Организация эксплуатации пожарной техники в подразделении пожарной охраны Министерства чрезвычайных ситуаций России

Курсовой проект

1. Исходные данные для выполнения курсового проекта

2. Порядок приёмки и постановки пожарной техники в расчёт

3. Обеспечение постоянной технической готовности пожарной техники в подразделении пожарной охраны

3.1 Контрольный осмотр

3.2 Ежедневное техническое обслуживание пожарной техники

3.2.1 Ежедневное техническое обслуживание пожарной техники при смене караулов

3.2.2 Ежедневное техническое обслуживание пожарной техники по возвращении с пожара, учения, с аварийно-спасательных и других неотложных работ

3.3 Техническое обслуживание техники на пожаре, при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ (учений)

3.4 ТО №1. Посты технического обслуживания

3.5 Корректирование норм межремонтных пробегов и пробегов между очередными номерными ТО для пожарных автомобилей, состоящих в расчёте подразделения для заданных категории условий эксплуатации и климатической зоны

3.5.1 Корректирование норм пробегов пожарных автомобилей между очередными номерными ТО для заданных категории условий эксплуатации и климатической зоны

3.5.2 Корректирование норм пробегов пожарных автомобилей между очередными средними ремонтами для заданных категории условий эксплуатации и климатической зоны

3.5.3 Корректирование норм пробегов пожарных автомобилей между очередными капитальными ремонтами для заданных категории условий эксплуатации и климатической зоны

4. Определение эксплуатационных норм расхода топлива пожарных автомобилей

4.1 Исходные данные для определения эксплуатационных норм расхода топлива пожарных автомобилей

4.2 Определение эксплуатационных норм расхода топлива на пробег пожарных автомобилей по спидометру

4.2.1 Определение норм расхода топлива на пробег пожарных автомобилей по спидометру при перегоне

4.2.2 Определение норм расхода топлива на пробег пожарных автомобилей по спидометру при обкатке

4.2.3 Определение норм расхода топлива на пробег пожарных автомобилей по спидометру в режиме нормальной эксплуатации

4.3 Определение эксплуатационных норм расхода топлива при работе двигателей пожарных автомобилей в режиме холостого хода

4.3.1 Определение эксплуатационных норм расхода топлива при работе двигателей пожарных автомобилей в режиме холостого хода в период обкатки

29 стр., 14247 слов

Тактико-техническая характеристика пожарных автомобилей

... фиксации ствола во всех направлениях. Основный тактико-технические характеристики Мощность двигателя 420 л.с. (309 кВт) ... заднее или среднее Пожарный автомобиль порошкового тушения Пожарный автомобиль порошкового тушения Автомобиль комбинированного тушения Автомобиль комбинированного тушения Полноприводное шасси ... подачи и пусковым пистолетом порошка с расходом 5 кг/сек. Катушка оборудована механизмом ...

4.3.2 Определение эксплуатационных норм расхода топлива при работе двигателей пожарных автомобилей в режиме холостого хода в период нормальной эксплуатации

4.4 Определение эксплуатационных норм расхода топлива пожарных автомобилей при работе спецагрегата

4.4.1 Определение норм расхода топлива пожарных автомобилей при работе спецагрегата в режиме обкатки

4.4.2 Определение норм расхода топлива пожарных автомобилей при работе спецагрегата в режиме нормальной эксплуатации

5. Разработка проекта пожарного депо

5.1 Требования нормативных документов к подразделениям пожарной охраны

5.2 Разработка планировочного решения первого этажа здания пожарного депо

6. Категорирование техники и имущества

7. Проверка работоспособности и технического состояния пожарно-технического оборудования

8. Охрана труда в подразделениях пожарной охраны

9. Анализ пути следования по вызову на пожар

10. Влияние пожарных автомобилей на загрязнение окружающей среды

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovoy/organizatsiya-ekspluatatsii-pojarnoy-i-avariyno-spasatelnoy-tehniki/

Приложение 1. Экспликация помещений первого этажа здания пожарного депо на 4 автомобиля

Приложение 2. Экспликация помещений второго этажа здания пожарного депо на 4 автомобиля

Приложение 3. Экспликация помещений и оборудования рукавного поста

Введение

пожарный техника нормативный эксплуатационный

Пожарные и аварийно-спасательные автомобили являются оперативными средствами тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на различных объектах. От их технического состояния, умения личного состава правильно эксплуатировать весь комплекс находящегося на них оборудования зависят оперативные возможности подразделений МЧС России. Техническое состояние единиц техники в подразделениях МЧС России зависит от организации их правильной эксплуатации.

Термин «эксплуатация машин» является комплексным, поскольку эксплуатация включает в себя использование машин, их обслуживание и ремонт, а также хранение и учёт. В определении термина главным является использование. Эффективное использование пожарных и аварийно-спасательных автомобилей требует, чтобы в течение всего срока эксплуатации параметры их технического состояния не выходили за установленные для них пределы.

Ответственность за правильную эксплуатацию и состояние техники возлагается на руководителей подразделений МЧС России.

Пожары, аварии и другие ЧС возникают в непредсказуемое время. Время их локализации и ликвидации во многом зависит от времени начала работ, от технических возможностей и технического состояния машин пожарной и аварийно-спасательной техники. Время начала работ в основном определяется скоростью прибытия техники на место вызова (место пожара, ЧС).

Поэтому машины пожарной и аварийно-спасательной техники должны содержаться в постоянной технической готовности.

