Исполнительное производство в хозяйственном суде

Курсовая работа

Основной задачей судопроизводства в хозяйственных судах является защита нарушенных и оспариваемых прав и законных интересов юридических лиц и граждан в сфере предпринимательской и иной хозяйственной деятельности. Безусловно, что эта задача реализуется главным образом в решении хозяйственного суда. В идеале законное и обоснованное судебное решение и является целью, вершиной правосудия. В действительности же, выиграть в судебной тяжбе — это только половина дела, так как разрешение судьей спора вовсе не означает, что справедливость окончательно восстановлена. Необходимо также, чтобы принятое решение было воплощено в жизнь.

Поэтому еще одним приоритетным направлением деятельности суда является исполнение судебных и иных актов.

В хозяйственных судах данная стадия процесса имеет определенную специфику, несвойственную реализации решений судов общей юрисдикцию. В этой связи создание в 1998 году Службы судебных исполнителей хозяйственных судов трудно недооценить. Появление такого рода структуры стало для субъектов хозяйствования дополнительной гарантией повышения оперативности и эффективности работы хозяйственных судов по взысканию с должника денежных средств или имущества.

Несмотря на сравнительно небольшой срок, прошедший с момента образования Службы судебных исполнителей, можно сделать вывод, что Служба стала работать в полную силу. Тем не менее, судебным исполнителям бывает порой нелегко исполнять судебные и иные акты по хозяйственным (экономическим) спорам из-за ряда проблем, разрешить которые возможно иногда только на самом высоком государственном уровне.

Созданная в январе 1998 года Служба судебных исполнителей хозяйственных судов значительно улучшила положение дел с исполнением судебных и иных актов, вынесенных в отношении субъектов хозяйствования.

На основе деятельности судебных исполнителей хозяйственных судов проявляются проблемы, существующие на данной стадии процесса. И здесь же складывается практика обращения взыскания на денежные средства и имущество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Безусловно, что наиболее верным было бы говорить о необходимости добровольного и добросовестного исполнения участниками хозяйственных отношений взаимных обязательств. Однако реальность далека от идеальной экономической схемы и предписаний законов. Поэтому в качестве одного из стимулов надлежащего исполнения договорных обязательств следует рассматривать существование эффективного механизма исполнения актов судов и иных органов, осуществляющих защиту права.

7 стр., 3046 слов

Особенности оценки стоимости имущества, арестованного на основании ...

... его продажи в пользу взыскателя. Оценка имущества должника, в соответствии со ст. 52 Федерального закона РФ «Об исполнительном производстве» №119-ФЗ от 21 июля 1997 г., производится судебным приставом-исполнителем по рыночным ...

Исполнительное производство – это неотъемлемый институт хозяйственного процесса, который направлен на претворение судебного решения в жизнь. Надлежащая защита прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей предполагает не только принятие правильного решения по делу, но и возможность его принудительного исполнения.

В тех случаях, когда обязанное лицо отказывается добровольно исполнить решение суда, возникает необходимость в принудительном исполнении. Надо заметить, что лишь в единичных случаях взыскатель не заинтересован в исполнении вынесенного судом решения, пытаясь лишь доказать должнику свою правоту. Как правило, должник редко исполняет вынесенное судом решение в добровольном порядке. Поэтому и возникает потребность в принудительном исполнении.

Правосудие может считаться осуществленным в случае полного и своевременного претворения в жизнь принятого судебного и иного акта.

Актуальность данной стадии процессуального права на сегодняшний день несомненна и заключается в том, что субъекты хозяйствования в большинстве случаев неплатежеспособны, что не дает возможности самостоятельно урегулировать те или иные возникшие споры. И как результат этого, контрагенты по заключенным договорам вынуждены обращаться в хозяйственный суд.

Всесторонне исследовать исполнительное производство как заключительную стадию хозяйственного процесса, можно путем решения следующих задач в процессе данной курсовой работы:

1) выяснить, какие лица относятся к субъектам исполнительного производства, определить основные характеристики правового статуса каждого из них;

2) исследовать роль и место судебного исполнителя, как основного участника завершающей стадии хозяйственного процесса;

3) проанализировать проблемы, с которыми сталкиваются судебные решения «по претворению судебных и иных актов в жизнь»;

4) определить возможные пути совершенствования процесса практической реализации судебных и иных актов, преодоления трудностей в деятельности судебных исполнителей.

