Оборудование детских дошкольных и школьных учреждений

Курсовая работа

Детские дошкольные и школьные учреждения являются наиболее массовыми объектами гражданского строительства, проектирование и строительство которых тесным образом связано с реализацией жилищной программы и перестройкой системы народного образования, а также с социальной сферой жизнедеятельности населения. Особо важную роль при проектировании следует отводить влиянию архитектурной среды на формирование личности ребенка, исключение отрицательных воздействий монотонного однообразия на его психологию. На современном этапе при сокращении «безадресного» проектирования типовых зданий необходим более тщательный учет региональных природно-климатических и национальных особенностей, специфики социальных потребностей населения, особенностей демографии. Проекты зданий должны отвечать задачам гуманизации жилой среды, высоким архитектурно-художественным и эстетическим требованиям.

Гигиенические требования к детской мебели и инструментам включают соответствие их анатомофизиологическим возможностям организма с учетом роста и возраста детей и подростков. Конструкция мебели и других предметов оборудования должна быть прочной, устойчивой, достаточно легкой, доступной для поддержания ее в чистоте. Покрытие мебели должно быть водостойким, выдерживать частое мытье горячей водой с моющими средствами и обработку дезинфицирующими средствами. Строительные и отделочные материалы не должны выделять в воздух помещений вредных химических веществ.

В процессе учебных занятий организм детей испытывает статическую нагрузку вследствие необходимости поддерживать длительное время вынужденную рабочую позу. Занятия за партой, чертежным столом, работа в столярной, слесарной мастерских и др. связаны преимущественно со статическим положением тела, вызывающим напряжение мышц спины, шеи, живота, ног. Положение тела считается правильным, если сохраняются устойчивое равновесие, нормальная деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем, слухового и зрительного анализаторов.

Объектом исследования

Предмет исследования — особенности оборудования детских учреждений .

Цель работы состоит в изучении особенностей и специфики оборудования дошкольных и школьных учреждений.

В связи с этим в работе поставлено несколько задач:

  • проследить, обеспечивают ли детские дошкольные и школьные учреждения создание благоприятных условий для проведения учебного процесса, в том числе и политехнического обучения;
  • проанализировать особенности оборудования школьных и дошкольных учреждений;
  • сравнить различные объемно-планировочные решения проектов зданий;
  • сравнить различные конструктивные решения зданий

1. Оборудование дошкольных учреждений

1.1 Климатические факторы

6 стр., 2717 слов

Санитарно-техническое оборудование зданий

... канализации проводится в соответствии с расположением санитарно приборов на этажах здания. Санитарные приборы устанавливаются в помещениях кухонь и санитарно-технических кабин, согласно их назначению. Применяем ... = 13,8+7,4+5,23+3 = 29,43 м. условие выполняется. 2. Канализация здания. Для отведения сточных вод от санитарно-технических приборов (унитазов, умывальников, ванн, моек, душей т.д.) в жилых ...

При проектировании детских дошкольных учреждений необходимо, чтобы помещения отвечали своему назначению и соответствовали педагогическим и гигиеническим требованиям. Все, что препятствует выполнению режима, нарушает принцип групповой изоляции, лишает детей полноценного света и воздуха, затрудняет уход за детьми, нельзя считать приемлемым. Необходимо учитывать и такой важный фактор, как климатические особенности района.

В известной мере они определяют характер проектирования и строительства зданий детских учреждений. Вся территория Советского Союза по признаку средних температур (изотермы) наиболее холодного (январь) и наиболее жаркого (июль) делится на четыре климатических района.

Здания детских дошкольных учреждений, построенные без учета климатических условий по типовым проектам средней полосы Советского Союза, например в Средней Азии или на Крайнем Севере, не могут удовлетворять основным требованиям данного климатического района.

Известно, что солнечная энергия, свет и тепло повышают жизнедеятельность организма человека. Особенно нуждается в солнечном свете растущий организм ребенка. Однако чрезмерное воздействие солнечных лучей, так же как и недостаток их, может оказать неблагоприятное влияние на детский организм (ожоги, перегревание и т.п., с одной стороны, недостаток ультрафиолетового облучения — с другой).

Между тем в жарком климатическом районе летом температура воздуха в помещении при неблагоприятных условиях может достигать +40° и выше. Такие температурные показатели, близкие к температуре тела человека и даже превышающие ее, предъявляют повышенные требования к организму, важнейшая функция которого — поддержание нормальной температуры тела.

Некоторые помещения, например застекленные веранды, предусматриваемые для средней полосы, в условиях юга из-за сильного перегрева начиная с мая не используются.

Для жарких районов более приемлемы открытые веранды, террасы, навесы, позволяющие организовывать сон, игры и занятия детей на открытом воздухе. Надежной защитой от солнца в жарком климатическом поясе служат также зеленые вьющиеся растения, покрывающие террасы, навесы.

В жарком климатическом районе с целью предохранения детских комнат от избытка солнечных лучей и, следовательно, от перегревания нужны защитные приспособления на оконных проемах в виде ставней, жалюзи, козырьков.

При температуре наружного воздуха +35, +40° температура в помещении снижается благодаря закрытым ставням на 4-4,5°, жалюзи на 3-4°, козырькам 1-1,5°. При их отсутствии температура в комнатах к вечеру может подняться на 7°.

При проектировании зданий детских дошкольных учреждений в южной зоне необходимо предусматривать также ориентацию детских помещений только на юг; удобную связь детских помещений с участком; повышенные требования к естественной аэрации здания; выделение кухни, прачечной и других хозяйственных помещений в отдельный блок.

10 стр., 4809 слов

Новый стандарт медицинского обеспечения в образовательных учреждениях

... учреждений; 100 детей детских садов; 50 детей санаторных детских садов; 300 учащихся вспомогательных школ для умственно отсталых детей. 4. Медицинское обеспечение учащихся в учреждении должно включать оказание неотложной и скорой медицинской помощи; - профилактические медицинские осмотры (педиатрический и ...

