Конституция РФ содержит важное для конституционного законодательства положение об отношениях государства к человеку и гражданину. Согласно ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -обязанность государства». Это исходное базовое положение определяет содержание и структуру специальной главы 2 Конституции РФ, посвященной правам и свободам человека и гражданина. Содержащиеся в ней принципы и нормы значительно расширяют круг прав и свобод с учетом конституционного опыта цивилизованных государств и содержания международно-правовых актов о правах человека.
В условиях рыночной экономики и становления институтов гражданского общества особую актуальность приобретают отношения, связанные с реализацией конституционного права граждан на обращение. Именно сейчас граждане нуждаются во всемерном совершенствовании механизмов защиты своих прав и законных интересов, в выработке новой системы взаимоотношений с представителями различных ветвей власти. Однако, как показывает практика, реализация права на обращение граждан в государственные органы нередко используется недобросовестными лицами в целях иных, чем действительная защита своих прав, свобод и охраняемых законом интересов. Вместе с тем, нередки случаи, когда обращениям граждан не уделяется должного внимания, когда данные обращения не находят правильного и соответствующего закону рассмотрения.
Все указанное и обуславливает актуальность исследуемой темы.
Целью настоящей курсовой работы является исследование производства по делам об обращениях граждан в государственные и иные организации с заявлениями, предложениями, жалобами.
Для реализации указанной цели необходимо решить следующие задачи работы:
1) проанализировать содержание права граждан на обращения;
2) исследовать законодательство, регулирующее производство по делам об обращениях граждан;
3) охарактеризовать единый порядок рассмотрения и
4) выявить особенности порядка рассмотрения и
Объектом исследования являются административно-процессуальные отношения, возникающие между участниками производства по делам об обращениях граждан.
Технология работы с обращениями граждан, классификация и порядок ...
... личным контролем этот участок работы. Технология работы с обращениями граждан требует выполнения следующих операций: прием и первичная обработка письменных обращений;? регистрация обращений;? направление обращений на исполнение;? уведомление заявителя ... с ним в дело. В нижнем правом углу документа проставляется регистрационный штамп учреждения, в котором стоит дата его получения и начала работы с ...
Предметом исследования является российское законодательство, закрепляющее порядок производства по делам об обращениях граждан.
1. Формы обращений, приём направлений и регистраци я граждан
1.1 Формы обращений граждан
Конституционное положение находит конкретизацию в Федеральном законе от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» 1 , которым регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином РФ закрепленного за ним Конституцией РФ права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Данный порядок распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными и иными федеральными законами (например, адресованные Уполномоченному по правам человека в РФ, в Конституционный Суд РФ, связанные с разбирательством дел судами, обращения осужденных о помиловании, сообщения о преступлениях и т.п.).
Так, порядок обращения с заявлением о преступлении урегулирован нормами уголовно-процессуального законодательства. В соответствии со ст. 141 УПК РФ заявление о преступлении может быть сделано в устном или письменном виде. Письменное заявление о преступлении заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих его личность. Независимо от формы подобного заявления заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК РФ, о чем в протоколе делается отметка, удостоверяемая подписью заявителя. Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.
В отношении заявлений о преступлении установлен короткий срок рассмотрения; согласно ст. 144 УПК РФ дознаватель, орган дознания, следователь и прокурор обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах своей компетенции принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При этом прокурор, начальник следственного отдела, начальник органа дознания вправе по ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить срок принятия решения по заявлению до 10 суток, а при необходимости документальных проверок или ревизий — до 30 суток.
Несмотря на то, что в названии Закона об обращениях акцент сделан именно на гражданах РФ, в практической деятельности необходимо учитывать положения ч. 3 ст. 1 названного Закона, в соответствии с которыми порядок рассмотрения обращений распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений иностранных граждан и лиц без гражданства. Случаи отступления от этого правила могут устанавливаться международными договорами РФ.
Статья 2 Закона об обращениях подтверждает и конкретизирует принципиальные положения Конституции РФ, усиливая конституционное право на обращение следующими положениями:
Процессуальные особенности рассмотрения в порядке особого производства ...
... граждан и охарактеризованы виды юридических состояний граждан. 2. Дана общая характеристика особого производства и указаны его отличия от других, производство по гражданским делам. 3. Раскрыты особенности каждой из трех категорий дел при рассмотрении ...
- граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам;
- граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц;
- рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.
Кроме того, анализ положений Закона об обращениях позволяет выделить следующие не менее важные гарантии реализации конституционного права на обращение:
- гарантия безопасности гражданина в связи с его обращением (ст. 6) Закона и как частный случай реализации данного положения в самом Законе об обращениях закрепление недопустимости направления жалобы на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которого обжалуется (ч. 6 ст. 8);
- обязательность принятия обращения к рассмотрению (ст. 9) и вытекающий из этого правила принцип срочности рассмотрения обращений (ст. 12).
Формы обращений:
- предложение – рекомендация гражданина по улучшению деятельности государственных органов, иных организаций (должностных лиц), совершенствованию правового регулирования отношений в государственной и общественной жизни, решению вопросов экономической, политической, социальной и других сфер деятельности государства и общества;
- 1
- жалоба – просьба гражданина о
восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц;2
- заявление — просьба гражданина о
содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;3
В России порядок обращения граждан с предложениями, заявлениями и жалобами, а также порядок их рассмотрения определен Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». В соответствии с положениями указанного Закона обращения адресуются должностным лицам органов, учреждений, организаций и предприятий, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращениях вопросов. Обращения граждан подлежат регистрации и обязательному рассмотрению. Должностные лица в пределах своей компетенции обязаны всесторонне и полно рассмотреть обращение, принять необходимые меры для его объективного разрешения и уведомить граждан о результатах рассмотрения. При этом запрещается передавать жалобы граждан должностным лицам тех органов, учреждений, организаций и предприятий, решения, действия или бездействие которых обжалуются.
Организация работы с обращениями граждан в органах государственной ...
... на практике методы работы.ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН2.1 Технология работы с письменными обращениями гражданТехнология работы с обращениями граждан требует организации следующих операций: приема граждан; приема и первичной обработки письменных обращений; регистрации обращений; направления обращений на исполнение; уведомления заявителя ...
В целях полного, быстрого и правильного реагирования на обращения законодатель установил определенные требования к обращениям граждан.
1.2 Прием, направление и регистрация писем граждан
Все поступившие в подразделение системы МВД России письменные обращения обязательно регистрируются и учитываются подразделением делопроизводства в течение трех дней с момента их поступления.
Письменные обращения, представленные в орган внутренних дел непосредственно автором или лицом, представляющим его интересы, принимаются и регистрируются в дежурной части круглосуточно. Оперативный дежурный оформляет талон-уведомление и выдает его автору обращения или лицу, представляющему его интересы. Письменные обращения, не содержащие сообщения о происшествии, докладываются руководителю органа внутренних дел и в этот же день (или ближайший рабочий день) передаются в подразделение делопроизводства органа внутренних дел, регистрируются, учитываются, рассматриваются в соответствии с порядком, установленным настоящей Инструкцией. В учетной форме дежурной части органа внутренних дел оперативным дежурным делается отметка о регистрационном номере и дате регистрации обращения в подразделении делопроизводства.