Постоянная техническая готовность пожарных автомобилей и машин спасательной техники определяется следующими показателями:

1) исправным техническим состоянием;

2) заправкой эксплуатационными материалами и огнетушащими веществами;

3) укомплектованностью пожарно-техническим и спасательным оборудованием, инструментом согласно табельной положенности и правил по охране труда;

7 стр., 3178 слов

Техника пожарной безопасности на предприятии

... организационного, экономического, социального и научно-технического характера образуют систему обеспечения пожарной безопасности. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, ... пожарной охраны данные о них, необходимые для обеспечения безопасности личного, состава, привлекаемого для тушения пожара и проведения первоочередных аварийно- ...

4) соответствием внешнего вида пожарного, аварийно-спасательного автомобиля нормативно-технической документации.

Важную роль в решении проблем управления техническим состоянием пожарной и аварийно-спасательной техники, обеспечения её постоянной технической готовности играет планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта, регламентирующая режимы технического обслуживания и ремонта, нормы эксплуатации по поддержанию образцов техники в исправном состоянии.

Совершенствование технологических процессов технического обслуживания и ремонта, широкое внедрение методов диагностирования технического состояния образцов пожарной и аварийно-спасательной техники являются важными составляющими в обеспечении постоянной технической готовности и эксплуатационной надёжности техники.

Цели курсового проекта:

1) теоретически подготовиться к выполнению функций начальника караула и руководителя подразделения пожарной охраны;

2) обучиться применять теоретические знания курса «Пожарная и аварийно-спасательная техника» для решения практических задач по вопросам эксплуатации пожарной и аварийно-спасательной техники в подразделениях МЧС России.

Задачи курсового проекта:

1) для каждой единицы техники, находящейся в подразделении, разработать перечень операций по всем видам технического обслуживания, которые проводятся в подразделениях пожарной охраны;

2) отработать методику корректировки норм межремонтных пробегов и пробегов между очередными ТО №2 для пожарных автомобилей, находящихся в эксплуатации в подразделении, с учётом условий эксплуатации;

3) отработать методику расчёта норм расхода топлива пожарными автомобилями при различных режимах работы в заданных условиях эксплуатации;

4) разработать планировочные решения этажей здания пожарного депо с учётом требований нормативных и распорядительных документов к подразделениям пожарной охраны, выполнить план первого этажа здания пожарного депо;

5) разработать порядок проверки работоспособности и технического состояния пожарно-технического оборудования, предусмотренного вариантом задания;

6) провести анализ времени следования пожарных автомобилей по вызову на пожар с учётом условий дорожного движения;

7) произвести оценку влияния пожарных автомобилей на загрязнение окружающей среды;

8) закрепить и углубить знания нормативных и распорядительных документов по организации эксплуатации пожарной и аварийно-спасательной техники в подразделениях пожарной охраны МЧС России;

9) изучить особенности обеспечения технической готовности подразделений ГПС МЧС России;

10) научиться квалифицированно применять техническую, справочную литературу, нормативные и распорядительные документы по вопросам организации эксплуатации пожарной и аварийно-спасательной техники;

11) усвоить функциональные обязанности начальника караула и руководителя подразделения пожарной охраны по вопросам организации эксплуатации пожарной техники в подразделениях ГПС МЧС России.

Исходными данными для решения поставленных задач являются:

1) списочное количество единиц пожарной и спасательной техники в подразделении пожарной охраны по типам и базовым моделям;

2) нормы расхода топлива при эксплуатации единиц техники в различных режимах работы;

3) условия эксплуатации единиц техники;

4) условия следования техники по вызову на пожар.

1. Исходные данные для выполнения курсового проекта

Вариант №76

Таблица 1. Нормы расхода жидкого топлива на 100 км пробега, при работе двигателей пожарных автомобилей в стационарном режиме со специальными агрегатами и без нагрузки

№ п/п

Тип, марка пожарного автомобиля

Базовая модель автомобиля или двигателя

Нормы расхода жидкого топлива

на 100 км (основная норма без учёта надбавок), H б , л

при работе двигателя со спец. агрегатами, h сп , л/мин

при работе двигателя в стационарном режиме без нагрузки, h хх , л/мин

1

АЦ-3,2-40 (43101)

740.31 — 240

39

0,250

0,150

2

АЦ-5-40 (5557)

ЯМЗ 236

44,5

0,330

0,200

3

АНР-40/1400 (433112) с насосом МАВ-200

ЗИЛ-508; 509

45,5

0,400

0,150

4

АСА/RFC-11 (3302)

Mercedes-1222

33,3

0,300

0,100

Таблица 2. Условия эксплуатации пожарных автомобилей

№ п/п

Обозначение

Размерность

Значение

1

Обкатка новых ПА и прошедших средний и капитальный ремонт

d 1

%

10

2

Перегон ПА в пожарную часть

d 2

%

8

3

Эксплуатация в зимних условиях

количество месяцев

3,5

D 1

%

5

4

Высота над уровнем моря

Н

м

200

D 2

%

0

5

Дороги со сложным профилем

Категория дорог К д

D 3

%

10

6

Численность населения города

тыс. жит.

3000

D 4

%

25

7

Срок службы ПА

ф

лет

7

D 5

%

5

8

Эксплуатация в сложных климатических, дорожных и особых условиях

Категория автомобильных дорог

D 6

%

35

9

Категория условий эксплуатации

КУЭ

2

10

Природно-климатические условия

Пр.Кл.У

3

2. Порядок приёмки и постановки пожарной техники в расчёт

Приём единиц пожарной, спасательной техники и другой пожарно-технической продукции, поступающих в подразделения МЧС России осуществляется в чётко установленном порядке.

2.1 Приём и постановка техники в расчёт

пп. 181 — 187

Приём и передача техники производится в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными и распорядительными документами МЧС России (п. 181).

