Экскурсионная методика имеет два аспекта. В узком смысле — это совокупность приемов подготовки и проведения экскурсий. В широком смысле — экскурсионная методика включает методологию, теорию и практику. Экскурсионная методика — научно-прикладная дисциплина — состоит из общей и частных методик. Первую составляет совокупность приемов подготовки и проведения экскурсий, общих для всех без исключения тем, а также научная и учебная базы экскурсионной работы. Предметом частных экскурсионных методик являются приемы, используемые в процессе различных экскурсий. В основе их лежит классификация экскурсий прежде всего по тематике, связанной с определенной отраслью науки. Теория экскурсионной методики основывается на таких принципах как последовательность, систематичность, доступность и ясность изложения материала. Она базируется также на законах формальной логики, данных психологии и, в особенности, социальной психологии. Практика экскурсионной методики включает применение научно обоснованных приемов и способов подготовки и проведения экскурсий, формирование и функционирование системы методической работы и ее основных звеньев, а также системы подготовки и повышения квалификации кадров экскурсоводов.
Целью данной работы является исследование теоретических и практических аспектов технологии подготовки новой экскурсии.
Поставленной целью обусловлено решение следующих задач:
- проанализировать теоретические основы подготовки новой экскурсии;
- рассмотреть практику подготовки новой экскурсии на примере экскурсии по г. Новосибирску;
- определить пути совершенствования технологии подготовки экскурсии.
1. теоретические основы подготовки новой экскурсии
1.1 Подготовка новой темы экскурсии
Разработка новых экскурсионных тем является одним из важных показателей деятельности экскурсионных бюро. Она свидетельствует о глубине и эффективности развития краеведения в городе или области, уровне работы бюро с местным населением, учете интересов и запросов экскурсантов. С глубокого и всестороннего изучения этих интересов и следует начинать работу по разработке новых тем. Это позволит избежать случайностей в разработке тематики бюро, позволит сразу же ориентировать экскурсионную тему на определенную аудиторию.
От того, насколько глубоко изучен материал и методически правильно подготовлена экскурсия, зависит ее успехи востребованность.
Подготовка любой экскурсии базируется на предварительном изучении экскурсионных возможностей города, района, края, области.
Технология подготовки и проведения городских тематических экскурсии ...
... вели экскурсионное работу (БММТ Спутник, Интурист, Центральная детская туристско - экскурсионная станция, Туристско - экскурсионное управление Министерства обороны, государственный музей, ВДНХ (в настоящее время Всеросийский выставочный центр) [1]. 0.2 Технология подготовки экскурсий Экскурсия ...
Для разработки новой экскурсионной темы рекомендуется создать творческую группу экскурсоводов в составе 3-6 человек. Наиболее опытный и знающий среди них назначается руководителем. Как показывает практика, большое значение имеют правильные взаимоотношения методистов и экскурсоводов в процессе подготовки экскурсии. Эти отношения, определяющие «психологический климат» в бюро, должны носить творческий характер.
Наиболее целесообразно распределять обязанности по составлению текста и методической разработки в соответствии с определенными подтемами. Каждый экскурсовод — член группы — подготавливает свой материал, который объединяется и редактируется руководителем. Естественно, что при выборе подтем принимаются во внимание интересы и профессиональная подготовка экскурсоводов [3, c.117].
Последовательность подготовки новой темы:
- определение целей и темы экскурсии;
- изучение и накопление материалов по теме;
- организация консультаций;
- выявление и конкретное изучение экскурсионных объектов;
- составление маршрута экскурсии;
- объезд или обход маршрута;
- составление текста экскурсии;
- составление «портфеля экскурсовода»;
- составление карточек экскурсионных объектов;
- составление методической разработки [9, c.47].
1.2 Изучение и накопление материала
Работу с литературой полезно начинать с составления библиографии, что позволит наиболее полно ознакомиться с литературными источниками в соответствии с конкретной целью и темой экскурсии.
Следует знать справочную и краеведческую литературу, которая лежит обычно в основе экскурсии. Ее особенность — конкретность информации о крае, области, городе, селе и ее связь с экскурсионными объектами, с одной стороны, и связь событий, происходящих в данной местности, с общеисторическим процессом — с другой.
Чрезвычайно много полезных сведений по истории края, области или города можно почерпнуть в периодической прессе и интернете.
В ходе подготовки новой темы экскурсоводам нередко приходится работать в архивах с целью уточнения фактов, поиска новых данных, определения памятных мест и т. д.
Работе в архиве должно предшествовать изучение литературы по теме и опубликованных источников. Известный ученый Н. М. Дружинин писал, что он всегда находил необходимым сначала вчитаться и вдуматься в опубликованные источники, а уже потом отправляться в архивы и поднимать неизданные фонды.
Научно-справочные пособия к документальным материалам отдельных архивов (путеводители по архивам, списки фондов и картотечные указатели фондов) позволяют определить необходимые для работы фонды.