Наиболее удачным решением следует считать одноэтажную павильонную планировку, которая обеспечивает выполнение указанных выше требований.

Специфика микроклиматических и метеорологических условий Крайнего Севера (сильные ветры, метели и снежные заносы; низкая температура наружного воздуха с ноября по март (от -40 до -45°); полярная ночь и день, вечномерзлый грунт и др.) не позволяет достаточно эффективно использовать проекты зданий, предназначенные для средней полосы России.

Например, для создания нормальных температурных условий в детских учреждениях Заполярья, помимо устройства рационального отопления, необходимо предусматривать надежную теплоизоляцию пола первых этажей зданий и на них размещать не детские, а подсобные помещения.

При планировке детских дошкольных учреждений на Крайнем Севере надо предусматривать некоторые дополнительные помещения, а также увеличение размера уже имеющихся.

Для одежды и обуви детей и персонала необходимы достаточные по размеру сушильные.

Не следует также забывать, что в детских учреждениях Крайнего Севера нужно отводить место для запаса продуктов и топлива. В Заполярье полярная ночь длится несколько месяцев, что вызывает ультрафиолетовую недостаточность. В этих случаях необходимо применять искусственное ультрафиолетовое облучение детей. С этой целью во всех детских учреждениях Крайнего Севера следует предусматривать соответствующие устройства для облучения детей ртутно-кварцевыми лампами типа ПРК-7 или фотарии (помещения, предназначенные для массового облучения детей).

В детских дошкольных учреждениях некоторых городов Севера такие фотарии имеются. Площадь для них определяется необходимым для этого оборудованием. Для установки кварцевой лампы ПРК-7 минимальная площадь должна быть 4X5,4 м. Тогда по кругу на расстоянии 2,5 м от лампы можно разместить всю группу (25 детей).

Для поддержания соответствующей температуры воздуха (25°) при облучении детей в помещении фотария на потолке монтируют лампы «соллюкс» или обычные лампы накаливания с рефлекторами.

В помещении фотария должна предусматриваться центральная вытяжная вентиляция и проводиться усиленное проветривание для удаления образующихся при облучении вредных газов — окислов азота и озона.

1.2 Планировка и оборудование помещений

Каждая возрастная группа в детском учреждении должна иметь свой набор помещений, изолированный от помещений других групп. В настоящее время здания детских яслей-садов проектируются универсальными (для дневного и круглосуточного пребывания детей).

В таких детских учреждениях групповая ячейка для детей раннего возраста обособлена и состоит из приемной (16 кв. м), игральной-столовой (50 кв. м), спальни-веранды (36 кв. м), туалетной (12 кв. м).

В корпусах комплексов допускается проектирование общего входа на 4 групповые ячейки дошкольного возраста.

В состав помещений для каждой группы детей от 3 до 7 лет входят раздевальная (16 кв. м), групповая (50 кв. м), спальня-веранда (50 кв. м), туалетная (16 кв. м).

В каждой групповой ячейке буфетная (3 кв. м), расположенная на площади групповой в изолированном помещении.

38 стр., 18672 слов

Дизайн-проект интерьера помещений жилого одноэтажного коттеджа ...

... они хотят светлую, со всей необходимой мебелью, но в тоже время она должна быть просторной и не загруженной. Техническое задание на разработку интерьера ... членов семьи — 3 человека; Дети (возраст) — девочка 3 месяца; 5. ... спальне и детской комнате является расположение спального места головой на юг. Саму детскую комнату ... Последующими задачами являются: Работа с аналогами и ...

Предусматривается удобная (без прохода через помещения других групп) внутренняя связь каждой группы с залом, комнатой заболевшего ребенка (изолятор), административно-хозяйственными помещениями.

Непосредственную связь между собой должны иметь: в групповых ячейках ясельного возраста — игральная-столовая с приемной, спальней-верандой или спальней, туалетной и буфетной; в групповых ячейках дошкольного возраста — групповая с раздевальной, спальней-верандой или спальней, туалетной и буфетной. Допускается связь спальни-веранды или спальни с туалетной и раздевальной с туалетной.

Примечания.

1. Между спальней-верандой (или спальней) и игральной-столовой или приемной допускается устройство остекленной перегородки.

2. Между групповой и спальней-верандой (или спальней) допускается устройство трудносгораемой или несгораемой раздвижной перегородки.

Этажность здания

Здания дошкольных учреждений рекомендуется строить в 1-3 этажа. Детские дошкольные учреждения могут быть (в зависимости от числа мест), либо одноэтажными — до 150 мест, либо двухэтажными — до 190 мест, либо трехэтажными — до 350 мест.

Для трехэтажных зданий нормы предусматривают планировочное и конструктивные ограничения: на третьем этаже следует располагать помещения только для старших групп, залы для музыкальных и физкультурных занятий, а также прогулочные веранды и служебно-бытовые помещения. Трехэтажное здание должно проектироваться не ниже II степени огнестойкости независимо от числа мест в здании.

Лестницы должны быть удобными для подъема и спуска. Наиболее целесообразная ширина ступеней 28-30 см, при уклоне лестничных маршей 1: 2, а в каждом из них не более 12 ступеней.

Прямые вертикальные планки, на которых расположены перила, должны быть на расстоянии не более 10 см одна от другой, чтобы дети не могли пролезать между ними; выше перил следует делать дополнительное ограждение высотой 0,5 м. Для обеспечения подъема детей по лестнице в соответствии с их ростом ниже перил для взрослых и у стен на высоте 50-55 см делаются дополнительные поручни для детей. Они должны быть совершенно гладкими.