Передача неисправной или неукомплектованной техники запрещается. За подмену деталей, сборочных единиц, агрегатов и инструмента при передаче техники виновные привлекаются к ответственности в установленном порядке (п. 182).

Приёмка и постановка единицы пожарной, аварийно-спасательной техники в расчёт в подразделениях МЧС России производится в последовательности, представленной на рис. 1.

Рис. 1. Последовательность приёмки и постановки пожарного, аварийно-спасательного автомобиля в расчёт

При приёмке издаётся приказ начальника регионального ГУ МЧС России, в котором указывается подразделение, в которое будет осуществлена поставка единицы техники.

Для приёмки поступившей в территориальный орган, учреждение техники, приказом руководителя территориального органа, учреждения назначается постоянно действующая комиссия в составе: председатель комиссии: заместитель руководителя учреждения, отвечающий за материально-техническое обеспечение, члены комиссии: начальник (заместитель начальника) подразделения, в которое передаётся техника, представитель подразделения материально-технического обеспечения, специалист (водитель) за которым планируется закрепление поступившей техники, лицо сдающее технику (п. 183).

В состав комиссии могут включаться должностные лица вышестоящих органов управления, ответственные за выполнение мероприятий материально-технического обеспечения.

В ходе работы созданная комиссия по приёмке новой единицы техники проверяет:

1) техническое состояние поступающей в подразделение единицы техники путём внешнего осмотра, прослушиванием работы двигателя, проверки приборами, испытанием на ходу, включением и работой специальных агрегатов и оборудования (испытание на ходу проводится в период не более 20 минут, работа специальных агрегатов и оборудования не более 0,1 м/ч);

2) укомплектованность техники необходимым пожарно-техническим, спасательным оборудованием, инструментом;

3) состояние и укладку комплекта запасных частей, инструмента и принадлежностей (далее — ЗИП);

4) наличие и состояние на поступившую единицу техники положенной документации (паспорта (формуляра), договора купли-продажи, руководств (инструкций) по эксплуатации техники, специальных агрегатов и оборудования, свидетельства о согласовании внесённых в конструкцию изменений и другой документации, предусмотренной действующим законодательством).

По результатам приёмки (передачи) единицы техники или агрегата составляет Акт технического состояния. Рекомендуемый образец бланка Акта технического состояния представлен в Приложении №8 к Приказу МЧС России №555 от 18.09.2012 г. (п. 184).

В Акте технического состояния указываются основание для передачи, состав комиссии, результаты осмотра ПА (агрегата), техническое состояние агрегатов и узлов, укомплектованность и техническая документация. Акт составляется в трёх экземплярах: органу передающему единицу техники, принимающему подразделению и в ГУ МЧС России по региону.

О результатах приёмки единицы техники председатель комиссии докладывает руководителю территориального органа и учреждения (руководству ГУ МЧС России по региону) (п. 184).

Поступившая на штатное укомплектование и принятая комиссией техника в кратчайшие сроки проходит необходимые процедуры регистрации (в ГИБДД, при необходимости в органах Гостехнадзора), страхования, технического освидетельствования, технического осмотра и другие процедуры в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и вводится в строй Приказом руководителя территориального органа, учреждения. В приказе указываются тип, марка, штатное предназначение техники, в какое подразделение зачисляется (для спасательных воинских формирований МЧС России, кроме того, указывается группа эксплуатации), присвоенный технике государственный регистрационный знак (номер), идентификационный номер транспортного средства, номера шасси (корпуса), двигателя и фамилия специалиста, за которым она закрепляется (п. 185).

Номер и дата Приказа о вводе техники в строй и фамилия специалиста (водителя), закреплённого за техникой заносятся в паспорт (формуляр) (п. 185).

Поступивший в подразделение новый пожарный, аварийно-спасательный автомобиль после регистрации должен пройти обкатку. После обкатки новой единицы техники, или техники прошедшей капитальный или средний ремонт, проводится её техническое обслуживание в объёме работ ТО-1.

После приёмки и обкатки Приказом руководителя подразделения МЧС России производится постановка поступившего пожарного, аварийно-спасательного автомобиля в расчёт и закрепление его за водителями.

Закрепление техники за специалистом (водителем) оформляется Актом технического состояния по рекомендуемому образцу согласно приложению №8 к Приказу МЧС России №555 от 18.09.2012 г., оформляемым в необходимом количестве экземпляров, в ходе приёма техники. До издания приказа руководителя территориального органа, учреждения о вводе техники в строй её использование запрещается (п. 186).

Специалист (водитель), принявший технику, расписывается в паспорте (формуляре) и с этого момента несёт персональную ответственность за её сбережение, исправность и готовность к использованию (п. 186).

За одной единицей техники, являющейся транспортным средством (за исключением буксируемой), постоянно может быть закреплено не более четырёх допущенных к управлению специалистов (водителей) (п. 187).

Один специалист (водитель) одновременно может быть закреплён не более чем за тремя единицами техники, являющимися транспортными средствами (за исключением буксируемой) (п. 187).

На время отсутствия постоянно закреплённых водителей допускается временное закрепление других водителей на срок не более двух месяцев. Временное закрепление водителей оформляется приказом руководителя территориального органа, учреждения. При этом акт технического состояния не составляется (п. 187).

Возможны следующие варианты приёмки поступающей техники:

1) приёмка единицы техники при передаче из одного подразделения в другое;

2) приёмка новой единицы техники, которая может происходить в следующих вариантах:

  • приёмка на заводах-изготовителях;
  • приёмка в пункте назначения.

Приёмка единицы техники при передаче из одного подразделения в другое. Перемещение (передача) техники между структурными подразделениями учреждения осуществляется на основании приказа (решения) руководителя территориально органа, учреждения (п. 181).

