С развитием информационных технологий компьютеры, с их расширенными функциональными возможностями, активно применяются в различных сферах человеческой деятельности, связанных с обработкой информации, представлением данных.
В современном обществе, которое функционирует в жестких рыночных условиях, своевременная обработка информации способствует совершенствованию организации производства, оперативному и долгосрочному планированию, прогнозированию и анализу хозяйственной деятельности, что позволяет успешно конкурировать на рынке. Каждая организация стремиться минимизировать затраты времени, материальных, трудовых ресурсов в ходе своей деятельности и упростить процесс обработки информации. Эти задачи можно решить с использованием автоматизированных информационных систем.
Использование баз данных и информационных систем становится неотъемлемой составляющей деловой деятельности современного человека и функционирования преуспевающих организаций. В связи с этим большую актуальность приобретает освоение принципов построения и эффективного применения соответствующих технологий и программных продуктов: систем управления базами данных, CASE-средств автоматизации проектирования и других.
Объектом курсового проекта является гостиничный комплекс. Предметом исследования является документооборот гостиничного комплекса, также основные процессы, протекающие в гостинице.
Целью данного курсового проекта является повышение эффективности обслуживание клиентов, за счет проектирования и разработки информационной системы гостиницы.
Гостиница оказывает следующие услуги:
- предоставление номеров,
- их обслуживание,
- оформление выезда клиента.
Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:
1. Исследовать предметную область гостиницы.
2. Осуществить постановку задачи.
3. Построить функциональную модель предоставления номеров в гостинице.
1. Анализ предметной области и выявления требований к системе
Описание предметной области.
Гостиница — имущественный комплекс с меблированными комнатами («номерами») для временного проживания. С точки зрения функционирования или структуры гостиницы, можно сказать, что гостиница располагает номерами с разным уровнем сервиса, комфортности и, соответственно, оплаты. Номера могут быть разных типов: люкс — многокомнатный номер с высоким уровнем сервиса, комфортности и обслуживания; полулюкс — номер меньшей, чем люкс, площади, но с достаточным уровнем сервиса и комфортности; обычный номер — с минимальным уровнем сервиса. В гостинице ведется учет состояния номеров. Любая комната гостиницы имеет номер, по которому ведется учет клиентов, проживающих в гостинице.
Совершенствование деятельности административно-хозяйственной службы гостиницы
... более мелких по численности персонала подразделений гостиницы. Хороший управляющий гостиницей обязан досконально знать работу персонала НФ. В своей деятельности сотрудники НФ применяют определенные технологии и работают согласно принятым в ...
В функционирование гостиницы входит:
- регистрация клиентов;
- учет состояния номеров;
- расчет стоимости проживания;
- справочная информация о дополнительных услугах.
Процесс заселения номеров.
Перед заселением в номер клиент должен заполнить форму, в которой должен указать свои фамилию, имя, отчество, паспортные данные, адрес места жительства, тип номера, дату въезда и отъезда. Администратор производит клиенту расчет стоимости за проживание согласно выбранным данным и предъявляет счет. Поселение в гостинице осуществляется после внесения предоплаты за оговоренный при въезде срок пребывания или при изменении срока пребывания (дополнительная оплата после окончания срока проживания и при желании его продления).
Если клиента не устраивает требования гостиницы, клиент уходит и заказ аннулируется. После предоплаты происходит заселение в номер.
Клиент вовремя проживания в гостинице может воспользоваться платными услугами. При выезде из гостиницы клиенту предъявляют итоговый счет за проживание в гостинице и пользование услугами. Оформление выезда включает в себя формирование итогового счёта за вычетом предоплаты. После этого номер становится свободным.
Процесс выселения клиента.
По окончании срока пребывания клиента в гостинице, администратор предъявляет клиенту счет за проживание с вычетом предоплаты.
2. Описание объекта анализа, моделирование предметной области (IDEF0, BMPN)
2.1 Описание процесса управления гостиницей в нотации IDEF0
Функциональная модель предназначена для описания существующих бизнес — процессов на предприятии и идеального положения вещей — того, к чему нужно стремиться. Методология IDEF0 предписывает построение иерархической системы диаграмм — единичных описаний фрагментов системы.
Построение модели ИС начинается с описания функционирования системы в целом в виде контекстной диаграммы. На Рисунке 1 представлена контекстная диаграмма ИС «Гостиница».
