Проектирование школьной формы для девочек

Курсовая работа
Содержание скрыть

Перед началом учебного года во многих средствах массовой информации обсуждается вопрос введения школьной формы.

Школьная форма — повседневная форма одежды для учеников во время их нахождения в школе и на официальных школьных мероприятиях вне школы. Существуют различные точки зрения на то, нужна ли вообще стандартная форма школьникам. Из этого следует, что школьная форма имеет свои плюсы и минусы. Недостатки школьной формы:

1. Форма — элемент уравнительного воспитания. Она лишает учеников возможности выражать свою индивидуальность в одежде.

2. В конвенции о правах ребёнка сказано, что каждый ребёнок имеет право выражать свою индивидуальность так, как ему этого хочется.

3. Повышение денежных расходов на обучение ребёнка. Форма может быть достаточно дорогой для семей с малым финансовым доходом.

4. Затраты времени и сил родителей в связи с приобретением формы.

5. Низкое качество материалов и пошива школьной формы.

6. Форма угнетает своим однообразием. Каждый день одно и то же.

Достоинства школьной формы:

1. Форма ограничивает возможность конкуренции между детьми.

2. Форма устраняет визуальную разницу между учениками из семей различного материального достатка, препятствуя расслоению по принципу «богатые/бедные».

3. Строгий стиль одежды создаёт в школе деловую атмосферу, необходимую для занятий.

4. Ученик в школьной форме думает об учебе, а не об одежде.

5. Нет проблемы «В чем пойти в школу», спокойное состояние активизирует желание учиться.

6. Если одежда придётся ребёнку по вкусу, он будет испытывать гордость за свой внешний вид.

7. Дети выглядят не разношерстной массой, а некой целостностью, одним коллективом.

8. Школьная форма помогает ребенку почувствовать себя учеником и членом определенного коллектива, дает возможность ощутить свою причастность именно к этой школе.

Из всего этого делаем вывод: форма — это действительно уравниловка. Благодаря школьной форме дети не могут поразить друг друга именно одеждой, что является безусловным плюсом для учебного процесса.

Школьная форма должна вновь вернуться в школу. Но, на этот раз она должна быть не такой как в советские времена. В этой связи проектирование школьной формы для девочек средне-школьного возраста является актуальным.

Целью данного проекта является удовлетворение спроса школьников в удобной, комфортной и стильной школьной форме.

3 стр., 1376 слов

Стандарты строительства школы: требования к участку и зданию

... стандарты по возведению школьных учреждений. default/handbook/article/relatedWorks.twig Рисунок 1. Строительство современной школы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ Стандарты строительства школы: требования к участку и зданию Идеальным вариантом для строительства школы будет размещение около ...

Для достижения поставленной цели необходимо решить комплекс взаимосвязанных между собой задач, связанных с этапами проектирования согласно стадиям ЕСКД, а именно:

1. Сформулировать Техническое задание;

2. Реализовать Техническое предложение;

3. Разработать Эскизный проект;

4. Выполнить Техническое предложение;

5. Разработать Рабочую документацию.

Комплекс выполненных работ позволит спроектировать конкурентоспособные модели школьной формы для девочек, пользующиеся спросом.

1. Техническое задание

Техническое задание — это конструкторский документ, который устанавливает основное назначение, исходные данные будущего изделия, технические характеристики, показатели качества и технико-экономические требования, предъявляемые к разрабатываемому изделию, выполнение необходимых стадий разработки конструкторской документации, а так же специальные требования к изделию.

1.1 Наименование и назначение проектируемой школьной формы

Целью данного подраздела является установление исходных данных к проектируемой школьной форме для девочек.

Школьная форма предназначена для повседневной носки.

Условия эксплуатации подразумевают внесезонное использование в Уралоповолжском регионе, РБ, г. Уфа.

Климат РБ зависит от переноса воздушных масс на ее территории, влияния солнечной радиации. Преобладающим направлением ветров является южное и западно-восточное. РБ расположена в глубине материка, где происходит наиболее частая смена воздушных масс умеренных и субтропических широт с арктическими.

Уфа находится в северо-лесостепной подзоне умеренного пояса. Климат умеренно континентальный, достаточно влажный, лето тёплое с небольшими изменениями температуры от месяца к месяцу, зима умеренно холодная и продолжительная. Средняя температура января —12,4 °C, минимальная — 48,5 °C; июля +19,7 °C (1979 год), максимальная +38,6 °C (1952 год).

Среднегодовая температура воздуха +3,8 °C. Среднее количество осадков — 589 мм.

Время непрерывной эксплуатации школьной формы 5-6 ч, с учетом продленного дня до 8-9 ч. Срок эксплуатации 1 — 2 года.

Поэтому ткани должны обладать свойствами воздухопроницаемости, гигроскопичностью и привлекательным внешним видом после многократной стирки и глажения.

Предполагаемый волокнистый состав верхнего слоя изделия — 35% натуральной шерсти, подкладка — 100% вискозы.

Для скрепления деталей школьной формы, наиболее подходящими будут армированные нитки, клеевая на тканевой основе.

Предполагаемые фурнитуры для проектируемых изделий: застежка — молния и пластмассовые пуговицы.

Проектируемая школьная форма из костюмной ткани предназначена для девочек средне — школьного возраста (11 — 13 лет), рост 146 — 152, размер 38 — 40, для повседневной носки.

1.2 Требования к проектируемой школьной форме

Целью подраздела является определение требований к проектируемым изделиям, исходя из целевого назначения.

К любому проектируемому изделию предъявляют 2 группы требований: потребительские и промышленные.

Потребительские требования к одежде — это требования к качеству ее изготовления, для оценки которого определяются эстетические, конструктивно-эргономические и технологические показатели. Потребительские требования разделяются на социальные, функциональные, эстетические, эргономические, эксплуатационные требования к одежде.

19 стр., 9122 слов

По технической эксплуатации автомобилей

... технических воздействия, по карданной передаче и заднему мосту - 7, по сцеплению - 5, по раздаточной коробке - 3, по рулевому управлению - 10, по подвеске - 8, по тормозам и ступицам колес - 9, по электорооборудованию - 18, по ... возможно при повышении качества проведения работ. 2.3 Исследование вероятности возникновения неисправностей и состава работ по сопутствующему текущему ремонту Для оценки ...