При передаче использовавшейся единицы техники обкатка не производится. При передаче новой единицы техники, не проходившей обкатку, проведение обкатки обязательно.

Приёмка новой единицы техники. Новую единицу пожарной, аварийно-спасательной техники получают на заводах-изготовителях или пунктах назначения при отгрузке её транспортом. Завод-изготовитель или транспортная организация уведомляет ГУ МЧС России по региону о месте и сроках получения единицы пожарной, аварийно-спасательной техники.

Приёмка на заводах-изготовителях. Для получения техники руководство ГУ МЧС России по региону определяет ответственного представителя. Наиболее часто в качестве таких представителей выступают члены постоянно действующей комиссии по приёмке техники. При командировании на завод-изготовитель ответственный представитель должен иметь доверенность на получение техники и уведомление.

Приёмка единицы техники на заводе-изготовителе производится с участием представителей завода-изготовителя. Получению подлежит только полностью укомплектованная, исправная техника, с полным комплектом документации.

Если при приёмке обнаруживаются, что получаемая продукция не соответствует стандартам, техническим условиям или недостаточно укомплектована, то получатель совместно с представителем заказчика МЧС России обязан отказаться от принятия продукции. При этом он должен потребовать её замены или доукомплектования.

При получении единиц техники на заводах-изготовителях в пункт назначение (подразделение МЧС России) они прибывают своим ходом.

В подразделениях пожарной охраны общая процедура приёмки и постановки пожарного автомобиля в расчёт производится в установленном порядке (рис. 1).

Приёмка в пункте назначения производится в случае, когда единица техники направляется в пункт назначения (подразделение МЧС России) железнодорожным транспортом. В этом случае приёмку техники производят представители МЧС России на основании полученного уведомления и доверенности на её получение. Прибывшие представители должны до снятия единицы техники со средства транспортировки установить целостность пломб, комплектность и осмотреть техническое состояние получаемой продукции. В случае повреждения пломб и вскрытия тары составляется коммерческий акт в произвольной форме. В нём указывается номенклатура недостающего оборудования. Акт составляется при участии представителей транспортной полиции и транспортной организации. Составленный акт является основанием для восстановления утраченного.

Если все пломбы не повреждены, то их срезают, оставляя концы длиной не менее 15 мм, и сохраняют до конца гарантийного срока эксплуатации изделия. Они служат доказательством получения изделия при его транспортировании железнодорожным транспортом.

Назначенная комиссия производит приёмку поставленной единицы пожарной, аварийно-спасательной техники в последовательности, указанной на рис. 1. Если при приёмке будут обнаружены недостатки в комплектовании или будут выявлены какие-либо неисправности, то составляется акт-рекламация. Этот акт служит основанием для предъявления претензий заводу-изготовителю или ремонтному предприятию. Завод-изготовитель или ремонтное предприятие обязаны устранить производственные дефекты и поставить недостающее оборудование.

С момента получения пожарных автомобилей с заводов-изготовителей начинается их эксплуатация.

2.2 Оформление документов по приёмке образцов пожарной, аварийно-спасательной техники

После приёмки единицы техники на неё заводится необходимая эксплуатационно-техническая документация:

  • а) технический паспорт и талон к нему;
  • б) паспорт (формуляр) машины;
  • в) журнал учёта технического обслуживания и ремонта;
  • г) эксплуатационные карты на автомобиль, автомобильные шины и аккумуляторную батарею.

Созданная комиссия по приёмке ПА оформляет два документа — Акт технического состояния (Приложение №8 к Приказу МЧС России №555 от 18.09.2012 г.) и паспорт (формуляр) пожарного автомобиля (Приложение №10 к Приказу МЧС России №555 от 18.09.2012 г.).

Акт технического состояния — документ, в котором отражаются основные технические данные единицы техники на момент её приёмки (инвентарный номер, номер базового шасси, номер двигателя, дата выпуска машины, техническое состояние узлов и агрегатов, укомплектованность единицы техники).

Паспорт (ф ормуляр ) машины — основной документ, в котором отражаются техническое состояние и основные показатели по использованию единицы техники в течение всего срока службы.

Паспорт (формуляр) машины — основной документ, удостоверяющий гарантированную предприятием-изготовителем (ремонтным предприятием) техническую характеристику изделия, принадлежность его данному территориальному органу, учреждению, отражающим комплектность, техническое состояние изделия и содержащий сведения по его эксплуатации и ремонту (п. 180 Приказа МЧС России №555 от 18.09.2012 г.).

Паспорт (формуляр) выдаётся на каждую единицу техники. Паспорт (формуляр) машины оформляется по рекомендуемому образцу согласно Приложению №10 к Приказу МЧС России №555 от 18.09.2012 г.

В соответствующих разделах формуляра отражаются конструктивные и эксплуатационные характеристики единицы техники, её техническое состояние. При приёмке единицы техники представитель отдела техники территориального органа, учреждения указывает в формуляре общие данные, даёт характеристику специального оборудования, продолжительность работы двигателя в часах и приведённый пробег ПА. Записывается также количество единиц пожарно-технического, спасательного оборудования, инструмента, входящих в комплектацию ПА, принадлежность ПА.

Порядок ведения разделов паспорта (формуляра) определяется соответствующей инструкцией, изложенной в паспорте (формуляре).

Учёт работы специальной части, установленной (смонтированной) на базовых колёсных (гусеничных) шасси, ведётся в формулярах машины по рекомендуемому образцу согласно Приложению №11 к Приказу МЧС России №555 от 18.09.2012 г.