Работа в архиве по отысканию и исследованию источника составляет сложную творческую задачу, трудоемка и требует настойчивости и активности. Вместе с тем она вносит в подготовку экскурсии элемент научного поиска, сближая ее с работой исследователя, ученого. Рассказ о том, как были получены новые данные в экскурсии, в отдельных случаях может чрезвычайно обогатить содержание экскурсии, усилить ее эмоциональное звучание.
В ходе подготовки экскурсии полезно практиковать консультации специалистов. Контакты со специалистами следует поддерживать в процессе всей подготовки экскурсии, некоторые из них могут выступить в качестве рецензентов экскурсии, ее методической документации.
Разработка атласа экскурсионных маршрутов. Часть (2)
... отдельно относятся: посещение оборудованный экскурсионных объектов, катание на лошадях, сплав по реке на рафтах, экскурсия по столице республики. Все маршруты ... пребывания». При составлении маршрутов экскурсии учитывается и то, где гости республики будут размещаться. Объекты размещения туристов выбирают по территориальной близости ... «Разработка маршрутов проводится специализированными специалистами ...
Специалисты могут оказать экскурсоводам квалифицированную помощь в разработке темы экскурсии и ознакомить их с материалами научных дискуссий.
Каждая область науки и искусства имеет свою терминологию, без знания которой невозможна подготовка экскурсии на научных основах. Поэтому с самого начала следует овладеть основными терминами. В этом специалисты также могут оказать помощь. Полезно составить словарик с определениями наиболее употребительных терминов [3, c.122].
1.3 Выявление и конкретное изучение экскурсионных объектов
Собранный материал экскурсовод должен анализировать не только с точки зрения познавательной ценности, но и возможности применения на экскурсии, то есть наглядности, связи с конкретными экскурсионными объектами. Они составляют зрительную основу экскурсии.
Экскурсионными объектами могут быть экспозиции музеев и выставок, исторические и художественные памятники и памятные места, природные достопримечательности, а также произведения архитектуры и градостроительства (жилые и общественные здания, промышленные и транспортные сооружения, городская площадь, улица, памятник или монумент и т. д.).
Экскурсионные объекты классифицируются:
1. По содержанию на:
а) одноплановые (растение, животное, произведение живописи и т. д.);
б) многоплановые (произведения архитектуры, являющиеся одновременно историческим памятником, и т. д.).
2. По функциональному значению на: основные, дополнительные, демонстрируемые и комментируемые и т. д.
3. По степени сохранности [4, c. 89].
Наряду с сохранившимися в первоначальном виде зданиями и сооружениями объектами экскурсии могут служить перестроенные и реконструированные произведения архитектуры, а также места, на которых располагались исчезнувшие памятники, точнее современная им градостроительная среда.
Отбор экскурсионных объектов производится на основе определения значения данного объекта для раскрытия экскурсионной темы. При этом учитывается сила зрительного воздействия на экскурсантов, взаиморасположение и удаленность объектов, наличие удобных подъездов. Желательно, чтобы объекты одной экскурсии не дублировались в другой. Однако для многоплановых объектов, значение которых для города особенно велико, можно сделать исключение (включение одного и того же объекта в обзорную и тематическую экскурсии).
Число объектов в экскурсии зависит от ее цели и темы.
Многоплановая (обзорная) экскурсия строится на большом числе экскурсионных объектов. При этом, естественно, о большинстве объектов даются лишь справки. В тематических экскурсиях их число значительно меньше и составляет 8-10. Практика показывает, что увеличение числа объектов экскурсии приводит к поверхностному освещению темы и утомляет экскурсантов.
1.4 Составление маршрута экскурсии
Важным этапом разработки экскурсии является составление маршрута. Он завершает работу по выявлению объектов.
Технология разработки экскурсии
... организации экскурсионного дела. Назовем лишь некоторые: введение в обиход двух видов текста экскурсии – контрольного и индивидуального; определение роли и структуры методической разработки основных положений подготовки профессиональных экскурсоводов. В ...
Маршрут строится по следующим принципам: хронологический, тематический и комплексный (хронолого-тематический).
Маршрут экскурсии составляется в соответствии с ее общей композицией, которая обеспечивает целостность и логическую последовательность изложения материала. При группировке объектов, связанных с определенными подтемами экскурсии, учитывается также их удаленность, удобство подъезда и т. д.
Экскурсионный маршрут по городу должен быть компактным. При этом максимальный переезд от объекта к объекту по городу обычно не превышает 15-20 минут. При этом желательно чередование длинных и коротких интервалов.
Важным требованием к маршруту экскурсии является отсутствие повторных проездов по одной и той же магистрали или площади. Подобный проезд допускается лишь в виде исключения.
При составлении маршрута учитывается также эстетическая ценность застройки и ландшафта, расположенных по пути движения.
Объезд или обход маршрута проводится в целях ознакомления с трассой движения, изучения и уточнения экскурсионных объектов, определения места остановок, подъездов к ним, выбора точек экскурсионного показа, хронометрирования времени переезда (перехода) от одного экскурсионного объекта к другому, для расчета времени проведения экскурсии.
Объезд производится с участием всех членов творческой группы, методиста, а также консультанта-краеведа.
