Введение, Кинематическая схема машинного агрегата
1. Срок службы приводного устройства
Привод к скребковому конвейеру устанавливается в заводском цеху и предназначен для транспортировки сыпучих грузов, работа в две смены по 8 часов, нагрузка мало меняющаяся, режим реверсивный.
Срок службы привода определяется по формуле
L h = 365LГ КГ tc Lc Kc
где L Г = 4 года — срок службы привода;
К Г — коэффициент годового использования;
К Г = 300/365 = 0,82
где 300 — число рабочих дней в году;
t c = 8 часов — продолжительность смены
L c = 2 — число смен
К с = 1 — коэффициент сменного использования.
L h = 365·6·0,82·8·2·1 =28733 часа
Принимаем время простоя машинного агрегата 15% ресурса, тогда
L h = 28733·0,85 = 24422 час
Рабочий ресурс принимаем 25000 часов
Таблица 1.1 Эксплуатационные характеристики машинного агрегата
Место установки |
L г |
L с |
t с |
L h |
Характер нагрузки |
Режим работы |
|
Заводской цех |
6 |
2 |
8 |
25000 |
С малыми колебаниями |
Реверсивный |
|
2. Выбор двигателя, кинематический расчет привода, Определение, Требуемая мощность рабочей машины
Р рм = Fv = 2,8·0,55 = 1,82 кВт
Общий коэффициент полезного действия
з = зм зз . п зпк зо .п зпс ,
где з м = 0,98 — КПД муфты [1c.40],
з з . п = 0,97 — КПД закрытой цилиндрической передачи,
з о . п = 0,97 — КПД открытой ременной передачи,
з пк = 0,995 — КПД пары подшипников качения,
з пс = 0,99 — КПД пары подшипников скольжения.
з = 0,98·0,97·0,995·0,97·0,99 = 0,908.
Требуемая мощность двигателя
Р дв = Ррм /з = 2,86/0,895 = 3,20 кВт.
Для проектируемых машинных агрегатов рекомендуются трехфазные асинхронные короткозамкнутые двигатели серии 4А. Эти двигатели наиболее универсальны. Закрытое и обдуваемое исполнение позволяет применить эти двигатели для работы в загрязненных условиях, в открытых помещениях и т.п.
Ближайшая большая номинальная мощность двигателя 4,0 кВт, Определение передаточного числа привода и его ступеней
Двигатели серии 4А выпускаются с синхронной частотой вращения 750, 1000, 1500 и 3000 об/мин.
Таблица 2.1 Выбор типа электродвигателя
Вариант |
Двигатель |
Мощность |
Синхронная частота вращения, об/мин |
Номинальная частота вращения |
|
1 |
4А100L |
4,0 |
3000 |
2880 |
|
2 |
4A112M |
4,0 |
1500 |
1430 |
|
3 |
4A132S |
4,0 |
1000 |
950 |
|
4 |
4A132M |
4,0 |
750 |
720 |
|
Частота вращения барабана
n рм = 6·104 v/(zp) = 6·104 ·0,65/(7·100) = 56 об/мин
Общее передаточное число привода
u = n 1 /nрм
где n 1 — частота вращения вала электродвигателя.
Принимаем для зубчатой передачи u 1 = 5, тогда для открытой передачи
u 2 = u/u1 = u/5
Таблица 2.2 Передаточное число
Передаточное число |
Варианты |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
||
Привода |
51,43 |
25,53 |
17.0 |
12,9 |
|
Редуктора |
5 |
5 |
5 |
5 |
|
Открытой передачи |
10,29 |
5,11 |
3,39 |
2,57 |
|
Анализируя полученные значения передаточных чисел делаем выбор в пользу варианта 3, так как только в этом случае передаточное число ременной передачи попадает в рекомендуемые границы (2ч4).
Таким образом выбираем электродвигатель 4А132S6.