Разделы формуляра по вводу ПА в эксплуатацию, его принадлежность и перемещения, сведения о водителях ПА заполняет начальник подразделения МЧС России.

Разделы формуляра, связанные с учётом работы аккумуляторных батарей, эксплуатации колёсных шин, работы ПА и другие заполняются старшим водителем.

Остальные разделы формуляра заполняются ответственными:

  • за обкатку и испытание нового ПА;
  • за выполнение ремонта или замену отдельных агрегатов;
  • за выполнение ТО-2 в подразделении технической службы.

Согласно Приложению №8 к Приказу МЧС России №555 от 18.09.2012 г. Акт предназначен для оформления установленного технического состояния и потребности в ремонте и списании единицы техники (в том числе плавсредств) и имущества, учитываемых по номерам и техническому состоянию.

Акт технического состояния составляется комиссией учреждения:

1) при передаче техники внутри учреждения — в одном экземпляре и утверждается руководителем учреждения;

2) при передаче техники из одного учреждения в другое, сдаче в ремонтную организацию МЧС России — в трёх экземплярах и утверждается руководителем учреждения. Первый экземпляр Акта представляется вышестоящему органу управления МТО, второй направляется вместе с техникой, третий остаётся в учреждении;

3) при переводе техники в низшую категорию ранее установленного срока, продлении ресурса и срока эксплуатации — в двух экземплярах. Один экземпляр направляется в вышестоящий орган управления материально-техническим обеспечением;

4) при списании техники — в двух экземплярах. Один экземпляр Акта прикладывается к комплекту документов, необходимых для согласования списания техники.

2.3 Порядок обкатки пожарных автомобилей и машин спасательной техники

пп. 188 — 194

Согласно п. 188 подготовка техники к использованию включает:

  • нанесение, при необходимости, цветографических схем в соответствии с требованиями нормативно-технической документации, дооборудование специальными сигналами, средствами позиционирования, радиосвязи;
  • нанесение (крепление) государственных регистрационных и опознавательных знаков (при введении в строй);
  • обкатку новой и отремонтированной техники (по поступлении в территориальный орган, учреждение);
  • установку дополнительного оборудования и выполнение специальных работ для использования в сложных условиях.

Поступившие в подразделения МЧС России новые образцы техники перед постановкой в расчёт должны пройти обкатку.

Обкатке подвергается новая техника, а также техника, прошедшая ремонт, в ходе которого производилась замена или капитальный ремонт основных агрегатов (п. 189).

Не подвергается обкатке техника, прошедшая обкатку на предприятии-изготовителе (ремонтном предприятии) в объеме обкаточного пробега, установленного техническими условиями ([7, п. 190 ], [8]).

Обкатка направлена на первоначальную притирку и взаимную приработку сопряжённых поверхностей в начальный период времени. Именно этот начальный период и определяет надёжную и долговечную работу отдельных механизмов и машин пожарной, спасательной техники в целом.

Обкатка пожарной, аварийно-спасательной техники (в том числе обкатка специального оборудования) производится перед постановкой в расчёт, в пределах норм, установленных предприятием-изготовителем. Обкатка производится силами водительского состава учреждения, допущенного к управлению данным видом техники, использованию её для выполнения задач без применения максимальных нагрузок. Учёт расходования ГСМ и технологических жидкостей производится по путевым листам ( п. 191 ).

Обкатка иной техники производится в период эксплуатации в порядке, рекомендованном предприятием-изготовителем ( п. 191 ).

Обкатке подвергается новая техника, поступающая в подразделение МЧС России, а также техника, прошедшая ремонт, в ходе которого производилась замена или капитальный ремонт основных агрегатов ( п. 189 ).

Не подвергается обкатке техника, прошедшая обкатку на предприятии-изготовителе (ремонтном предприятии) в объёме, установленном техническими условиями ( п. 190 ).

Перед обкаткой водители должны:

1) изучить особенности конструкции поступившего образца техники и установленного на нём оборудования;

2) произвести проверку технического состояния поступившего образца техники ( п. 193 ).

Проверка технического состояния поступившего образца техники состоит в следующем:

  • проверяется исправность элементов, влияющих на безопасность движения (работы), топливную экономичность, состояние окружающей среды ( п. 193 );
  • проверяется крепление всех механизмов и агрегатов, других составных элементов поступившего образца техники;
  • проверяется наличие масла в механизмах и смазки в узлах трения;
  • проверяется исправность рулевого управления и тормозов;
  • осуществляется заправка топливом и другими эксплуатационными материалами.

При обкатке различные неровности деталей механизмов изменяются и сглаживаются, микронеровности получают направление по движению трущихся поверхностей. То есть при обкатке происходит приработка рабочих поверхностей деталей. Этим обеспечивается долговечность всех механизмов.

Результаты обкатки зависят преимущественно от трёх факторов:

  • от удельного давления;
  • от относительной скорости перемещения поверхностей;
  • от продолжительности обкатки при заданной нагрузке и скорости.

То или иное сочетание этих факторов называется режимам обкатки.

Рассмотрим общую закономерность изнашивания поверхностей деталей машин.

В начальный период эксплуатации интенсивность изнашивания сопряжённых поверхностей деталей механизмов велика ( аб , см. рис. 2).

Происходит приработка (притирание) нагруженных поверхностей трения. Это период L 0 (период приработки) на практике ограничивается обкаткой новых и поступивших после ремонта машин. При обкатке скорость движения пожарного, спасательного автомобиля ограничивают на 40…50%.

Рис. 2. Общая закономерность изнашивания

Период бв — период нормальной эксплуатации. Период до достижения предельного состояния механизма Дпр . — называют долговечностью (L на рис. 2).