1.5 Составление текста экскурсии
Объезд маршрута дает возможность завершить работу над текстом экскурсии, который должен максимально отражать реальную экскурсию.
Работа над текстом позволяет экскурсоводу тщательно обдумать материал для рассказа, отобрать самое главное, наметить логический ход изложения материала, более точно обобщить его, сформулировать выводы и логические переходы от одной подтемы или объекта к другим.
Естественно, что текст, созданный творческой группой, будет отличаться от содержания экскурсии любого экскурсовода. Поэтому необходимо, чтобы каждый экскурсовод, готовящийся к данной теме, писал свой индивидуальный текст, закрепляя в нем свое раскрытие темы, творческие находки.
Обычный объем текста для автобусной экскурсии, рассчитанной на 3 часа, — 40-50 страниц и 25-30 страниц — для пешеходной [4, c.51].
Текст предваряет титульный лист с указанием названия экскурсионного учреждения, наименования темы, фамилий авторов и даты утверждения.
Текст должен включать введение и заключение, содержать характеристику объектов и конкретный материал, раскрываемый экскурсоводом.
Один из авторов является ответственным за текст. В его обязанности входит систематическое внесение дополнений и изменений в текст.
Одновременно с составлением текста экскурсии авторы подготавливают краткую аннотацию.
Текст, как и методическая разработка, должен отражать содержание экскурсии. Ее восприятие как единого целого достигается логикой построения. В основе экскурсии должен лежать логический план, который соответствует общей композиции экскурсии.
Каждая экскурсия состоит из трех главных частей: вступления, основной части и заключения.
Вступление и заключение отличаются от основной части тем, что они, как правило, не связаны с экскурсионным объектом. Это сближает вступление с началом лекции, задача которого — установить контакт с аудиторией, привлечь ее внимание к теме.
Однако вступление в экскурсии имеет свою специфику. В начале экскурсовод сообщает свою фамилию, имя, отчество, называет организацию, в которой он работает, а также фамилию, имя, отчество шофера (если экскурсия автобусная), капитана (в теплоходной экскурсии).
Затем он сообщает тему экскурсии, маршрут, время и место ее окончания.
Во вступлении экскурсовод раскрывает содержание темы экскурсии и освещает главные проблемы, которые конкретизируются в ходе экскурсии на показе объектов.
Вступление должно быть ярким и лаконичным по форме и актуальным по содержанию.
Экскурсовод должен стремиться к тому, чтобы сразу привлечь внимание экскурсантов. Следует помнить, что начало экскурсии — ответственный момент, когда у экскурсантов складывается первое впечатление об экскурсоводе.
Основная часть — собственно экскурсия — строится на сочетании показа с рассказом. Ее содержание состоит из отдельных подтем, которые раскрываются на объектах и объединены главной темой. Эта тема обуславливает направленность экскурсии, соотношение частей, объем и «поворот» конкретного материала, связанного с объектами, и сам принцип изложения.
Только руководствуясь этой темой, проверяя ею все элементы, можно добиться строгой логической композиции экскурсии, в чем особенно ярко проявляется мастерство проведения экскурсии.
В ходе ее применяются разнообразные методические приемы. Освещение каждой экскурсионной подтемы в экскурсии целесообразно завершать обобщением материала — выводом.
В заключении экскурсовод подводит итоги экскурсии, делает общие выводы по теме и отвечает на вопросы экскурсантов. Заключение закрепляет смысл и значение увиденного и услышанного экскурсантами на экскурсии, еще раз поясняет тему. В заключении экскурсовод может рекомендовать экскурсантам принять участие в других экскурсиях, которые проводит бюро.
1.6 Составление «портфеля экскурсовода»
В процессе работы над текстом отбираются и под руководством методиста — заведующего методическим кабинетом бюро — изготовляются наглядные пособия для экскурсии. При этом члены творческой группы исходят из того, чтобы максимально пополнить зрительный ряд экскурсии эмоциональным ярким материалом, который может помочь экскурсоводу оживить рассказ.
Естественно, что характер наглядных пособий зависит от темы и конкретного содержания экскурсии. Изучение материалов по теме, в том числе и иллюстративных, позволяет это сделать наиболее профессионально. Экскурсоводы подбирают материалы в виде фотографий, схем, карт, репродукций с произведений изобразительного искусства и т. д., по литературным источникам, в экспозициях и фондах музеев, на выставках, в, архивах и т. д.
Обычно члены творческой группы составляют список иллюстраций, которые необходимы по теме, с указанием источников и передают этот список в методический кабинет, который осуществляет заказ на изготовление фотографий. В «портфель экскурсовода» могут входить также разнообразные коллекции, например, почв, минералов, насекомых, образцы промышленной продукции, которую изготовляют местные предприятия, и т. д.
По мере сбора сведений об объектах рекомендуется заносить их в специальные карточки, которые явятся хорошим справочным материалом для экскурсоводов.
