило тенденции к удорожанию самого воспроизводственного процесса. Такое развитие событий объективно стимулирует вступление стран рыночной экономики в новый этап технологической революции.

Для развитых стран сегодня характерны насыщенность производства техникой и квалифицированной рабочей силой, наличие, емкого платежеспособного спроса на товары и услуги самого разнообразного назначения. Поэтому для увеличения производства готовых изделий нет необходимости наращивать выпуск металла, комплектующих изделий и т.д., более того, численность станочного парка в ряде стран стала даже сокращаться. [1., с.18].

31 стр., 15407 слов

Аспекты международного рынка продукции военного назначения

... продукции военного назначения начинает свою историю в давние времена, когда одни государства продавали другим предметы оружия, такие как мечи, щиты, доспехи и др. Уже тогда образовывались и получали развитие центры производства ...

Отраслевая дифференциация промышленности

Различают три формы общественного разделения труда:

  • общее разделение труда выражается в разделении общественного производства на крупные сферы материального производства (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и пр.);
  • частное разделение труда проявляется в образовании различных самостоятельных отраслей внутри промышленности, сельского хозяйства и других отраслей материального производства;
  • единичное разделение труда находит свое выражение в разделении труда непосредственно на предприятии.

Все формы общественного разделения труда взаимосвязаны. Под влиянием общего разделения труда осуществляется частное разделение. Под влиянием частного разделения труда в связи со специализацией отдельных отраслей промышленности совершенствуется единичное разделение труда на предприятиях. В свою очередь, в связи с концентрацией производства и техническим прогрессом единичное разделение труда оказывает влияние на возникновение новых отраслей промышленности.

Отрасль промышленности

«промышленный, или народно-хозяйственный, комплекс

  • аграрно-промышленный (АПК),
  • военно-промышленный (ВПК),
  • машиностроительный,
  • металлургический,
  • химико-лесной,
  • топливно-энергетический (ТЭК) и др.

промышленным комплексом

отраслевой структурой промышленности

  • ускорение научно-технического прогресса. Именно под воздействием данного фактора образуются новые отрасли промышленности и производства. Только за последние годы под влиянием ускорения НТП появились такие отрасли, как комбикормовая промышленность, энергомашиностроение, производство космической техники и др.;
  • экономическая политика государства.

Государство, осуществляя свою избранную политику, может поддерживать отдельные отрасли промышленности, наиболее значимые в экономическом и социальном плане, и тем самым влиять на темпы их развития;

  • полезные ископаемые, пригодные для промышленной разработки. Чем богаче страна теми или иными полезными ископаемыми, тем при прочих равных условиях выше доля добывающих отраслей в общем объеме промышленного производства;
  • уровень культуры и материального благосостояния народа. Этот фактор влияет на отраслевую структуру многопланово. От материального уровня жизни народа зависит его способность приобретать товары народного потребления, что служит основой для развития отраслей, их производящих. Наличие среднего класса в стране способствует развитию отраслей, производящих товары длительного пользования — автомобили, холодильники, видеомагнитофоны, радиоаппаратуру и др.;
  • традиционно сложившаяся специализация;
  • плановая отраслевая структура капитальных вложений’, финансируемых из различных источников.

На отраслевую структуру влияют и другие, менее существенные факторы. Для анализа отрасл е вой структуры промышленности используют такие показатели, как:

1) доля отдельной отрасли или комплекса в общем объеме промышленного производства и ее изменение в динамике;

2) доля прогрессивных отраслей в общем объеме промышленного производства и ее изменение в динамике.

Все отрасли промышленности можно условно разделить на прогрессивные и менее прогрессивные. К прогрессивным отраслям относятся такие, развитие которых обеспечивает ускорение НТП во всем народном хозяйстве. От их развития в значительной степени зависит и эффективность всего общественного производства.

2 стр., 691 слов

Нефтехимическая промышленность и производство полимерных материалов

... потреблению нефтехимическая промышленность (вместе с химической) занимает первое место среди отраслей обрабатывающей промышленности. На производство 1 ... природного газа размещение производств СК претерпело значительные сдвиги. Преимущественной развитие получили производства в Центральном (Ярославль, ... в производстве химических волокон будут происходить за счёт восточных районов страны, обеспеченных ...

К прогрессивным отраслям обычно относят машиностроение, электроэнергетику и химическую промышленность. Повышение их доли в динамике означает, что в отраслевой структуре происходят прогрессивные сдвиги, что благотворно сказывается на экономике страны;

3) коэффициент опережения; выражает отношение темпа роста отрасли или отдельного комплекса к темпу роста всей промышленности:

  • где Коп— коэффициент опережения;
  • Тотр— темп развития отрасли или комплекса;
  • Тпром— темп развития промышленности;

4) соотношение между добывающими и перерабатывающими отраслями. Опережающее развитие перерабатывающих отраслей промышленности по сравнению с добывающими обычно характеризует положительные тенденции в развитии экономики в стране;

5) соотношение между группами А и Б. На данном этапе развития экономики страны опережающее развитие группы Б является положительным фактором, так как в период плановой экономики основной упор делался на развитие отраслей группы А, что привело к гипертрофированному состоянию экономики страны и дефициту товаров народного потребления;

6) доля ВПК в общем объеме промышленного производства. В бывшем СССР развитию ВПК уделялось чрезмерно большое внимание, что в конечном итоге привело к тому, что отечественная промышленность в значительной мере работала на ВПК, а на развитие мирных отраслей не оставалось достаточных средств и сил, что, естественно, существенно сказалось на материальном благосостоянии народа.

