Единственным объективным показателем контроля качества подготовки учащихся по изучаемой специальности, действительно отражающим уровень профессионального образования на разных его этапах, является систематический учет учебной работы и ее результатов. Он позволяет при промежуточной аттестации контролировать ход обучения, определять его персонифицированные результаты, делать заключения о реальности разработанных планов производственного обучения и успешности их выполнения мастером.
Исходя из этих позиций, выбранная тема является актуальной.
Проблема: выявление форм учета производственного обучения и отчетности мастера.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс подготовки отчета мастера и учета производственного обучения.
Предмет исследования: разработка форм учета производственного обучения и отчетности мастера.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1) Изучить и проанализировать педагогическую литературу с целью уточнения понятий по проблеме исследования;
2) Раскрыть проблему понятий «учет», «отчетность».
Разработать формы учета производственного обучения и отчетности мастера;
- Обобщить материал и сделать выводы.
Глава 1. Учет производственного обучения и отчетность мастера
1.1 Содержание и виды учета производственного обучения
Учет производственного обучения можно рассматривать двояко: как систему организационно-педагогических мероприятий, направленных на подведение текущих, периодических и итоговых результатов процесса производственного обучения, и как неотъемлемое звено, органическая часть процесса производственного обучения.
Учет производственного обучения включает следующие составные части (компоненты) [5, c. 125]:
1. собственно учет, т.е. анализ и фиксация хода и результатов процесса производственного обучения: сравнение и сопоставление с исходными данными, величинами, показателями, установками; заключение о соответствии фактического состояния процесса обучения этим исходным данным; определение (подсчет, замер) количественных показателей, характеризующих ход и результаты процесса обучения;
2. контроль, т.е. процесс определения соответствия знаний и умений учащихся, результатов их учебно-производственной деятельности установленным требованиям, правилам, нормам, нормативам, критериям и т.д.;
Производственный и технологические процессы и их характеристика
... продукцией и обычно не поступают в эксплуатацию. 3. Основные виды и формы технологических процессов Технологический процесс - часть производственного процесса, представляющая собой совокупность действий с предметами труда, связанных с последовательным изменением ...
- оценка-суждение (заключение) о качестве знаний и умений учащихся, о результатах их учебно-производственной деятельности.
Можно выделить следующие виды учета:
— Учет выполнения учебного плана и программ [8, c. 56]. Данный учет дает возможность установить, насколько правильно организован процесс обучения, как используется время, отводимое на каждый предмет, сроки, последовательность изучения предметов, их взаимосвязи, соотношение и характер чередования теории и практики.
Применительно к производственному обучению учет выполнения учебного плана позволяет определить, проводится ли оно в установленные сроки, каков его фактический режим, сколько часов на него затрачено, соответствует ли это учебному плану. Выполнение учебного плана фиксируется в журнале учета производственного обучения.
В журнале мастер делает записи о содержании конкретных занятий, о работах, выполненных учащимися, и оценках, выставленных каждому персонально. Такой накопительный анализ позволяет сравнивать результаты и принимать меры по ликвидации пробелов в знаниях и умениях отдельных учащихся, если выясняются их отставания в овладении теми или иными приемами. В графе журнала «Содержание занятий и наименование выполняемых работ на каждый учебный день» мастер записывает дату занятия, тему раздела программы, подтему, приводит краткое содержание группового инструктажа (по операционным и комплексным темам) и затраченное на него время. Кроме этого, по операционным темам при выполнении тренировочных упражнений указывает объекты работ и время, затраченное на отработку приемов и операций.
При проведении экскурсий в журнале записываются: дата занятия; тема программы, по которой проводят экскурсию (целевую или ознакомительную); содержание экскурсии и затраченное на нее время.
В периоды обучения в цехах предприятий и во время производственной практики учет осуществляется с применением индивидуальных дневников, в которых учащиеся должны ежедневно делать записи по содержанию выполненных работ и затраченном на них времени. Мастер должен систематически контролировать правильность записей, особенно в части разряда работ и процента выполнения нормы (если работы нормируются), а также проверять отметку о качестве выполнения учащимися работ, сделанную бригадиром или мастером участка, где проходит обучение (Приложение 1).
На основании этих данных мастер вносит результаты выполнения учебной программы каждого учащегося в журнал производственного обучения. Дневник — документ, который может также предъявляться на итоговой аттестации.
