Тема курсовой работы — «Расчет стоимости ТО автомобилей и ТЭП работы зоны ТО».
Транспортный комплекс представляет собой особую сферу материалов производства и выступает, как самостоятельная отрасль народного хозяйства.
Транспортное средство призвано удовлетворять потребности предприятий и населения в перевозках. Транспорт связывает в единое целое различные отрасли хозяйства и различные районы.
Транспортный комплекс представлен всеми видами транспортных средств: железнодорожным, автомобильным, речным, воздушным и др.
Автотранспортные средства имеют наибольшую эффективность при внутренних перевозках, а также при транспортировке скоропортящихся и мало тоннажных грузов на средние и дальние расстояния.
Эффективность использования автотранспортных средств зависит от совершенства организации транспортного процесса и свойств автомобилей сохранять в определенных пределах значения параметров, характеризующих их способность выполнять требуемые функции. В процессе эксплуатации автомобиля его функциональные свойства постепенно ухудшаются вследствие изнашивания, коррозии, повреждения деталей, усталости материала, из которого они изготовлены и др. В автомобиле появляются различные неисправности, которые снижают эффективность его использования. Для предупреждения появления дефектов и своевременного их устранения автомобиль подвергают техническому обслуживанию (ТО) и ремонту.
ТО — это комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности автомобиля при использовании по назначению, при стоянке, хранении или транспортировании. ТО является профилактическим мероприятием и проводится принудительно в плановом порядке, через строго определенные периоды эксплуатации автомобиля.
Своевременное проведение ТО и текущего ремонта подвижного состава позволяет содержать автомобили в технически исправном состоянии. Несвоевременное техническое обслуживание создает благоприятные условия для дорожно-транспортных происшествий и предельных износов и поломок узлов и деталей автомобилей.
Так, актуальность темы обусловлена тем, что автомобильный транспорт является наиболее востребованным при грузо- и пассажироперевозках, а от стоимости технического обслуживания и технико-экономических показателей работы зоны технического обслуживания зависит конечная стоимость оказываемых услуг. Чем ниже стоимость оказываемых услуг, тем более конкурентоспособной является организация на рынке.
Цель данной курсовой работы заключается в том, чтобы рассчитать стоимость технического обслуживания автомобилей и технико-экономические показатели работы зоны технического обслуживания.
Организация многостаночной работы, ее влияние на эффективность производства
... обслуживания; изучить основные показатели, применяемые при организации многостаночной работы; -провести расчеты показателей многостаночного обслуживания для участка предприятия и оценить эффективность его внедрения. Структурно работа ... такое обслуживание должна предшествовать соответствующая организационно-техническая подготовка. Подготовительная работа при переходе на многостаночное обслуживание ...
Для достижения этой цели необходимо рассмотреть
произвести планирование численности работников;
- рассчитать прямые затраты;
- рассчитать накладные расходы;
- произвести расчет сметы затрат;
- рассчитать стоимость одного нормо-часа на услуги по ТО-1;
- ТО-2;
- текущему ремонту и диагностике;
- произвести расчет технико-экономических показателей.
РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ
Расчет численности работников
Расчет общей годовой трудоемкости работ по участку (отделению, зоне)
Тобщ= 5199 + 5199
- 0,15 = 5978,9, чел-час.
Трудоемкость работ принята из курсового проекта по дисциплине«Техническая эксплуатация автомобилей».
Расчет годового фонда рабочего времени одного рабочего
Фрв = Др
- tсм — Дпп
- 1час, час.,
где Др- число рабочих дней в году;см- продолжительность смены, час.;
- Дпп- число предпраздничных дней.
Фрв = 255
- 8 — 2
- 1 = 2038, час.
Расчет годового полезного фонда рабочего времени одного рабочего
Фпол = Фрв ∙ (1 — £ / 100), час.,
где £ — плановые потери времени на отпуск, больничные, выполнение государственных обязанностей
Фпол = 2038 ∙ (1 — 12 / 100) = 1793, час.
Расчет числа основных рабочих
Чосн.р = Тобщ / (Фпол
- Кв), чел.,
где Чосн.р ― число основных ремонтных рабочих, чел
Тобщ- общая трудоемкость работ, выполняемых по участку, чел-час;
- Фпол- годовой фонд рабочего времени одного рабочего, час;
Кв- коэффициент выполнения норм выработки, принимаем равным 1,01 — 1,1
Чосн.р = 5978,9 / (1793
- 1,01) = 3, чел.
Таблица 1 Распределение рабочих по разрядам
Разряды рабочих |
3 |
4 |
5 |
6 |
12 |
Тарифные коэффициенты |
1,35 |
1,57 |
1,73 |
1,9 |
2,84 |
Проценты от общего числа рабочих, % |
10 |
40 |
35 |
15 |
|
Число рабочих, чел. |
3 |
Расчет численности других категорий работников производится в процентах от числа основных рабочих. Вспомогательных рабочих (Чв) — 20 — 30%, руководителей и специалистов (Чрс) — 10%. Вспомогательным рабочим, руководителям и специалистам присваиваем разряды согласно ТКС РБ.
Так, принимаем одного вспомогательного рабочего по 4-ому разряду и одного руководителя-мастера по 12-му разряду.
Расчет общей численности работников по участку (зоне, отделению)
Чобщ = Чосн.р + Чв + Чрс, чел.,
Чобщ = 3 + 1 + 1 =5, чел.
Расчет прямых затрат
Расчет фонда оплаты труда производственных рабочих
Расчет среднечасовой тарифной ставки:
Сч.ср =(См / Фм) ∙к ∙ Кт.ср, руб.,
где См — месячная тарифная ставка рабочего 1-го разряда;
- Фм — месячный фонд времени, ч. (Производственный календарь);
- к — отраслевой коэффициент повышения ставок рабочих 1,1;
- Кт.ср- тарифный коэффициент.
Сч.ср =(29,5 / 169,8) ∙1,1 ∙ 1,73 = 0,33 , руб.
Расчет годового фонда оплаты труда основных ремонтных рабочих
Полный фонд заработной платы включает:
- расходы на оплату труда за выполненную работу или отработанное время, исчисленные исходя из сдельных расценок, тарифных ставок в соответствии с принятой на предприятии системой оплаты труда;
- выплату за неотработанное время — оплата очередных (ежегодных) и дополнительных отпусков, льготных часов подросткам, учебных отпусков, оплата простоев не по вине работников, оплата времени, связанного с выполнением гос.