Социальные требования — это группа требований, связанная с удовлетворением духовных потребностей и интересов, характер и уровень которых формируется под воздействием разнообразных факторов социальной среды.

Функциональные требования к школьной форме подразумевают не только обеспечение комфортного состояния учащейся, но и эстетичности внешнего облика.

Эстетические требования к школьной форме, хотя и являются высокими, остаются на втором месте. Выбирая школьную форму детям, родители должны обращать внимание на ее внешний вид, тепловые свойства, удобство покроя и легкость.

Под эргономическими требованиями к одежде понимают совокупность требований к свойствам, характеризующим соответствие одежды анатомо-физиологическим и психологическим требованиям человека. Материал должен соответствовать гигиеническим требованиям, обладать хорошей паропроницаемостью, гигроскопичностью, водопоглощаемостью. Электризуемость должна быть минимальной или вообще отсутствовать, так как она вызывает дискомфорт и портит внешний вид изделия. Ткань должна обладать достаточной толщиной, так как это свойство влияет на внешний вид изделия. Материал должен быть устойчивым к растяжению, но не жёстким, чтобы обеспечить комфорт при эксплуатации. Масса школьной формы не должна превышать 10% от всей массы тела девочки.

Эксплуатационные требования и свойства в основном направлены на обеспечение соответствия изделий целевому назначению и условиям их использования.

Ремонтопригодность одежды — это возможность ремонта и повторного использования одежды, которая зависит от конструкции изделия и методов обработки.

Характеристики ремонтопригодности:

1. простота, лёгкость и удобство разборки и сборки руками или с минимальным набором инструментов;

2. заложенное при конструировании деление изделия, или его ремонтопригодных частей, на типовые элементы замены (ТЭЗ);

3. физическое наличие нового ТЭЗ взамен отказавшего/износившегося;

4. возможность определения того, что именно необходимо заменить, с точностью до ТЭЗ;

5. наличие инструкции по замене.

Надежность в эксплуатации означает безотказную службу одежды в течение всего периода носки до момента ее морального или физического износа.

Промышленные требования — это требования стандартизации и унификации, технологичности конструкции, экономичности.

Стандартизация — это деятельность по установлению правил и характеристик для добровольного многократного использования, направленные на достижение упорядоченности в сферах производства, обращения продукции и повышения конкурентоспособности продукции, работ и услуг.

Цель стандартизации — достижение максимальной степени упорядочения посредством широкого и многократного использования установленных положений, требований, норм.

Стандартизация обеспечивает право потребителя на приобретение товаров высокого качества, а также право на безопасность и комфортность труда.

3 стр., 1236 слов

Основы технологии швейных изделий

... требования к одежде можно подразделить на эксплуатационные, гигиенические, эстетические, экономические. Эксплуатационные требования обеспечивают прочность и надежность одежды в эксплуатации, соответствие её условиям труда или отдыха. Соответствие изделия предъявляемым эксплуатационным требованиям ... юбок; 2)не определяющие объемно-пространственную форму изделия; они делятся на два вида: детали, ...

Унификация — это наиболее распространенный и эффективный метод стандартизации, который предусматривает приведение объектов к однотипности на основе установления рационального числа их разновидностей. Даёт возможность снизить стоимость производства новых изделий, повысить серийность и уровень автоматизации производственных процессов.

Экономические требования — предполагает экономное расходование материалов. Снижение материалоёмкости связано, прежде всего, с повышением уровня конструкторских решений и общетехнического уровня производства. Например, использование усовершенствованной конструкции деталей, разработанной на основе более точных методов для малооперационной технологии изготовления позволяет уменьшить расход материала в среднем от 1 до 3 %. Разработка технологичных конструкций одежды, не требующей принудительной ВТО, открывает возможности использования точного кроя, что в свою очередь повышает требования к форме деталей.

Технологичность — это совокупность свойств изделия, определяющих приспособленность его конструкции к достижению оптимальных затрат ресурсов при его производстве, ремонте и утилизации. Ее показатели характеризуют свойства продукции, обуславливающие оптимальные распределения затрат материалов, средств труда и времени на всех стадиях жизни продукции (показатели трудоемкости, материалоемкости, себестоимости, использования материала).

1.3 Требования к материалам

Целью подраздела является обоснование требований к материалам для пакетов проектируемых изделий с учетом назначения, сезона, направления моды, требований промышленности и потребителя.

Одежда для детей в связи с физиологическими особенностями организма ребенка должна отвечать ряду специфических требований, которые необходимо учитывать при ее проектировании. Она должна быть легкой, не стесняющей движений, простой в обработке, удобной в эксплуатации.

Так как проектируемые изделия школьная форма для повседневной носки, то ткани верха должны быть воздухопроницаемыми, гигроскопичными (способными легко поглощать воду и водяные пары), не терять этих положительных качеств и привлекательного внешнего вида после многократной стирки и глажения.

Наиболее оптимальным выбором основной ткани предполагается костюмная ткань из смешанных волокон. Ткань для школьной формы должна содержать 30-35% синтетического волокна. Это необходимо, так как, если она будет полностью натуральной, то быстро износится и будет мятой. Если изделие будет полностью из синтетической ткани, то тело не будет дышать, начнет потеть и чесаться, так что ребенку будет не до учебы, сохранить здоровье в синтетических брюках очень сложно как мальчикам, так и девочкам.

Назначение подкладки состоит не только в сохранении срезов изделия от осыпания и распускания с внутренней стороны, но и в обеспечении оптимальных условий микроклимата в одежде. Подкладочные ткани должны обладать следующими характеристиками:

1. Хорошо пропускать воздух.

2. Поглощать влагу, которая выделяется из организма человека.

3. Обладать достаточной мягкостью, прочностью и стойкостью к механическим воздействиям.

4. Не вызывать аллергические реакции организма.

5. Иметь небольшой вес, чтобы не создавать излишнюю нагрузку при носке изделия.

В качестве подкладки предполагается использование ткани из натуральной вискозы. Обязательными показателями для подкладочных материалов являются: гладкая поверхность с малым коэффициентом трения для обеспечения удобства пользования одеждой; несминаемость; стойкость к истиранию; устойчивая окраска к сухому и мокрому трению; воздействие к ВТО и действию пота; небольшая осыпаемость, не должны электризоваться, иметь раздвижку нитей, вызывать задержку при выходе.