Поэтому в современных условиях исходя из состояния нашей экономики, внешнеэкономической и политической обстановки в мире, конверсия оборонной промышленности страны является наиболее актуальной проблемой.

В общем плане отраслевая структура промышленности характеризует уровень и степень:

  • индустриального развития страны;
  • технического развития страны;
  • экономической самостоятельности страны;
  • производительности общественного труда.

Существенным негативным явлением признается тот факт, отраслевая структура промышленности страны изменилась в сторону повышения доли сырьевых отраслей и отраслей с низкой степенью переработки. Такие изменения в отраслевой структуре промышленности привели к следующим последствиям:

  • ухудшение структуры экспорта;
  • повышение морального и физического износа основных производственных фондов;
  • замедление темпов ускорения научно-технического прогресса и снижению технического уровня производства;
  • повышение зависимости страны от развитых стран в необходимости импорта наукоемкой продукции и технологий.

В конечном итоге ухудшение отраслевой структуры промышленности отрицательно сказалось на эффективности общественного производства и не способствовало выходу экономики страны из затянувшегося кризиса. Отсюда можно сделать вывод, что государство должно управлять структурными сдвигами в экономике, в том числе и в промышленности, для достижения своих ближайших и дальних перспектив.

1.2 Развитие отраслевой структуры промышленности

Изменения, происходящие в мировом хозяйстве, в большей или меньшей степени втягивают в свою орбиту белорусскую экономику и, прежде всего, ее промышленность. Мир в последней четверти ХХ — начале ХХI в. переживает глубокий технологический кризис, который связан с отмиранием индустриального, становлением постиндустриального технологического способа производства. В этомважнейшаярольпринадлежитпромышленности.

Сегодня, по оценке специалистов, разрыв в технологических уровнях между Беларусью и странами мира составляет примерно 20 лет, в том числе более 10 лет по конструкционным материалам, около 25 лет по электроэнергетике. В развитых странах Запада, как и в бывшем СССР, с 50-х гг. началось становление пятого технологического уклада, сущность которого заключалась в использовании ресурсосберегающих технологий, высокотехнологических наукоемких производствах, основанных на последних достижениях микроэлектроники, биотехнологии, информатики и т.д. Но, если в 70-х гг. в развитых странах Запада перераспределение ресурсов из четвертого в пятый технологический уклад приобрело необратимый характер, то в бывшем СССР, наоборот, стала проводиться политика, направленная на восстановление устаревшего технологического уклада. И как результат — с 1975 по 1985 г. отставание СССР от США по обобщающему показателю относительно развития производства пятого технологического уклада возросло с 2 до 10 лет, а от Японии — с 12 до 70 лет. Особенно тяжелое положение сложилось в микроэлектронике. Технологическое отставание СССР в этой отрасли достигло в конце 80-х гг. трех поколений техники. Почти такое же положение было и в других отраслях — лазерной, оптикоэлектронной технике, производстве средств телекоммуникаций, программном обеспечении и т.д.

В 90-х гг. в Беларуси была проведена конверсия военно-промышленного комплекса, в котором концентрировалась большая часть пятого технологического уклада. Однако, эта мера не обеспечила внутренний рынок высокотехнологической продукцией. Беларусь, все еще находится на периферии современного научно-технического прогресса.

Имеет свои особенности современная отраслевая структура производственного потенциала Беларуси в промышленности (табл. 1).

На ее долю приходится 50,6% основных производственных фондов. На 1.01.2000 г. в Беларуси насчитывалось около 1987 промышленных предприятий, находящихся на самостоятельном балансе (включая малые и совместные).

Доля убыточных предприятий среди них постоянно растет: с 7,9 в 1995 г. до 23,4% в 2000 г. (табл. 2).

В Беларуси медленнее, чем в соседних странах с переходной экономикой, происходит процесс приватизации и разгосударствления промышленных предприятий.

В 1995 г. удельный вес негосударственного сектора в общем количестве промышленных предприятий составил 65%, в общем производстве промышленной продукции — 30% и в общем количестве промышленно-производственного персонала — 36%.

Таблица 1 — Динамика отраслевой структуры промышленно-производственных основных фондов Беларуси, %.