Определение силовых и кинематических параметров привода
Числа оборотов валов и угловые скорости:
n 1 = nдв = 950 об/мин 1 = 950р/30 = 99,5 рад/с
n2 = n1 /u1 = 950/3,39 = 280 об/мин 2 =280р/30 = 29,3 рад/с
n3 = n2 /u2 =280/5,0 = 56 об/мин 3 = 56р/30 = 5,86 рад/с
Фактическое значение скорости вращения рабочего вала
v = zpn 3 /6·104 = 7·100·56/6·104 = 0,65 м/с
Отклонение фактического значения от заданного
д = 0 < 3%
Мощности передаваемые валами:
P 1 = Pтр = 3,20 кВт
P2 = Pтр зо . п зпк = 3,20·0,97·0,995 = 3,09 кВт
P3 = P2 зз . п зпк = 3,09·0,97·0,995 = 2,98 кВт
Pрв = P3 зм зп с 2 = 2,98·0,98·0,992 = 2,86 кВт
Крутящие моменты:
Т 1 = P1 /1 = 3200/99,5 = 32,2 Н·м
Т 2 = 3090/29,3 = 105,6 Н·м
Т 3 = 2980/5.86 = 508,6 Н·м
Результаты расчетов сводим в таблицу
Вал |
Число оборотов об/мин |
Угловая скорость рад/сек |
Мощность кВт |
Крутящий момент Н·м |
|
Вал электродвигателя |
950 |
99,5 |
3,20 |
32,2 |
|
Ведущий вал редуктора |
280 |
29,3 |
3,09 |
105,6 |
|
Ведомый вал редуктора |
56 |
5,86 |
2,98 |
508,6 |
|
Рабочий вал |
56 |
5,86 |
2,86 |
488,1 |
|
3. Выбор материалов зубчатых передач и определение допускаемых напряжений
Принимаем, согласно рекомендациям [1c.52], сталь 45:
шестерня: термообработка — улучшение — НВ235ч262 [1c.53],
колесо: термообработка — нормализация — НВ179ч207.
Средняя твердость зубьев:
НВ 1ср = (235+262)/2 = 248
НВ 2ср = (179+207)/2 = 193
Допускаемые контактные напряжения:
[у] H = KHL [у]H 0 ,
где K HL — коэффициент долговечности
K HL = (NH0 /N)1/6 ,
где N H0 = 1·107 [1c.55],
N = 573щL h = 573·5,86·25,0·103 = 8,39·107 .
Так как N > N H 0 , то КHL = 1.
[у] H 1 = 1,8HB+67 = 1,8·248+67 = 513 МПа.
[у] H 2 = 1,8HB+67 = 1,8·193+67 = 414 МПа.
[у] H = 0,45([у]H 1 +[у]H 2 ) = 0,45(513+414) = 417 МПа.
Допускаемые напряжения изгиба:
[у] F = KFL [у]F 0 ,
где K FL — коэффициент долговечности
Так как N > N F 0 = 4·106 , то КFL = 1.
[у] F 01 = 1,03HB1 = 1,03·248 = 255 МПа.
[у] F 02 = 1,03HB2 = 1,03·193 = 199 МПа.
[у] F 1 = 1·255 = 255 МПа.
[у] F 2 = 1·199 = 199 МПа.
Таблица 3.1 Механические характеристики материалов зубчатой передачи
Элемент передачи |
Марка стали |
D пред |
Термообработка |
НВ ср |
у в |
у -1 |
[у] Н |
[у] F |
|
S пред |
Н/мм 2 |
||||||||
Шестерня |
45 |
125/80 |
Улучш. |
248 |
780 |
335 |
513 |
255 |
|
Колесо |
45 |
— |
Норм-ия |
193 |
560 |
260 |
414 |
199 |
|
4. Расчет закрытой цилиндрической передачи
Межосевое расстояние
где К а = 43,0 — для косозубых передач [1c.58],
ш ba = 0,40 — коэффициент ширины колеса,
К Н в = 1,0 — для прирабатывающихся колес.
а w = 43,0(5,0+1)[508,6·103 ·1,0/(4172 ·5,02 ·0,40)]1/3 = 171 мм
принимаем согласно ГОСТ 2185-66 [2 c.52] а w = 180 мм.
