Конкурентоспособность и методы ее оценки

Курсовая работа

В самом общем смысле под конкурентоспособностью понимается способность опережать других, используя свои преимущества в достижении поставленных целей.

Конкурентоспособность является одной из важнейших интегральных характеристик, используемых для оценки эффективности экономической деятельности хозяйствующих субъектов. Само слово конкурентоспособность, применительно к какому бы субъекту оно ни рассматривалось, означает способность данного субъекта (потенциальную и/или реальную) выдержать конкуренцию.

С.И. Ожегов в «Толковом словаре русского языка» термин конкурентоспособность трактует как способность выдерживать конкуренцию, противостоять конкурентам (1).

Р.А. Фатхутдинов дает следующее определение конкурентоспособности — это способность объекта выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке. Автор подчеркивает, что товар или услуга являются конкурентоспособными или неконкурентоспособными на конкретном рынке. (2)

Многообразие существующих подходов к понятию конкурентоспособности в настоящее время в экономической литературе определяется:

  • либо особенностями постановки задачи и цели исследования, что приводит автора к необходимости акцентирования своего внимания на том или ином аспекте конкурентоспособности;

— либо особенностями выбора предмета исследования, в качестве которого могут выступать предметы конкуренции (товар, услуга) и субъекты конкуренции (предприятия, отрасли, регионы, национальная экономика, государство), и объекты конкуренции (спрос, рынок, факторы производства: природно-сырьевые ресурсы, рабочая сила, капитал, ценные бумаги, информация, политическая власть), и масштабы деятельности (товарные рынки, отраслевые рынки, региональные рынки, межрегиональные рынки, мировые рынки).

Основные виды конкурентоспособности:

  • конкурентоспособность страны;
  • конкурентоспособность региона (отрасли);
  • конкурентоспособность организации (предприятия, фирмы, компании);
  • конкурентоспособность продукции (товаров, услуг).

Способность:

  • к достижению собственных целей в условиях противодействия конкурентов;
  • удовлетворять потребности потребителей путем производства и предложения рынку товаров, превосходящих конкурентов; использовать производственные и управленческие ресурсы для развития и расширения рынков сбыта, увеличения рыночной стоимости предприятия.

В современном экономическом мире конкурентоспособность предприятия определяется следующими факторами:

19 стр., 9058 слов

Конкурентоспособность предприятия

... необходимость решения проблемы повышения конкурентоспособности легкой промышленности Республики Хакасии. Целью дипломной работы является оценка состояния конкуренто-способности продукции предприятия ООО «Саян-обувь» на обувном рынке республики Хакасии, а также ...

  • качество продукции и услуг;
  • наличие эффективной стратегии маркетинга и сбыта;
  • уровень квалификации персонала и менеджмента;
  • технологический уровень производства;
  • налоговая среда, в которой действует предприятие;
  • доступность источников финансирования.
  • [Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/otsenka-konkurentosposobnosti-otrasli/

Чтобы определить первоочередные меры по реформированию предприятия, следует определить причины потери его конкурентоспособности.

Существуют и другие важные требования, выполнение которых повышает конкурентоспособность, а именно — рост качества и снижение цены продукции независимо от того, где эта продукция продается — на отечественном или внешнем рынках. Во многом на цену товара или услуги сейчас влияет стоимость обязательной или добровольной международной сертификации.

Далее конкурентоспособность менеджмента и продукции предприятия базируется на доступе к заемным средствам, успешной производственной и торговой деятельности, высокой квалификации персонала.

И наконец, идеальное предприятие должно осуществлять полноценный бухгалтерский учет и внешний аудит своей финансовой деятельности, в соответствии с требованиями стандартов финансовой отчетности.

Что касается конкурентного поведения рыночных субъектов, то существует несколько их типов:

  • креативное — поведение, направленное на создание предпосылок, обеспечивающих превосходство над соперниками;
  • приспособленческое — учитывающее инновационные изменения в производстве (копирование) и упреждающее действия соперников;
  • обеспечивающее — поведение, направленное на сохранение позиций.