11 стр., 5214 слов

Женская повседневная прическа на основе стрижки массивной формы

... ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА 1.1 Выбор модели Силуэт и форма прически. Огромную роль в любой прическе играют ее силуэт и форма. Смена моды в прическах и стрижках сказывается в основном на изменении ... может ежедневно тратить много времени на уход, поэтому главная особенность повседневных причесок — их простота. Бытовые прически представляют собой не слишком сложные стрижки на разную длину волос. ...

Скрепляющие материалы могут быть ниточные и клеевые.

Клеевые (прокладочные) материалы применяют в целях сохранения пространственной формы деталей одежды в процессе эксплуатации, а также для предохранения отдельных участков (низ рукава, низ изделия, край борта и др.) от преждевременного разрушения.

В качестве прокладочных материалов планируется использовать клеевой материал на тканевой основе. Это связано с тем, что прокладочные материалы применяют для придания деталям определенной формы и ее сохранения, для упрочнения участков деталей и предохранения их от растяжения.

Швейная нитка — это протяженная, тонкая, ровно скрученная пряжа или нить с особыми свойствами, позволяющими использовать ее при шитье. Нитки являются основным материалом для соединения деталей.

Для изготовления школьной формы планируется использование армированных нитей, отличающиеся высокой прочностью, эластичностью, равновесностью, устойчивости окраски, малоусадочностью, также они имеют преимущество при воздействии повышенной температуры при глажении (до 200?С).

Фурнитура служит для застегивания швейных изделий, прикрепления, упрочнения деталей, а также для удобства эксплуатации одежды. Для проектируемых изделий планируется использование застежки — молнии и пластмассовых круглых гладких глянцевых пуговиц с четырьмя отверстиями.

Застежка — молния должна обладать следующими свойствами:

1. легкость движения замка по ленте;

2. способность молний выдерживать большую нагрузку;

3. стойкость окраски.

Пуговицы помимо их функционального назначения (застёгивание) применяются и для украшения одежды. Пластмассовые пуговицы прекрасно дополнят жакет, придадут элегантность и строгость школьной форме, решенной в английском стиле, с использованием шотландки, устойчивы к химической чистке.

2. Техническое предложение

Техническое предложение — вторая стадия проектирования (в швейной промышленности принято называть моделированием).

Цель этапа — разработка эскиза базовой модели в соответствии с требованиями технического задания. В соответствии с этим в разделе ставятся задачи разработки эскизов моделей — аналогов, их анализ; составление эталонного ряда моделей — аналогов.

2.1 Историческая справка

Целью подраздела является выявление наиболее типичных конструктивно-композиционных решений школьной формы для девочек.

У школьной формы в России богатая история. До 1917 года она была сословным признаком, т.к. позволить себе обучение в гимназии могли только дети богатых родителей. конструирование одежда модель материал

Точная дата введения школьной формы в России — 1834 году. Именно в этом году произошло принятие закона, утвердившего отдельный вид гражданских мундиров. К ним относились гимназические и студенческие мундиры. Введение форменной одежды для учащихся учебных заведений царской России связано в первую очередь с тем, что эти учреждения были государственными. В те времена все государственные служащие должны были носить форменную одежду, соответствующую их чину и званию, согласно «Табеля о рангах». Так, все педагоги в государственных учебных заведениях (гимназиях) носили форменные сюртуки. Исходя из этого, было естественным введение и для учащихся форменных костюмов. Школьная форма советских времен для девочки: коричневое платье, черный (повседневный) и белый (праздничный) фартук. Сегодня многие ученицы с интересом ее рассматривают, но на вопрос, хотели бы они ее носить, чаще всего отвечают отрицательно.

В начале 90-х отменили униформу, никто не возмущался по поводу ее утраты, наоборот, радовались свободе стиля. Но «бесформенная свобода», по утверждению психологов, отрицательно сказалось на психике школьников, ведь зачастую школа стала напоминать подиум.

Самой большой европейской страной, в которой существует школьная форма, является Великобритания. Во многих её бывших колониях форма не была отменена и после обретения независимости, например в Индии, Ирландии, Австралии, Сингапуре, Южной Африке, Кипре и Гонконге.

Во Франции единая школьная форма существовала в 1927—1968 годах. В Польше — до 1988 года.

В Бельгии школьная форма есть только в некоторых католических школах, а также в частных школах, основанных британцами. Типичная одежда — брюки и юбки темно-синего цвета, белая или голубая рубашка и галстук.

В Германии нет единой школьной формы, хотя ведутся дебаты о её введении. В некоторых школах введена единая школьная одежда, не являющаяся формой, так как ученики могут участвовать в её разработке. Что характерно, даже во времена «Третьего рейха» школьники не имели единой формы — они приходили на занятия в повседневной одежде.

В США и Канаде существует школьная форма во многих частных школах. В государственных школах единой формы нет, хотя в некоторых школах введены правила ношения одежды.

На Кубе форма обязательна для всех учащихся школ и высших учебных заведений.

Для большинства средних и старших школ Японии обязательной считается школьная форма. В каждой школе она своя, но на самом деле вариантов не так уж много. Обычно это белая рубашка, тёмный пиджак и брюки для мальчиков, и белая рубашка, тёмный пиджак и юбка для девочек, или же сейлор фуку — «матросский костюм».

На рисунке 1 показан коллаж — историческая справка по школьной форме.

Рисунок 1 — Историческая справка

2.2 Направление моды

Цель подраздела — выбор моделей-аналогов или элементов композиции, соответствующих перспективному направлению моды в одежде разрабатываемого ассортимента в соответствии с ТЗ. Для проектирования конкурентоспособной школьной формы информация по перспективному направлению моды является определяющей.

У девочек прошлого и позапрошлого веков не было выбора. Форма была строгой, фасоны платьев практически не менялись целыми десятилетиями.

Форма была едина для всех без исключения. Сегодня же при обязательности формы вопрос о том, какой она будет, предложено решать коллективам школ и родителям.

На новый учебный год модельеры предложили умеренно расширяющийся силуэт для школьных сарафанов, юбок и платьев, который можно получить при помощи кроя по косой, клиньев или застроченных до бедра складок. Форма для девочек в этом сезоне должна быть лаконичной и подчеркнуто женственной.

