Актуальность выбранной темы заключается в том, что планирование является важной функцией управления любым предприятием. Поэтому никакое управление невозможно без планирования деятельности предприятия, так как от него во многом зависит эффективное функционирование.
После прогнозирования объема продаж для каждой стадии производства составляется подробная производственная программа. В ней намечаются уровни производства, которые должны быть достигнуты в определенные периоды времени. Для создания такой программы следует подробно рассмотреть различные этапы проводимых производственных мероприятий и график их осуществления. Для многих проектов достижение полной мощности на первом этапе – задача нереальная. Вследствие различных технологических, производственных и коммерческих трудностей реализация большей части проектов срывается на первом этапе такими обстоятельствами, как весьма умеренный рост объема продаж и сложность проникновения на рынки, с одной стороны, и различными издержками освоения производственного процесса – с другой.
Промышленные предприятия формируют производственную программу на основе государственного заказа; заказов потребителей; выявленного в процессе изучения рынка потребительского спроса.
Целью курсовой работы является изучение процесса планирования производственной программы предприятия.
Объектом курсовой является деятельность предприятия ОАО «Тольяттихлеб». Предметом курсовой выступают процесс и организация производственной программы.
Основными задачами курсовой работы являются:
- рассмотреть сущность производственной программы на предприятии;
- изучить принципы планирования производственной программы на предприятии;
- рассмотреть планирование производственной программы на ООО «Сызраньводоканал».
Информационной основой при написании курсовой работы стали: диалектический подход к изучению методов и способов планирования прибыли на предприятии, классическая и современная экономическая теория, работы российских и зарубежных ученых и специалистов в исследуемой области и др.
1. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ПРЕДПРИЯТИЯ.
1.1. Сущность, структура и показатели производственной программы.
Важнейшим разделом тактического плана предприятия является производственная программа, или план производства и реализации продукции.
Курсовая работа путятина разработка товарной политики предприятия
... данной курсовой работе. Сущность товарной политики фирмы На обычном рынке товар определяет судьбу рыночной и всей хозяйственной политики предприятия- ... одному из направлений применения закона Парето, на разработку и производство продукта с определенными свойствами ... инструкциях, наборах записанных на стандартные носители рабочих программ, услугах по программированию, оперативном ремонте, гарантиях и ...
Производственная программа определяет необходимый объем производства продукции в плановом периоде, соответствующий по номенклатуре, ассортименту и качеству требованиям плана продаж. [6, с.330] Она обусловливает задания по вводу в действие новых производственных мощностей, потребность в материально – сырьевых ресурсах, численности персонала, транспорте. Этот раздел плана тесно связан с планом по труду и заработанной плате, планом по издержкам производства, прибыли и рентабельности, финансовым планом.
Существуют следующие типы производства:
- по выпуску одного изделия, имеющего
непрерывный технологический процесс, например производство цемента; - по выпуску нескольких изделий, имеющих
непрерывный технологический процесс, например нефтеочистительные производства; - выпускающие партии изделий по заказам, например машиностроительные предприятия;
- массовое сборочное производство, например выпуск автомобильных двигателей. [8, с.260]
Производственная программа состоит из двух разделов: план производства продукции в натуральном (условно-натуральном) выражении; план производства в стоимостном выражении.
План производства продукции в натуральном
При планировании одинаковых по назначению видов продукции, имеющих разные потребительские свойства, применяются условно – натуральные единицы измерения. На предприятиях, изготавливающих один вид продукции, различающейся мощностью, габаритами или трудоемкостью, также используются условные и условно – натуральные измерители. [6, с.331]
Планирование производства и продаж продукции в натуральном выражении дает возможность согласовать выпуск конкретных видов продукции с потребностями рынка, производственными мощностями предприятия, потребностью в ресурсах, необходимых для ее производства. Однако натуральные измерители не позволяют определить общий объем и структуру производства на многопрофильных диверсифицированных предприятиях, рассчитать издержки, доход и прибыль предприятия от реализации продукции. Это требует разработки плана производства продукции в стоимостном выражении.
План производства продукции в стоимостном
Основным стоимостным показателем этого раздела
[6, с.332] реализованной считается продукция, оплаченная покупателем или сбытовой организацией. Ее объем исчисляется как стоимость предназначенных к поставке по плану и подлежащих оплате заказчиком готовых изделий и полуфабрикатов собственного производства, запасных частей всех видов и назначений, товаров народного потребления, выполняемых работ и оказываемых услуг, реализуемых в соответствии с хозяйственными договорами с потребителями продукции или через собственную сбытовую сеть.
Анализ затрат на производство продукции (4)
... к курсовому проекту включают в себя данные об объеме производства, цене, затратах на производство (см. табл. 1) на двух последовательных этапах изготовления изделий за 12 кварталов (3 года). Продукция, выпускаемая анализируемым предприятием, обладает ...
