С каждым годом увеличивается значимость авиации во всем мире, растет количество воздушных перевозок. Это все требует совершенствования аэропортов (его зданий и сооружений), улучшения качества обслуживания, повышения безопасности. Но наиболее важной частью аэропорта, без которой не было бы возможным осуществлять перевозки, является аэродром, на котором расположена взлетно-посадочная полоса. Именно с нее воздушные суда поднимаются в воздух. Чтобы повысить безопасность взлета и посадки самолетов очень важно содержать все участки аэродрома в эксплуатационном состоянии. Объем работ по эксплуатационному содержанию летом, зимой, осенью или весной различен. В летний период обычно проводят все капитальные и текущие ремонты аэродромных покрытий, обеспечивают чистоту летного поля, отчищают грязь и пыль с маркировочных знаков.
Целью данной курсовой работы является проведение анализа подготовки летного поля аэродрома к эксплуатации в летний период, а задачами: ознакомление с процедурами, проводимыми на аэродроме при этом, изучение оборудования, используемого для содержания аэродрома в пригодном состоянии, а также рассмотрение обязанностей должностных лиц, которые работают на аэродроме и занимаются его подготовкой.
В качестве объекта исследования автор берет аэродром, предметом же является, непосредственно, содержание аэродрома в эксплуатационном состоянии в летний период. При этом используются только теоретические методы исследования, такие как анализ, синтез и обобщение.
В первой главе работы рассматриваются обязанности сотрудников аэродромной службы, вторая является главной главой работы, в ней автор проводит анализ деятельности, выполняемой на аэродроме при его подготовки к эксплуатации летом (содержание, ремонт).
В третьей главе представлены средства механизации, которые используют для обслуживания аэродрома.
аэродром летный грунтовой покрытие
1.1 Функции аэродромной службы
В теплый период года аэродромная служба должна следить:
- За отсутствием на аэродромных покрытиях (на взлетно-посадочной полосе (ВПП)) грязи, чужеродных предметов, пыли;
- За ровностью искусственных покрытий;
- За сохранностью маркировочных знаков на летном поле;
- За состоянием поверхности грунтовой части аэродрома (за ее ровностью);
- За сохранением швов цементобетонных покрытий аэродрома;
- За качеством поверхности горизонт почв и допустимой высотой травяного покрова;
- За работой без ошибок водосточно-дренажной сети;
- За прочностью обочины;
- За исправностью и яркостью светотехнического оборудования аэродрома;
- За отсутствием кустарника и высокой травы участков воздушных подходов между концевой полосой торможения (КПТ) и ближним приводным радиомаркером (БПРМ)
1.2 Обязанности работников аэродромной службы
Заместитель начальника управления гражданской авиацией (ГА) по наземным службам отвечает за правильную эксплуатацию аэродромов и своевременную подготовку их к полетам. Он руководит лицами, обеспечивающими эксплуатационное содержание, производит ремонт в соответствии с требованиями НАС ГА-86, инструкций, приказов и указаний Министерства транспорта РФ, решает вопросы, связанные с организационно-техническим обслуживанием и совместной эксплуатацией аэродромов с другими ведомствами, проводит различные мероприятия по совершенствованию аэродромов.
Контрольная работа: Состояние и проблемы развития авиационной отрасли Украины
... В работе проанализированы причины системного кризиса в авиационной отрасли, детально исследована история, состояние и проблемы развития авиастроения, грузовых и пассажирских перевозок воздушным транспортом, ... Однако за годы самостоятельности авиастроение в Украине подверглось уничтожающему разрушению, несмотря на ... до серийного выпуска. В таком контексте стоит напомнить, что в период после распада ...
Начальник (старший инженер) отвечает за техническое состояние, своевременный ремонт и подготовку аэродромов. Он осуществляет техническое руководство по содержанию и ремонту аэродромов, следит за выполнением требований НАС ГА — 86 в предприятиях управления, разрабатывает планы капитального и текущего ремонта аэродромов, осуществляет государственную регистрацию и учет гражданских аэродромов управления, выдает свидетельства о годности аэродрома к эксплуатации. А также проводит различные мероприятия, направленные на улучшение работы аэродрома, связанное с налаженной работой аэродромной службы (уменьшения задержек и отмены рейсов, повышению регулярности полетов).
Командир ОАО (начальник аэропорта) отвечает за готовность аэродрома к эксплуатации, за организацию движения на нем и за соблюдение требований согласования строительства на приаэродромной территории и воздушных трассах. Он должен согласовывать деятельность наземных служб с работой служб аэропорта, принимать решения о закрытии или возобновлении полетов при особых условиях состояния аэродрома, выделять время на подготовку аэродрома к эксплуатации. А также проводить мероприятия направленные на уменьшение задержек и отмен рейсов по вине наземных служб аэропорта (уменьшение риска повреждений воздушных судов (ВС) наземной техникой).