Такой учет позволяет определить, проводится ли производственное обучение в установленные сроки, в каком режиме, соответствует ли затраченное время установленному по плану. Выполнение учебного плана по группам должно быть стопроцентным. Возможно, что из-за болезни или по другой причине у отдельных учеников будет меньший процент выполнения, но во всех случаях обязательно изучение и усвоение учащимися всех тем программ производственного обучения.
При определении процента выполнения учебного плана можно пользоваться формулой [10, c. 165]
Выполнение учебного плана (%) = Т факт / Тп 100,
Разработка системы самостоятельных работ и ее комплексного учебно-методического ...
... профессиональное обучения в учебном заведении НПО; изучение методических разработок педагогов профессионального обучения, учебно-программной документации по дисциплинам профессионального цикла, творческих работ учащихся, методы проектирования. База исследования: методические разработки педагогов профессионального обучения, теоретическая и методическая литература, ...
где Т факт — количество времени, фактически затраченного на производственное обучение за данный период, ч (пропуски занятий отдельными учащимися не учитываются);
Т п — количество времени, отведенное на производственное обучение учебным планом, ч (на данный период).
В том случае, когда мастером проводится индивидуальный учет выполнения программы производственного обучения или отработка отдельных ее тем связана с графиком перемещения на рабочих местах, опыт показал удобство применения (дополнительно к журналу) учетной формы, представленной в приложении 2.
— Учет успеваемости по производственному обучению — это важнейший показатель, четко отражающий, в какой степени учащиеся освоили навыки выполнения изученных видов работ, с каким качеством и производительностью осуществляют изготовление продукции, какой уровень компетенции (квалификации) учащегося достигнут.
Для объективной проверки и оценки знаний и умений учащихся следует исходить из ряда принципов, давно и успешно апробированных в системе НПО. Таковыми являются:
1. систематичность и своевременность — когда проверка качества усвоения темы, раздела или вида работ происходит регулярно, а не от случая к случаю, когда информация об отставании обучаемого не является неожиданной и при выявлении недочетов можно оперативно скорректировать действия мастера и деятельность учащегося;
2. индивидуальность и дифференцнрованность — когда мастером учитываются способности и возможности конкретного ученика и при этом сложность выполняемых работ, этап обучения; когда проявляется личностный гуманистический подход мастера в отношении темпа продвижения учащегося в освоении специальности;
- всесторонность и объективность оценки — когда осуществляется полное выявление фактического уровня знаний, умений и навыков по изученному материалу в соответствии с системой критериальных показателей.
Выставленная оценка должна отражать фактическую успеваемость. Ее справедливость не должна вызывать сомнений. Как излишняя строгость в оценке, так и неоправданная снисходительность в равной мере наносят делу вред. Молодые мастера должны осознавать, что оценка работы (справедливая и учитывающая индивидуальность!) — это мощный инструмент воспитывающего характера. Умело используя его, можно побуждать учеников к сознательному и успешному овладению специальностью. Подстегивая самолюбие сильного учащегося, можно ускорить достижение им больших успехов. Терпеливо помогая находить свои ошибки, недочеты более слабому ученику, можно вывести его на нужный уровень подготовки. И еще. Ни при каких обстоятельствах мастер не должен снижать оценку в качестве наказания за пропуски без уважительной причины или другие нарушения дисциплины. Оценка работы не может выставляться с учетом личных симпатий или антипатий. Педагог не имеет морального права на подобное проявление эмоций.
При производственном обучении учет успеваемости имеет следующие виды, напрямую связанные с этапами изучения программы.
Текущий учет включает: текущие наблюдения за результатами выполнения учебно-производственных заданий; беседы в ходе инструктажей, позволяющие определять понимание материала каждым учеником; контроль выполнения учащимися домашних заданий, самостоятельной работы с литературой и др., позволяющий определять увлеченность изучаемой специальностью.
В Законе РФ «Об образовании» (ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения») определено, что осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся относится компетенции образовательного учреждения в соответствии со своим уставом и требованиями Закона.
Для повышения эффективности текущего контроля учебно-производственной деятельности учащихся мастеру следует руководствоваться рекомендациями, приведенными в приложении 3.
Периодический учет — это проверочные (в конце полугодия и учебного года) и контрольные работы с целью получения данных по результатам обучения за конкретный период. Имеет целью осуществление систематического поэтапного контроля за уровнем профессиональных знаний, умений и навыков учащихся, выполнением программы производственного обучения, получение данных для оценки учащихся за соответствующий период обучения.