Отрасльпромышленности

2007

2008

2009

2010

Всяпромышленность

100

100

100

100

В том числе:

Электроэнергетика

11,7

11,9

12,3

14,5

топливная

4,9

5,5

5,9

5,9

черная металлургия

4,9

5,8

5,9

6,0

химическая и нефтехимическая

18,7

21,8

21,9

22,0

машиностроение и металлообработка

34,5

31,5

32,0

32,4

лесная, деревообрабатывающая и

3,5

3,9

3,7

3,8

промышленность строительных материалов

6,3

5,7

5,7

5,5

легкая промышленность

6,9

5,6

5,5

5,2

пищевая промышленность

6,0

6,0

5,9

5,4

прочие отрасли

4,9

4,1

3,5

3,5

Таблица 2 — Удельный вес убыточных предприятий и организаций Республики Беларусь, %.

Область

1995

1996

1997

1998

1999

2000

Брестская

15,9

13,5

10,8

13,3

11,7

19,3

Витебская

23,7

25,7

14,1

26,3

28,1

33,1

Гомельская

17,7

18,2

12,6

17,9

17,1

24,3

Гродненская

14,8

15,9

11,4

10,3

10,8

22,1

Город Минск

21,1

19,2

10,4

6,5

6,5

8,3

Минская

16,7

17,2

14,2

18,1

17,8

24,8

Могилёвская

12,8

15,6

12,2

20,1

27,2

33,6

Республика Белпрусь

17,9

18,4

12,3

16,2

16,9

23,4

Изменения, которые произошли за последнее время в промышленности, пока не дают возможности улучшить ее материально-техническую базу. На большинстве предприятий она представлена традиционным (четвертым) технологическим укладом. Износ активной части основных производственных фондов остается за чертой экономически допустимой. По ориентировочным оценкам специалистов, только около 18% всего парка машин и оборудования в промышленности отвечают мировому уровню, из них всего 4% занято в технологических процессах, имеющих мировые стандарты [3, с.18]. Сказанное свидетельствует о том, что для устойчивого развития страны необходимо как можно быстрее провести смену технологий в большинстве отраслей производства, осуществить реконструкцию приоритетных отраслей и тем самым повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции. Причем, особое внимание государство должно уделить модернизации наукоемкого сектора промышленности, экспортоориентированным отраслям и импортозаменяющим производствам, образованию и развитию производств, основанных на новейших и высоких технологиях.

Размещение промышленно-производственных основных фондов по территории республики неравномерно, резко дифференцировано. Основная их часть

сконцентрирована в Минской и Гомельской областях (15% и 21% соответственно).

Относительно высокая их концентрация характерна также для Могилевской области (14%).

А вот доля Брестской и Гродненской областей, вместе взятых, в стоимости промышленно-производственных фондов Беларуси не превышает 20%. В послевоенное время были предприняты меры по экономическому развитию западных областей. Но в целом задача по выравниванию производственного потенциала восточных и западных областей не ставилась из-за пограничного положения последних.

В целом надо отметить, что глубокий социально-экономический кризис конца 80-х — первой половины 90-х гг. отрицательно сказался на промышленности Беларуси. Техническая база большинства предприятий республики представляет сегодня традиционный (четвертый) или даже реликтовый технологический уклад. Поэтому продукция, производимая на таких предприятиях, ресурсоемкая и неконкурентоспособная. Если в странах-лидерах мирового научно-технического прогресса доля пятого технологического уклада достигла примерно половины ВВП, то в Беларуси в начале 90-х гг. она составляла только около 10%, а на сегодняшний день, по оценкам специалистов, находится на уровне 3-5% [9, с.24]. Это говорит о том, что в функционировании технологического уклада Беларуси негативные тенденции и диспропорции пока не преодолены. К важнейшим из них относятся:

  • слабая ориентация на удовлетворение внутренних потребностей населения и народного хозяйства (отсутствие или недостаточное производство машин и оборудования для АПК, недостаточное развитие строительного и транспортного комплексов, жилищно-коммунального хозяйства);
  • низкий уровень развития отраслей сферы обслуживания населения и производства;
  • резкое усиление физического и морального износа основных фондов в связи с невозможностью осуществления не только расширенного, но и простого их воспроизводства;
  • высокая энерго — и материалоемкость производства и необходимость крупных поставок из-за рубежа топливно-энергетических и сырьевых ресурсов;
  • недостаточный уровень развития экспортных производств, низкая конкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке.

Для обеспечения общего устойчивого развития Беларуси и ее производственного потенциала в частности важнейшей задачей на ближайший период должно стать восстановление той его части, которая обеспечивает потребности населения и народного хозяйства (государственная поддержка жизненно важных объектов, технологическое перевооружение и реконструкция предприятий, создание новых наукоемких экспортоориентированных и импортозаменяющих производств и т.д.).

На более отдаленную перспективу должно быть предусмотрено формирование гармонически развитого, высокотехнологического и экологического, не ресурсоемкого производственного потенциала, способного производить товары и услуги, которые имели бы спрос на внутреннем и внешнем рынках и тем самым обеспечивали устойчивое развитие экономики республики.