Если условия обкатки сделать более жёсткими, то её продолжительность уменьшится ( аб ‘).

Но тогда изнашивание будет более интенсивным и долговечность уменьшится на величину вв ‘, т. е. станет равной L ‘.

Установленная долговечность механизмов может уменьшиться при нарушении режимов их эксплуатации и своевременного обслуживания. Становится также важной задача своевременно определить предельное состояние механизма Д пр . В этом случае изделие считается неисправным. Эксплуатация за пределами Дпр приводит к повышению интенсивности изнашивания и увеличению стоимости ремонта. Становится важным определять техническое состояние механизмов при диагностировании.

Режимы обкатки всех новых образцов техники, а также техники, прошедшей капитальный (регламентированный) и средний ремонт должны соответствовать требованиям, изложенным в инструкциях предприятий-изготовителей по их эксплуатации. Специалист, назначаемый для обкатки образца техники, должен знать правила его эксплуатации и обкатки ([7, п. 192], [8]).

Основные ПА обкатываются пробегом и работой насоса с открытого водоёма, мотопомпы — работой насоса с открытого водоёма. Чем меньше зазор между деталями в конце обкатки, тем больше время или пробег нормальной эксплуатации сопряжения.

Для новых пожарных автомобилей режим обкатки состоит из пробега протяжённостью 1000 км (включая обкатку, проведённую заводом-изготовителем).

Для пожарных автомобилей, имеющих насосы, кроме обкатки пробегом, производят обкатку деталей трансмиссии и насоса работой с открытого водоёма в течение 10 ч.

Очень важно правильно установить начальные режимы обкатки, так как этот период характерен наиболее высокой интенсивностью изнашивания деталей ( аб , см. рис. 2).

Режимы обкатки устанавливают с минимальными давлениями и минимальной скоростью относительного перемещения трущихся поверхностей.

Например, при обкатке пробегом скорость движения автомобиля без нагрузки не должна превышать 40 — 60 км/ч. Центробежный насос обкатывают при высоте всасывания не более 1,5 м и подаче воды в 2 ствола типа А (стволы с насадком диаметром 19 мм).

При этом напор, развиваемый насосом, не должен превышать 50 м (т. е. пожарный насос должен работать только на средних частотах вращения коленчатого вала двигателя).

Новые пожарные мотопомпы обкатывают в течение 20 ч работой при подаче воды из открытого водоисточника.

После капитального ремонта пожарные автомобили обкатываются пробегом 400 км и работой насоса с открытого водоёма в течение 10 ч. После среднего или текущего ремонта (с капитальным ремонтом одного из основных агрегатов или его заменой) — пробегом в 150 км и работой насоса в течение 5 ч.

В целях предотвращения перегрузки механизмов запрещается производить обкатку в тяжёлых дорожных условиях (гололёд, песок, крутые спуски и подъёмы, грязь).

В обкатке ПА участвуют все закреплённые за данным ПА водители при участии старшего водителя, начальника караула или командира отделения. Обкатку ПА производит старший водитель подразделения МЧС России под руководством начальника подразделения МЧС России или его заместителя, или назначенного начальника караула.

Во время обкатки за пожарными автомобилями, машинами спасательной техники производится тщательное наблюдение. При этом контролируют:

  • работу механизмов и систем по показаниям контрольных приборов;
  • нагрев картеров коробки передач, коробки отбора мощности, ступиц колёс;
  • исправность тормозов и рулевого управления.

В случае обнаружения дефектов при обкатке (необычных шумов, стуков или перегревов, резких изменений параметров работы двигателя, насоса, возникновения чрезмерных сопротивлений движению) обкатку приостанавливают и определяют причину неисправностей. Обнаруженные неисправности при обкатке должны немедленно устраняться, только после этого разрешается продолжать обкатку. При выявленных в процессе обкатки дефектах заводу-изготовителю предъявляют акт-рекламацию. Результаты обкатки заносят в формуляр пожарного, аварийно-спасательного автомобиля.

После обкатки выполняется техническое обслуживание образца техники в объёме работ, установленных руководством (инструкцией) по эксплуатации техники, а специального оборудования — в объёме работ первого технического обслуживания (ТО-1) ( п. 193 ).

При этом обязательно производится замена масла в агрегатах механизмов трансмиссий.

Результаты обкатки заносятся в паспорт (формуляр) образца техники в раздел «Обкатка машины» и заверяются гербовой печатью предприятия-изготовителя (ремонтного предприятия) или печатью учреждения [8].

После удовлетворительных результатов обкатки при минимальных параметрах режимов обкатки ПА составляется Акт на снятие ограничительной шайбы или пломбы с дроссельной заслонки карбюратора. После снятия ограничительной шайбы пожарный насос испытывают на подачу и время забора воды при максимальной высоте всасывания, соответствующим техническим условиям на приёмку.

После удовлетворительных результатов обкатки постановка пожарного, аварийно-спасательного автомобиля в расчёт отдаётся Приказом начальника подразделения МЧС России. В Приказе указывается за кем закреплён ПА. Командиры отделений и водители расписываются в Приказе о приёмке ПА. Они несут ответственность за его дальнейшую техническую готовность и исправность. Дату и номер Приказа о вводе ПА в эксплуатацию записываются в формуляр. В нём также производится запись сведений о водителях. О приёмке ПА водитель расписывается в формуляре.

Перед постановкой ПА в расчёт пожарный насос испытывается на производительность по упрощённой методике.

Не допускается вносить изменения в конструкцию техники при отсутствии согласованной с предприятием-изготовителем конструкторской и другой нормативно-технической документации. Допуск к эксплуатации техники, в конструкцию которой внесены изменения, осуществляется в соответствии с нормативными документами ( п. 194 ).

