Разработка информационной системы

Курсовая работа

Курсовое проектирование проводится в рамках дисциплины «Информационные системы и платформы разработки информационных систем» по специальности «Информационные системы (по отраслям)».

Курсовое проектирование базируется на знаниях и навыках, полученных при изучении следующих предметов: операционные системы, основы алгоритмизации и других.

После выполнения курсового проекта студент должен уметь:

  • создавать структуры таблиц;
  • использовать мастер подстановок при построении отношений между таблицами;
  • реализовать простые запросы;
  • реализовать сложные запросы;
  • создавать запросы на изменения данных;
  • разработать интерфейс с пользователем.

Цель курсовой работы заключается в создании информационной системы при помощи бухгалтерской платформе «1С: Предприятие».

Для осуществления обозначенной цели служат следующие задачи:

  • изучение литературы в области программирования в «1С: Предприятие»;
  • формулировка основных понятий, касающихся темы изыскания;
  • посещение и анализ лекций «Информационные системы и платформы, разработки информационных систем», проводимых у студентов в колледже ДВФУ.

программа delphi информационный

1.1 Описание предметной области и функции решаемых задач

В качестве примера рассмотрим упрощенный вариант построения информационной системы для разработки автоматизированного рабочего места (АРМ) заместителя директора школы по науке.

Предметной областью автоматизации являются должностные функции заместителя директора с документацией.

Заместитель директора оформляет соответствующие документы для школы.

1.2 Перечень входных данных

Входную информацию делят на условно-постоянную, сохраняющую свои значения на длительный период времени, и, на постоянно меняющуюся оперативно-учетную.

В результате обследования предметной области определены входные данные, необходимые для решения комплекса задач.

Аттестационные листы, информация о повышении квалификации, конкурсы, личная карточка, информация об учащихся, информация о школе.

Поэтому при разработке базы данных, необходимо создать формы для ввода этой информации.

Входная информация по повышению квалификации представлена в таблице 1.

Таблица 1. Входные данные по повышению квалификации

Код повышения квалификации

Учитель

Организатор

Название курса

Кол-во часов

Дата

В таблице 2 представлены входные данные по конкурсам.

Таблица 2. Входные данные по конкурсам

Код конкурса

Название

Организатор

Участник

Результат

Входные данные по учащимся представлены в таблице 3.

Таблица 3. Входные данные по учащимся

Код учащегося

Ф.И.О.

Класс

Классный руководитель

Пол

Дата рождения

Адрес

Телефон

1.3 Перечень выходных данных

Выходная информация представлена в виде отчетов:

  • учащиеся;
  • аттестационный лист;
  • повышение квалификации;
  • личная карточка;
  • конкурсы.

Формы заполнения аттестационного листа и удостоверения о повышении квалификации представлены в приложениях А и Б соответственно.

1.4 Ограничения предметной области

Инвентарный номер должен состоять из семнадцати символов, первые 3 символа — английские буквы, остальные — цифры.

1.5 Взаимодействие с другими программами

Представленная информационная система должна выводить отчёты в средах «1С: Предприятие» и «Delphi», а также в текстовый процессор «MS Word».

1.6 Постановка задачи

Разрабатываемая информационная система предназначена для структурированного хранения данных и вывода информации о аттестационном листе, повышении квалификации, личной карточке, конкурсах, учащихся.

Разрабатываемая информационная система должна выполнять следующие функции:

  • добавление информации о новых учащихся;
  • добавление личной карточки учащегося;
  • оформление и результаты конкурсов;
  • показать общий стаж работников;
  • показать повышение квалификации работника.

2.1 Выделение информационных объектов

Одним из первых объектов предметной области можно выделить «Аттестационный лист» и «Личную карточку». Далее определяем, кто следит за учащимися, для этого вводим объект «Учащиеся». Учащиеся принимают участие в различных конкурсах (объект «Конкурсы»).

Учителя каждый год проходят курсы по повышению квалификации, отсюда объект «Повышение квалификации».

2.2 Определение атрибутов объектов

Рассмотрим атрибуты перечисленных объектов. Таблица 4 содержит характеристики необходимых объектов.