обязанностей;
- стимулирующие выплаты — премии за выполнение и перевыполнение планов и норм выработки, экономию материальных ресурсов, доплаты за квалификацию, стоимость питания, вознаграждение по итогам работы за год и др.;
- компенсирующие выплаты — доплата за отклонение от нормальных условий труда, надбавки за непрерывный стаж работы, доплата за работу в ночное время, праздничные дни и сверхурочные часы.
Расчет доплат и надбавок к тарифным ставкам:
ЗТ= Тобщ ∙ Сч.ср, руб.,
ЗТ= 5978,9 ∙ 0,33 = 1973,0, руб.
Расчет доплат за профессиональное мастерство (Дпроф).
Постановление Минтруда от16.01.99г.№7. в зависимости от присвоенного разряда: 3разряд — 12%; 4разряд — до 16%, 5разряд — до 20%, 6разряд — до 24%. от тарифной ставки рабочего 1-го разряда.
Дпроф= ∙ 0,2 ∙ 11 ∙Чосн.р5 ,руб.,
Дпроф = 29,5∙ 0,2 ∙ 11 ∙3 = 194,7 ,руб.
Расчет премии ремонтным рабочим до 30%:
Пр = (Зт + Дпроф) ∙ %пр / 100, руб.,
Пр = (1973,0 + 194,7) ∙ 30 / 100 = 650,3, руб.
Расчет надбавки за непрерывный стаж работы (Нс) от 5 до 20 % от заработка по тарифу. Приказ Минтранса РБ от 6.07.98г. №127
ЗТ ∙/ 100, руб.,
1973,0 ∙ 20/ 100 = 394,6 ,руб.
Расчет доплаты за контракт:
Дк = ЗТ ∙ 0,5, руб.,
Дк = 1973,0 ∙ 0,5 = 986,5 ,руб.
В состав статьи «Основная заработная плата производственных рабочих» включаются: оплата работ по сдельным нормам и расценкам, а также по тарифным ставкам рабочих-повременщиков, занятых непосредственно выполнением производственного процесса и отдельных операций; доплаты и выплаты, предусмотренные законодательством о труде и положениями об оплате труда, в том числе за неблагоприятные условия труда; работу в ночное время; за совмещение профессий, должностей; за расширение зон обслуживания и увеличение объемов работ; надбавки за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде, за стаж работы в отрасли и др.; премии рабочим за производственные результаты.
Итого основная зарплата производственных рабочих:
Зосн = Зт + Пр + Д, руб.,
где Д — сумма всех доплат и надбавок.
Зосн = 1973,0+ 650,3+ 194,7 + 394,6 + 986,5 = 4199,2, руб.
Расчет дополнительной зарплаты за фактически неотработанное время:
Здоп = Зосн ∙ Кдз, руб.,
где Кдз- коэффициент , учитывающий дополнительную зарплату- 0,12 (по данным ОАО «Гомельоблавтотранс»).
Здоп = 4199,2 ∙ 0,12 = 503,9, руб.
Расчет затрат на материалы и запасные части
Затраты на материалы рассчитываются исходя укрупненных норм затрат на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава автомобильного транспорта.
Расчет затрат на смазочные и другие эксплуатационные материалы:
Затраты на смазочные и другие эксплуатационные материалы определяются в процентном отношении от затрат на топливо.
Lобщ= тобщ / ·1000,км.,
где — расчетная трудоемкость тр на 1000км,
Lобщ= 5978,9/2,5326·1000 =2360775,км.
Таблица 2 Расчет затрат на топливо
Марки автомобилей |
Общий пробег (Lобщ), км |
Норма расхода топлива на 100 км (НР 100км), л |
Стоимость одного литра топлива (Цл), руб. |
Затраты на топливо (Зt), р. |
Volkswagen Passat (бензин) |
2360775 |
9,6 |
1,11 |
251564,2 |
Итого |
— |
251564,2 |
Зсм = (Зt
- Nсм) /100
- Суч/100,руб.,
где Nсм — норматив расхода смазочных и других эксплуатационных материалов на 1 руб. затрат на топливо, % (см. УНЗто,тр)
Зсм = (251564,18 ·3,43)/100
- 6 / 100 =517,7 ,руб.
Таблица 3 Расчет затрат на смазочные и других эксплуатационные материалы
Марки автомобилей |
Затраты на топливо (Зт), р. |
Норма расхода смазочных материалов (Nсм), % |
Суч, % |
Затраты на смазочные материалы (Зсм), р. |
Volkswagen Passat (бензин) |
251564,18 |
3,43 |
6 |
517,7 |
Итого |
— |
517,7 |
Расчет затрат на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава:
Зто,тр = Nмз
- (Lобщ/1000)
- (Jпп /100)
- Кт, руб.,
где Nмз — норма затрат на материалы, запасные части, узлы и агрегаты для ТО и ТР, тыс.руб. на 1000км пробегапп — индекс цен производителей промышленной продукции производственно-технического назначения
Зто,тр = 1,23
- (2360815/1000)
- (141,7 /100) ·1·6% = 246,9, руб.
Таблица 4 Расчет затрат на техническое обслуживание и ремонтподвижного состава
Марки автомобилей |
Nмз, т.р. на 1000км пробега |
Lобщ, т.км. |
Jпп, % |
Кт |
Суч, % |
Зто,тр, р. |
Volkswagen Passat (бензин) |
1,23 |
2360,815 |
141,7 |
1 |
6 |
246,9 |
Итого |
246,9 |
Отчисления от заработной платы (34% — фонд соцзащиты населения, 0,04% — отчисления на обязательное страхование работников предприятий)
Озп = (Зосн+Здоп) ∙ 0,3404, руб.,
Озп = (4199,2 + 503,9) ∙ 0,3404 = 1600,9, руб.
Итого прямых затрат: Зпр = Зосн + Здоп + Зм.зч+Озп, руб.,
Зпр = 4199,2 + 503,9 + (517,7+246,9) +1600,9 = 7068,6, руб.