Итоговый учет включает выпускные квалификационные (пробные) и выпускные письменные квалификационные работы, результаты которых призваны выявить уровень знаний выпускников в пределах профессиональной характеристики. Этот вид учета успеваемости учащихся, его организация и содержание определяются применительно к Положению об итоговой аттестации выпускников учреждений профессионального образования, утвержденному приказом Министерства образования Российской Федерации от 1 ноября 1995 г. № 563.
В соответствии с требованиями Госстандарта НПО разработана система основных критериальных (точно измеряемых) показателей качества производственного (практического профессионального) обучения. Она представлена в виде постоянных, не изменяющихся признаков, на основании анализа которых производится объективная оценка (см. табл. 1).
Процедура контроля может быть изображена в виде следующей формулы, показывающей последовательность шагов:
К=В+Из+Оц,
где К — контроль;
- В — выявление;
- Из — измерение;
— Сначала нужно выявить то, что усвоено учащимися. Затем следует измерить усвоенное — например, по уровням усвоения, по осознанности, по полноте и т.д. Заключительная процедура контроля — это оценка результата по определенной шкале. Если мастер (педагог профессионального обучения) пропускает какой-либо из вышеуказанных элементов или действует без норм и критериев то такой контроль выглядит произвольным «выставлением отметок». Субъективные, «на глаз» оценки лишают педагога возможности эффективно управлять процессом обучения и приводят в конечном итоге к некачественной подготовке будущих рабочих.
учет производственный обучение мастер
Таблица 1 Оценка успеваемости по критериальным показателям
№ п/п |
Наименование критериальных показателей |
Основные измерители и эталоны |
Примеры форм и методов диагностики |
1 |
Качество выполнения производственных (учебно-производственных) работ |
Технические и другие установленные требования к качеству работ |
Пробные, проверочные и другие контрольные работы |
2 |
Производительность труда |
Установленные нормы времени (выработки) |
Пробные, проверочные и другие контрольные работы |
3 |
Применение профессиональных знаний в производственной (учебно-производственной) деятельности |
Уровни усвоения профессиональных знаний и применения их на практике |
Специальные тестовые задания теоретического и практического характера. Лабораторно-практические работы |
4 |
Владение приемами и способами выполнения производственных (учебно-производственных) работ, включая контроль процесса и результатов труда |
Уровни усвоения приемов и способов выполнения работ |
Специальные тестовые задания теоретического и практического характера. Демонстрация (показ) приемов и способов выполнения работы |
5 |
Организация труда и рабочего места |
Правила, нормативы и требования к организации труда и рабочего места |
Специальные тестовые задания |
6 |
Соблюдение правил и норм безопасности труда, производственной санитарии и гигиены, экологических требований |
Правила и нормы безопасности труда, производственной санитарии и гигиены, экологические требования применительно к профессии |
Специальные тестовые задания |
При контроле необходимо использовать задания, которые позволяют объективно оценить, насколько готов учащийся к выполнению деятельности данного уровня; в сочетании с определенной системой оценок такие контрольные задания-тесты дают реальный а не произвольный, случайный, результат.
Существует сложившаяся классификация тестов по уровням [7, c. 78].
Тесты первого уровня — задания по узнаванию, различению, классификации, т.е. соотнесению объекта и заданного признака.
Тесты второго уровня выявляют умение учащихся по памяти воспроизводить усвоенную информацию для решения типовых задач.
Тесты третьего уровня — нетиповые задачи, решая которые учащиеся показывают умение применить известный им способ деятельности в новой ситуации. Тесты четвертого уровня выявляют творческие умения учащихся.
Понятно, что задания в тестах первого и второго уровней отражают способности учащихся на репродуктивную деятельность. Продуктивная деятельность учащихся проявляется в умении решать нетиповые и исследовательские задачи. Таким образом, тест (проба, испытание) представляет собой контрольное задание стандартизированной формы, выполнение которого должно выявить наличие определенных знаний, умений и навыков. В прикладном варианте проверка того или иного уровня деятельности осуществляется в сочетании с определенной системой оценок.