Таблица 4. Атрибуты объектов

Объект

Атрибуты объектов

Ключевой атрибут

Аттестационный лист

Код аттестационного листа, Дата назначения должности, Стаж педагогической работы, Общий трудовой стаж, Краткая оценка работника, Стаж работы по специальности, Учитель.

Код аттестационного листа

Повышение квалификации

Код повышения квалификации, Учитель, Организатор, Название курса, Количество часов, Дата.

Код повышения квалификации

Конкурсы

Код конкурса, Название, Организатор, Участник, Результат

Код повышения квалификации

Личная карточка

Код личной карточки, Ф.И.О., Дата поступления, Учебная степень, Какую получил специальность, Название учреждения, Учебное звание, Какое учебное звание закончил

Код личной карточки

Учащиеся

Код учащегося, Ф.И.О., Класс, Классный руководитель, Пол, Дата рождения, Адрес, Телефон

Код учащегося

2.3 Определение отношений и мощности отношений между объектами

Рассмотрим взаимосвязи между объектами и мощности отношение и построим матрицу отношений.

Личная карточка > Аттестационный лист «Личная карточка» главный объект, а «Аттестационный лист» подчиненный объект. Тип связи «один ко многим». Так как в одну личную карточку можно внести несколько аттестационных листов. На рисунке 1 представлена связь между этими объектами осуществляет атрибут «код личная карточка».

Рисунок 1. Схема данных объектов «Личная карточка» и «Аттестационный лист»

Личная карточка > Повышение квалификации. «Личная карточка» главный объект, а «Повышение квалификации» подчиненный объект. Тип связи «один ко многим». Так как в личную карточку может входить несколько информаций о повышении квалификации. Связь между этими объектами осуществляет атрибут «код личной карточки». Это представлено на рисунке 2.

Рисунок 2. Схема данных объектов «Личная карточка» и «Повышение квалификации»

Личная карточка > Конкурсы. «Личная карточка» главный объект, а «Конкурсы» подчиненный объект. Тип связи «один ко многим». Так как в одну личную карточку может входить несколько различных конкурсов. Связь между этими объектами, изображенная на рисунке 3, осуществляет атрибут «код личной карточки».

Рисунок 3. Схема данных объектов «Личная карточка» и «Конкурсы»

Учащиеся > Конкурсы. «Учащиеся» главный объект, а «Конкурсы» подчиненный объект. Тип связи «один ко многим». Так как в один учащийся может участвовать в несколько конкурсах. Связь между этими объектами осуществляет атрибут «код учащегося», которая представлена на рисунке 4.

Рисунок 4. Схема данных объектов «Учащиеся» и «Конкурсы»

И так описываются все отношения предметной области. Составим матрицу смежности для рассматриваемой предметной области. По строкам и столбцам записываем выделенные объекты предметной области. Если между объектами существуют отношения, то на пересечении строки и столбца ставится мощность отношения. Если объекты не взаимодействуют, то указывается «0». В таблице 5 изображена матрица смежности предметной области.

Таблица 5. Матрица смежности предметной области

Аттестационный лист

Личная карточка

Повышение квалификации

Конкурсы

Учащиеся

Аттестационный лист

0

1:N

0

0

0

Личная карточка

1:N

0

1:N

1:N

0

Повышение квалификации

0

1:N

0

0

0

Конкурсы

0

1:N

0

0

1:N

Учащиеся

0

0

0

1:N

0

3.1 Определение типов данных

В таблице 6 представлена информация об учителях необходимая для прохождения ежегодной аттестации.

Таблица 6. Структура таблицы данных «Аттестационный лист»

Наименование поля

Тип поля

Размер поля

Обязательное поле

Ключевое поле

Код аттестационного листа

Числовой

Длинное целое

Да

Да

Дата назначения должности

Дата/время

Краткий формат даты

Нет

Нет

Стаж педагогической должности

Числовой

Целое

Да

Нет

Общий трудовой стаж

Числовой

Целое

Да

Нет

Краткая оценка работника

Текстовый

Неограниченно

Нет

Нет

Стаж работы по специальности

Числовой

Целое

Нет

Нет

Учитель

Числовой

Длинное целое

Да

Нет

Информация об учителях, необходимая для повышения квалификации, представлена в таблице 7.