Приемная для детей раннего возраста и детей дошкольного возраста

В приемной и раздевальной принимают и осматривают детей, хранят их верхнюю одежду, одевают детей на прогулку и раздевают по возвращении. Полы в приемной и раздевальной должны быть гладкими, но не скользкими; лучшее покрытие — линолеум. Окраска стен легкомоющейся масляной краской даст возможность поддерживать их постоянную чистоту. Для лучшей расстановки мебели желательно, чтобы приемная была прямоугольной формы.

Основным оборудованием приемной (или раздевальной) могут быть как встроенные, пристроенные, так и отдельно стоящие шкафы для хранения детской одежды.

Для просушки детской одежды шкафчики оснащают обогревательными приборами (их присоединяют к системе горячего водоснабжения) и вытяжкой (от общей вентиляции).

При таком оборудовании исключается необходимость иметь специальные сушильные шкафы.

Высота вешалок и шкафчиков от пола до верха 115-120 см. В любом случае нужно обеспечить индивидуальное хранение детской одежды.

В раздевальной нужно иметь также настенное зеркало. Для самостоятельного обувания детей в раздевальной требуются низкие (высотой 15-20 см) диванчики или приступочки (2*1 м); их ставят посреди приемной (или раздевальной), после использования можно задвигать под детские вешалки для верхней одежды.

В приемной ставят пеленальные столики для осмотра, раздевания и одевания детей раннего возраста и выделяют хорошо освещенное место для грудного кормления детей, где располагают стол, стулья, подставки для ног, вешалки для халатов и верхней одежды матерей, умывальники с мылом и вешалкой для полотенец.

Групповая комната и ее оборудование

Групповая комната является основным помещением, где проходит большая часть дня ребенка: еда (кормление), бодрствование, игры, занятия, труд, а при отсутствии веранд или спален — и сон. Площадь групповой комнаты должна обеспечить расстановку необходимой мебели, строительного материала, крупных игрушек, а также пособий для развития движения детей. Групповые комнаты проектируют из расчета 2,5 кв. м на ребенка до 3 лет и 2 кв. м для детей дошкольного возраста.

Высота помещений в дошкольных учреждениях должна быть не менее 3 м.

Воздух в низких помещениях нагревается быстрее, чем в высоких, особенно в жаркое время года. Поэтому в условиях жаркого климата, по мнению гигиенистов, высота помещений должна быть 3,5-3,75 м.

Понижение высоты помещений вызывает увеличение в воздухе концентрации углекислоты.

Проветривание групповых комнат со сниженной высотой в присутствии детей при минусовых температурах наружного воздуха затруднительно вследствие резкого падения температуры воздуха в комнате на уровне дыхания ребенка.

Очень важно, чтобы групповая комната была светлой. Это зависит не только от количества окон и светильников, но и от окраски стен в светлые теплые тона: светло-желтый, кремовый, бледно-розовый и т.д., дающие наибольший коэффициент отражения световых лучей.

Стены должны быть гладкими и на высоте 1,5 м от пола покрыты масляной краской, чтобы можно было их легко протереть влажной тряпкой. Потолок окрашивают белой клеевой, а двери и переплеты окон масляной краской.

Полы должны быть теплыми, плотными, без щелей, лучше окрашенными масляной краской или покрытыми линолеумом. Паркетные полы в детских комнатах не рекомендуются, так как в этом случае нельзя ежедневно производить влажную уборку помещения.

В последние годы для покрытия полов в дошкольных учреждениях применяют полимерные материалы. Установлено, что не все синтетические материалы, применяемые в строительстве, отвечают гигиеническим требованиям. Например, некоторые виды линолеума, релина, полихлорвиниловые плитки, применяемые для покрытия пола, нередко являются источником загрязнения воздуха в помещении вредными для здоровья веществами. Кроме того, пол, покрытый полихлорвиниловыми плитками, чересчур прохладен.

Полимерные материалы иногда применяют и для отделки детской мебели. Если слоистый бумажный пластик можно применять в качестве отделки деревянной мебели, то древесно-стружечные плиты использовать для этих целей не следует, так как они изготовляются на основе мочевинноформальдегидной смолы, вредной для здоровья детей.

При выборе полимерных материалов для отделки полов и мебели в помещениях яслей-садов следует руководствоваться перечнем материалов и изделий, разрешенных Министерством здравоохранения РФ к применению в строительстве.

Предметы оборудования и мебель в групповых комнатах надо устанавливать в определенном порядке, чтобы сохранять взаимоотношение одного предмета с другим при их использовании.

Формы и размеры оборудования должны быть такими, чтобы в групповой комнате было свободно и в то же время уютно и удобно для игр и занятий детей.

Принимая во внимание потребность детей в движении, количество оборудования в групповых комнатах следует ограничивать.

Основные требования, предъявляемые к детской мебели, общеизвестны. Мебель должна соответствовать задачам воспитательно-образовательного процесса, быть простой по форме, несложной по конструкции, прочной, устойчивой, малогабаритной. Необходимо, чтобы мебель была с закругленными краями и углами, без выступающих винтов и соответствовала габаритам помещения.

Окраска и покрытие мебели должны быть гигиеничными, допускающими уборку влажным способом, а в случае небходимости — дезинфицирующими растворами.

В помещениях яслей-садов следует иметь встроенное или пристроенное оборудование. Оно освобождает некоторую площадь, увеличивает кубатуру воздуха. Пользование им не только более удобно, но и гигиенично: сокращаются до минимума поверхности, служащие местом скопления пыли; облегчается труд персонала; уменьшается количество углов и выступов, могущих нанести травму детям.

Вместе с тем стационарное встроенное или пристроенное оборудование (например, шкафы, полочки, стеллажи) обходится значительно дешевле обычной мебели. В практике типового проектирования встроенная мебель должна быть: в групповых комнатах (внутристенные шкафы для пособий, строительных материалов, узкие столы вдоль окон); в раздевальных и приемных (шкафы для верхней одежды, с устройством, обеспечивающим ее сушку, вешалки для одежды матерей, шкафы для одежды персонала); в туалетных (хозяйственные шкафы); в спальнях (шкафы для постельного белья).