Руководитель полетов (начальник смены служб движения аэропорта) отвечает за пригодность аэродромов к эксплуатации и за возможность совершения ВС полетов. Он контролирует состояние рулежных дорожек (РД), ВПП, мест стоянок (МС), а именно смотрит за наличием на них гололеда, людей, снежных заносов, техники и других препятствий, принимает решения о пригодности аэродрома к эксплуатации после совместной проверки летного поля аэродрома с начальником (главным инженером) аэродромной службы.
Начальник специальной автобазы (гаража) отвечает за наличие машин, которые необходимы для поддержания летного поля аэродрома в пригодном состоянии. Он осуществляет подготовку водителей аэродромных машин и их допуск к работе на аэродроме, регулирует движение средств механизации на аэродроме.
Начальник аэродромной службы (старший инженер, инженер, техник) аэропорта отвечает за содержание летного поля в эксплуатационном состоянии. Он должен немедленно устранять неисправности, угрожающие безопасности полетов, проводить работы по текущему и капитальному ремонту. Перед началом смены начальник аэродромной службы и руководитель полетов проводят проверку покрытий аэродрома (в первую очередь ВПП), грунтового старта и других элементов аэродрома. Если дефекты не обнаружены, то старший инженер сдает аэродром в эксплуатацию, но в случае наличия неисправностей на ВПП полеты прекращаются до их устранения.
Время и сроки проведения работ по содержанию и ремонту аэродромов согласовываются с руководителем полетов (диспетчером)
2.1 Содержание летного поля аэродромов в летний период
Под эксплуатационным содержанием понимается проведение систематических работ по подготовке покрытий к полетам.
В летний период, как правило, проводятся ремонтные работы, также осуществляются необходимые агротехнические работы. Обычно осуществляется капитальный и текущий ремонт аэродромных покрытий, водосточно-дренажных сетей. Аэродромно-эксплуатационная техника тоже ремонтируется.
Летний период эксплуатационного содержания аэродрома характеризуется теплой погодой, наибольшим количеством солнечных дней, по сравнению с другими месяцами, относительно низкой влажностью (сухостью) воздуха. Несущая способность наибольшая именно в этот период, так как осадки летом выпадают редко и грунты не переувлажняются. Одной из проблем в этот период является пересыхание грунтов и образование пыли на аэродромах. Для уменьшения пылимости грунтовых аэродромов меняют направление и расположение полетных стартов. При взлете сзади ВС образуется пыльное облако, ширина которого обычно равна 2-3 размахам крыльев.
Рисунок 1 Схема образования и сноса пыльного облака при взлете ВС: В — ширина в конце пыльного облака; б — ширина в начале облака; L обл. — длина облака; 1 — направление ветра; 2- направление взлета; 3 — частично снесенное в сторону облако; 4 — облако до сноса в сторону
Даже, если движение ветра соответствует движению ВС, можно старт сместить параллельно предыдущему его расположению (при круглых и многоугольных формах аэродрома возможностей изменить расположение стартов больше, чем при прямоугольной).
Старты изменяются в течение 7-10 дней, в зависимости от регулярности полетов ВС. На покрытиях аэродрома необходимо проведение отчистки от посторонних предметов. Данный вид деятельности осуществляется вручную щетками или с использованием машин с электромагнитными устройствами (для уборки металлических предметов).
2.1.1 Содержание аэродромов с искусственными покрытиями , Содержание
Таблица 1 Характеристика эмалей для маркировки аэродромных покрытий
Марка эмали |
Технические условия |
Время высыхания, мин |
Вязкость |
Растворитель |
Цвет |
|
ЭП-5155 |
ТУ-6-10-1085-75 |
40-60 |
40-120 |
646; 648 |
Белый, оттенок не нормируется |
|
НЦ-25 |
ГОСТ 5406-73 |
60 |
45-70 |
646, 645 |
Белый, черный желтый, красный, зеленый, голубой |
|
КО-503 |
ТУ 6-27-18-61-91 |
40 |
— |
646, 647 |
Белый, желтый, красный |
|
Наносят эмали только в сухую погоду при температуре не ниже 5°C. Маркировку проводят в соответствии с Инструкцией по дневной маркировке ВПП, рулежных дорожек (РД), МС и перронов на аэродромах гражданской авиации (ГА), 1967. Перед нанесением краски необходимо отчистить участок от грязи и следов старой эмали. Знаки, как правило, имеют белый, иногда желтый цвет. Рекомендуется в эмаль добавлять «Этинол», благодаря нему краска стирается гораздо медленнее. Маркировка производится пистолетами-краскораспылителями, вручную, либо с помощью маркировочных машин; обеспечение пропускной способности водоотводно-дренажных устройств. Для этого проводят отчистки колодцев. Трубы коллектора чистят через колодцы с помощью трубчатых штанг с «ершом» или щетками на конце, толстой проволокой с такими же щетками или «ершами». После отчистки трубы промываются струями воды из пожарного брандспойта или поливочно-моечной машины типа АА-70 (рис.2).