Актуальным будет приталенный верх или завышенная талия для учениц младших классов. Длина формы — средняя, до колена. Не стоит увлекаться излишним декорированием или усложнением кроя костюма. Строгие фасоны не отвлекают учеников, особенно первоклашек, еще не привыкших в дисциплине и серьезным занятиям, от основного дела школьников — получения знаний.

Самая подходящая палитра для школьной формы не столько широка. Это оттенки серого, синего, коричневого, зеленого и бордового. Приемлем черный цвет, но он не столь практичен, чтобы использовать его в одежде на каждый день.

Дизайнеры, чтобы оживить форму, предлагают рассмотреть присутствие в костюме сочетания разных фактур тканей и комбинации цветов, например, различную клетку.

Уговорить себя носить каждый день одно и то же платье или сарафан тяжело даже взрослой женщине. Маленькой девочке объяснить такую необходимость труднее во много раз. Малыши не сразу привыкают к форме, к тому, что нужно быть аккуратными и собранными. Модельеры посоветовали для быстрейшей адаптации первоклашек не ограничиваться стандартными школьными цветами для формы, а ввести в модели клетку, интересные текстуры, например, бархат или вельвет, приветствовать присутствие в костюме для девочек кружевной отделки воротника, бантов, рукавов-фонариков и других женственных деталей.

Силуэт очень напоминает модную одежду 60-х годов, придавая девочкам вид милых кокеток.

Девочкам-подросткам модельеры предложили платья и сарафаны с юбкой-колокольчиком, стильные приталенные пиджаки с короткими рукавами и немного не официальные блузки в мелкий горошек и клетку. Признавая право вырастающих из детства школьниц на модную одежду, модели на подиум выходили в лаковых черных туфлях в английском стиле и суперпопулярных кедах. Парадную форму дополнили широкими шелковыми галстуками в тон туфель.

Девушки в старших классах подчас разбираются в вопросах моды лучше своих родителей и учителей. Дизайнеры постарались максимально разнообразить коллекции именно для старшеклассниц.

Девушкам предложили удлиненные юбки, блузки в строгую полоску с длинным бантом на шее, напоминающие наряды курсисток начала XX века, классические брюки со стрелками, двубортные жакеты и высокие белые гольфы. Стиль подчеркнуто деловой, элегантный — ни капли баловства, все по-взрослому.

Рассуждать о такой сложной категории, как школьная форма для девочек можно бесконечно, но любая теория, остается только теорией.

На рисунке 2 показаны тенденции моды в школьной форме.

Рисунок 2 — Тенденции моды в школьной форме

2.3 Анализ моделей-аналогов школьной формы

Целью подраздела является избирательный анализ моделей-аналогов, разработка вариантов конструктивного построения проектируемой школьной формы для девочек средне-школьного возраста в целом или ее отдельных конструктивных элементов.

Моделями — аналогами были выбраны лучшие изделия, отвечающие потребительским требованиям и по своим технико-экономическим показателям соответствующие качеству лучших отечественных и зарубежных образцов.

В качестве источников информации были использованы каталоги, журналы мод ведущих моделирующих организаций России и других стран, фотоматериал из сети интернет [1, 2, 3].

1. Тенденции моды. Фотоматериал. [Электронный ресурс] URL:https://yandex.ru/images/search?text=мода+школьной+формы+2015-2016 (дата обращения 25.10.2015 г.)

2. Тенденции моды. Фотоматериал. [Электронный ресурс] URL:https://yandex.ru/images/search?text=мода%20школьной%20формы%202015 — 2016%20для%20девочек%20подростков%20жилет%20с%20юбкой%20клетка (дата обращения 25.10.15 г.)

3. Тенденции моды. Фотоматериал. [Электронный ресурс] URL:https://yandex.ru/images/search?text=школьная%20форма%20для%20девочки%2013%20лет%207%20класс&img_url=http%3A%2F%2Fyug.po-isk.doskipartners.ru%2Fi%2F89%2F33%2F893361s.jpg&pos=17&rpt=simage&_=1445795266130 (дата обращения 25.10.15 г.)

На рисунке 3 показаны модели — аналоги школьной формы для девочек.

Модель А Модель Б Модель В

Модель Г Модель Д Модель Е

Рисунок 3 — модели — аналоги

Модель — аналог А любопытна оригинальным решением концов воротника жакета, его формой и цветовым решением. Юбка интересна нетрадиционным цветовым сочетанием складок. Недостатки моделей — аналогов заключаются в малом конструктивном решении жакета: нет вытачек, рельефов, кокеток; художественное оформление складок юбки.

Модель — аналог Б интересна необычным художественным оформлением борта жакета. Недостатки: отсутствие карманов.

Отличительной особенностью модели — аналога В является конструктивное решение жакета. Недостатки: нет художественного оформления.

Модель — аналог Г особенна конструктивным решением юбки. Недостаток является в художественном оформлением юбки.

Модель — аналог Д необычным оформлением формы низа жилета и застежки. Недостатком является глубокая горловина жилета.

Особенность модели — аналога Е заключается в конструкции жилета и художественным оформлением горловины. Недостаток заключается в глубокой горловине.

В соответствии со схемой общего анализа моделей — аналогов, после подбора производится их оценка по параметрам, представленным в таблице 1. Для определения числовых значений показателей качества используется четырех бальная шкала оценки:

  • Отлично — 3;
  • Хорошо — 2;
  • Удовлетворительно — 1;
  • Неудовлетворительно — 0.

Таблица 1 — Анализ моделей — аналогов

Наименование показателя

Оценка в баллах по моделям

А

Б

В

Г

Д

Е

Соответствие модному направлению и современному художественному стилю

3

3

2

2

2

2

Соответствие формы назначению изделия

2

2

3

2

2

2

Соответствие материалу и формы

1

2

1

1

2

1

Соответствие отдельных элементов и формы между собой

1

3

2

2

2

1

Законченность и уравновешенность композиции

0

1

1

1

1

2

Соответствие декоративных элементов общему композиционному решению

2

2

0

2

1

2

Удобство пользования

2

1

2

2

1

2

Соответствие гигиеническим требованиям

2

2

2

2

2

2

Надежность конструкции

2

2

2

2

1

2

Технологичность конструкции

1

2

2

2

2

2

Уровень трудоемкости обработки

3

3

1

3

2

3

Соответствие особым требованиям потребителя

2

1

1

2

1

2

Соответствие особенностям фигуры

2

2

1

2

2

2

Соответствие внешнему облику

2

2

1

1

2

2

Сумма баллов:

25

28

21

26

23

27

Эти модели будут положены в основу для разработки основной модели проекта. Модель №2, получившая наибольшее число баллов, принимается как за основу.