Карточку следует заполнять по следующему образцу:, Карточка экскурсионного объекта, Наименование экскурсионного объекта., Местонахождение, адрес., Время возникновения, открытия, сооружения., Внешние признаки: стиль, характеристика., Назначение и использование., Краткая история объекта. Его современная характеристика., Прогнозируемые изменения., Литература, использованная при составлении карточки., Фамилия, имя, отчество составителя, его должность [3, c.141]., Желательно приложить к карточке фотографию экскурсионного объекта и схему его расположения.
Экскурсоводы могут иметь личные карточки объектов, куда заносятся основные сведения об объектах, выписываются цитаты, цифровые данные и т. д.
1.7 Составление методической разработки экскурсии
Завершает подготовку экскурсии составление методической разработки — основного документа экскурсионного учреждения, который при наличии текста дает право на проведение и оплату экскурсии по данной теме и служит руководством для экскурсовода. Она составляется методистами и экскурсоводами экскурсионного бюро на каждую экскурсионную тему. В ходе последующего изучения экскурсионной темы по мере появления новых фактических и научных данных, накопления опыта проведения экскурсий по данной теме в методическую разработку вносятся изменения и дополнения.
Методическая разработка определяет тему, цель экскурсии, маршрут и объекты, ее продолжительность, методические приемы показа и рассказа, а также время экскурсии, исходя из которого производится оплата труда экскурсовода.
Объем методической разработки зависит от темы и продолжительности экскурсий. Как правило, он не должен превышать 6-12 страниц машинописного текста.
В структуру методической разработки экскурсии входят следующие разделы: описание маршрута экскурсии, расчет времени на остановках и продвижения от одного объекта к другому, перечень экскурсионных объектов и подтем, составляющих содержание экскурсии, организационные и методические указания.
Методическую разработку рекомендуется составлять по следующей схеме [9, c.182]:
Маршрут экскурсии |
Остановки |
Объекты показа |
Продолжительность экскурсии |
Наименование подтем и перечень основных вопросов |
Организационные указания |
Методические указания |
|
В графе «Методические указания» приводятся рекомендации о том, с каких точек и в какое время лучше всего показывать экскурсионные объекты, каковы должны быть последовательность и характер их анализа, какие методические приемы, способы показа объектов и изложения материала следует применять (приемы реконструкции, локализации событий, сравнения, заданий, литературного монтажа, передвижение экскурсионной группы в ходе показа объекта и т. д.), излагаются различные варианты логических переходов, показа и содержания рассказа в зависимости от характера экскурсионной группы, а также даются советы об использовании наглядных пособий и т. д.
Методическая разработка должна быть правильно оформлена. Ее предваряет титульный лист, на котором следует указать:
- наименование экскурсионного бюро;
- наименование темы экскурсии;
- вид экскурсии (пешеходная, автобусная, теплоходная, комбинированная и т.
д.);
- продолжительность экскурсии (в академических и астрономических часах);
- состав экскурсантов, на которых рассчитана экскурсия;
- фамилии составителей методической разработки;
- дату утверждения документа.
В случае необходимости методическая разработка может быть обсуждена на методическом совете бюро. Она утверждается приказом (распоряжением) руководителя экскурсионного учреждения.
2. Практика подготовки новой экскурсии на примере экскурсии по г. Новосибирску
2.1 Выбор темы, отбор методической литературы и экскурсионных объектов
В качестве темы для экскурсии мною была выбрана тема «Новосибирск развлекательный». В ходе экскурсии предполагается ознакомиться с культурно-развлекательными объектами Новосибирска.
В качестве основных литературных источников будут использоваться следующие книги:
1. Емельянов Б. В. Организация экскурсионной работы.
2. Святославский А. В. Городская экскурсия. Основы теории и практики. 3. Емельянов Б. В. Экскурсоведение.
4. Новосибирск. Энциклопедия., Кроме того, в качества источника информации использован городской интернет-сайт www. ngs. ru., Основными экскурсионными объектами будут:
- Кинотеатр «Аврора»;
- Театр «Старый дом»;
- Кинотеатр им. Маяковского;
- Новосибирский Академический Молодёжный Театр «Глобус»;
- Новосибирский Государственный академический театр оперы и балета;
- Краеведческий музей;
- Театр «Красный факел»;
- Новосибирский областной театр кукол;
- Новосибирский государственный театр музыкальной комедии;
- Зоопарк.
2.2 Выбор маршрута экскурсии, В выбранном маршруте путь экскурсии проходит по наиболее заме
Рисунок 1. Маршрут экскурсии
Условные обозначения:
- места остановок;
- Н — начало экскурсии;
- К — конец экскурсии;
- объекты экскурсии;
- пути маршрута экскурсии.
Цифрами на схемах обозначены:
1 — Кинотеатр «Аврора»;
2 — Новосибирский государственный драматический театр «Старый дом»;
3 — Кинотеатр им. Маяковского;
4 — Новосибирский академический молодёжный театр «Глобус»;
5 — Новосибирский государственный академический театр оперы и балета,
6 — Краеведческий музей;
7 — «Красный факел»;
8 — Новосибирский областной театр кукол;
9 — Новосибирский государственный театр музыкальной комедии
10 — Зоопарк.