Расчет накладных расходов
Расчет затрат по содержанию и эксплуатации оборудования
Расчет затрат на электроэнергию для производственных целей:
Зэ = [(Nу ∙ Фоб ∙ Кс ∙ Кз) / (Кд ∙ Ки)] ∙ Цэ, руб.,
где Nу — установленная мощность всех потребителей, кВт (принять из курсового проекта по дисциплине «Техническая эксплуатация автомобилей»)
Кз — коэффициент загрузки оборудования (0,7-0,8);
- Кс — коэффициент спроса учитывает одновременность работы оборудования и приборов (0,6-0,7);
- Кд — КПД электродвигателей (0,85-0,9);
- Ки — коэффициент потерь в сети (0,96);
- Цэ- цена одного кВт∙час, руб.у- 10,18 кВт.
Зэ = [(7,29 ∙ 1956,4∙ 0,6 ∙ 0,7) / (0,85 ∙ 0,96)] ∙ 0,15 = 1101,1, руб.
Фоб — действительный фонд времени работы оборудования, час.
Фоб = Др ∙ tсм ∙ Псм ∙ Ки -1∙Дпп, час.,
где Ки- коэффициент использования оборудования по времени (0,95-0,97);
- Псм- количество смен работы;
- Фоб = 255 ∙ 8 ∙ 1 ∙ 0,96 -1∙2 = 1956,4, час.
Расчет суммы амортизационных отчислений*
Расчет первоначальной (балансовой) стоимости здания:
Сзд = V∙Цзд, руб.,
где V ― объем помещения, м3;
- Цзд ― стоимость 1м3 здания, руб.
Сзд = 618∙ 94,5 = 58401, руб.= S∙h, м3
где h- высота производственных помещений -6м;площадь помещения, м2
V = 103∙ 6 = 618, м3
Стоимость других объектов основных средств производится в процентах от стоимости здания (оборудования (Соб) принимается на основании курсового проекта по дисциплине «Техническая эксплуатация автомобилей» и стоимости оборудования на момент выполнения курсовой работы); стоимость инструментов и приспособлений (Сип) — 8% от стоимости здания; стоимость инвентаря (Си) — 4% от стоимости здания.
Соб= 28510,3,руб.
Сип= Сзд∙8% ,руб.,
Сип= 58401∙8% = 4672,1,руб.
Си = Сзд∙ 4% ,руб.,
Си = 58401∙ 4% = 2336,0,руб.
Балансовая (первоначальная) стоимости основных средств включает: стоимость здания, оборудования, инструментов и приспособлений, производственного и хозяйственного инвентаря.
Итого первоначальная (балансовая) стоимость основных средств:
Сосп = Сзд + Соб+ Сип + Си, руб.,
Сосп = 58401 + 28510,3+ 4672,1 + 2336,0 = 93919,4,руб.
Расчет суммы амортизационных отчислений
Нормы амортизации на: здания — 3,35%; оборудование — 10%; инструмент и приспособления — 16,67%; производственный и хоз. инвентарь — 10%.
= Сзд∙ 3,35% ,руб.,
= 58401∙ 3,35% = 1956,4,руб.
= Соб∙ 10% ,руб.,
= 28510,3∙ 10% = 2851,0,руб.
= Сип∙ 16,67% ,руб.,
= 4672,1∙ 16,67% = 778,8,руб.
= Си∙ 10% ,руб.,
= 2336,0∙ 10% = 233,6,руб.
Расчет затрат на содержание и ремонт оборудования (по документам ОАО «Гомельоблавтотранс» составляет примерно 2,5% от стоимости оборудования), в т.ч. условно 50% затрат на зарплату и 50%- на материалы.
Зстр = 0,025 ∙ Соб, руб.,
Зстр = 0,025 ∙ 28510,3 = 712,8,руб.
Отчисления от заработной платы:
О’зп = Зстр∙0,5∙0,3404, руб.,
О’зп = 712,8∙0,5∙0,3404 = 121,2, руб.
Итого затрат по содержанию и эксплуатации оборудования
Зэк = Зэ + Аоб + О’зп, руб.,
Зэк =1101,1+ 2851,0 + 712,8+ 121,2 = 4786,1, руб.
Расчет общепроизводственных расходов
В статью «Общепроизводственные расходы» включаются: затраты по оплате труда специалистов и служащих по ремонтной мастерской (участку, зоне); затраты по оплате труда вспомогательных рабочих; затраты на охрану труда и технику безопасности; амортизационные отчисления по восстановлению инструментов, инвентаря, приспособлений; расходы на содержание зданий, инвентаря, инструментов, приспособлений; расходы на хозяйственные нужды (стоимость отопления, освещения, водоснабжения) и прочие общепроизводственный и общехозяйственные расходы.
Расчет годового фонда оплаты труда вспомогательных рабочих
Расчет зарплаты по тарифу
З’т = Фпол∙Чв∙Счв, руб.,
где Счв — часовая тарифная ставка вспомогательного рабочего
З’т = 1793 ∙ 1∙ 0,3 = 537,9 , руб.,
Сч.в =(29,5 / 169,8) ∙1,1 ∙ 1,57 = 0,3 , руб.
Расчет доплат за профессиональное мастерство
Д’проф = См∙%проф ∙ 11 ∙ Чв(3-6 разряд) / 100, руб.,
Д’проф = 29,5 ∙ 16% ∙ 11 ∙ 1 / 100 = 51,9, руб.
Расчет премии вспомогательным рабочим:
П’р = (З’т + Д’проф) ∙ %пр / 100, руб.,
П’р = (537,9 + 51,9) ∙ 30 / 100 = 176,9, руб.
Надбавка за непрерывный стаж работы
Н’с = З’т ∙ %д / 100, руб.,
Н’с = 537,9∙ 20 / 100 = 107,6, руб.
Итого годовой фонд оплаты труда вспомогательных рабочих
Зв = (З’т + П’р + Д’) ∙ (1+Кдз), руб.,
где Д’ — сумма всех доплат и надбавок.
Кдз — коэффициент, учитывающий дополнительную зарплату.
Зв = (537,9 + 176,9 + 107,6+ 51,9) ∙ (1+0,12) = 979,2, руб.