После описания контекстной диаграммы проводится функциональная декомпозиция — система разбивается на подсистемы и каждая подсистема описывается отдельно (диаграммы декомпозиции).
Затем каждая подсистема разбивается на более мелкие и так далее до достижения нужной степени подробности. В результате такого разбиения, каждый фрагмент системы изображается на отдельной диаграмме декомпозиции (Рисунок 2, Рисунок 3).
На рисунке 2 отображено разбиение бизнес-процесса на следующие функции:
1) Управление обслуживанием.
В процессе «Управления обслуживанием» происходит управление персоналом, управление услугами, которые оказывает гостиница клиентам.
2) Управление заселением клиентов.
На рисунке 3 подробнее описывается процесс заселения клиентов.
Заселение клиента включает в себя процедуру идентификации личности в согласии с законами РФ, то есть при поселении в гостинице необходимо иметь с собой документ, удостоверяющий личность клиента.
Поселение в гостинице осуществляется после внесения предоплаты за оговоренный при въезде срок пребывания или при изменении срока пребывания.
В процессе проживании в гостинице клиент может пользоваться платными услугами гостиницы.
Оформление выезда включает в себя формирование итогового счёта за вычетом предоплаты.
3) Управление ресурсами.
В процессе «Управления ресурсами» гостиница управляет всеми ее работниками, которые вносят свой вклад в деятельность организации. А также следит за всеми рабочими процессами, связанные с обслуживанием клиентов.
В таблице 1 предоставлен перечень узлов, представляющий информацию о входящих в модель узлах в форме списка, напоминающего обычное оглавление и отражающего иерархическую структуру модели.
Также на Рисунке 4 показано дерево узлов — представление отношений между родительскими и дочерними узлами модели IDEF0 в форме древовидного графа.
Рисунок 1. Контекстная диаграмма «Управлять гостиницей»
Рисунок 2. Диаграмма декомпозиции «Управлять гостиницей»
Рисунок 3. Диаграмма декомпозиции «Управлять заселением клиентов»
Таблица 1. Перечень узлов
А0 |
Управлять гостиницей |
|
А1 |
Управлять обслуживанием |
|
А2 |
Управлять заселением клиентов |
|
А21 |
Заселять клиента |
|
А22 |
Обслуживать клиента |
|
А23 |
Оформлять выезд |
|
А3 |
Управлять ресурсами |
|
2.2 Описание процесса управления гостиницей в нотации BPMN
На рисунке 5 показана модель бизнес-процесса «Заселять клиента».
Стартовым событием является заказ номера. Затем администратор проверяет информацию о наличии свободных номеров. Если список свободных номеров не пуст, и хотя бы один из предлагаемых вариантов устраивает клиента, администратор проверяет документы клиента и заполняет форму, в которой указывает фамилию, имя, отчество, место постоянного жительства, паспортные данные клиента и указывает номер, в который он его поселяет. Если все необходимые данные введены, то администратор добавляет клиента в базу и отмечает указанный номер как занятый. Администратор берет предоплату за проживание, отдает квитанцию и ключ клиенту.
Если же список свободных мест пуст, также клиента не устраивает ни один из вариантов заселения и нет документов у клиента, то администратор отменяет регистрацию клиента. Конечным событием является заселенный клиент.
На рисунке 6 изображена модель бизнес процесса «Оформлять заказ». Стартовым событием на диаграмме является использование услуг клиентом. Клиенту предоставляется перечень услуг, также информация об этих услугах. Если клиент хочет воспользоваться услугами и он согласен с условиями, то заказ записывается на его счет. После этого персонал обслуживает клиента.
Если же клиент не согласен с условиями, то заказ аннулируется. Конечным событием является выполненная услуга.
На рисунке 7 изображена модель бизнес процесса «Оформлять выезд клиента».
Стартовым событием на диаграмме является законченный срок пребывания клиента в гостинице. Администратор осуществляет обработку счетов, начисления платежей за проживание и оказанные услуги. Перед отъездом клиентов администратор проверяет и подготавливает их счета, проверяет задолженности клиента, если есть задолженности, то клиент оплачивает, затем сдает ключи. Если же у клиента нет задолженностей, он сдает ключи и уходит. Конечным событием является выселенный клиент.