3. Эскизный проект

Цель этапа — установление принципиальных конструктивно-технологических решений проектируемых изделий.

3.1 Выбор и обоснование материалов для школьной формы

Целью подраздела является обоснованный выбор пакета материалов с учетом конструктивных особенностей изделия, применяемых методов изготовления и условий эксплуатации.

Выбор материалов и фурнитуры производиться в соответствии с назначением изделия, технического задания к одежде и особенностям моделей. Материалы должны соответствовать требованиям к моделям, их формам, рельефам и структуре поверхности, покроям, особенностям композиции, характеру конструктивно-декоративных членений и т. п.

Материалом основной ткани будет костюмная однотонная ткань и ткань в клетку, содержащих 35% натуральной шерсти. Ткани обладают хорошей паропроницаемостью, гигроскопичностью, водопоглощаемостью, формоустойчивостью, устойчивостью к истиранию, повышенной износостойкостью.

Подкладка из 100% вискозы. Ткань обладает хорошей гигроскопичностью, гигиеничностью, теплый зимой и прохладный летом, мягкая и приятная на ощупь, не вызывает аллергию.

В качестве прокладочных материалов будет использоваться клеевой материал на тканевой основе. Основные достоинства — мягкость, драпируемость, в некоторых видах — эластичность. Обладает легкостью, упругостью, хорошо держит форму, дает небольшую усадку, не осыпается, имеет высокие показатели гигроскопичности, воздухо- и паропроницаемостью.

Для скрепления деталей изделий будут использоваться армированные нити, отличающиеся высокой прочностью, эластичностью, равновесностью, устойчивости окраски, малоусадочностью, также они имеют преимущество при воздействии повышенной температуры при глажении (до 200?С).

В качестве фурнитуры были выбраны застежки — молнии и металлические круглые гладкие матовые пуговицы с полупотайным ушком.

Застежка — молния обладает следующими свойствами:

1. легкость движения замка по ленте;

2. способность молний выдерживать большую нагрузку;

3. стойкость окраски.

Металлические пуговицы прекрасно дополнят жакет, придадут элегантность и строгость школьной форме, решенной в английском стиле, с использованием шотландки. Они теплостойки (до 100?С) и устойчивы к химической чистке.

Одежда представляет собой многослойное изделие, каждый слой которого выполняет определенные функции. В зависимости от этого все материалы, формирующие пакет одежды (основные, прокладочные, утепляющие, подкладочные, скрепляющие) должны обеспечивать установленные техническим заданием параметры пододежного микроклимата, показатели надежности, долговечности и безопасности в эксплуатации.

В таблице 2 представлены образцы всех материалов, которые могут использоваться для проектируемой модели и характеристики их свойств.

3.2 Проектирование основной модели. Описание внешнего вида модели

Целью подраздела является проектирование основных моделей, которые могут быть рекомендованы для конкретного типа производства (массового, серийного, индивидуального).

Модель А

Комплект школьной формы для девочек средне-школьного возраста из костюмной п/ш ткани серого цвета и п/ш клетки красного цвета, для повседневной носки в школу. комплект состоит из жакета и юбки.

Жакет прямого силуэта, длиной до талии, с втачным рукавом, с центральной бортовой застежкой на 5 пуговиц, без воротника.

Полочка с рельефами от плечевого шва, с отделочной строчкой по рельефам. В шве соединения частей полочек вложена отделочная листочка.

Спинка с рельефами от плечевого шва, с отделочной строчкой по рельефам.

Рукава втачные, двухшовные.

Подкладка из 100% вискозы. Ткань обладает хорошей гигроскопичностью, гигиеничностью, теплый зимой и прохладный летом, мягкая и приятная на ощупь, не вызывает аллергию.

Юбка восьмиклинка, с резинкой, на талии, длина до колена. По низу юбки идет отделка из ткани в клетку и отделочной строчки. В боковых швах заложены карманы в шве.

Рекомендуемые размеры: 152 — 76 — 61, 2 — 3 полнотной группы.

Модель Б

Комплект школьной формы для девочек средне-школьного возраста из костюмной п/ш ткани серого цвета и п/ш клетки синего цвета, для повседневной носки в школу. комплект состоит из жилета и юбки.

Жилет прямого силуэта, длиной до талии, из костюмной п/ш ткани серого цвета, без воротника.

Полочка с кокеткой, по центру расположен прорезной карман с декоративной застежкой-молнией.

По спинке до линии лопаток втачена декоративная застежка-молния, ниже идет встречная складка, закрепленная отделочной строчкой по сторонам.

Подкладка из 100% вискозы. Ткань обладает хорошей гигроскопичностью, гигиеничностью, теплый зимой и прохладный летом, мягкая и приятная на ощупь, не вызывает аллергию.

Юбка прямая, расширенная к низу, на талии и резинке. По талии заложены встречные складки.

На передней части юбки по талии заложены 2 встречные складки.

Карманы прорезные с декоративной застежкой-молнией.

На задней части юбки по талии заложены 2 встречные складки.

Подкладка из 100% вискозы. Ткань обладает хорошей гигроскопичностью, гигиеничностью, теплый зимой и прохладный летом, мягкая и приятная на ощупь, не вызывает аллергию.

Рекомендуемые размеры: 152 — 76 — 61, 2 — 3 полнотной группы.

3.3 Проектирование серии моделей

Целью подраздела является проектирование серии моделей на одной конструктивной основе (базовой конструкции).

Технический процесс швейной промышленности связан с концентрацией и специализацией производства. Обязательным условием их успешной реализации является максимальная производственно-технологическая однородность выпускаемой продукции (совместимость и взаимозаменяемость моделей).

Модели одного потока должны изготовляться с помощью однородных видов оборудования, приспособлений и устройств; технологически неделимые операции при этом должны быть близки по времени, номенклатуре и последовательности; рабочая сила должна быть однородной по квалификации и специальности.