Модуль зацепления
m > 2K m T2 /(d2 b2 [у]F ),
где K m = 5,8 — для косозубых колес,
d 2 — делительный диаметр колеса,
d 2 = 2aw u/(u+1) = 2·180·5,0/(5,0 +1) = 300 мм,
b 2 — ширина колеса
b 2 = шba aw = 0,40·180 = 72 мм.
m > 2·5,8·508,6·10 3 /300·72·199 = 1,37 мм,
принимаем по ГОСТ 9563-60 m = 2,0 мм.
Основные геометрические размеры передачи
Угол наклона зуба
в min = arcsin(3,5m/b2 ) = arcsin(3,5·2/72) = 5,58°
Принимаем в = 8°
Суммарное число зубьев:
z c = 2aw cosв/m
z c = 2·180cos8°/2,0 = 178
Число зубьев шестерни:
z 1 = zc /(u+1) = 178/(5,0 +1) = 30
Число зубьев колеса:
z 2 = zc -z1 = 178 — 30 =148;
уточняем передаточное отношение:
u = z 2 /z1 =148/30 = 4,93,
Отклонение фактического значения от номинального
(5,0 — 4,93)100/5,0 = 1,4% меньше допустимого 4%
Действительное значение угла наклона:
cos = z c m/2aW = 1782/2180 = 0,9889 = 8,55°.
Фактическое межосевое расстояние:
a w = (z1 +z2 )m/2cosв = (148+30)·2,0/2cos 8,55° = 180 мм.
делительные диаметры
d 1 = mz1 /cosв = 2,0·30/0,9889= 60,67 мм,
d 2 = 2,0·148/0,9889= 299,33 мм,
диаметры выступов
d a 1 = d1 +2m = 60,67+2·2,0 = 64,67 мм
d a 2 = 299,33+2·2,0 = 303,33 мм
диаметры впадин
d f 1 = d1 — 2,4m = 60,67 — 2,5·2,0 = 55,67 мм
d f 2 = 299,33 — 2,5·2,0 = 294,33 мм
ширина колеса
b 2 = ba aw = 0,40·180 = 72 мм
ширина шестерни
b 1 = b2 + (3ч5) = 72+(3ч5) = 76 мм
Окружная скорость
v = щ 2 d2 /2000 = 5,86·299,33/2000 = 0,9 м/с
Принимаем 8-ую степень точности.
Силы действующие в зацеплении
- окружная
F t = 2T1 /d1 = 2·105,6·103 /60,67 = 3481 H
- радиальная
F r = Ft tg/cosв = 3481tg20є/0,9889=1281 H
- осевая сила:
F a = Ft tg = 3481tg 8,55° = 523 Н.
Проверка межосевого расстояния
а w = (d1 +d2 )/2 = (60,67+299,33)/2 = 180 мм
Проверка пригодности заготовок
D заг = da 1 +6 = 64,67+6 = 70,67 мм
Условие D заг < Dпред = 125 мм выполняется
Для колеса размеры заготовки не лимитируются
Расчетное контактное напряжение
где К = 376 — для косозубых колес [1c.61],
К Н б = 1,06 — для косозубых колес,
К Н в = 1,0 — для прирабатывающихся зубьев,
К Н v = 1,01 — коэффициент динамической нагрузки [1c.62].
у H = 376[3481(5,0+1)1,06·1,0·1,01/(299,33·72)]1/2 = 383 МПа.
Недогрузка (417 — 404)100/417 = 8,2% допустимо 10%.
Расчетные напряжения изгиба
у F 2 = YF 2 Yв Ft KF б KF в KFv /(mb2 ),
где Y F 2 — коэффициент формы зуба,
Y в = 1 — в/140 = 1 — 8,55/140 = 0,939,
K F б = 0,91 — для косозубых колес,
K F в = 1 — для прирабатывающихся зубьев
K Fv = 1,03 — коэффициент динамической нагрузки
Коэффициент формы зуба:
при z 1 = 30 > zv 1 = z1 /(cosв)3 = 30/0,98893 = 31 > YF 1 = 3,79,
при z 2 =148 > zv 2 = z2 /(cosв)3 =148/0,98893 = 153 > YF 2 = 3,61.
у F 2 = 3,61·0,939·3481·0,91·1,0·1,03/2,0·72 = 76,8 МПа < [у]F 2
у F 1 = уF 2 YF 1 /YF 2 = 76,8·3,79/3,61 = 80,6 МПа < [у]F 1 .