«В условиях рынка недостаточно опираться на интуицию, суждения руководителей и специалистов и прошлый опыт, а необходимо получать адекватную информацию до и после принятия решений. На характер принимаемых решений оказывает влияние большое количество факторов. И главное даже не в количестве, а скорее в непредсказуемости большинства из них. Поведение конкурентов, например, часто выходит за рамки традиционных схем. Ситуация усложняется тем, что система управления маркетингом функционирует в реальном масштабе времени»(8).

Способность быть привлекательным для покупателя по сравнению с другими изделиями аналогичного вида и назначения благодаря лучшему соответствию его качественных и стоимостных характеристик требованиям данного рынка и потребительским оценкам

Товар — сложный многоаспектный экономический обьект, характеризующийся совокупностью свойств, главным из которых являются потребительские свойства, т.е. способность товара удовлетворять потребности того, кто им владеет. Товар — продукт труда произведенный для продажи. Термин «товар» более универсальный, более общий термин — «продукт». Товары — физически осязаемые продукты. Продукт включает и неосязаемую составляющую часть (услуги, идеи и пр.)

Продукт — все, что можно предложить на рынке для приобретения, использования или потребления с целью удовлетворения определенных потребностей (физические предметы, услуги, идеи).

12 стр., 5706 слов

Анализ качества продукции и конкурентоспособность предприятия

... власти по защите прав потребителей от поступления некачественных товаров как отечественных, так и зарубежных товаропроизводителей. Сертификация продукции так же играет немаловажную роль в повышении качества продукции и услуг, она тесно связана с ...

Конкурентоспособность продукции и лежит в основе всех ранее рассмотренных уровней конкурентоспособности, так как является важнейшим атрибутом экономики и затрагивает всех товаропроизводителей.

Нередко конкурентоспособность продукции отождествляют с качеством продукции, забывая, что, во-первых, с позиций качества сравнимы лишь однородные товары, а во-вторых, помимо качественных характеристик, конкурентоспособность товара включает также потребительские и ценовые.

Существует множество определений конкурентоспособности продукции

На наш взгляд, наиболее удачным определением конкурентоспособности продукции является определение Плясункова [7], согласно которому конкурентоспособность продукции — комплексная многоаспектная характеристика, отражающая способность продукции в течение периода ее производства соответствовать по качеству требованиям конкретного рынка (рынков), адаптироваться по соотношению качества и цены к предпочтениям потребителей, обеспечивать выгоду производителю при ее реализации.

По Котлеру, товар воспринимается на трех уровнях:

  • товар по замыслу, который должен определить какую проблему потребителя решает создаваемый товар (основная выгода или услуга);
  • товар в реальном исполнении — конкретный товар, обладающий уровнем качества, набором свойств, специфическим оформлением, марочным названием, упаковкой;
  • товар с подкреплением — предоставление дополнительных услуг (поставки и кредитование, монтаж, гарантии, послепродажное обслуживание и др.).

Услуга — вид деятельности или благ, которые одна сторона может предложить другой.

Характеристики услуги:

  • неосязаемость (услугу невозможно увидеть и попробовать на вкус, услышать до ее покупки);
  • неотделяемость от производителя (ее осуществление возможно только в присутствии производителя);
  • непостоянство качества (качество услуги зависит от мастерства производителей);
  • несохраняемость (услугу невозможно хранить до следующей продажи или использования).

В качестве производителей продукции выступают предприятия, отрасли, регионы, государства, которые вступают в конкурентную борьбу за:

  • потребителей;
  • рынки (товарные, отраслевые, территориальные);
  • факторы производства (природно-сырьевые, производственно-

технологические, трудовые, финансовые ресурсы);

  • инвестиции.

Потребительская ценность продукции — это его способность удовлетворять конкретную потребность соответствующей группы потребителей (потребительского сегмента).

Потребительская ценность продукции определяется степенью его соответствия потребностям соответствующей группы потребителей. Мера потребительской ценности продукции — максимальная цена, которую потребитель готов заплатить за него без сожаления. Чем ниже цена реализации продукции относительно ее потребительской ценности, тем выгоднее потребителю покупка продукции, или, другими словами, выше конкурентоспособность продукции. Для потребителя неоплаченная часть потребительской ценности равна полученной им от использования продукции дополнительной прибыли. Для производителя она соответствует «запасу конкурентоспособности его продукции».