Таблица 7. Структура таблицы данных «Повышение квалификации»

Наименование поля

Тип поля

Размер поля

Обязательное поле

Ключевое поле

Код повышения квалификации

Числовой

Длинное целое

Да

Да

Учитель

Числовой

Длинное целое

Да

Нет

Кто проводит курсы

Текстовый

100

Нет

Нет

Название курса

Текстовый

50

Да

Нет

Количество часов

Числовой

Целое

Нет

Нет

Дата

Дата/время

Краткий формат даты

Да

Нет

В таблице 8 изображена информация об учащихся, которые участвуют в конкурсах.

Таблица 8. Структура таблицы данных «Конкурсы»

Наименование поля

Тип поля

Размер поля

Обязательное поле

Ключевое поле

Код конкурса

Числовой

Длинное целое

Да

Да

Название

Тестовый

100

Да

Нет

Организатор

Числовой

Длинное целое

Нет

Нет

Участник

Числовой

Длинное целое

Да

Нет

Результат

Текстовый

50

Да

Нет

Информация об учащихся, содержащаяся в личной карточке, представлена в таблице 9, которая изображена ниже.

Таблица 9. Структура таблицы данных «Личная карточка»

Наименование поля

Тип поля

Размер поля

Обязательное поле

Ключевое поле

Код личной карточки

Числовой

Длинное целое

Да

Да

Ф.И.О.

Тестовый

50

Да

Нет

Дата поступления

Дата/время

Да

Нет

Учебная степень

Текстовый

50

Нет

Нет

Какую получил специальность

Тестовый

150

Нет

Нет

Название учреждения

Тестовый

150

Да

Нет

Учебное звание

Текстовый

50

Нет

Нет

Профессия

Текстовый

100

Да

Нет

В таблице 10 изображена информация об учащихся.

Таблица 10. Структура таблицы данных «Учащиеся»

Наименование поля

Тип поля

Размер поля

Обязательное поле

Ключевое поле

Код учащегося

Числовой

Длинное целое

Да

Да

Ф.И.О.

Текстовый

50

Да

Нет

Класс

Текстовый

15

Да

Нет

Классный руководитель

Текстовый

50

Да

Нет

Пол

Текстовый

1

Да

Нет

Дата рождения

Дата/время

Нет

Нет

Адрес

Текстовый

100

Да

Нет

Телефон

Текстовый

15

Да

Нет

3.2 Создание глобальной схемы связей

На рисунке 5 представлена глобальная схема связей, созданная в MS Access.

Рисунок 5. Глобальная схема связей

Запрос «Дата прохождения курсов» отображает информацию о каждом учителе, прошедшим курсы.

Запрос создан на основе таблиц «Повышение квалификации», «Личная карточка». На рисунке 6 представлен запрос «Дата прохождения курсов» в виде схемы.

Рисунок 6. Структура запроса «Дата прохождения курсов»

Запрос в режиме SQL:

SELECT [Повышение квалификации]. Учитель, [Личная карточка]. Ф.И.О., [Повышение квалификации]. [Название курса], [Повышение квалификации]. Дата

FROM [Личная карточка] INNER JOIN [Повышение квалификации] ON [Личная карточка]. [Код личной карточки] = [Повышение квалификации]. Учитель

WHERE ((([Повышение квалификации]. Дата)<#4/9/2005#));

  • Запрос «Название учреждения в котором проходят курсы» отображает информацию о названии учреждения, в котором проходят курсы.

Запрос создан на основе таблиц «Конкурсы», «Личная карточка», «Аттестационный лист». На рисунке 7 изображен запрос «Название учреждения в котором проходят курсы» в виде схемы.

Рисунок 7. Структура запроса «Название учреждения в котором проходят курсы»

Запрос в режиме SQL:

SELECT Конкурсы. Организатор, [Личная карточка]. [Название учреждения], [Личная карточка]. Ф.И.О.

FROM (Конкурсы INNER JOIN [Личная карточка] ON Конкурсы. [Код конкурса] = [Личная карточка]. [Код личной карточки]) INNER JOIN [Аттестационный лист] ON [Личная карточка]. [Код личной карточки] = [Аттестационный лист]. Учитель;

  • Запрос «Результаты конкурсов девочек» отображает информацию о результатах в конкурсе, в которых приняли участие учащиеся женского пола.