Рисунок 2 Отчистка труб с помощью: а — штанги с «ершом» или щеткой на конце; б — толстой проволоки (троса) и «ерша» или щетки; в — щетка; 1 — ерш; 2 — штанга; 3 — лебедки
Систематическому осмотру подлежат все открытые элементы систем и их сооружения, а так же поверхность грунта над ними; отчистку и заполнение швов и трещин в покрытиях; ремонт неисправностей в конструкторских покрытиях; поддержание ровности грунтовой части летного поля, травостоя установленной высоты, густоты, качества.
В летный период особое внимание уделяется покрытиям, обработанным материалами, которые в жаркую погоду размягчаются, становятся вязкими (битум, деготь, нефть) и в местах с избыточным содержанием начинают выступать на поверхность. Из-за этого поверхность летного поля аэродрома становится скользкой, а это может привести катастрофе. Для того чтобы избежать таких ситуаций работники служб аэродромов рассыпают каменную мелочь (гравий) на таких участках аэродрома и уплотняют ее легкими катками. С помощью этого метода устраняется скользкость покрытия.
2.1.2 Содержание аэродромов с грунтовыми покрытиями
Несущая способность грунта зависит от влажности. Это значит, что летом, весной и осенью, в период ливневых дождей, его эксплуатационная возможность ниже.
Из-за сильного переувлажнения движение ВС становится затруднительным и может привести к поломке ВС. Периоды, когда из-за влажности несущая способность аэродрома снижается, называют распутицей.
Для того чтобы улучшить состояние грунтовых поверхностей, применяют катки, которые уплотняют грунт. Это делают, чтобы уменьшить поры, в которые просачивается влага.
Содержание грунтовых аэродромов без дернового покрова в летний период.
Содержание грунтовых поверхностей аэродрома в аэропорту включает: контроль за ровностью поверхности грунтовых аэродромов. При достижении недопустимых неровностей (микро- и мезонеровностей) прекращаются летные работы. Чтобы выявить мезонеровности проводят нивелированную съемку профиля с шагом 5 м. по одному или двум направлениям на участке с изъянами. После вычисляют уклон прямых отрезков с шагом 5, 10, 20 м по формуле
где i a — уклон отрезка прямой, соединяющей точки, удаленные на 5. 10, 20 м (имеет знак «плюс», если по ходу съемки профиля имеет подъем, и знак «минус», если имеет понижение); hn — отметка точки профиля мезорельефа, отстоящей от начальной на шаг съемки; hn -1 — отметка начальной точки профиля мезорельефа; а — шаг съемки, м.
Когда уклон отрезка прямой определен, ищут разность смежных сопрягающихся уклонов прямых отрезков с соответствующим шагом съемки:
где i n -1 — уклон предыдущего отрезка с его знаком; in — уклон последующего отрезка с его знаком.
Если при нанесении полученных разностей на профиль участка имеются места с недопустимыми значениями мезонеровностей (Дi 5 = 0,03; Дi10 = 0,022; Дi20 = 0,019), то проводится планировка и ремонт таких участков; проверку и обеспечение прочности грунтов. Она контролируется перед началом полетов. Прочность грунта измеряют либо пробным рулением ВС, либо ударником У-1 (рис. 3).
Рисунок 3 Общий вид ударника У-1
Для того чтобы использовать ударник, нужно установить его вертикально наконечником на грунт, поднять гирю по направляющему штоку (на 50 м) и дать ей свободно упасть. Падая гиря загонит стержень наконечника в грунт (на глубину 10 и 30 см).
По корреляционным прямым (рис. 3), в зависимости от категории грунта, определяют условную прочность.
Рисунок 4 График для определения прочности грунта по количеству ударов ударником У-1: А — на глубину 10 см; Б — на глубину 30 см; 1 — для песчаных, песчаных пылеватых, супесчаных и мелких супесчаных грунтов; 2 — для пылеватых суглинистых и тяжелых суглинистых; 3 — для черноземов, каштановых и других засоленных грунтов
На грунтах минимальной прочности без дернового покрова ВС допускаются к полетам. Продолжительность нелетного периода можно сократить, если тщательно планировать и уплотнять грунт, обеспечивать водоотвод и защиту ГВПП от притока атмосферных и талых вод, уменьшать взлетную массу ВС и строить упрощенные покрытия; поливка грунтового аэродрома водой. На грунтовых аэродромах без дернового покрова при движении ВС, происходит выдувание несвязных частиц, из-за этого ухудшает видимость, что приводит к увеличению интервалов между взлетно-посадочными операциями. Для того чтобы предотвратить это, проводят поливку ГВПП. Мойка водой малоэффективна, ее применяют только на стартовых участках ГВПП в экстренных случаях. Норма расхода воды равна 0,5 — 0.8 л/м 2 . Наиболее продуктивным является использование черных вяжущих (маслобитумных вяжущих, битумных эмульсий, полимерно-битумных эмульсий и сырой нефти) и неорганическими и органическими вяжущими. Маслобитумные вяжущие обеспыливает песчаные, супесчаные и суглинистые грунты, а также гравийные и грунтощебеточные покрытия на аэродромах классов Д, Е и ПАНХ. Обработка маслобитумными вяжущими ведется методами смешения (выравнивание, планировка обрабатываемой поверхности, увлажнение в сухой период, измельчение грунта, розлив вяжущего, перемешивание грунта, розлив вяжущего, перемешивание грунта с вяжущим, уплотнение, планировка) и пропитки. Битумные эмульсии используются на аэродромах классов Г, Д, Е. При обеспыливании аэродрома битумными эмульсиями пользуются методами пропитки и смешения. Полимерно-битумная эмульсия применяется на аэродромах классов Г, Д, Е и ПАНХ. Несвязные грунты обрабатывают методом пропитки, связные — смешением на месте с нормой расхода 5-6 л/м2 . Способ обеспыливания с помощью сырой нефти применяется на грунтовых аэродромах классов Д, Е и ПАНХ (обрабатываются как связные, так и не связные грунты).