Многие покупатели, принимая решение о покупке того или иного продукции, используют критерии: цена и качество (причем под этим у одних покупателей может подразумеваться надежность, для других — эстетические характеристики).

Потребитель взвешивает «достаточно ли качества» ему предлагают за указанную цену. Описывая удачную покупку, люди зачастую говорят, что «всего-то за столько-то рублей удалось купить продукцию с такими-то достоинствами». Иначе говоря, покупатель считает, что за купленный продукцию не жалко было отдать и больше. Но поскольку он достался дешевле, то цена приобретения ниже потребительской ценности. Конкурентоспособность продукции тем выше, чем больше доля неоплаченной, полученной потребителем даром полезности.

Проводя сравнение продукции, предназначенной для удовлетворения одной и той же потребности, покупатель учитывает ее потребительские свойства, выясняет степень соответствия собственным потребностям. При этом он стремится добиться оптимального соотношения между уровнем потребительских свойств продукции и расходами по его приобретению и использованию, то есть получить максимум потребительского эффекта на единицу затрат. По отношению к конкретной потребности указанное соотношение может быть достигнуто целым рядом различной продукции благодаря наличию у них аналогичных свойств. Соответственно все они будут обладать способностью удовлетворять данную потребность и по отношению к ней могут рассматриваться как взаимозаменяемые. Например, потребность человека в передвижении может быть удовлетворена путем применения автомобиля, мотоцикла, велосипеда, поезда и т.д.

Юридические лица

Рейтинг критерия,%

Физические лица

Рейтинг критерия,%

Надежность банка

81

Надежность банка

72

Широкий аспект услуг

31

Размер выплачиваемых процентов

54

Быстрота проведения банковских операций

31

Срок и удобство получения процентов

24

Качество услуг

25

Стоимость банковских услуг

20

1-ый этап

2-ой этап

3-ий этап

4-ый этап

Оценка стоимости торговой марки

Разработка интегрированной стратегии

Составление плана действий

Мониторинг и контроль

Количественная оценка стоимости по элементам

Оценка стоимости торговой марки главных конкурентов

Разработка на основе избранной стратегии плана конкретных действий в области увеличения ценности марки, операционных процессов, развития коммуникаций

Мониторинг результатов реализации стратегии

Оценка влияния каждого элемента марки

Экономическая оценка возможных стратегических сценариев

Корректировка стратегии в соответствии с меняющимися условиями

Углубленный анализ сильных и слабых сторон торговой марки

Определение целей, связанных с улучшением марки

(i = 1, 2, 3,…,n),

где q i , qi `, — единичный параметрический показатель конкурентоспособности по i-му параметру;

P i — величина i-го параметра для анализируемой продукции;

P — величина i-го параметра, при котором потребность удовлетворяется полностью (образец);

  • n — количество параметров.

при оценке по нормативным параметрам единичный показатель может принимать только два значения — 1 или 0. Если анализируемая продукция соответствует обязательным нормам и стандартам, показатель равен 1, если параметр продукции в нормы и стандарты не укладывается, то показатель равен 0;

  • из формул (1) и (2) выбирают ту, в которой росту единичного показателя соответствуют повышение конкурентоспособности (например, для оценки производительности — формула (1), а для удельного расхода топлива — формула (2);
  • если технические параметры продукции не имеют физической меры (например: комфортность, внешний вид, соответствие моде), для придания этим параметрам количественных характеристик необходимо использовать экспертные методы оценки в баллах.

Дифференциальный метод позволяет лишь констатировать факт конкурентоспособности анализируемой продукции или наличия у нее недостатков по сравнению с товаром — аналогом. Он может использоваться на всех этапах жизненного цикла продукции, особенно при ее сравнении с гипотетическим образцом. Он не учитывает влияние на предпочтение потребителя при выборе товара весомости каждого параметра.

Модели микроволновой печи

Параметры характеризуются

Экономические параметры

Быстро-действие, (Р 1 )

Объем (Р 2 )

Качество обслуживания, (Р 3 )

Цена, млн. Руб. (З)

Расходы на эксплуатацию в год, млн. руб. (С)

1

150

16

3,8

3,85

0,81

2

200

32

4,8

5,3

1,11

Образец

200

32

5

5,8

1,38

Коэф-т весомости

30%

50%

20%