Порядок использования техники, особенности использования техники караулов (дежурных смен, расчётов), особенности использования отдельных видов транспортных средств осуществляется в соответствии с пп. 195 — 232 Инструкции по организации материально-технического обеспечения системы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Приложение к Приказу МЧС России №555 от 18.09.2012 года «Об организации материально-технического обеспечения системы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»).

Порядок передачи и списания техники и имущества

2.4 Порядок предъявления акта-рекламации

Акт-рекламация — документ, в котором излагается претензия, предъявляемая заказчиком (потребителем) предприятию-изготовителю или поставщику по качеству и/или комплектации образца поступившей техники.

Подразделения пожарной охраны обязаны предъявлять рекламацию в следующих случаях:

  • при обнаружении неисправности, поломок, разрушений работоспособности деталей механизмов, систем поступившей единицы техники;
  • при обнаружении несоответствия качества установленным требованиям и некомплектности;
  • при несоответствии стандартам;
  • при нарушении целостности тары, в которой она транспортировалась к заказчику, её опломбировки;
  • при преждевременном выходе из строя (отказе) единицы техники, при соблюдении режимов эксплуатации, изложенных в инструкции по эксплуатации;
  • при преждевременном износе агрегатов, механизмов и деталей, а также при поломке деталей и авариях ПА, произошедших в течение гарантийного срока по вине заводов-поставщиков при соблюдении правил эксплуатации, изложенных в инструкциях заводов-изготовителей и наставлении по эксплуатации пожарной и спасательной техники;
  • при несоответствии параметров работы параметрам, изложенным в технической документации на изделие (единицу техники).

Порядок предъявления актов-рекламаций чётко определён нормативными документами (регламентирован Правительством РФ и Приказом МЧС России №555 от 18.09.2012 г.).

Заводы-изготовители устанавливают гарантийные сроки на всю пожарно-техническую продукцию. Гарантийный срок на пожарный автомобиль исчисляется со дня его регистрации в ГИБДД, но не позднее одного месяца со дня получения изделия потребителем.

При получении каждой единицы пожарной и спасательной техники непосредственно с завода-изготовителя гарантийный срок и наработка исчисляются со дня ввода в эксплуатацию, но не позднее одного месяца со дня получения.

Претензии могут предъявляться только при условии, что изложенные изменения произошли по вине завода-поставщика, а потребитель соблюдал правила эксплуатации и хранения, изложенные в инструкциях заводов. Претензии предъявляются заводу-поставщику на его изделия и комплектующие изделия смежников.

Решение о предъявлении акта-рекламации заводу-изготовителю, поставщику о непригодности единицы пожарной (спасательной) техники для постановки в расчёт принимается начальником регионального ГУ МЧС России. В этом случае подразделение МЧС России или отдел техники регионального ГУ МЧС России в трёхдневный срок направляет заводу-изготовителю, поставщику извещение о вызове представителя для определения причин неисправности или отказа. Завод-изготовитель, поставщик может прислать представителя или согласиться на составление акта-рекламации в одностороннем порядке. До прибытия представителя завода-изготовителя, поставщика или получения от него разрешения на составление одностороннего акта-рекламации неисправный агрегат может быть снят с машины, но разбирать его запрещается.

Для составления акта-рекламации приказом начальника регионального ГУ МЧС России создаётся комиссия, в которую включается и представитель завода-изготовителя, поставщика. Комиссия тщательно проверяет техническое состояние образца техники и в трёхдневный срок составляет акт-рекламацию, который является основанием для отправки агрегатов на завод-изготовитель в ремонт или на замену их новыми. При этом все расходы оплачивает завод-изготовитель.

Несвоевременное оформление акта-рекламации или задержка высылки агрегатов заводу-изготовителю влечёт за собой дополнительную оплату со стороны подразделения. Снятые с машины агрегаты или узлы, на которые должны составляться акты-рекламации, не разбираются до окончания работы комиссии.

Акт должен быть составлен в течение трёх дней. При несогласии с комиссией представитель завода-изготовителя акт подписывает, но делает запись о своём мнении и несогласии с выводами комиссии.

В случае неприбытия представителя завода по вызову в подразделение МЧС России в течение 15 суток создаётся комиссия для составления акта-рекламации в одностороннем порядке. При этом в комиссию должен быть включен специалист из незаинтересованной организации. Общий срок составления акта-рекламации не должен превышать 30 суток со дня обнаружения дефекта (одного из недостатков, перечисленных выше).

При получении акта-рекламации представитель заказчика МЧС России должен потребовать замены или ремонта продукции и выплаты штрафа в согласованном размере. Расходы по транспортировке и ремонту изделий производятся за счёт завода-изготовителя, поставщика.

В случае, если в период гарантийного срока возникли неисправности или поломки деталей агрегатов по причине несоблюдения установленных режимов эксплуатации изделия или его технического обслуживания, расходы по восстановлению работоспособности возлагаются на подразделение МЧС России.

2.5 Основные документы, учитывающие использование пожарной и спасательной техники

После приёмки ПА на него заводится необходимая эксплуатационно-техническая документация.

Выполнение планов эксплуатации и ремонта машин в значительной степени зависит от надлежащего учёта машин и их работы. Правильно организованный учёт даёт возможность своевременно выявить фактический расход моторесурсов каждой машиной и в случае больших отклонений произвести корректировку плана эксплуатации.

Формы большинства документов по учёту работы пожарных автомобилей и аварийно-спасательных автомобилей представлены в соответствующих приложениях Инструкции по организации материально-технического обеспечения системы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Приложение к Приказу МЧС России №555 от 18.09.2012 года «Об организации материально-технического обеспечения системы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»).