Применительно к одежде наиболее целесообразно использовать основные теоретические положения неполной взаимозаменяемости: внешней и конструктивной.

Внешняя заменяемость заключается в том, что в результате изменения или замены элементов композиции без изменения конструкции добиваются внешнего разнообразия моделей. Этот вид взаимозаменяемости положен в основу разработки модифицированных систем моделей одежды и моделей на одной конструктивной основе, которые способствует расширению ассортимента одежды при сравнительно небольших затратах, максимальное сокращение пути модного изделия от моделирующей организации до потребителя.

В качестве исходной информации при разработке серии моделей была принята базовая конструктивная основа (БКО), использованная в основной модели, а так же варианты потребительских предпочтений в выборе композиционно — конструктивных параметров, выявленных в ходе социологического опроса.

При проектировании серии моделей одежды был выбран способ, при котором разрабатывают конструктивно — унифицированные ряды моделей одежды на основе одной БКО. Конструктивно — унифицированный ряд представляет собой совокупность модификаций вариантов конструкции одинакового или различного назначения, основные характеристики которых (силуэт и покрой основных деталей, методы обработки) свойственны БКО, а второстепенные (застежка, воротник, отделка, карманы и т.п.) — различным модификациям ряда, которые разрабатываются обычными приемами конструктивного моделирования.

На рисунке 5 представлены разработанные эскизы моделей одежды на основе базовой модели.

Технический проект

Под техническим проектом понимают совокупность конструкторских документов, содержащих окончательные технические решения, дающие исчерпывающую информацию об устройстве разрабатываемого изделия, конструкции пакета одежды, узлов и соединений его деталей, а также исходные данные для разработки рабочей документации.

Цель этапа — выявление окончательных конструктивно — технологических решений базовой модели, обеспечивающих получение рационального экономического и социального эффекта от принятых проектных решений.

4.1 Система конструирования одежды и обоснование выбора

Целью подраздела является обоснование выбора наиболее совершенной системы конструирования одежды. Критериями выбора являются степень точности построения чертежа, научность и практичность расчетов.

Для построения чертежей деталей одежды была выбрана методика ЕМКО СЭВ. Единая методика конструирования одежды СЭВ была разработана как результат обобщенного опыта работы конструкторов различных стран Восточной Европы в конце 80-ых — начале 90-ых годов прошлого столетия. Методика предназначена для проектирования плечевой и поясной одежды в условиях массового и индивидуального производства. Являясь достаточно универсальной и обоснованной с научной точки зрения, она получила широкое распространение на швейных предприятиях массового производства одежды.

Универсальность ЕМКО СЭВ обусловлена возможностью ее использования для разработки конструкций одежды различных видов, вариантов, покроев, силуэтных форм, из любых видов материалов. В методике созданы предпосылки для изменений расчетных формул, согласованных с модельными особенностями проектируемых изделий и свойствами предлагаемых для их изготовления материалов.

Методика ЕМКО СЭВ является научно обоснованной. В основу методики положены результаты последних антропометрических исследований населения стран Восточной Европы, скульптурные эталоны типовых фигур и развертки поверхностей манекенов, комплекс обоснованных прибавок и технологических припусков. Метод построения конструкции различных видов одежды, лежащей в основе методики, базируется на использовании оптимального количества размерных признаков, что обуславливает тесную связь между отдельными измерениями фигуры и соответствующими участками чертежа.

Используемые в методике размерные признаки фигур для основных расчетов чертежа полностью соответствуют данным современных размерных стандартов.

Анализ и обоснование выбора выбранного метода конструирования можно выполнить по следующей схеме:

4.2 Исходные данные для проектирования основного чертежа конструкции изделия

Исходными данными для проектирования основного чертежа конструкции изделия являются размерная характеристика фигуры человека и величины прибавок на свободное облегание изделия в целом и по участкам, а так же данные по направлению моды (выбор конструктивных линий (швов, вытачек, рельефов), характер их оформления и мест расположения, обеспечивающих проектируемую форму модели).

4.2.1 Размерная характеристика фигуры человека

При проектировании изделий на типовую фигуру величины размерных признаков на 2 модели, необходимые для построения основного чертежа конструкции одежды, сводятся в таблицу 3, данные взяты по ОСТ 17 — 66 — 77.

Таблица 3 — Величины размерных признаков, размер 152-76-61.

Условное обозначение

Абсолютная величина размерного признака

Условное обозначение

Абсолютная величина размерного признака

1

2

3

4

Для построения

Т1

152,0

Т27

72,2

Т4

128,6

Т29

14,6

Т7

95,7

Т32

42,0

Т8

87,3

Т33

61,7

Т9

42,5

Т35

29,3

Т12

69,5

Т36

45,4

Т13

33,4

Т38

26,5

Т14

75,8

Т39

16,3

Т15

79,6

Т40

36,4

Т16

76

Т44

75,4

Т18

61,4

Т45

29,2

Т19

85,2

Т47

31,4

Т21

47,8

Т48

53,7

Т22

32,8

Т51

29,5

Т25

97,6

Т57

8,5

Для контроля

Т10

129,6

Т37

25,0

Т20

83,2

Т41

38,6

Т28

23,9

Т43

38,2

Т31

12,1

4.2.2 Обоснование прибавок на свободное облегание

Целью подраздела является выбор прибавок на свободное облегание в соответствии с модным направлением согласно эскизу модели.

Конструктивные прибавки (прибавки на свободное облегание) выбирают, анализируя размеры готовых изделий современных конструкций или ориентируясь на имеющиеся рекомендации в зависимости от вида одежды, ее покроя, силуэта модели. Конструктивные прибавки окончательно уточняются в процессе изготовления образца модели.

Величины выбранных прибавок на 2 модели представлены в форме таблицы 4.

Таблица 4 — Величины прибавок на свободное облегание, размер 152-76-61.

Отрезок

Величина прибавки, см

Отрезок

Величина прибавки, см

Жакет

31-37

2,0

35-15

0,25

31-33

0,5

12-121

0,25

33-35

1,0

36-16

0,25

35-37

0,5

411-470

2,0

33-13

0,25

511-570

1,0

Жилет

31-37

2,0

35-15

0,25

31-33

0,5

12-121

0,25

33-35

1,0

36-16

0,25

35-37

0,5

411-470

2,0

33-13

0,25

511-570

1,0

Рукав двухшовный

Юбка

351-333

1,6

51-57

1,0

95-931

1,6

41-470

1,0

4.3 Построение чертежа базовой конструкции (БК)

Построение чертежа базовой конструкции (БК) спинки и полочки с учетом использования любой методики конструирования включает построение базовой сетки чертежа, а затем контурных линий деталей.