Так как расчетные напряжения у H < [уH ] и уF < [у]F , то можно утверждать, что данная передача выдержит передаваемую нагрузку и будет стабильно работать в нормальных условиях весь срок службы.
5. Расчет открытой передачи
Выбор ремня.
Принимаем кордошнуровой ремень, толщиной = 2,8 мм.
Диаметр малого шкива при [k 0 ]=2,32 МПа
d 1 > 70д = 70·2,8 = 196 мм.
принимаем по ГОСТ 17383-73 [1c. 424] d 1 = 200 мм
Диаметр большого шкива:
d 2 = d1 u(1-) = 2003,39(1-0,01) = 678 мм,
примем d 2 = 630 мм.
Уточняем передаточное отношение:
u = d 2 /d1 (1-) = 630/200(1-0,01) = 3,18.
Межосевое расстояние:
- a > 1,5(d 1 +d2 ) = 1,5(200+630) = 1245 мм.
Длина ремня:
L = 2a+0,5(d 1 +d2 )+(d2 -d1 )2 /(4a) =
= 21245+0,5(200+630)+(630-200) 2 /(41245) = 3830 мм.
принимаем L = 4000 мм
Уточняем межосевое расстояние
a = 0,125{2L-0,5(d 2 +d1 )+[(2L-(d2 +d1 ))2 — 8(d2 -d1) )2 ]0,5 } = 0,125{24000-0,5(630+200)+[(24000-(630+200)2 — 8(630-200)2 ]0,5 } = 1494 мм
Угол обхвата малого шкива:
1 = 180-57(d2 -d1 )/a = 180-57(630-200)/1494 = 164
Скорость ремня:
V = d 1 n1 /60000 = 200950/60000 = 9,9 м/с.
Условие v < [v] = 35 м/с выполняется
Частота пробегов ремня:
U = L/v = 4,00/9,9 = 0,4 с -1 < [U] = 15 c-1
Окружная сила:
F t = P/V = 3,20103 /9,9 = 323 Н.
Допускаемая удельная окружная сила
[k п ] = [ko ]Cб Cи Ср Сv CF Cd .
Коэффициент угла обхвата: C б = 0,96.
Коэффициент, учитывающий влияние центробежной силы: C v = 1,0.
Коэффициент угла наклона передачи С и = 1,0. режима работы Ср = 0,9 — при постоянной нагрузке.
Коэффициент диаметра малого шкива C d = 1,2
Коэффициент неравномерности распределения нагрузки С F = 0,85
[k п ] = 2,32·0,961.01.00.91,2·0,85 = 2.04 Н/мм.
Ширина ремня
b = F t /[kп ] = 323/2,82,04 = 57 мм
принимаем b = 63 мм, ширина шкива В = 71 мм.
Площадь поперечного сечения ремня
A = bд = 63·2,8 = 176 мм 2
Предварительное натяжение ремня:
F 0 = 0 А = 2,0176 = 352 Н,
где 0 = 2,0 МПа — для резинотканевых ремней,
Силы натяжения ведущей и ведомой ветвей ремня
F 1 = F0 + Ft /2 = 352 + 323/2 = 514 H
F 2 = F0 — Ft /2 = 352 — 323/2 = 191 H
Нагрузка на вал:
F в = 2F0 sin1 /2 = 2352sin164/2 = 697 Н.
Прочность ремня по максимальным напряжениям в сечении ведущей ветви ремня:
у max = у1 + уи + уv < [у]p = 8 Н/мм2 ,
где у 1 — напряжение растяжения,
у 1 = F0 /A + Ft /2A = 352/176 + 323/(2·176) = 2,92 Н/мм2 ,
у и — напряжение изгиба.
у и = Eи д/d1 = 100•2,8/200 = 1,40 Н/мм2 ,
у и = Eи д/d1 = 100•2,8/200 = 1,40 Н/мм2 ,
где E и = 100 Н/мм2 — модуль упругости.
у v = сv2 10-6 = 1100•9,92 •10-6 = 0,11 Н/мм2 ,
где с = 1100 кг/м 3 — плотность ремня.