Согласно Приказу МЧС России №555 от 18.09.2012 г. основными документами по учёту работы техники МЧС России являются:

1) Свидетельство о регистрации (технический паспорт, технический талон), паспорт транспортного средства;

2) Книга учёта техники (Приложение №9 к Инструкции);

3) Паспорт (формуляр) машины (Приложение №10 к Инструкции);

4) Формуляр машины (Приложение №11 к Инструкции);

5) Эксплуатационная карта;

6) Наряд на использование техники (Приложение №22 к Инструкции);

7) Книга заявок на использование техники (Приложение №23 к Инструкции);

8) Путевой лист (Приложение №24 к Инструкции);

9) Книга учёта работы машин, расхода горючего и смазочных материалов (Приложение №25 к Инструкции);

10) Журнал учёта движения путевых листов (Приложение №26 к Инструкции);

11) Акт списания моторесурсов (Приложение №27 к Инструкции);

12) Журнал выхода и возвращения машин (Приложение №28 к Инструкции);

13) карточка учёта работы автомобильной шины (приведена в приложении 10 к Инструкции);

14) карточка эксплуатации аккумуляторной батареи (приведена в приложении 10 к Инструкции);

15) журнал учёта технического обслуживания и ремонта;

16) Годовой план эксплуатации и ремонта автомобильной техники (Приложение №20 к Инструкции);

17) Месячный план эксплуатации и ремонта автомобильной техники (Приложение №21 к Инструкции);

18) Журнал осмотров спидометров (Приложение №30 к Инструкции).

Свидетельство о регистрации выдается ГИБДД при регистрации автомобиля и сдаётся в ГИБДД при его списании.

3. Обеспечение постоянной технической готовности пожарной техники в подразделении пожарной охраны

Обеспечение постоянной технической готовности пожарной техники в подразделениях пожарной охраны достигается путём проведения регламентных и плановых работ по различным видам технического обслуживания, своевременным направлением единиц техники в подразделения технической службы МЧС России, ремонтные организации для проведения очередных ТО №2, сезонного ТО и всех видов ремонта.

Согласно п.

Запрещается сокращать объём и уменьшать время работ в ущерб качеству технического обслуживания техники (п. 235).

В настоящем разделе курсового проекта для каждой единицы техники, находящейся в эксплуатации в подразделении разработаем перечень операций по всем видам технического обслуживания, которые проводятся в подразделениях пожарной охраны. Разработку перечня операций производим на основании изучения общего устройства, комплектации и особенностей эксплуатации каждой единицы техники.

Техническое обслуживание техники в зависимости от периодичности и объема работ подраздел

а) для техники повседневного использования:

  • контрольный осмотр (перед выходом из пункта постоянной дислокации учреждения, при заступлении личного состава на дежурство с привлечением техники, на привалах и остановках, перед преодолением водной преграды и после ее преодоления);
  • ежедневное техническое обслуживание (далее — ЕТО);
  • техническое обслуживание техники на пожаре, при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ (учений);
  • номерные виды технического обслуживания (далее — ТО-1, ТО-2 и т.д.);
  • сезонное техническое обслуживание (далее — СО);

б) для техники, содержащейся на хранении:

  • ежемесячное техническое обслуживание;
  • полугодовое техническое обслуживание;
  • годовое техническое обслуживание;
  • регламентные работы.

Кроме указанных видов технического обслуживания на технике устраняются неисправности и проводятся другие работы, а также может проводиться подготовка техники к эксплуатации в сложных условиях и к ее транспортированию.

Техническое обслуживание организует должностное лицо, ответственное за МТО территориального органа, учреждения. Техническое обслуживание, как правило, проводится сторонней специализированной организацией, имеющей лицензию на осуществление указанного вида деятельности. Кроме того, при наличии необходимой материально-технической базы и подготовленного персонала техническое обслуживание может проводиться непосредственно силами личного состава учреждения.

Ответственность за своевременное и качественное техническое обслуживание машин возлагается на руководителя учреждения и командиров (начальников) соответствующих структурных подразделений. Они обязаны обеспечить его проведение в установленные сроки, предоставляя при необходимости для этого время, средства и материалы.

3.1 Контрольный осмотр

Контрольный осмотр проводится специалистом (водителем), осуществляющим управление техникой, в целях проверки и подготовки техники к выполнению предстоящей задачи. Во время контрольного осмотра проверяются: наличие (и при необходимости производится дозаправка) горючего, масла и охлаждающей жидкости; исправность агрегатов, систем и механизмов, обеспечивающих безопасность движения (работ); отсутствие подтеканий горючего, масла, охлаждающей жидкости и утечки воздуха; выполнение необходимых крепежно-регулировочных работ, а также проводится при необходимости устранение выявленных неисправностей.

3.2 Ежедневное техническое обслуживание пожарной техники

Ежедневное техническое обслуживание проводится специалистом (водителем), осуществляющим управление техникой, и при необходимости личным составом расчета ежедневно по окончании работы (по возвращении с пожара, с аварийно-спасательных и других неотложных работ), а также при смене караулов (дежурных смен, расчетов) в целях поддержания техники (в том числе установленного на технике специального оборудования) в готовности к использованию, обеспечения безопасности движения техники (производимых на технике работ).

Оно включает заправку (в том числе огнетушащими веществами), мойку, смазку, проверочные и необходимые крепежно-регулировочные работы, а также при необходимости устранение выявленных неисправностей. Во время проведения ежедневного технического обслуживания при необходимости проводится замена неисправного ПТВ, пожарных рукавов и индивидуального снаряжения.