Норма расхода нефти составляет 3л/м2 . При использовании этого химического соединения пользуются методами пропитки и смешения. После использования сырой нефти результат сохраняется на 20 суток, после проводится повторную обработку. Также при обеспыливании используют соли кальция (CaCl) c расходом 1 кг/м2 . Такая обработка не только устраняет пылимость, но и увеличивает несущую способность грунтового аэродрома.
Содержание аэродромов с дерновым покровом в летний период
Грунтовые аэродромы с дерновым покровом имеют слой почвы с густо переплетенным корнями (дернообразующая).
Дернина должна иметь хорошую густоту травостоя и плотное сплетение корневищ на глубину 12-18 см, обладать упругостью, связность и устойчивостью к стиранию.
Несущая способность дернового покрова в в 3-5 раз выше почвогрунтов без дернины. Лучшей в эксплуатационном отношении является суспенчатая дернина.
Для правильного содержания дернового покрова в летний период нужно проводить агротехнические мероприятия (подкормка трав минеральными удобрениями).
Эта процедура проводится 2 раза в год: в весенний и летний периоды; подбирать семена дернообразующих трав; соблюдать нормы высева. Для экономического и рационального использования семян на различных элементах аэродрома используют дифференцированные нормы высева семян (табл.2);
Таблица 2 Дифференцированные нормы высева семян
Коэффициент измерения норм К |
Элементы аэродрома |
|
0,25 |
Полосы воздушных подходов и участки, выделенные под чистые посевы для последующего сбора семян |
|
0,25-0,5 |
Концевые полосы торможения (КПТ) |
|
0,5-1 |
Боковые полосы безопасности |
|
1,5-2,5 |
Рабочая площадь летной полосы |
|
бороться с грызунами. Полевки, мыши, степные пеструшки, кроты, суслики, хомяки, тушканчики наносят портят аэродромы с дерновым покрытием, так как они разрыхляют верхний слой почвы и поедают травянистую растительность. Все это приводит к гибели дернины. Основные способы борьбы с грызунами это: механический (заливание нор водой, использование капканов), бактериологический (заражение грызунов крысиным тифом) и химический (использование удушающих веществ или отравленных приманок).
Наиболее распространенными и относительно безопасными способами являются химический и бактериологический. Работы по обезвреживанию вредителей выполняются по согласованию с местными сельскохозяйственными органами и санитарными органами. Несмотря на то что лучшим временем для избавления от грызунов является весна, в летний период эти мероприятия также проводятся; скашивать траву. Травостой скашивается при достижении высоты 30 см, после этого скошенную траву сразу же удаляют с аэродрома, чтобы она не препятствовала нормальной эксплуатации ВС; в летний период (в засушливую погоду), утром или вечером, рекомендуется проводить искусственный водополив поливомоечными машинами. Это позволяет ускорить рост трав после их укоса. Расход воды должен составлять не менее 200 м 3 воды на 1 га (20 л/м2 ).
Наибольший урон дерновому покрову наносят колеса воздушных судов. При торможении, пробеге и развороте с наименьшим радиусом они оставляют колеи, участки с выбитой дерниной и другие неровности. Поэтому обязательно нужно удобрять, засаживать семенами места, в которых имеются повреждения. Колейность в дерновом покрове (до 6 см) ликвидируется катками массой 3-5 т. Колеи и выбоины до 15 см засыпают растительным грунтом, а более 15 см вначале засыпают местным грунтом, а затем растительным грунтом слоем 10-12 см. Задернение колеи производится засевом семенами либо пересадкой дернины (состав травосемей должен быть одинаковым).
В местах гибели травостоя из-за авиационного масла или бензина разрыхляется почва, вносятся удобрения, и производится засев травосмесью. Основным мероприятием сохранения дернового покрова является перенос старта с одного места на другое, т.е. полеты ВС с одного старта проводятся не больше одной-двух недель, после чего старт переносят в другой участок летного поля.
