В настоящее время идет активный процесс развития оценочной деятельности как одного из важнейших институтов современной рыночно-правовой экономики. Оценочная деятельность — необходимое условие формирования рыночной экономики и правового государства, создания нормальных экономико-правовых отношений в обществе.
В транспортном комплексе, основным видом активов которого являются транспортные средства, потребность в стоимостной оценке также постоянно возрастает.
Принято считать, что транспортное средство — это устройство, предназначенное для перемещения в пространстве людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
Оценка транспортных средств является специализированным и обособленным видом оценочной деятельности, имеющим принципиальные отличия от оценки других видов объектов. Это обусловлено следующими основными причинами:
- наличием существенных функциональных, конструктивных и эксплуатационных особенностей;
- составом и влиянием факторов, определяющих стоимость транспортных средств;
- правовыми, организационными, информационными и методическими аспектами оценки транспортных средств.
Правовые нормы по данному виду объектов оценки выделены отдельно в целом ряде нормативных правовых актов (Гражданский кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ и т.д.);
- транспортные средства являются объектом повышенной опасности, что вызывает ряд правовых последствий, связанных с возмещением материального ущерба, и требует проведения его оценки;
оценка стоимость автотранспортное средство
структура и параметры рынков транспортных средств существенно отличаются от тех же характеристик товарных рынков других видов объектов оценки, что является принципиальным вопросом при формировании методического и информационного обеспечения для определения рыночной стоимости того или иного транспортного средства.
В связи с этим при профессиональной подготовке экспертов возникает острая необходимость разработки учебно-методического обеспечения оценки стоимости транспортных средств, позволяющего повысить уровень объективности и обеспечить необходимое качество услуг по оценке и соответствие их требованиям действующего законодательства по защите прав потребителей.
На современном этапе развития рыночной экономики России у субъектов хозяйствующей деятельности возникает проблема эффективного использования основных средств. Один из способов решения данной проблемы — объективная оценка основных средств, что и обуславливает значимость данной работы.
Теоретическое обоснование эколого-экономической оценки деятельности предприятия
... и инвесторам. Коэффициент маневренности собственного капитала показывает, какая часть собственных средств предприятия находится в мобильной форме, позволяющей относительно свободно маневрировать свободными средствами [3]. 2. Экологическая оценка деятельности предприятия ... обеспечение выполнения норм и требований, ограничивающих вредное воздействие процессов производства и выпускаемой продукции на ...
Движимое имущество — включает в себя материальные и нематериальные объекты, не являющиеся недвижимостью. Это имущество не связано с недвижимостью постоянно и, как категория, такое имущество характеризуется возможностью быть перемещенным.
Машины и оборудование — вид основных фондов по их натурально-вещественному признаку. К машинам и оборудованию относятся устройства, преобразующие энергию, материалы и информацию. В зависимости от основного (преобладающего) назначения машины и оборудование делятся на энергетические (силовые), рабочие и информационные.
Методика оценки машин, оборудования и транспортных средств имеет много общего с методиками оценки недвижимого имущества, нематериальных активов, бизнеса (предприятия).
К особенностям оценки относятся: специфика объекта оценки; сложность проблемы идентификации объекта; высокая актуальность определения физического, морального и внешнего износов; большая зависимость стоимости оборудования от стадии жизненного цикла, на которой находится объект оценки; высокая степень структуризации, ограниченность и подвижность рынка машин и оборудования; необходимость определения, в каких случаях и как учитывать, к примеру, транспортно-заготовительные расходы, прямые затраты, связанные с установкой и наладкой, косвенные издержки на выполнение работ, связанные с приобретением, установкой и запуском оборудования.
Цель данной работы — исследование теоретических и практических аспектов определения рыночной стоимости транспортного средства, методологии оценки машин, оборудования и транспортных средств.
Термин «оценивать» имеет несколько различных значений в зависимости от контекста, в котором он используется. Он может означать: определять цену чего-либо, устанавливать стоимость чего-либо, оценивать количество чего-либо, выносить суждение о качестве или ценности чего-либо.
Термин «оценка» также имеет несколько значений в зависимости от использующегося контекста. Он может означать действие по оценке, заключение о стоимости или отчет, в котором представлены результаты исследований.
Оценка — это деятельность эксперта, обладающего подготовкой, опытом и квалификацией, по систематизированному сбору и анализу рыночных и нормативных данных, необходимых для определения стоимости различных видов имущества на основе действующего законодательства, государственных стандартов и требований этики оценщика.
Оценщик — это человек, который обладает специальными знаниями и образованием для проведения оценки определенного объекта собственности.
Определим цель оценки и цель оценщика:
- цель оценки — передать заключение о стоимости;
При осуществлении оценочной деятельности используются следующие виды стоимости объекта оценки: рыночная стоимость; инвестиционная стоимость; ликвидационная стоимость; кадастровая стоимость.