. Учет посещаемости учащихся при обучении в учебной мастерской проводится мастером ежедневно (в дни производственного обучения) в журнале учета, а в процессе производственной практики в условиях производства — на основе табельного учета, принятого на соответствующем предприятии. Подсчет показателей посещаемости — общего процента посещаемости, процента пропусков за определенный отрезок времени (месяц, полугодие, учебный год, курс обучения) производится по следующим формулам:
,
где Тф — суммарное количество человеко-часов фактического присутствия на занятиях;
Тп — суммарное количество человеко-часов по учебному плану за соответствующий отрезок времени;
,
где Тпр — суммарное количество часов (человеко-часов), пропущенных за данный отрезок времени (всего, по уважительным, по неуважительным причинам) одним учащимся или всей группой;
Тпл — суммарное количество часов (человеко-часов) за соответствующий отрезок времени (на учащегося или группу в целом).
. Учет выполнения норм времени. Данные для учета выполнения норм берутся из записей, зафиксированных в нарядах на выполненные сданные годные учебно-производственные работы. Показателем производительности труда учащихся является процент выполнения норм, подсчитанный для единицы или партии работ. Такие подсчеты в зависимости от необходимости производятся или по каждому учащемуся, или группе в целом по суммарным данным. Для определения процента выполнения норм времени используется формула:
,
где Тн — норма времени на работу (партию работ);
Тф — время, фактически затраченное на выполнение работы (партии работ).
. Учет выполнения планов производственной деятельности. Исходные данные для такого учета берутся из нарядов на сданные годные учебно-производственные работы и планов производственной деятельности группы.
Подсчет осуществляется по формуле:
,
где Туч — суммарное время ученических нормо-часах, подсчитанное по сданным в течение определенного времени годным учебно-производственным работам;
Тпд — плановое время на производственную деятельность группы на данный отрезок времени — полугодие, учебный год.
Таким образом учет производственного обучения не только система организационно-педагогических мероприятий, направленных на подведение текущих, периодических и итоговых результатов процесса производственного обучения, но и неотъемлемое звено, органическая часть процесса производственного обучения.
1.2 Отчетность мастера производственного обучения
Процесс производственного обучения неизбежно сопровождается фиксацией и анализом его хода и результатов. Учет производственного обучения, контроль и оценка учебно-производственных успехов учащихся осуществляются непрерывно, на всех этапах учебного процесса. Основанные на педагогическом наблюдении и систематическом изучении деятельности учащихся, как в учебных мастерских, так и на производстве, методы контроля обеспечивают установление обратной связи между мастером и учащимся и тем самым способствуют успешности учебного процесса.
По окончании учебного полугодия, учебного года, а также всего курса обучения мастер производственного обучения представляет письменные отчеты об итогах учебно-воспитательной работы в закрепленной группе. Строго определенной формы этого вида документации нет, но практика показывает, что в отчет — в зависимости от периода обучения — включаются следующие данные [12, c. 56-57]:
1. выполнение учебного плана группы за определенный период (запланированное учебное время и фактическое; указание причин в случае расхождения);
2. выполнение программы производственного обучения (если имеют место отступления от программы, то объясняются причины);
. выполнение учащимися установленных норм времени (выработки) и общее выполнение плана производственной деятельности группы в установленных показателях (если она планировалась на этот период);
. итоговая успеваемость учащихся в баллах (с анализом степени усвоения учебного материала, овладения технологией выполнения работ);
. сведения о посещаемости занятий с объяснением причин имеющих место пропусков (по персоналиям).
У мастера могут быть затребованы данные об участии группы в общественной жизни учебного заведения, общих итогах воспитательной работы в группе (если к группе прикреплен классный руководитель, то эти сведения предоставляются совместно с ним).
По окончании производственной практики на предприятии мастером составляется отчет, в котором кроме выполнения учебных планов и программы и результатов работы учащихся отражаются использование прогрессивных технологий и современной техники; приводятся отзывы руководства практикой от предприятия.
Мастера выпускных групп принимают участие в подведении результатов итоговой аттестации выпускников в пределах требований Государственного стандарта НПО по конкретной специальности по всем видам аттестационных испытаний.
Правильно организованный контроль хода и результатов процесса производственного обучения является не только средством проверки и оценки достижений каждого учащегося, но и объективным показателем обучающей деятельности мастера.
Отчеты мастеров производственного обучения заслушиваются и рассматриваются на педагогических советах образовательного учреждения.
Анализ литературы показал, что четко установленных видов отчетов нет. В отчеты включаются различные вопросы в зависимости от периода обучения группы.
Вывод по 1 главе.