2.2 Ремонт покрытий аэродрома
Элементы аэродрома |
Капитальный ремонт |
Текущий ремонт |
|
Железо-, армо- и цементобетонные покрытия |
Перекладка отдельных участков покрытий, имеющих дефекты или замена отдельных плит из монолитного бетона, армо- и железобетона или сборно-разборного железобетона с исправлением основания в объеме до 25% от всей площади покрытия аэродрома. Устранение просадок покрытия в количестве до 10% от общей площади путем укладки асфальтобетона или других материалов, обработанных вяжущим. Укладка нового слоя покрытия: асфальтобетона, песчаного цементобетона, на коллоидно-цементном клее, сборных железобетонных плит и др. с целью усиления существующих цементобетонных покрытий. Устранение дефектов покрытий — выбоин, раковин, кромок плит, отколов углов, шелушения на участке с площадью более 25% от всей площади покрытия аэродрома. |
Замена отдельных участков на аэродромных покрытиях из монолитного бетона или сборно-разборных плит с исправлением основания в количестве, не превышающем 1% всей площади покрытия аэродрома. Подъем отдельных, незначительно просевших (до 3 см) плит путем нагнетания раствора под плиты. Заделка и ремонт поверхностных и сквозных трещин. Ремонт и заполнение поврежденных швов мастиками Сварка дефектных мест стыков и лопнувшей арматуры в сборных железобетонных плитах. Ремонт переходных полос (сопряжений) покрытия с грунтовой частью летного поля и полос обеспыливания РД, устранения обнажения внешних кромок покрытий, заделка колей, выбоин и промоин сопряжений. выправление отдельных бортовых камней на МС и перронах. Укладка асфальтобетонного коврика или других материалов, обработанных вяжущими, для устранения просадок отдельных плит |
|
Таблица 3 Перечень работ при текущих и капитальных ремонтах аэродромов
Асфальтобетонные и черные покрытия |
Устранение дефектов участков покрытий путем их разборки, исправления оснований и укладки новых однотипных покрытий в количестве до 30% от общей площади покрытий аэродрома. Укладка нового слоя для выравнивания и усиления существующих покрытий. Укладка асфальтобетона или материалов или материалов, обработанных органическими вяжущими в целях устранения просадок на отдельных участках покрытий. Замена слоя износа на асфальтобетонных покрытиях. Переустройство, неисправных щебеночных, гравийных и других аэродромных покрытий для использования их в качестве основания при укладке асфальтобетонного и другого типа покрытия. |
Устранение трещин, просадок, колей, волн, промоин и выбитых мест (ямочный ремонт) с исправлением основания, не превышающих 1% от всей площади покрытий аэродрома. Уплотнение покрытий из материалов, обработанных органическими вяжущими . Ремонт сопряжений покрытий с грунтовой частью летного поля и полос обеспыливания РД. Поверхностный розлив битума и рассев каменой мелочи (высевок) на покрытиях из грунтов, обработанных органическими вяжущими материалами. |
|
Металлические аэродромные покрытия. |
Ремонт искусственных и естественных оснований путем подсыпки минеральных материалов через перфорацию или с разборкой плит до 50% площади металлического покрытия. Замена поврежденных плит в количестве до 25% от всей площади покрытия с ремонтом и исправлением поврежденных плит на правильной машине или вручную. Постройка на освобожденном от металлического покрытия искусственного основания другого покрытия. |
Устранение в основании под металлическим покрытием «блюдец, промоин, просадок, путем подсыпки минеральных материалов через перфорацию или с разборкой плит до 10% площади металлического покрытия. Замена отдельных плит с дефектами в количестве до 3% от всей площади покрытия. Ремонт сваркой поврежденных мест и элементов металлических плит, исправление отгибов свободных углов, крюков, перемычек и других частей. Исправление поврежденных плит на правильной машине или вручную не более 10% от общего количества. Закрепление плит чеками, планками и проволочными скрутками на отдельных участках покрытий. Покраска части плит, не более 20% от общего количества. |
|
Грунтовые летные поля (летные полосы), РД, МС |
Исправление мезонеровностей на грунтовых участках площадью более 30% от общей площади грунтовой части летного поля с выполнением всего комплекса земляных работ. Увеличение площади ВПП, КПТ и боковых полос безопасности до размеров, требуемых для эксплуатации данного типа ВС. Подсыпка выработанных участков грунтовых летных полос , выполнение агротехнических мероприятий, внесение минеральных удобрений и подсев семян многолетних трав на грунтовых участках аэродрома площадью более 30% от общей площади летного поля. |
Устранение выбоин, колей, засыпка «блюдец», просадок и выдутых мест на участках площадью не более не более 30% от всей площади летного поля. Ремонт грунтовых тормозных площадок. Прочесывание и прикатывание дернового покрова. Подкормка трав удобрениями. Восстановление травостоя (подготовка и засев трав на отдельных участках летного поля).