В групповой комнате для детей первого года жизни должно быть следующее оборудование: манеж, который устанавливается на 50-60 см от окон, индивидуальный манеж, 2 умывальника (для подмывания детей и для мытья рук), 1-2 туалетных стола, настенная вешалка для детских полотенец, 2 стола с выдвижными креслицами, стол детский четырехместный и стулья к нему, диванчики, 2-3 кроватки для детей, которым сон на веранде временно противопоказан.

Нужны также стулья или табуреты для взрослых, шкаф для чистого белья и бак с крышкой для грязного.

Туалетный стол рекомендуется делать с двумя выдвижными ящиками: один — для предметов ухода, второй — для чулок, колготок, обуви. Под крышкой стола — открытая полка для белья, одежды, пеленок.

На туалетный стол надо класть мягкий матрасик, с двух сторон обшитый клеенкой. Туалетный стол необходимо хорошо освещать. Для детей второго и третьего года жизни надо иметь: пять четырехместных столов и к ним стулья по числу детей, шкаф для игрушек, диванчик детский, низкий, горку, туалетный стол, шкаф для посуды, белья, стол раздаточный, стол и стулья для воспитателя и няни.

В групповой комнате для детей от 3 до 7 лет надо иметь: шкафы для пособий, посуды, стеллажи для игрушек, строительного материала, стол для уголка природы, для книг, подставку для картин, доску на стене для рисования мелом.

Основное оборудование детских помещений — столы и стулья. Очень важно, чтобы размеры столов и стульев соответствовали росту каждого ребенка. С этой целью надо пользоваться данными, полученными при ежегодном (в сентябре) измерении роста детей, а мебель маркировать (делать пометку, знак), чтобы за одним и тем же столом, на одинаковых стульях не сидели дети с большой разницей в росте. В этот же период мебель подбирается по росту детей.

Высота сиденья стула над полом должна быть равной длине голени вместе с высотой стопы плюс 1,5-2 см на толщину каблука и подошвы обуви. Глубина стула равна 2/3 длины бедра, ширина сиденья на 5-6 см превышает ширину таза ребенка. Спинка стула должна быть несколько отклонена (на 8°) и доходить до нижнего края лопаток.

Высота стола подбирается в соответствии с высотой стула, сидя на котором ребенок может свободно положить на стол руки, согнутые в локтях.

Дифференция — расстояние крышки стола от сиденья стула — должна строго соблюдаться.

В каждой возрастной группе нужно иметь не менее двух размеров столов и стульев, при этом 2/3 их предусматривается для основной ростовой группы, остальная — для детей ниже и выше среднего роста.

В помещениях для детей в возрасте от 1 года до 4 лет должны быть четырехместные столы; для средней, старшей и подготовительной групп детского сада используются двухместные столы. Столы размещают не более чем в 2 ряда и таким образом, чтобы свет падал слева. Расстояние от слепящей зоны окна должно быть не менее 0,45 м (лучше 1 м), а между рядами не менее 0,45 м. (рис. 1)

Для дошкольников мебель выпускается 6 групп, которые имеют соответствующие характеристики.

Размеры и маркировка столов и стульев для детей дошкольного возраста

Группа мебели

Цвет маркировки

Ростовая группа, см

Высота стола над полом, см

Высота сиденья над полом, см

А

Желтый

До 80

34

17

Б

Красный

80 — 89

38

20

В

Голубой

90 — 99

43

24

Г

Зеленый

100 — 114

48

28

Д

Белый

115 — 129

54

32

Е

Синий

130 и выше

60

36

Изготавливают детские кровати двух типов: I — кровать детская с ограждением и переменной высотой ложа для детей до 3 лет; II — кровать детская для детей в возрасте от 3 до 7 лет. Для профилактики инфекционных заболеваний минимальная дистанция между кроватями должна быть 0,3 м (от ложа), расстояние от наружных стен до кроватей — 0,7- 1 м. Спальни ясельных групп рекомендуется оборудовать стационарными кроватями, дошкольных — встроенными (рис. 2 ) или выкатными кроватями (рис. 3 ).

Секционная конструкция встроенных шкафов с откидными кроватями обеспечивает возможность различной компоновки шкафных отделений. Двухъярусные кровати Минздравом РФ не рекомендуются для применения.

Функциональные размеры детских кроватей для детей 3 — 7 лет

Наименование размеров

Значение, мм

Длина ложа

1400

Ширина ложа

600

Высота ложа от пола

300

Высота спинки в изголовье

300

Высота спинки в ногах

100

Буфетная

Чтобы хорошо мыть, стерилизовать, сушить и хранить чистую посуду, а также раскладывать пищу для детей, нужна специальная буфетная. Расположить ее целесообразно рядом с групповой комнатой, но за перегородкой с плотно закрывающейся дверью, чтобы избежать случайного загрязнения посуды, пищи, обеспечить возможность своевременной и тщательной очистки посуды, не нарушая режима дня.

Расчет площади буфетной зависит от ее оборудования. Для мытья детской столовой и чайной посуды в буфетной следует иметь двухгнездную мойку (или, еще лучше, трехгнездную) с откидными полками-крыльями по бокам для складывания на одной из них грязной, на другой чистой посуды.

Длина двухгнездной мойки с крыльями составляет примерно 1 м 60 см при ширине 55 см.

Нужен также шкаф для хранения чистой посуды около 1 м длиной и 45 см шириной; стол для раздачи пищи — длина 1 м, ширина 72 см; между указанным оборудованием необходимы проходы. Поэтому площадь составляет около 4 м 2 .