1.3 Совершенствование отраслевой структуры промышленности

Из зарубежного опыта следуют два вывода — о значительной роли государства в осуществлении структурных преобразований промышленности и длительности периода их проведения. При этом государство должно четко формулировать текущие и перспективные задачи, чтобы исключить «распыление» ресурсов по всем областям экономики. Для успешного управления структурными процессами необходимо сформировать концептуальный стержень структурной перестройки промышленности, который целесообразно оформить в виде стратегии структурной политики государства на период в 10-12 лет. Концепция должна включать в себя цели структурных преобразований промышленности, базовые национальные приоритеты и методы государственного регулирования в рамках бюджетной, налоговой, инвестиционной, амортизационной политики.

Долгосрочную стратегию целесообразно разбить на ряд этапов — в виде государственных программ структурных преобразований промышленности, опирающихся на соответствующие законодательные акты. Среди них, например, двухлетняя программа инвентаризации промышленности на предмет выявления структурно-депрессивных производств и предприятий, а также начала их свертывания. Далее может следовать период развития отдельных сегментов машиностроения для насыщения внутреннего рынка современной техникой, оборудованием, технологиями. Целесообразно выделить этап производства и внедрения нововведений и завершающий этап развития новых наукоемких подотраслей и высокотехнологичных производств. Программы могут реализовываться и параллельно.

В Беларуси принят Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства», которым определена система работы государства по развитию предпринимательства. Система предусматривает создание фондов и центров поддержки предпринимательства, инкубаторов предпринимательства, инновационных центров, торговых палат, меры поддержки государством малого предпринимательства, в том числе порядок выделения в аренду производственных и офисных помещений и т.д.

В условиях совершенствования отраслевой структуры промышленности увеличение открытости экономики Беларуси является объективной необходимостью. И значительную роль в этом могут сыграть свободные экономические зоны. Тем более важными являются вопросы, касающиеся финансовых аспектов функционирования свободных зон, так как для достижения ожидаемых результатов от деятельности СЭЗ необходимо правильно организовать финансовые потоки в них, создать развитую банковскую систему, способную быстро и качественно обслуживать резидентов зоны и предоставить им все необходимые услуги.

Свободные экономические зоны являются одним из рычагов привлечения внешних инвестиций в определенные сектора экономики Республики Беларусь и создаются с целью развития внешнеэкономических связей и отдельных регионов, создания новых рабочих мест; капиталовложения в свободных экономических зонах на территории РБ позволяют создать инфраструктуру, необходимую для увеличения белорусского экспорта, а также собственную производственную базу для стабильного снабжения нашей страны различными товарами и т.д. При проработке вопросов свободных экономических зон очень важным является вопрос, какие же разновидности свободных экономических зон следует организовывать.

Следует, однако, отметить, что в нашей стране мировой опыт создания свободных экономических зон применим лишь частично. Если в зарубежной практике подобные зоны обычно являются небольшими территориальными анклавами, почти не связанными с национальным рынком, то в РБ они мыслятся как органичная часть экономики, как средство решения не столько внешнеэкономических, сколько общехозяйственных задач. Вот почему, так актуален в настоящее время анализ практики, в том числе трудностей и проблем, создания и функционирования свободных экономических зон не только в нашей стране, но и за рубежом.

Инвестирование реструктуризации промышленности должно происходить по следующим направлениям:

  • Создание условий для внутренних накоплений предприятий.
  • Концентрация всех возможных ресурсов государства на обновлении основного капитала промышленности и создании новых производств.
  • Государственную поддержку необходимо осуществлять прежде всего отраслям, производящим экспортную продукцию, а также технологиям, позволяющим снизить потребление импортируемого сырья и издержки.
  • Концентрация ресурсов банковской системы на обновлении основного капитала промышленности и создании новых производств.

При рассмотрении вопроса государственной поддержки важнейшим моментом является изыскание источников финансовых ресурсов. Возникает ряд вопросов: где в этих условиях взять деньги, можно ли это сделать безболезненно для социальной сферы и, если нет, стоит ли это делать?

В настоящее время колоссальная часть средств тратится государством на поддержку и развитие агропромышленного комплекса. Поэтому без серьезной реформы агропромышленного комплекса, которая бы привела к снижению уровня государственной поддержки данной отрасли, говорить о существенной концентрации ресурсов государства на новом стратегическом направлении сложно. Первыми шагами в реформе агропромышленного комплекса, которые могли бы дать быстрый эффект, должны стать изменение производственных отношений внутри агропромышленного комплекса и создание макроэкономических условий для прибыльного функционирования этой отрасли. Что касается производственных отношений, то речь не идет о замене крупных сельскохозяйственных предприятий фермерскими. Мировая практика доказала, что крупное хозяйство эффективнее мелкого, но при условии, что для работников крупных хозяйств существует мотив (прежде всего материальный) повышать производительность своего труда и что макроэкономические условия (ценообразование, налогообложение и т.д.) позволяют вести рентабельную деятельность.