Расчет годового фонда оплаты труда мастера по повременно-премиальной системе
Расчет месячного должностного оклада мастера
Ом = См∙Ктар∙Котр, руб.,
Ом = 29,5 ∙ 2,84∙ 1,1 = 92,2, руб.
Расчет премии руководителям
Пм = Ом ∙ %пр / 100, руб.,
Пм = 92,2 ∙ 30 / 100 = 27,6, руб.
Надбавка за непрерывный стаж работы
Нсм = Ом ∙ %д / 100, руб.,
Нсм = 92,2 ∙ 20 / 100 = 18,4, руб.
Итого годового фонда оплаты труда руководителя
Зр = 11 ∙ (Ом +Пм + Нсм) ∙ (1+Кдз), руб.,
Зр = 11 ∙ (92,2 + 27,6 + 18,43) ∙ (1+0,12) = 1703,0, руб.
Расчет затрат на освещение
В производственных помещениях предусматриваются естественное и искусственное освещение.
Расчет естественного освещения
Естественное освещение обеспечивается устройством окон (боковое освещение).
Расчет естественного освещения сводится к нахождению суммарной площади световых проемов, которая ориентировочно определяется по формуле:
- где FП — площадь пола участка, зоны, м2;
- удельная площадь окон, приходящаяся на 1 м2 пола (0,20 — 0,30 — для отделений топливной аппаратуры и электротехнического, 0,15 — механическое, сборочное;
- 0,10 — остальные участки).
τ — коэффициент, учитывающий потери света от загрязнения остекления: (0,8-0,9 — для помещений, с незначительным выделением пыли или газа; 0,6-0,7 — для помещений с интенсивным выделением пыли и газа).
.
Расчет числа окон ведется по формуле:
где Fок — площадь одного окна, м2.
где В — ширина окна, м ок — высота окна, м
.
Расчет искусственного освещения
При освещении промышленных зданий используется как общее, так и комбинированное искусственное освещение.
Общее освещение предназначено для освещения всего помещения, поэтому светильники общего освещения равномерно размещают под потолком помещения.
При необходимости дополнительного освещения отдельных рабочих мест прибегают к устройству местного освещения, которое осуществляется установкой светильников непосредственно над рабочим местом.
Расчет общего освещения следует вести в такой последовательности:
Выбор значения освещенности Е и системы освещения в зависимости от характера работ в отделении или в зоне.
Определение удельной мощности осветительной установки (Ру), которая зависит от нормируемой освещенности площади помещения, высоты подвеса, коэффициентов отражения потолка, стен и коэффициента запаса. Примерное значение удельной мощности (коэффициент запаса — 1,5; коэффициент отражения потолка 50% и стен 30%) приведены в таблице 6.
При использовании ламп накаливания значение удельной мощности увеличивают на 10-20%.
Определение суммарной мощности ламп:
- где Ру — удельная мощность осветительной установки, Вт/м2;п — площадь пола помещения, м2.
.
Выбор мощности одной лампы (Nл):
- Люминесцентные: 40;
- 65;
- 80;
- 100;
- 200;
- 300 Вт;
- Лампы накаливания: 75, 100, 150, 200, 300;
- 500 Вт.
Расчет числа ламп (светильников)
где Nл — мощность одной лампы, Вт.
6)Расчет расхода электроэнергии на освещение
Вт-ч
где Тосв — годовое время работы освещения (ч), которое зависит от географической ширины. Для территории Беларуси: при работе в одну смену Тосв = 800 ч. при работе в две смены — 2500 ч.
Зос= Wосв / 1000 ∙ Цэ, руб.,
где Цэ- цена одного кВт-ч, руб.
Зос= 1087680/ 1000 ∙ 0,15 = 163,1, руб.
Расчет затрат на холодную и горячую воду, канализацию:
Звд,к = ( (д ∙ Чобщ ∙ Др) / 1000) ∙ Цв,к, руб.,
где д — норма расхода воды(холодная — 25л, горячая — 40л, канализация — 50л.);
- Цв — цена за м3 воды, руб.
Зх,в = ( (25 ∙ 5 ∙ 255) / 1000) ∙ 1,62 = 51,6, руб.
Зг,в = ( (40 ∙ 5 ∙ 255) / 1000) ∙ 2,88 =146,9, руб.
Зк = ( (50∙ 5 ∙ 255) / 1000) ∙ 0,67 =42,7, руб.
Звд,к =Зх,в +Зг,в + Зк ,руб.,
Звд,к =51,6 +146,9 + 42,7 = 241,2,руб
Расчет затрат на отопление:
Зо = ((V ∙ Нт ∙ m) / 1000) ∙ Цт, руб.,
где V — объем помещения, м3;
- Нт — норма расхода условного топлива- 8кг/м3;
- Цт — цена за одну тонну условного топлива, руб. — длительность отопительного сезона,5 месяцев.
Зо = ((618 ∙ 8 ∙ 5) / 1000) ∙ 113,97 = 2817,3, руб.
Расчет затрат на содержание и текущий ремонт зданий (по данным ОАО «Гомельоблавтотранс» составляют примерно 2% от стоимости здания), в том числе условно 50% — затраты на зарплату и 50% — на материалы.
Зср = 0,02 ∙ Сзд, руб.
Зср = 0,02 ∙ 58401 = 1168,0, руб.
Расчет затрат на охрану труда и технику безопасности, в том числе условно 50%- затрат на зарплату и 50%- на материалы.
Зохр = (Нохр ∙ Зпр) / 100, руб.,
где Нохр — норматив расходов на охрану труда и технику безопасности,9% (по данным ОАО «Гомельоблавтотранс»)
Зохр = (9 7068,6) / 100 = 636,2, руб
Расчет прочих общепроизводственных и общехозяйственных расходов, в том числе условно 50% затрат на зарплату и 50% — на материалы.
Зпроч = 0,03 ∙ (Зв + Зр + Зо + Звд + Зос + Зср + А + Зохр), руб.,
гдеА — затраты на амортизацию зданий, инструментов и приспособлений, инвентаря, руб.
Зпроч =0,03∙(979,2+1703,0+2817,3+241,2+163,1+1168,0+2968,8+636,2)=
=320,3, руб.
А = ++ ,руб.,
А = 1956,4+778,8 +233,6 = 2968,8,руб.