2.3 Методическая разработка экскурсии
Отрезок маршрута |
Остановки |
Объекты показа |
Время |
Наименование подтем и перечень основных вопросов |
Методические приёмы показа |
Методические приёмы рассказа |
Организационные указания |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
Пл. Маркса |
Студенческая (Начало маршрута) |
Кинотеатр Аврора |
30 мин. |
Дата открытия, первые фильмы, анонс идущих фильмов |
Панорамного показа |
Экскурсионная справка, описание, объяснение |
Знакомство экскурсовода с группой происходит до начала экскурсии (Студенческая) (организационная часть), на месте остановки (Кинотеатр Аврора) — выход экскурсантов из автобуса и расстановка напротив кинотеатра. Производится обход кинотеатра, затем вход внутрь. После показа внутренней части кинотеатра экскурсанты могут задавать вопросы |
|
Речной вокзал |
Речной вокзал |
Театр Старый дом |
20 мин. |
Дата открытия, открытие первого театрального сезона, первые режиссёры, репертуар театра |
Панорамного показа |
Экскурсионная справка, описание, объяснение |
Производится обход театра, затем вход внутрь. После показа внутренней части театра экскурсанты могут задавать вопросы |
|
Пл. Ленина |
Пл. Ленина |
Кинотеатр им. Маяковского |
30 мин. |
Дата открытия, первые фильмы, анонс идущих фильмов |
Панорамного показа |
Экскурсионная справка, описание, объяснение |
Производится обход кинотеатра, затем вход внутрь. После показа внутренней части кинотеатра экскурсанты могут задавать вопросы |
|
Октябрьская магистраль |
Октябрьская магистраль (возле фонтана) |
Новосибирский Академический Молодёжный Театр «Глобус» |
25 мин |
Название театра, актёрский состав, спектакли |
Предварительный осмотр, зрительная реконструкция, зрительный монтаж |
Экскурсионная справка, описание, комментирование |
При рассказе о «Глобусе», следует обратить внимание на уникальность формы; дать людям самим походить вокруг театра. |
|
ул. Чаплыгина |
ул. Каменская — ул. Чаплыгина |
Новосибирский Государственный Академический театр Оперы и Балета, |
35 мин |
Идея строительства, датировка памятника, уникальность здания, репертуар театра, творческий персонал театра |
Предварительный осмотр, зрительная реконструкция, зрительная аналогия, зрительный монтаж |
Экскурсионная справка, описание, характеристика |
На оперный театр уйдёт максимум внимания; после выхода экскурсантов из автобуса, во время рассказа, следует обойти театр со всех сторон; следует обращать внимание слушателей на уникальную форму и размеры театра; после справочной части дать экскурсантам возможность походить вокруг театра и внутри. |
|
Ул. Дуси Ковальчук — ул. Челюскинцев |
На пересечении с ул. Челюскинцев |
Краеведческий музей |
20 мин |
Датировка памятника, строительство, архитектура здания |
Зрительной реконструкции, ассоциации |
Экскурсионная справка, описание |
Краеведческий музей — одно из старейших зданий Новосибирска. В данном случае больше всего заинтересовать экскурсантов можно, ссылаясь на историю возникновения памятника. |
|
Пл. Ленина — проспект Димитрова |
Пл. Ленина, Красный факел |
Красный факел |
20 мин. |
Название театра, актёрский состав, спектакли |
Предварительный осмотр, зрительная реконструкция, зрительная аналогия, зрительный монтаж |
Экскурсионная справка, описание |
Производится обход театра, затем вход внутрь. После показа внутренней части театра экскурсанты могут задавать вопросы |
|
Пл. Ленина — проспект Димитрова |
Пл. Ленина, областной Театр кукол |
Новосибирский Областной Театр кукол |
20 мин. |
Дата открытия, открытие первого театрального сезона, первые режиссёры, репертуар театра |
Панорамного показа |
Экскурсионная справка, описание, объяснение |
Производится обход театра, затем вход внутрь. После показа внутренней части театра экскурсанты могут задавать вопросы |
|
Ул. Фрунзе |
Пересечение ул. Орджоникидзе и ул. Каменская; |
Новосибирский Государственный театр Музыкальной комедии |
15 мин |
Идея строительства, датировка памятника, уникальность здания, репертуар театра, творческий персонал театра |
Предварительный осмотр, зрительная реконструкция, зрительная аналогия, зрительный монтаж |
Экскурсионная справка, описание, характеристика |
Производится обход театра, затем вход внутрь. После показа внутренней части театра экскурсанты могут задавать вопросы |
|
Станция метро Заельцовская |
Ул. Тимирязева, 71/1 |
Зоопарк |
1 час |
Рассказ об идеи строительства, о зверях |
Предварительный осмотр, зрительная реконструкция, |
Приём вопросов-ответов |
Экскурсовод не должен удаляться в автобус; он должен быть всегда на виду, чтобы экскурсанты всегда могли обратиться к нему за помощью. |
|
2.4 Портфель экскурсовода
экскурсия методика маршрут
«Портфель экскурсовода» содержит ряд документов и прочей вспомогательной информации, которые помогут при ведении экскурсии донести информацию до экскурсантов в максимально полном объёме. Сюда входят: папка с фотографиями, схемами, картами, чертежами, рисунками, репродукциями, копиями документов, образцами продукции предприятий, другими наглядными пособиями.