К мойке подводится холодная и горячая вода. В настоящее время буфетные предусматриваются при каждой групповой ячейке на площади игральной-столовой или групповой комнаты в изолированном помещении площадью 3 м 2 .

Комната для музыкальных занятий и гимнастики

В детских учреждениях ясли-сад предусматривается зал для музыкальных занятий и гимнастических упражнении площадью 75 м 2 для зданий на 140 и 160 мест и 100 м2 — для зданий на 280 и 320 мест. В зале проводятся и детские праздники.

Важно чтобы это помещение имело хорошее естественное и искусственное освещение, легко проветривалось. Вместе с тем оно должно быть связано со всеми группами.

В зале необходимо иметь пособия для развития движении детей — гимнастическую стенку, стойки для прыжков, скамейки для упражнений в равновесии. Указанное оборудование должно соответствовать возрастным особенностям детей, быть прочным, гладким, без трещин и заусенцев и содержаться в неравном состоянии. Гимнастические стенки прочно прицепляют к полу и стене. Мелкие пособия: мячи, прыгалки, палки, обручи — хранят в стойках или шкафах.

Залы для музыкальных и физкультурных занятий рекомендуется проектировать с соотношением сторон 1:1,5 (рис. 4 ), но не более 1:2. Наилучшая форма зала — квадратная. Окна рекомендуется размещать с одной стороны. Дополнительно могут быть предусмотрены с противоположной стороны высоко расположенные окна для подсвета или верхний свет.

В зале необходимо иметь музыкальный инструмент (пианино, рояль) и шкаф для музыкальных пособий, детские стулья. Залы для музыкальных занятий могут использоваться для просмотра диафильмов и телепередач.

Туалетная и ее оборудование

Туалетная объединяет умывальную, душевую, уборную. По существующим нормам площадь туалетной составляет: для детей до трехлетнего возраста 12 кв. м; для детей дошкольного возраста 16 кв. м.

В умывальных, душевых и уборных полы покрывают метлахскими плитками, стены облицовывают изразцовыми плитками на высоте 1,5 м.

В туалетной для детей первого года жизни должно быть следующее оборудование: умывальник с большой раковиной для подмывания детей; стол туалетный; стеллаж с индивидуальными ячейками для детских горшков; ванночка детская эмалированная на подставке (0,9 м от пола до борта ванны); кран для мытья рук персонала; шкаф для хранения уборочного инвентаря; отгороженный слив с краном над ним — для мытья детских горшков.

В туалетных для детей второго и третьего года жизни рекомендуется иметь следующее оборудование: два детских умывальника, расположенных в соответствии с ростом детей (высота раковины над полом 40 см, ширина 30 см); вешалки с индивидуальными ячейками для полотенец высотой 90 см от пола, душ-поддон (высота установки рожка над поддоном 1,5 м) или гибкий шланг; ножные ванночки разных типов со смесителем.

В туалетной для детей второго года жизни нужны стеллажи с горшками; выгороженный слив с краном для мытья горшков; умывальник для взрослых.

Детям третьего года жизни, кроме горшков, можно пользоваться невысокими унитазами.

Горшки и унитазы накрывать крышками не следует. Они должны всегда содержаться в чистоте. Для очистки и дезинфекции горшков хорошо иметь специальные камеры с механическим обливанием внутренних их поверхностей дезинфицирующим раствором.

В умывальной для каждой группы детей дошкольного возраста положено иметь 4 умывальника (высота над полом 50 см), желательно с островным (в центре умывальной) расположением — тогда детям легче к ним подходить и удобней умываться, а персоналу легче производить уборку. При каждом умывальнике должно быть место для мыльниц с мылом. Хорошо повесить здесь зеркало.

Детские полотенца и предметы личной гигиены хранят в открытых шкафчиках с индивидуальными ячейками. Желательно, чтобы вешалки для детских полотенец имели приспособления для просушивания.

В умывальной находится мелкий душевой поддон (0,3 м от пола до борта поддона) с рожком на высоте 1,6 м от дна поддона или гибкий шланг; ножные ванночки; умывальник для взрослых.

В уборной должно быть 4 детских унитаза с открытыми кабинами размером 0,8*0,75 м с перегородками-экранами между ними. Высота перегородки 1,2 м, расстояние до пола 0,2 м, от потолка — 0,15 м. Туалетные для детей старшего дошкольного возраста следует проектировать с раздельными уборными для мальчиков и для девочек.

Высота унитаза для младших детей 25 см, для детей средней группы — 30 см, для старшей — 35 см. Сиденья нужно делать на винтах, на внутренней части сидений устраивают резиновые пробки. Для предупреждения загрязнения сидений обязательно делать в передней части вырезы (на 6-8 см).

Спуски лучше делать педальные. В случае невозможности их устройства у обычных спусков нужно иметь ручку или кольцо.

Для мальчиков 5-7 лет целесообразно иметь писсуары.

В санитарном узле ставится шкаф или устраивается ниша с закрывающимися дверцами для хранения хозяйственного инвентаря примерно следующего размера: высота 170 см, ширина 55 см, глубина 45 см. В него должны вмещаться ведра, щетки, тряпки, дезинфицирующие растворы. В шкафу следует иметь приспособление для сушки уборочного инвентаря и вытяжки воздуха.

Медицинская комната

В медицинской комнате производится осмотр детей, взвешивание и измерение их, всякого рода лечебные процедуры, а также беседы с родителями.

Площадь медицинской комнаты составляет 6 кв. м, при вместимости детского учреждения 50 и 90 мест, 8 кв. м в учреждении на 140 и 160 мест и 10 кв. м — на 280 и 320 мест, 12 кв. м — на 560 и 640 мест.

Медицинский кабинет нужно оборудовать весами, ростомером, шкафом для хранения инструментария и медикаментов, кушеткой, столом, стульями. Для кипячения инструментов следует иметь электроплитку.