Расчет налога на недвижимость:
Нн = Сосо ∙ ст / 100, руб.,
где ст.- ставка налога на недвижимость, %.
Сосо- остаточная стоимость недвижимого имущества (зданий);
- Нн = 30369 ∙ 1 / 100 = 303,7, руб.
Сосо = Сзд — Износ, руб.,
Сосо = 58401 — 28032= 30369, руб.
Износ основных средств составляет:
Износ = (Сзд ∙ %изн) / 100, руб.,
где %изн- процент износа недвижимого имущества (зданий).
Износ = (58401 ∙ 48) / 100 = 28032, руб.
Расчет отчислений от заработной платы:
О’’зп= [Зв+Зр+0,5∙ (Зср+Зохр+Зпроч)]∙0,3404 ,руб.,
О’’зп= [979,2+1703,0+0,5∙ (1168,0+636,2+320,3)]∙0,3404=1274,6,руб.
Итого общепроизводственных расходов:
Зоп = Зпроч+ Зв+ Зр+ Зо+ Звд+ Зос+ Зср + А+ Зохр+ Нн+Озп’’, руб.,
Зоп =320,3+979,2+1703,0+2817,3+241,2+163,1+1168,0+2968,8+636,2+ 303,7+1274,6=12575,4, руб.
Расчет сметы затрат
Таблица 5Смета затрат на производство по экономическим элементам
№ |
Статьи затрат |
Сумма, руб. |
1. |
Материальные затраты |
5087,3 |
2. |
7385,3 |
|
3. |
Расходы на социальные нужды |
2996,7 |
4. |
Амортизация |
5819,8 |
5. |
Прочие затраты |
3140,9 |
Итого затрат (полная себестоимость) |
24430,1 |
Уровень накладных расходов:
Унр= ∙ 100,%
Унр= ∙ 100 = 369,2,%
НР = ,руб.
НР = 4786,1+ 12575,4 = 17361,5,руб.
Расчет стоимости одного нормо-часа на услуги по ТО-1; ТО-2; текущему ремонту и диагностике
Производится на основании Инструкции о порядке формирования тарифов на услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, утвержденной Министерством экономики РБ 28.01.2008 № 23.
Таблица 6 Расчет стоимости нормо-часа на услуги по ТО и ТР, диагностике автомобильного транспорта.
№ |
Статьи калькуляции |
ед. изм. |
Сумма |
1 |
Часовая тарифная ставка ремонтного рабочего |
руб. |
0,33 |
2 |
Премиальные выплаты (не более 30% к часовой тарифной ставке) и другие выплаты компенсирующего и стимулирующего характера (до 54%).
|
руб. |
0,28 |
3 |
Заработная плата производственного персонала (сумма строк 1-2) |
руб. |
0,61 |
4 |
Отчисления в Фонд социальной защиты населения |
руб. |
0,21 |
5 |
Страховой взнос по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
руб. |
0,01 |
6 |
Накладные расходы в процентах к заработной плате производственного персонала |
% |
369,2 |
7 |
Накладные расходы (строка 3 ∙ строка 6/100) |
руб. |
2,25 |
8 |
ИТОГО себестоимость (сумма строк 3-5,7) |
руб. |
3,08 |
9 |
Рентабельность |
% |
30 |
10 |
Прибыль (строка 8 ∙ строка 9 /100) |
руб. |
0,92 |
11 |
Стоимость нормо-часа без НДС (сумма строк 8,10) |
руб. |
4 |
12 |
НДС (строка11∙ставку налога / 100) |
руб. |
0,80 |
13 |
Итого стоимость нормо-часа с НДС (стр.11+12) |
руб. |
4,80 |
Расчет технико-экономических показателей
Расчет валового дохода:
ВД = Сн-ч с НДС ∙ Т + З’м/зч, руб.,
где Сн-ч с НДС- стоимость одного нормо-часа на ТО-1; ТО-2; ТР с НДС, руб.
Т — годовая трудоемкость работ, выполняемых по участку (зоне, отделению), чел-час.
З’м/зч — стоимость материалов, запасных частей с добавлением фактических затрат по их приобретению и НДС, руб.
ВД = 4,80 ∙ 5978,9 + 1192,8 = 29891,5, руб.,
З’м/зч = Зм/зч ∙ (1+R/100)∙(1+ ст/100), руб.
где Зм/зч — стоимость материалов, запасных частей, руб.- рентабельность, %
ст — ставка НДС, %
З’м/зч = 764,6 ∙ (1+30/100)∙(1+ 20/100) = 1192,8, руб.,
Расчет прибыли от реализации продукции:
НДС = (ВД ∙ ст.ндс) / (100 + ст.ндс), руб.
НДС = (29891,5 ∙ 20) / (100 + 20) = 4981,9, руб.
Пр = ВД — НДС — Затраты, руб.
где Затраты — полная себестоимость работ, руб. (см. табл.8)
Пр = 29891,5-4981,9 — 24430,1= 479, руб.
Расчет балансовой прибыли:
ПБ = Пр + (Двнереал — Рвнереал), руб.,
где Двнереал — доходы по внереализационным операциям, руб.
Рвнереал- расходы по внереализационным операциям, руб.
ПБ = 479 + (18 — 15) = 482,руб.
Расчет чистой прибыли:
ЧП = ПБ — Нп, руб.,
ЧП = 482 — 86,8 = 395,2,руб.
Расчет налог на прибыль:
Нп= ПБ ∙ ст/100, руб.,
где ст.- ставка налога на прибыль, %
Нп= 482 ∙ 18/100 = 86,8,руб.
Распределение прибыли, остающейся в распоряжении ремонтной мастерской на материальное стимулирование работников:
Мп = ЧП ∙ %мп / 100, руб.,
где %мп — размер отчислений на материальное стимулирование работников
Мп = 395,2 ∙ 9 / 100 = 35,6,руб.
Расчет среднемесячной зарплаты.
а) на одного работника по мастерской:
ЗПср = ФОТ / (Чобщ ∙ 12), руб.,
где Чобщ- численность всех категорий работников, чел.;
- ФОТ- фонд оплаты труда всех категорий работников, руб.
ЗПср =7420,9/ (5 ∙ 12) = 123,7,руб.
ФОТ = Зосн + Здоп + Зв + Зр + Мп, руб.,
ФОТ = 4199,2 + 503,9 + 979,2 + 1703,0 + 35,6 = 7420,9,руб.