В пояснительной записке приведены все необходимые расчеты построения типовых схем чертежей базовых моделей, расчеты и чертежи БК (МК) изделий, выполненные в масштабе 1:4.

Расчеты для построения чертежа БК на две модели выполнены в форме таблицы 5.

Таблица 5 — Базовая конструкция (БК) жакета и жилета. Силуэт прямой. Размер 152-76-61.

Номеp системы

Отрезок

Формула

Расчет исходной величины отрезка /А-В/

Прибавка общая ПК+ПТ=П

Величина отрезка на чертеже /А-В/+П

1

11-91

Т40+(Т7-Т9)+П 1

2

11-21

0,3Т40+П

3

11-31

Т39+П

4

11-41

Т40+П

5

41-51

0,65(Т7-Т12)+П

6

31-33

0,5Т47+П

0,5

7

33-35

Т57+П

1,0

8

35-37

0,5(Т45+Т15-1,2-Т14)+П

0,5

9

31-37

/31-33/+/33-35/+/35-37/

2,0

10

37-47

Т40-Т39+П

11

47-57

0,65(Т7-Т12)+П

12

47-97

Т7-Т9+П

13

33-13

0,49Т38+П

0,25

14

35-15

0,43Т38+П

0,25

15

33-331

П

16

35-351

П

17

331-341

0,62/33-35/+а 17 2

18

351-341ґ

0,38/33-35/-a 18 2

19

331-332

0,62/33-35/+a 19 2

20

R332-342

0,62/33-35/+a 19

20.1

R341-342

0,62/33-35/+a 19

20.2

341332

K

21

351-352

0,38/33-35/-а 21

22.1

R341ґ-343

0,38/33-35/-a 21 2

22.2

341ґ352

K

24

41-411

O41

0,75

0,75

25

51-511

O51

0,75

0,75

26

91-911

O91

0,75

0,75

27

11-12

0,18T13+П

28

11-112

0,25/11-12/

29

12-121

0,07T13+П 3

0,25

30

13-14

3,5-0,08T47

31

121-122

0,4/121-14/

32

31-32

0,17T47+П

33

122-22

(0,40,5)/122-32/

34

122-22-122ґ

34 -1,7tпп — 0,9ПС 31-33 4

13,5 0

11,8 0

35

R122-14ґ

122ґ-14

36

R22-141

22-14ґ

36.1

R121-141

121-14

37

R22-123

22-123ґ

38

121-113

K

38.1

11-113

K

39

R121-114

/121-113/-a 39 5

39.1

R112-114

/121-113/-a39

40

121112

K

41

14-342

K

41.1

332-342

K

42

R14ґ-342

14ґ-342ґ

42.1

R332-342

14-342

43

33214

К

45

47-46

0,5T46+П

47

46-36

T36-T35+П

48

36-371

47-46

49

36-372

T35-T34+П

50

R36-372

36-372

50.1

372-372

0,5(T15-1,2-T14)

50.2

R36-371

36-371

51

371-361

0,18T13+П

52

R36-16

T44-(T40+0,07T13)—(T36-T35)+П

0,25

53

R16-14

121-14 (с чертежа спинки)

54

16-161

0,205T13+П

55

16-171

К

55.1

17-171

К

56

R16-172

16-171

56.1

R17-172

16-171

57

1716

К

58

14-343

К

58.1

352-343

K

59

R14-343

14-343

59.1

R352-343

14-343

60

35214

K

61

411-470

0,5T18+П

2,0

62

511-570

0,5T19+П

1,0

В таблице 5.1 представлены расчеты конструкции БК рукава.

Таблица 5.1 — Базовая конструкция рукава жакета. Размер 152-76-61.

Номеp системы

Отрезок

Формула

Расчет исходной величины отрезка /А-В/

Прибавка общая ПК+ПТ=П

Величина отрезка на чертеже /А-В/+П

63.1

ДП

0,93Т38+(П 33-133515 )+

+0,57(Т57+П 33-35 )+2/33-331/

63.2

ПОР

Н * ДП, где Н=0,08

63.3

ДОР

(1+Н) * ДП

64

331-351(ШП)

33-35

65

331-341

0,62/33-35/+а 17 1

66

351-341

0,38/33-35/-а 18 1

67

331-332

0,62/33-35/+а 19 1

68

R332-342

0,62/33-35/+а 19

68.1

R341-342

0,62/33-35/+а 19

68.2

341332

K

69

351-352

0,38/33-35/-а 21 1

70

R352-343

0,38/33-35/-а 21

70.1

R341-343

0,38/33-35/-а 21

70.2

341352

K

71

351-333(ШОР)

Т57+4,5+П

1,6

72

333-13(ВОР)

73

13-14

0,45/351-333/

74

13-141

0,73/351-333/

75

15-141

15-141

76

141-353

0,5/141-343/

77

R 353-354

353-343

78

141-142

141-15

79

14-143

0,5/14-141/

80

13-131

(0,250,35)/333-13/

81

131-132

(0,2ч0,3)_(ШОР-ШП-4,5)

82

131-344

0,5/131-342/

83

R 344-345

344-342

84

13-133

13-133

85

133-134

0,5/133-131/

86

133-144

0,5/133-14/

87

87

2 0

2 0

88

13-333-93

Т33 — /121-14/+П 2

/121-14/-с чертежа спинки

89

13-333-43

Т32-/121-14/+П

/121-14/-с чертежа спинки

90

95-931

0,5Т29+П

1,6

91

95-94

0,5/95-931/

92

931-932

0,5/93-931/

93

45-451

К

В таблице 5.2 представлены расчеты ИМК двухшовного рукава.

Таблица 5.2 — ИМК двухшовного рукава с передним и задним швами. Размер 152-76-61.

Номер системы

Обозначение

Отрезка

Формула

Способ откладывания

93.1

131-135

1,56.0

Вниз по отрезку /131-345/.