Учет, включающий контроль, оценку умений и навыков учащихся, качеств, характеризующих основы их профессионального мастерства, проводимый своевременно и систематически, дает необходимый учебный и воспитательный эффект. Такой учет также стимулирует учащихся к производственному труду.
Систематическое отслеживание результатов своей работы с группой — непременная составляющая деятельности мастера производственного обучения. Итоги текущего и периодического учета суммируются в отчетах мастера. Думающий педагог, задавая самому себе вопросы «Что мне удалось добиться вместе с учащимися?» и «Что у нас не получилось и почему?», анализируя свою деятельность, находясь в поиске более совершенных дидактических приемов и методов, в конечном итоге добьется успехов в своей многотрудной работе.
Глава 2. Разработка форм учета производственного обучения и отчетности мастера
.1 Разработка форм учета производственного обучения
Каждое полугодие учебного года мастер производственного обучения подводит итоги, анализируя свою работу с группой для поиска более совершенных дидактических приемов и методов производственного обучения. Проверка того или иного уровня деятельности осуществляется в сочетании с определенной системой оценок. При контроле необходимо объективно оценить, насколько учащийся готов к выполнению деятельности данного уровня.
Систематическое отслеживание результатов своей работы с группой — непременная составляющая деятельности мастера производственного обучения.
Ниже представлены дневник учета учебно-производственных работ при обучении в цехах предприятия Ивановой И.С. и индивидуальный учет отработки тем программы.
Дневник учета учебно-производственных работ при обучении в цехах предприятия
Иванова Ирина Сергеевна
Повар-кондитер
Васильева Ирина Михайловна
полугодие 2006/2007 уч.года, ОАО «Белозерсклес», столовая
Индивидуальный учет отработки тем программы
№ п/п |
Фамилии учащихся |
№ работ и оценка |
Примечание |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
|||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. |
Абаимова О.Л. Абрамова Г.Д. Афанасьева В.А. Богутенко В.Л. Борисова Н.Л. Гриб М.Д. Дегтярева Г.Л. Демидова А.А. Дубович А.Н. Ермилова О.Д. Зеберова С.И. Иванова И.С. Кузина Е.А. Миронова К.Н. Петрова М.Л. Рязанцева В.Д. Свиридова Н.Н. Сизинцева В.А. Скворцова А.С. Скворцова П.Л. Смирнова Н.Н. Соколова А.С. Сокоух Р.О. Федорова М.Ю. Цыбина А.С. Шаламова Е.И. |
5 5 4 4 3 5 5 5 5 — 3 5 4 4 5 5 5 5 4 4 4 — 5 5 5 5 |
5 5 5 5 3 5 5 5 5 — 4 5 5 5 5 5 5 5 5 4 4 — 5 5 5 5 |
5 5 5 5 5 4 4 5 5 — 3 5 5 5 4 5 5 5 5 4 5 — 5 5 5 4 |
4 5 5 5 5 5 5 4 5 — 4 4 5 5 5 5 5 5 4 5 5 — 4 4 4 4 |
Отчислена Отлислена |
.2 Разработка форм отчета мастера производственного обучения
В процессе производственного обучения мастер непрерывно фиксирует и анализирует его ход и результат. По окончании учебного полугодия, учебного года, а также всего курса обучения мастер представляет письменные отчеты об итогах учебно-воспитательной работы в закрепленной группе.
Отчеты мастеров производственного обучения заслушиваются и рассматриваются на педагогических советах образовательного учреждения.
Правильно организованный контроль хода и результатов процесса производственного обучения является не только средством проверки и оценки достижений каждого учащегося, но и объективным показателем обучающей деятельности мастера.
Разработаем отчет мастера производственного обучения группы № 125 по профессии «Повар-кондитер».
ОТЧЕТ
о показателях производственного обучения группы № 125
за I квартал 2006/2007 учебного года
.Количество учащихся на начало квартала — 26 чел.
Количество учащихся на конец квартала — 24 чел.
Фамилии выбывших учащихся, причины отчисления.
Соколова А.С. — нежелание дальнейшего обучения по выбранной специальности; Ермилова О.Д. — нежелание дальнейшего обучения по выбранной специальности.
. Выполнение учебного плана по производственному обучению.
Полагалось 250 часов.
Фактически дано 136 часов.
Процент выполнения учебного плана 54,4 %.
. Выполнение учебной программы производственного обучения 108,8 %.