Наиболее быстрым в использовании источником средств для обновления основного капитала экономики мог бы стать Национальный банк. Сейчас основным направлением кредитной эмиссии является финансирование жилищного строительства. Речь идет о переориентации, в возможных пределах, допустимой (в рамках контроля за денежным предложением с целью обеспечения курсовой политики) кредитной эмиссии на финансирование инвестиционных проектов, и прежде всего экспортных.

Следующим важным и наиболее доступным источником средств являются внешние инвестиции. Как известно, в Беларуси есть целый ряд предприятий, представляющих интерес для внешних инвесторов, и это в большинстве своем государственные предприятия. В связи с этим важно, чтобы государство направило средства, поступающие от приватизации, в фонд накопления, а не потребления.

Еще одним значимым источником являются ресурсы банковской системы. В настоящий момент, кроме того, что они ограничены, они недоступны из-за высоких процентных ставок (речь идет о ресурсах в национальной валюте).

Политика Национального банка, направленная на постепенное снижение процентных ставок на депозитно-кредитном рынке с одновременным обеспечением превышения доходности по рублевым средствам, является правильной, поскольку позволяет привлекать в банковскую систему свободные денежные средства, прежде всего населения. Бездумное применение здесь японского опыта — административное ограничение верхнего предела процентных кредитно-депозитных ставок с одновременным жестким административным контролем за кредитной экспансией неминуемо привело бы к системному банковскому кризису при том уровне доверия населения к банковской системе и склонности к сбережению, которые существуют в Беларуси. Вместе с тем приток вкладов населения позволил в настоящее время банковской системе накопить ресурсы, которые экономика не может использовать из-за своего финансового состояния и высоких процентных ставок.

Для Беларуси в сложившейся экономической ситуации целесообразно было бы использовать механизм льготирования высоких процентных ставок через компенсацию потерь банкам от выдачи льготных кредитов (под ставку до 10% годовых на инвестиционные цели).

Использовать на эти цели необходимо как средства Министерства финансов, в том числе и за счет перераспределения расходной части бюджета, так и часть кредитной эмиссии (через финансирование дефицита бюджета) Национального банка на условиях, описанных выше.

Естественно, проведение вышеописанных мероприятий не может пройти безболезненно для социальной сферы, но путь на обновление основного капитала промышленности является единственным в существующих в Беларуси экономических условиях, который может привести к распутыванию клубка экономических проблем, поскольку ведет к существенному повышению производительности труда, качества продукции и снижению издержек производства, повышению рентабельности предприятий и, как следствие, последующему наполнению доходной части бюджета, а также к увеличению золотовалютных резервов страны.

Если подытожить сказанное выше, главными направлениями промышленной политики должны стать:

а) Создание необходимых условий на макроуровне для функционирования экономики, в т. ч. для реализации промышленной политики.

б) Определение приоритетов (отраслей, производств, технологий, продуктов).

в) Целенаправленная инновационная политика (программы развития перспективных отраслей).

г) Реструктуризация промышленности (создание национальных компаний, высокотехнологических производств, высоких технологий, конкурентоспособных продуктов, определение критериев для включения предприятий в состав транснациональных корпораций).

д) Законодательное обеспечение реструктуризации промышленности, эффективного функционирования хозяйственных объединений, промышленных и промышленно-финансовых групп, поддержка экспорта деталей и узлов, импорта высоких технологий, эффективного оборудования, комплектации и материалов.

е) Создание системы поддержки и развития малого предпринимательства.

ж) Формирование целенаправленной региональной экономической политики:

  • создание технополисов, зон высоких технологий (инновационных центров);
  • создание свободных экономических зон, в том числе и специальных (экспортно-промышленных, производственно-территориальных, торговых, технопарков, оффшорных зон и др.);
  • организации системы приграничной торговли;
  • внедрение системы самостоятельного формирования местных бюджетов, ответственности регионов за результаты экономического развития, формирование региональных программ развития.

з) Программы свертывания нерентабельных производств, перераспределения ресурсов.

и) Методы государственного регулирования экономики (в рамках бюджетной, налоговой, таможенной, инвестиционной, амортизационной, кредитной политики и т.д.).

к) Стимулирование инвестиций в экономику республики частного капитала и прежде всего населения, создание с этой целью институтов аккумуляции средств населения.

Проведение данных мероприятий должно обеспечить дальнейшее совершенствование отраслевой структуры промышленности Республики Беларусь, повышения конкурентоспособности экономики и экономической безопасности государства в целом.

2. Технико-экономическое обоснование в производстве нового изделия

2.1 Расчёт инвестиций в основной капитал

2.1.1 Состав основного капитала

В состав инвестиций в основной капитал включаются единовременные затраты, необходимые для формирования основных фондов или долгосрочных активов предприятия.