Скашивание и уборка травы. Проведение мероприятий по борьбе с грызунами. Проведение работ по предохранению от подтопления талыми и ливневыми водами искусственных покрытий и грунтовых летных полос. |
|
Прочие работы |
|||
Расширение боковых полос (сопряжений) и полос обеспыливания РД и МС, восстановление, укрепление, ремонт различными вяжущими. Ремонт заборов аэродрома и устройство новых ограждающих сооружений в количестве не более 50% от протяженности существующих. Ремонт средств для аварийного торможения самолетов. |
Изготовление и ремонт простейших средств аэродромной механизации (деревянные катки) Нанесение и обновление маркировочных знаков на искусственных покрытиях перронов, РД, МС, ВПП, изготовление и ремонт знаков для обозначения грунтовых летных полос и других элементов летного поля аэродрома. |
||
Ремонт и переустройство струеотклоняющих щитов на МС и перронах. Замена конструкций на более прочные и прогрессивные. |
Изготовление и ремонт дневных и ночных ориентиров на аэродроме в полосах воздушных подходов. Ремонт ограждений территории аэродрома не более 10% от общей их протяженности. Выполнение работ оуходу за травой и различными растениями. Ремонт анкерных креплений для ВС. |
||
Ремонтные работы, как правило, проводятся летом.
Для содержания и ремонта аэродрома требуются машины, которые имеют навесное оборудование, монтируемое на наиболее распространенных типах шасси. Количество машин, необходимое для содержания и ремонта, устанавливается табелем применительно к классам аэродромов и климатической зоне расположения аэродрома. При расчете потребности в средствах механизации принимается соответствие класса аэропорта классу аэродрома.
При расчете количества машин основываются на обеспечении выполнения максимального объема работ аэропортов (показатель, характеризующий условия эксплуатации аэродромов — интенсивность движения ВС и площади отчистки основных элементов аэродромов).
3.1 Машины для содержания искусственных покрытий
1) Поливомоечные машины (рис.4).
Они предназначены для мойки и полива аэродромных и дорожных покрытий. Этот тип машин имеет общую схему: на шасси установлена цистерна, которая сообщается с водяным насосом. Вода из насоса идет под напором и выходит из сопла, таким образом осуществляется поливка.
Рисунок 4 Общий вид машины комбинированной с поливочно-моечным оборудованием
2) Маркировочные машины (рис. 5) предназначены для нанесения эмали на покрытия аэродромов.
Рисунок 5 Общий вид маркировочной машины. 1 — зеркальное визирное устройство; 2 — компрессор; 3 — двигатель; 4 — бак для краски; 5 — пульт управления; 6 — рабочий орган; 7 — шасси
3) Заливщик швов. Эти машины предназначены для заполнения швов резинобитумными вяжущими материалами. Оборудование заливщиков швов позволяет очищать и грунтовать швы горячим битумом, разогревать и перемешивать мастики в котле.
4) Подметально-уборочные машины. Предназначены для уборки асфальто- и цементобетонных покрытий, сбора смета в бункер машины и переноса за пределы отчищаемой поверхности.
На щеточно-механических и щеточно-вакуумных машинах отрыв смета в бункер происходит за счёт действия потока воздуха и транспортера.
3.2 Машины для содержания грунтовых аэродромов
1) Культиватор КП-4М. Эта машина предназначена для обработки почвы на аэродроме перед посевом семян трав. Он работает в цепе с трактором ДТ-54 «Беларусь», МТЗ-52, МТЗ-80 и др. Культиватор состоит из рамы со спицей, ходовых колес, автоматов и механизмов для подъема рабочих органов и лап.
2) Бароны. Они предназначены для выравнивания и разрыхления поверхностей почвы, прочесывания дернового покрова на летном поле, заделки семян и удобрений.
3) Сеялка луговых трав прицепная. Она нужна для того чтобы распределять равномерно семена при их посеве. Также в этой машине есть вторая функция: она удобряет посаженные семена гранулированным суперфосфатом. Сеялка состоит из ящика с 16 отверстиями для высева семян, колесного хода и вращающегося валика внутри ящика. Количество выпадающих семян можно урегулировать, для этого изменяют размер отверстий в ящике.
4) Косилки. Предназначены для скашивания травы на аэродроме, если ее высота выше нормы. Иногда косилки работают в сцепке с тракторами.
5) Грабли. Этот прибор предназначен для сбора скошенной травы. Возможно установка в сцепе с трактором. Существуют разные виды граблей (поперечные, боковые универсальные)
6) Сцеп тракторный универсальный. Предназначен для связи трактора с баронами, катками и другими прицепными механизмами, которые применяют для подготовки грунтовых покрытий к эксплуатации. Сцеп состоит из спицы и бруса, который расположен на четырех колесах с высоким ободом. Сцеп оснащен тремя удлинителями, поэтому есть возможность выносить часть прицепляемых орудий во второй ряд.