При определении рыночной стоимости объекта оценки определяется наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден на дату оценки на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:
Основные методы оценки стоимости недвижимости
... (сервитута). 1.2 Принципы оценки объектов недвижимости Принципы оценки объектов недвижимости - это свод методических правил, на основании которых определяется степень воздействия различных факторов, влияющих на стоимость объекта недвижимости. Поскольку в процессе оценки объектов недвижимости наблюдается взаимодействие трех ...
- одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;
- стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;
- объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки;
- цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;
- платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
Рыночная стоимость определяется в следующих случаях:
- при изъятии имущества для государственных нужд;
- при определении стоимости размещенных акций общества, приобретаемых обществом по решению общего собрания акционеров или по решению совета директоров (наблюдательного совета) общества;
- при определении стоимости объекта залога, в том числе при ипотеке;
- при определении стоимости неденежных вкладов в уставный (складочный) капитал;
- при определении стоимости имущества должника в ходе процедур банкротства;
- при определении стоимости безвозмездно полученного имущества.
При определении инвестиционной стоимости объекта оценки определяется стоимость для конкретного лица или группы лиц при установленных данным лицом (лицами) инвестиционных целях использования объекта оценки.
При оценке активов предприятия при банкротстве, реструктуризации, арестах, т.е. в ситуации вынужденной продажи машин и оборудования, применяется понятие ликвидационной стоимости.
При определении ликвидационной стоимости объекта оценки определяется расчетная величина, отражающая наиболее вероятную цену, по которой данный объект оценки может быть отчужден за срок экспозиции объекта оценки, меньший типичного срока экспозиции для рыночных условий, в условиях, когда продавец вынужден совершить сделку по отчуждению имущества.
При определении ликвидационной стоимости, в отличие от определения рыночной стоимости, учитывается влияние чрезвычайных обстоятельств, вынуждающих продавца продавать объект оценки на условиях, не соответствующих рыночным.
При оценке машин и оборудования, как и при оценке других активов, используются определенные принципы.
В основе оценки лежат четыре группы принципов:
- принципы, основанные на представлениях покупателя-инвестора;
- принципы, связанные с производством;
- принципы, связанные с рыночной средой;
- принцип наилучшего, наиболее эффективного использования.
Принципы, основанные на представлениях покупателя-инвестора:
- полезность — это способность актива удовлетворять потребности пользователя в данном месте и в течение данного периода времени. Полезность для каждого собственника индивидуальна и выражается в способности актива приносить доход его потенциальному владельцу;
- замещение — это когда расчетливый и осведомленный покупатель не может заплатить за объект собственности больше, чем он может заплатить за другую собственность эквивалентного качества и полезности. Этот принцип лежит в основе всех трех подходов к оценке любого актива: затратного подхода, сравнения продаж и доходного подхода;
— ожидание — это когда стоимость создается ожиданием выгод, которые могут быть получены в будущем. Действительно, имеет смысл сегодня вкладывать деньги в тот объект, который в будущем гарантирует определенную выгоду, причем будущий доход, пересчитанный к сегодняшнему дню, должен оправдать сегодняшнее вложение. На этом принципе базируется доходный подход к оценке.
Принципы, связанные с производством:
- вклад — стоимость отдельного компонента измеряется его вкладом в стоимость всего объекта собственности или той величиной, которая должна быть вычтена из стоимости всего объекта в случае его отсутствия. Стоимость самого компонента может не равняться величине вклада. Могут быть случаи, когда наличие компонента уменьшает стоимость всего объекта, а не увеличивает его;
сбалансированность — все факторы производства должны находиться в таком соотношении между собой, чтобы доходы от объекта были максимальны.
Принципы, связанные с рыночной средой:
- соответствие — стоимость объекта создается и сохраняется тогда, когда его характеристики соответствуют потребностям рынка;
- предложение и спрос — цена собственности растет при увеличении спроса и снижается при увеличении предложения. Когда предложение и спрос сбалансированы, рыночная стоимость обычно отражает затраты на производство;
- конкуренция — взаимовлияющие усилия двух или более потенциальных продавцов по совершению продажи. Конкуренция является основой максимализации прибыли и экономического развития. Более высокие, чем обычно, прибыли стимулируют обострение конкуренции;
- изменение — стоимость объекта не остается постоянной. Она меняется с течением времени под воздействием различных факторов, влияющих на объект.
Принцип наилучшего и наиболее эффективного использования — это вариант использования, который обеспечит объекту наибольший чистый доход в течение заданного периода времени, т.е. тот вариант использования, выбранный среди разумных, возможных и законных альтернативных вариантов, который является физически возможным, достаточно обоснованным и финансово осуществимым и приводит к наивысшей стоимости объекта.
Теорией и практикой оценки выработаны три методических основополагающих подхода: сравнительный, затратный и доходный.