Товарная продукция включает стоимость: запланированных к выпуску готовых изделий (принятых отделом технического контроля, укомплектованных и сданных на склад готовой продукции предприятия); полуфабрикатов, комплектующих деталей и сборочных единиц, предназначенных для реализации на сторону по кооперированным поставкам; капитального ремонта, выполненного собственными силами, а также изделий и запасных частей, изготовленных для капитального ремонта, капитального строительства и собственных непромышленных хозяйств предприятия; инструментов и приспособлений для собственного производства.
Товарная продукция выражается в оптовых ценах предприятия и в сопоставимых ценах. Первые используются для увязки плана производства с финансовым планом; вторые – для определения темпов, динамики и изменения структуры производства.
Товарная продукция характеризует объем произведенной готовой продукции и используется для расчета затрат на производство, финансовых результатов, рентабельности и других показателей эффективности производства. [4, с. 351]
Валовая продукция включает стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, в том числе незавершенное производство. Она обычно оценивается в сопоставимых ценах.
Изменение остатков незавершенного производства в составе валовой продукции планируется при значительном увеличении объема производства в планируемом периоде по сравнению с отчетными, снятии с производства отдельных видов продукции, создании задела при переходе на выпуск новых изделий со значительной длительностью производственного цикла.
На предприятиях, у которых отсутствует внутрихо
Более объективную картину о масштабах
Чистая продукция характеризует вновь созданную на предприятии стоимость. В нее не входят издержки предприятия на приобретение сырья, материалов, топлива, энергии и т.п., а также амортизационные отчисления, включаемые в себестоимость продукции. [6, с.335]
В состав чистой продукции включаются расходы на оплату труда с начислениями на заработанную плату и прибыль предприятия.
Условно – чистая продукция в отличие от чистой содержит амортизацию.
Показатели чистой и условно – чистой продукции служат для анализа структуры производственной программы, планирования фонда оплаты труда.
С увеличением степени автоматизированного производства и ужесточением требований рынка к производственным предприятиям возрастает необходимость во все более мощных системах краткосрочного (на декаду, неделю, сутки, смену) планирования производства. При таком планировании по сравнению с планированием на длительный срок приходится составлять большее число более детальных планов и учитывать вспомогательные ресурсы (состояние приспособлений — спутников, инструмента и др.).
Вспомогательное производство предприятия и его характеристика
... производственного процесса являются основное и вспомогательное производства. К основным относятся те процессы, прямым результатом которых является изготовление продукции, составляющей товарную продукцию данного предприятия, а к вспомогательным - те, в ходе которых ...
Это затрудняет применение хорошо известных методов исследования операций, которые требуют различных упрощений при постановке задачи планирования. Детальные расписания (план) с учетом любых ограничений могут быть составлены с помощью имитационной модели (ИМ), но при этом используются различные эвристические правила и необходимо участие человека, поскольку ИМ не обладает способностью к оптимизации.
Существует множество систем планирования, использующих ИМ. В таких системах планировщик-эксперт составляет план по следующей схеме:
- — задает значения параметров, которые можно изменять;
- — с помощью ИМ рассчитывает вариант плана;
- — анализирует полученный план и принимает решение об изменении значений параметров.
Этот интерактивный процесс продолжается до тех пор, пока не будет получен приемлемый вариант плана (так называемый хороший черновик).
Окончательное решение принимает планировщик-эксперт с учетом результатов, полученных с помощью ИМ. Недостатком систем подобного рода является то, что с ними могут работать опытные планировщики-эксперты.
Системы, сочетающие в себе свойства искусственного интеллекта и традиционных вычислительных методов (имитационного моделирования, исследования операций), получили название гибридных систем ГС. [9, с.248]
1.2. Определение мощности предприятия.
Производственная мощность предприятия — это объем или количество единиц продукции, которые могут быть изготовлены за определенный период. Мощность предприятия, взятая за небольшой отрезок времени, может считаться постоянной величиной. При этом следует иметь в виду необходимость внесения коррективов по мере изменения производства и номенклатуры изделий.
Достижимая нормальная мощность — количество единиц продукции, произведенных при определенных условиях за один год, — должна соответствовать величине спроса, предусмотренной при исследовании рыночной конъюнктуры. Она достигается в нормальных рабочих условиях с учетом установленного оборудования, соблюдения технических характеристик предприятия (нормальные перерывы в работе, простои, праздничные дни; время, отведенное на техническое обслуживание; замена инструмента, требуемая структура рабочих смен; невозможность использования основного оборудования по частям в каких-либо других сочетаниях) и применяемой системы управления. [8, с.260]
Номинальная максимальная мощность — технически достижимая мощность — обычно соответствует мощности установленного оборудования и гарантируется поставщиком. Работа на пределе возможностей для достижения максимального выпуска продукции, внеплановое потребление предметов производственного снабжения, вспомогательных средств, запасных частей, деталей и материалов для регламентных работ приводят к превышению нормального уровня производственных издержек.
Определение необходимой мощности предприятия осуществляется в ходе технико-экономического исследования с учетом:
- прогноза спроса и степени проникновения на рынок для какого-либо конкретного изделия;
- наличия требующихся ресурсов;