Запрос создан на основе таблиц «Конкурсы», «Учащиеся». На рисунке 8 представлен запрос «Результаты конкурсов девочек» в виде схемы.

Рисунок 8. Структура запроса «Результаты конкурсов девочек»

Запрос в режиме SQL:

SELECT Учащиеся.Ф.И.О., Конкурсы. Название, Конкурсы. Результат

FROM Учащиеся INNER JOIN Конкурсы ON Учащиеся. [Код Учащегося] = Конкурсы. Участник

WHERE (((Конкурсы. Название)<> «мини — футбол»));

  • Запрос «Специальность учителей» отображает информацию о специальности учителей, создан на основе таблиц «Аттестационный лист», «Личная карточка». Запрос «Специальность учителей» в виде схемы, которая представлена на рисунке 9.

Рисунок 9. Структура запроса «Специальность учителей»

Запрос в режиме SQL:

SELECT [Аттестационный лист]. Учитель, [Личная карточка]. Ф.И.О., [Личная карточка]. [Какую получил специальность]

FROM [Личная карточка] INNER JOIN [Аттестационный лист] ON [Личная карточка]. [Код личной карточки] = [Аттестационный лист]. Учитель

WHERE ((([Личная карточка]. [Какую получил специальность]) Like «б*»));

  • Запрос «Учителя с высшим образованием» отображает информацию об учителях, которые имеют высшее учебное звание.

Запрос создан на основе таблиц «Повышение квалификации», «Личная карточка». На рисунке 10 представлен запрос «Учителя с высшим образованием» в виде схемы.

Рисунок 10. Структура запроса «Учителя с высшим образованием»

Запрос в режиме SQL:

SELECT [Повышение квалификации]. Учитель, [Личная карточка]. Ф.И.О., [Личная карточка]. [Учебная степень], [Личная карточка]. [Какое учебное звание получил]

FROM [Личная карточка] INNER JOIN [Повышение квалификации] ON [Личная карточка]. [Код личной карточки] = [Повышение квалификации]. Учитель

WHERE ((([Личная карточка]. [Учебная степень])<> «Среднее»).

5.1 Структура и назначение форм

Компьютерная программа «Delphi» предоставляет широкие возможности для конструирования форм — графического и диалогового интерфейса пользователя. Формы являются основой разработки диалоговых приложений.

Рассмотрим формы, спроектированные в данной базе.

Форма «Учащиеся» содержит всю информацию об учащихся. В данной форме также представлена информация кто является классным руководителем учащегося. На рисунке 11 изображена форма «Учащиеся».

Рисунок 11. Форма «Учащиеся»

Форма «Повышение квалификации» создана для учителей, которые совершили переход на высшую ступеньку в карьерном росте, что и какой предмет они освоили. Форма «Повышение квалификации» представлена на рисунке 12.

Рисунок 12. Форма «Повышение квалификации»

Форма «Личная карточка» создана для просмотра и заполнения информации об учителях. Форма содержит в себе персональные данные. На рисунке 13 представлена форма «Личная карточка».

Рисунок 13. Форма «Личная карточка»

Форма «Конкурсы» создана для отображения результатов учащихся, которые приняли участия в различных конкурсах. Форма содержит поля «Код ответственного лица», «Сотрудники», отображающие сотрудника, ответственного за что-либо, а также содержит поле Memo «Комментарий», дающий краткую характеристику о специалисте. Форма «Конкурсы» представлена на рисунке 14.

Рисунок 14. Форма «Конкурсы»

Форма «Аттестационный лист» создана для просмотра информации об учителях. Форма содержит в себе персональные данные. На рисунке 15 представлена форма «Аттестационный лист».

Рисунок 15. Форма «Аттестационный лист»

5.2 Структура отчетов в системе «Delphi»

Программирование отчетов в Delphi с помощью специальных средств может быть осуществлено в виде выходного печатного документа. Эти средства позволяют создавать отч?т сложной структуры, обеспечивающий вывод взаимосвязанных данных из многих таблиц, запросов, их группировку, вычисление итоговых данных.

Отчет «Название учреждений, где проходят конкурсы» демонстрирует информацию, где проходят конкурсы.

Отчет «Результаты конкурсов девушек» демонстрирует информацию о результатах конкурсов, где принимали участие девушки.