В общем виде величина капитальных вложений в денежном выражении включает следующие составляющие:

где Коб — капитальные вложения в технологическое обо-

рудование, руб.;

  • Кзд — капитальные вложения в здания, руб.;
  • Кло — капитальные вложения в лабораторное оборудование, руб.;

Кинс — капитальные вложения в инструмент и техноло-

гическую оснастку, включаемые в основные фонды, руб.;

  • Кинв — капитальные вложения в производственный инвентарь, включаемые в основные фонды, руб.;
  • Ктр — капитальные вложения в транспортные средства, руб.;
  • Кпр — прочие капитальные вложения, руб.

2.1.2 Расчет количества оборудования

Основу расчета капиталовложений в основные фонды составляет расчет активной их части — оборудования. Расчет должен производиться по всем группам оборудования (видам работ) по формуле:

np1=

np2=

np3=

np4=

np5==12,09(шт)

np6=

np7=

где n pi- расчетное количество видов i-го вида оборудования, шт.;

  • N- годовой выпуск изделий, шт(N=91000).

N — количество наименований изделий;

  • Фэф — эффективный фонд рабочего времени единицы оборудования, ч;
  • ti — трудоёмкость изготовления изделия на i-м оборудовании, нормо-часы;
  • Кв — коэффициент выполнения норм времени(Кв=1,1).

Эффективный фонд времени работы оборудования рассчитывается исходя из двухсменного режима работы, продолжительности смены, равной 8 часам, и коэффициента потерь на ремонт 0,96, т.е.

Фэф=

где Др — количество рабочих дней в году(Др=254);

  • S — сменность работы (S = 2);
  • tсм- продолжительность смены, ч;
  • Кр — коэффициент, учитывающий потери времени, связанные с ремонтом оборудования.

Планируемый коэффициент выполнения норм времени для всех групп оборудования можно принять в пределах 1,05-1,2 (учащиеся подбирают этот коэффициент сами).

Расчетное количество оборудования округляется до целого числа и называется принятым количеством рабочих мест (nпр).

На основании этого расчета может быть определен коэффициент загрузки оборудования по каждой группе:

Кз1=

Кз2=

Кз3=

Кз4=

Кз5=

Кз6=

Кз7=

Для расчета капитальных вложений в технологическое оборудование, необходимо, исходя из технологического процесса, определить наименования и количество используемого оборудования. Общая величина капитальных вложений в оборудование определяется по формуле:

Стол для подготовки

Коб1=

Стол для монтажа

Коб2=

Установка электротестирования печатных плат

Коб3=

Стол для сборки

Коб4=

Установка для регулировки и настройки

Коб5=

Стол для маркировки

Коб6=

Установка автоматизированного контроля

Коб7=

где n — количество наименований видов оборудования;

  • Цi — цена приобретения i-го вида оборудования, руб. (цены, действующие на момент расчетов);
  • Кmp — коэффициент, учитывающий транспортные расходы (Ктр=1,10);
  • Кмнп — коэффициент, учитывающий расходы на монтаж, наладку и пуск оборудования (Кмнп=1,10).

Кобщ=8893500+25918200+7792400+7834750+22869000+8808800+5505500=87622150 р.

2.1.3 Расчёт величины капитальных вложений в здания

Капитальные вложения в здания определяются на основании расчёта производственных площадей. Расчёт производственной площади можно произвести укрупнённым методом, используя для этого укрупнённые нормативы удельной площади, приходящейся на единицу оборудования. Удельная площадь — это площадь, которую занимает каждая единица оборудования, включая ширину проходов и проездов в цехе.

При выполнении данного проекта можно руководствоваться следующими величинами удельной площади:

  • для небольших станков до 12 м2;
  • для средних станков до 25 м2;
  • для столов сборщиков до 8 м2;
  • Для конвейеров сборочных и сборочно-монтажных нужно произвести отдельный расчёт. Для столов регулировщиков — 10 м2.

Общая площадь зданий проектируемого предприятия будет включать следующие составляющие:

Sзд=310+155+124+93=682(м2)

Sоб= (7)

Sоб=

где Sоб — площадь, занимаемая оборудованием, м2 ;

  • Sа — площадь, занимаемая служащими, специалистами и руководителями, м2;
  • Sск — площадь под складские помещения, м2;
  • Sбыт — площадь под санитарно-бытовыми помещениями, м2;
  • Для расчёта площади административных, складских и бытовых помещений нужно воспользоваться коэффициентами, учитывающими соотношение между площадью, занимаемой оборудованием, и другими видами площадей.

Sa=

Sск=

Sбыт=

Соответственно Ка=0,5, Кск=0,4, Кбыт= 0,3.

Величину капитальных вложений в здания можно определить по формуле:

зд=

где SЗД — общая площадь зданий и сооружений, м2;

  • ЦМ — цена одного м2.(Цм=800000).

2.1.4 Расчёт остальных слагаемых основного капитала

Остальные слагаемые капитальных вложений в основные фонды определяются укрупнённо в процентах от стоимости технологического оборудования.