у max = 2,92+1,40+0,11 = 4,43 Н/мм2
Так как условие у max < [у]p выполняется, то можно утверждать, что данная передача выдержит передаваемую нагрузку и будет стабильно работать в нормальных условиях весь срок службы.
6. Нагрузки валов редуктора
Силы действующие в зацеплении цилиндрической косозубой передачи
Окружная F t = 3481 Н
Радиальная F r = 1281 H
Осевая F a = 523 H
Консольная сила от ременной передачи действующая на быстроходный вал F в = 697 Н. Консольная сила от муфты действующая на тихоходный вал
F м = 125·Т3 1/2 = 125·508,61/2 = 2818 Н
Рис. 1 — Схема нагружения валов цилиндрического редуктора
7. Проектный расчет валов редуктора
Материал быстроходного вала — сталь 45,
термообработка — улучшение: у в = 780 МПа;
Допускаемое напряжение на кручение [ф] к = 10ч20 МПа
Диаметр быстроходного вала
где Т — передаваемый момент;
d 1 = (16·105,6·103 /р15)1/3 = 33 мм
принимаем диаметр выходного конца d 1 = 35 мм;
длина выходного конца:
l 1 = (1,21,5)d1 = (1,21,5)35 = 4252 мм,
принимаем l 1 = 65 мм.
Диаметр вала под уплотнением:
d 2 = d1 +2t = 35+22,5 = 40,0 мм,
где t = 2,5 мм — высота буртика;
принимаем d 2 = 40 мм:
длина вала под уплотнением:
l 2 1,5d2 =1,540 = 60 мм.
двигатель привод редуктор муфта
Диаметр вала под подшипник:
d 4 = d2 = 40 мм.
Вал выполнен заодно с шестерней
Диаметр выходного конца тихоходного вала:
d 1 = (16·508,6·103 /р20)1/3 = 50 мм
принимаем диаметр выходного конца d 1 = 50 мм;
длина выходного конца:
l 1 = (1,01,5)d1 = (1,01,5)50 = 5075 мм,
принимаем l 1 = 80 мм
Диаметр вала под уплотнением:
d 2 = d1 +2t = 50+22,8 = 55,6 мм,
где t = 2,8 мм — высота буртика; принимаем d 2 = 55 мм.
Длина вала под уплотнением:
l 2 1,25d2 =1,2555 = 68 мм.
Диаметр вала под подшипник:
d 4 = d2 = 55 мм.
Диаметр вала под колесом:
d 3 = d2 + 3,2r = 55+3,23,0 = 64,6 мм,
принимаем d 3 = 65 мм.
Конструктивные размеры колеса
Диаметр ступицы:
d ст = 1,55d3 = 1,55·65 =100 мм.
Длина ступицы:
l ст = b = 72 мм,
Толщина обода:
S = 2,2m+0,05b 2 = 2,22+0,05·72 =8,0 мм
принимаем S = 8 мм
Толщина диска:
С = 0,25b = 0,25·72 = 18 мм
Выбор подшипников
Предварительно назначаем радиальные шарикоподшипники легкой серии №208 для быстроходного вала и №211 для тихоходного вала.