Отчет «Дата проведения курсов» демонстрирует информацию о дате проведения курсов учителей.

Отчет «Специальности у преподавателей» демонстрирует информацию об учителях-предметниках.

Отчет «Учителя с высшим образованием» демонстрирует информацию об учителях имеющих высшее образование.

6.1 Структура и назначение форм

Платформа «1С: Предприятие» предоставляет широкие возможности для конструирования форм — графического и диалогового интерфейса пользователя. Формы являются основой разработки диалоговых приложений.

Рассмотрим формы, спроектированные в данной базе.

Форма «Личная карточка» содержит всю персональную информацию об учителях. Форма содержит следующие поля: «Ф.И.О.», «Дата поступления», «Учебная степень», «Какую получил специальность», «Название учреждения», «Учебное звание» и «Какое учебное звание закончил».

Форма «Аттестационный лист» содержит информацию об учителях. Форма содержит следующие поля: «Дата назначения должности» и «Стаж педагогической работы», «Общий трудовой стаж», «Краткая оценка работника», «Стаж работы по специальности», «Учитель».

Форма «Повышение квалификации» создана для просмотра и редактирования всей информации об учителях, которые повысили уровень своих знаний. Форма содержит следующие поля: «Учитель», «Кто проводит курсы», «Название курса», «Количество часов», «Дата».

Форма «Учащиеся» создана для просмотра и редактирования всей информации об учащихся, которые учатся в разных учреждениях. Форма содержит следующие поля: «Ф.И.О.», «Класс», «Классный руководитель», «Пол», «Дата рождения», «Адрес» и «Телефон».

Форма «Конкурсы» создана для просмотра информации об учащихся, которые приняли участие в различных конкурсах. Форма содержит следующие поля: «Название», «Организатор», «Участник» и «Результат».

6.2 Структура отчетов

Средства разработки отчётов предназначены для создания макета отчёта, по которому может быть осуществлён вывод данных в виде выходного печатного документа. Эти средства позволяют создавать отчет сложной структуры, обеспечивающий вывод взаимосвязанных данных из многих таблиц, запросов, их группировку, вычисление итоговых данных.

Результатом данного курсового проекта является разработка программы для общеобразовательной школы №3 по созданию АРМ заместителя директора школы по науке.

В процессе диагностического анализа изучен состав и принципы функционирования общеобразовательной школы №3. Дана общая характеристика учреждения, построена организационно-управленческая структура, проведен анализ проблемных ситуаций. Для автоматизации было выбрано рабочее место заместителя директора по науке. Произведен анализ информационных потоков на выбранном рабочем месте.

Выявлены существующие, разрабатываемые и планируемые к разработке автоматизированные рабочие места.

Разработана программа, которая позволит повысить эффективность работы заместителя директора по науке за счет сокращения времени на обработку информации.

Были исследованы платформы и среды разработки. В качестве базиса для создания программного продукта были выбраны:

  • анализ предметной области;
  • проектирование структуры базы данных;
  • разработка приложения в среде «Delphi»;
  • разработка приложения в среде «1С: Предприятие».

1. Байданов, В.Л. Введение в конфигурирование «1С: Предприятие» 8.2 / В.Л. Байданов, Ф.Ю. Лозбинев, А.А. Тищенко; науч. ред. В.И. Аверченков. — 2-е изд., стереотип. — М.: Флинта, 2011. — 274 с.

2. Киреева, Э.А. Основы информационных технологий. / Э.А. Киреева, В.П. Самойленко. СПб.: БХВ-Петербург, 2012. 167 с.

3. Максимов, Н.В. Компьютерные сети: Учебное пособие / Н.В. Максимов, С.М Куралиев. СПб.: Компьютер-Пресс, 2011. 475 с.

4. Эйдлина, Г.М. Delphi: программирование в примерах и задачах. / Г.М. Эйдлина, Ю.И. Попов, О.В. Яковенко. Институт экономики и финансов «Синергия». М.: ИНФРА-М, 2011. 259 с.

5. Бабаев, Ю.А. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю.А. Бабаев. Финансовый Университет при Правительстве РФ. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. 175 с.

6. Киреева, Г.И. Основы информационных технологий / Г.И. Киреева, В.Д. Курушин, А.Б. Мосягин. М.: ДМК Пресс, 2013. 369 с.