В нашем случае полезно иметь в «Портфеле экскурсовода» фотографии театров в периоды их строительства и на первых гастролях. Следует иметь также документы (копии документов), на создание театров. В данной экскурсии чрезвычайно полезными, даже необходимыми, будут планы внутреннего строения данных театров, размещения мест для зрителей и т. п.
Паспорта экскурсионных объектов
Новосибирский Государственный Академический театр Оперы и Балета.
Адрес: Красный Проспект-36;
- Датировка памятника: 1931 — 1945 гг., 1956 г.
Категория охраны — федеральная (общероссийская);
- Авторы проекта: арх. А. З. Гринберг, Т. Я. Бардт, М. И. Курилко и др.;
- инж. П. Л. Пастернак, В. К. Дмоховский, Б. Ф. Матери, Л. М. Гохман и др.
НГАТОиБ — один из крупнейших театров России, открылся 12 мая 1945 г. Здание театра уникально. Оно по объёму занимает первое место в России (на 65000 куб. м больше Государственного академического Большого театра) и одно из первых мест в мире. Конструкция купола (диаметр 60 м) не имеет аналогов. В театре три зала: большой — 2000 мест, концертный — 550 мест, малый (верхняя сцена) — 130 мест.
В основе репертуара театра — русская и зарубежная классика, произведения современности. Театр широко известен в стране и за рубежом.
Архитектурным символом Новосибирска по праву стал Академический Театр Оперы и Балета — одно из красивейших зданий города. Строительство театра начинается в предвоенное десятилетие.
Идея сооружения «большого театра Сибири» возникла еще в 1925 г. Его строительство отразило момент превращения нашего города в столицу Сибири, в центр громадного Сибирского края. Создается город будущего. Необычна и история самого здания театра.
В 1929 г. было решено, что театр будет входить в комплекс Дома Науки и Культуры (ДНК), куда кроме театрального зала должны были войти научно-исследовательский институт с лабораториями и конференц-залами, краевой музей производительных сил Сибири с научными кабинетами и картинная галерея. Его авторы — М. Курилко и Т. Барт, проект которых был принят в 1930 г. в результате широкого конкурса.
В основу замысла была положена идея театра с трансформирующимися элементами внутреннего пространства, что давало бы большую свободу постановщикам при воплощении сценического произведения. Места для зрителей с помощью специальных устройств предполагалось перемещать по залу. Под партером должен был находиться большой резервуар для бассейна, который позволял бы постановку водных пантомим. Круглый зрительный зал мог использоваться как театральный, цирковой или планетарный.
Новому театру выбрали лучшее место на центральной площади города. Возведение театра было начато 22 мая 1931 г. Но в ходе проектирования и строительства возникла необходимость в разрешении сложнейших проблем акустики и оптики и одновременно выявилась большая стоимость здания и его оборудования.
В 1935 г. пришли к решению строить театр обычного типа. Проект реконструкции театра был утвержден в 1936г. Окончательную редакцию он получил в Москве во Второй архитектурной мастерской Моссовета под руководством В. Биркенберга при участии Б. Гордеева и ряда новосибирских архитекторов (Н. Болотина, Б. Дмитриева и др.).
Подвесной потолок зрительного зала расписан новосибирскими художниками И.Яниным, А. Фокиным, А. Ивановым, П.Якубовским, А. Бертиком, О. Шереметинской. Лепные работы и скульптуру в театре выполнила скульптор В. Штейн. Профессор П. Пастернак с группой инженеров-конструкторов В. Дмоховским и Б. Матери разработали для театра оригинальную конструкцию монолитного железобетонного гладкого купола диаметром 55,5 м, имеющего толщину в среднем всего лишь 8 см, свободно лежащего на опорном железобетонном кольце, опирающемся на стоящие по кругу колонны. Конструкция купола не имеет аналогов [6, c.102].
Зоопарк
Любимыми местами проведения досуга новосибирцев являются Новосибирский зоологический парк.
В зоопарке нашего города содержится около 4000 особей 399 видов. Более 120 видов занесено в Международную Красную Книгу. Около 180 видов — в Красную Книгу России и СНГ. На 38 видов ведется международная племенная книга. Коллектив зоопарка участвует в 32 международных программах по сохранению редких и исчезающих видов животных.
Новосибирский зоопарк контактирует более чем со 100 зоопарками мира. Кроме научной, ведет большую просветительскую работу. Потомство некоторых редких видов впервые в мировой зоологической практике получено в нашем зоопарке — Речная Выдра, Перевязка, Азиатская дикуша, Камчатский Снежный баран [11].
Новосибирский Академический Молодёжный Театр «Глобус».
Адрес: Каменская-1
Датировка: 1930 г.
10.7.1930 г. пьесой Л. Ф. Макарьева «Тимошкин рудник» открылся первый стационарный театр — Новосибирский театр Юного Зрителя, ставший продолжателем идей Ленинградского ТЮЗа. В 1993 г. жители Новосибирска и области на конкурсной основе дали театру новое имя — «Глобус».
