Разработка и реализация государственной политики

Курсовая работа

Актуальность данной работы заключается в том, что стабильность страны во многом зависит от грамотной разработки и реализации государственной политики, благодаря которой страна может занять лидирующее место среди сильных, экономически развитых государств мира, осуществив в возможно сжатые сроки радикальные экономические, социальные, институциональные преобразования общества. Эти преобразования затрагивают все уровни экономических систем: национальный, региональный, корпоративный.

В разработке и реализации государственной политики важную роль играет ежегодное обращение Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. Является программным политико-правовым документом, выражающим видение главой государства стратегических направлений развития России на ближайшую перспективу. Включает в себя как положения политического, экономического, идеологического характера, так и конкретные предложения, касающиеся законотворческой работы парламента

Палаты Федерального Собрания по итогам заслушивания президентских посланий нередко принимают специальные постановления, направленные на реализацию намеченных в посланиях законодательных мероприятий.

Федеральные органы исполнительной власти также реагируют на послания главы государства принятием соответствующих правовых актов, которыми устанавливаются меры по реализации поставленных Президентом задач.

Предметом исследования явилось формирование и реализация государственной политики.

Объектом исследования выступили принципы влияющие на формировании и реализацию государственной политики.

Цель работы состоит в комплексном исследовании разработки и реализации государственной политики. Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:

  1. выделить принципы, идеологические и правовые основы разработки государственной политики;
  2. четко сформулировать содержание современной социально-экономической политики;
  3. определить роль и значение Послания Президента РФ Парламенту России;
  4. как выражается реализации государственной политики.

1 ПРИНЦИПЫ, ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ

Государственные структуры создаются для выполнения определенных задач, которые в той или иной степени связаны с разработкой и реализацией государственной политики. Можно сказать, что смысл существования государственного аппарата заключается в осуществлении намерений и воли политиков, воплощенных в ясную государственную политику в различных областях общественной жизни.

24 стр., 11939 слов

Учет и анализ реализации продукции (работ, услуг) на предприятии ...

... и определяет особенности бухгалтерского учета в сельскохозяйственных предприятиях. Целью выпускной квалификационной работы является изучение состояния организации бухгалтерского учета и анализа реализации (работ и услуг) на предприятии и путей совершенствования учета продажи продукции (работ, услуг). В ...

Государственная политика – это целенаправленная деятельность органов государственной власти по решению общественных проблем, достижению и реализации общезначимых целей развития общества или его отдельных сфер. Она является средством, позволяющим государству достичь определенных целей в конкретной области, используя правовые, экономические, административные методы воздействия, опираясь на ресурсы, которые имеются в его распоряжении. Политика должна быть открытой, конкурентной и ориентированной на результаты.

Общий план действий государственных органов для решения общественных проблем включает такие элементы, как разработка политической стратегии и целей, оценка затрат по альтернативным программам, их обсуждение, консультирование, выбор и принятие решения, мониторинг выполнения и т.д.

Основные цели государственной политики связаны с регулированием действий социальных групп, граждан и их организаций, что включает:

  1. защиту граждан, их деятельности и принадлежащей им собственности;
  2. обеспечение социальной активности;
  3. создание условий для производства товаров и услуг, необходимых для населения.

В зависимости от того кто, играет главную роль в выдвижении целей и задач, разработке мероприятий и программ, можно выделить три модели.

Модель «сверху – вниз», когда решения принимаются на высших уровнях управления, а затем доводятся до нижних уровней и конкретных исполнителей, которые играют пассивную роль и выступают в роли простых исполнителей.

Модель «снизу – вверх», при которой формирование политики начинается с нижних структур государственного управления, активно привлекаются общественные группы и организации, участвующие в разработке и осуществлении различных программ и проектов. На основании их предложений и с учетом их мнений разрабатывается целостная государственная политика.

«Смешанная» модель объединяет эти два подхода, когда существуют механизмы привлечения к разработке политики граждан и государственных служащих при сильном централизованном управлении.

Однако при любых моделях и типах государственной политики ее результативность во многом зависит от того, в какой степени органы государственного управления следуют основополагающим административным ценностям, характерным для демократических государств, к которым относятся: надежность, прозрачность, подотчетность, адаптируемость, эффективность.

Эти принципы должны являться основой деятельности всех государственных институтов и административных процессов, а также быть легко проверяемы со стороны внешних организаций: парламента, судебных органов, общественных организаций и граждан.

Обычно государственную политику разделяют по направлениям в зависимости от характера и содержания проблем и вопросов, которые необходимо решать органам власти в определённой сфере общественной жизни.

20 стр., 9687 слов

Управление государственными закупками в организации. Часть

... выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение С 1 июля 2012 года закон № 223-ФЗ обязывает компании разместить на официальном ... Глава 2. Управление государственными закупками в организации ФГУП «НИИ «Квант» 2.1. Технико-экономическая характеристика заказчика ФГУП «НИИ «Квант» ФГУП «НИИ «Квант» выполняет работы и ...