Сравнительный подход -, Затратный подход —
Надежность оценки стоимости затратным подходом в значительной степени зависит от полноты и достоверности экономической информации из подотрасли машиностроения, к которой относится оцениваемый объект (экономическая структура цен на продукцию подотрасли, сложившиеся показатели рентабельности продаж, некоторые нормативы затрат и т.д.).
Доходный подход —
Методы доходного подхода опираются на такие отмеченные выше принципы, как ожидания, учета факторов производства, наилучшего и полного использования, вклада. Несомненным достоинством этих методов является возможность комплексной, системной оценки, когда нужно оценить не отдельные машины на предприятии, а весь операционный имущественный комплекс, включающий весь парк взаимосвязанного оборудования.
Таблица 1 — Общая информация, идентифицирующая объект оценки — «Автогрейдер ДЗ — 180 № ХЧ 8137 колесный»
№ |
Наименование показателя |
Характеристика показателя |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
Наименование объектов оценки |
«Автогрейдер ДЗ — 180 № ХЧ 8137 колесный» |
Инвентарная карточка учета объекта основных средств от 27.02.2012 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
Регистрационный № |
27 ХТ 5036 |
Паспорт самоходной машины и других видов техники АА 527542 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 |
Год выпуска |
1982 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 |
Технические характеристики |
#»607640.files/image001.gif»> где Иф. o. o. — физический износ объекта оценки;
5. Поправка на местоположение Введение данной поправки проводилось ввиду того, что местонахождение объектов — налогов отличается от месторасположения объектов оценки. Транспортные расходы определены по данным Internet ресурса #»607640.files/image002.gif»>, где Сср — стоимость объекта оценки сравнительным подходом, руб. а — балл корректности стоимости аналога, в соответствии с отклонением от первоначальной стоимости объекта-аналога; Ci — стоимость объекта-аналога после введения всех корректировок, руб. Баллы по объектам — аналогам распределяются по 3-х балльной системе, при этом объектам-аналогам с меньшим процентным изменением (по абсолютной величине) придается наибольшее значение, далее рассчитывается средневзвешенное значение. Таблица 6 — Расчет стоимости сравнительным подходом объекта оценки — «Автогрейдер ДЗ — 180 № ХЧ 8137 колесный»
ВЫВОД: Таким образом, рыночная стоимость объекта оценки, рассчитанная в рамках сравнительного подхода по состоянию на 01.03.2012г., составила: 942 661 (Девятьсот сорок две тысячи шестьсот шестьдесят один рубль).
Таблица 7 — Метод согласования
Расчет итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки проведен методом согласования и представлен в таблице ниже. Таблица 8 — Определение итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки
ВЫВОД: Рыночная стоимость прав объект оценки, рассчитанная по состоянию на 01.03.2012г. составила: 1 133 000 (Один миллион сто тридцать три тысячи рублей), в том числе НДС (18%).
В данной работе рассмотрены общие определения оценки, виды стоимости, принципы и подходы к оценке машин, оборудования и транспортных средств, выполнена оценка рыночной стоимости транспортного средства «Автогрейдер ДЗ — 180 № ХЧ 8137 колесный»». Итоговая величина стоимости объекта оценки есть величина стоимости объекта оценки, полученная как итог обоснованного оценщиком обобщения результатов расчетов стоимости объекта оценки при использовании различных подходов к оценке и методов оценки. Она может быть признана рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если с даты составления отчета об оценке до даты совершения сделки с объектом оценки или даты представления публичной оферты прошло не более 6 месяцев. Значения весовых коэффициентов при оценке транспортного средства автор выбрал равными: 0, 38 по затратному подходу и 0,62 по сравнительному подходу. Таким образом, в результате выше изложенных расчетов рыночная стоимость транспортного средства «Автогрейдер ДЗ — 180 № ХЧ 8137 колесный» составляет: 1 133 000 (Один миллион сто тридцать три тысячи рублей), в том числе НДС (18%). Перечень нормативных актов: 1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в действующей редакции) / СЗ РФ от 5 декабря 1994г., № 32. Ст.3301; 2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (в действующей редакции) / Российская газета, № 211-212, 30.10.2001; 3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31.07.1998 № 146-ФЗ (в действующей редакции) / Российская газета, N 148-149, 06.08.1998; 4. Федеральный закон от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»; 5. Федеральный стандарт оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утвержденный Приказом МЭРТ РФ от 20 июля 2007 г. № 256; 6. Федеральный стандарт оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)» утвержденным Приказом МЭРТ РФ от 20 июля 2007 г. № 255; 7. Федеральный стандарт оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)» утвержденным Приказом МЭРТ РФ от 20 июля 2007 г. № 254; Перечень методической литературы: [Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/otsenka-mashin-oborudovaniya-i-transportnyih-sredstv/
2. Попеско А.И., Ступин А.В., Чесноков С.А. Износ технологических машин и оборудования при оценке их рыночной стоимости. — М., 2002.
Перечень источников внешней информации:
2. данные сайта: .
all. biz/g1015838/ 5. данные сайта: <http://www.raise.ru/>
|