. Выполнение плана производственной деятельности 100 %
. Успеваемость в группе 100 %.
. Посещаемость уроков 83 %.
Количество пропущенных группой часов 36.
Из них: по уважительной причине 30;
по неуважительным причинам 6
. Дисциплинированность учащихся (указываются фамилии учащихся, имеющих взыскания, получивших пониженные оценки по поведению).
Зеберова Д.Б.
. Соблюдение правил безопасности труда (указать факты нарушений).
Нарушений по соблюдению правил безопасности нет.
. Применение на занятиях производственного обучения прогрессивных инструментов, передовых методов труда; проведение в группе конкурсов по профессии, участие в других мероприятиях.
Открытый урок по теме «Изысканность блюд».
Открытый урок по теме «Рыбные блюда».
. Внеклассная работа в группе (количество и тематика экскурсий, проведенных вечеров отдыха, встреч с интересными людьми и т.п.); участие группы в общеучилищных мероприятиях.
Классный час по теме «Гордись профессией своей».
Классный час по теме «Моя семья».
Классный час по теме «Умей учится»
Классный час по теме «Мой город»
Встреча с выпускниками училища.
Экскурсия в столовую ОАО «Белозерклес»
. Количество учащихся, занимающихся в кружках и спортивных секциях.
человек
Мастер группы Поликарпова Ю.В.
Классный руководитель Архипов Е.Л.
Вывод по 2 главе.
Разработанные виды учета используются в Государственном образовательном учреждении «Профессиональное училище № 40» г. Белозерск мастерами производственного обучения. В ходе учета производственного обучения видны плюсы и минусы работы мастера. Мастер анализирует сложившуюся ситуацию и вносит коррективы в свою дальнейшую педагогическую деятельность.
Заключение
После проведения работы по изучению теоретических данных нами выяснено, что вопрос учета производственного обучения и отчетности мастера является единственным объективным показателем контроля качества подготовки учащихся по изучаемой специальности, действительно отражающим уровень профессионального образования на разных его этапах.
Учет производственного обучения и отчетность мастера разрабатываются в течении всего учебного года.
Учет производственного обучения рассматривают как систему организационно-педагогических мероприятий, направленных на подведение текущих, периодических и итоговых результатов процесса производственного обучения, и как звено процесса производственного обучения.
Учет производственного обучения включает следующие составные части (компоненты):
1. собственно учет, т.е. анализ и фиксация хода и результатов процесса производственного обучения: сравнение и сопоставление с исходными данными, величинами, показателями, установками; заключение о соответствии фактического состояния процесса обучения этим исходным данным; определение (подсчет, замер) количественных показателей, характеризующих ход и результаты процесса обучения;
2. контроль, т.е. процесс определения соответствия знаний и умений учащихся, результатов их учебно-производственной деятельности установленным требованиям, правилам, нормам, нормативам, критериям и т.д.;
. оценка-суждение (заключение) о качестве знаний и умений учащихся, о результатах их учебно-производственной деятельности.
В результате проделанной работы в экспериментальном исследовании была рассмотрена отчетность мастера производственного обучения за 1 квартал 2006/2007учебного года.
Сформулированная в начале работы проблема получила подтверждение в теоретической работе и экспериментальной работе.
Литература
[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/proizvodstvennoe-obuchenie-2/
1. Большая Советская энциклопедия. Том 4. — М., 1975.
2. Скакун В.А. Преподавание общетехнических и специальных предметов в средних ПТУ: Методическое пособие. — М.: Высшая школа, 1987.
. Скакун В.А. Организация и методика профессионального обучения. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2007.
. Кругликов Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом. Педагогические специальности. М.: АКАДЕМА, 2005.
. Сластенин В.А., Исаев И.Ф. Педагогика. М.: АКАДЕМА, 2003.
. Психологический словарь. — С.-П. — 1983.
. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. — М., 1998.
. Харламов И.Ф. Педагогика. — М., 2004.
. Рапацевич Е.С. Словарь-справочник по научно-техническому творчеству. — М.: Эстоним, 1995.
. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и комментариях
. Батышев А.С. Практическая педагогика для начинающего преподавателя. — М.:, 2003.
. Безруков В.С. Педагогика, Екатеринбург, 1996.
. Красильникова В.А. Технологии оценки качества обучения. — М.: Высшая школа, 1987.
. Кушнер Ю.З. Воспитательная деятельность мастера производственного обучения. — М.: Минск, 2001.