б) на одного рабочего:
ЗПср(р) = ФОТ(р) / (Чосн,в ∙ 12), руб.,
где ФОТ(р)- фонд оплаты труда всех рабочих, руб.
ЗПср(р) = 5717,9/ (4 ∙ 12) = 119,1 ,руб.
ФОТ(р) = Зосн + Здоп + Зв + Мп, руб.,
ФОТ(р) = 4199,2 + 503,9 + 979,2 + 35,6 = 5717,9,руб.
Расчет показателей рентабельности.
а) рентабельность производства общая:
Rпробщ = (ПБ /(Сосп +СНОС)) ∙ 100, %
где СНОС — стоимость нормируемых оборотных средств, руб.пробщ = (482/(93919,4 + 28175,8)) ∙ 100 = 0,39, %
СНОС = (Сосп ∙ %нос) / 100, руб.,
СНОС = (93919,4 ∙ 30) / 100 = 28175,8 ,руб.
б) рентабельность производства расчетная:
Rпpрасч= (ЧП/(Сосп + СНОС)) ∙ 100, %.,пpрасч= (395,2/(93919,4+ 28175,8)) ∙ 100 = 0,32, %.
Rтр(то) = (Пр / Сп) ∙ 100, %.,тр(то) = (479/ 24430,1) ∙ 100 = 1,96, %.
г) рентабельность реализации:
Rреал = ЧП/ВД∙100,%.,реал = 395,2/ 29891,5∙100 = 1,32,%
Расчет выработки на одного работника по мастерской (участку):
В = ВД / Чобщ, руб.,
В = 29891,5 / 5 = 5978,3, руб.
Расчет трудоемкости работ на одного рабочего:
Т = Тобщ/Чосн. р, чел-час.,
Т = 5978,9/3 = 1993,0, чел-час.
Расчет фондоотдачи:
Фо= ВД / Сосп, руб/руб.
Фо= 29891,5/ 93919,4 = 0,32, руб/руб.
Расчет фондоёмкости:
Фё= Сосп / ВД = 1/ Фо, руб/руб.
Фё= 93919,4 / 29891,5 = 1/ 0,32 = 3,13, руб/руб.
Затраты на один человеко-час по ремонтной мастерской (участку):
З1ч-ч = Сп/Тобщ, руб/чел-час.
З1ч-ч = 24430,1/ 5 = 4886,0, руб/чел-час.
Таблица 7 Технико-экономические показатели работы ремонтной мастерской (участка, зоны, отделения)
№ |
Наименование показателей |
ед.изм. |
сумма |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Общая годовая трудоемкость |
чел-час |
5978,9 |
2 |
Средний разряд рабочих |
— |
5 |
3 |
Средняя зарплата: 3.1. одного рабочего |
руб. |
119,1 |
3.2. одного работника |
руб. |
123,7 |
|
4 |
Смета затрат |
руб. |
24430,1 |
5 |
Стоимость одного нормо-часа с НДС |
руб. |
4,80 |
6 |
Валовой доход |
руб. |
29891,5 |
7 |
Прибыль балансовая |
руб. |
482 |
8 |
Прибыль чистая |
руб. |
395,2 |
9 |
Рентабельность производства: 9.1. общая |
% |
0,39 |
9.2. расчетная |
% |
0,32 |
|
10 |
Рентабельность работ |
% |
1,96 |
11 |
Рентабельность реализации |
% |
1,32 |
12 |
Производительность труда: 12.1. выработка на одного работника |
руб. |
5978,3 |
12.1. трудоемкость одного рабочего |
чел-час |
1993,0 |
|
13 |
Фондоотдача |
0,32 |
|
14 |
Фондоёмкость |
3,13 |
|
15 |
Затраты на один человеко-час |
руб/чел-час |
4886,0 |
ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, УТИЛИЗАЦИЯ ОТХОДОВ, РЕСУРСО- И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ
Автомобильный транспорт является одним из мощных источников загрязнения окружающей среды. Прямое негативное воздействие автомобилей на окружающую среду связано с выбросами вредных веществ в атмосферу. Косвенное влияние автомобильного транспорта на окружающую среду связано с тем, что автомобильные дороги, стоянки, предприятия обслуживания занимают все большую и ежедневно увеличивающуюся площадь, необходимую для жизнедеятельности человека.
Развитие транспорта, строительство и поддержание транспортной инфраструктуры увеличивают вредные нагрузки на окружающую среду и человека посредством шума, загрязнения воздуха, разрушения ландшафтов и несчастных случаев.
Отмечается устойчивая тенденция роста численности автотранспортных средств, находящихся в личном пользовании. Средний возраст остается значительным, 10% парка эксплуатируется свыше 13 лет, полностью изношены и подлежат списанию. Такая эксплуатация приводит к непроизводительному расходу топлива и увеличению выброса в атмосферу загрязняющих веществ.
Доля автомобилей, использующих газовое топливо, не превышает 2%. Удельный вес грузовых автомобилей с дизелями составляет 28% их общего количества. Доля автобусов, работающих на дизельном топливе, равна примерно 13%.
Вусловиях быстрого роста автомобильного парка это приводит к еще большему возрастанию негативного воздействия на окружающую среду.
В инфраструктуре транспортной отрасли насчитывается около тысячи средних и мелких автотранспортных предприятий, занятых пассажирскими и грузовыми перевозками.
Основная масса (80%) вредных веществ выбрасывается автотранспортом на территориях населенных пунктов. Он по-прежнему сохраняет лидерство в загрязнении атмосферы городов.
В придорожном пространстве примерно 50% выбросов свинца в виде микрочастиц сразу распределяются на прилегающей поверхности. Остальное количество в течение нескольких часов находится в воздухе в виде аэрозолей, а затем также осаждается на землю вблизи дорог. Накопление свинца в придорожной полосе приводит к загрязнению экосистем и делает близлежащие почвы непригодными к сельскохозяйственному использованию. Добавление к бензину присадки Р-9 делает его высокотоксичным.
Негативное воздействие на экосистемы оказывают не только рассмотренные компоненты отработавших газов двигателей, но и сами углеводородные топлива, масла и смазки.