1) Рабочие машины и оборудование

100%

2) Лабораторное нестандартное оборудование

19,3 %

3) Инструмент и технологическая оснастка

3,5%

4) Производственный инвентарь

4,3%

5) Транспортные средства

6,5%

6) Прочие основные фонды

3.3%

Результаты расчёта вложений в основной капитал сводятся в таблицу 1.

Таблица 1 — Инвестиции в основной капитал

Наименование инвестиций

Сумма капитальных вложений

1) Здания и сооружения

545600000

2) Рабочие машины и оборудование

87622150

3) Лабораторное и нестандартное оборудование

16911074

4) Инструмент и технологическая оснастка

3066775

5) Производственный инвентарь

3767752

6) Транспортные средства

5695440

7) Прочие основные фонды

2891531

Итого:

665554722

2.1.5 Расчёт амортизации основного капитала

Для определения общей годовой суммы амортизации, а также остаточной стоимости основных фондов необходимо по всем видовым их группам рассчитать годовую сумму амортизационных отчислений.

Годовая сумма амортизации определяется на основе типовых норм амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов, приведенных в приложении В.

Формула расчёта годовой суммы амортизации следующая:

  • где ПСi-первоначальная стоимость основных фондов i-го вида, руб.;
  • Нai — годовая норма амортизации основных фондов i-го вида, %.

Результаты расчёта амортизационных отчислений свести в таблицу 2.

Таблица 2 — Расчёт амортизации основных фондов

Наименование видов основных фондов

Количество

Первоначальная стоимость, руб.

Средняя норма амортизации, %

Годовая сумма амортизации, руб.

1

2

3

4

5

1) Здания и сооружения

545600000

1,0

5456000

2) Рабочие машины и оборудование, в том числе:

87622150

10

8762215

а) Стол для подготовки

6

8896500

10

889350

б) Стол для монтажа

18

25918200

10

2591820

в) Установка электротестирования печатных плат

4

7792400

10

779240

г) Стол для сборки

5

7834750

10

783475

д) Установка для регулировки и настройки

12

22869000

10

2286900

е) Стол для маркировки

4

8808800

10

880880

ж) Установка автоматизированного контроля

2

5505500

10

550550

3) Лабораторное и нестандартное оборудование

16911074

10

1691107

4) Инструмент и технологическая оснастка

3066775

15

565163

5) Производственный инвентарь

3767752

8,3

312723

6) Транспортные средства

5695440

12,5

711930

7) Прочие основные фонды

2891531

10

289153

Итого:

665554722

17788291

2.1.6 Определение остаточной стоимости основного капитала

Остаточная стоимость основного капитала нужна для определения налога на недвижимость и оценки степени износа капитала.

Формула расчёта остаточной стоимости следующая:

  • где ОСi — остаточная стоимость i-го вида основных фондов, руб.;
  • ПСi — первоначальная стоимость i-го вида основных фондов, руб.;
  • Иi — износ i-го вида основных фондов, руб.

Износ определяется по годам исходя из фактического срока службы основных фондов:

где Тфi — фактический срок службы основных фондов i-го вида, лет.

Для расчёта остаточной стоимости основных фондов по годам все данные представляются в табличной форме (таблица 3).

Таблица 3 — Остаточная стоимость основных фондов

Наименование видов основных фондов

Первоначальная стоимость

Остаточная стоимость

1) Здания и сооружения

545600000

540144000

2) Рабочие машины и оборудование, в том числе:

87622150

78859935

а) Стол для подготовки

8893500

8004150

б) Стол для монтажа

25918200

23326380

в) Установка электротестирования печатных плат

7792400

7013160

г) Стол для сборки

7834750

7051275

д) Установка для регулировки и настройки

22869000

20582100

е) Стол для маркировки

8808800

7927920

ж) Установка автоматизированного контроля

5505500

4954950

3) Лабораторное и нестандартное оборудование

16911074

15219967

4) Инструмент и технологическая оснастка

3066775

2501612

5) Производственный инвентарь

3767752

3455029

6) Транспортные средства

5695440

4983510

7) Прочие основные фонды

2891531

2602378

Итого:

665554722

647766431

Остаточная стоимость основных фондов является базой для расчета налога на недвижимость:

ННД=

где Ннд — ставка налога на недвижимость от остаточной стоимости основных производственных фондов. (1%).

2.2 Расчёт себестоимости (текущих издержек) на единицу продукции

ятия на её производство и реализацию. Для определения суммарных текущих и

Для расчёта полной себестоимости единицы продукции используются следующие калькуляционные статьи затрат:

1)

2)

3)

4)

5)

6)

7)

8)

9)

10)

11)

12)

В энергоёмких отраслях в самостоятельную прямую статью выделяются “то п ливо и энергия на технологические цели”. В нашем случае эти расходы включаются в статью “общепроизводственные расхо ды”.