Цель исследования поставленных задач состоит не только в том, чтобы буквально отразить содержание той или иной нормы, касающейся регулирования исполнительного производства, но и в том, чтобы выяснить, как те или иные предписания нормативных правовых актов нашли применение на практике, с какими трудностями приходится сталкиваться судебному исполнителю при осуществлении исполнительных действий и как их можно преодолеть.

Итак, рассматривая исполнительное производство, разумно выделить следующие цели:

1) отметить не только положительные, но и негативные моменты исполнительного производства в целом;

2) проследить, какие намечены тенденции для преодоления препятствий и трудностей, существующих при осуществлении исполнительных действий;

3) выяснить, каким образом судебный исполнитель решает поставленные перед ним задачи, и какие средства правового регулирования позволят повысить эффективность их работы.

5 стр., 2224 слов

Приказное производство в хозяйственном процессе Республики Беларусь

... исполнительного производства распространяются на участников приказного производства (сроки предъявления к исполнению, возбуждение исполнительного производства, контроль за исполнением и т.д.). Отдельные положения ХПК о приказном производстве восполнены в постановлении Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь ...

Несмотря на то, что действия судебного исполнителя по принудительному претворению вынесенного судебного и иного акта в жизнь довольно детально регламентированы в Хозяйственном процессуальном кодексе Республики Беларусь, хотелось бы отметить, что отдельные институты требуют переосмысления на законодательном уровне с учетом возникающих трудностей на практике.

Если говорить об оперативности исполнительного производства в целом, то оно зависит не только от технической оснащенности деятельности судебных исполнителей, наличия необходимого количества денежных средств на осуществление тех или иных исполнительных действий, но и, в конечном итоге, от личной заинтересованности всех субъектов исполнительного производства.

И тем не менее, учитывая важность и актуальность исполнительного производства в целом, хотелось бы отметить, что именно данной стадии необходимо уделить должное внимание, как на законодательном так и правоприменительном уровнях.

1 ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО КАК СТАДИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СУДЕБНЫХ И ИНЫХ АКТОВ

1.1 Понятие, особенности и значение исполнительного производства

Стадия исполнения является заключительной стадией хозяйственного процесса. Во-первых, она является следствием рассмотрения и разрешения хозяйственного (экономического) спора, и во-вторых, защита прав и законных интересов находит в ней свое воплощение. Конечной целью рассмотрения любого хозяйственного (экономического) спора является вынесение законного и обоснованного судебного акта. После вступления его в законную силу он приобретает свойство общеобязательности, из которого следует совершение тех действий, в том объеме и теми лицами, в отношении которых вынесен судебный акт, а также осуществление принудительного воздействия со стороны органов исполнения по его исполнению /19, с.206/.

Следует отметить, что исполнение – это принудительное осуществление предписаний, содержащихся в судебных решениях и иных правоохранительных актах, установленными законом способами и в предусмотренном законом порядке /33, с.111/. А, следовательно, само исполнительное производство – это установленный законом порядок принудительной реализации постановлений судов и других юрисдикционных органов; заключительная стадия гражданского и хозяйственного процесса, в которой реализуется судебный акт, вынесенный в защиту права или законного интереса. /30,с.237/.

Исполнение судебных постановлений – самостоятельная стадия гражданского и хозяйственного процесса и до 1998 года в Республике Беларусь эта стадия имела место исключительно в гражданском процессе, несмотря на то, что организационно выделилась система хозяйственных судов, а их деятельность была урегулирована Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь /16, с.296/.

Следует обратиться к истории возникновения Службы судебных исполнителей.

Принудительная реализация постановлений юрисдикционных органов Республики Беларусь до февраля 1998 года производилась судебными исполнителями общих судов. В 1998 году было осуществлено на практике создание отдельной Службы судебных исполнителей хозяйственных судов /20, с.24/. Указом Президента Республики Беларусь от 8 октября 1997 года №507 «О создании Службы судебных исполнителей хозяйственных судов в Республике Беларусь» было решено создать названную службу в структуре хозяйственных судов и поручено Совету Министров Республики Беларусь по согласованию с Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь утвердить Положение о такой Службе /6/.