131-431-933 — задний сгиб рукава

93.2

R 131-135

131-135

Дуга влево вниз до пересечения с из т.135

к /131-431/. /135-131/ — прямая

/131-933(934)/ и /135-933(934)/ — прямые,

пересечение с линией локтя — т.432 и т.433.

/432-433/ — величина локтевого переката

93.3

431-434

432-433

Дуга вправо по линии локтя,

/434-135/ и /434-933(934)/ — прямые

93.4

434-434

2/432-433

Влево по к /431-131/, /434-135/ — прямая

93.5

434-434

2/432-433

Влево по к /431-933/, /434-933/-прямая,

434-431-434 — величина сутюживания

93.6

351-356

2,04,0

Влево по горизонтали

93.7

351-356

351-356

Вправо по горизонтали

93.8

451-452

351-356

Влево по линии локтя, /452-356/ — прямая,

пересечение с линией проймы — т.357

93.9

452-452

351-356

Вправо по к /451-355/, /452-356/ — прямая

93.10

452-452

351-356

Вправо по к /451-951/,

452-451-452 — величина растяжения

93.11

951-952

351-356

Влево по /951-933/, /952-452/ — прямая

93.12

R 951-952

351-356

Дуга вправо

Пересечение дуг — т.952.

/952-452/ и /952-951/- прямые

93.13

R 951-952

351-356

Дуга влево

93.14

355-354

355-354

Вниз по продолжению /141-355/

93.15

R 355-343

355-343

Дуга вправо

Пересечение дуг — т.343, центр окружности для оформления передней нижней части оката рукава

93.16

R 351-343

351-343

Дуга вверх вправо

93.17

354ґ-357

К

Дуга R 343ґ-354ґот т.354ґ до пересечения с

продолжением /452ґ-356ґ/ в т.357ґ

В таблице 5.3 представлены расчеты БК прямой юбки.

Таблица 5.3 — Базовая конструкция. Юбка. Силуэт прямой. Размер 152-76-61.

Номер

Системы

Отрезок

Формула

Исходная величина отрезка /А-В/

Прибавка общая ПК+ПТ=П

Величина отрезка на чертеже /А-В/+П

1

41-91

Т7-Т9+а 1 П,

при а 1 =0,75 см

2

41-51

0,65(Т7-Т12)+а 1

3

51-57

0,5Т19+П

1,0

4

51-54

0,5/51-57/-(01)

5

94-441

Т25-Т9-0,3+П

6

97-47

Т26-Т9П

7

41-470

0,5Т18+П

1,0

7.1

47-470 (dт)

(0,5Т19+П)-(0,5Т18+П)

8

41-420

0,1/41-470/

9

47-460

0,1/41-470/

10

441-442

0,26dт

10.1

441-442ґ

0,26dт

11

41-42

0,4/51-54/

11.1

42-521

0,8/41-51/

(14ч17)

11.2

42-421ґ

0,17dт

11.3

42-421

0,17dт

12

47-46

0,5Т46 или 0,4/54-57/

12.1

46-561

0,5/41-51/

(7ч12)

12.2

46-461

0,07dт

12.3

46-461ґ

0,07dт

Особое место занимает расчет посадки оката рукава. Фактическую посадку оката рукава Ппос распределяют по участкам в процентном отношении или с учетом средней фактической нормы Нср и коэффициента посадки на конкретном участке.

Для этого окат рукава и пройма делятся на 6 участков (рисунок 6) и определяется их процентное соотношение.

Рисунок 6 — Распределение посадки

Расчет посадки по окату рукава относительно проймы проектируемых изделий сводиться в таблицу 6.

Таблица 6 — Распределение посадки по окату рукава относительно проймы

Участок проймы

Величина посадки

Норма посадки Н , см/см

Номер

Длина,%

см

%

1

7

5,5

2

14

8,5

3

20

30,0

4

23

31,0

5

20

17,0

6

16

8,0

Итого:

100

100

Нср =

4.4 Разработка модельных особенностей, построение МК

Целью подраздела является построение конструкции (МК) в соответствии с эскизом модели (см. рис. 3) на базовой конструктивной основе.

Перенос фасонных особенностей с рисунка на чертеж в натуральную величину не дает точных сведений об истинных размерах будущего изделия и зависит от квалификации конструктора. При работе с рисунком модели необходимо, прежде всего, определить его масштаб (или коэффициент) подобия. Рекомендуется определять продольный и поперечный масштаб. Это связано с особенностями графической подачи моделей, некоторой вытянутостью на рисунках. Для установления продольного масштаба за модуль принимают размер головы, поперечный масштаб удобно определять через ширину плеча (Шп).

При этом следует иметь в виду, что пропорциональность в размерах эскиза и чертежа существуют только во фронтальной плоскости, все остальные участки (боковые части) имеют перспективные искажения.

Перенос фасонных особенностей были выполнены в следующей последовательности:

1. На техническом рисунке модели (см. рис. 4) с видом спереди, сзади и сбоку были нанесены линии основных конструктивных уровней: середины переда и спинки, линии плеч, груди, талии, бедер, колена, низа.

2. Были проведены линии, определяющие расстояния от середины до рельефов, кокетки, карманов и других деталей модели.

3. Для установления масштаба было замерено расстояние между двумя точками рисунка во фронтальной плоскости и определено это же расстояние на чертеже в натуральную величину.

Масштаб рисунков был вычислен по формуле:

(1)

где: М — масштаб (или коэффициент) подобия, горизонтальный или вертикальный;

Рнат — размер детали в натуральную величину (на лекалах), см;, Ррис — размер детали на рисунке модели, см.

4. Натуральные размеры детали на чертеже устанавливаются по формуле:

Рнат=М

  • Ррис, (2)

5. Наклон карманов и других деталей и линий определяется с помощью вычислений положения конечных точек по вертикали и горизонтали (рис. 4).

Данные расчетов сводятся в таблицу 7.

Таблица 7 — расчет участков переноса модельных особенностей изделия

Наименование участка переноса модельных особенностей на рисунке

Условное обозначение участка

Размер участка на рисунке, см; Ррис.

Масштаб (или коэффициент) подобия, М

Размер участка на чертеже, см; Рнат.

Характеристика поэтапного моделирования в масштабе 1:6 с указанием модельных особенностей представлены на рисунках 7 — 10.