Планировочную структуру театра отличает глубокая сцена с арьерсценой, двумя карманами и далеко выдвинутая в зал авансцена с развитым просцениумом. Планшет сцены снабжён двумя поворотными кругами.
Новосибирский Государственный театр Музыкальной Комедии.
Адрес: Каменская — 43
Датировка: 1959 г.
Театр муз. комедии создавался как филиал НГАТОиБ, поэтому требования к поступающим в его труппу артистам были исключительно высокими. Театр всегда шёл в ногу со временем. Театр много гастролирует, и как важнейшие вехи — творческие отчёты в Москве: в начале пути (1962 г.), за порогом пятнадцатилетия (1974) и др.
Новосибирский Государственный Драматический Театр «Старый Дом».
Адрес: Большевистская-45
Датировка: 1933 г.
В целях укрепления и развития искусства в деревне как орудия борьбы за реализацию основных задач партии и советской власти на селе 1.10.1933 г. образован Новосибирский передвижной колхозно-совхозный театр. Особое внимание театр уделял вопросам формирования репертуара. Уже в 1934-1937 гг. на сцене первого колхозно-совхозного театра ставились лучшие пьесы советских авторов. «Старый дом» сегодня — один из ведущих театров нашего региона.
Новосибирский Областной Театр Кукол.
Адрес: Ленина — 22
Датировка: 1933 г.
Главный режиссёр театра М. С. Кисец и Р. М. Ландис организовали при ТЮЗе студию кукольников и 1.05.1934 г. состоялось открытие первого театрального сезона. В творчестве театра много эксперимента, поиска, пробы сил, творческая переработка накопленного опыта.
1.05.1934 г. состоялось открытие первого театрального сезона премьерой спектакля «Петрушка в гостях у школьников». Одним из первых режиссёров студии была Е. В. Захарова. Ею поставлена «Каштанка» по А. П. Чехову с куклами-марионетками. В 1936 г. театр стал самостоятельной творческой организацией, его возглавил артист и режиссёр В. С. Виноградов.
С творчеством новосибирских кукольников знакомы зрители во многих регионах страны. Ежегодно проводятся гастроли в сельских районах. Репертуар театра составляет более 20 спектаклей. В 2000 г. Новосибирский театр кукол начал реализацию программы «Сказки народов мира», направленную на знакомство детей с искусством народов мира. Ежегодно репертуар театра пополняется спектаклями, поставленными по произведениям зарубежных авторов. Реализация названной программы не ограничивается только постановками новых спектаклей; в театре проводятся выставки книг зарубежных авторов, звучит музыка зарубежных композиторов, транслируется видеофильм о памятниках и архитектуре стран мира, проводятся тематические экскурсии, конкурсы и викторины среди зрителей театра
Городской торговый корпус. (Здание Новосибирского областного краеведческого музея.)
Индивидуальность центральной части Новосибирска придает здание Городского торгового корпуса, построенного в 1911 году по проекту архитектора А. Д. Крячкова (как и многие здания Новосибирска).
Коммерческий клуб. (Здание театра «Красный факел»).
В 1914г. в Новониколаевске был построен Коммерческий клуб (или Купеческое собрание).
Проектированием и строительством здания занимался архитектор А. Д. Крячков. Здесь устраивались концерты, маскарады, спектакли любителей и профессиональных театральных трупп, приезжавших на гастроли. Но в 1918г. это здание стало называться «Домом революции», здесь проходили митинги и собрания, заседания Совета рабочих и солдатских депутатов.
Позже здание получило название «Рабочего дворца». 1 ноября 1932г. в этом здании показал свой первый спектакль театр «Красный факел». Этот театр родился в Одессе, на протяжении 12-лет театр ездил по стране, пока не связал свою судьбу с быстро растущим центром Сибири.
В 1936-1937гг. здание, где разместился театр, было реконструировано по проекту архитектора К.Е.Осипова. Новосибирский государственный академический театр «Красный факел» отметил свое 75-летие [7, c. 205].
2.5 Текст экскурсии по объектам
Начало к каждому объекту можно позаимствовать из паспортов объектов. Рассмотрим его на примере Краеведческого музея.
В 1909 г. в городе произошел страшный пожар, в результате которого выгорело 22 квартала, осталось без крова более 6 тысяч человек, пострадало много магазинов и складов. Торговый корпус был построен по инициативе городских властей как безопасное от огня и доходное для города предприятие. Нижний этаж состоял из помещений, сдаваемых в аренду отдельным торговым предпринимателям. Второй этаж использовался под административные помещения: городскую думу и управу, казначейство, отделение Государственного банка, на втором этаже разместился зал на тысячу человек для собраний и вечеров. Этот зал был самым большим и красивым помещением в городе в начале 20 в. В 1914г. городская управа выделила 300 руб. на оборудование в зале Городского торгового корпуса шкафов и витрин для библиотеки-музея, который бы «давал систематическое изображение современной действительности».