Условное обозначение подшипника |
D мм |
D мм |
B мм |
С кН |
С 0 кН |
|
№208 |
40 |
80 |
18 |
32,0 |
17,8 |
|
№211 |
55 |
100 |
21 |
43,6 |
25,0 |
|
8. Расчетная схема валов редуктора и проверка подшипников
Схема нагружения быстроходного вала
Горизонтальная плоскость. Сумма моментов сил и реакций опор относительно опоры А
m A = 67Ft — 134BX = 0
Отсюда находим реакцию опоры В в плоскости XOZ
B X = 3481·67/134 = 1741 H
Сумма моментов сил и реакций опор относительно опоры В
m В = 67Ft — 134АX = 0
Отсюда находим реакцию опоры В в плоскости XOZ
А Х = 3481·67/134 = 1741 H
Изгибающие моменты в плоскости XOZ
M X 1 =1741·67 =116,6 Н·м
Вертикальная плоскость. Сумма моментов сил и реакций опор относительно опоры А
m A = 67Fr -134BY — Fa1 d1 /2 — 80Fв = 0
Отсюда находим реакцию опор В в плоскости YOZ
B Y = (1281·67 — 523·60,67/2 — 80·697)/134 = 106 H
Сумма моментов сил и реакций опор относительно опоры В
m В = 214Fв -134АY + 67Fr + Fa1 d1 /2 = 0
Отсюда находим реакцию опор В в плоскости YOZ
А Y = (214·697+1281·67 + 523·60,67/2)/134 = 1872 H
Изгибающие моменты в плоскости YOZ
M Y = 697·80 = 55,8 Н·м
M Y = 697·147 — 1872·67 = 23,0 Н·м
M Y = 106·67 = 7,1 Н·м
Суммарные реакции опор:
А = (А Х 2 + АY 2 )0,5 = (17412 +18722 )0,5 =2556 H
B= (B Х 2 + BY 2 )0,5 = (17412 + 1062 )0,5 =1744 H
Эквивалентная нагрузка
Отношение F a /Co = 523/17,8103 = 0,029 е = 0,22 [1c. 131]
Проверяем наиболее нагруженный подшипник А.
Отношение F a /А =523/2556= 0,20 < e, следовательно Х=1,0; Y= 0
P = (XVF r + YFa )Kб КТ
где Х — коэффициент радиальной нагрузки при отсутствии осевой нагрузки;
- V = 1 — вращается внутреннее кольцо;
F r = А — радиальная нагрузка;
- Y — коэффициент осевой нагрузки;
K б =1,5- коэффициент безопасности при нагрузке с умеренными толчками ;
К Т = 1 — температурный коэффициент.
Р = (1,0·1·2556+0)1,5·1 = 3834 Н
Требуемая грузоподъемность подшипника
С тр = Р(573щL/106 )1/ m ,
где m = 3,0 — для шариковых подшипников
С тр = 3834(573·29,3·25000/106 )1/3 =28773 Н < C = 32,0 кН
Расчетная долговечность подшипника.
= 10 6 (32103 /3834)3 /60280 = 34609 часов, > [L]=25000 час.
Схема нагружения тихоходного вала
Горизонтальная плоскость. Сумма моментов сил и реакций опор относительно опоры С
m С = 69Ft — 238Fм + 138DX = 0
Отсюда находим реакцию опоры D в плоскости XOZ
D X = (238·2818 — 69·3481)/138 = 3120 H
Сумма моментов сил и реакций опор относительно опоры D
m D = 69Ft + 100Fм — 138CX = 0
Отсюда находим реакцию опоры D в плоскости XOZ
D X = (100·2818 + 69·3481)/138 = 3782 H
Изгибающие моменты в плоскости XOZ
M X 1 =3782·69 =261,0 Н·м
M X 2 =2818·100 =281,8 Н·м
Вертикальная плоскость. Сумма моментов сил и реакций опор относительно опоры С
m С = 69Fr + Fa d2 /2 — 138DY = 0
Отсюда находим реакцию опоры D в плоскости XOZ
D Y = (69·1281+523·299.33/2)/138 = 1208 H
Сумма моментов сил и реакций опор относительно опоры D
m С = 69Fr — Fa d2 /2 — 138CY = 0
Отсюда находим реакцию опоры C в плоскости XOZ
C Y = (69·1281 — 523·299.33/2)/138 = 73 H
Изгибающие моменты в плоскости XOZ
M Y 1 = 73·69 = 5,0 Н·м
M Y 2 = 1208·69 = 83,4 Н·м
Суммарные реакции опор:
C = (3782 2 + 732 )0,5 = 3783 H
D = (3120 2 +12082 )0,5 = 3346 H
Отношение F a /Co = 523/25,0103 = 0,021 е = 0,24 [1c. 131]
Проверяем наиболее нагруженный подшипник C.
Отношение F a /C =523/3783= 0,14 < e, следовательно Х=1,0; Y= 0
Эквивалентная нагрузка
Р = (1,0·1·3783+ 0)1,5·1 = 5675 Н
Требуемая грузоподъемность подшипника
С тр = Р(573щL/106 )1/ m ,
где m = 3,0 — для шариковых подшипников
С тр = 5675(573·5.86·25000·106 )1/3 = 24848 Н < C = 43,6 кН
Расчетная долговечность подшипника.