Например, при составлении планов социально-экономического развития государства мероприятия разрабатываются по следующим направлениям:

  1. финансовая, денежная и ценовая политика;
  2. структурная политика;
  3. аграрная политика;
  4. социальная политика;
  5. региональная экономическая политика;
  6. внешнеэкономическая политика.

Если перейти на другой уровень, то внутри каждого направления можно выделить большое число направлений государственной политики.

Например, в рамках общей социальной политики планируются мероприятия в таких областях, как занятость населения, пенсионное обеспечение, охрана здоровья, образование и др. Экономическая политика в свою очередь делится на промышленную, налоговую, тарифную, денежно-кредитную, ценовую, таможенную, инвестиционную и т.д.

Однако возможна классификация и разделение по другим критериям, что позволяет лучше понять характер отношений, существующих между участниками разработки и реализации политики, а также определить уровень конфликтности той или иной политики. При данном подходе выделяются такие виды государственной политики, как политика распределительная, перераспределительная, регулирующая, административно-правовая, стратегическая и антикризисная

Современное государство характеризуется многоэлементностью и многофункциональностью, что определяет принцип системности государственного управления. В эту систему входят различные органы государственной власти и вовлечено большое количество людских, финансовых и материальных ресурсов. Будучи системой, вся приведенная совокупность находится в состоянии взаимосвязи и взаимодействия. Но система государственного управления не существует сама по себе, она находится в состоянии взаимосвязи и взаимодействия с обществом и его институтами, создавая тем самым макросистему. Столь сложное явление не может существовать и развиваться без четкого плана и принятой всеми концепции. Кроме того, при отсутствии общепринятых политических, правовых, экономических, нравственных, философских принципов крайне сложно добиться единства в действиях органов государственного управления и их сотрудников, так как в них будет доминировать узковедомственный или личный интерес [8].

Отсутствие в системе государственного управления единой цели и соответствующей ей совокупности программных документов, определяющих пути и методы ее достижения, чрезвычайно опасно. Это приводит к ложному чувству самодостаточности организационных действий и подменяет собой ту цель, ради которой они предпринимаются. Самой опасной становится ситуация, при которой развитие организационных действий превращается в источник целеполагания и начинает подчинять себе интересы и ресурсы общества и государства. Таким образом, необходимость в выработке концепции, которая являлась бы, по сути, носителем идеологии развития общества, подменяется локальным действом в виде изменения системы государственного управления и его аппарата – системы государственной службы.

4 стр., 1628 слов

Автоматизация процесса управления государственным учреждением

... - изучение и анализ автоматизации процесса управления государственным учреждением В соответствии с целью работы предложены следующие задачи исследования: изучить понятия автоматизация процесса управления; проанализировать и сравнить автоматизацию управления по средствам программных продуктов ...

Единство идеологии позволит максимально сблизить состояние управления обществом и государством с процессами, происходящими в обществе. Крайне сложно сформулировать идеологическую концепцию в условиях значительного расслоения общества. В этой ситуации цели, принципы и взгляды в различных слоях общества могут быть диаметрально противоположными. Это приводит к невозможности выработать единый для всех курс развития общества, единые политическую, нравственную и философскую платформы [4].

Основные положения идеологии будут представлять собой направления и ориентиры для всех граждан государства, в том числе и занимающих должности в системе государственной службы. Эта категория людей требует особого внимания, так как государственные служащие представляют собой аппарат, предназначенный для обеспечения выполнения государством своих функций. Их профессиональная деятельность связана с выявлением интересов, потребностей, целей и воли государства и общества, их нормативным закреплением в виде различных нормативных правовых актов, проведением последних в жизнь и их защитой. Эта деятельность чрезвычайно важна для общества в целом и каждого человека в отдельности.

Благодаря идеологии деятельность государственных служащих будет иметь смысл для каждого из них, направляя их усилия в единое русло к достижению общей цели легитимными путями и методами. А нормативное закрепление принципов, составляющих идеологию, создаст правовое поле для всех членов общества, став не только моральным и этическим мерилом поступков, но и юридическим. Идеология стимулирует государственного служащего не на уровне удовлетворения материальных потребностей, а на уровне сопричастности осуществления действий, направленных на достижение конечной цели. Кроме того, соответствие поступков и действий, предпринимаемых служащим, идеологии может служить одним из критериев оценки эффективности их труда [7].

Любая реформа государственного управления и как следствие государственной службы представляет собой ничто иное, как его оптимизацию для наиболее эффективной реализации единой концепции развития общества и государства.

Отсутствие идеологии как базы развития общества и государства весьма пагубно влияет на разработку, принятие и реализацию управленческих решений всех уровней, что связано с отсутствием четко определенных целей и основных направлений и принципов развития общества. Это влияние, в первую очередь, сказывается на стратегическом уровне управления и соответствующих ему управленческих решениях. Ситуация, когда отсутствуют ясные и принятые обществом и государством цели, приводит к отсутствию единой политики и единого мнения по приоритетным проблемам на всех уровнях органов государственной власти и местного самоуправления. Следствием этого являются проблемы с разработкой, принятием и реализацией управленческих решений на остальных уровнях [7, c. 28].