3.3 Машины и механизмы, используемые для подготовки аэродрома
1) Бульдозеры (рис.6).
Они предназначены для выполнения работ по перемещению грунта, планировке площадей и дорог, засыпке ям и траншей и.т.д.
Рисунок 6 Общий вид бульдозера 1 — отвал; 2 — трактор; 3 — толкающие брусья
2) Катки (рис.7) предназначены для уплотнения дернового покрова, гравийно-щебеночных материалов и укрепленных грунтов при возведении дамб, аэродромных полос и др.
Рисунок 7 Общий вид катка 1 — дизельный двигатель; 2 — кабина машины; 3 — гидрооборудование; 4 — вибровалец; 5 — передняя полурама; 6 — рама; 7 — задняя полурама; 8 — ходоваяя часть
3) Автогрейдеры (рис.8) используются при строительстве, ремонте и содержании дорог и аэродромов. С помощью них проводят землеройно-профилировочные работы.
Рисунок 8 Общий вид автогрейдера. 1 — рыхлитель; 2 — подмоторная рама; 3, 16 — фары; 4 — бак гидросистемы; 5 — крыло; 6- капот; 7 — аккумуляторный ящик; 8 — задний мост; 9 — топливный бак; 10 — кабина; 11 — механизм фиксации рычага; 12 — гидрорама; 13 — гидроцилиндр подъема отвала; 14 — тяговая рама; 15 — хребтовая балка; 17 — бульдозер; 18 — передний мост; 19 — поворотный круг; 20 — отвал; 21 — гидроцилиндр изменения угла резания отвала; 22 — подножка; 23 — коробка передач; 24 — карданный вал
Расчет длины летной полосы в местных условиях
А.
Формулы расчета длины КПТ для посадки ВС в местных условиях
1.
·
·
o
o
2.
·
o мм.р.ст.
3. Значения для классов аэродромов в стандартных условиях:
А, Б, В = 400
Г = 200
Д = 150
Е = 100
Класс аэродрома определяется из длины ВПП при стандартных условиях
(t = 15 °C, р = 760 мм.р.ст.)
Так как в 19 варианте аэродром имеет класс «В», то значение = 150.
Расшифровка значений формул:
- длина КПТ для посадки в местных условиях, м;
- коэффициент, учитывающий отклонение расчетной температуры от стандартной;
- относительная плотность воздуха;
- поправка на каждый градус отклонения расчетной температуры от стандартной;
- ?t — величина отклонения расчетной температуры от стандартной;
- расчетная температура;
- стандартная температура;
- H — высота аэродрома над уровнем моря, м;
- среднемесячная температура в 13 ч для самого жаркого месяца в году за многолетний период;
- расчетное атмосферное давление, мм.р.ст.;
- нормативная длина КПТ для класса аэродрома, м;
- стандартное атмосферное давление на уровне моря.
Б.
Формулы расчета длины КПТ для взлета ВС в местных условиях
1.
2.
3.
·
4.
- распределяется по группам ВС. Группа ВС определяется исходя из максимального взлетного веса ВС. Так как в 19 варианте взлетная масса ВС составляет 158760 кг, то
Расшифровка значений формул:
- длина КПТ для взлете ВС в местных условиях, м;
- нормативная длина КПТ для класса аэродрома, м;
- коэффициент, учитывающий отклонение расчетной температуры от стандартной;
- коэффициент, учитывающий отклонение расчетного давления от стандартного;
- коэффициент, учитывающий влияние среднего уклона ВПП на ее потребную длину;
- поправка на каждый метр превышения аэродрома над уровнем моря. Определяется из условия, что на каждые 300 м превышения аэродрома над уровнем моря длина ВПП увеличивается на 7%;
- поправка на каждую тысячную долю уклона ВПП, определяется по группам самолетов;
- H — высота аэродрома над уровнем моря, м;
- средний уклон ВПП
В.
Формулы расчета длины ВПП для посадки ВС в местных условиях:
1.
2.
3.
Расшифровка значений формул:
- длина ВПП для посадки ВС в местных условиях, м;
- длина ВПП для посадки ВС в стандартных условиях, м;
- коэффициент, учитывающий отклонение расчетной температуры от стандартной;
- относительная плотность воздуха;
Г.
Формулы для расчета длины ВПП для взлета ВС в местных условиях:
1.
2.
3.
4.
Расшифровка значений формул:
- длина ВПП для взлета ВС в местных условиях, м;
- длина ВПП для посадки ВС в стандартных условиях, м;
- коэффициент, учитывающий отклонение расчетной температуры от стандартной;
- коэффициент, учитывающий отклонение расчетного давления от стандартного;
- коэффициент, учитывающий влияние среднего уклона ВПП на ее потребную длину.
Д.
Определение длины КПТ и ВПП в местных условиях:
Следовательно, .
Следовательно,
Расшифровка значений формул:
- длина КПТ для посадки в местных условиях, м;
- длина КПТ для взлете ВС в местных условиях, м;
- нормативная длина КПТ для класса аэродрома, м.