= 10 6 (43,6103 /5675)3 /6056=134965 часов, > [L]=25000 час
9. Проверка прочности шпоночных соединений
Выбираем шпонки призматические со скругленными торцами по ГОСТ 23360-78. Материал шпонок — сталь 45 нормализованная.
Напряжение смятия и условие прочности
где h — высота шпонки;
t 1 — глубина паза;
l — длина шпонки
b — ширина шпонки.
Быстроходный вал., Шпонка на выходном конце вала: 10Ч8Ч56., Материал шкива чугун, допускаемое напряжение смятия [у] см = 50 МПа.
у см = 2·105,6·103 /35(8-5,0)(56-10) = 43,7 МПа
Тихоходный вал.
Шпонка под колесом 20Ч12Ч63. Материал ступицы — сталь, допускаемое напряжение смятия [у]см = 100 МПа.
у см = 2·508,6·103 /65(12-7,5)(63-20) = 80,9 МПа
Шпонка на выходном конце вала: 16Ч10Ч70. Материал полумуфты — чугун, допускаемое напряжение смятия [у]см = 50 МПа.
у см = 2·508,6·103 /50(10-6,0)(70-16) = 94 МПа
Так как условие усм < [у]см не выполняется, то ставим две шпонки под углом 180°, каждая из которых будет передавать половину момента, тогда
у см = 2·508,6·103 /2·50(10-6,0)(70-16) = 47 МПа
Во всех случаях условие усм < [у]см выполняется, следовательно устойчивая работа шпоночных соединений обеспечена.
10. Уточненный расчет валов
Быстроходный вал
Рассмотрим сечение, проходящее под опорой А. Концентрация напряжений обусловлена подшипником посаженным с гарантированным натягом.
Материал вала сталь 45, улучшенная: В = 780 МПа [2c34]
Пределы выносливости:
при изгибе -1 0,43В = 0,43780 = 335 МПа;
при кручении -1 0,58-1 = 0,58335 = 195 МПа.
Суммарный изгибающий момент:
М и = Мх = 55,8 Н·м
Осевой момент сопротивления:
W = рd 3 /32 = р403 /32 = 6,28·103 мм3
Полярный момент сопротивления:
W p = 2W = 2·6,28·103 = 12,6·103 мм3
Амплитуда нормальных напряжений:
у v = Mи /W = 55,8·103 /6,28·103 = 8,9 МПа
Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений:
v = m = T1 /2Wp =105,6·103 /12,6·103 = 8,4 МПа
Коэффициенты:
k у /у = 3,65; k/ = 0,6 kу /у + 0,4 = 0,6·3,65 + 0,4 = 2,6
Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям
s у = у-1 /(kу уv /у ) = 335/3,65·8,4 =10,9
Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям
s = -1 /(kv / + m ) = 195/(2,6·8,4 + 0,1·8,4) = 8,6
Общий коэффициент запаса прочности
s = s у s/(sу 2 + s2 )0,5 = 8,6·10,9/(8,62 + 10,92 )0,5 = 6,7 > [s] = 2,5
Тихоходный вал
Рассмотрим сечение, проходящее под опорой D. Концентрация напряжений обусловлена подшипником посаженным с гарантированным натягом.
Суммарный изгибающий момент
М и = 281,8 Н·м.