Располагать кабинет врача нужно на первом этаже, ближе к выходу из здания, чтобы родители, приходящие к врачу, не проходили по помещению детского учреждения.

Кабинет заведующей

Площадь кабинета заведующей составляет 9 кв. м в яслях-саду вместимостью от 90 до 320 мест, при вместимости 560 и 640 мест — 10 кв. м.

Оборудование кабинета — столы, стулья для взрослых, диван для посетителей, два шкафа (один из них — для педагогической и детской литературы), вешалка.

Многообразие функций заведующей вызывает большой приток посетителей. Поэтому не следует располагать кабинет заведующей, так же как кабинет врача, рядом с детскими комнатами (тем более на втором этаже).

Лучше, если кабинет заведующей помещается на первом этаже, вблизи входа в здание.

Прачечная

В объединенном дошкольном учреждении ясли-сад приходится стирать детское белье. Размещение прачечной в одном здании нежелательно, так как загрязняется воздух детских помещений, ухудшается его микроклимат, избыток влаги в помещениях ведет к разрушению здания. Поэтому прачечную лучше строить отдельно.

Если прачечная находится внутри здания, нельзя допускать, чтобы пар и запах проникали в детские комнаты. Для этого перед входом в прачечную следует сделать тамбур и во время стирки белья двери держать закрытыми.

Нельзя располагать вход в стиральную — разборочную против входа в детские комнаты или кухню. Для проветривания прачечной надо предусматривать современную приточно-вытяжную вентиляцию.

Выстиранное белье не должно соприкасаться с грязным. Поэтому входы для сдачи грязного белья и получения чистого в яслях-садах должны быть отдельными.

В зданиях яслей-садов на 90 мест и более, а также в зданиях, проектируемых для жаркого климатического района, из стиральной — разборочной и сушильной — гладильной проектируется отдельный выход.

В прачечной необходимо иметь вместительный ларь для хранения грязного белья, сушильную комнату, помещение для глажения (можно в комнате для хранения чистого белья).

Размер площади прачечной нормируется следующим образов: в яслях-садах на 90 мест — 16 кв. м, на 140 и 160 мест — стиральная — разборочная 14 кв. м и при ней 10 кв. м сушильная — гладильная; на 280 и 320 мест — 18 кв. м и сушильная — гладильная 12 кв. м.

В комплексах детских яслей-садов на 560 и 640 мест стиральная — разборочная предусматривается размером 25 кв. м и сушильная — гладильная 15 кв. м.

В яслях-садах на 25 мест (летом до 50 мест) площадь стирально-разборочной (совмещенной с сушильной — гладильной) составляет 10 кв. м; на 50 мест (летом до 95 мест) — 14 кв. м; на 90 мест (летом до 180 мест) — 20 кв. м.

Помещения стиральной — разборочной и сушильной — гладильной располагаются смежно.

Для сдачи грязного белья необходим специальный шлюз с окном, открывающимся в сторону стиральной — разборочной. Не допускается расположение входа в стиральную — разборочную напротив входа в помещение групповой ячейки или пищеблока.

Прачечные оборудуются стиральными машинами, центрифугами для отжима белья, ванными для замачивания и для стирки белья.

Особого внимания в детских учреждениях заслуживают вопросы дезинфекции белья. В целях профилактики и тем более при наличии тех или иных заболеваний белье в детском учреждении подлежит обязательному кипячению. При проектировании зданий детских учреждений необходимо это предусматривать.

Не менее важно устройство сушильных шкафов.

Наиболее целесообразно сушильные проектировать с кулисным шкафом (выдвижные).

Они имеют больший объем и удобны для эксплуатации. Для бесперебойной сушки детского белья в сушильных шкафах должна быть всегда высокая температура.

Итак, архитектурная форма детского учреждения должна быть максимально приближена к человеку. Это достигается масштабностью и геометрией помещений и здания в целом Тщательно и правильно подобранные материалы способны развивать тактильные ощущения. Архитектурный проект внутри и снаружи должен быть насыщен деталями, несущими позитивную и познавательную информацию, ориентированными на восприятие их ребенком.

При проектировании зданий детских дошкольных учреждений нужно использовать такие средства художественной выразительности, как входы в здания, открытые террасы, навесы, тенты, перголы, приспособления для вертикального озеленения, ящики для цветов, малые формы, а также художественную роспись, фигурную кладку, различные виды мозаики и стилизованные изображения из гнутого железа, декоративную скульптуры и т.д. Все это оживляет архитектуру зданий и способствует эстетическому воспитанию детей.

2. Оборудование школьных учреждений

2.1 Гигиенические требования к мебели школ

Мебель современных образовательных учреждений подразделяется на следующие группы:

1) для учебных классов:

  • столы ученические одноместные и двухместные со стульями соответствующей группы;
  • столы ученические лабораторные для специализированных кабинетов (физики, химии, биологии);
  • столы компьютерные;
  • шкафы для учебных пособий;
  • тумбы для технических средств обучения и тумбы под доску для учебных пособий;
  • классные доски различных модификаций;

2) для библиотек:

  • стеллажи библиотечные двух- и односторонние;
  • наборы библиотечные;

3) для столовой;

4) для учебных мастерских;

5) для раздевалок;

6) для актовых залов.

Основная школьная мебель (парты, столы, стулья ученические) имеет различные размеры, зависящие от показателей длины тела детей. Каждый школьник обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с длиной его тела, состоянием зрения и слуха. Рассаживание учащихся за партами (столами) производится с учетом их длины тела (в обуви).

Для учащихся школ выпускается мебель 6 групп с цветной маркировкой.

Мебель должна иметь цифровую и цветовую маркировку. Цветовая маркировка школьной мебели должна быть видна со стороны прохода между 3 рядами; ее наносят на обеих сторонах стола (парты), стула в виде круга диаметром 22 мм или горизонтальной полосы шириной 20 мм.