Рисунок 5. Модель бизнес процесса «Заселять клиента»
Рисунок 6 .Модель бизнес процесса «Оформлять заказ»
Рисунок 7. Модель бизнес процесса «Оформлять выезд клиента»
3. Формирование требований на проектирование
В качестве основной программы организации использует программные продукты системы «1С:Предприятие». Программные продукты системы «1С:Предприятие» поставляются с типовыми конфигурациями. Типовые конфигурации реализуют наиболее общие схемы учета и могут использоваться в большинстве организаций. Для отражения специфики конкретного учреждения типовую конфигурацию можно изменить.
Система 1С: Предприятие 8 является открытой системой. Предоставляется возможность для интеграции практически с любыми внешними программами и оборудованием на основе общепризнанных открытых стандартов и протоколов передачи данных.
В системе 1С: Предприятие 8 имеется целый набор средств, с помощью которых можно:
- создавать, обрабатывать и обмениваться данными различных форматов;
- осуществлять доступ ко всем объектам системы 1С: Предприятие 8, реализующим ее функциональные возможности;
- поддерживать различные протоколы обмена;
- поддерживать стандарты взаимодействия с другими подсистемами;
- создавать собственные интернет-решения.
В ходе выполнения курсового проекта были созданы функциональные и нефункциональные требования.
1) Функциональные требования:
- Система должна обеспечивать поиск номеров гостиницы в базе данных номеров. После поиска система должна выводить на экран список занятых и пустых номеров.
- Система должна хранить информацию о клиентах.
ФИО, № паспорта, дата въезда, дата выезда и номер, в котором он проживает.
- Система должна автоматически подсчитывать общую стоимость проживания.
Система должна рассчитывать стоимость проживания, также стоимость использованных услуг.
- Система должна хранить информацию об услугах. Наименования услуг, стоимость, срок предоставления, информация.
- Система должна хранить информацию о сотрудниках. ФИО, должность.
- Система должна осуществлять поиск по клиентам, сотрудникам, услугам.
Поиск осуществляется по базе данных клиентов, сотрудников и услуг.
- Система должна иметь режим просмотра и изменения информации о клиентах гостиницы.
- Система должна иметь режим просмотра и изменения информации о сотрудниках гостиницы.
2) Нефункциональные требования:
- Система должна быть удобной и простой при использовании сотрудниками.
- Система не должна допускать утечку данных о клиентах.
- Система должна предоставлять доступ только сотрудникам гостиницы.
Заключение
информационный программный типовой
Данная курсовая работа посвящена проектированию и разработке информационной системы гостиницы.
Целью данного курсового проекта является повышение эффективности обслуживание клиентов, за счет проектирования и разработки информационной системы гостиницы.
В результате выполнения курсовой работы были выполнены такие задачи как:
- исследование предметной области гостиницы.
- осуществлена постановка задачи.
- построена функциональная модель предоставления номеров в гостинице.
В результате выполнения курсовой работы был сделан вывод, что сегодня внедрение информационных систем может способствовать:
- получению более рациональных вариантов решения управленческих задач за счет внедрения математических методов и интеллектуальных систем и т.д.
- освобождению работников от рутинной работы за счет ее автоматизации;
- обеспечению достоверности информации;
- замене бумажных носителей данных на магнитные и оптические, что приводит к более рациональной организации переработки информации на компьютере и снижению объемов бумажных документов;
- уменьшению затрат на производство продуктов и услуг.
Литература
[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/razrabotka-informatsionnoy-sistemyi-gostinitsyi/
1. В.Б. Сибилев. Проектирование баз данных: учебное пособие. — Томск: ТМЦДО, 2007.
2. В.М. Попова Глобальный бизнес и информационные технологии. — Под.ред. В.М. Попова, Москва, 2001.
3. С.С. Иванов Автоматизация гостиниц: выбор системы. Статья. С-Пб. 2007.
4. С.Ю. Золотов. Проектирование информационных систем: Учебное пособие. — Томск: ТМЦДО, 2005 — 88.
5. Ш.А. Хамадеев Учебно-методическое пособие по дисциплине «Проектирование автоматизированных систем обработки информации и управления».- Набережные Челны: Изд.-полигр.центр НЧИ К(П)ФУ, 2013. 20с.