В связи с событиями революции и гражданской войны музей открыли лишь в 1920г. Многие годы в здании Городского торгового корпуса находились магазины и ресторан.
С 1987г. в торговом корпусе разместился Новосибирский областной краеведческий музей. Многочисленные экспонаты представляют древнюю историю края, знакомят с культурой и бытом коренных народов Сибири, здесь можно увидеть уникальную коллекцию шаманских костюмов и бубнов, представить картину заселения и освоения края — Новосибирской области во второй половине 19 — начале 20в. Один из залов посвящен истории Новосибирска. В большом зале Городского торгового корпуса сегодня проходят концерты, выступления артистов и музыкантов.
3. Пути совершенствования технологии подготовки экскурсии
В качестве направлений совершенствования технологии подготовки новой экскурсии предлагаются следующие действия.
3.1 Включение в текст экскурсии логических переходов
Логика построения экскурсии определяет не только ее разделение на части (подтемы) применительно к экскурсионным объектам, но и установление связей между ними. В экскурсии они осуществляются с помощью логических переходов.
Логическими переходами в экскурсии принято называть установление связей между экскурсионными объектами на основе познавательного материала экскурсии.
Логические переходы объединяют рассказ и показ в единое целое, придавая экскурсии цельность и законченность. Они могут носить, например, характер обобщения, сравнения, дополнения и т. д. Но внутреннее содержание этих переходов должно вытекать из содержания рассказа на объектах.
Переход от одного объекта к другому в отдельных случаях может быть осуществлен и без логического перехода. Однако их отсутствие делает экскурсию фрагментарной. Найденные однажды логические переходы — активный элемент экскурсии. Совершенствуя экскурсию, внося изменения в ее содержание, экскурсовод должен отыскивать и новые, более удачные органические логические переходы.
3.2 Рецензирование текста и методической разработки экскурсии
Отредактированные текст и методическая разработка в необходимых случаях рекомендуется передать на рецензирование специалистам. Например, текст многоплановой (обзорной) экскурсии можно направить на рецензию местным наиболее известным краеведам, географам, историкам, преподавателям институтов, писателям или журналистам — авторам книг или статей о местном крае.
Содержание рецензий на текст и методическую разработку может быть различным в зависимости от темы, конкретных задач экскурсии, состава аудитории, на которую она рассчитана, но желательно чтобы в рецензии были отмечены соответствие материала последним научным данным, фактические ошибки, логическая последовательность изложения и, наконец, литературная форма.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе выполнения данной работы исследованы теоретические и практические аспекты технологии подготовки новой экскурсии. В заключение сделаем основные выводы.
Разработка новых экскурсий является одним из важных показателей деятельности экскурсионных бюро., Последовательность подготовки новой экскурсии:
- определение целей и темы экскурсии;
- изучение и накопление материалов по теме;
- организация консультаций;
- выявление и конкретное изучение экскурсионных объектов;
- составление маршрута экскурсии;
- объезд или обход маршрута;
- составление текста экскурсии;
- составление «портфеля экскурсовода»;
- составление карточек экскурсионных объектов;
- составление методической разработки.
В качестве направлений совершенствования технологии подготовки новой экскурсии предлагаются следующие действия.
1. Включение в текст экскурсии логических переходов Логические переходы объединяют рассказ и показ в единое целое, придавая экскурсии цельность и законченность. Они могут носить, например, характер обобщения, сравнения, дополнения и т. д. Но внутреннее содержание этих переходов должно вытекать из содержания рассказа на объектах.
2. Рецензирование текста и методической разработки экскурсии. Отредактированные текст и методическая разработка в необходимых случаях рекомендуется передать на рецензирование специалистам. Например, текст многоплановой (обзорной) экскурсии можно направить на рецензию местным наиболее известным краеведам, географам, историкам, преподавателям институтов, писателям или журналистам — авторам книг или статей о местном крае.
Таким образом, определенные во введении цель и задачи работы можно считать достигнутыми в полном объеме.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/podgotovka-i-razrabotka-ekskursii/
1. Герд В.А. Экскурсионное дело. М., Прогресс, 2009.
2. Гейнике Н.А. Методы и практика экскурсионного дела. М. Профиздат, 2004.
3. Емельянов Б. В. Организация экскурсионной работы: Методика, опыт. — М.: Профиздат, 2008.
4. Емельянов Б. В. Экскурсоведение: Учебник. — М.: Советский спорт, 2005.
5. Некоторые советы экскурсоводам. Методика подготовки и проведения экскурсий на архитектурно-градостроительные темы. М., ЦРИБ «Турист», 2005.
6. Новосибирск 110 лет. / Новосибирск, 2007.
7. Новосибирск. Энциклопедия / Новосибирск, 2003.
8. Родин А. Ф., Соколовский Ю. Е. Экскурсионная работа по истории. М., «Просвещение», 2008.
9. Святославский А. В. Городская экскурсия. Основы теории и практики. — М.: Центр подготовки туристских кадров, 2009.
10. Шолохов В.Н. Организация и проведение экскурсий. М., Прогресс, 1997.
11. www. ngs. ru