Размеры школьной мебели и ее маркировка

Номера мебели

Группа роста, мм

Высота над полом крышки края стола, обращенного к ученику

Цвет маркировки

Высота над полом переднего края сиденья

1

1000-1150

460

Оранжевый

260

2

1150-1300

520

Фиолетовый

300

3

1300-1450

580

Желтый

340

4

1450-1600

640

Красный

380

5

1600-1750

700

Зеленый

420

6

Свыше 1750

760

Голубой

460

В настоящее время в школе используются классные доски нескольких видов:

  • для письма мелом;
  • для письма фломастером;
  • для письма мелом с нотным станом (музыкальные);
  • для объявлений пробковые.

Удобными являются доски, изготовленные на основе стального эмалированного листа.

В зависимости от цвета эмали используются доски для письма мелом (зеленого цвета) и фломастерами сухого стирания (белого цвета).

При оборудовании учебных помещений должны соблюдаться следующие размеры проходов и расстояния:

  • между рядами двухместных столов — не менее 60 см;
  • между рядами столов и наружной продольной стеной — не менее 50-70 см;
  • между рядами столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены, — не менее 50-70 см;
  • от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, — не менее 70 см, от задней стены, являющейся наружной, — не менее 100 см, а при наличии оборотных классов — 120 см;
  • от демонстрационного стола до учебной доски — не менее 100 см;
  • от первой парты до учебной доски — 2,4 — 2,7 м;
  • наибольшая удаленность последнего места учащегося от учебной доски — 860 см;
  • высота нижнего края учебной доски над полом — 80-90 см.

Парты, столы и стулья расставляются в классе по номерам: меньшие — ближе к учебной доске, большие — дальше; для детей с пониженной остротой зрения и слуха парты, независимо от размера, ставятся впереди.

2.2 Гигиенические требования к оборудованию учебных кабинетов

Размеры классов (в осях) принимают обычно 6X9 м, окна в них расположены по длинной стороне и по левую сторону сидящих учащихся, а вход располагают у классной доски (рис. 5).

Оборудование кабинетов иностранного языка: стол преподавателя с пультом управления и тумбой для проекционных аппаратов; подставка под магнитофон и проигрыватель; секционные шкафы (встроенные или пристроенные) для хранения наглядных пособий и технических средств обучения (ТСО), лингафонные рецептивные установки.

Кабинеты физики и химии должны быть оборудованы специальными демонстрационными столами, в которых предусмотрены пульты управления проекционной аппаратурой, подача воды, электричества, канализация. Для обеспечения лучшей видимости учебно-наглядных пособий рекомендуется размещать демонстрационный стол на подиуме. (Рис. 6)

Лаборатория химии должна быть оборудована вытяжными шкафами, расположенными у наружной стены возле стола преподавателя.

Положительное влияние процесса труда на растущий организм и успешность освоения школьниками трудовых навыков во многом определяются рациональным оборудованием помещений для трудового обучения. При этом оборудование должно отвечать ряду гигиенических и педагогических требований, касающихся его набора, размещения, организации рабочего места, инструментария, техники безопасности. Набор оборудования должен обеспечивать реализацию программ трудового обучения. Основное оборудование — верстаки, станки, швейные машины, инструментарий; вспомогательные — шкафы, стеллажи, уборочный инвентарь.

При размещении оборудования предусматривается создание благоприятных условий для зрительной работы, сохранения правильной рабочей позы и профилактики травматизма.

Для сохранения правильной рабочей позы и безопасности труда необходимо соблюдать определенные расстояния между рабочими местами. Их величина зависит от характера рабочей позы, амплитуды рабочих движений, необходимости передвижения в процессе работы, размеров инструмента и материала.

Размеры рабочих мест определяются характером технологического процесса и составляют в столярной мастерской 125 *45 см, в слесарной — 100* 50 см.

В столярной мастерской верстаки чаще всего размещаются в 3 ряда, по 6-7 в каждом ряду, и расставляются перпендикулярно светонесущей стене или под углом 45є так, чтобы свет падал слева.

В слесарной мастерской верстаки устанавливают так, чтобы обеспечить левостороннее освещение.

Если суммировать размеры всех рабочих мест, расстояний и проходов, а также место преподавателя, то окажется, что необходимо иметь мастерскую длиной 11 м и шириной 6 м, т.е. общей площадью 66 кв. м.

Правильная рабочая поза обеспечивается в первую очередь соответствием размеров оборудования и инструментов размерами частей тела работающего, в частности соответствие высоты рабочего места росту учеников.

Для определения соответствия высоты рабочего места росту ученик должен встать боком к торцевой части верстака и свободно положить руку на его поверхность. Если высота рабочего места соответствует росту учащегося, его плечо и предплечье образуют прямую линию, а между предплечьем и кистью образуется прямой угол.

Для предупреждения развития статического утомления, которое возникает при постоянной работе в положении стоя, каждое рабочее место в столярной и слесарной мастерской необходимо оборудовать сиденьями (откидными, на кронштейнах, табуретами высотой 40-42 см): тогда учащиеся смогут периодически менять рабочую позу.

Важную роль в процессе трудового обучения играет инструментарий. По размерам и массе он также должен соответствовать возрастным антропометрическим особенностям и физическим возможностям учащихся.

Гигиенические требования к мониторам

В последние годы значительный объем информации поступает к детям посредством видеодисплейных терминалов, в связи с чем к ним предъявляются определенные требования.

Яркость нормируется для облегчения приспособления к самосветящимся объектам.

Часто фактором, способствующим быстрому зрительному утомлению, становится контраст между фоном и символами на экране.

Размеры знаков на мониторе должны составлять, если пользователь смотрит на экран с расстояния 50 см (минимальное расстояние, допустимое с гигиенических позиций) — от 0,46 до 1,75 см.