15 стр., 7362 слов

Промышленность как ведущая отрасль национальной экономики Республики Беларусь

... экономическую мощь и независимость государства. 1. Промышленность как ведущая отрасль национальной экономики Республики Беларусь. 1.1 Роль и значение промышленности в системе национальной экономики Республики Беларусь Экономика любого государства состоит из ...

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 января 1998 года № 147 «О службе судебных исполнителей хозяйственных судов в Республике Беларусь» установлено, что с 1 февраля 1998 года исполнение судебных и иных актов по хозяйственным (экономическим) спорам осуществляется судебными исполнителями хозяйственных судов, а ранее возбужденные исполнительные производства Министерством юстиции Республики Беларусь передаются Высшему Хозяйственному Суду Республики Беларусь /20, с.124-131/.

Создание Службы судебных исполнителей хозяйственных судов трудно недооценить. Появление такого рода структуры стало для субъектов хозяйствования дополнительной гарантией повышения оперативности и эффективности работы хозяйственных судов по взысканию с должника денежных средств или имущества /22, с.152/.

Основными источниками правового регулирования исполнительного производства являются Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь, Положение о Службе судебных исполнителей хозяйственных судов в Республике Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 147 от 30.01.1998 года в редакции Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2002 года №847 и Инструкция о ведении исполнительного производства по хозяйственным (экономическим) спорам, утвержденная постановлением Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь 26.04.2005 года № 17. Также Служба судебных исполнителей в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, декретами и указами Президента Республики Беларусь, иными актами законодательства, в том числе и международными соглашениями, конвенциями, договорами, участницей которых является Республика Беларусь.

Статья 326 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь устанавливает общее правило об обязанности хозяйственных судов обеспечить исполнение судебных и иных актов, подлежащих исполнению в хозяйственном судопроизводстве.

Служба судебных исполнителей хозяйственных судов в Республике Беларусь входит в систему хозяйственных судов Республики Беларусь и является органом по исполнению судебных и иных актов по хозяйственным (экономическим спорам).

Задачей Службы судебных исполнителей является защита прав и охраняемых законом интересов государства, юридических и физических лиц путем своевременного и полного исполнения судебных и иных актов. Служба судебных исполнителей в соответствии с возложенной на нее задачей:

1) исполняет судебные и иные акты по хозяйственным (экономическим) спорам;

2) осуществляет организационно- методическое руководство деятельностью судебных исполнителей;

3) обеспечивает планирование работы судебных исполнителей и контроль за своевременным и полным исполнением судебных и иных актов;

4) анализирует практику исполнения судебных и иных актов, разрабатывает и вносит предложения по совершенствованию своей деятельности;

5) принимает меры к подбору кадров и повышению их квалификации.

Служба взаимодействует с республиканскими органами государственного управления, правоохранительными и контрольными органами, местными исполнительными и распорядительными органами, информирует эти органы о выявленных в ходе исполнения правонарушениях.

5 стр., 2217 слов

Конкурсное производство в Республике Беларусь

... Республики Беларусь или уполномоченным ею органам. Так, после рассмотрения хозяйственным судом отчета управляющего по итогам ликвидационного производства ... юридическое лицо, назначаемое хозяйственным судом в целях проверки наличия оснований для возбуждения конкурсного производства, а также осуществления ... если в отношении их имеется вступивший в законную силу судебный акт хозяйственного суда об ...

Штатная численность работников Службы судебных исполнителей устанавливается Президентом Республики Беларусь.

Судебный исполнитель как представитель власти находится под защитой государства.

Требования судебного исполнителя, предъявленные в пределах его компетенции, обязательны для физических и юридических лиц на всей территории Республики Беларусь.

За неисполнение законных требований судебного исполнителя физические лица и должностные лица субъектов хозяйствования могут быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством.

Статья 345 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь раскрывает понятие сторон исполнительного производства. Ими являются взыскатель (лицо, в пользу которого производится исполнение) и должник (лицо, которое обязано выполнить определенные действия в пользу взыскателя, или лицо, с которого производится взыскание).

Как правило, взыскатель — лицо, которое при разрешении хозяйственного (экономического) спора в хозяйственном суде было истцом, а должник — ответчиком. Практика хозяйственных судов Республики Беларусь свидетельствует, что взыскателями выступают различные субъекты хозяйствования.