- длина ВПП для посадки ВС в местных условиях, м;
- длина ВПП для взлета ВС в местных условиях, м;
- длина ВПП в местных условиях, м;
- длина КПТ в местных условиях, м.
Е.
Расчет длины летной полосы в местных условиях:
Расшифровка значений формул:
- длина КПТ в местных условиях, м;
- длина ВПП в местных условиях, м;
- длина летной полосы в местных условиях, м.
Ответ: длина летной полосы в местных условиях составляет 3233,426 метров.
Подготовка аэродрома к эксплуатации, бесспорно, одна из самых важных задач аэропорта при осуществлении перевозок. При написании работы автором было изучено множество материалов связанных с эксплуатацией аэродромов, а также был проведен анализ всех осуществляемых на нем работ.
В заключение проведенного нами исследования можно сделать следующие выводы:
1)В летний период осуществляются все основные ремонтные работы, также каждый день в этот период производят отчистку летного поля от пыли, грязи и других чужеродных предметов.
2)На аэродромах с искусственными покрытиями, при подготовке их к эксплуатации, выполняются следующие работы: Отчистка аэродрома от посторонних предметов; поливка покрытий водой; восстановление маркировки покрытий и покраска маркировочных переносных знаков; обеспечение пропускной способности водоотводно-дренажных устройств; отчистка и заполнение швов и трещин в покрытиях; ремонт неисправностей в конструкторских покрытиях; поддержание ровности грунтовой части летного поля.
3)Также мы выяснили, что существует 2 вида грунтовых аэродромов: с дерновым покровом и без него. Для их поддержания в эксплуатационном состояние проводят разные работы.
Для содержания аэродрома с дерновым покрытием: проводят агротехнические мероприятия; подбирают семена дернообразующих трав; соблюдают нормы высева; борются с грызунами; производят водополив покрытия в наиболее засушливую погоду. Так как данное покрытие очень подвержено различным повреждениям очень важно выполнять все руководства по его содержанию.
Наиболее распространенными видами деятельности при подготовке грунтового аэродрома без дернового покрытия являются: контроль за ровностью аэродрома; проверка и обеспечение прочности грунта; поливка аэродрома водой, в целях его обеспыливания.
4)При выявлении различных дефектов на покрытиях аэродрома проводят текущий, либо капитальный ремонты. Это зависит от степени повреждения. Текущий ремонт осуществляют при незначительных повреждениях на небольших участках, капитальный — при наличии неисправностей на большой территории. Ремонтируются: асфальтобетонные и черные покрытия; железо-, армо-, цементобетонные покрытия; металлические покрытия; грунтовые летные поля и прочие части аэродрома.
5)В качестве средств механизации используют: бульдозеры, катки, автогрейдеры.
На искусственных аэродромах применяются поливомоечные, маркировочные, подметально-уборочные машины и оборудование для заливки швов.
На аэродромах с грунтовым покрытием, для его подготовки к эксплуатации в летний период, используют культиваторы, бароны, прицепные сеялки луговых трав, косилки, грабли и тракторные универсальные сцепы.
7)Для проведения всех мероприятий по подготовке аэродрома к эксплуатации работает специальная аэродромная служба, на которой основные функции выполняют заместитель начальника управления, начальник, командир ОАО, руководитель полетов, начальник специальной автобазы и начальник аэродромной службы.
8)Длина летной полосы при данных в 19 варианте условиях составляет 3233,426.
После проведения всех работ осуществляют проверку аэродрома. Если никаких неисправностей не обнаруживается, то он допускается к эксплуатации.
На основании проведенного исследования мы выяснили, как осуществляется подготовка аэродрома к эксплуатации в летний период, кто занимается этой работой, и какое оборудование при этом используется.
1. Федоров Н.Н. Учебное пособие. «Сезонная эксплуатация аэродромов», 1973 г.
2. Горецкий Л.И., Печерский Л.Н. Справочник «Эксплуатация аэродромов», 1990г
3. Могилевский Д.А., Горецкий Л.И. Учебник «Эксплуатация аэродромов», 1975 г.
4. Горецкий Л.И., Ромашков В.М. Справочник «Эксплуатационное содержание и ремонт аэродромов», 1979 г.
5. Макарова Л.А., Фиников М.А. справочник «Устройство и эксплуатация аэродромов ПАНХ» 1988 г.
6. Руководство по аэродрому Санкт-Петербурга (Пулково), 2016 г.
7. Руководство по эксплуатации гражданских аэродромов РФ, 1994 г.
8. Международные стандарты и рекомендации. Аэродромы. Приложение 14 к Конвенции о Международной ГА, 1971 г.
9. Аэродромная техника — Википедия
10. Дашевский Э.М «Ремонт искусственных аэродромных покрытий»,1969 г.
11. Глушков Г.И. «Устройство и содержание аэродромов»,1970 г.