2 .2.1 Расчёт затрат по статье «Сырьё и материалы за вычетом возвратных отходов»

В эту статью включается стоимость основных и вспомогательных материалов, необходимых для и

Формула расчёта следующая:

Рм=

коэффициент, учитывающий транспортно-загото

См — стоимость материалов, расходуемых на 1 изделие

n — номенклатура применяемых материалов.

но принять равным 1,1-

Для упрощения расчётов возвратные отходы можно принять в размере 1 % от стоимости матери

ВО=

Рм=2871-29=2842(руб)

2.2.2 Расчёт затрат по статье «Покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера»

В эту статью включаются затраты на приобретение в порядке производственной кооперации гот овых покупных изделий и полуфабрикатов, используемых для комплектования изделий или подвергающихся дополнительной обработке на да нном предприятии для получения готовой продукции (радиоэл ементы, микросхемы и пр.).

Расчёт затрат по этой статье на единицу продукции производится следующим образом:

Рк=

где

Ктр — коэффициент, учитывающий транспортно-заго

2 .2.3 Расчёт затрат по статье «Основная заработная плата производственных рабочих»

В эту калькуляционную статью включаются расходы на оплату труда прои

где К np — коэффициент премий, установленный за выполнение определённых показателей;

Тчi — часовая тарифная ставка, соответствующая разряду работ i-й операции, руб./ч;

ti — норма времени i-й операции по изделию, ч/шт.;

  • К — количество операций, выполняемых по изделию.

Часовые тарифные соответствующего разряда и результаты р

Расчет основной заработной платы производственных рабочих по видам работ

Виды работ

(операции)

Разряд работ

Часовая тарифная став ка руб./ч

Норма вр е мени по опе рации, ч

Основная зарплата (расценка), руб.

1

2

3

4

5

1) Подготовительные

3

1601

0,25

400

2) Монтажные

5

2052

0,82

1683

3) Контрольные

4

1862

0,17

317

4) Сборочные

6

2254

0,24

541

5) Регулировочные

6

2254

0,57

1285

5) Маркировочные

3

1601

0,19

304

6) Контрольные

4

1862

0,09

168

Итого :

4698

Премия 40%

1879

Всего с премией :

6577

2 .2.4 Расчёт затрат по статье «Дополнительная зарабоная плата производственных рабочих»

Дополнительная заработная включает выплаты, предусмотренные законодательством о труде и п

Указанные выплаты распределяются на готовые изделия по нормативу (проценту к основной заработной плате производственных рабочих).

Формула расчёта имеет вид

Зд=

Д — процент дополнительной заработной платы производственных раб

2 .2.5 Расчёт затрат по статье «Отчисления в фонд социальной защиты населения»

В эту статью включаются предусмотренные законодательст

Расходы по статье определяются следующим образом:

Рсоц=

  • установленные законодате

2 .2.6 Расчёт затрат по статье «Отчисления на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве в «Белгосстрах»»

В эту статью включаю

Рно=

где Нно — установленный законодательством процент налога и отчи

2 .2.7 Расчёт затрат по статье «Износ инструментов и приспособлений целевого назначения и прочие специальные расходы»

В этой статье отражается доля стоимости специальных инструментов и пр

К инструментам и приспособлениям целевого назначения относятся штампы, пресс

Эти затраты в упрощённом виде можно определить по отношению к основной заработной плате производственных рабочих:

Риз=

где Низ — процент расходов по износу специального инструмента и приспосо блений (10-15%).

2 .2.8 Расчёт затрат по статье «Общепроизводственные расходы»

Эта статья включает следующие виды затрат:

расходы по содержанию и эксплуатации оборудования;

расходы по организации, обслуживанию и управлению производством.

В расходы по содержанию и эксплуатации оборудования входят затраты на амортизацию оборудования, транспортных средств и ценного инструмента, а та к же затраты на ремонт оборудования и транспортных средств, затраты на эксплуа тацию оборудования, на внутризаводское перемещение грузов, из нос малоценных и быстроизнашивающихся инструментов и приспособлений и пр.

В расходы по организации, обслуживанию производством включаются затр аты на амортизацию зданий, сооружений, инвентаря; расходы на испытания, опыты, исследования, рационализацию и изо бретательс тво, технику безопасности и пр.

Общепроизводственные расходы относятся на себестоимость отдельных изд

Робп=

г де Нобп — процент общепроизводственных расходов (70-90%)

2 .2.9 Расчёт затрат по статье «Общехозяйственные расходы»

Эта статья, как и предыдущая, является комплексной и относится к условно-постоянным расходам. В неё включаются амортизация общезаводских зданий и сооружений, затраты на их содержание и ремонт, расходы на служебные кома ндировки и перемещение работников аппарата управления, содерж ание легкового транспорта, канцелярские, типографические расходы, затраты на телефонную и телегра фную связь и пр.

Робх=

где Н

2 .2.10 Расчёт затрат по статье «Прочие производственные расходы»

В состав этих расходов включаются затраты на гарантийный ремонт и гара