В местах заправки транспортных средств топливом и маслом происходят случайные разливы и намеренные сливы отработанного масла прямо на землю или в водоемы. На месте масляного пятна длительное время не произрастает растительность.
Работа по охране окружающей среды на каждом автотранспортном предприятии (АТП) должна предусматривать выполнение следующих основных мероприятий:
Обучение персонала АТП и водителей основам экологической безопасности.
Улучшение технического состояния подвижного состава, выпускаемого на линию, экономия топлива, сокращения порожнего пробега автомобилей, рациональная организация дорожного движения.
Организация теплых стоянок, электроподогрев автомобилей и другие мероприятия с целью улучшения состояния окружающей среды.
Обеспечение исправности автомобилей, правильная отрегулировка работы двигателей, карбюраторов, систем зажигания.
Устранение подтекания топлива, масла, антифриза на стоянке автомобилей.
Уборка образовавшихся подтеков эксплуатационных материалов, засыпка песком или опилками.
Сбор отработанных масел, других жидкостей и сдача их на сборные пункты.
Периодическая проверка на токсичность и запрещение выпуска автомобилей на линию при большой токсичности газов.
Перевод автомобилей на газовое топливо.
Организация и обеспечение эффективной очистки стоков хозяйственно-бытовых, производственных и ливневых вод с помощью очистных сооружения, внедрения оборотного водоснабжения на АТП.
Систематический контроль за состоянием узлов и агрегатов автомобилей с целью снижения шума.
Содержание территории АТП в чистоте и порядке, уборка мусора, территория должна быть озеленена, иметь твердое покрытие, оборудована водоотливами.
При наличии на территории АТП действующей котельной нужно предусматривать меры по снижению загрязнения атмосферы вредными выбросами (дымом, сажей, газами), в перспективе — ликвидация котельной на территории АТП и переход на центральное отопление.
Важным направлением в работе автомобильного транспорта является утилизация отходов. Утилизация может проходить различными способами, по различным технологиям. Основными отходами автотранспорта являются аккумуляторы (свинец), обшивка салона (пластмасса), автомобильные шины, кузов автомобиля (сталь).
В связи с накоплением огромного количества резиновых отходов, в особенности изношенных автомобильных шин, одной из важных задач является создание приемлемой, с точки зрения охраны окружающей среды, технологии их утилизации. Анализ данных по количеству накапливаемых и переработанных изношенных покрышек показывает, что перерабатывается всего лишь около 20% покрышек, а остальные накапливаются. Необходимо отметить, что резиновые отходы практически не подвержены разрушению под воздействием климатических и временных факторов.
В ряде стран изношенные покрышки используются в качестве топлива, а так же в цементной промышленности. Однако такое направление, как и переработка в резиновую крошку, является малоэффективным, поскольку не позволяет в полной мере реализовать ценные свойства материалов, содержащихся в покрышках.
Существующие в настоящее время технологии переработки резиновых отходов (пиролиз, получение резиновой крошки, сжигание в цементных печах и др.) отличается высокой энергоемкостью, необходимостью применения дорогостоящих жаропрочных материалов, и самое главное, отрицательным воздействием на окружающую среду.
Перспективным представляется направление переработки резиновых отходов, позволяющее не только решать проблему уничтожения отходов, но и получения ценных сырьевых и энергетических ресурсов. Такое направление развивается и основано на переработке на паро-термической деструкции резиновых отходов в среде перегретого пара.
Как показали предварительные исследования, жидкие углеводороды могут быть использованы как топливо, связующие добавки к асфальту. А так же при производстве битумных и гидроизоляционных мастик. Из углесодержащего остатка (пирокарбона) при незначительной доработке может быть получен активизированный уголь.
Резиновые отходы целесообразно перерабатывать таким образом, чтобы одновременно с решением проблемы их уничтожения, получать ценные сырьевые и энергетические ресурсы.
Кузов автомобиля — чёрный лом, который используется в металлургическом, литейном и других производствах. Основным потребителем является сталеплавильное производство. Рациональное использование ресурсов лома является важнейшим условием достижения высокой производительности общественного труда, так как металлолом, применяемый при выплавке стали, даёт большую экономию общественных затрат в народном хозяйстве. Практически каждая тонна лома чёрных металлов, переработанная в сталеплавильном производстве, заменяет тонну чугуна. Удельная капиталоёмкость производства 1 т чугуна из железорудного сырья в 7 раз превышает удельные капитальные затраты на переработку 1 т лома.
Не все ресурсы металла, закончившего срок службы, утилизируется. Частично они остаются неизвлечёнными, несобранными и безвозвратно теряются.
В изготовлении салона автомобиля в основном используется пластмассы — материалы, на основе природных или синтетических полимеров. Способные под влиянием нагревания и давления формоваться в изделия сложной конфигурации и затем устойчиво сохранять приданную форму.
Пластмассы ещё относительно мало используются как вторичное сырьё. Это объясняется, прежде всего, многообразием типов пластмасс и выпускаемых из них изделий, а также сложностью состава, что затрудняет сортировку и переработку пластмассовых отходов, особенно бытовых.
Основные направления утилизации и ликвидации пластмассовых отходов следующие:
захоронение на полигонах и свалках:
- переработка пластмассовых отходов по заводской технологии;
совместное сжигание отходов пластмасс с городским мусором
пиролиз и раздельное сжигание в специальных печах;
- использование отходов пластмасс как готового материала для других технологических процессов.
Захоронение отходов пластмасс на полигонах и свалках, которое пока наиболее широко распространенно у нас в стране, может рассматриваться лишь как временная мера их утилизации, так как пластмассы подвергаются разложению чрезвычайно медленно. При этом методе из сферы возможного полезного использования изымаются тысячи тонн ценного вторичного сырья.
От технического состояния систем и агрегатов автомобиля во многом зависит расход топлива и степень экологических загрязнений.
До настоящего времени 75% бензина и 15% дизельного топлива (ДТ), производимого в странах СНГ, потреблялось автомобильным транспортом. Нефтеперерабатывающие заводы поставляли в основном этилированный бензин. Он относительно дешевый, но экологически грязный. Причем это опасный яд не только для живых организмов. Одна заправка автомобиля этилированным бензином полностью выводит из строя дорогостоящий нейтрализатор.