. Профессиональная педагогика / под ред. Батышева С.Я. — М.:, 1999.
. Скакун В.А. Методика производственного обучения. — М.: АКАДЕМА
. Харламов И.Ф. Педагогика. — М.: Высшая школа, 1989.
. Эрганова Н.Е. Основы методики профессионального обучения
. Энциклопедия профессионального образования / под ред. Батышева
Приложение 1
Примерная форма индивидуального дневника учащегося при обучении на производстве
Дневник учета учебно-производственных работ при обучении в цехах предприятия
№ п/п |
Дата выполнения работы |
Номер и наименование темы программы |
Название или краткое содержание работ, выполненных учащимися (сложность работы) |
Количество выполненной работы |
Затрачено времени |
Оценка выполненной работы |
Подписи мастера производственного обучения и мастера (бригадира) цеха (участка) предприятия |
|
Выполнение нормы % |
Оценка качества |
|||||||
Приложение 2
Примерная форма учета мастером индивидуальной работы учащихся на производстве
Индивидуальный учет отработки тем программы
№ п/п |
Фамилии учащихся |
№ работ и оценка |
Примечание |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
|||
Приложение 3
ПАМЯТКА
мастеру производственного обучения по организации и методике текущего контроля учебно-производственной деятельности учащихся
Успеха в производственном обучении добиваются те мастера, которые понимают трудности в работе учащихся и главную свою задачу видят не столько в исправлении допущенных ошибок, сколько в их предупреждении. Если мастер не понимает, не чувствует трудностей учащихся, он ничему не сможет их научить. Нельзя рассматривать успеваемость в отрыве от личности ученика, от субъективных и объективных условий и факторов его деятельности. Не существует объективной успеваемости, как не существует ученика «вообще». Важно учитывать не только результат, но и сам процесс работы учащихся. Это дает возможность своевременно выявить затруднения учащихся, определить, верным ли путем идет ученик к усвоению, своевременно помочь ему, а то и просто одобрить и подбодрить. Осуществлять контроль следует так, чтобы он постепенно и неуклонно приучал учащихся к регулярному и эффективному самоконтролю как процесса, так и конечных результатов их труда. Контроль, проверка, анализ учебных успехов учащихся должны быть непрерывными. В этом смысле контроль является составной частью текущего инструктирования учащихся. Однако контроль — не самоцель, а путь к наиболее верным выводам для дальнейшего планирования и осуществления учебного процесса. В процессе контроля нужно как можно чаще ставить учащихся в условия, требующие самостоятельного применения знаний и умений в новых условиях, самостоятельного решения новых учебно-производственных задач. Чем более способен учащийся, чем больше его возможности, тем строже с него можно и нужно спрашивать. Никогда не следует спешить зачислять учащегося в разряд «неспособных» и «безнадежных».
Приложение 4
Примерная форма отчета мастера за период обучения
ОТЧЕТ
о показателях производственного обучения группы №___
за___ квартал ______уч. года
. Количество учащихся на начало квартала — ____чел.
Количество учащихся на конец квартала — _____чел.
Фамилии выбывших учащихся, причины отчисления.
. Выполнение учебного плана по производственному обучению.
Полагалось ____часов.
Фактически дано ____ часов.
Процент выполнения учебного плана _____%.
Отработка по группе в целом и каждым учащимся.
. Выполнение плана производственной деятельности ____(% или руб),
. Успеваемость в группе ____%.
Количество неуспевающих ____, фамилии.
. Посещаемость уроков_____%.
Количество пропущенных группой часов ____.
Из них:
по уважительной причине ____;
по неуважительным причинам _____-
. Дисциплинированность учащихся (указываются фамилии учащихся, имеющих взыскания, получивших пониженные оценки по поведению).
. Соблюдение правил безопасности труда (указать факты нарушений).
. Применение на занятиях производственного обучения прогрессивных инструментов, передовых методов труда; проведение в группе конкурсов по профессии, участие в других мероприятиях.
. Внеклассная работа в группе (количество и тематика экскурсий, проведенных вечеров отдыха, встреч с интересными людьми и т.п.); участие группы в общеучилищных мероприятиях.
. Количество учащихся, занимающихся в кружках и спортивных секциях.
. Другая информация (о развитии материальной базы, участии в рационализации, техническом творчестве и т.д.).
Мастер группы _________
Классный руководитель ___________________