Для облегчения работы с различными знаками нормируется отношение ширины знака к его высоте (от 0,5 до 1,0; лучше от 0,7 до 0,9).

Отражательная способность экранадолжна быть не более 1%. Для снижения количества бликов и облегчения концентрации внимания корпус монитора должен иметь матовую поверхность одного цвета с коэффициентом отражения 0,4 — 0,6 (светло-серый, светло-бежевый тона) без блестящих деталей и с минимальным числом органов управления и надписей на лицевой стороне.

Особое место в оснащении школ занимают технические средства обучения, которые должны позволить учащимся получить необходимые знания производства и обеспечить техническую подготовку для последующей безболезненной адаптации к современным условиям.

Преобладание познавательной ценности делает школьное оборудование и лаборатории отличными от оборудования промышленных цехов и участков: в одном случае проектировщики ориентируются на педагогический эффект, в другом — на эффект экономический.

Большое внимание уделяется соблюдению эргономических рекомендаций при работе школьников за компьютером и другой аппаратурой, содержащей электронно — лучевые трубки и электронные блоки. Гигиеническими требованиями к эксплуатации видеодисплейных терминалов (ВДТ) и персональных электронно — вычислительных машин (ПЭВМ) установлены размеры стола и стула для учащихся, соответствующие их росту, режим работы в зависимости от возраста, требования к помещению (площадь, освещенность, проветриваемость, влажная уборка и пр.)

Заключение

Гигиенически полноценная внешняя среда наряду с другими факторами является важной предпосылкой сохранения и укрепления здоровья и развития детей. Она в значительной степени определяется благоустройством и санитарным состоянием детских учреждений, где большую часть времени проводят организованные коллективы детей и подростков.

Действительно эффективный образовательный процесс, обеспечивающий полноценные знания, высокую заинтересованность учащихся, требует аудио-визуальных форм представления информации и активной учебной деятельности самих учащихся, не только с информационными, но и, что особенно важно, с материальными объектами. Поэтому федеральные и региональные образовательные программы накладывают особые требования на учебное оборудование. Выполнение этих требований необходимо для лицензирования деятельности учреждения. Традиционно необходимое оборудование присутствовало в школьных кабинетах и в советский период. Для современного образования характерен переход к более активной роли учащегося, к большим возможностям для индивидуализации образования. Эти тенденции повышают роль оборудования в образовании.

Однако и традиционные подходы, методики, содержание образования требуют соответствующего оснащения.

В идеале детский сад, школа должны проектироваться как единое целое, начиная с территории, здания, помещений и заканчивая всем оборудованием и предметным наполнением, в т.ч. мебель, светильники, игрушки и пр. При этом нельзя забывать о взаимосвязи всех элементов среды.

Упорядоченность, визуальная ясность и легкая читаемость функционального содержания пространства особенно важны для детей младшего возраста. Особое значение имеет игровое начало предметно — пространственной среды. Для дошкольников и школьников (особенно младших) самым естественным является усвоение навыков и знаний через игру.

Также важно отметить то, что интерьер является продолжением архитектуры здания, поэтому необходимо рассматривать все факторы проектирования в комплексе.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/detskoe-oborudovanie/

1. Блохина Н.Б., Вихрова Л.Т. и др. Детские ясли-сады. Пособие по проектированию. М., Издательство литературы по строительству, 1966, 108 — 122 с.

2. Маклакова Т.Г., Нанасова С.М., Шарапенко В.Г. Проектирование жилых и общественных зданий. М., Высшая школа, 1998, 22 — 34 с.

3. Под ред. Рожина И.Е. и Урбаха А.И. Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений. М., Стройиздат, 1985, 121 — 144 с.

4. Рунге В.Ф., Манусевич Ю.П, Эргономика и оборудование интерьера, М., Архитектура — С, 2006., 128 — 132 с.

5. Миловидов Н.Н., Орловский Б.Я., Белкин А.Н. Архитектура гражданских и промышленных зданий. Гражданские здания. М., Высшая школа, 1987, 211 — 224 с.

6. СНиП 2.08.02 — 85. Общественные здания и сооружения. М., 1988, 33 — 38 с.

7. Пивоваров Ю.П., Королин В.В, Зиневич Л.С. «Гигиена и основы экологии человека», 2002, 122 — 125 с.

8. Румянцев Г.И. «Гигиена», М., ГЭОТАР-МЕД, 2001, 33 — 36 с.

9. «Руководство по социальной гигиене и организации здравоохранения» Т. 1,2 / Под ред. Ю.П. Лисицына. М., Медицина, 1987, 68 — 72 с.

10. Румянцев Г.И. «Гигиена», М., ГЭОТАР-МЕД, 2001, 89 — 92 с.

11. «Гигиена детей и подростков» / под ред. В.Н. Кардашенко. 1988, 56 — 59 с.

12. Большакова А.М., Новикова И.М. «Общая гигиена», 2002, 43 — 45 с.

13. Архитектурное проектирование, учеб. для техникумов / Тосунова М.И., Гаврилова М.М, Полищук И.В., под ред. Тоскуновой М.И., 2011, 145 — 151 с.

14. «Покатаев В.П. Интерьер и оборудование квартиры», Учебное пособие. — Ростов н/Д.: Феникс, 2003, 78 — 84 с.

15. Голубев В.В «Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста», 2011, 255 — 258 с.

16. СНиП 2.08.01-89 Жилые здания. Нормы проектирования. 32 — 35 с.

17. СНиП 8.07.01-89 Нормы проектирования, планировка и застройка городских и сельских населенных пунктов, 46 сс.

18. id=535229

19. http://www.studfiles.ru/preview/3219937/page:8/

20. http://files.stroyinf.ru/data2/1/4293846/4293846015.htm

21. http://www.zdanija.ru/forum/topic-2555.html