Во всем мире идет энергичный поиск новых видов топлив. Ученые видят выход в расширении использования на автомобилях природного газа, спирта, водорода, электрической и солнечной энергии, пара и т.д.
За счет использования «измененного» топлива можно уменьшить токсичность отработавших газов автомобиля. Например, эмульсия 10% воды в дизельном топливе уменьшает содержание окиси азота в выхлопе на треть и дымление наполовину. Если смешивать бензин с обогащенным кислородом воздухом, то эффективность двигателя увеличивается. Кислород отделяется от азота магнитным полем.
Экономное расходование ресурсов на АТП обеспечивается следующим:
комплектованием парка автомобилями, имеющими высокую надежность, и применением качественных эксплуатационных материалов.
соблюдением норм, правил и требований действующей системы ТО и ремонта, предусматривающей своевременное проведение и выполнение в полном объеме регламентных работ ЕО, ТО-1, ТО-2, качественного ремонта и поддержание тем самым автомобилей в технически исправном состоянии.
В обоих случаях увеличивается срок службы наличного подвижного состава, снижается расход запасных частей, топливно-смазочных и других эксплуатационных материалов, чтосущественно сокращает потребность АТП в ресурсах.
соблюдением действующих норм расхода изделий и материалов на ремонтно-эксплуатационные и хозяйственные нужды и организацией на АТП строгого учета их потребления.
использованием и переработкой вторичных ресурсов, образующихся в процессе ТО и ремонта автомобилей.
В качестве ключевых способов повышения энергоэффективности на автомобильном транспорте представляется:
- использование менее энергоемкого топлива в первую очередь, этосжиженный и сжатый газ), а такжеразработка новых видов экономичного топлива;
- снижение массы автомобиля за счет замены металлических материалов на полимерные, обеспечивающие не только сокращение расхода топлива, но и большую безопасность.
В соответствии с данными Европейской ассоциации производителей, снижение массы автомобиля на 100 кг позволит достичь экономии топлива в размере более 160 литров в год;
- сокращение потребления топлива благодаря оснащению автомобиля двигателями с высоким КПД;
- использование «зеленых» шин, уменьшающих сопротивление качению, улучшающих сцепление с дорогой и позволяющих экономить до 10% от привычного объема потребления топлива.
Важно, что энергосбережение на транспорте должно входить в ряд приоритетных задач развития организаций-производителей автотранспорта.
Только в этом случае результаты энергосбережения станут более ощутимы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате выполнения курсовой работы на тему: «Расчет стоимости ТО автомобилей и ТЭП работы зоны ТО» мною было рассчитано, что для организации работы зоны технического обслуживания нам потребуется 3 основных рабочих 5-ого разряда, 1 вспомогательный рабочий 4-го разряда и 1 руководитель-мастер 12-ого разряда.
Прямые затраты, зависящие от объема производимых работ и услуг, составят 7068,6 руб. Для организации управления и обслуживания зоны ТО нам потребуется 12575,4 руб., что составляют накладные расходы.
Расчет сметы затрат показал, что полная себестоимость оказываемых услуг составит 24430,1 руб., стоимость одного нормо-часа с НДС — 4,80 руб.
Что касается основных технико-экономических показателей, то валовой доход в нашем случае составит 29891,5 руб. Так, видим, что валовой доход превышает полную себестоимость, что позволит сработать с положительной прибылью, которая составит 479 руб.
В результате расчета также можно увидеть, что при работе зоны ТО мы можем получить чистую прибыль в сумме 395,2 руб.
Показатели рентабельности работ и реализации, которые составили соответственно 1,96% и 1,32% позволяют судить о том, что оказание услуг по техническому обслуживанию рентабельно, т.е. конкурентоспособно в данной зоне ТО.
В результате затраты на один человеко-час составят 4886,0 руб.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/raschetyi-kursovoy-rabotyi-tehnicheskogo-obslujivanie/
1) Арсенова, Е. В. Справочное пособие в схемах по «Экономике организации (предприятия)» / Е. В. Арсенова, О. Г. Крюкова. — М.: Финансы и статистика, 2010.
Власов, В. М. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей : учеб. / В.М. Власов. — М.: ACADEMA, 2003.
Грибов, В.Д. Экономика предприятия : учеб. + практикум / В. Д. Грибов, В.П.Грузинов.- М.: Финансы и статистика, 2006.
Клюни, М. В. Основы экономики / М. В. Клюни, Н. С. Тихонович. — Минск, 2008.
Кононова, Г. А. Экономика автотранспортного предприятия : учеб. / Г. А. Кононова.- М.: ACADEMA, 2011.
Русак, Е. С. Экономика предприятия / Е. С. Русак, Е. И. Сапелкина. — Минск, 2009.
Туревский, И.С. Экономика и управление автотранспортным предприятием / И. С. Туревский. — Минск : Высшая школа, 2006.
Шумик, С. В. Техническая эксплуатация автомобилей / С.В. Шумик, Е.Л. Савич.- Минск : Высшая школа, 1996.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Таблица 8Структура основной заработной платы ремонтных рабочих, %
№ |
Наименование показателя |
Сумма, руб. |
Уд.вес,% |
1 |
Доплаты и надбавки к тарифным ставкам |
1973,0 |
46,99 |
2 |
Премия ремонтным рабочим |
650,3 |
15,49 |
3 |
Доплаты за профессиональное мастерство |
194,7 |
4,64 |
4 |
Надбавки за непрерывный стаж работы |
394,6 |
9,40 |
5 |
Доплаты за контракт |
986,5 |
23,49 |
Итого затрат |
4199,1 |
100,00 |
Рисунок 1 Структура основной заработной платы ремонтных рабочих, %
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Таблица 9 Структура затрат на производство, %
№ |
Наименование показателя |
Сумма, руб. |
Уд.вес,% |
1 |
Материальные затраты |
5087,3 |
20,82 |
2 |
Расходы на оплату труда |
7385,3 |
30,23 |
3 |
2996,7 |
12,27 |
|
4 |
Амортизационные отчисления |
5819,8 |
23,82 |
5 |
Накладные расходы |
3140,9 |
12,86 |
Итого затрат |
24430,1 |
100,00 |
технический труд затрата эксплуатационный
Рисунок 2 Структура затрат на производство, %