Осевой момент сопротивления
W = рd 3 /32 = р553 /32 = 16,3·103 мм3
Полярный момент сопротивления
W p = 2W = 2·16,3·103 =32,6 мм
Амплитуда нормальных напряжений
у v = Mи /W = 281,8·103 /16,3·103 = 17,3 МПа
Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений:
v = m = T2 /2Wp =508,6·103 /2·32,6·103 = 7,8 МПа
Коэффициенты:
k у /у = 4,2; k/ = 0,6 kу /у + 0,4 = 0,6·4,2 + 0,4 = 2,9
Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям
s у = у-1 /(kу уv /у ) = 335/4,2·17,3 = 4,6
Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям:
s = -1 /(kv / + m ) = 195/(2,90·7,8 + 0,1·7,8) = 8,3
Общий коэффициент запаса прочности:
s = s у s/(sу 2 + s2 )0,5 = 8,3·4,6/(4,62 + 8,32 )0,5 = 4.0 > [s] = 2,5
11. Смазка редуктора
Смазка зубчатого зацепления осуществляется путем окунания зубчатых колес в масляную ванну. Объем масляной ванны
V = (0,50,8)N = (0,5 0,8)3,09 2 л
Рекомендуемое значение вязкости масла при v = 0,9 м/с и контактном напряжении у в =399 МПа =28·10-6 м2 /с
По этой величине выбираем масло индустриальное И-Г-А-68
Смазка подшипниковых узлов. Так как надежное смазывание подшипников за счет разбрызгивания масла возможно только при окружной скорости больше 3 м/с, то выбираем пластичную смазку по подшипниковых узлов — смазочным материалом УТ-1.
12. Подбор и проверка муфт
Для передачи вращающего момента с ведомого вала редуктора на Рабочий вал конвейера выбираем муфту упругую с торообразной оболочкой по ГОСТ 20884-82 с допускаемым передаваемым моментом [T] =800 Н·м.
Расчетный вращающий момент передаваемый муфтой
Т р = kТ1 = 1,5·508,6 = 763 Н·м < [T]
Условие выполняется
13. Конструктивные элементы корпуса
Толщина стенок корпуса и крышки редуктора
= 0,025а т + 3 = 0,025·180 + 1 = 5,5 мм принимаем = 8 мм
Толщина фланцев b = 1,5 = 1,5·8 = 12 мм
Толщина нижнего пояса корпуса р = 2,35 = 2,35·8 = 20 мм
Диаметр болтов:
- фундаментных
d 1 = 0,036aт + 12 = 0,036·180 + 12 = 18,5 мм
принимаем болты М20;
- крепящих крышку к корпусу у подшипников
d 2 = 0,75d1 = 0,75·20 = 15 мм
принимаем болты М16;
- соединяющих крышку с корпусом
d 3 = 0,6d1 = 0,6·20 = 12 мм
принимаем болты М12.
14. Сборка редуктора
Перед сборкой внутреннюю поверхность корпуса тщательно очищают и покрывают маслостойкой краской.
Сборку проводят в соответствии со сборочным чертежом редуктора, начиная с узлов валов:
на ведущий вал насаживают мазе удерживающее кольцо, втулку и шарикоподшипники, предварительно нагретые в масле до 100 о С, затем весь узел вставляют в стакан;
- В ведомый вал закладывают шпонку и напрессовывают колесо до упора в бурт вала, затем нагревают распорную втулку, мазе удерживающие кольца и предварительно нагретые подшипники.
Собранные валы укладывают в основание корпуса редуктора и надевают крышку корпуса. Для центровки устанавливают крышку с помощью двух конических штифтов, затем затягивают болты, крепящие крышку к корпусу.
После этого в подшипниковые камеры закладывают пластичную смазку, устанавливают регулирующие прокладки и ставят крышки подшипников.
Перед постановкой сквозных крышек в них вставляют манжетные уплотнения.
На выходной конец ведущего вала в шпоночную канавку закладывают шпонку, надевают и закрепляют шкив ременной передачи.
Затем ввертывают пробку маслоспускного отверстия и жезловый маслоуказатель. Заливают в корпус масло и закрывают смотровое отверстие.
Собранный редуктор обкатывают и подвергают испытанию на стенде по программе, установленной техническими условиями.
Литература
[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/raschet-moschnosti-elektrodvigatelya-k-skrebkovomu-transporteru/
1. Шейнблит А.Е. Курсовое проектирование деталей машин.- М.: Высш. шк., 1991.-432 с.
2. Курсовое проектировании деталей машин. / С.А. Чернавский, К.Н. Боков, И.М. Чернин и др. — М.: Машиностроение, 1988. — 416 с.
5. Дунаев Н.В. Детали машин. Курсовое проектирование. — М.:Высш. шк., 2002.